Начнем с небольшого интересного факта: я никогда раньше не был большим любителем чтения, во всяком случае до 22 лет точно. То есть я не читал ничего, кроме того, что полагалось по программе и не находил в этом никакого удовольствия. Однако на младшем курсе мне попалась одна из книг Майкла Льюиса и мне это даже понравилось. Во всяком случае, после этого я взял еще одну книгу и официально присвоил себе звание книжного червя.

Но какой смысл во всем этом? Зачем пытаться читать по одной книге каждую неделю в течение года? Это довольно трудно, к тому же большинство и без этого ведет достаточно напряженную жизнь, в которой есть другие более важные занятия, которым необходимо уделять внимание. Ради чего я это сделал?

1. Идеи, идеи, идеи : это мне помогает генерировать идеи не только для моего сайта, но для моей жизни.

2. Знания / образование : если вы не используете свой мозг, то он атрофируется. Это позволяет мне постоянно быть в курсе тем, которые интересуют меня.

4. Это вызов: кто не любит хороший вызов? Мы всегда должны делать то, что толкает нас вперед и заставляет развиваться. Это хороший способ усилить внутреннюю мотивацию, уверенность, дисциплину и силу воли.

5. Это дешевле, чем обычное обучение: подробнее об этом пункте мы поговорим позже, но все 52 книги стоили мне около 500 долларов в общей сложности, а высшее образование обойдется мне около 21000 $. Кроме этого, я могу сосредоточиться на тех предметах, которые меня больше всего интересуют, и узнать о них за год чтения значительно больше того, что я узнал бы за четыре … или даже восемь с учетом аспирантуры (речь идет об американской системе ) лет формального образования.

6. Вы начинаете видеть дальше вида из своего окна: чтение приучает выходить за пределы своей ментальной зоны комфорта и узнавать новые идеи, теории и верования. Вы сможете оценивать разные позиции и убеждения, видеть вещи и мир с разных точек зрения.

7. Лучшие учителя: вы получите доступ к самым лучшим умам и самым успешным учителям всех времен и народов за … ну, примерно 10-20 баксов за голову. Вероятно, это лучшая сделка в вашей жизни.

8. Коммуникации: чтение позволило мне построить лучшие социальные отношения. Я чувствую, что оно делает меня более интересным человеком, я могу теперь говорить о куче разных предметов в любой момент, мне ничего не стоит начать и поддерживать разговор на самые разные темы.

9. Это просто офигительно интересно и удивительно: я повторяю, это действительно здорово!!!

Для тех, кому этих причин не достаточно…

Хорошо, если вам перечисленные причины показались не слишком убедительными, я открою вам главную причину. Дело в том, что я несколько разочарован в нашей системе образования. Мне не хотелось бы превращать этот пост в арену сражения противников и защитников традиционной системы обучения. Современные учебные заведения делают очень много для того, чтобы научить нас новым знаниям и навыкам, дать новые идеи и направления развития, подготовить к профессиональной деятельности.

Все это так, но я не уверен, что вложенные вами в обучение деньги и, самое главное, время являются оптимальными с точки зрения получаемого результата. Если вам приходится платить за свое обучение, то вы знаете, насколько это нелегко. Многие влезают в большие долги, чтобы продолжать обучение, а потом после его окончания не могут найти работу по специальности или вообще понимают, что выбрали не свое дело. Получается, что они просто выбросили деньги на ветер?

Мне захотелось проверить может ли самообразование с помощью книг заменить собой посещение колледжа, сэкономив при этом более 20 000$, и насколько такой способ будет хорош? Именно поэтому год назад я поставил перед собой цель прочитать за 52 недели ровно 52 книги.

Как реально читать по одной книге каждую неделю

После несколько затянувшегося вступления перейдем к самому интересному. Вы наверняка хотите узнать, как это можно сделать на практике. На самом деле это намного проще, чем вы думаете, и вы можете применять предложенный мной метод для достижения любых целей и обучения чему угодно. Игре на пианино, изучению нового языка, танцам.

1. Ставьте правильные цели. Об этом говорилось уже тысячу раз, но от этого зависит успех всего дела. Цели должны быть значимыми для вас, конкретными, измеримыми, реалистичными. И не забудьте о приятном вознаграждении за их достижение.

2. Выбор книг. Каждую субботу вечером я выбирал книгу, которую буду читать следующую неделю. Я выбирал книги на основе рекомендаций друзей, преподавателей или просто в соответствии со своими личными интересами по предметам, которые я изучал.

3. Разделение на небольшие шаги. Задание прочитать толстую книгу за одну неделю может выглядеть несколько пугающим, но я делил обычно количество страниц на шесть дней (один день -отдых для мозгов). Таким образом, 300-страничная книга подразумевает чтение всего по 50 страниц в день, что звучит не так страшно и трудно.

4. Специальное время. Главное препятствие для всех подобных начинаний — постоянная нехватка времени. Поэтому выделите специальное время в своем распорядке, которое будет предназначено специально для чтения. Для меня единственно свободное время было с утра, поэтому я стал просыпаться чуть раньше и посвящать это время чтению. Кроме этого, ваше настроение, сила воли и решимость утром находится в высшей точке, так что если вам предстоит сложное дело, то лучше делать это именно утром.

5. Гибкость графика. Не каждая книга, которую я прочитал, содержала в себе 300 страниц. Были и значительно более толстые книги, одолеть которые за неделю просто невозможно. В таком случае я компенсировал отставание одной или несколькими более тонкими изданиями, оставаясь таким образом в русле графика без ущерба для восприятия прочитанного.

6. Читайте в любой свободный момент. Несмотря на утренний час чтения, я был готов к этому каждую минуту. Мой iPad был со мной всегда и везде: в транспорте, на остановках, в очередях и даже в туалете. Будьте готовы прочитать пару страниц в любую минуту.

7. Читайте что вам интересно. Если вы занимаетесь любимым делом и узнаете новую информацию на интересующую вас тему, то процесс чтения проходит легко и незаметно. В этом заключается главный секрет.


Copyright Shutterstock

И что в итоге?

По моему личному глубокому ощущению за этот год я узнал о жизни, философии, способах достижения успеха, о себе и о мире вокруг гораздо больше, чем за восемь лет обучения. Это был не легкий год, но по его итогам я чувствую себя совершенно другим, чем раньше и я не уверен, что подобный опыт мог бы мне дать традиционное образование. Более того, чтение дало мне гораздо более широкий кругозор и смелость в творчестве, что не очень приветствуется в запрограммированной на стандартизацию современной системе образования.

Какой же вывод можно сделать из моей истории?

Сегодня существует столько путей для самообразования, начиная от онлайновых курсов и заканчивая традиционными книгами, что крупное вложение денег и времени в формальное образование являются не самым удачным решением. Во всяком случае для меня. А вы что думаете по этому поводу?

Единый государственный экзамен по химиисдавать вовсе не обязательно, если выпускник не собирается быть медиком или химиком. Поэтому этот предмет в качестве школьники выбирают редко. Уровень сложности на экзамене растет, а вот подготовка к экзамену иногда оставляет желать лучшего. Поэтому сайт ФИПИ (Федеральный Институт Педагогических Измерений) выложил демоверсию КИМов в 2015 году. На портале есть возможность скачать онлайн тесты ЕГЭ. Ответим по пунктам на несколько вопросов выпускников и их родителей, которые решили пройти онлайн тестирование на сайте ФИПИ.

Демонстрационные материалы 2015 года : какова структура?

Демоверсия имеет три части. Первая – демовариант. Он – возможность пройти пробный ЕГЭ по химии.Вторая – кодификатор, позволяющая определить, к какой теме относится определенный вопрос. Третья- спецификация, т.е информация о материалах и демонстрационных вариантах .

Чем отличается демовариант от экзамена оффлайн?

У предварительного тестирования есть масса несомненных плюсов. Главный из них – можно бесконечно долго. В действительности, на реальном, даже пробном экзамене на все задания дается всего три часа. Чтобы его пройти, достаточно нажать на соответствующую кнопку. Кстати, в демоварианте есть и те КИМы, которые, действительно, встретятся на реальном экзамене.

Что такое кодификатор тем?

Иногда при пробной сдаче возникает вопрос, к какой же теме относится тот или иной вопрос? Кодификатор легко это определит. Благодаря ему, можно «подтянуть» ту или иную химическую тему.

Зачем нужна спецификация?

Третий раздел – для неофитов, выпускников или людей, которые впервые узнали, что такое КИМы, т.е контрольно – измерительные материалы. В спецификации подробно описаны процедуры сдачи ЕГЭ и процедура заполнения контрольных листков.

Из чего состоит экзамен?

Каждый вариант работы ЕГЭ по химии 2015 состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их числе 26 заданий базового уровня сложности, порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …26, (бывшая А часть) и 9 заданий повышенного уровня сложности, порядковые номера этих заданий: 27, 28, 29, …35 (бывшая В часть). Ответ к каждому заданию записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (трех или четырех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 5 заданий высокого уровня сложности с развёрнутым ответом (бывшая С часть). Порядковые номера этих заданий: 36, 37, 38, 39, 40. Ответы к заданиям 36–40 включают в себя подробное описание всего хода выполнения задания. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.


На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 3 часа (180 минут).
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
При выполнении работы на ЕГЭ по химии можно использовать Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева; таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов.
Эти сопроводительные материалы прилагаются к тексту работы. Для вычислений используйте непрограммируемый калькулятор.

Изменения в КИМ по химии 2015 года по сравнению с 2014 годом

В работе 2015 г. по сравнению с 2014 г. приняты следующие изменения.

1. Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей и включает в себя 40 заданий (вместо 42 заданий в 2014 г.), различающихся формой и уровнем сложности. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации.

2. Уменьшено количество заданий базового уровня сложности с 28 до 26 заданий. Объединили бывшие А2 и А3 в задание №2, А 22 и А23 в задание №21.
3. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1–26: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.
4. Максимальный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы 2015 г. составляет 64 (вместо 65 баллов в 2014 г.).
5. Изменена шкала оценивания задания на нахождение молекулярной формулы вещества. Максимальный балл за его выполнение – 4 (вместо 3 баллов в 2014 г.). Задание немного усложнилось — необходимио не только установить молекулярную формулу исходного органического вещества, но и составить структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле и написать дополнительное уравнение реакции этого вещества, указанное в условии задачи.


Стартовал сезон государственных экзаменов в российских школах. С 23 марта по 7 мая проходят досрочные экзамены, а с 25 мая ЕГЭ по русскому языку открывает основную волну, которая завершится на резервных пересдачах 26 июня. Дальше — получение аттестатов, выпускные балы, поступление в ВУЗ!

КИМ досрочного ЕГЭ по химии для ознакомления можно скачать . В ближайшее время я размещу ответы и решения на этот вариант.

Некоторые итоги досрочного ЕГЭ по химии, который состоялся 4 апреля 2015 года, можно подвести уже сейчас. Примеры заданий с письменным ответом, полученные от коллег и сдававших экзамены учеников:

Задание 36.
1) KJ+KJO 3 +…=…+K 2 SO 4 +H 2 O
2) Fe(OH)3+…+Br2=K2FeO4+…+H2O
3) Cr(OH)3+J2+…=K2CrO4+…+H2O

Решение :

1) Исходя из того, что в правой части образуется сульфат калия, в левой части добавляем серную кислоту. Окислитель в данной реакции — йодат калия, восстановитель — йодид калия. Данная реакция — пример контрдиспропорционирования, когда оба атома — и окислитель (J +5), и восстановитель (J —), переходят в один атом — йод со степенью окисления 0.

5KJ + KJO 3 + 3H 2 SO 4 = 3I 2 + 3K 2 SO 4 +3H 2 O

2J — — 2e = J 2 0

2J 5+ +10e = J 2 0

Окислитель — KJO 3 (J +5)

Восстановитель — KJ (J —).

2) Бром в щелочной среде — очень сильный . Поскольку в правой части образуется соль железа +6, среда реакции — щелочная, слева дописываем щелочь — гидроксид калия. Поскольку бром в этой реакции — окислитель, он восстанавливается до степени окисления -1, и в щелочной среде записывается в виде соли — бромида калия.

2Fe(OH) 3 + 10KOH + 3Br 2 = 2K 2 FeO 4 + 6KBr + 8H 2 O

Fe 3+ — 3e = Fe 6+

Br 2 +2e = 2Br —

Окислитель — Br 2 (Br 2)

Восстановитель — Fe(OH) 3 (Fe 3+).

3) По продукту в правой части — хромату калия — определяем щелочную среду, в которой проводится реакция, т.е. добавляем слева щелочь — гидроксид калия KOH. Окислителем является молекулярный йод в щелочной среде, следовательно, он восстанавливается до йодид-иона и записывается в виде соли KI:

2Cr(OH) 3 + 3J 2 + 10KOH=2K 2 CrO 4 + 6KI + 8H 2 O

Cr +3 — 3e = Cr +6

J 2 +2e = 2J —

Окислитель — J 2

Восстановитель — Cr(OH) 3 (Cr +3).

Задание 37. Раствор нитрата меди подвергли электролизу. Вещество образовавшееся на катоде прореагировало с CuO Полученное вещество обработали концентрированной серной кислотой. Выделился газ с резким запахом. К этому раствору добавили раствор сульфида натрия, выпал черный осадок.

Задание 38.

Давайте подробно рассмотрим реакцию сложного окисления ароматического углеводорода с непредельным алкильным заместителем. Действительно, реакция неоднозначная, и в ходе реакции, скорее всего, образуется смесь различных продуктов окисления органического вещества. Сразу оговорюсь, что все, что написано далее, относится к ЕГЭ и интерпретации этого окисления в ЕГЭ.

Итак, почему идет окисление с разрывом сигма и пи-связи? Потому что окисление с разрывом только пи-связи (реакция Вагнера) в ЕГЭ оформляется так:

Окисление непредельных углеводородов в водной среде и при нагревании протекает с разрывом сигма и пи-связей (двойной связи). При этом мы также знаем, что при окислении гомологов бензола образуется бензойная кислота (в кислой среде) или бензоат металла (в нейтральной среде). При восстановлении перманагната образуется щелочь. Полученная щелочь будет нейтрализовать продукты реакции. Насколько она их будет нейтрализовать — вопрос стехиометрических соотношений, т.е. вопрос электронного баланса, и ответить на вопрос о составе и количестве продуктов реакции окисления сложных органических молекул можно только в процессе составления баланса.

В данном случае окисление, скорее всего, пойдет по следующему механизму: образуется бензоат калия и разрываются связи С-С, отмеченные на рисунке. Отрывающиеся атомы углерода окисляются до углекислого газа)

Доказательством верности такого предположения служат следующие фрагменты из учебников:

Химия. 10 класс. Профильный уровень. Кузьменко, Еремин. 2012 год, стр. 421.

Органическая химия. Травень В.Ф., том 1, 2004, стр. 474:

Итак, мы определились с продуктами, теперь составляем схему реакции:

Электронный баланс:

Получив балансовые коэффициенты, расставляем их и уравниваем по порядку — балансовые коэффициенты, атомы металлов, атомы неметаллов, водород, кислород:

Продукты реакции — углекислый газ и гидроксид калия — взаимодействуют между сосбой. Так как щелочь в избытке, образуется 6 молекул карбоната калия и остается 1 молекула непрореагировавшего гидроксида калия.

Спасибо большое, коллеги и читатели, за Ваши вопросы. Буду рад ответить на новые вопросы и замечания по материалам.

Задание 39. 2,3 г натрия растворили в 100 мл воды. В полученный раствор добавили 100 мл 30% азотной кислоты(р=1,18 г/мл). Найти массовую долю соли в конечном растворе.

Задание 40. При сгорании 20 г ациклического органического вещества образовалось 66 г углекислого газа и 18 мл воды. Это вещество реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, 1 моль этого вещества может присоединить только 1 моль воды. Определите формулу и напишите реакцию с аммиачным раствором оксида серебра.

Демонстрационные варианты ЕГЭ по химии для 11 класса состоят из двух частей. В первую часть входят задания, к которым нужно дать краткий ответ. К заданиям из второй части необходимо дать развернутый ответ.

Все демонстрационные варианты ЕГЭ по химии содержат верные ответы ко всем заданиям и критерии оценивания для заданий с развернутым ответом.

В по сравнению с изменений нет.

Демонстрационные варианты ЕГЭ по химии

Отметим, что демонстрационные варианты по химии представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2007 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2002 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2004 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2005 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2006 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2008 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2009 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2010 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2011 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2012 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2013 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2014 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2015 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2016 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2017 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2018 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по химии за 2019 год

Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по химии

Демонстрационные варианты ЕГЭ по химии для 11 класса за 2002 - 2014 годы состояли из трех частей. Первая часть включала в себя задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов. К заданиям из второй части требовалось дать краткий ответ. К заданиям из третьей части нужно было дать развернутый ответ.

В 2014 году в демонстрационный вариант ЕГЭ по химии были внесены следующие изменения :

  • все расчетные задачи , выполнение которых оценивалось в 1 балл, были помещены в часть 1 работы (А26–А28) ,
  • тема «Реакции окислительно-восстановительные» проверялась с помощью заданий В2 и С1 ;
  • тема «Гидролиз солей» проверялась только с помощью задания В4 ;
  • было включено новое задание (на позиции В6 ) для проверки тем «качественные реакции на неорганические вещества и ионы», «качественные реакции органических соединений»
  • общее количество заданий в каждом варианте стало 42 (вместо 43 в работе 2013 г.).

В 2015 году в были внесены принципиальные изменения :

    Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом , часть 2 - задания с развернутым ответом ).

    Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.

    Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не отмечать крестиком).

    Было уменьшено число заданий базового уровня сложности с 28 до 26 заданий .

    Максимальный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы 2015 года стал 64 (вместо 65 баллов в 2014 году).

  • Была изменена система оценивания задания на нахождение молекулярной формулы вещества . Максимальный балл за его выполнение – 4 (вместо 3 баллов в 2014 году).

В 2016 году в демонстрационный вариант по химии внесены существенные изменения по сравнению с предыдущим 2015 годом:

    В части 1 изменен формат заданий 6, 11, 18, 24, 25 и 26 базового уровня сложности с кратким ответом.

    Изменен формат заданий 34 и 35 повышенного уровня сложности: в этих заданиях теперь требуется установить соответствие вместо выбора нескольких правильных ответов из предложенного списка.

    Изменено распределение заданий по уровню сложности и видам проверяемых умений.

В 2017 году в по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года по химии произошли существенные изменения. Была оптимизирована структура экзаменационной работы:

    Была изменена структура первой части демонтрационного варианта: из него были исключены задания с выбором одного ответа; задания были сгруппированы по отдельным тематическим блокам, каждый из которых стал содержать задания как базового, так и повышенного уровня сложности..

    Было уменьшено общее количество заданий до 34.

    Была изменена шкала оценивания (с 1 до 2 баллов) выполнения заданий базового уровня сложности, которые проверяют усвоение знаний о генетической связи неорганических и органических веществ (9 и 17).

    Максимальный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы был уменьшен до 60 баллов .

В 2018 году в демонстрационном варианте ЕГЭ по химии по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года по химии произошли следующие изменения :

    Было добавлено задание 30 высокого уровня сложности с развернутым ответом,

    Максимальный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы остался без изменения за счет изменения шкалы оценивания заданий части 1.

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2019 года по химии по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года по химии изменений не было.

На нашем сайте можно также ознакомиться с подготовленными преподавателями нашего учебного центра «Резольвента» учебными материалами для подготовки к ЕГЭ по математике .

Для школьников 10 и 11 классов, желающих хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

У нас также для школьников организованы