Креативность – это способность личности мыслить нестандартно. Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.

Интересно, что наличие или отсутствие высоких интеллектуальных способностей не говорит о том, что человек креативен. Развитие творческого мышления эффективнее всего происходит в детском и подростковом возрасте.

Креативность – это способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления. Такая личность способна решить проблему совершенно по-новому: добавив всего одну оригинальную деталь или же полностью изменив концепцию принятия решений.

Креативность: что это такое

В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.

Человек, обладающий творческими нестандартными способностями, умеет создавать, вычленять что-то новое из привычных и устоявшихся вещей.

Определение в психологии:

  • создание нового из привычного;
  • решение проблемы неординарными способами;
  • отказ от стереотипов;
  • оригинальность и гибкость мышления;
  • непривычный анализ и синтез;
  • интуитивный выбор единственно верного решения;
  • генерирование огромной массы идей.

Оценка

Было установлено, что креативность напрямую зависит от способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.

Первое изучение данного понятия было начато отдельно от интеллектуальных способностей индивида, и больше связано с творческим потенциалом.

На сегодняшний момент оценка и изучение креативности ведется в двух независимых направлениях:

  1. Связь с интеллектом.
  2. Связь с личностью.

Первым свою оценку дал Дж.Гилфорд, выделив 16 интеллектуальных особенностей, характеризующих способность мыслить нестандартно по следующим критериям:

  • быстрота мыслительных процессов (кол-во идей, которые появляются в заданную единицу времени);
  • гибкость мышления (переключение с одной проблемы или идею на другую);
  • оригинальность (способность к созданию нового без применения стереотипов);
  • любознательность (осознание проблем в окружающем мире);
  • возможность разработки гипотез и т.д.

Но исследуя способности интеллекта, с помощью классических тестов, и понятие креативности, оценка которой также проводилась в виде тестирования – ученые пришли к противоречивым выводам. Однозначного ответа на вопрос – связаны ли между собой уровень интеллекта и способность к творчеству – получить так и не удалось.

Диагностика, проводимая учеными и психологами в разное время, дает повод утверждать, что на формирование креативных способностей оказывают влияние еще и такие факторы:

  • окружающая среда (общество, окружение, родители, уровень достатка и пр.);
  • личностные особенности (характер, психологические аспекты и т.д.);
  • наличие таланта (к определенному виду творчества).

На данный момент оценка таких способностей проводится с помощью тестов Е.П.Торренса, но психологи сходятся во мнении, что измерить их с помощью одних только тестов невозможно.

Некоторые специалисты уверены, что измерение способностей следует проводить с помощью анализа актов творчества каждой отдельной личности, а не только психологии.

Развитие творческих способностей

Его следует разделить на 2 фазы:

  1. Развитие креативности , как творческой способности индивида. Время развития – 3-5 лет, когда подражание детей взрослому, обладающего подобными качествами, является определяющим механизмом для формирования креативности.
  2. Появление и закрепление навыков «специализированной креативности» в возрасте от 13 до 20 лет. Определяется как наличие таланта и его дальнейшее развитие в определенной сфере деятельности.

Заканчивается вторая фаза либо отрицанием подражания и переходом к собственному оригинальному творчеству, либо задержкой подражания на всю оставшуюся жизнь.
Развитие креативности, наряду с интеллектом, в большей степени зависит от факторов окружающей среды, которые являются определяющими.

Интеллектуалами и творцами не рождаются. Изначально у ребенка могут присутствовать лишь способности или задатки к тому или иному виду творчества.

И если окружение (родители, педагоги) даст таланту раскрыться, то ребенок может впоследствии стать незаурядной личностью.

Однако общение с людьми низкоинтеллектуальными приводит к прямо противоположному результату. Точно также, как и нахождение в среде, не способствующей развитию творческих способностей.

Методы воспитания у детей

Как развить креативность у детей? Творчество, как и остальные навыки, лучше всего развивается во время игр. Ребенку должен быть интересен сам процесс, а не конечный результат.

Что следует учитывать при организации тренинга в детских группах:

  1. Создание атмосферы . Педагог должен быть доброжелательным и открытым. Неправильное отношение, отрицание, нетерпеливость, критика (даже заслуженная) могут погубить первые ростки пробивающегося таланта;
  2. Понимание потребностей ученика . Если малыш не может моментально переключаться с одной задачи на другую, это не говорит, что у него отсутствуют задатки к развитию творческих способностей. Таким детям необходимо больше времени, их нервно-психические процессы протекают медленнее. Стоит использовать способы развития креативности, направленные на ускорение мыслительных реакций;
  3. Интересные занятия . Ребенку должно быть интересно во время занятий. Это может быть внесение элементов новизны в обычные игры, незнакомые эмоциональные переживания и прочее;
  4. Терпеливость . Не стоит ждать моментальных результатов. Они обязательно будут, но не сразу. Излишнее ускорение событий приведет в итоге к остановке в развитии творческих способностей;
  5. Личный пример. Педагог, проводящий занятия с детьми должен обладать креативным складом ума.

Упражнения

Существуют такие виды упражнений на развитие творческих и интеллектуальных способностей:

  • Писатель-фантаст. Возьмите любой словарь или книгу и с помощью случайности выберите два разных слова или словосочетания. Затем попытайтесь придумать между ними взаимосвязь, например, объединив их в забавную историю. Отличное упражнение для развития мышления;
  • Безумный художник . Все, что вам понадобится – это чистый лист бумаги и фломастеры или карандаши. Теперь попробуйте изобразить животное, которого еще нет в природе. Не забудьте придумать название для своего творения;
  • Сумасшедший архитектор. Теперь ваша задача изобразить дом самой необычной конструкции. Представьте, что в нем, например, все должно быть разной геометрической формы: крыша круглая, окна треугольные и т.п. А теперь вообразите, как это все будет выглядеть в реальности;
  • Оригинальный нейминг . Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое название. Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т.д.;
  • Новое решение . Во время общения с друзьями, коллегами, постарайтесь постоянно придумывать что-то новое. Например, при обсуждении планов на выходные выдвигайте все идеи, которые придут вам в голову, даже самые нереальные;
  • Монолог в одиночестве . Находясь наедине с собой подумайте над какой-либо проблемой. Затем ответьте на такие вопросы: Что я вижу? Что слышу? Что чувствую? Что обозначают мои мысли?

Упражнений и тренингов для развития творческих способностей существует еще огромное множество. Какие бы техники вы ни выбрали главное, чтобы они заставляли ваше мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.

Видео: Креативный класс в России

Креативность

Креати́вность - (созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [уточнить ]

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике - Тест Пола Торренса [неавторитетный источник? ] . Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности:
    • беглость - этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
    • гибкость - этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
    • оригинальность - этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
    • способность видеть суть проблемы.
    • способность сопротивляться стереотипам.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению , умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Гипотезы происхождения креативности

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном (англ.) русск. из Стэнфордского университета , появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад .

См. также

  • Чиксентмихайи, Михай , психолог, исследователь креативности.

Литература

  • Torrance E. P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
  • Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
  • Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
  • Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity - intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.
  • Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  • Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
  • Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. – М.: «ИП РАН», 1997.
  • Дружинин В.Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) – СПб.; Питер,2007.
  • Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. М. 1997.
  • Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
  • Станислав Райх «Психодиагностика креативности (обзорная статья)» Киев. 2011 - 6 с.

Примечания

Ссылки

  • Лившиц В. Скорость переработки информации человеком и факторы сложности среды //Труды по психологии ТГУ. Тарту, 1976. С. 139-146.
  • Шохов А.С. Сознание креатора как креативная структура // Современные подходы к стратегическому консалтингу. Сборник статей. Интернет-издательство www.lulu.com, 2012, c.95

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Свободная реализация
  • Лечо

Смотреть что такое "Креативность" в других словарях:

    креативность - (от англ. creativity) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с… … Большая психологическая энциклопедия

    КРЕАТИВНОСТЬ - (лат. сrео творить, создавать) способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в… … Философская энциклопедия

    КРЕАТИВНОСТЬ - (от лат. creatio созидание сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность … Большой Энциклопедический словарь

    Креативность - (от лат. creatio созидание) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По … Психологический словарь

    креативность - креативности, ж. [от латин. creatura – создание]. Творчество, созидание. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    креативность - сущ., кол во синонимов: 8 инновационность (1) крутость (15) модность (9) … Словарь синонимов

    КРЕАТИВНОСТЬ - способность к творческому мышлению, творческое, созидательное начало. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    КРЕАТИВНОСТЬ - (от англ, creative творческий, созидательный) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый… … Профессиональное образование. Словарь

    Креативность - (лат. – творить) – качество личности, выражающее степень творчества человека в сфере быта, общения, профессиональной и общественной деятельности. Проявляется оно посредством мышления, чувств и отношений, в разнообразной деятельности. Креативность … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Сегодня часто можно услышать «креативная идея», «креативное» решение. Данное обозначением в наши дни очень популярно, но не все понимают его значение. Что значит креативный человек? Можно ли стать таким и как это сделать? В каких сферах больше всего востребовано данное качество? Кто из жителей планеты признан самым креативным? Ответы можно найти в данной статье.


Что значит креативный человек

Креативный человек - это тот, кто нестандартно мыслит и выделяется из толпы. Причем, делает это не специально, не на показ. Нельзя назвать креативным человека, который, стремясь к оригинальности, просто напялил несуразную одежду и вышел в ней на улицу. Да, на него обратят внимание и запомнят. Однако конструктива в таком поведении нет, и о креативности речь не идет.

Таким можно назвать человека, который благодаря своему умению мыслить нестандартно и видеть объект с разных сторон, всегда способен найти неожиданное решение проблемы, которое большинству других не придет в голову. Это люди-новаторы, революционеры, первооткрыватели. Они смело толкают «двери», незамеченные остальными, и дарят окружающим возможность увидеть, познать, понять нечто новое, ранее спрятанное от глаз толпы.

Все, чем человек пользуется сегодня и что имеет, когда-то было открыто креативными людьми. Кому-то из древних пришла в голову идея смешать муку с водой и запечь все это на раскаленном камне. Так человечество получило хлеб. Кто-то придумал пиццу, побросав остатки продуктов на лист теста, понял, что из кислых лимонов можно делать сладкий лимонад, изобрел кока-колу или ракету. Подобных примеров можно приводить великое множество.

Понятие «креативность» иногда путают с творческими способностями. Это не одно и то же. Креативный творческий человек может повстречаться у каждого на пути. Такие гении создают шокирующие произведения искусства, поначалу не признаваемые обществом, но потом становящиеся классикой. Их творения выбиваются из струи, стоят особняком, а порой противоречат всему, что было создано до этого.

Не обязательно креативный человек должен быть творцом эстетических ценностей. Нестандартный ум и умение видеть проблему под разными углами даже больше пригодится в сферах более практичных. Например, в бизнесе, психологии, рекламе. Даже обычная домохозяйка, отличающаяся креативностью, способна сделать много полезного. Например, придумать эффективный способ мытья посуды или изобрести новый рецепт шикарного торта.

Смелый, с развитым воображением, активный, открытый всему новому, нестандартно мыслящий, свободный от стереотипов - вот что означает креативный человек. Многие считают, что стать креативным - это просто, но так ли это?

Как стать креативным человеком

Можно ли развить в себе такие качества? Наличие задатков тоже играет определенную роль, но это вовсе не обязательно. Чем раньше начнется процесс развития, тем лучше. Ведь в детстве каждый расположен к новому и впитывает все как губка. Психологами рекомендованы разные развивающие упражнения для детей:

1. Нарисовать «идейное» дерево, где каждая веточка будет решением проблемы. Чем больше линий, тем лучше.

2. Поиграть в критика, мечтателя и реалиста. Дети с учетом своей роли должны озвучить соответствующие видения ситуации.

3. Игра «от обратного». Рассказать, что нужно делать, чтобы не решить заданную проблему, а потом перевернуть схему действий наоборот.

Креативное мышление человека основывается на знаниях и впечатлениях. Если их мало, то и мыслить он будет узко, однобоко, стереотипно. Поэтому ему нужно постоянно расширять свои границы. Общаться с разными людьми, путешествовать, посещать культурные мероприятия, осваивать новые языки и науки. В процессе познания мира в голову обязательно будут приходить свежие идеи.

Необходимо постараться развить в себе особенности личности креативных людей. А именно:

Чувство юмора;

Легкость на подъем;

Наблюдательность;

Умение критически оценивать любое чужое мнение и не бояться высказывать свое;

Независимость от предрассудков и шаблонов;

Проницательность;

Готовность к риску.

Креативный человек не боится экспериментировать и совмещать то, что на первый взгляд кажется несовместимым. Также он отличается от многих других тем, что не затягивает с реализацией своих идей. Как только решение пришло в голову, он тут же старается его применить. При этом часто попадает в самую точку.

Идет за интуицией и не позволяет разуму «поставить палки в колеса», как это бывает, когда человек долго думает, колеблется, взвешивает все «за» и «против». В итоге отступается от своей идеи, которая могла бы стать настоящим прорывом. Креативные люди «куют железо», пока оно горячо, считают, что лучше сделать и пожалеть. Этому можно и нужно учиться.

Еще один важный момент. Креативные люди уверены в своей необычности. Они даже мысли не допускают, что являются лишь частью серой массы. Именно эта уверенность в собственной нестандартности творит настоящие чудеса.

Креативность в той или иной степени пригодится в любой сфере деятельности. Педагогу нужно уметь оригинально подать материал и найти подход к каждому ученику. Доктор должен выбрать из множества единственно правильные решения, ставя диагноз и назначая лечение (ведь каждый случай индивидуален). Следователь, поразмыслив креативно, быстрее вычислит преступника и т. д.

Есть профессии, в которых без креативности делать просто нечего. Здесь она необходима как воздух. Основной список таких сфер деятельности:

Мода и дизайн;

Предпринимательство;

Журналистика;

Режиссура;

Архитектура;

Фотография;

Веб-дизайн.

Все профессии, связанные с данными сферами, предполагают создание продукта, который нужно реализовать. Чем креативнее будет творение, а также методы его подачи, тем больше шансов нас успех. Нестандартность важна в большинстве профессий. Особенно если они предполагают прямой контакт с людьми.

Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Его можно встретить как личную характеристику, в большинстве резюме людей различных профессий (и не только творческих). За креативными людьми охотятся крупные компании, ими восхищаются. Многие уверены, что это качество в современном мире просто необходимость, однако, как и в чем его измерять, точно не знает никто.

Из этой статьи вы узнаете, что такое «креативность» (понятие креативности) и кто такой «креативный человек», а уже в следующих, мной будут приведены методы развития креативного мышления и упражнения на развитие креативности .

Креативность - это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом. Это видение проблем под иным углом и их решение уникальным способом. Креативное мышление это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.

Имеет ценность в бизнесе, науке, культуре, искусстве, политике, - словом, во всех динамичных жизненных областях, где развита конкуренция. В этом и заключается ее ценность для общества.

Например, предпринимателям креативность позволяет увидеть перспективу там, где казалось бы ее уже давно нет. Если определенная ниша заполнена конкурентами, они могут придумать что-нибудь новое. Писателям креативные способности позволяют находить оригинальные сюжеты, от чтения которых трудно оторваться. Психологам креативность помогает изобретать новые методы коммуникации с клиентами. Креативность ученых является важным фактором человеческого прогресса. А как важен креативный подход для таких профессий как: инженер, дизайнер, PR агент, рекламщик (менеджер по рекламе, рекламный агент…) … креативность и творчество идут рука об руку.

Быть креативным человеком значит обладать определенными преференциями и преимуществами в этом мире, например, выгодно отличаться от коллег по работе, быть более интересным собеседником (нудность и банальность – качества неприсущие креативным личностям), уметь находить неожиданные решения из трудных жизненных ситуаций . Креативные люди более уравновешены и терпимы к окружающим, ведь они знают, что каждый человек видит мир по-своему.

Использовать свои креативные способности можно не только для создания новых интересных идей (для улучшения жизни или ее отдельных аспектов), но и для самосовершенствования и развития личности в целом. Любое творческое занятие помогает нам обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. А это самая важная духовная потребность человека, которая отличает его от других живых существ.

Изучая биографии и истории успешных людей Дэвид Галенсон (экономист, исследователь) пришел к выводу, что пик креативных способностей может достигаться в любом возрасте. Галенсон выделил два типа креативных личностей. Одни, проявляют себя во всем великолепии еще в призывном возрасте, другие же, созревают очень медленно, их наивысшие творения и идеи приходятся на вторую половину жизни. Далее он приводит два ярких примера из обеих групп:

Пабло Пикассо, вошедший в историю искусства еще в раннем возрасте, свои самые дорогие картины написал между 26 и 30 годами. Вот что художник говорил о своем креативном таланте - «Я редко экспериментировал. Если мне было что сказать, я никогда не искал способ, как это сделать, а просто его находил …».

Прямо противоположный пример - Поль Сезанн. Он начал рисовать в 15 лет, но только лишь когда ему был 61 год к нему пришел успех и особый взгляд. Сезан любил говорить – «В искусстве я ищу свой путь».

Последний пример явно свидетельствует о том, что развить в себе творческие способности, креативность человек может в любом возрасте. Однако многие из нас вообще не готовы признать в себе творческий дар, в то время как способность креативно мыслить есть у многих людей. Эти способности либо недооцениваются человеком, либо вовсе не замечаются, и он считает себя безнадежно заурядными.

Хотите стать креативной личностью ? Это возможно! Узнайте как из статьи - «Развитие креативного мышления и креативных способностей ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .