Среднее общее образование
Биология
Готовимся к ЕГЭ по биологии. Задание 26
ЕГЭ по биологии уже не за горами. В этом году проверка знаний будет несколько отличаться от экзаменов прошлых лет. Корпорация «Российский учебник» представляет серию вебинаров, в которых профессор МИОО Георгий Лернер производит разбор заданий и рассказывает, как должна проходить подготовка. На этот раз изучаем линию 26 из демонстрационного варианта, задания которой связаны с эволюционным учением и основами экологии – она является одной из наиболее сложных в ЕГЭ.Биология. ЕГЭ 2018 года. Особенности
- С 2018 года будет уделяться особое внимание понятийному аппарату. Не исключено, что уже в будущем году в кодификаторах к экзамену пропишут терминологию, которой должен владеть учащийся.
- Увеличится число вопросов, связанных с эрами и периодами, эволюцией растений и животных. Раньше они почти не встречались. Выпускникам необходимо изучить геохронологическую таблицу, быть готовым к заданиям на определение организма, относящегося к тому или иному периоду, к той или иной эре, на определение отпечатка, на расчет времени существования данного организма.
- Увеличится число вопросов, посвященных происхождению жизни на Земле. Раньше их практически не было.
- Почти исключится формулировка «Что произойдет, если исчезнут...». Некоторые последствия невозможно предугадать. Взамен абитуриентам будет предложено назвать факторы, которые могут привести к сокращению численности той или иной популяции.
- В этом году абитуриентам не удастся ограничиться лаконичными ответами. Экзаменуемые должны показать знание предмета - для этого при подготовке необходимо уйти от «натаскивания».
Варианты задания № 26, решения и пояснения
Пример 1
Какие ароморфозы обеспечили развитие древнейших организмов в архее и протерозое? Укажите не менее четырех ароморфных признаков и их значение в эволюции. Элементы ответа:Элементы ответа:
- Появление фотосинтеза обеспечило первичный синтез органических веществ из неорганических, накопление кислорода в воде и атмосфере, образование озонового экрана.
- Появление аэробного обмена веществ обеспечило синтез большого количества АТФ и снабжение организма энергией.
- Половой процесс привел к появлению у организмов разнообразных признаков - материала для эволюции.
- Появление многоклеточности привело к дифференциации клеток, тканей и органов.
- Появление эукариот обеспечило разнообразие царств живой природы.
Примечание:
Формулировки ответа могут быть разные, главное - правильное употребление терминов. Кроме того, если экзаменуемый не выполнит задание «Укажите», «Объясните», то потеряет 2 балла.
Пример 2
Популяция стабильна, если она имеет большую численность. Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше, чем многочисленных?
Элементы ответа:
- Вероятность гибели малочисленных популяций от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды выше, чем у многочисленной популяции.
- Ослабевают связи между членами популяции (звуковая сигнализация, выделение химических веществ).
- Затруднена репродукция потомства.
- Близкородственное скрещивание особей в малочисленных популяциях приводит к появлению вредных рецессивных генов. При высокой численности популяция относительно гетерогенна.
Примечание:
В задании не указывается количество критериев, на которые нужно дать ответ, - следовательно, необходимо назвать не меньше трех. Ответ должен соответствовать смыслу вопроса, и если этого соответствия нет, то снижается балл. Для выполнения задания нужно указать события, которые ведут к исчезновению малых популяций. Критерий № 2 наиболее сложный для абитуриентов, он редко упоминается в алгоритме для решения подобной задачи.
Пример 3
У трески, щуки и многих других рыб количество выметываемых икринок исчисляется миллионами. Вместе с тем, имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Объясните, почему в природе существуют те и другие рыбы.
Элементы ответа:
- Самки рыб, как правило, выметывают большое количество икры в воду и она там оплодотворяется. Оплодотворение внешнее.
- Приспособленность к выживанию при внешнем оплодотворении - большое количество икры.
- У рыб с небольшой плодовитостью хорошо развита забота о потомстве, иначе они не могли бы существовать.
Примечание:
Подобные задания вызывают сложности. Критерий № 1 трудно вывести из вопроса, поскольку у подавляющего большинства рыб наружное оплодотворение. Если экзаменуемый ответит, что часть икры не оплодотворяется, выбрасывается волнами на берег или поедается другими рыбами, это будет в большей степени соответствовать смыслу вопроса. Нужно познакомить учеников с разными вариантами ответа.
Пример 4
Считается, что на склонах холмов поля надо распахивать поперек склона (горизонтально, террасами), а не вдоль (от вершины к подножию). Объясните, почему необходимо делать именно так и к чему может привести распашка полей вдоль склона.
Элементы ответа:
- При распашке вдоль склона и вода, используемая для полива, и естественные осадки будут стекать вдоль грядок к подножию холма.
- Эта вода будет вымывать из почвы удобрения и другие полезные вещества, ускоряя эрозию почвы.
- При распашке поперек склона вода будет дольше оставаться в почве и вещества будут вымываться гораздо медленнее.
Примечание: Школьники, как правило, не знакомы с термином «террасирование». Это задание вызывает у них серьезные затруднения в силу недостатка опыта поездок в места, где такой способ распашки распространен.
Пример 5
Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми расположен толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.
Элементы ответа:
- Пингвины живут в холодных условиях, поэтому мощный пуховой слой (пуховые перья особого строения) им необходим в качестве термоизоляции.
- Если бы пуховые перья менялись постепенно, это приводило бы к нарушению плотности контурных перьев, что, в свою очередь, приводило к намоканию перьев при плавании.
- Поэтому у пингвинов выработалась смена всех пуховых перьев разом, чтобы период смены был как можно короче.
Примечание:
Абитуриент может не понять смысл вопроса. Нужно уделить время этому заданию, представить веер ответов. Лучше - пользуясь дополнительной информацией. Необходимо проговорить, что линька у пингвинов длится около 20 дней - это короткое время, в течение которого птицы голодают и скапливаются в стаи, чтобы согреться. Пуховые перья выталкиваются новыми перьями. Если словосочетание «все разом» будет понято абитуриентом как «очень быстро» (что вполне вероятно), возникнут трудности с ответом.
Пример 6
Что происходит с признаками и характеристиками организмов при дивергентном видообразовании? Какие движущие силы эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора лежит в основе этого процесса?
Элементы ответа:
- При дивергенции происходит расхождение признаков.
- Дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором.
- Движущая форма естественного отбора, ведущая к полиморфизму.
Примечание:
Термин полиморфизм
будет часто встречаться в заданиях 2018 года. В некоторых вопросах подобного типа нужно будет говорить о дизруптивной форме отбора.
Пример 7
Почему биологический регресс часто ведет к вымиранию вида? Ответ обоснуйте, приведите не менее четырех аргументов.
Элементы ответа:
- При биологическом регрессе резко сокращается численность вида в связи с понижением адаптации организмов при изменении условий среды.
- Происходит уменьшение ареала за счет уменьшения численности.
- Возникает близкородственное скрещивание, которое приводит к проявлению вредных мутаций и гибели организмов.
- Случайные факторы повышают вероятность вымирания вида.
Примечание:
Задание требует умения оперировать понятиями «регресс», «адаптация», «ареал», «мутации». Оно несложное, однако абитуриенты не всегда могут привести именно четыре полных критерия. Возможный веер ответов: организмы не успевают приспособиться к изменяющимся условиям среды; они не выдерживают конкуренции с другими видами; в результате они отсеиваются естественным отбором; из-за снижения численности происходит сокращение ареала. Каждая из этих формулировок вполне соответствует алгоритму, приведенному в критериях.
Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.
Пример 8
Докажите, что большинство современных птиц находится в состоянии биологического прогресса (с учетом особенностей птиц).
Элементы ответа:
- Большое видовое разнообразие, обусловленное разнообразием и адаптациями к своим экологическим нишам.
- Высокая внутривидовая численность особей, связанная со сложным поведением (заботой о потомстве, перелетами, строительством разнообразных гнезд и т.д.).
- Широкий ареал обитания, обусловленный теплокровностью и способностью к полету.
Примечание:
В данном примере не следует говорить о четырехкамерном сердце, двойном дыхании, клюве без зубов и прочих приспособлениях к полету, поскольку об этом не спрашивают. Теплокровность правильно упоминается как адаптациия к переживанию различных условий среды. Ответ на это задание, как и в предыдущем примере, поддается алгоритмизации: все, что сокращается при регрессе, увеличивается при прогрессе, и наоборот.
Пример 9
Опишите состав первичной атмосферы Земли и условия, при которых происходил абиогенный синтез первых органических веществ. Какие вещества синтезировали Миллер и Юри в своем эксперименте? Почему эти вещества не образуются в настоящее время, например при извержениях вулканов?
Элементы ответа:
- Первичная атмосфера Земли содержала водяной пар, аммиак, водород и метан.
- Условиями для синтеза были электрические разряды и высокая температура.
- В результате опыта ученые получили несколько аминокислот, мочевину и молочную кислоту.
- Образующиеся органические вещества сразу поглощаются микроорганизмами или окисляются кислородом атмосферы.
Примечание:
Очевидно, что в ответе должно быть 4 критерия. Данный пример показывает, что необходимо знать имена некоторых ученых и их работы.
Пример 10
Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
Элементы ответа:
- Уменьшение численности шмелей.
- Увеличение численности растительноядных животных.
- Размножение растений-конкурентов (злаков и др.).
Примечание: В задании могут быть приведены другие критерии:
- Вытаптывание клевера коровами.
- Разрушение гнезд шмелей птицами.
- Уничтожение яиц шмелей насекомыми-наездниками и т.д.
Пример 11
Какие растения в природных условиях получают минеральное питание не из почвы, и поясните - как?
Пример 12
Объясните, почему для возобновления вида орлана-белохвоста достаточно двух яиц в кладке, а в кладке соловья - 6-7 яиц.
Элементы ответа:
- Высокой плодовитостью отличаются виды, у которых велика гибель особей в природе.
- У соловья избыточное производство яиц как бы покрывает их возможную гибель (гнездовой тип птенцов, много врагов, длительные перелеты на места зимовья и др.).
- У видов с хорошо развитой заботой о потомстве гибель птенцов невелика (более зрелые птенцы, отсутствие естественных врагов, оседлый образ жизни).
Примечание:
Задание требует от абитуриентов как минимум некоторого представления об орлане-белохвосте. Условие отчасти наводит на правильный ответ - по крайней мере, учащиеся могут сравнить размеры птиц, предположить заботу о потомстве у орланов, и, таким образом, вывести первый критерий.
Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Сборник содержит вопросы, подобранные по разделам и темам, проверяемым на ЕГЭ, и включает задания разных типов и уровней сложности. В конце пособия приводятся ответы на все задания. Предлагаемые тематические задания помогут учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.
Пример 13
Объясните влияние плотности водной среды обитания на «живые организмы» биоценозов.
Элементы ответа:
- Свет проникает в воду на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в верхних слоях (до 150-200 м).
- Плотность водной среды оказывает влияние на обтекаемую форму тела и сильную мускулатуру быстро передвигающихся животных.
- Плотность среды облегчает вес организмов и создает возможность постоянно находиться в толще среды (планктон).
- Наличие планктона делает возможным фильтрационный тип питания многих животных.
Примечание: Критерий № 4 едва ли имеет прямое отношение к вопросу, поскольку указано не прямое влияние воды на жизнедеятельность организмов. Возможный веер ответов: у водных растений слабо развитая механическая ткань и высокая плавучесть; у животных развиты такие приспособления, как слизь на коже, плавники, адаптация к разным глубинам и так далее. Задания по теме «Экология организмов» требуют умения применять знания в измененной ситуации. В вопросах встречается влияние света, влажности, солености и других факторов.
Пример 14
Укажите не менее четырех факторов водной среды обитания. Объясните их роль в жизни организмов.
Элементы ответа:
- Плотность воды определяет ее выталкивающую силу (распределение организма по разным глубинам).
- Температурный режим более сглажен, нет чрезмерно высоких и низких температур.
- Ограниченное количество кислорода. Бывают заморы в водоемах по разным причинам.
- Солевой состав ограничивает распространение пресноводных и морских обитателей.
Примечание: Подобные типы заданий могут касаться наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной сред обитания. Речь идет о физико-химических свойствах и их роли в жизни организмов. Абитуриент ответит правильно, если такие свойства им хорошо изучены.
«Решу ЕГЭ 2019 по биологии на высокий балл», – так настраиваются выпускники, планирующие в дальнейшем поступать в медицинские, биологические, психологические, ветеринарные или экологические факультеты.
Терпение и упорство!
Отметим, что решить ЕГЭ по биологии не так уж и просто. Зачастую даже наличие знаний по предмету не гарантирует получения высокой отметке на ЕГЭ. КИМы, подготавливаемые Федеральным институтом педагогических измерений, ежегодно меняются. Изменения касаются не только количества вопросов, но и самой структуры испытания. Так, в прошлом году время на выполнение экзаменационной работы увеличилось до 210 минут. Вместе с ним возросла и сложность заданий. Они стали более объективными, а вероятность угадывания правильно ответа близка к нулю. Не осталось вопросов, в которых верным является лишь один ответ. Первая часть экзамена, при должной подготовке, не вызывает сложности. Главное – внимательность. Как показывает практика прошлых лет, экзаменуемые не вчитываются в формулировку задания. Например, пропускают частицу не. Происходит это по двум причинам:
- не хватает практики в решении тестовых заданий;
- сильное волнение.
Будущим абитуриентам необходимо в процессе подготовки уделять внимание не только изучению теории, но и попрактиковаться с решением реальных экзаменационных билетов. Их можно найти в Открытом банке заданий на портале ФИПИ или на других профильных сайтах, посвящённых подготовке к ЕГЭ по биологии. Например, в проекте Гущина «Решу ЕГЭ» много внимания уделено подготовке к биологии. Хорошая коллекция тестов ЕГЭ по биологии представлена и в нашем образовательном центре. Также мы предлагаем нашим ученикам пройти тестирование после изучения каждой темы. Проштудируйте не только подборку заданий ЕГЭ по биологии, но и кодификатор. Он отражает все элементы содержания, которые будут проверяться на экзамене. При этом важно выбрать вариант текущего года.
Как готовиться и решать задания ЕГЭ?
Для успешного решения заданий из второй части проходить онлайн-тесты на сайте ЕГЭ по биологии недостаточно. Эти вопросы требуют развёрнутого ответа и тщательной подготовки с репетитором, учителем или онлайн-инструктором. Самыми сложными являются задачи по цитологии и генетике. С ними успешно справляются немногие выпускники. Хотите войти в их число? Приглашаем вас на онлайн-курсы, которые содержат не только теорию, но и проверку домашних заданий преподавателем. Со знаниями, полученными у нас, вы легко справитесь с задачами на экзамене и поступите в вуз мечты!
И напоследок. Чтобы не стать заложником стресса, хорошо отдохните и выспитесь перед испытанием. Скажите мысленно «Я сдам егэ по биологии» и всё у вас получится!
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ. Как проходит обучение?
Отзывы наших пользователей
Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод...
Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным "винегретом" терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут "набить руку" в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна "Novisse" за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!
Отзыв полезен?
Отзыв полезен?
Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары!
Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации
Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика.
В-третьих, подобрано очень удобное время и день!
Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом...
Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары!
Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации
Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика.
В-третьих, подобрано очень удобное время и день!
Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю.
Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!
Отзыв полезен?
Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)
Отзыв полезен?
Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ :)
Отзыв полезен?
Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы...
Последний школьный год - сложный и ответственный период. От результатов ЕГЭ зависит многое в дальнейшей жизни: выбор профессии, успех в карьере.
Вопросы, которые встают перед каждым 11-классником: с помощью каких пособий и интернет-ресурсов я буду готовиться, как изучу огромный объем материалов, как я решу ЕГЭ, как добьюсь высоких баллов?
Наша задача, моя как репетитора и ваша как учеников, сделать подготовку к ЕГЭ по биологии очень качественной и не тратить силы и время впустую. По результатам многих лет работы я создал большое количество учебных материалов, которые позволяют учить биологию быстро, глубоко, качественно. На моем Ютуб-канале выложены видео, в которых рассматриваются все основные темы школьного курса биологии.. Наконец, мной разработана уникальная система онлайн тестов , позволяющая изучить биологию на самом высоком уровне.
Казалось бы, материалов для подготовки к ЕГЭ по биологии в интернете очень много, зачем репетитору вкладывать силы в написание статей, запись видео, разработку новых тестов, - ведь есть, например, проект Решу ЕГЭ, и можно готовиться по нему? К сожалению, задания по биологии там создаются не одним профессиональным преподавателем, а стекаются из разных источников. Я не берусь гарантировать их качество, зная, сколько тестов с ошибками гуляет по сети.
В своих учебных материалах я работаю только с сертифицированными тестами ФИПИ! Они выверены, точны, в них нет ошибок, - а если попадаются «скользкие» формулировки, мы обязательно об этом говорим на занятиях. И потому все свои видео, статьи и тесты онлайн я с полной ответственностью рекомендую ученикам.
Каталог заданий ЕГЭ по биологии Гущин с пояснениями - достаточно ли в нем информации?
![](https://i1.wp.com/egevideo.ru/upload/ege-po-biologii.jpg)
Я соглашусь, что каталог заданий Решу ЕГЭ удобен, потому что к тесту прилагается пояснение. Однако пояснение это очень короткое, тезисное. К тому же оно расслабляет ученика: не знаешь верный ответ - сразу читай пояснение! По моему мнению, школьнику необходимо дать гораздо более глубокие знания, показать внутренние связи, предупредить возможные ошибки.
3. - это качественный тренажер, не позволяющий ученику расслабляться. Обучение здесь подкрепляется эмоциями: раздражение от того, что тест не дается, радость при его решении, - всё это делает процесс динамичным, а значит, гораздо более результативным.
В контрольных измерительных материалах ЕГЭ по биологии 2018 г. изменения по структуре и типам заданий не планируются. Они остаются такими же, как и в 2017 году.
КИМы учитывают специфику нашего предмета и проверяют то содержание, которое отражено в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Это тот самый стандарт, который действует у нас с 2004 года.
Контрольно-измерительные материалы конструируются исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за основное общее и среднее общее образование, как на базовом, так и профильном уровнях - это новшество, так как до 2017 года разработчики оценивали уровень овладения знаниями и учебными умениями только на базовом уровне, никак не на профильном. Сегодня задания нацелены на проверку сформированности биологической компетентности выпускников.
Приоритетом контроля является контроль сформированности знаний и способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии (чего не было раньше); овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений в различных ситуациях, как в новой, так и в измененной ситуации, решении количественных и качественных биологических задач.
Большой акцент делается на работу с информацией, которая представлена в различных видах: это и тексты, и схемы, и рисунки, и таблицы, и графики, и диаграммы.
Экзаменационная работа включает в себя семь содержательных блоков:
- «Биология как наука. Методы научного познания»
- «Клетка как биологическая система»
- «Организм как биологическая система»
- «Система и многообразие органического мира»
- «Организм человека и его здоровье»
- «Эволюция живой природы»
- «Экосистемы и присущие им закономерности»
Структура КИМ
Каждый вариант экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, которые включают в себя задания, различные по форме предъявления, уровню сложности и способам оценки их выполнения.
ТАБЛИЦА СТРУКТУРА КИМ
Часть 1 (21 задание) | Часть 2 (7 заданий) |
---|---|
- множественный выбор- 7 | - ПОЗ (практико-ориентированное задание) |
- соответствие – 6 | - изображение |
- последовательность-3 | -текст |
-задача – 2 | -обобщение(2) |
- недостающая информация-2 | - задача (2) |
- анализ графика или таблицы - 1 |
Часть 1 содержит 21 задание, из них 7: заданий с множественным выбором (с рисунком или без него); 6 – на установление соответствия (с рисунком или без него); 3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 – на дополнение недостающей информации в схеме; 1 – на дополнение недостающей информации в таблице; 1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.
Часть 2 состоит из 7 заданий с развернутым ответом. Задания этого типа дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.
В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2 проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования.
КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ
Содержание блока | Вся работа | Часть 1 | Часть 2 |
---|---|---|---|
«Биология как наука. Методы научного познания» | 2 | 1 | 1 |
«Клетка как биологическая система» | 5-4 | 4-3 | 1 |
«Организм как биологическая система» | 4-5 | 3-4 | 1 |
«Система и многообразие органического мира» | 4 | 3 | 1 |
«Организм человека и его здоровье» | 5 | 4 | 1 |
«Эволюция живой природы» | 4 | 3 | 1 |
«Экосистемы и присущие им закономерности» | 4 | 3 | 1 |
Итого: | 28 | 21 | 7 |
Обращаю Ваше внимание, что количество заданий уменьшилось. Раньше их было 40, из них 33 в первой части и 7 во второй части. Сейчас вы видите, что в первой части 21 задание, во второй – 7
Т.е. Каждый вариант, как и прежде, состоит из двух частей. В целях повышения объективности оценки качества итоговой аттестации обучающихся за среднее общее образование, из части 1 экзаменационной работы были исключены задания с выбором одного верного ответа, чтобы предотвратить случайное угадывание. Подобная модернизация привела к сокращению с 33 до 21 количества заданий части 1 и с 40 до 28 во всей работе.
Как распределяются эти задания по уровню сложности?
В таблице красным цветом выделено количество заданий, которые были в работе 2016 года, и синим с 2017 года.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности | Всего | Часть 1 | Часть 2 |
---|---|---|---|
Базовый |
10
(24) |
10
(24) |
- |
Повышенный |
12
(9) |
11
(9) |
1
(0) |
Высокий |
6
(7) |
- |
6
(7) |
Обратите внимание, базовых заданий остается 10, а было 24, все они расположены в первой части. Задания повышенного уровня – их было 9, теперь их будет 12, причем 11 из них находятся в первой части и 1 задание во второй части. В 2016 году практико-ориентированные задания относились к заданиям высокого уровня сложности, а с 2017 года его перевели в категорию повышенного уровня.
Задания высоко уровня сложности – их шесть, а было семь. Все они находятся во второй части, начиная с 23 задания.
Как распределяются задания по видам умений и способам действий?
Распределение заданий по видам умений и способам действий
Группы Видов | Число заданий |
---|---|
- Знать, уметь | 9 |
- Умения | 16 |
- На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни | 3 |
Задания можно условно разделить на три группы:
- знать, понимать. Таких заданий 9 из 28
- На умения. Их 16
- На использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни - 3
Какие же существенные изменения произошли в структуре и содержании работы ЕГЭ?
- Полностью исключены задания с выбором одного из четырех предложенных
- Уменьшилось число заданий с 40 до 28
- Поменялся максимальный первичный балл (в 2016 – 61балл, с 2017 – 59балл)
- Увеличилась продолжительность экзамена. Было 180 минут, стало 210 минут (3,5 часа)
- НОВЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ!!! В первой части
Новые типы заданий
С использованием рисунков, схем (базовый, повышенный, уровень) ;
С множественным выбором ответов (базовый и повышенный уровень) ;
На установление соответствия биологических процессов или явлений (повышенный уровень);
На определение последовательности биологических объектов, процессов (базовый и повышенный уровень);
С (не кратким) свободным ответом на примере биологических знаний в практической ситуации (уровень);
Со свободным развернутым ответом на обобщение и применение знаний в новой ситуации (высокий уровень);
На анализ биологической информации (высокий уровень);
Со свободным развернутым ответом мс изображением биологического объекта (высокий уровень);
Биологические задачи по цитологии и генетике (высокий уровень)
Заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы
Эти задания предполагают, что выпускники хорошо владеют терминологией, у них хорошо сформирован понятийный аппарат.
Активный искусственный иммунитет возникает после введения вакцины. Вакцины (лат. vaccinus коровий) - препараты, получаемые из ослабленных бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности и применяемые для активной иммунизации людей и животных с целью специфической профилактики и лечения инфекционных болезней.
Ответ: вакцина, или вакцины (и единственное и множественное число - верный ответ).
Пояснение.
Изображена схема большого круга кровообращения. На месте знака вопроса необходимо написать «капилляр» (капилляры).
Ответ: капилляр, или капилляры (и единственное и множественное число - верный ответ).
ИЛИ (повышенный уровень)
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Место протекания процесса | Процесс | Фаза фотосинтеза |
---|---|---|
A | возбуждение хлорофилла | световая |
строма хлоропласта | Б | темновая |
мембраны тилакоидов | синтез АТФ | В |
Список терминов и понятий:
- мембраны тилакоидов
- световая фаза
- фиксация неорганического углерода
- фотолиз воды
- темновая фаза
- цитоплазма клетки
А | Б | В |
---|---|---|
- | - | - |
Пояснение.
Место протекания процесса | Процесс | Фаза фотосинтеза |
---|---|---|
А - мембраны тилакоидов | возбуждение хлорофилла | световая |
строма хлоропласта | Б - фиксация неорганического углерода | темновая |
мембраны тилакоидов | синтез АТФ | В - световая фаза |
Ответ: 132.
ИЛИ (высокий уровень)
Рассмотрите схему сердечного цикла на рисунках 1–3. На каком из рисунков изображена фаза систолы желудочков? В каком состоянии в этот момент находятся створчатые клапаны сердца? В какие сосуды, в момент систолы желудочков, поступает кровь?
Пояснение.
- на рисунке №2;
- створчатые клапаны в момент систолы желудочков закрываются;
- кровь поступает в аорту и лёгочный ствол (лёгочную артерию)
- нахождение правильно указанных обозначений в рисунке (базовый уровень )
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- наружный слуховой проход
- барабанная перепонка
- слуховой нерв
- стремя
- полукружный канал
- улитка
Пояснение
Три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха»: наружный слуховой проход (1); барабанная перепонка (2); улитка (6). Неверно: слуховой нерв - 3 - это слуховая труба (евстахиева труба); стремя - это слуховая косточка - 4 молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к молоточку); полукружный канал - это слуховая косточка - 5 наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку).
Ответ: 126.
- множественный выбор, в том числе с рисунком и без него, работа с текстом (базовый уровень )
Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите.
- Отсутствие в ней оформленного ядра
- Наличие цитоплазмы
- Наличие клеточной мембраны
- Наличие митохондрий
- Наличие эндоплазматической сети
Прокариоты, или доядерные - одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Но прокариоты - клетки, значит, у них есть цитоплазма и мембрана.
ВНИМАНИЕ!!! Новые формы заданий, которые требуют внимательного прочтения инструкций с той целью, чтобы правильно выполнить задание, а самое, главное, правильно записать ответ
ИЛИ (с рисунком)
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
- наличие ядрышка с хроматином
- наличие целлюлозной клеточной оболочки
- наличие митохондрий
- прокариотическая клетка
- способность к фагоцитозу
Пояснение
На рисунке изображена животная клетка. Верные утверждения: наличие ядрышка с хроматином; наличие митохондрий; способность к фагоцитозу. Неверные утверждения: наличие целлюлозной клеточной оболочки - это характеристика растительной клетки; прокариотическая клетка - на рисунке видно ядро, т.е. клетка эукариотическая.
- решение биологических задач (базовый уровень )
Решение простейших биологических задач в первой части – это задания базового уровня. Это задачи количественные и требуют вписывать ответ в виде цифр
Например, В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение
Клетки слизистой оболочки - соматические, имеют диплоидный набор хромосом, в гамете - гаплоидный, уменьшенный в 2 раза, а в зиготе он вновь диплоидный, т. е. равен 20.
ИЛИ
У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение
В половых клетка число хромосом уменьшается в 2 раза, т. е. 4 хромосомы - гаплоидный.
ИЛИ
Сколько ами¬но¬кис¬лот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение
Ответ: 300.
Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение
Одну аминокислоту кодируют 3 нуклеотида, значит, 900 нуклеотидов = 300 триплетов = 300 аминокислот.
Ответ: 300.
ИЛИ
В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле. В ответ запишите только соответствующее число.
Пояснение
По правилу комплементарности количество гуанина равно количеству цитозина, значит, 20%, на тимин и аденин остается 60%, их так же равное количество, значит, по 30%.
ИЛИ
Каким будет соотношение генотипов и фенотипов потомства, полученного от скрещивания родителей с генотипами Аа и Аа, при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде правильной последовательности цифр, без дополнительных символов, показывающих соотношение получившихся генотипов и фенотипов.
Пояснение
При скрещивании двух гетерозиготных организмов с неполным доминированием ♀ Аа x ♂ Aа = F1 АА - 1 часть: Aa - 2 части: аа - 1 часть - потомство имеет три разных генотипа, каждому из которых соответствует свой фенотип.
Ответ: 121.
ИЛИ
- установление соответствия с рисунком и без него (повышенный уровень )
Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом.
СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА | ОРГАНОИД |
---|---|
A) двумембранный органоид | 1) хлоропласт |
Б) есть собственная ДНК | 2) аппарат Гольджи |
B) имеет секреторный аппарат | - |
Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн | - |
Д) состоит из тилакоидов гран и стромы | - |
Е) одномембранный органоид | - |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
---|---|---|---|---|---|
-- | -- | -- | -- | -- | -- |
Хлоропласт - под буквами А, Б, Д. Аппарат Гольджи - под буквами В, Г, Е.
Ответ: 112212.
ИЛИ
ВНИМАНИЕ!!! Новшество 2017 года: Соответствие с рисунком. Прежде не встречалось.
Установите соответствие между функциями клеточных структур и структурами, изображёнными на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | СТРУКТУРЫ |
---|---|
А) осуществляет активный транспорт веществ |
![]() |
Б) изолирует клетку от окружающей среды | |
В) обеспечивает избирательную проницаемость веществ | |
Г) образует секреторные пузырьки | |
Д) распределяет вещества клетки по органеллам | |
Е) участвует в образовании лизосом |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
---|---|---|---|---|---|
-- | -- | -- | -- | -- | -- |
Мембрана: осуществляет активный транспорт веществ; изолирует клетку от окружающей среды; обеспечивает избирательную проницаемость веществ. Комплекс Гольджи: образует секреторные пузырьки; распределяет вещества клетки по органеллам; участвует в образовании лизосом.
Ответ: 111222
- установление последовательности (базовый, повышенный уровни )
Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
- Мятлик луговой
- Мятлик
- Покрытосеменные
- Однодольные
- Растения
- Злаковые
Пояснение
Последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона: Царство Растения → Отдел Покрытосеменные → Класс Однодольные → Семейство Злаковые → Род Мятлик → Вид Мятлик луговой.
Ответ: 534621
ИЛИ
Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.
- левое предсердие
- легочные капилляры
- легочные вены
- легочные артерии
- правый желудочек
Пояснение
Из правого желудочка кровь идет по легочной артерии в легкие, в легочных капиллярах происходит обмен газами, по легочным венам кровь возвращается в левое предсердие.
Ответ: 54231
ИЛИ
Установите последовательность процессов пищеварения.
- всасывание аминокислот и глюкозы
- механическое изменение пищи
- обработка желчью и расщепление липидов
- всасывание воды и минеральных солей
- обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков
Пояснение
Ротовая полость - механическое изменение пищи.
Желудок - обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков.
Двенадцатиперстная кишка - обработка желчью и расщепление липидов.
Тонкий кишечник - всасывание аминокислот и глюкозы.
Толстый кишечник - всасывание воды и минеральных солей.
Ответ: 25314
- множественный выбор - работа с текстом (повышенный уровень )
1. ВНИМАНИЕ!!! Новое задание в части 1 – работа с текстом.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1) Современный человек во многом похож на своих предков - человекообразных приматов.
(3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов.
(4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения.
Пояснение
Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.
Морфологический - внутреннее и внешнее строение.
Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки.
Поведенческий - поведение, особенно, в момент размножения.
Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.)
Географический - ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.
Генетический - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.
Необходимо выбрать три предложения, описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:
(2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе.
(5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника
с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза.
(6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась
рука, как орган труда.
Ответ: 256.
ИЛИ
Известно, что бактерия туберкулёзная палочка - аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.
Пояснение
Анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм, таблиц со статистическими данными (повышенный уровень )
Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.
Выберите верные утверждения.
1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала
3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды
4) Амилаза наиболее активна при температуре 100 °С
5) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от количества воздействующих веществ
Пояснение
Верные утверждения:
1) Амилаза наиболее активна при температуре 39 °С.
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала.
Неверные утверждения:
Ответы 3) и 5), поскольку данных показателей нет в таблице.
Ответ 4), поскольку уже при 40 °С ферменты (белки) денатурируют.
ВЫВОД:
- Исключены полностью задания с выбором одного из четырех предложенных
- Вычеркнуты задания с выбором верного или неверного суждения. Хотя это задание раньше относилось к заданию повышенного уровня, но тоже предполагался только один правильный ответ в виде цифры. Поэтому таких заданий больше нет.
- Использование рисунков, схем остались. Это задания разных уровней сложности, т.е. встречаются как в первой, так и во второй части.
- Задания с множественным выбором ответов. Раньше такие задания встречались только в части 2 и считались заданиями повышенного уровня, теперь они встречаются и среди заданий базового уровня.
- Задания на установление последовательности биологических объектов и процессов.
Во-первых, увеличилось их количество, их стало три; во-вторых, изменился уровень их сложности. Раньше это были задания повышенного уровня, сейчас встречаются довольно сложные задания, но отнесены они к категории базового уровня сложности. - Что касается части 2, то предполагается не просто краткий свободный ответ. Разработчики требуют развернутого ответа. Не только перечисления каких-то закономерностей, но и также объяснений.
ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть1)
№ | Уровень | Балл | № | Уровень | Балл | № | Уровень | Балл |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Б | 1 | 8 | П | 2 | 15 | П | 2 |
2 | Б | 2 | 9 | Б | 2 | 16 | П | 2 |
3 | Б | 1 | 10 | П | 2 | 17 | Б | 2 |
4 | Б | 2 | 11 | Б | 2 | 18 | Б | 2 |
5 | П | 1 | 12 | Б | 2 | 19 | П | 2 |
6 | Б | 2 | 13 | П | 2 | 20 | П | 2 |
7 | П | 2 | 14 | П | 2 | 21 | П | 2 |
ОЦЕНИВАНИЕ ЗАДАНИЙ (Часть2)
№ | Уровень | Балл |
---|---|---|
22 | П | 2 |
22 | В | 3 |
24 | В | 3 |
25 | В | 3 |
26 | В | 3 |
27 | В | 3 |
28 | В | 3 |
ЕГЭ 2018. Биология. Типовые тестовые задания.
М.: 2018. - 160 с.
Авторы заданий - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Типовые тестовые задания по биологии содержат 14 вариантов комплектов заданий, составленных с учетом всех особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2018 году. Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов 2018 г. по биологии, их отличии от предшествующих лет, степени трудности заданий. В пособии даны ответы на все варианты тестов, кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений. Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к экзамену по биологии, а также учащимся-старшеклассникам - для самоподготовки и самоконтроля.
Формат: pdf
Размер: 4,9 Мб
Смотреть, скачать:
drive.google
СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по
выполнению работы 5
Введение 8
Примерный вариант экзаменационной работы с разбором заданий 9
Часть 1 9
Часть 2 16
Вариант 1 21
Часть 1 21
Часть 2 27
Вариант 2 29
Часть 1 29
Часть 2 34
Вариант 3 36
Часть 1 36
Часть 2 42
Вариант 4 44
Часть 1 44
Часть 2 49
Вариант 5 51
Часть 1 51
Часть 2 57
Вариант 6 59
Часть 1 59
Часть 2 65
Вариант 7 66
Часть 1 66
Часть 2 71
Вариант 8 73
Часть 1 73
Часть 2 79
Вариант 9 80
Часть 1 80
Часть 2 85
Вариант 10 87
Часть 1 87
Часть 2 93
Вариант 11 95
Часть 1 95
Часть 2 101
Вариант 12 103
Часть 1 103
Часть 2 109
Вариант 13 111
Часть 1 111
Часть 2 117
Вариант 14 119
Часть 1 119
Часть 2 125
Ответы 126
Вариант 1 126
Вариант 2 128
Вариант 3 130
Вариант 4 133
Вариант 5 135
Вариант 6 138
Вариант 7 141
Вариант 8 143
Вариант 9 146
Вариант 10 148
Вариант 11 151
Вариант 12 153
Вариант 13 156
Вариант 14 158
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 28
заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит
7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210
минут).
Ответами к заданиям части 1 являются последовательность цифр, число или
слово (словосочетание). Ответы запишите по приведённым ниже образцам в
поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других
дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов №1-
Задания части 2 (22-28) требуют полного ответа (дать объяснение,
описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное
мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его
полное решение.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике
не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь
выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество
баллов.