Считается, что самым лучшим периодом для развития воображения является старший дошкольный возраст. К переходу в школу дети должны овладеть приемами составления новых образов, преобразования имеющихся. Это необходимо для успешного обучения многим предметам начальной школы: математике, чтению, рисованию, ознакомлению с окружающим миром. Однако не всегда младшие школьники имеют хорошо развитое воображение. В результате возникают проблемы, когда ученик не умеет составить творческие рассказы, найти оригинальные решения задачи, ему требуется помощь в описании окружающих объектов, выполнении творческих работ. Чтобы избежать подобных трудностей, нужно постоянно проводить работу на развитие воображения у детей младшего школьного возраста. Этот период имеет свои возможности для дальнейшего совершенствования воображения, так как у детей активно развивается учебная деятельность. Поэтому хорошим средством для развития творческого воображения являются специальные упражнения с заданиями, похожими на школьные. Они доступны для проведения и в домашней обстановке.

Что нужно знать родителям о специфике упражнений?

При организации домашних занятий с детьми, родителям желательно знать, что специфика упражнений заключается в их отличии от игры. Игра, которой даже младший школьник посвящает много времени - это свободная деятельность ребенка. Если он не хочет играть, ничто его не заставит это сделать. В упражнениях же четко выделены задачи обучения, многократно повторяющиеся действия в соответствии с определенными правилами. Иногда ребенку трудно преодолеть монотонность действий, которыми изобилуют многие упражнения. Он может отказываться выполнять какое-либо не понравившееся ему задание. Родителям нужно, учитывая такую особенность, сделать упражнения увлекательными, если они хотят добиться хороших результатов. Кроме того, творческое воображение нуждается в специальных упражнениях. Помимо фантазирования они помогают детям овладеть новыми способами создания образов, что в принципе составляет основу творчества. Поэтому родителям просто необходимо все правильно организовать в домашней обстановке, соблюдая определенные требования:

  • систематичность и последовательность проведения упражнений;
  • соблюдения принципа «от простого к сложному»;
  • создание мотивации действий (ребенок должен четко знать, с какой целью он будет выполнять задание). Например, родитель говорит: «Если ты научишься придумывать новые слова, будешь получать пятерки на уроках чтения». Младшие школьники уже хорошо воспринимают мотивацию к учению, так как у них активно формируется произвольность и действий, и психических процессов.

Особенности развития воображения в домашнем обучении

Какие упражнения можно предложить на развитие творческого воображения младших школьников во время домашнего обучения? Педагоги выделяют развивающие упражнения, включающие творческие задания (с элементами рисования, лепки, аппликации); дидактические (обучающие) игровые упражнения, упражнения на основе подвижных игр.

Творческие задания

Целью творческих заданий является развитие умения видеть и составлять образы из отдельных элементов, придумывать новые на основе уже имеющихся образов. Родителям нетрудно проводить подобные упражнения на развитие воображения, так как младшие школьники любят рисовать, лепить, конструировать.

«Точка, точка, два крючочка...»

Упражнение построено на старинной забаве, в которой заложены элементы творчества. Дети хорошо помнят забавы из раннего возраста, когда родитель рисовал смешные рожицы, приговаривая потешку: «Точка, точка, два крючочка, носик, ротик, огуречик - получился человечек!» Выполняя задание, взрослый и ребенок рисуют произвольно разные точки и крючочки, затем меняются заготовками. Задание состоит в том, чтобы превратить закорючки в смешные рисунки - образы человечков. Хорошо после рисования обсудить, какие они получились: веселые, неуклюжие, пляшущие, хитрые. Побуждать ребенка находить, как можно больше эпитетов и сравнений.

«Кляксы»

Классическое упражнение, часто используемое психологами, направлено на развитие воображения младших школьников. В домашнем обучении такое задание будет интересно детям, как оригинальное действие с красками. Взрослый показывает школьнику, как можно использовать краску и бумагу в необычных вариациях. Лист бумаги складывается пополам, разворачивается, в середину сгиба жидкой краской (как капля) наносится краска. Затем лист опять сворачивается. Ребенку предлагается ладошкой плотно прогладить сгиб и опять развернуть. Получившиеся кляксы рассмотреть, пофантазировать, что бы это могло быть? Младшего школьника нужно научить подрисовывать к кляксе детали, чтобы получился какой-либо образ: облачко закрыло солнце, паучок плетет паутину, лужица на дороге, по которой шагают сапожки. Чем больше придумано образов, тем лучше. Если проводить упражнение постоянно, то родитель убедится в том, что довольно быстро младший школьник научается находить оригинальные решения. Такое упражнение хорошо ввести в семейный досуг, интереснее всей семьей рисовать кляксы. Можно вести альбом, куда вклеивать рисунки ребенка, и проследить, как совершенствуется его творческое воображение.

«Придумай и дорисуй»

Цикл таких упражнений направлен на развитие воссоздающего воображение, а на его основе будут формироваться творческое воображение, графические навыкы, образное мышление. Для подобных заданий взрослый заранее готовит карточки с прорисовкой не самих предметов, а их незавершенных контуров. Если ребятишки еще в дошкольном возрасте интенсивно обучались способам типизации и аналогии изображения образов, то для них не составит труда дорисовать карточки. Поэтому им можно предложить усложненный вариант задания: вместо контуров точки, которые мысленно можно собрать в очертания разных образов, обвести их и раскрасить. Сейчас много похожих пособий можно приобрести в магазине или найти в интернете и распечатать для занятий. На первых порах лучше, если точки будут пронумерованы, чтобы ребенку было легче сориентироваться в их многообразии. После отработки навыка можно предлагать задания без нумерации. Школьник может уже сам занимать свой досуг подобными заданиями. Но роль взрослого не исключается, так как обязательно нужно обсуждать с ребенком получившиеся изображения, собирать их в папку, чтобы была возможность следить за развитием воображения.

Темами для таких заданий могут быть:

  • образы растительного и животного мира (бабочки, цветы, деревья, собачки, котята);
  • бытовые вещи (посуда, мебель);
  • узнаваемые сказочные герои (крокодил Гена, Чебурашка, Буратино);
  • транспортные средства (автомобиль, поезд, самолет).

Главное, все зависит от подготовленности младшего школьника, его приобретенного опыта. Родители сами должны ориентироваться на то, что умеет их ребенок.

«Книжки - малышки»

Достаточно сложное упражнение, предполагает наличие у школьника опыта, графических навыков, развитого воссоздающего воображения, на котором потом построится творческое воображение. Взрослый делает подборку небольших стишков, которые нетрудно иллюстрировать. Предварительно можно рассмотреть иллюстрации в любимых детских книжках, обсудить, как художник выражает настроение героев, что он показывает деталями, пейзажем, в котором происходит действие. Стихи в этом случае подойдут любые, главное, чтобы ребенку удалось почувствовать настроение, эмоции, которые в них передаются. Например, это могут быть стихи авторов или народные потешки, или стихи, сочиненные дома, во время семейного досуга:

Гости

Сегодня кот Василий
Пушистый и красивый,
И я надела синий,
Свой лучший из нарядов!
Приедет тетя Нюрочка
И дочка ее Шурочка,
И кошка ее - Мурочка,
И мы им очень рады.
М.Шварц

Обновка

У березки обновка - сережки.
Покрутилась березка на ножке.
Показала сережки грачу,
Одуванчику, мошке, лучу…
И уже обойтись без сережек
Днем и ночью березка не может:
Даже спит, не снимая с ветвей
Золотистой обновки своей…
Л. Кудрявская

Рыбка

Где ж ты, рыбка золотая?
О тебе всю жизнь мечтаю!
Я ни капельки не жадный!
Не для красного словца:
Ни корыта мне не надо.
Ни, тем более, дворца.
Дорогая рыбка, где ж ты?
В море? В озере? В реке?
Ты одна моя надежда
На пятерки в дневнике!
Сергей Климчук

Потешки

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Курочка-пеструшечка
По двору ходит,
Цыплят выводит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.

Дидактические игровые упражнения

Воображение зависит не только от того, как умеет ребенок составлять новые образы, но и от жизненного опыта, широты фантазии, богатства эрудиции. Поэтому одной из задач работы по развитию творческого воображения становится расширение знаний об окружающем. Этому могут помочь обучающие или дидактические игровые упражнения. Какие дидактические игры можно предложить младшим школьникам? Как правило, это словесные игры - упражнения для развития нужных свойств или упражнения с картинками.

«Составь предмет»

Популярная игра - упражнение с разрезными картинками, где дети тренируются составлять образы при помощи деталей. Она знакома детям еще с дошкольного периода. В младшем школьном возрасте ее требуется усложнить при помощи большего количества деталей и более разнообразной тематики. Например, в задании «Собери цветок» можно предложить изображения не только общеизвестных цветов (одуванчик, колокольчик, роза), но и малоизвестных, например, анемоны, маки, фиалки.

Аналогично упражнение «Собери животное», где нужно составить образ животного при помощи карточек - элементов. Задание также содержит и хорошо известных животных, и экзотических: леопард, бегемот, панда. Темами также могут быть бытовые предметы, транспорт, профессиональные инструменты (врача, пожарного, водителя).

«Друдлы»

Сейчас становится популярной игра в друдлы (англ. doodle - каракули, riddle - загадка), то есть картинки , в которых нужно увидеть образы каких-либо предметов. Имея хорошее воображение, в одной картинке можно рассмотреть несколько изображений. Эту игру хорошо использовать как упражнение для развития творческого воображения у младших школьников в домашнем обучении. Картинки для заданий можно распечатать с компьютера или купить. Взрослый предлагает ребенку выбрать любой друдл и рассмотреть его. А затем по очереди родитель и ребенок перечисляют те образы, которые удалось увидеть внутри каракуль. В задании нет правильных и неправильных ответов, главное - оригинальное решение. Чтобы поддержать интерес ребенка к такому довольно трудному действию, можно упражняться в друдлах всей семьей, сделав задания веселым и увлекательным делом.

«Ассоциации»

Классическое упражнение, которое младшие школьники могут встретить в учебниках по логике. Однако такие задания можно с успехом использовать для развития творческого воображения, так как в них четко прослеживается логическая взаимосвязь образов окружающего мира. При постоянной тренировке у младшего школьника развивается не только логическое мышление, но и умение находить оригинальные, нестандартные решения. Вначале такое упражнение можно проводить при помощи картинок. Например, взрослый предлагает ребенку картинку с изображением лодки, дает задание: подобрать из имеющихся картинок все изображения, ассоциирующиеся с заданным образом. Это могут быть: вода, весло, рыбацкая сеть, тельняшка, чайка, рыба, шторм, дырка. Чем больше будет выборов, тем лучше у ребенка развито воображение. Когда школьник освоит задание с опорой на наглядность, можно будет переходить на словесный ряд (без картинок). Пиком развития можно считать, если ребенок научится соединять не только реальные образы, но и абстрактные, обозначаемые, например, словами: добро, грусть, пятерка, жизнь, красота.

Подвижные игры как упражнения на воображение

Некоторые подвижные, в которые так любят играть ребятишки, можно тоже использовать для развития воображения, если превратить их в тренировочные упражнения. Для этой цели подходят игры, где правилами являются:

  • умение выделить типичное, существенное у предмета;
  • умение изобразить при помощи свойств воображения тот или иной образ;
  • придумать новый образ на основе имеющихся в сознании.

Главное отличие таких упражнений от игры в том, что здесь более определенно выступают задачи прямого обучения.

«Смешные названия»

Игра с мячом становится упражнением, если четко и неоднократно будут повторяться определенные действия. Хорошо, если в ней примут участие несколько детей. Ведущий бросает мяч с каким - либо словом, игрок, к которому он летит, должен вернуть со словом, обозначающим новый образ этого же предмета. Чем смешнее новый образ, тем больше интереса к упражнению. Например, мяч летит со словом «ручка», в ответ - «писалка», книга - читалка, ботинки - ходилки, сумка - тащилка, лопатка - копалка. Выигрывает тот, кто придумал больше всех смешных образов.

«Где мы были, не скажем, а что делали - покажем»

Старинная забава, в которой дети развивает умение выделять свойства определенного действия и изображать его, узнавая через изображение его смысл. Хорошо такое упражнение предложить нескольким ребятишкам или пригласить членов семьи. Ведущий уходит, чтобы не слышать, как игроки договариваются о том, что они будут показывать. Игра сопровождается словами ведущего и ответами игроков: «Где вы были?» - «Мы не скажем!» - «А что делали?» - «Покажем!» С этими словами участники представляют задуманное действие. Ведущий должен отгадать, что было задумано. В упражнении необходимо идти от простого к сложному, постепенно усложняя задуманные действия. Не забывать поощрять ребенка за оригинальное изображение: мимику, позы, движения.

«Море волнуется»

Классическая игра, которую любят играть и дети, и подростки, также может стать интересным упражнением для развитие воображения в младшем школьном возрасте. Упражняться можно с одним ребенком или с группкой ребятишек. Водящий отворачивается от игроков и произносит: «Море волнуется - раз! Море волнуется - два! Море волнуется - три! Морская фигура на месте - замри!» При произнесении текста дети выполняют произвольные движения (кружатся, пританцовывают, раскачиваются). На последнем слове ведущий поворачивается, игроки «замирают», изображая образ из морской темы: кораблик, якорь, чайку, рыбку. Ведущий подходит к любому игроку и «оживляет» его. Ребенок должен изобразить при помощи движений, мимики, жестов образ, который задумал.

Как вариант, упражнение можно разнообразить, если морская фигура будет предложена ведущим. Например, при произнесении последних слов, он добавляет образ из морской тематики: «Морская фигура кораблик - замри!» Каждый из участников должен продемонстрировать оригинальное решение одной фигуры. Ведущий обходит всех участников, «оживляя» их, они показывают свою вариацию. Чем оригинальнее будет образ, тем интереснее проходит упражнение.

Еще одним вариантом упражнения может стать предложение ведущего изобразить фигуру птицы, животного, любого объекта.

Такие простые и доступные упражнения могут стать отличным средством для того, чтобы родители могли помочь младшему школьнику овладеть творческим воображением. Они же внесут разнообразие в семейный досуг.

Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. Благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата. Воображение обеспечивает антиципацию, моделирование и создание образа будущего (положительных или отрицательных последствий определенных действий, хода взаимодействия, содержания ситуации) посредством обобщения элементов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственных связей между его элементами. Если младший школьник лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда и совершает действия в своем воображении, осуществляя этим замещение реальной действительности воображаемой. Кроме того, воображение является важной основой для понимания младшими школьниками других людей и межличностной коммуникации, способствуя представлению переживаемых другими в данный момент времени эмоций и состояний. Таким образом, воображение занимает важное место в структуре психической деятельности ребенка, включаясь в ее когнитивный эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты; является неотъемлемой частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и психических состояний ребенка, влияет на характер протекания эмоциональных и волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование различных видов деятельности.

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию.

Отличительной особенностью воображения младшего школьника является также его опора на конкретные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании младший школьник опирается на изображение, на конкретный образ. Без этого ученики затрудняются вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В начале младшего школьного возраста воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место начинает выступать слово.

В процессе обучения при общем развитии способности саморегуляции и управления своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым и контролируемым процессом, и образы его возникают в рамках учебных задач, связанных с определенным содержанием учебной деятельности. Учебная деятельность способствует интенсивному развитию воссоздающего воображения. В процессе учебной деятельности младшим школьникам сообщается много описательных сведений, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно осмыслить учебный материал и усвоить его, т. е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную учебную деятельность. Основой для воображения младшего школьника являются его представления. Поэтому развитие воображения во многом зависит от сформированной у ребенка системы тематических представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира.

Практический пример : Для активизации и развития репродуктивного воображения на занятиях литературным чтением используется игровой прием «Составление изображений объектов», при котором детям зачитывается описание внешности какого-либо героя, предмета и затем предлагается нарисовать героя или предмет по описанию.

Младший школьный возраст в целом можно считать наиболее благоприятным, сензитивным периодом для развития творческого воображения, фантазии. Игры, продуктивная деятельность, общение младших школьников отражают силу их воображения. В их рассказах, разговорах реальность и воображаемые образы часто смешиваются, и представляемые нереальные явления могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их бывает настолько интенсивным, что младшие школьники чувствуют необходимость рассказать об этом. Такие детские фантазии нередко воспринимаются окружающими людьми как проявления лживости и обмана. Однако если эти выдуманные ребенком рассказы не преследуют какую-либо выгоду, то они являются не ложью, а фантазированием, находящимся в разладе с реальной действительностью. По мере взросления ребенка такое фантазирование перестает быть простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в реальность. Младшие школьники начинают осознавать условность своего фантазирования, его несоответствие действительности.

В сознании младшего школьника сосуществуют реальные конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные образы воображения. С возрастом роль фантазии, оторванной от реальной действительности, снижается, а реализм детского воображения возрастает, что обусловлено расширением кругозора и общей осведомленности об окружающей действительности и развитием критичности мышления. Реализм воображения проявляется в создании образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся точным воспроизведением реальных событий. Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у младших школьников образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему видах деятельности: в играх, в изобразительной и конструктивной деятельности, при слушании сказок и пр. В игровой деятельности, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации. Хорошо известные события ребенок стремится изобразить реально, как бывает в жизни, а изменение реальной действительности часто вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить действительные события. Реализм воображения в младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется при выборе атрибутов игровой деятельности. В отличие от дошкольников, младшие школьники производят строгий отбор игрового материала по принципу его максимальной близости к настоящим предметам. Вносимые в процессе игровой деятельности детьми младшего школьного возраста поправки к игровой ситуации, воображаемым образам придают игре воображаемые черты, все более соответствующие реальной действительности.

Основные направления развития воображения младшего школьника:

  • совершенствование планирования создания образов воображения;
  • увеличение точности и определенности образов воображения;
  • возрастание разнообразия и оригинальности продуктов воображения;
  • уменьшение элементов репродуктивного воспроизведения образов;
  • увеличение реализма и контролируемости образов воображения;
  • усиление связи воображения с мышлением;
  • переход воображения из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, в самостоятельную внутреннюю деятельность на основе речи.

1. Сначала образы воображения расплывчаты, неясны, постепенно они становятся более точными и определенными.

2. В образах воображения сначала отражается только несколько признаков, а к концу младшего школьного возраста гораздо больше, причем существенных.

3. Переработка образов, накопленных знаний и представлений в 1 классе незначительна, а к 3 классу у детей накапливается гораздо больше знаний и образы воображения становятся разнообразней, обобщенней и ярче.

4. Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет или его изображение, модель, а затем постепенно развивается опора на слово, которое позволяет младшим школьникам создать мысленно новый образ.

В младшем школьном возрасте в целом дети могут вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но у них отмечается большее доверие образам своего воображения и более слабый их контроль. Поэтому часто создается впечатление о том, что воображение детей развито больше, чем у взрослых. Однако знаний и представлений, составляющих материал, из которого строятся образы воображения, у младших школьников гораздо меньше, чем у взрослого человека. Характер используемых младшими школьниками способов синтезирования образов воображения, их комбинаций, качество и разнообразие также значительно уступают взрослым. Отсутствие развитого самоконтроля в фантазировании порождает иллюзию легкости, с которой ребенок продуцирует все новые и новые образы воображения. Дети обладают лишь большей яркостью образов, они также слабо их контролируют.

Воображение младшего школьника отличается наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Первоначально воображение младших школьников отличается незначительной переработкой имеющихся представлений. В игровой или продуктивной деятельности дети отображают увиденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место в их личном опыте. По мере взросления количество элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше. В дальнейшем усиливается творческая переработка представлений и развитие творческого воображения.

М.Э. Ванник выделила основные этапы творческого воображения у детей младшего школьного возраста:

  • подготовительный (побуждение к созданию),
  • вынашивание замысла (эскиз, зарисовка: этот этап у детей может быть свернут), реализация замысла (создание конкретного произведения),
  • представление результата (например, выставка работ, этот этап для детей имеет особое значение).

Развитию творческого воображения способствуют следующие условия: включение учащихся в различные виды деятельности, использование нетрадиционных форм проведения уроков, создание проблемных ситуаций, экскурсии, применение ролевых игр, самостоятельное выполнение работы, планирование работы по выполнению изделий, использование различных материалов, использование различных типов заданий, в том числе и психологических заданий и упражнений. Активизироваться должны такие стороны учебно-познавательной деятельности, как содержательная, организационная, субъектная.

Практический пример : Для активизации и развития творческого воображения на занятиях литературного чтения используются игровые приемы «Сказки с тремя концами», при которых школьникам предлагается придумать несколько вариантов окончания известных сказок, прием «Сочинение сказок», при котором детям необходимо придумать свою сказку с каким-либо известным сказочным героем.

По мнению О.В. Давыдовой, творческое воображение младших школьников интенсивно развивается благодаря особому комплексу психолого-педагогических условий развития учащихся на основе межпредметных связей, включающему в себя: интерактивное обучение через сотрудничество; организацию проблемно-творческой деятельности; использование интегрированного содержания.

Условия развития творческого воображения младших школьников на основе межпредметных связей

1. Интерактивное обучение через сотрудничество

Методы и приемы: сотрудничество на этапе мотивации: беседа, дидактические игры, сотрудничество на этапе организации: формулировка проблемы учителем или учащимися, варианты решения проблемно-творческих задач при мозговой атаке, наглядные методы, методический рисунок, сотрудничество на этапе контроля: поощрение, одобрение новизны, необычайности замысла, выбор работ для портфолио

Формы обучения:

Средства обучения: опора на знания содержательные и формальные, интерес, основанный на знаниях мифологии, использование наглядности не для копирования, а для комбинирования, создание ситуации успеха в изобразительном творчестве (наглядность, методический рисунок, поощрение, одобрение), творческая книжка (портфолио), индивидуальная и коллективная оценка

2. Организация проблемно-творческой деятельности

Методы и приемы: дидактические игры, беседа, эвристический, проблемный и наглядный методы, использование наглядности (в том числе методический рисунок) не для копирования, а для комбинирования, сотрудничество и дипломатичность при решении проблем, доступные творческие задания открытого тина, мозговая атака, личная или социальная значимость заданий; творческая атмосфера; использование разнообразных изобразительных материалов и техник, создание ситуаций успеха, поощрение, одобрение новизны, необычайности замысла

Формы обучения: коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия, выставки, диалог культур

Средства обучения: использование противоречий между знанием истории, мифологии и применением этих знании в новых практических условиях, несоответствие между знаниями и новыми требованиями; противоречие между теоретическим и практическим осуществлением: познание методов и способов творческого воображения; усвоение способов создания художественного образа; усвоение приемов изобразительной деятельности разнообразными материалами, самореализация в творчестве, выполнение контрольных заданий

3. Использование интегрированного содержания образования

Методы и приемы: блочное изучение тем по четвертям (7-10 занятий), опора на межпредметные знания истории и изобразительного искусства, включение мифологии, беседа, наглядные методы, мозговая атака, дидактические игры, использование регионального компонента, сотрудничество, решение проблемно-творческих задач практически значимых, ЗУН владения изобразительной грамотой разнообразными материалами и технологиями

Формы обучения: коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия, выставки, диалог культур

Средства обучения: вычленение общей основы содержания предметных программ «Изобразительное искусство» и «История», которая прослеживается в мифологических знаниях содержания каждого из перечисленных предметов, использование словесных, визуальных и аудиовизуальных средств (последние использовались и в первых двух условиях)

Автор считает, что поскольку в условиях общеобразовательной школы опыт младших школьников расширяется за счет знаний параллельно изучаемых предметов, то учебно-познавательная деятельность, направленная на развитие творческого воображения, должна быть основана на межпредметных связях, позволяющих преобразовывать элементы действительности, используя опыт предшествующих поколений.

Интенсивное развитие творческого воображения младших школьников в процессе обучения происходит на основе принципа творческого пробуждения (создания творческой атмосферы на уроках, побуждающей учащихся к креативной деятельности на основе новых, ярких, эмоциональных впечатлений и представлений), принципа диалогичности (творческого сотрудничества учителя и учеников), принципа творческого самовыражения (отражения собственных впечатлений в создаваемых образах), на основе тесной взаимосвязи «внешних» и «внутренних» психологических условий. К их числу относятся благоприятный психологический климат в классном коллективе, доверие между учителем и учащимися, «открытость» школьника опыту творческой деятельности, внутренний локус оценивания деятельности и т. д. Благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся создаются в рамках инновационного обучения. Уровень воссоздающего воображения, которого достиг ребенок к концу младшего школьного возраста, может быть оценен по таким показателям, как формальная адекватность, эмоциональность, своеобразие и целостность воссоздания образа. Для оценки уровня развития творческого воображения младших школьников можно использовать такие критерии, как количественная продуктивность деятельности, оригинальность воображения, гибкость использования идей.

Упражнения для развития воображения. Воображение - очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения - это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека. Игра «Правда - выдумка». Кратко описывается какая-нибудь ситуация. Ребенок должен описать ее подробнее и так, чтобы было ясно, правда это или выдумка. Например, ситуацию «Машина мигала фарами» ребенок может описать как реальность, рассказав о машине, ее внешнем виде, технических характеристиках и т. п., а может - как фантазию: «Машина мигала фарами. Так она рассказывала другим машинам в гараже о том, что она сегодня видела». Детям зачитывается описание внешности какого-либо героя. Предлагается нарисовать этого героя. Игра «Делай, как я!». Два играющих садятся за столик напротив друг друга. Перед каждым из них - одинаковые детали конструктора. Чем старше играющие, тем больше используется деталей и тем разнообразнее они могут быть. Между играющими ставится ширма, которая не позволяет увидеть, что именно делает партнер. В качестве такой ширмы можно, например, использовать картонную папку. В эту игру с ребенком должен играть взрослый или старший ребенок, умеющий хорошо описывать то, что он делает. Один из играющих (старший) складывает из деталей какую-то фигуру, а затем словесно описывает ее. Второй игрок должен по описанию собрать такую же фигуру. Затем ширма убирается и фигуры сравниваются. Игра «Угадай, что нарисовано». Эта игра является разновидностью предыдущей, но в нее можно играть с группой детей, даже со всем классом. Для нее надо подготовить 2-3 рисунка с изображением различных фигур. Например, треугольников, квадратов, кругов с точками и линиями внутри, цепочек из разных геометрических фигур, групп точек и т. п. На каждом рисунке должно быть изображено не менее 3 фигур, с тем чтобы дети могли представить расположение фигур на плоскости. Взрослый берет один из рисунков и точно описывает его. Дети должны представить себе эти фигуры и нарисовать их на листке. После этого рисунок взрослого и то, что нарисовали дети, сравниваются. Выигрывают дети, чьи рисунки более всего напоминают оригинал. Игра «Угадай рисунок». Для этой игры также надо подготовить несколько рисунков. Сверху рисунок закрывается листом бумаги с вырезанным в нем небольшим отверстием (или несколькими отверстиями - для младших детей). Верхний лист должен быть немного больше рисунка. Возможны два варианта этой игры: а) ребенок должен угадать, что изображено, по детали рисунка, которую видно в отверстие; б) в течение очень небольшого отрезка времени (30 с - 1 мин) ребенок может двигать верхний листок, перемещая отверстие, а затем дать подробное описание того, что изображено на рисунке. «Составь фигуру из элементов». Это упражнение можно использовать как в индивидуальной работе с ребенком, так и в работе с группой детей. При индивидуальной работе ребенку предлагается картинка, на которой нарисованы треугольник, круг, прямоугольник, трапеция. Предлагается составить из этих фигур лицо, клоуна, домик, кошку, дождь. Каждую фигуру можно использовать любое число раз, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. При работе с группой эти фигуры рисуются на доске. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов. Младшие школьники с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым ее звеном.

Екатерина Рыкова
Дидактические игры для развития воображения

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Оживление предметов

Количество игроков : любое.

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить : пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Рисуем музыкальные картинки

Количество игроков : любое.

Дополнительно : музыка, бумага, цветные карандаши.

Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.

Рисунки с продолжением

Количество игроков : любое

Дополнительно : бумага, краски

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок

Каменная гусеница

Количество игроков : любое.

Дополнительно : камешки, краски, кисти.

Как её сделать :

1. Найди 6-7 гладких камешков разного размера.

2. Хорошо помой их.

3. Вытри насухо.

4. Разукрась их в разные цвета и дай краски высохнуть.

5. Выложи камешки в ряд - от самого большого к самому маленькому.

6. Нарисуй на самом большом камне головку гусеницы и передние ножки.

7. Нарисуй на остальных ножки гусеницы.

Игрушка готова!

Дорисуй картинку

Количество игроков : любое.

Дополнительно : недорисованные картинки, карандаши.

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному : точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи» , «одежда» , «цветы» и т. д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

Узнай картину

Количество игроков : не более 5-7 человек.

Дополнительно : предметная картинка, лист бумаги с отверстием.

Ведущий показывает игрокам картинку, которая закрыта большим листом с отверстием диаметром два с половиной сантиметра посредине. Передвигая лист по картине, игроки должны узнать, что на ней изображено.

Если игрок ответил правильно - получает приз. Для каждого игрока нужно приготовить отдельную картину.

Смешинки

Количество игроков : любое.

Дополнительно : мяч.

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

Пятнография

Количество игроков : любое.

Дополнительно : листы и краски.

Перед каждым игроком чистый лист бумаги. Ведущий ставит каждому игроку на чистый лист пятно, а игроки должны дорисовать ее так, чтобы вышло что - то понятное. Выигрывает тот , чей рисунок окажется интереснее и смешным.

Отгадывание теней

Количество игроков : любое.

Дополнительно : лампа.

Один из игроков садится в близи светлой, по возможности не заставленной стены, лицом к ней. Сзади, в нескольких шагах, устанавливается свечка или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходит между спиной сидящего и лампой. Лампа должна быть поставлена так, чтобы вышла максимально резкая тень. Сидящий, не оборачивается, по тени должен угадать, кто прошел у него за спиной.

Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тени. И т. д.

«На что это похоже?»

Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

Количество игроков : любое

Многие люди обращаются к колдунам, чтобы узнать что-нибудь о своем будущем. Можно устроить великолепную игру на эту тему. В начале игры выбирается ведущий . Он будет «колдуном» .

Задача всех остальных – обращаться к этому «колдуну» с различными вопросами. «Колдун» должен придумать интересное предсказание на будущее, можно давать очень смешные прогнозы, главное условие – чтобы всем было весело. Например, «колдун» дает предсказания на какой-то определенный промежуток времени : на неделю, месяц и т. д. В этой игре нет победителей и побежденных, главное – чтобы все хорошо провели время.

Сочиняем сказки сами

Количество игроков : любое.

Дополнительно : бумага и карандаши.

Играющие делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков – за 5-6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами : «Жили были…» и заканчивающуюся : «Ну, надо же!»

По прошествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, а также участием в представлении остальных ребят. Игроки также могут зачитать и сразу же не только проиграть эту сказку, но и перевести ее на язык жестов или же придумать что-то еще.

«Старая сказка на новый лад» .

Это тоже подходящая игра для развлечения детей на детских праздниках. Берется какая-то известная сказка, например, «Колобок» , «Теремок» или «Красная шапочка» , и изменяется. Сначала можно изменить сюжет, оставив прежних героев, потом, наоборот, нужно сохранить сюжет, но придумать других действующих лиц. Самое интересное – оставить героев, но изменить их характер, например, лягушка станет злой врединой, волк – симпатичным милягой, а Красная шапочка – плохо воспитанной девочкой, которая, в конце концов, съест несчастного волка.

Игра в фигурки

Это игра на развитие способности замещать предметы заместителями. Нужно придумать интересную сказку или сюжет, в котором имеет значение последовательность размещения персонажей. Например, черепашка, мишка и Чебурашка решили поиграть в солдатиков и стали учиться ходить строем. Но когда они построились, то Чебурашке не понравилось быть вторым, а мишке третьим. И начали они ссориться, т. к. не могли договориться, кто за кем будет стоять и идти. Нужно помочь друзьям. Для этого нужно предложить разные варианты того, как наши герои могут построиться.

Представим, что черепашка это круг, мишка треугольник, а чебурашка квадрат. Вырежьте из бумаги эти фигурки и пусть ребенок переставит их в разном порядке. Потом игру можно усложнить до 4х предметов. Чтобы малыш лучше понял, что от него нужно, возьмите три игрушки, и объясните, что вместо игрушек в игре будут использоваться геометрические фигурки.

«Нарисуй настроение» .

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

Великие кляксы.

Игра побуждает малыша создавать из непонятных изображений знакомые образы. Вырежьте из любой темной бумаги «кляксы» различных форм, а также приготовьте бумагу с клеем. Предложите ребенку склеить из этих фрагментов какую-то знакомую фигуру. Затем подумайте вместе с малышом, на что же похожа получившаяся фигурка.

Обязательно решите с ребенком, на что похоже каждое получившееся изображение и подпишите их. Через несколько дней повторите игру с «кляксами» из другой по цвету бумаги. Чем больше ребенок будет играть, тем быстрее он будет составлять фигуры, развивая тем самым свое воображение .

«Что получится?» .

Для любого подрастающего гения важным является навык придумывания какого-то нового применения знакомым окружающим вещам. Заготовьте клей ПВА, несколько листов бумаги, а также спички, трубочки для коктейлей, лоскутки ткани, пуговицы и другие небольшие предметы. Дайте ребенку листок бумаги, смажьте листок клеем ПВА и пусть ребенок прикладывает к нему предметы, получая целую картину. Обязательно спросите у малыша, что у него выходит. Если у ребенка появилась идея, и он сказал вам, на что похоже его творение, помогите ему завершить полученный образ.

«Чем пахнут цвета?» .

Данная игра развивает у ребенка умение комбинировать разные образы в своем изображении. Возьмите цветной картон, мед, кинзу, лук, ванилин и другие продукты. Теперь попросите своего кроху представить, как пахнет синий, красный, желтый, розовый и другие цвета, показывая для наглядности картон соответствующего цвета. Если малыш в затруднении, просто предложите ему несколько запахов из своей коллекции. Пусть ребенок выберет подходящий.

«Какого цвета вкус?» . Эта игра является продолжением предыдущей. Заготовьте соленую, сладкую, кислую и горькую воду (на травах, к примеру) . Также приготовьте несколько картонных квадратиков разных цветов и их оттенков. Пусть малыш попробует воду язычком и выберет подходящий цвет из палитры. Такие игры отлично развивают творческие задатки малышей, что поможет им впоследствии в учебе.

Три краски.

Эта игра всегда вызывает восторг у детей любого возраста и побуждает их видеть образ в рисунке.

Дайте малышу большой лист бумаги и три краски.

Пусть он постепенно заполнит красками весь лист. Включите приятную музыку и скажите ребенку, что, как только музыка перестанет играть, нужно закончить рисовать и придумать : на что же похож рисунок? Обязательно оформите картину и подпишите ее.

Несуществующее животное

Игра научит кроху очень важному навыку - комбинированию. Давайте попробуем поиграть различными частями животного для создания абсолютно нового образа. Вырежьте из журналов или старых книг разные части животных : лапы, головы, уши, хвосты, крылья, клювы, пасти, хоботы и тому подобное.

Приготовьте клей и бумагу. Ваш малыш должен попробовать склеить несуществующее животное из уже имеющихся деталей.

Чем меньше животное вашего ребенка будет напоминать какое-либо из существующих в природе, тем выше природный творческий потенциал малыша. Возвращайтесь к этой игре, пока не создадите свое уникальное существо! Впоследствии можно сочинить про него интересную историю.

Несуществующее животное-2.

Если ваш ребенок старше пяти лет, дайте ему готовый силуэт какого-либо животного, птицы, насекомого, разноцветные фломастеры и предложите изменить существо, сделав его фантастическим, необычным. Каждое занятие предлагайте все новые и новые силуэты, пусть они будут разнообразными : от черепахи до кенгуру, от слона до комара. Преобразуя столь разные образы в неузнаваемые существа, мы постепенно улучшаем интеллект ребенка.

Восхитительные облака.

Эта игра побуждает малыша видеть в слабо оформленном, но многозначном материале образы предметов. Отличной тренировкой перед этой игрой послужит наблюдение за настоящими облаками и попытка увидеть в них уже известные вашему ребенку образы. Дома вырежьте различные облака (слабо напоминающие предметы, животных, человека) и украсьте их, наклеив из картона голубые ватки.

Ребенок должен назвать как можно больше вариантов, на что похожи эти облака. Если кроха еще толком не говорит, заранее подготовьте картинки предметов, животных и людей, чтобы он мог выбрать нужную карточку.

Поможем бабочке.

Вырежьте из цветного картона крупную бабочку. Приготовьте карандаши, фломастеры, клей, а также разные виды бумаги (фольгу, газету, упаковочную бумагу, пластилин, шерстяные нитки и т. д.

Выберите игрушку – «врага» бабочки и предложите ребенку защитить бабочку, создав новые элементы внешнего вида (например, рога, шипы и т. д.) . В процессе игры «враг» бабочки нападает на нее, стимулируя вашего малыша быстрее и интереснее создавать для нее защиту.

Игра «Живые вещи»

Для данной игры число играющих не ограничено, создание команд по желанию.

Детям дается задание «превратиться» в какой-нибудь предмет или вещь. Например, можно разыграть выставку «живых» предметов мебели, показ «живой» одежды.

Выигрывает тот , кто интереснее и наиболее правдоподобно покажет загаданные вещи.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Что было бы, если. (с 6 лет)

Цели : Эта игра развивает творческие способности детей.

Инструкция : Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?

Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину, назвать это животное, показать, как оно движется, как "разговаривает". На вопросы типа "Что было бы, если бы. " не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотим просто развить фантазию и интуицию детей.

Другие вопросы для обсуждения в этой игре :

Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?

Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер-самолет?

Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?

Что было бы, если бы ты был учителем?

Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь?

Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?

Мини-фантазии (с 6 лет)

Цели : Мини-фантазии - это радостные картинки, которые могут дать детям ощущение бодрости, счастья и тепла, так как они напоминают им о приятных переживаниях.

Подарите мини-фантазию детям после того, как они очень напряженно поработали или были в стрессовой ситуации. Мини-фантазии напомнят детям о хорошем в их жизни и придадут свежих сил.

Инструкция : Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы могли почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже.

Теперь представь себе, что ты лежишь на зеленом лугу, и над тобой по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака.

Дайте детям насладиться этой картиной в течение одной-двух минут. Другие возможные образы :

Ты бежишь рано утром со своим лучшим другом (подругой) по прекрасному парку.

Ты бежишь по белому пляжному песку к теплой голубой воде.

В солнечный весенний день по дороге в цирк ты играешь со своей тенью.

В ясную ночь ты разглядываешь сверкающие звезды на небе.

Ты гладишь мягкий шелковистый мех маленького котенка.

Ты надкусываешь хрустящее сочное яблоко.

Ты наблюдаешь, как облетают осенние листья с деревьев.

В холодный день ты греешься у потрескивающего в камине огня.

На лугу ты кружишься вокруг себя с широко раскинутыми руками, пока не закружится голова.

Ты прыгаешь с большого круглого камня в пруд.

Ты слушаешь по радио свою любимую песню.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Превращения (с 6 лет)

Цели : В этой игре дети могут, используя силу своего воображения , научиться языку интуиции. Картинки, которые будут рождаться у детей по ходу игры , помогут им проникнуться доверием к многогранности своей личности. В конце очень хорошо предложить детям творческое сочинение или рисунок, чтобы они еще глубже прочувствовали пережитое впечатление.

Материалы : Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция : Назовите мне пару вещей, о которых вы знаете по опыту. Можете ли вы назвать мне какие-нибудь вещи, которые вы можете узнать только своей фантазией? Я хотела бы предложить вам игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.

Вы увидите в своем воображении картины , которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите.

Садитесь поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза.

Представь себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным. Осмотрись. Что ты за животное? Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй свое новое тело.

А сейчас ты нашел волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь ее. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал прекрасным цветком или деревом. Чем ты стал? Цветком? Деревом? Каким цветком или каким деревом? Что тебе больше всего нравится в этом цветке или дереве?

А теперь ты снова превращаешься - ты стал каким-то цветом. Каким цветом ты хотел бы стать? Каков этот цвет на ощупь? Он совсем гладкий или шероховатый?

Теперь ты превращаешься в чудесный воздушный шар. Какой формы твой шар? Он продолговатый? Или круглый? Есть ли на нем какое-нибудь изображение?

Напоследок в это волшебное утро ты превращаешься в маленького ребенка. Посмотри на себя в качестве малыша. Послушай звуки, которые издает младенец.

Ты хочешь поближе рассмотреть этого малыша, поэтому наклонись над ним и ласково погладь его. Возьми его на руки и покачай. Почувствуй, каково это - быть таким маленьким ребенком, которого покачивают на руках.

Положи малыша обратно и вспомни все картины, которые ты видел как животное. как дерево или цветок. как цвет. как воздушный шар. и как маленький ребенок.

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вздохни. Возвращайся назад в классную комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал?

Анализ упражнения :

Насколько отчетливо ты мог видеть картины?

Слышал ли ты при этом что-нибудь?

Что было для тебя самым трудным?

Кем тебе приятней всего было быть в твоем воображении ?

Играешь ли ты сам иногда в подобные игры , в которых надо представлять себе интересные, необычные вещи?

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

История жизни

Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

Новые старые сказки

Возьмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.

Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. А на картине отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно она будет не слишком далека от истины?

"Фантастическая история".

Вырежьте малышу (а лучше пусть он сделает это сам) цветные изображения различных животных или растений (из журналов и старых книг) . Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Вот и готова игра "разрезные картинки". Однако главное задание впереди. Для его выполнения требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если в игре примет участие и взрослый, у фантастического зверя появится товарищ.

Игра «Художник»

Для игры потребуются две команды. Из каждой группы вызывают по одному участнику. Одному из этих игроков завязывают глаза и просят нарисовать загаданный ими рисунок. При этом другой говорит, как именно рисовать, например, одна линия вверх, две влево и т. д. Как только рисунок готов, «художник» снимает повязку и пытается угадать, что именно он рисовал. Если он угадывает, то команде присваивают 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

1) Фигурные картинки. С помощью геометрических фигур – круг, квадрат, прямоугольник, трапеция и другие – нужно нарисовать различные объекты. Например, клоуна, лицо, домик, дождь, кошку и т. д.

2) Три слова. Подберите три слова, не связанных по смыслу. Задача ребенка придумать фразы, связывающие эти слова. Потом можно пойти дальше и придумывать рассказы с этими словами. Например, набор слов : дворец, бабушка, клоун.

3) Укрась слово. В процессе игры нужно придумать как больше прилагательных к существительному. Ребенку-дошкольнику можно предложить игру так : «Выбери любой предмет, а теперь будем придумывать, какой он – белый, холодный, большой и т. д.

Собери картинку

Возьмите любую красочную картинку из журнала или старой книги. Главное, чтобы изображение было понятно ребенку. Вырежьте из нее кусочки разной формы (квадраты, треугольники, кружки) . Наклейте картинку с дырками на лист белой бумаги. Малышу нужно закрыть образовавшиеся на картинке белые пятна теми самыми кусочками, которые из нее вырезаны.

Делай как я

Вам потребуются детали из обычного детского конструктора : куб, конус, параллелепипед. На первых порах используются 2-3, а впоследствии и больше форм. Отберите себе и малышу одинаковые детали, затем сложите из своих небольшую постройку. Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же построить его детали. Если он легко справляется, усложните постройку. Теперь предложите ему самому построить что-нибудь и сделайте так же. Вы можете специально ошибиться, а ваш малыш пусть вас поправит.

Пазлы своими руками

Возьмите большую, яркую картинку из журнала или старой книги. Наклейте ее на картон и разрежьте зигзагами. Чем старше ребенок, тем на большее количество кусочков разрезайте картинку.

Огромные ноги

Нарисуйте на плотном картоне две большие ступни длиной 25 см. Вырежьте их и приклейте к подошвам детских шлепанцев. Или можно проделать в каждой бумажной ступне по четыре отверстия, пропустить сквозь них тесемку и привязать к ногам ребенка. Теперь он может измерить своими большими ногами все, что угодно : комнату, свою кровать, сад, папину машину.

Что поместится в банке

Нарисуйте на бумаге контуры банок разных размеров и форм : высоких и низких, широких и узких, круглых и квадратных. Попросите ребенка подумать, что могло бы поместиться в каждой из этих банок. Для проверки можно принести названые предметы и приложить к нарисованному контуру. Некоторые из них вроде бы и помещаются на рисунке, но при этом не могут пройти в горлышко, если оно слишком узкое.

Замочная скважина

Возьмите лист бумаги, вырежьте в нем отверстие в форме замочной скважины. Сначала скважина может быть и большой, а когда ребенок освоится – величину отверстия можно уменьшить. Теперь положите на стол какую-нибудь картинку, накройте сверху листом с замочной скважиной. Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Игра «Услышим слово»

Задача : развить воображение и представления у детей.

Описание. Взрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметов, жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

Игра «Потрогаем слово»

Задача : развить у детей воображение .

Описание. Взрослый предлагает ребенку мысленно потрогать какой-либо предмет : подушку (какая она мягкая, елку (колючая, кошку (пушистая, воду (мокрая, пол (твердый) и т. д. и рассказать о своих ощущениях.

Игра «Понюхаем - попробуем слово»

Задача : развить у детей воображение .

Описание. Взрослый говорит ребенку, что некоторые слова можно понюхать и попробовать на вкус. Например, лимон (апельсин, роза, ромашка, хлеб, костер, шоколад и т. д., после этого дети должны рассказать о своих впечатлениях.

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение и фантазия присущи каждому человеку, а особенно эти качества присущи детям. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка.

Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

Но, к сожалению, учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

В связи с этим можно использовать ряд методик:

1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

  • скорость процессов воображения;
  • необычность, оригинальность образов воображения;
  • богатство фантазии;
  • глубина и проработанность (детализированность) образов;
  • впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.

1 балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная.

2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.

1 балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.

2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

2. Методика “Рисунок”

В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

3. Методика “Скульптура” .

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.

0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;

2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;

4 -5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех;

6 - 7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;

8 - 9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;

10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом.

Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом.

25- 30 - баллов - очень высокий уровень;

19 - 24 баллов - высокий уровень;

10 -18 баллов - средний уровень;

5 - 9 баллов - низкий уровень;

0 - 4 баллов - очень низкий уровень.

Виды воображения

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

  • Агглютинация
  • , то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;
  • Гиперболизация
  • . Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.
  • Схематизация
  • . В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;
  • Типизация.
  • Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с космическим кораблем.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Несмотря на большую занятость педагогов начального звена, учителю необходимо ставить задачу подбора дополнительного материала к изучаемым произведениям, предусмотренным программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и воображения, и наиболее полно использовать при этом специфику чтения как учебного предмета.

Формы и методы по развитию воображения
у детей младшего школьного возраста на уроках чтения

Программное содержание чтения как учебного предмета состоит из ряда разделов:

  • устное народное творчество, куда включены русские народные песни, сказки, былины;
  • русская классика (поэзия и проза);
  • литературные сказки (и др.).

Представленные в учебниках литературные произведения, на мой взгляд, открывают широкий простор учителю для подбора упражнений и заданий на развитие воображения и творческой фантазии у учащихся начального звена.

Воображение тесным образом связано с такими качествами, как эмоциональность, интерес, многими личностными качествами. На основе взаимосвязи воображения с вышеперечисленными качествами, мною проводится работа по развитию воображения на уроках чтения.

Воображение и эмоции

Любая эмоция имеет внешнее выражение. Каждый человек имеет свое представление о внешних признаках того или иного чувства. Умение правильно распознать состояние героя литературного произведения по выраженности чувств, позволяет ребенку глубже проникнуть в суть произведения, прочувствовать замысел автора, определить, кто из героев положительный, а кто - отрицательный.

На каждом уроке чтения основным для развития воображения и эмоций, является использование схематических изображений человеческих эмоций. Задача детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной ситуации эмоциональный образ. Сначала дети пытаются изобразить на своем лице выбранную эмоцию и объяснить, почему именно это схематическое изображение эмоции он считает наиболее подходящим. Например, при изучении сказки Одоевского В.Ф. “Мороз Иванович” детям предлагаю найти на схеме эмоцию, характеризующую всех главных героев, проанализировать отдельные эпизоды и показать их эмоциональную значимость.

Эпизод 1. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

Эпизод 2. А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась….. Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку, да спать не хочется; ей бы покушать, да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать - да и то надоело. Сидит, горемычная, плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Эпизод 3. Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатерцы не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.

На последнем уроке изучения данного произведения учащимся предлагаю выбрать наиболее понравившийся эпизод и подобрать к нему соответствующую эмоцию или эмоции.

Эмоции тесно связаны с интонациями. На уроках чтения применяю упражнение “Что означает интонация”. Это упражнение развивает воображение на слуховые образы. Учащиеся читают отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят…

с разными интонациями: “по-доброму”, “грустно”, “ласково”, “сердито”, “безразлично”, “жалобно”. Каждый ребенок должен читать со своей интонацией, пытаясь придать свою эмоциональную окраску тексту.

Аналогичное задание можно использовать и при чтении прозаического произведения “Какая бывает роса на траве” Л.Н. Толстого.

… Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

В ходе изучения басен И.А. Крылова “Мартышка и очки”, “Ворона и лисица”, “Зеркало и обезьяна” использую игру “Пантомима”. Эта игра является развивающей и оптимизирующей эмоциональный фон за счет активизации воображения. Все дети становились в круг. По очереди каждый выходил в середину круга и с помощью мимики и жестов показывал какое - либо действие из басен. Остальные ребята должны были угадать, какой персонаж и из какой басни был задуман ведущим. Победителями определялись те дети, которые наиболее верно изображали задуманную сценку.

Упражнение “Оживление картины” аналогично игре “Пантомима”, но с усложненным сюжетом. Данное упражнение хорошо развивает образное воображение и использовалось при изучении былин “Добрыня Никитич”, “Добрыня и Змей”, “Илья Муромец и Соловей Разбойник”. Каждому ряду предлагаю конверт с названием былины, с определенным сюжетом из нее. Затем учащиеся показывали немую сцену, иллюстрирующую сюжет картины. Противоположные команды должны объяснить, что они увидели, назвать произведение. Затем команда артистов объясняли, что они изображали, после чего команды меняются местами.

Воображение и интересы

Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес. Для этого можно использовать следующие упражнения и игры:

  1. Игра “Архимед”.
  2. Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, при работе над произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка” предложить разрешить следующую проблему: Как можно успокоить льва?; при изучении сказки “Лягушка-путешественница” - Как упавшей лягушке продолжить путешествие?
  3. Игра “Изобретатель”.
  4. Эта игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.
  5. Игра “Веер”
  6. используется для развития фантазии и навыков комбинаторики для детей младшего школьного возраста. Детям предлагалось несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев. Слева изображен один предмет, справа - три. В центре ребенок должен нарисовать три сложных предмета (фантастических), в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины. При изучении произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост” слева предлагалось изображение Зайца, справа - волка, лисы и медведя.
  7. Игра “Превращения”.
  8. Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, то есть воображения в сочетании с творческим мышлением. Она расширяет область представления ребенка об окружающем мире. Данная игра построена на универсальном механизме детской игры - имитации функций предмета. Например, при изучении произведения Л.Н. Толстого “Прыжок” детям предлагалось с помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.

Воображение и личность

Общеизвестно, что воображение тесно связано с личностью и ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

  1. Игра “Сценарий”.
  2. За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает придумать название одного или двух предметов из изучаемого произведения. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные персонажи.
  3. Игра “Наоборот”.
  4. При изучении любого произведения, учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка.

Кроме вышеописанной работы над развитием воображения и его взаимосвязи с эмоциями, интересами и личностными качествами, широко использую такие приемы, как словесное рисование, написание творческих работ, иллюстрирование произведений.

Для повышения эмоционального уровня художественного текста, для развития воображения можно использовать словесное рисование или иллюстрирование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: “Как вы представляете себе обстановку в какой-то момент действия? Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это находится перед вашими глазами”

Словесные картины (преимущественно - устные, реже - письменные) “рисуются” к тем эпизодам, которые наиболее существенны в понимании идейного замысла произведения; так же иллюстрировались описания природы в поэтических произведениях, портреты героев. К одному рассказу “нарисовать” две-три картины - иллюстрации, таким образом, получается картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.

Вариантом словесного рисования служит так называемая воображаемая экранизация: учащимся можно предложить словесно нарисовать ряд кадров, вообразив, будто рассказ проходит перед их глазами на экране. Воображаемую экранизацию можно провести с участием практически всех учащихся.

Одной из сложных, но интересных форм творческой перестройки текста, на мой взгляд, является его инсценирование. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. При пересказе дети передают лишь диалоги, а ведущий (ребенок) кратко обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.