КАТЕРИНА ЩЕРБИНИНА
«Развитие связной речи у младших дошкольников».

В этом года я выбрала тему по самообразованию «Формирование связной речи дошкольников » .

Данную тему считаю важной, т. к.: развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду . Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи , и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Свою работу я начала с проведения диагностики.

По результатам диагностики наметила перспективный план работы с детьми по данной теме.

Перспективный план работы.

1) Занятия для активизации общения.

2) Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.

«Незнайка учится здороваться» , «Быстро ответить» , «Незнайка раздает игрушки» , «Мы идем на прогулку» , «Незнайка учится просить» , «Исправьте Незнайку» .

3) Игры парами : «Разрезные картинки» (предметы одежды, «Да или нет» , «Кто как кричит» , «Кому что нужно?» , «Съедобное - несъедобное» , «Магазин» .

4) Сюжетно-ролевые игры : «Дочки-матери» , «Магазин» , «Парикмахерская» , «Поликлиника» .

5) Дидактические игры : «Факты» , «Согласен - не согласен» , «Не говорить «да» и «нет» .

6) Подвижные игры : «Коршун» , «Гуси - гуси» , «Краски» .

7) Игры - инсценировки : русские народные сказки «Теремок» , «Репка» , «Волк и козлята» .

8) Беседы. Темы : «Как ты провел выходной день» , «Твоя любимая книга» , «Твоя любимая игрушка» , «Зима» , «Твой любимый сказочный герой» , «Как бы ты встретил новенького» и т. д.

Целью моей работы – научить детей пользоваться диалогом как формой общения : отвечать на вопросы взрослого и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие.

Задачи :

воспитание умений :

Слушать и понимать обращённую речь с опорой и без на наглядность,

Вступать в контакт с окружающими,

Выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства,

Пользоваться формами речевого этикета.

Условия развития диалогической речи детей :

Организованная речевая среда, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом;

Созданная доброжелательная атмосфера в группе, эмоциональное благополучие;

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком;

Социальное окружение;

Индивидуальные особенности личности;

Познавательная активность ребенка.

В работе использую следующие формы организации диалога детей : работа с подгруппами, организация пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия.

В специально организованных речевых ситуациях, происходит развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Например, в дидактической игре «Посади на клумбе…» , детям было предложено играть в паре и договориться между собой о том, что они посадят на клумбе, какие используют для этого геометрические фигуры, распределить обязанности. После выполнения задания им предлагалось, проговорить выполненные действия.

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных - утренние и вечерние часы. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются заранее. Непреднамеренные – не планируются, они возникают по инициативе детей или воспитателя во время прогулок, игр, режимных процессов.

На прогулке, например, при коллективной постройке из песка, предварительно провела коллективную беседу «Что бы вам хотелось построить из песка?» и из предложенных вариантов детьми был выбран осьминог, далее уже пошла беседа о том, как можно его построить (из чего он состоит, что будем делать сначала, что потом, кто какую работу будет выполнять и только после этого приступать к выполнению постройки). В группе, во время одевания, умывания, в игре использую любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом четко формулирую задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставлю вопросы, особенно четко называю движения.

В своей работе я стараюсь добиваться, чтобы каждый ребенок легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учу детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Воспитываю потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощряю попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения : Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?

Разговорная речь - наиболее простая форма устной речи . Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональная, так как разговаривающие используют различные выразительные средства : жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису : она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

В младшей группе круг разговоров связан с тем , что окружает детей, что они непосредственно наблюдают : с игрушками, транспортом, улицей, семьей.

В средней группе тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал.

Разговорная речь должна быть связной , понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения.

Методы формирования диалогической речи :

Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог) .

Чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора .

Беседы. Необходимо четко формулировать вопрос, чтобы дети давали нужный ответ. Во время беседы приучаю детей отвечать по одному, а не хором. Но если ставится такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были» , «ходили» , то дети могут ответить хором. Небольшие беседы проводятся мною в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры. Преимущественно использую беседы, которые сопровождаются получением новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) .

Деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд) . Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнера. Занятия по изобразительной деятельности в изостудии создают у детей чувство сопричастности к прекрасному, интересному, волнующему, пробуждают эстетические чувства и создают условия для обмена этими переживаниями.

Игры :

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры . Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие) .

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции ответа на услышанное. Например : «Согласен, не согласен» , «Магазин» , «Разговор по телефону» , «В гостях у куклы» , «Съедобное – несъедобное» .

Подвижные игры, которые содержат диалоги, например : «Гуси - гуси» , «Обыкновенные жмурки» , «Коршун» , «Краски» и другие. В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Игры - инсценировки объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами : при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Существует много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как : «Гуси-лебеди» , «Краски» , «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем» , «Садовник» и др.

В игре используются разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Первое. Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал) ; «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел).

Цели создания ориентировки на партнера служат разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакты) .

Второе. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник» . После слов «Все цветы мне надоели, кроме.» партнер должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три» .

Третье. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения) . Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения, типа : «Придумай слово» .

Большую радость доставляют детям такие традиционные словесные дидактические игры, как «Угадай на ощупь» (дифференцирование звуков, «Чего не стало?» (родительный падеж множественного числа, «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» (обобщающие наименования «Овощи» , «Фрукты» , «Бывает - не бывает» (рассуждение) .

Наши предыдущие исследования, раскрытые в главе 3, показали, что в развитии связной речи чрезвычайно большое значение имеет начальный этап,прямое обучение элементам монологической речи, простейшим формам составления описательного и повествовательного рассказа, (вместо традиционной подготовки к обучению рассказыванию, осуществляющейся внутри диалога).

Прежде чем излагать логику проведения исследования особенностей развития связной речи у младших дошкольников, коротко остановимся на теоретических основах изучения речи детей раннего возраста.

Анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают в раннем детстве фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, поэтому далеко не у всех дошкольников развито умение связно выражать свои мысли.

В психологических исследованиях, посвященных развитию речи и мышления, дается характеристика разных сторон речи ребенка (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.П.Блонский, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкин, Н.Х.Швачкин). В главе 1 мы рассматривали психологические исследования, посвященные проблемам развития речи в дошкольном детстве. Поэтому здесь ограничимся лишь характеристикой некоторых особенностей речи детей младшего дошкольного возраста.

С.Л.Рубинштейн, исходя из коммуникативной функции речи, выявил периоды становления ситуативной и контекстной речи. А.Р.Лурия подчеркивал роль диалогической речи как первоначальной формы речевого высказывания. Д.Б.Эльконин отмечал значение речи ребенка для налаживания сотрудничества с взрослым. Он же говорил о том, что надо вызвать активность ребенка, иначе речь будет отставать в своем развитии именно на стадии ситуативной речи. Раскрывая содержание речевого общения ребенка раннего возраста, М.М.Кольцова объясняет несовершенство речи младших дошкольников малым ассоциативным полем слов и предложений. Вместе с тем исследователи подчеркивают, что отдельные элементы монологической речи появляются у ребенка к 2 – 3 годам (А.Н.Гвоздев, А.М.Леушина, М.И.Попова). Появление контекстной речи у младших дошкольников зависит от задач и условий общения, содержания речи, а также от индивидуальных особенностей ребенка. В свою очередь развитие индивидуальных особенностей перекликается с коммуникативной деятельностью ребенка (М.И.Лисина, А.Г.Рузская, А.Я.Рейнстейн, Е.О.Смирнова).

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.

Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является ее связность.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо комплексно решить следующие задачи:

Побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;

Научить слушать воспитателя;

Научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;

Вызвать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить);

Накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Развитие предпосылок связной речи происходит:

а) в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);

б) в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т.к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);

в) в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

Сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;

Предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

Предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

Использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, а затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.

Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.

Детям трёх лет уже доступна простая форма диалогической речи (вопрос и ответ), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умение правильно изложить свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов. Первые высказывания детей трёх лет состоят из двух – трёх фраз, однако их необходимо рассматривать как связанное изложение. Исходя из актуальности этой проблемы, я поставила перед собой задачу по развитию предпосылок связной речи. У детей младшего возраста успех этой работы зависит от оптимизаций процесса развития речи. С этой целью в своей работе я выделила несколько направлений:

1. Использование разнообразных форм обучения (фронтальные, подгрупповые, и индивидуальные, при проведении которых сочетались: словарная работа, грамматический строй речи, звуковая культура речи).

2. Взаимосвязь работы по развитию речи в разных видах деятельности (игровой, музыкальной, театрализованной).

3. Планирование по развитию речи мониторинга. При планировании необходимо учитывать исходный уровень развития речи каждого ребёнка и коллектива в целом. А также личностные особенности детей (пассивные, молчаливые, неуверенные).

4. Возможности семьи в решении задач речевого развития ребёнка.

Родители не совсем точно представляют уровень развития речи своего ребёнка, замечая, прежде всего недостатки в звукопроизношении при заучивании стихов. Поэтому необходимо знакомить родителей не только с результатами мониторинга по развитию речи, но и предлагать систему домашних заданий. Например: по выделению характерных признаков и качеств предмета, по умению вести диалог, использовать игры – драматизации, по связи 2-3 предложений, по активизации глагольной лексики. Проводя организованную НОД по развитию речи, работу проводить в три этапа.

На первом этапе необходимо подбирать такие задания, на которых бы дети учились видеть и называть характерные признаки и качества предмета. Всю НОД проводить в виде игр типа: «Узнай по описанию? », «Угадай, что за зверь? », «Найди игрушку», «Что за предмет? ». Для НОД, подбирать яркие игрушки, значительно отличающиеся по своим признакам, затем попросить детей отыскать игрушку. Дети с удовольствием и интересом повторяют за педагогом. Затем использовать предметы: овощи, фрукты, одежду, при описании которых, следовало не только назвать видимые признаки, но и показать свои знания об их свойствах, умение согласовывать существительные и прилагательные (яблоко – круглое, красивое, вкусное). Чтобы сформировать глагольную лексику, я предлагаю использовать игры типа: «Кто, что умеет делать? », «Где, что можно делать? », «Скажи, что сначала, а что потом? » - эти игры формируют у детей представление о последовательности действий персонажей путём раскладывания картинок с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику. Таким образом, первый этап определяет умение детей быстро и разнообразно характеризовать предметы по основным признакам.

На втором этапе надо учить детей связывать два предложения и формировать представление у детей о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. е. строится по определённой схеме. Сначала учим описывать предмет коллективно, а затем прививаем навыки самостоятельного описания предмета через игры: «Магазин», «Зоопарк», «Загадки» и т. д. Чтобы учить детей соблюдать последовательность и связь между частями, предлагаю использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает». Предложить несколько предложений, произнося их с определённой интонацией, чтобы дети почувствовали, какой характер несёт повествование. Например: «Пошёл ослик… » «Там он встретил… » «Они стали… »

В совместных рассказах постепенно усложняем основную часть текста, включаем элементы описания, действия героев. В сюжет включаем глаголы общения: спросил – ответил, попросил – сказал, закричал – обиделся. Так мы учим детей передавать диалоги действующих лиц. Совместное рассказывание закрепляем наводящими вопросами, чтобы дети могли выделить основные связи между частями.

Цель третьего этапа: учить детей вести монолог, диалог в играх – драматизациях, рассказа, подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества. Решая задачу третьего этапа, учим детей при ответе на вопрос давать развёрнутые реплики. По инициативе детей инсценируем знакомые уже сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Всё чаще диалоги между героями разыгрываются как в совместных, так и в самостоятельных играх. Игры – драматизации развивают у детей коммуникативные навыки. Так как в группе речь у каждого ребёнка развита по- разному, надо уделять большое внимание индивидуальной работе с детьми по развитию речи. В этой работе мы используем описание игрушек, составление совместных рассказов, выполнение лексических, фонетических и грамматических упражнений. Эту работу проводим, как в утренние часы, так и во второй половине дня, в игровой форме, в обстановке естественного общения детей, учитывая индивидуальные особенности детей, их наклонности. Цель таких индивидуальных занятий – развивать речевые способности каждого ребёнка. Результаты таких занятий не могут не сказаться на детях. Более застенчивые дети станут активнее, станут брать на себя роли, поменьше станут обращаться к педагогу за помощью. В конце учебного года мониторинг по развитию речи показывает, что дети могут отвечать на вопросы при рассматривании предметов, игрушек, иллюстраций, могут повторять за воспитателем рассказ из 2 – 4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картинки, могут вести диалог, используя «телефонные» разговоры или инсценируя потешки, активно участвуют в играх – драматизациях знакомых сказок.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей. Педагог должен воспитывать своей речью. Как говорил К.Д.Ушинский: «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».

Итак, развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников и ее значение для развития ребенка трудно переоценить.

Дети младшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования картинок. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний, их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения делает его привлекательным для ребёнка и более результативным.

Дидактические игры по развитию связной речи.

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель - развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

Если бы я был волшебником, то...

Если бы я стал невидимым...

Если весна не наступит никогда...

«День рождения куклы Алёнки».

Цель: Развитие у детей связной речи.

Игровой материал: образные игрушки, изображающие хорошо знакомые детям предметы бытового окружения: предметы домашней утвари и посуды (чашка, ложка, блюдце, кастрюля, сковорода, ведро, лейка) ; предметы личной гигиены (зубная щётка, мыло, тазик, веник, ванночка, расчёска) ; предметы одежды (передник, вязаная кофта, косынка, пальто, варежки, шарф, шапочка) ; игрушки для куклы (коляска, мячик, погремушка, машина).

Правила игры:

1. Слова приветствия и поздравления нужно говорить громко, выразительно, чтобы их было понятно слушать имениннице и гостям.

2. Выбрать в качестве подарка можно любую игрушку, которая понравилась, но только одну.

3. Правильно назвать подарок и объяснить кукле, каково его назначение, сопровождая объяснение действиями с предметом.

«Что на картинке? »

Цель: Учить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова.

Игровой материал: предметное лото, которое состоит из больших карт и предметных картинок. На картинках изображены знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть: предметы одежды – пальто, платье, рубашка, штаны, шапка, шарф; посуда – блюдце, стакан, суповая тарелка, ложка, ножик, чайник, сковорода, кастрюля; мебель – стол, стул, кровать, шкаф; игрушки – мяч, ведро, лейка, коляска, кукла.

Правила игры:

1. Нельзя называть предмет, изображенный на картинке, можно только говорить, для чего он нужен.

2. Нельзя показывать свою картинку, пока дети не отгадают загадку.

3. Отгадывать загадку нужно всем вместе, а получает только тот, у кого такая же картинка изображена на большой карте, и кто вовремя её попросит.

Дидактические игры для формирования словаря.

«Где, что можно делать? »

Цель: Активизировать в речи детей употребление глаголов, соответствующей определенной инструкции.

Ход игры:

Дети, отвечая на вопрос воспитателя, должны подобрать глагольный систематический ряд. Игра проводится в форме соревнования.

Воспитатель:

Что можно делать в лесу? (гулять, собирать ягоды, грибы, охотиться).

Что можно делать, находясь у реки? (купаться, нырять, кататься на лодке, ловить рыбу, загорать).

Что делает врач в больнице? (слушает больных, выписывает лекарство, лечит, делает уколы).

«Скажи, что делает, и что будет делать потом? »

Цель: Учить детей подбирать слово, соответствующее настоящему и предполагаемому действию.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку и просит назвать не только то, что делает персонаж, но и его предполагаемые дальнейшие действия.

Например: Девочка кормит куклу. Покормит и уложит спать.

«Кто, что умеет делать? »

Цель: Учить детей подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ход игры:

Воспитатель называет или показывает какое - либо животное. Дети перечисляют его характерные действия. Например: Белочка - скачет, прыгает, грызет. Кошка - мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком. Собака - лает, сторожит дом, грызет кость, рычит, виляет хвостом, бегает. Зайчик - скачет, бегает, грызет морковку.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная.

Развитие предпосылок

связной речи

детей раннего возраста.

(из опыта работы)

Тема: Развитие предпосылок связной речи детей раннего возраста.

Развитие речи – дело сложное. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются в его поведении, а также на его деятельности в различных формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи – особенно связной речи. Обычно в детских садах обучение связной речи систематически и целенаправленно осуществляется только в старшем возрасте, возможности же младших дошкольников недооцениваются.

Этому способствуют: -недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы; - отсутствие систематических рекомендаций, пособий – всё это создаёт определённые трудности в работе воспитателя.

Детям трёх лет уже доступна простая форма диалогической речи (вопрос и ответ, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умение правильно изложить свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных в согласовании слов. Первые высказывания детей трёх лет составляет из двух – трёх фраз, однако их необходимо рассматривать как связанное изложение. Исходя из актуальности этой проблемы, я поставила перед собой задачу по развитию предпосылок связной речи. У детей младшего возраста успех этой работы зависит от оптимизаций процесса развития речи. С этой целью в своей работе я выделила несколько направлений:

1. Использование разнообразных форм обучения (фронтальные, подгрупповые, и индивидуальные, при проведении которых сочетались (словарная работа, грамматический строй речи, звуковая культура речи) .

2. Взаимосвязь работы по развитию речи в разных видах деятельности (игровой, музыкальной, театрализованной) .

3. Планирование по развитию речи мониторинга. При планировании я учитывала исходный уровень развития речи каждого ребёнка и коллектива в целом. А также личностные особенности детей (пассивные, молчаливые, неуверенные) .

4. Возможности семьи в решении задач речевого развития ребёнка.

Родители часть не совсем точно представляют уровень развития речи своего ребёнка, замечая прежде всего недостатки в звукопроизношении при заучивании стихов. Поэтому знакомлю родителей не только с результатами мониторинга по развитию речи, но и предлагаю систему домашних заданий. Например: По выделению характерных признаков и качеств предмета, по умению вести диалог, использую игры – драматизации, по связи 2-3 предложений, по активизации глагольной лексики. Проводя организованную НОД по развитию речи, работу проводила в три этапа.

На первом этапе подбирала такие задания, на которых бы дети учились видеть и называть характерные признаки и качества предмета. Вся НОД проходила в виде игр типа: «Узнай по описанию? », «Угадай, что за зверь? », «Найди игрушку», «Что за предмет? ». Для НОД, я подбирала яркие игрушки, значительно отличающиеся по своим признакам, затем просила детей отыскать игрушку. Дети с удовольствием и интересом повторяли за мной. Затем использовала предметы (овощи, фрукты, одежду, при описании которых, следовало не только назвать видимые признаки, но и показать сои знания об их свойствах, умение согласовывать существительные и прилагательные (яблоко – круглое, красивое, вкусное) .Чтобы сформировать глагольную лексику, я использовала игры типа: «Кто, что умеет делать? », «Где, что можно делать? », «Скажи, что сначала, а что потом? » - эти игры формировали у детей представление о последовательности действий персонажей путём раскладывания картинок с помощью упражнений активизирующих глагольную лексику. Таким образом первый этап определял умение детей быстро и разнообразно характеризовать предметы по основным признакам.

На втором этапе учила детей связывать два предложения и формировала представление у детей, о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. е. строится по определённой схеме. Сначала учились описывать предмет коллективно, а затем прививала навыки самостоятельного описания предмета через игры: «Магазин», «Зоопарк», «Загадки» и т. д. Чтобы учить детей соблюдать последовательность и связь между частями, я использовала игры: «Кто знает, тот дальше продолжает». Предлагала несколько предложений, произнося их с определённой интонацией, чтобы дети почувствовали какой характер несёт повествование. Например:

«Пошёл ослик… »

«Там он встретил… »

«Они стали… »

В совместных рассказах я постепенно усложняла основную часть текста, включала элементы описания, действия героев. В сюжет включала глаголы общения: спросил – ответил, попросил – сказал, закричал – обиделся. Так я учила детей передавать диалоги действующих лиц. Совместное рассказывание закрепляла наводящими вопросами, чтобы дети могли выделить основные связи между частями.

Целью третьего этапа было – учить детей вести монолог, диалог в играх – драматизациях, рассказа, подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества. Решая задачу третьего этапа учила детей при ответе на вопрос давать развёрнутые реплики. По инициативе детей инсценировали знакомые уже сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Всё чаще диалоги между героями разыгрывались как в совместных так и в самостоятельных играх. Игры – драматизации развивают у детей коммуникативные навыки. Так как в группе речь у каждого ребёнка развита по разному, я уделяю большое внимание индивидуальной работе с детьми по развитию речи. В этой работе я использовала описание игрушек, составление совместных рассказов, выполнение лексических, фонетических и грамматических упражнений. Эту работу я проводила, как в утренние часы, так во второй половине дня, в игровой форме, в обстановке естественного общения детей. Учитывая индивидуальные особенности детей, их наклонности. Цель таких индивидуальных занятий – развивать речевые способности каждого ребёнка. Результаты таких занятий не могли не сказаться на детях. Более застенчивые дети стаи активнее, брали на себя роли, поменьше стали обращаться ко мне за помощью. В конце учебного года мониторинг по развитию речи показал, что дети могут отвечать на вопросы при рассматривании предметов. игрушек, иллюстраций, могут повторять за воспитателем рассказ из 2 – 4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картинки, могут вести диалог, используя «телефонные» разговоры или инсценируя потешки, активно участвуют в играх – драматизациях знакомых сказок.

Из 16 человек обследуемых:

На высоком уровне - 4 человека

Эти дети могут рассказывать 2 – 4 предложениями об увиденном, с помощью воспитателя; обогащать свой словарь прилагательными, глаголами, наречиями; правильно произносить согласные звуки в звукоподражании и в отдельных словах; согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени; составлять фразы из 3 -4 слов.

На среднем уровне – 10 человек

Не все дети могут рассказать 2 – 4 предложениями об увиденном, с помощью воспитателя; обогащать словарь глаголами; наречиями.

На низком уровне – 2 человека

У детей речь пассивная, не активная, не могут рассказывать 2 – 4 предложениями об увиденном, с помощью воспитателя; обогащать свой словарь прилагательными, глаголами, наречиями; правильно произносить согласные звуки в звукоподражании и в отдельных словах; согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени; составлять фразы из 3 -4 слов.

Дидактические игры по развитию связной речи.

«День рождения куклы Алёнки».

Цель: Развитие у детей связной речи.

Игровой материал: образные игрушки, изображающие хорошо знакомые детям предметы бытового окружения: предметы домашней утвари и посуды (чашка, ложка, блюдце, кастрюля, сковорода, ведро, лейка) ; предметы личной гигиены (зубная щётка, мыло, тазик, веник, ванночка, расчёска) ; предметы одежды (передник, вязаная кофта, косынка, пальто, варежки, шарф, шапочка) ; игрушки для куклы (коляска, мячик, погремушка, машина) .

Правила игры:

1. Слова приветствия и поздравления нужно говорить громко, выразительно, чтобы их было понятно слушать имениннице и гостям.

2. Выбрать в качестве подарка можно любую игрушку, которая понравилась, но только одну.

3. Правильно назвать подарок и объяснить кукле, каково его назначение, сопровождая объяснение действиями с предметом.

«Что на картинке? »

Цель: Учить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова.

Игровой материал: предметное лото, которое состоит из больших карт и предметных картинок. На картинках изображены знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть: предметы одежды – пальто, платье, рубашка, штаны, шапка, шарф; посуда – блюдце, стакан, суповая тарелка, ложка, ножик, чайник, сковорода, кастрюля; мебель – стол, стул, кровать, шкаф; игрушки – мяч, ведро, лейка, коляска, кукла.

Правила игры:

1. Нельзя называть предмет, изображенный на картинке, можно только говорить для чего он нужен.

2. Нельзя показывать свою картинку, пока дети не отгадают загадку.

3. Отгадывать загадку нужно все вместе, а получает только тот, у кого такая же картинка изображена на большой карте и кто вовремя её попросит.

Дидактические игры для формирования словаря.

«Где, что можно делать? »

Цель: Активизировать в речи детей употребление глаголов, соответствующей определенной инструкции.

Ход игры:

Дети отвечая на вопрос воспитателя, должны подобрать глагольный систематический ряд. Игра проводится в форме соревнования.

Воспитатель:

Что можно делать в лесу? (гулять, собирать ягоды, грибы, охотиться) .

Что можно делать, находясь у реки? (купаться, нырять, кататься на лодке, ловить рыбу, загорать) .

Что делает врач в больнице? (слушает больных, выписывает лекарство, лечит, делает уколы) .

«Скажи, что делает, и что будет делать потом? »

Цель: Учить детей подбирать слово, соответствующее настоящему и предполагаемому действию.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку и просит назвать не только то, что делает персонаж, но и его предполагаемые дальнейшие действия.

Например: Девочка кормит куклу. Покормит и уложит спать.

«Кто, что умеет делать? »

Цель: Учить детей подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ход игры:

Воспитатель называет или показывает какое – либо животное. Дети перечисляют его характерные действия. Например: Белочка – скачет, прыгает, грызет. Кошка мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком. Собака лает, сторожит дом, грызет кость, рычит, виляет хвостом, бегает. Зайчик скачет, бегает, грызет морковку.

www.maam.ru

«Развитие связной речи у младших дошкольников».

В этом года я выбрала тему по самообразованию «Формирование связной речи дошкольников».

Данную тему считаю важной, т. к. : развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Свою работу я начала с проведения диагностики.

По результатам диагностики наметила перспективный план работы с детьми по данной теме.

Перспективный план работы.

1) Занятия для активизации общения.

2) Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.

«Незнайка учится здороваться», «Быстро ответить», «Незнайка раздает игрушки», «Мы идем на прогулку», «Незнайка учится просить», «Исправьте Незнайку».

3) Игры парами: «Разрезные картинки» (предметы одежды, «Да или нет», «Кто как кричит», «Кому что нужно? », «Съедобное - несъедобное», «Магазин».

4) Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника».

5) Дидактические игры: «Факты», «Согласен - не согласен», «Не говорить «да» и «нет».

6) Подвижные игры: «Коршун», «Гуси - гуси», «Краски».

7) Игры - инсценировки: русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Волк и козлята».

8) Беседы. Темы: «Как ты провел выходной день», «Твоя любимая книга», «Твоя любимая игрушка», «Зима», «Твой любимый сказочный герой», «Как бы ты встретил новенького» и т. д.

Целью моей работы – научить детей пользоваться диалогом как формой общения: отвечать на вопросы взрослого и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие.

воспитание умений:

Слушать и понимать обращённую речь с опорой и без на наглядность,

Вступать в контакт с окружающими,

Выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства,

Пользоваться формами речевого этикета.

Условия развития диалогической речи детей:

Организованная речевая среда, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом;

Созданная доброжелательная атмосфера в группе, эмоциональное благополучие;

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком;

Социальное окружение;

Индивидуальные особенности личности;

Познавательная активность ребенка.

В работе использую следующие формы организации диалога детей: работа с подгруппами, организация пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия.

В специально организованных речевых ситуациях, происходит развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Например, в дидактической игре «Посади на клумбе… », детям было предложено играть в паре и договориться между собой о том, что они посадят на клумбе, какие используют для этого геометрические фигуры, распределить обязанности. После выполнения задания им предлагалось, проговорить выполненные действия.

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных - утренние и вечерние часы. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются заранее. Непреднамеренные – не планируются, они возникают по инициативе детей или воспитателя во время прогулок, игр, режимных процессов.

На прогулке, например, при коллективной постройке из песка, предварительно провела коллективную беседу «Что бы вам хотелось построить из песка? » и из предложенных вариантов детьми был выбран осьминог, далее уже пошла беседа о том, как можно его построить (из чего он состоит, что будем делать сначала, что потом, кто какую работу будет выполнять и только после этого приступать к выполнению постройки). В группе, во время одевания, умывания, в игре использую любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом четко формулирую задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставлю вопросы, особенно четко называю движения.

В своей работе я стараюсь добиваться, чтобы каждый ребенок легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учу детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Воспитываю потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощряю попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения: Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?

Разговорная речь - наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональная, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей.

В средней группе тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения.

Методы формирования диалогической речи:

Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог) .

Чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Беседы. Необходимо четко формулировать вопрос, чтобы дети давали нужный ответ. Во время беседы приучаю детей отвечать по одному, а не хором. Но если ставится такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили», то дети могут ответить хором. Небольшие беседы проводятся мною в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры. Преимущественно использую беседы, которые сопровождаются получением новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) .

Деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд). Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнера. Занятия по изобразительной деятельности в изостудии создают у детей чувство сопричастности к прекрасному, интересному, волнующему, пробуждают эстетические чувства и создают условия для обмена этими переживаниями.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие) .

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции ответа на услышанное. Например: «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы», «Съедобное – несъедобное».

Подвижные игры, которые содержат диалоги, например: «Гуси - гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие. В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Игры - инсценировки объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Существует много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как: «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем», «Садовник» и др.

В игре используются разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

Первое. Ориентировка на партнера, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал) ; «Что изменилось? » (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел) .

Цели создания ориентировки на партнера служат разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакты) .

Второе. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме. » партнер должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три».

Третье. Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения, типа: «Придумай слово».

Большую радость доставляют детям такие традиционные словесные дидактические игры, как «Угадай на ощупь» (дифференцирование звуков, «Чего не стало? » (родительный падеж множественного числа, «Что попало к нам в роток, что попало на зубок? » (обобщающие наименования «Овощи», «Фрукты», «Бывает - не бывает» (рассуждение) .

www.maam.ru

Развитие речи у младших дошкольников через театрализованную деятельность

(педагогический проект)

Введение

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В нашем дошкольном учреждении, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, мы используем два вида театра: кукольный и драматический.

Драматический театр в нашем детском саду существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых: а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли; б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, мы имеем в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Так и появился проект “Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность”, т. к. театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей.

Эта деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания о театре. Расширяет словарный запас детей по данной теме, формирует познавательный интерес.

Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

1. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

2. Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

3. Развивать творческий потенциал, воображение и память.

4. Организовывать сотрудничество с родителями. Оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников интереса к театрализованной деятельности.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: групповой, краткосрочный (декабрь- январь)

Предполагаемые результаты:

2. умение владеть навыками выразительной речи;

3. умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

4. проявлять интерес, желание к театральному искусству;

5. передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

6. взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

7. умение последовательно высказывать свои мысли;

8. умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

10. умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

11. умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

12. раскрытие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Средства для реализации проекта:

Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

Художественно-продуктивная деятельность;

Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;

Поход в театр и фото-экскурсии;

Проведение театрализованных представлений;

Санкт-Петербург

Во время постоянного общения с взрослыми ребенок в возрасте двух лет начинает активно накапливать словарный запас, учится произносить звуки и строить предложения. В начале второго года речь ребенка состоит из мимики, жестов и звуков.

Отвечая на вопросы взрослого, или выражая свои желания, например, чтобы его покормили или взяли на руки, малыш использует слова-заменители «ням-ням», «а-а», «мам», «няня», а весь оставшийся смысл фразы показывает с помощью телодвижений и жестов. Словами же он овладевает через пару месяцев после первых произнесенных звуков. Развитие речи в младшей группеимеет свои особенности.

Развитие речи ребенка в 2 года

Овладевая новым типом общения с взрослым, ребенок точнее распознает речь. С этим этапом развития он легко справляется, соединяя в себе стремление к самостоятельности и умение заимствовать новые методы.

Проявляя огромный интерес к картинкам, малыш быстро запоминает изображения предметов. Благодаря этому он может выполнить простые просьбы, например, выбрать определенный предмет из нескольких разных, или перенести названный предмет от одного человека другому.

Понимание смысла слов проходит у ребенка через множество этапов. На первых ступенях он отождествляет предмет с переживанием, с местом, где он обычно находится. Каждое слово малыша может описывать большое количество предметов и событий.

Он не может разделить предметы по размеру и материалу.

В два года словарь ребенка насчитывает 200-400 слов, но некоторые из них он может произносить неправильно или непонятно, например, «дать буку» (дай булку) , «титети» (конфеты) , заменять звуки в словах.

Для родителей слова и фразы, впервые произнесенные ребенком – значимое событие. Малыш начинает говорить и понимать речь, тем самым приобретая новый способ общения. Это позволяет ему получать новые знания, которые раньше он не мог получить.

Теперь он способен сам копировать все, что слышит вокруг.

Благодаря совместным играм с взрослыми, во время которых ребенок получает подсказки и объяснение окружающего его мира, во втором полугодии второго года ребенок гораздо лучше распознает речь. Теперь он выполняет действия более целенаправленно, сосредоточенно. В это время малыш начинает задавать вопросы: «Что это?», «А это что?».

Речь, как средство общения, приобретает свою функцию в два года. С ее помощью ребенок может обращаться к взрослому по любому поводу, например, просьба о помощи, жалоба, выражение желаний. Организация специальных занятий, игровая и подвижная деятельность, общение с взрослыми - все это включает в себя развитие речи в младшей группе.

Развитие речи от двух до трех лет

Осваивая речь в младшей группе детского сада, дети не сразу способны замечать ошибки произношения. Сначала их интересует содержание, интонация, смысл, выразительность. Только около трех лет они начинают замечать неправильное произношение других детей, а затем обращают внимание и на свою речь.

Совместно рассматривая предметы с 2-3 летним ребенком, полезно обсуждать с ним их свойства, сравнивать с другими предметами, называть их части. Большую пользу приносят беседы по изображениям, так как у ребенка в этом возрасте к ним проявляется интерес.

Начать можно с просьбы показать тот или иной предмет. Например: «Где собака?», «Где находятся у нее хвост, усы, лапы, глаза?», «Где у машины колеса?».

С помощью речи можно разделить окружающий мир на составные части: действия, качества, количества. Это позволит активизировать наблюдательность и мышление ребенка.

К концу третьего года запас слов ребенка составляет 800-1300 слов. В этом возрасте он может рассказать короткую историю. Осваивая окружающий мир, ребенок в первую очередь задает вопросы «Как?» и «Почему?».

Развитие речи детей проходит по-разному. Одни рано начинают говорить и строить сложные предложения, а другие, имея большой словарный запас, с трудом связывают слова.

Мальчики отстают в развитии от девочек одного с ними возраста. Для того чтобы развитие речи в младшей группеуспешно продолжалось, родителям необходимо больше разговаривать с ними, правильно и четко произнося слова.

Передразнивание детской речи может вызвать торможение освоения речи ребенком. Если малыш делает ошибки в речи, его нужно всегда поправить, но нельзя заставлять его снова повторять правильное произношение. Это может вызвать комплекс боязни неправильного произношения.

В возрасте трех лет для детей важную роль играет общение. В это время они учатся общаться со сверстниками, что является важнейшей задачей педагогики раннего возраста.

В процессе развития речи дети улучшают способности к различению и обобщению, пробуют находить сходства между предметами, установить связь между ними. Им становится легче узнавать предметы, не опираясь на цвет, форму, размер.

В этом возрасте дети способны объединять предметы, по указанному воспитателем функциональному признаку. Например: "Чашка - это посуда. Из чашки пьют", "Это растет на грядке».

В этом возрасте качественно меняется понимание активной речи. Раньше проверить его можно было только по движениям. Теперь же можно судить о понимании и мышлении, опираясь на высказывания ребенка.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Лямбирь 2012

Большое внимание воспитателя в работе с детьми уделяется развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми проводится в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников мы выделили следующие составляющие:

речь педагога дошкольного учреждения

формирование представлений об окружающей жизни

развитие любознательности

сенсорное воспитание

Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие

представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) , о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.) .

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры – драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.) . Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов.

В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли.

В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют по предмет по одному из признаков.

В соответствии с требованиями Сан Пи Нов, все занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения (интегрированные познавательные занятия, занятия познавательно-речевого блока) проводятся в первую половину дня со вторника по четверг дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления эти занятия чередуются с музыкальными, физкультурными занятиями. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни.

Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.

По теме:

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

4.1. Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

Наши предыдущие исследования, раскрытые в главе 3, показали, что в развитии связной речи чрезвычайно большое значение имеет начальный этап,прямое обучение элементам монологической речи, простейшим формам составления описательного и повествовательного рассказа, (вместо традиционной подготовки к обучению рассказыванию, осуществляющейся внутри диалога) .

Прежде чем излагать логику проведения исследования особенностей развития связной речи у младших дошкольников, коротко остановимся на теоретических основах изучения речи детей раннего возраста.

Анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают в раннем детстве фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, поэтому далеко не у всех дошкольников развито умение связно выражать свои мысли.

В психологических исследованиях, посвященных развитию речи и мышления, дается характеристика разных сторон речи ребенка (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин) . В главе 1 мы рассматривали психологические исследования, посвященные проблемам развития речи в дошкольном детстве. Поэтому здесь ограничимся лишь характеристикой некоторых особенностей речи детей младшего дошкольного возраста.

С. Л. Рубинштейн, исходя из коммуникативной функции речи, выявил периоды становления ситуативной и контекстной речи. А. Р. Лурия подчеркивал роль диалогической речи как первоначальной формы речевого высказывания.

Д. Б. Эльконин отмечал значение речи ребенка для налаживания сотрудничества с взрослым. Он же говорил о том, что надо вызвать активность ребенка, иначе речь будет отставать в своем развитии именно на стадии ситуативной речи.

Н. Гвоздев, А. М. Леушина, М. И. Попова) . Появление контекстной речи у младших дошкольников зависит от задач и условий общения, содержания речи, а также от индивидуальных особенностей ребенка. В свою очередь развитие индивидуальных особенностей перекликается с коммуникативной деятельностью ребенка (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, А. Я. Рейнстейн, Е. О. Смирнова) .

Материал с сайта pedlib.ru

Скачать материал

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.

У нас разновозрастная 2-младшая – средняя группа: сейчас в нашей группе 5 детей младшего,15 детей среднего возраста. 12 детей пришли в нашу группу из младшей, 3 вновь прибывших в детский сад.

В начале учебного года для определения уровня развития связной речи мы провели мониторинг, где выявили недостаточный уровень развития связной речи у 8 детей, средний уровень – у 6 детей, высокий уровень – 3 детей. 3-их детей мы не смогли обследовать по причине их редкого посещения.

В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:

Расширять активный словарь детей;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

Научить составлять описательные рассказы о предмете, игрушке, картине

Пересказывать небольшие рассказы

Свою работу начали с создания предметной среды в группе. В уголке книги у нас подобранна художественная литература по возрасту, предметные картинки по изучаемой лексической теме (например: игрушки, посуда, одежда и т.д.) , так же подобрали сюжетные картинки с простым сюжетом, изготовили дидактические игры на составление описательных рассказов («Магазин игрушек» (посуды, одежды) , «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.) .

Работу по непосредственно образовательной области «Коммуникация» мы проводим в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, опираясь на рекомендации В. В. Гербовой и О. С. Ушаковой.

В соответствии с ФГТ мы систематически проводим образовательную деятельность по развитию связной речи, содержание которой связываем со всеми сторонами жизни детей, это: наблюдение, игры труд, чтение книг, просмотр мультфильмов и т.д.

Непосредственно образовательную деятельность мы распределили следующим образом: область «Коммуникация» 1 раз в неделю, область «Познание» 1раз в неделю и область «Чтение художественной литературы» ежедневно.

Согласно принципу интеграции, развитие монологической и диалогической речи осуществляется не только в процессе специально организованной обучающей деятельности по развитию речи, но и в других образовательных областях («Познание», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка». Например: При пересказе сказки «Теремок» мы не только учим детей рассказывать содержание уже знакомой сказке, решая задачи образовательной области «Коммуникация», но и знакомим детей с украинской народной сказкой «Рукавичка» образовательная область «Чтение художественной литературы».

Формировали представление об особенности народных сказок, сравнивали героев украинской и русской сказок, решая задачи «Социализации», провели сравнительный анализ героев по величине, решая задачи образовательной области «Познания». Затем провели театрализованное представление по сказке «Теремок» где дети под музыку с помощью жестов и мимики изображали животных-персонажей.

При рассматривании игрушки, например мяча, образовательная область «Коммуникация» интегрируется с такими образовательными областями, как «Художественное творчество», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы». Рассматривая мяч, мы знакомим детей с геометрической фигурой шар, читаем стихотворение Самуила Маршака «Мой веселый звонкий мяч», лепим мяч, играем в игру с мячом «Мой веселый звонкий мяч».

При планировании занятий по развитию речи часто включаем комплексные занятия. Планируя непосредственно образовательную деятельность, осуществляем дифференцированный подход к детям, т.к. возможности и навыки у них разные.

Чтобы ребенок трех лет научился высказываться более полно и понятно, мы терпеливо и последовательно задаем наводящие вопросы, которые помогают малышу излагать свои мысли последовательно и более распространено. Играем в игру «Догадайтесь, что это?» загадываю загадки, при этом рисую и комментирую: она красная, длинненькая, вкусная, хрустящая, что это?

И уточняю: вкусная морковка? Сочная?, то есть вызывала речевую активность детей, просила рассказать про эту морковку.

Следующий этап работы – это составление совместного описательного рассказа по 2 игрушкам. Особенность и эффективность этого приема в том, что обучение велось не по шаблону, то есть дети не повторяли рассказ воспитателя, а давали свой вариант оканчания предложения и рассказе в целом.

Дети активно включались в этот процесс, учились интонационному завершению предложений. В процессе диалога с опорой на наглядность добавлялось 1-2 слова, но каждый находил свои слова и свои варианты ответа.

В средней группе мы продолжаем работу по рассматриванию и описанию игрушек, предметов. Одним из наиболее интересных видов деятельности является описание игрушек. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться, их рассматривание мы проводим в игровой форме.

Для описания подбираем такие игрушки, которые привлекают внимание детей, (яркие, выразительные) , о которых можно высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру) . Учим детей описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания из 2-3 предложений. Планируя занятия по описанию игрушек, предметов, мы тщательно продумываем вопросы, чтобы при ответах дети могли подчеркнуть основные признаки и качества игрушки или другого предмета.

Вопросы заставляют ребенка думать, мыслить, определять порядок, которого надо придерживаться при описании. Отвечая на вопросы, дети как бы сами строят сюжет будущего рассказа.

Мы стараемся не только слушать ответы детей, но и сами показываем, как надо точнее и интересней рассказывать об игрушке. В данном случае речевой образец будет наиболее эффективным приемом обучения.

Но чтобы дети не копировали рассказ воспитателя, мы даем образец не по той игрушки, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Вот здесь дети проявляют самостоятельность и инициативу.

Такие дети как Софийка, Даня, Настя С. Сережа могут самостоятельно составить небольшой описательный рассказ по игрушке. Их высказывания приобретают характер рассказов. Некоторые дети Аня, Матвей, Света испытывают затруднение при описании.

Тогда мы помогаем им вопросами.

На занятиях используем игровые сюжеты « День рождения куклы Тани», «В гостях у сказки», а так же используем различные дидактические игры: «Магазин игрушек» (посуды, одежды) , «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку», «Кому что?» и др.) . Дети учатся рассказывать об овощах, фруктах, игрушках, посуде, и т.д. и повторяют их в новой ситуации, проявляют самостоятельность в составлении описательных рассказов.

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составляют загадки-описания.

Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств - цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно - почтальон принёс посылку.

Затем об одной из игрушек даётся загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей чёлка» (конь) . Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

Помимо описания игрушек для развития связной речи мы используем другие виды деятельности: рассматривание картин с беседой о них, составление детьми рассказов на материале картин; пересказ литературных произведений.

Наши дети очень любят составлять рассказы по сюжетным картинкам. Давая ребенку картинку, мы предлагает ему рассказать, что он на ней видит, задаем наводящие вопросы по сюжету. Помогаем грамматически правильно составить предложения.

Например: на картине изображены стоящие возле пианино дети. Как правило, на вопрос что изображено на картине дети отвечают: «Дети и Пианино» тогда задаю вопрос «Что делают дети?» «Стоят» «Стоят около чего?» «Стоят около пианино» Так, задавая наводящие вопросы, мы пытаемся грамматически правильно строить предложения, а затем и небольшой рассказ.

Так же работу по развитию связной речи проводим в повседневной жизни. Проводим беседы по утрам, в режимных моментах, стараемся как можно больше разговаривать с детьми. Побуждать их самостоятельно общаться с взрослыми и сверстниками.

На прогулке, во время свободной деятельности детей проводим индивидуальную работу с детьми. В непринужденной форме интересуемся, что он видели по дороге в детский сад, чем занимались дома, во что играли и с кем.

К сожалению, в связи с занятостью родителей большинство детей дома проводят у телевизора, смотрят мультфильмы. Мы просим детей рассказать как можно подробнее о сюжете, о героях мультфильма. Задаем вопросы: «Кто этот герой?

Мы систематически проводим работу с родителями, информируем их о том, какая работа с детьми проводится в детском саду. Проводим консультации, лично беседуем с каждым родителем.

К сожалению родителей больше всего беспокоит, как ребенок произносит звуки, а на то, что ребенок отвечает на вопросы односложно, не обращают внимания. На данном этапе мы проводим беседы с родителями на тему «Развитие разговорной речи в кругу семьи» Мы так же провели родительское собрание, посвящённое вежливому общению со сверстниками.

Перед нами стоят большие задачи, мы только в начале пути, и мы надеемся совместно с родителями к концу года решить все намеченные задачи

Одним из условий успешного развития речи является речь воспитателя, мы стараемся широко употреблять в своей речи синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью.

"Развитие связной речи у младших дошкольников"

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Развитие связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Формирование грамматического строя речи.

Словарная работа.

Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо комплексно решить следующие задачи:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя; научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить) ; накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Когда происходит развитие связной речи?

  • в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса) ;
  • в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова) ;
  • в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

Большие возможности для развития связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка.

Также мы используем такой приём, как поручение.

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически мы меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1 - -2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

Главная наша цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал воспитателя, но и слышал, понимал, о чем мы хотим ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.

В нашей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них мы обращаем особое внимание, больше общаемся с ними, целенаправленно обогащаем их пассивный запас.

Развитие речи в процессе организации режимных моментов

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;

предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка) ;

предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов

Индивидуальная работа

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводилась не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Индивидуальная работа проходила в утренние и вечерние часы и ставила своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагалась в форме игры, в обстановке естественного общения партнеров по игре

Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи у младших дошкольников.

Спасибо за внимание.