С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»
Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.
И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.
Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности - процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер .

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Елена ДАНИЛОВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог школы № 520,
г. Москва

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А . Внимание школьника. М., 1987.
Заваденко Н.Н . Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
Кикоин Е.И . Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. М., 1993.
Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина . М., 1991.

Публикация статьи произведена при поддержке отеля Подмосковья «Яхонты». Если Вы хотите устроить отдых в Подмосковье с детьми , то предложение отеля «Яхонты» для Вас. Богатая развлекательная программа, аквапарк, опытные педагоги и аниматоры отеля «Яхонты» устроят для Вашего ребенка по настоящему веселый и интересный отдых. Узнать больше о предлагаемых туристических услугах, получить онлайн-консультацию квалифицированного специалиста и увидеть фотографии интерьера отеля и прилегающих территорий можно на официальном сайте дома отдыха «Яхонты», который располагается по адресу http://yahonty.ru

Вопрос от Оксаны, г. Санкт-Петербург:

Ребенок внешне нормальный. До школы работали с дефектологом и логопедом, но в школе проблемы с русским языком и математикой. Главное – он как будто не присутствует на уроке. Пришел, посидел и ушел. Иногда не помнит, что было на уроке, говорит, что ему неинтересно. Не сосредоточен, отсюда проблемы, двойки, а отсюда – крик мамы. Отсюда комплексы у ребенка. Что делать?

Отвечает Любовь Шалюга, врач:

Здравствуйте, Оксана!

Вопросы эффективного обучения и развития ребенка беспокоят многих родителей, тем более в наше время, когда конкурентоспособность на рынке труда высока. Поэтому каждый старается стимулировать ребенка к обучению всеми известными ему способами. Не всегда эти способы эффективны, а иногда даже негативно сказываются на развитии ребенка и его дальнейшей адаптации в жизни. Например, если ребенок невнимателен, на него порою так и хочется прикрикнуть, но в результате он еще больше отдаляется и теряет сосредоточение. Почему так происходит?

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, существует восемь вариантов устройства психики человека (векторов), отличающихся заданными от рождения свойствами. Обладатели этих векторов отличаются своими интересами, врожденными способностями и талантами. Для раскрытия всего потенциала представителю каждого вектора необходимы свои условия, оптимальные именно для него. Поэтому к каждому из них нужен свой индивидуальный подход.

Особенно важно и актуально это в отношении детей, потому что их психические свойства до возраста 15-16 лет проходят период развития. А условия в этот период как раз и определяют, какого уровня развития достигнут его врожденные способности, которые в дальнейшем будут реализовываться на благо общества.

С описанной вами ситуацией, когда ребенок словно не присутствует на уроке и не может сконцентрироваться, нередко сталкиваются родители ребенка со звуковым вектором .

Эти дети по своей природе отличаются особенно чутким слухом. Громкие звуки, а также слова с негативным смыслом ранят их настолько, что, услышав их, ребенок защищается и буквально «уходит в себя», абстрагируется от всего происходящего вокруг.

Можно заметить: когда в классе начинается шум и гам, способность к восприятию материала у ребенка со звуковым вектором резко падает. Как результат – он не может вспомнить ничего из того материала, который обсуждался в таких условиях. Гении в потенциале, маленькие звуковики способны решать сложнейшие задачи в уме. Все что им нужно – это интересная задача и благоприятные условия.

Создать условия

В первую очередь, это хорошее состояние мамы. Ведь именно мама определяет, как ощущает этот мир ребенок – приятным и безопасным, или несущим угрозу. от мамы дает базовый фундамент для развития малыша.

Второе условие – это тишина. Знание о повышенной чувствительности ребенка к звуковым раздражителям позволяет создать условия для комфортного выполнения домашнего задания. Дома ему также необходимо соблюдение тишины, чтобы он мог сосредоточиться на изучаемом материале. Некоторые проблемы обучения ребенка освящены в статье: « ».

Если вы ориентированы во врожденных векторальных особенностях своего ребенка, вы всегда сможете понять причины тех или иных особенностей его поведения, а значит – у вас не будет повода на него кричать. Ведь крик наиболее губительно воздействует на психику ребенка, особенно когда речь идет о звуковом векторе. Подробнее об этом можно прочесть в статьях: « », «Мама, не пой так громко. Берегите уши гения ».

Важно уметь правильно понимать свойства своего ребенка, чтобы создать оптимальные условия для его развития, а значит, способствовать его лучшей реализации во взрослой жизни. Как это работает, читайте

В каждой семье бывают конфликты, ссоры и кризисные ситуации, и вызывают их, как правило, одни и те же причины. Когда речь заходит об уроках и учебе, проблемы чаще всего возникают однотипные. В этой главе мы расскажем, как правильно действовать в характерных трудных ситуациях и быстро улаживать конфликты. Конечно, не со всеми проблемами можно справиться с помощью этих советов. Иногда целесообразно воспользоваться профессиональной помощью.

Что делать, если ребенок…

…копается?

Прежде чем ругать ребенка за то, что он никак не садится за уроки, подумайте, нет ли на то веской причины. Взаимное непонимание только усиливает раздражение. Если вы испортите ссорой настроение своему ребенку до того, как он сядет за уроки, у него будет еще меньше желания их делать. Постарайтесь по возможности спокойно убедить ребенка заняться домашним заданием.

Вы уже много раз просили ребенка сесть за уроки, а он все еще играет со своими машинками или куклами? Не дайте вспыхнуть конфликту. Спокойно напомните ребенку, что время, отведенное на уроки, уже пошло и что он может поиграть позднее, это станет его наградой за труд. Можете рассказать, как вы сами себя убеждаете, когда нужно собраться с духом и сделать что-то неприятное, например погладить белье. Если ребенок будет каждый день садиться за уроки в одно и то же время, это поможет вам избежать ссор на эту тему.

Если вы видите, что ребенок отвлекается и мечтает за работой, попробуйте выяснить, в чем причина. Возможно, ему нужен был перерыв перед тем, как приступить к урокам, чтобы успокоиться или расслабиться. Тогда вам следует обсудить вместе с ребенком, правильное ли вы выбрали время для выполнения домашних заданий, может, его стоит передвинуть. Попробуйте изменить время выполнения уроков.

Другой причиной невнимательности ребенка может быть чрезмерный объем заданий. Возможно, ребенок не знает, с чего начать, потому что упражнений слишком много. В этом случае поможет план занятий.

Если ребенок часто отвлекается за уроками, нужно поработать над его самоконтролем. Предложите ему записать на листке все посторонние мысли, которые приходят ему в голову, пока он занимается. Скорее всего, в списке будет немало важных дел, о которых ребенок боится забыть. Когда все они записаны на бумаге, они уже не кажутся такими срочными, их вполне можно сделать позднее. Ребенку будет проще сосредоточиться на задании, которое он выполняет в данный момент.

Детям младшего школьного возраста помогут сосредоточиться будильник или песочные часы. Решите вместе с ребенком, сколько минут у него должно занять выполнение задания, договоритесь, что он не будет торопиться и постарается сделать все как следует. Если время вышло, учебник закрываем, это железное правило. Если ребенок отвлекался и не успел доделать задание, то придется идти в школу так. Замечание учителя действует зачастую намного эффективнее, чем вечное родительское нытье.

… не может сосредоточиться?

Причины могут быть разные. Может быть, ребенку нужно отдохнуть, подышать свежим воздухом, успокоиться или выпить воды. Недостаток сна тоже снижает внимание. Слишком долгий просмотр телевизионных программ нагружает мозг ребенка избыточной информацией, и это также мешает ему сосредоточиться на уроках. Ограничивайте время просмотра телепередач и игр за компьютером.

С рабочего стола необходимо убрать все, что может отвлекать ребенка — чем легче он отвлекается, тем меньше лишних вещей должно быть на столе. Чтобы усилить концентрацию во время чтения, педагоги рекомендуют вырезать из бумаги «смотровое окно», через которое видны только нужные строчки.

Пересмотрите и свое собственное поведение. Возможно, вы сами отвлекаете ребенка комментариями или ценными, на ваш взгляд, советами. Или нарушаете его мыслительный процесс, предлагая свою помощь. Займитесь чем-нибудь другим, пока ребенок делает уроки, и вмешивайтесь только в том случае, если он действительно дальше не может справиться сам.

…чувствует себя перегруженным и не знает с чего начать?

Это чувство парализует, но сдаваться и прятать голову в песок — не выход из положения. Помогите ребенку. Прежде всего ему необходимо почувствовать, что он может справиться с ситуацией. Для начала путь восхождения на большую гору нужно разбить на небольшие этапы. Вместе составьте план, по которому ребенок будет действовать.

Он должен быть максимально конкретным. Пусть ребенок работает по списку и вычеркивает пункт за пунктом.

Возможно, ребенок медлит еще и потому, что он неверно понял задание и не понимает, что от него требуется. Тогда вам следует поработать «переводчиком» и объяснить ребенку, что он должен сделать.

Важно, чтобы ребенок отдыхал между заданиями. Перед перерывом он должен подумать, с чего потом снова начнет работу, и все для этого приготовить — тогда возвращение к занятиям не будет трудным.

Если ребенок постоянно чувствует себя перегруженным, пора бить тревогу. Может быть, у него накопились большие пробелы в знаниях по основным предметам? Эту проблему необходимо решить. Обсудите ее с учителем.

… не знает, что ему задано?

Не спешите хвататься за телефон и обзванивать одноклассников своего отпрыска, подумайте, кто отвечает за то, чтобы домашние задания были записаны в дневник? Спросите его, почему он отнесся к своей обязанности невнимательно. Он болтал с соседом по парте, записал только половину, смотрел в окно, думал о чем-то другом? После этого пусть он сам попробует решить проблему.

Если такая небрежность повторяется регулярно, примите меры. Заведите специальную тетрадь для записи домашних заданий. В крайнем случае вы можете попросить учителей какое-то время проверять, все ли правильно записал ребенок, и вы также будете просматривать тетрадь для домашних заданий и следить, чтобы задания были записаны по всем предметам. Строгий контроль можно снять, когда ребенок станет достаточно ответственным и обязательным.

…упрямится и не хочет учиться?

Ребенок рвет тетрадь в клочки и кричит: «Биология — мрак! Я ее не понимаю!», раскидывает ручки или пинает стул? Если вы в ответ тоже повысите голос и закричите, мало чего добьетесь. Утешать ребенка в приступе ярости также бесполезно — раздражение может даже усилиться. Возьмите себя в руки, чтобы не накалять ситуацию еще больше. Угроза наказания приведет лишь к усилению агрессии. Ребенок должен сам справиться со своими чувствами, вы же можете лишь молча показать ему, что понимаете его гнев и сочувствуете. Если ему не удается успокоиться, попробуйте переключить его внимание на что-нибудь другое. Предложите посмотреть на ситуацию с другой стороны, объясните, что ошибки — явление вполне естественное и что он наверняка сможет найти решение. Напомните ребенку, как он совсем недавно очень легко справился с заданиями, объясните, что у него нет никаких оснований сомневаться в своих способностях. Или предложите ему сделать перерыв и продолжить делать уроки позже, когда он успокоится.

Когда гнев пройдет, спокойно поговорите с ребенком о том, что с ним произошло, не осуждая его поведения. Скажите, что вы все понимаете, но от того, что он пнул стул, проблема не решилась. Расскажите ему, что вы делаете, когда злитесь.

… опускает руки, как только сталкивается с трудностями?

Вечный вопросительный взгляд, каждый раз «У меня не получается»? Объясните ребенку, что вы не будете делать уроки за него. Побуждайте его не бросать дело, а еще раз подумать.

Если вы видите, что задание для него действительно сложное, помогите ему советом или наводящими вопросами, но не подсказывайте ответ. Трудности — неотъемлемая часть учебы. Объясните ребенку, что вполне нормально с первого раза что-то не суметь сделать и что иногда нужно попробовать разные пути решения. Как правило, обсуждая проблему вслух, ребенок легче находит решение.

Недостаточная уверенность в себе снижает мотивацию ребенка? В этом случае вы должны объяснить ему, что верите в его способности и убеждены, что он справится с задачей.

…утверждает, что без активного влияния со стороны старших хорошо учиться не может?

Очень многие школьники, особенно старшеклассники, а также некоторые студенты, считают, что собственной мотивации и силы воли им не хватает — нужно, чтобы кто-то старший, имеющий в их глазах авторитет и власть, «заставлял» их учиться. Студенты любят рассказывать, как они целый семестр прогуливали лекции и развлекались, а во время сессии не спали по ночам, готовясь к экзаменам. Пунктуальность и разумное планирование работы часто кажутся им глупостью, такое отношение к процессу обучения формируется еще в школе. Ваша задача — объяснить ребенку, что эта позиция неверна, и заранее приучить его к грамотной стратегии обучения. Случается, что даже дети, честолюбиво стремящиеся к отличным оценкам, «запускают» тот или иной предмет, потому что ждут подходящего момента, «вдохновения», чтобы наконец начать заниматься. Если все время ждать появления музы, результаты будут плачевными. Ученик, умеющий планировать работу, вряд ли испытает прилив адреналина в крови в последнюю ночь перед экзаменом, но зато он спокойно ляжет спать с приятным чувством, что все сделано и он готов к испытанию.

… не любит какой-либо предмет, потому что ему не нравится учитель?

Очень часто с приходом нового учителя меняется отношение детей к самому предмету. Когда учитель вызывает у ребенка антипатию, предмет становится нелюбимым и ученик не желает стараться. Если у вашего ребенка есть такая проблема, ее нельзя оставлять без внимания. Объясните ему, что учатся не для учителя и не для школы, а для самого себя, и нельзя из-за внешних обстоятельств позволять себе пренебрегать каким-либо предметом, особенно если сам предмет тебе интересен. Если ребенку не нравится ни учитель, ни сам предмет, найти выход будет непросто, но попытаться все равно нужно. Подумайте вместе с ребенком, какую пользу он мог бы извлечь из знаний, полученных на этих уроках: например, во время следующей поездки за границу он сможет разговаривать сам по-английски с новыми друзьями, а без знания истории он не сможет поступить в вуз и получить желаемую профессию. Объясните ему, что вы ничего не можете изменить в сложившейся ситуации, поэтому он должен настроиться на продуктивную работу и постепенно построить нормальные отношения с учителем. Таким образом вы возложите ответственность за ситуацию на ребенка, подтолкнете его к самостоятельному разрешению конфликта, этот навык обязательно пригодится ему в дальнейшем.

Если между ребенком и учителем возник острый конфликт, вам необходимо поговорить — лучше всем троим.

Соберись!» — родители и педагоги часто говорят это детям, которым сложно концентрироваться на каком-либо задании. Но может ли ребенок с такой проблемой решить ее одним лишь усилием воли? И как помочь, если ему никак не удается сосредоточиться? Своими рекомендациями делится детский аналитический психолог Мария Куленкова.


Почему ребенку сложно удерживать внимание

Чем ребенок младше, тем короче отрезок времени, в течение которого он способен удерживать внимание: в раннем возрасте это всего лишь пять-девять минут. Малыши могут быстро переключаться между объектами, и это нормально: так в их возрасте чередуются возбуждение и торможение в коре головного мозга. И работа детского мозга — это тонкий процесс, зависимый от множества факторов, в том числе и от того, в какой обстановке ежедневно находится ребенок.

Влияние гаджетов

Если ваши дети имеют бесконтрольный , это влияет на их способности к концентрации. Длительное пребывание за компьютером, телевизором, планшетом или смартфоном утомляет психику ребенка. Внимание становится неустойчивым, рассеянным, ребенку труднее собраться и сконцентрироваться на менее ярких объектах. Современные технологии важны, нужны, но пока вы имеете дело с неокрепшей и развивающейся нервной системой, важно ограничивать столь интенсивные потоки информации, способные ее быстро перегрузить.

Значимость семейной атмосферы

Один из наиболее важных факторов в развитии ребенка — это психологическая безопасность. Если ребенок чувствует любовь, принятие, заботу, если удовлетворяются не только его физиологические потребности, но и психологические, эмоциональные, то внимание будет устойчивым, длительным. Ребенок сможет легко концентрироваться и заниматься интересным делом достаточное для него время.

ощущает собственную незащищенность перед большим угрожающим миром.

Бесполезно давить на ребенка, если у него что-то не получается, он не сможет сконцентрироваться на задаче. Важно создать атмосферу доброжелательности, принятия, мягкой поддержки в процессе познания или тренировки.

Если слишком беспокоиться, что ребенку может быть скучно, постоянно и часто менять перед ним игрушки, картинки, книжки, занимать его без конца, ребенок не научится сам контролировать свое внимание и его концентрацию. Важно давать ребенку больше времени, ждать, когда познавательный интерес пробудится, и быть внимательным в поддержке этого интереса.

Физиологические особенности

Бывают случаи, когда неспособность удерживать внимание обусловлена физиологически: травмы, генетические заболевания, задержка психического развития и других отклонения. В этом случае проблема проявляется уже в раннем детстве и будет отчетливо видна неврологу, психоневрологу. Если же концентрация внимания снижена в силу психологических травм или незрелости нервной системы, то можно с целью диагностики и коррекции обратиться к нейро- и детскому психологу.


Как развивать концентрацию

Умение концентрировать внимание на каком-либо деле, не отвлекаясь, — важное условие для овладения любым навыком. Тренировать это можно с первых месяцев жизни. Ведь внимание ребенка начинает развиваться с того самого момента, как дозревают функции зрительной фокусировки взгляда, а происходит это еще до наступления трехмесячного возраста.

Первые месяцы жизни

Уже в месяц малыш может сконцентрироваться на крупном объекте, мамином лице, начинает выстраивать с ней социальные отношения, улыбаться, поворачивать голову в сторону, откуда слышен мамин голос. В этот период практически все игры служат развитию внимания, мышления ребенка. Надежная привязанность ребенка к маме, ощущение безопасности, полноценная забота о потребностях ребенка создают базу для всестороннего гармоничного развития подрастающего человека.

Раннее детство

В раннем возрасте игра служит в первую очередь поводом для личностного контакта с ребенком. В этот период, начиная уже с года, можно играть с детьми в простые игры на развитие внимания, например прятки. Используйте : позвоните в колокольчик, бубенчик, погремушку, постучите в барабан, не показывая их малышу, и спросите у него, что же это звучит. Очень полезно просто слушать музыку и обсуждать ее. Стройте башенки из конструктора, читайте книги и задавайте вопросы по содержанию, рассматривайте картинки, начинайте сортировать предметы — все это будет полезно для тренировки концентрации.

Будьте эмоциональны в этих играх: это привлекает внимание, мотивирует, стимулирует познавательную активность ребенка. Очень важно, чтобы вы не торопили ребенка и не выражали свое недовольство, если он не очень быстро реагирует. В противном случае малыш станет тревожиться, что не соответствует вашим требованиям, что он «отстает». При этом высшие психические функции — мышление, память, внимание — сразу отключаются, и вся энергия направляется на выживание и сохранение психики.


Дошкольный возраст

«Сколько рук». Водящий садится в центр круга, подставляя остальным спинку, можно закрыть глаза. Остальные игроки кладут ладошки на спинку водящего, а ему нужно угадать, сколько рук в данный момент дотронулось до него. Это развивает внимание, тактильное восприятие, самоконтроль и коммуникативные способности всех игроков.

«Иванушка у камушка». Водящий — и это должен быть ребенок — садится в центр круга, подставляя спину остальным игрокам. Игроки кладут ладошку на его спину тыльной стороной вниз. Ведущий начинает, повторяя считалку, нажимать камушком на ладошки игроков по кругу так, чтобы водящий чувствовал это давление спинкой. «Разыгрался Иванушка возле белого камушка!» На последних словах ведущий кладет камушек в ладошку тому из игроков, на ком остановилась считалка. Далее все участники закрывают ладошки, отходят от водящего и выставляют вперед закрытые кулачки. Все вместе повторяют: «Угадай-ка, у кого, у кого. Покажи-ка на того, на того!» Водящий встает и пытается угадать, у кого в кулачке зажат камушек. Дети помладше делают это наугад, а старшие могут анализировать поведение других ребят, развивая эмоциональный интеллект, внимание и мышление.

«Пол, нос, потолок» и различные модификации этой игры. Сначала ведущий указывает на пол, на нос или потолок и правильно их называет. Затем он начинает путать игроков: называет одно, а показывает другое, при этом игрокам нужно следовать его словесным указаниям. Например, он говорит: «Пол», а показывает на потолок, и здесь нужно не запутаться, а показать именно на пол. Далее правило можно поменять: пусть игроки показывают туда же, куда и ведущий, не обращая внимания на его слова.

«Повтори ритм». Несколько хлопков или притопов, которые ребенок может повторить в такой же последовательности.

Также способствуют развитию концентрации внимания, особенно если в них присутствует соревновательный компонент. Но и без него выстроенная цепочка последовательных действий в игре или зарядке способствует развитию внимания, сбросу напряжения и развитию межполушарных связей.

Чтобы ваш ребенок умел концентрироваться и был внимательным, очень важно, чтобы вы сами были внимательны к нему. Будьте чуткими, терпеливыми, и вы обязательно увидите результат.

Доброе утро. Светлана, ваш сын-это продукт и результат вашего семейного воспитания, который вам не нравится в выполнении домашнего задания)). Светлана, позвольте дать вам несколько рекомендаций, опираясь на обширный опыт дестко-родительской психотерапии. Вам, как минимум, необходимо:
1. Найти причины поведения ребенка при выполнении домашнего задания. Например, если бы у мальчика были проблемы с концентрацией внимания, то у ребенка сразу возникли были серьезные проблемы в обучении, а о них вы ничего не написали. Следовательно, проблема в другом.
2. Для того, чтобы исключить проблему переутомления в школе, выработайте новый ритуал выполнения домашнего задания, например: ребенок после школы должен поесть, отдохнуть (сменить вид деятельности) поиграть, погулять или поспать (не более 20 минут) и т.д.
3. Обратить на важный сигнал, который подает вам -родителям, ваш ребенок, а именно, отсутствие у него внешкольных интересов, увлечений и хобби. Вы не описали ни одного внешкольного увлечения ребенка, и ни того, как вы проводите семейный досуг (например, хотите всей семьей на каток и т.д.). Наличие у ребенка внешкольных интересов, хобби и увлечений позволяет ребенку включать самомотивацию, самодисциплину, ответственность и т.д., то есть тех личностных качеств, от отсутствия которых вы -родители, очень страдаете.
4. Приступить к формированию у ребенка таких новых, важных, личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, упорство и настойчивость, познавательный интерес и др. Согласитесь, несправедливо требовать от сына того, чему вы его сами не научили.
5. Сменить привычные модели поведения и методы взаимодействия с ребенком, в том числе и во время, выполнения домашних заданий, например: учитесь договариваться с ребенком, вспомните про чувство юмора и самоиронии - это позволит вам, как минимум, не драматизировать ситуацию с выполнением домашних заданий, легко решать возникающие вопросы и т.д.
6. Ввести, для ребенка, при выполнении домашних заданий познавательные мотивы учебной деятельности, например, используйте элементы мотивации из известных, достаточно интересных и эффективных, технологий обучения, например, метода проектов и т.д.
7. Для того, чтобы не гадать о причине, покажите ребенка еще раз профессиональному детскому психологу, хотя бы в режиме онлайн, который после одной беседы с вами и с ребенком:
*определит первопричину вашей проблемы;
*определить грамотную стратегию психологической помощи ребенку,
*даст вам, родителям, конкретные рекомендации по взаимодействию с ребенком в решении проблемы, некоторые из которых описаны выше,
*и никогда не скажет вам "у вас замечательный ребенок, чего вы хотите "
Мудрости вам.
Р.S. Уважаемый клиент, наши эксперты потратили свое время и свои профессиональные знания, чтобы ответить на ваш вопрос. Пожалуйста, проявите свою воспитанность: выберите лучший ответ и отметьте ответы остальных экспертов