Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес - единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.

Следует различать эмоцию интереса и ориентировочный рефлекс. Если к щеке голодного младенца прикасается сосок материнской груди, ребенок рефлекторно потянется к нему губами. Слуховые раздражители вызывают ориентировочную реакцию у младенцев уже в 1-5-й дни жизни (Sameroff, 1971). Если же говорить о зрительной системе, то любой яркий объект обычно вызывает ориентировочную реакцию как у ребенка, так и у взрослого. Существуют также непроизвольные ориентировочные рефлексы на слуховые и тактильные раздражители. Все эти рефлексы могут запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Интерес в сочетании с ориентировочными рефлексами <позволяет индивиду удерживать внимание на сложных объектах> (Tornkins, 1962, р. 338).

Уже в первые недели и месяцы жизни ребенок реагирует на человеческие лица и на человеческий голос, и этот интерес, по-видимому, имеет врожденную природу. Человеческое лицо, даже незнакомое, вызывает у двухмесячного ребенка больший интерес, чем лицо искусно сделанного манекена, но он дольше задержит взгляд на лице манекена, чем на любом другом неживом объекте, не имеющем лица, и этот факт свидетельствует о том, что человеческое лицо пробуждает в ребенке зачаточный интерес (Langsdorf, lzard, Rayias, Hembree, 1983). Таким образом, интерес - это нечто иное или нечто большее, чем внимание.

В некоторых случаях ориентировочный рефлекс инициируется эмоцией интереса, роль которого в этом случае сводится к тому, чтобы побудить ребенка повернуть голову или направить взгляд на объект, вызвавший интерес. Но эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса хотя бы тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции. Кроме того, интенсивная эмоция интереса может вызывать даже обратную реакцию - иногда она заставляет человека отвести взгляд от заинтересовавшего его объекта, так как зрительная информация мешает представлять объект и осмыслять его (Meskin, Singer, 1974). И наконец, интерес человека к идее может и не сопровождаться специфическими поворотами головы.

Не следует путать эмоцию интереса с реакцией удивления и изумления, хотя внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса: человек кажется всецело поглощенным объектом, мгновенно реагирует на него, стремится познать его.



Эмоция интереса, как и другие фундаментальные эмоции, усиливается неспецифическими влияниями ретикулярной формации ствола мозга. Для понимания интереса (и любой другой базовой эмоции) нужно научиться отличать эмоцию от факторов, способствующих ее появлению и усилению, то есть отличать эмоцию от активации центральной нервной системы (arousal).

В тех случаях, когда эмоция интереса задействует зрительную систему, взгляд человека либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается, исследуя объект. Фиксация взгляда указывает на то, что человек всецело поглощен, заворожен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект, свидетельствует о том, что человек активно работает, стремясь понять и прочувствовать объект (Tornkins, 1962, р. 340). В принципе, такая же закономерность справедлива и для других сенсорных систем, задействованных эмоцией интереса.

Эту селективность восприятия и внимания ни в коем случае нельзя рассматривать как достояние исключительно младенческого возраста. Влияние эмоции интереса на нашу жизнь огромно. Чтобы понять это, достаточно представить, как по-разному могут увидеть и воспринять происходящие события хотя бы два человека, сидящие на одной скамейке в городском саду. Интерес в буквальном смысле определяет наши мысли и воспоминания, ибо он в значительной степени обусловливает содержание нашего восприятия, внимания и памяти.

Основное различие между эмоцией интереса и когнитивными процессами внимания и обработки информации станет наиболее очевидным, если вспомнить ранее сформулированное нами определение эмоции. Мы говорили о том, что эмоция складывается из трех компонентов - физиологического процесса, экспрессивного поведения и переживания. Когда вы увлечены интересной книгой, разговором с приятным человеком или присутствуете на совещании, от решений которого зависит ваше будущее, вы обязательно переживете эмоцию интереса и, возможно, даже осознаете свое переживание. И напротив, те процессы восприятия и внимания, которые связаны с объектами или событиями, не имеющими особого значения или эмоционально не важными для вас, характеризуются минимальным переживательным компонентом. Именно поэтому когнитивные психологи, исследуя в лабораторных условиях различные аспекты восприятия, используют в качестве стимульного материала разнообразные геометрические формы или отдельные буквы алфавита, стараясь таким образом если не исключить вовсе, то по крайней мере минимизировать возможность эмоциональных переживаний. Испытуемый, принимающий участие в таких экспериментах, наверное, должен испытывать некоторый интерес к происходящему, - иначе он плохо справится с заданием. Но в данном случае интерес к сотрудничеству искусственно подогревается экспериментатором или экспериментальным заданием, но не стимульным материалом как таковым.

Эмоции развиваются с самого раннего возраста. Сначала в арсенале ребенка присутствуют только несколько эмоций - радость, привязанность, страх, гнев.
Со временем эмоций становится больше, палитра обогащается, у эмоций появляются оттенки и нюансы. Конечно, у всех это развитие происходит по-разному. У кого-то к 5-ти годам может быть палитра из 50 эмоций и оттенков, в которых уже присутствует и развитый интерес, и вдохновение, и разочарование. А у кого-то эмоций по-прежнему может быть 5,5, и все скорее из палитры неприятных.

Развитие эмоций зависит от нескольких факторов:
- Первый (но это не значит, что определяющий) - это наследственность. Предрасположенность к развитию эмоциональной сферы передается от родителей к детям.
- Второй фактор - это окружение. Ребенок наблюдает, подмечает и учится у ближайшего круга тому, как следует обходиться с эмоциями, как будто отпечатывает на себе эмоциональную палитру родителей. Ведь эмоции передаются очень многими выразительными средствами - это и мимика, и интонации голоса, и жесты, и взгляд! И ребенок, замечая тонкие знаки, учится, что на все своя реакция, и даже радость от встречи с разными событиями имеет разные оттенки. Либо ребенок учится, что на все события в жизни надо реагировать раздражением. Или тоской. Или злостью.

Рекомендации по развитию эмоций у ребенка - это, прежде всего, развитие эмоциональной сферы родителей . Эмоциональная сфера, развитая и богатая, - показатель здоровой психики. Но мало кто задумывается, что эмоциональную сферу надо развивать. В основном бытует мнение, что сильно развитая эмоциональность - это помеха, и нас учат с нею «справляться». Тем самым помогая психике своей и своего ребенка постепенно угасать, становиться беднее. Тут зачастую бывает путаница. Эмоциональный человек - это вовсе не тот, кто много кричит, жестикулирует, которого швыряет из радости в горе, который не может свои эмоции сдерживать, контролировать. Такого человека можно скорее назвать эмоционально расторможенным. Эмоциональный взрослый человек - это скорее тот, кто имеет богатую палитру и диапазон эмоций внутри, проживает их сильно и глубоко, и может выразить их адекватным ситуации способом.

Как развивать эмоции у детей? Интересно?

Вот кстати интересная эмоция - интерес. Ее обычно даже как эмоцию не выделяют. А ведь это базовая эмоция для развития человека, именно человека. Как вы думаете, как было изобретено колесо? Интересно, а что случится, если я эту штуку начну катить? И детки в своем развитии обязательно проходят стадию изобретения колеса, экспериментируют, пробуют, изучают. И движется это изучение и исследование мира на эмоции «интерес». Эта эмоция - великий генератор энергии. Когда она достаточно развита, имеет широкий диапазон и включается вместе с эмоцией - радость, вдохновение, воодушевление, любовь (и не только к человеку, но и к стране, делу, миру) - то появляется огромное количество энергии. Истребить эту эмоцию не просто, но возможно - просто одергивайте вашего ребенка каждый раз, когда он проявляет интерес к чему бы то ни было, поощряйте его сидение рядом с вами, безучастие к окружающему миру, и к школьному возрасту вы получите безразличного человека, который привык большинство дел в своей жизни делать на «воле», то есть «заставлять себя жить». Оно вам «интересно»? Ведь если смотреть чуть глубже, то из интереса к отдельным вещам вырастает интерес к жизни, наслаждение жизнью, жадное и завоевательное отношение к своей жизни (в хорошем смысле этого слова). Это называется «экспансией», когда я вижу вокруг интересное, стараюсь это завоевать, обработать и присвоить. Как это не пафосно звучит, но главная задача родителей - вдохновить ребенка жизнью, доказать, что жизнь - это интересно, захватывающе, разнообразно, вдохновляюще да и много еще как, и что ради этого стоит справляться с трудностями, преодолевать препятствия.

Вспомните состояние сильной влюбленности. По сути - это сильный интерес к другому человеку, желание его изучить, познать и «завоевать». Откуда тут берется такое количество энергии, когда ни есть, ни спать не хочется, когда вам хочется говорить об этом человеке, стремиться к нему, когда любые препятствия - нипочем по сравнению с радостью быть рядом!

Эмоции интереса и радости тесным образом связаны с познавательной деятельностью ребенка. Интеллектуальный успех невозможен, если ребенок активно не переживает эти эмоции.

Интерес рассматривается К.Изардом как фундаментальная, врожденная эмоция и считается доминирующей среди всех других2. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира. Говоря о значении интереса для развития познавательной сферы, С.Томкинс

Подчеркивает, что без него развитие мышления было бы серьезно нарушено. «Чтобы думать, нужно переживать» -добавляет он. Интерес тесным образом связан с эмоцией радости. Их взаимодействие - это своеобразная эмоциональная основа творческой деятельности ребенка. Вот почему так важен положительный эмоциональный фон в ходе познавательной деятельности. В этой связи добавим, что интерес - это наиболее распространенная форма положительных эмоций. Там, где есть положительная эмоция, там, как правило, любые действия сопровождаются интересом. Таким образом, становится понятным педагогическое значение в процессе учебы позитивных эмоциональных состояний ребенка.

Чувство личной ответственности, любознательность, приятные и успешные действия - все это вызывает и стимулирует интерес у ребенка. Что еще могут сделать родители в плане развития интереса у своего ребенка?

Во-первых, самим быть любознательными. Родители, охотно принимающие новый опыт, скорее передадут ребенку свое отношение к окружающему миру.

Во-вторых, нужно предоставить ребенку больше свободы для игры, развития воображения и фантазии. Последнее оказывает решающее воздействие на развитие интереса.

Выше уже отмечалась тесная связь радости и интереса. Дети, переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и оценить окружающий мир. Такому ребенку легче увидеть красоту и добро в природе и человеческой жизни. Радость позволяет ребенку чувствовать более тесную и многообразную связь с миром. Радость -нечто большее, нежели положительная установка на себя и на мир. Радость всегда сопровождается чувством энергетического подъема. Радостный ребенок имеет больше оснований чувствовать себя свободным, чем тревожный и угрюмый.

Каково же влияние радости на разные аспекты жизни ребенка?

Радость оказывает позитивное влияние на восприятие и познавательную деятельность школьника. Однако в некоторых ситуациях взаимодействие радости с познавательной деятельностью может давать парадоксальные эффекты. Например, если задача слишком трудна для ребенка и требует большой и настойчивой работы, то школьник, преисполненный радостным настроением, может просто отбросить саму задачу как помеху на пути переживаемой им эмоции.

Наряду с этим нужно иметь в виду, что эмоции радости и интереса влияют на развитие у ребенка так называемой психологической зависимости. Об этом нужно помнить, когда мы пытаемся разобраться в причинах возникновения дурных, с точки зрения взрослых или общества, привычек. Например, вредное действие или поступок, совершаемый ребенком, приносит ему радость или вызывает интерес. Если это закрепляется в результате повторений, то это может способствовать развитию психологической зависимости. Привычка к курению или наркотикам хорошо иллюстрирует механизм возникновения зависимости; например, курение наркотика или предвосхищение этого является первичным источником радости или, наоборот, его отсутствие вызывает отрицательную эмоцию. Как отмечает К.Изард, изучение механизма психологической зависимости показывает, что мотивацион-ная система человека имеет тенденцию подчиняться объекту зависимости (склонности). Ради него человек может пренебречь другими объектами (книгами, играми) и даже сильными межличностными связями.

Что препятствует переживанию радости? Самое распространенное препятствие состоит в условиях социальной жизни ребенка. Если он обставлен правилами, инструкциями, нормами и прочим, подавляющим его активность, устанавливающим жесткий и все-проникающий контроль, то ни о какой радости говорить не приходится. Переживанию радости препятствуют безличные и слишком иерархизованные отношения ребенка с взрослым. Догматизм в воспитании, мешающий ребенку познать и понять самого себя, также ведет к угнетению этой эмоции.

Эмоцию радости редко переживают дети с нечеткой полоролевой идентификацией. Источником возникновения радости может стать чувство удовольствия, отсутствие конфликтных отношений, приятные и успешные действия, например, альтруистическое поведение ребенка.

Можно ли помочь ребенку обрести радость? Взрослые хорошо знают, что когда усилия человека направлены на достижение радости как таковой, она ускользает. С другой стороны, мы видели и видим, что целенаправленная деятельность и достижение цели часто приводят к радости. Многие психологи утверждают, что открытость и искренность являются основными составляющими в процессе полной реализации человеком его возможностей и при переживании радости. В.Шутц писал: «Человек должен стремиться познать самого себя и открываться перед другими. Он должен выражать и изучать свои чувства. Должен открывать в себе еще непознанные уголки души. Это может причинить боль, но он должен верить в то, что с течением времени боль уступит место освобождению огромного творческого потенциала и радости. Это пьянящая и пугающая перспектива».

Конечно, ребенок не в состоянии осознать глубину этих слов и выработать программу действий. Это - задача взрослого, прежде всего, родителей, учителей и врачей.

Интеллектика. Как работает ваш мозг Шереметьев Константин

Чувство интереса

Чувство интереса

Чувство интереса – это мотор интеллекта. Оно имеет тесную связь с эмоцией страха-злобы. С этой эмоцией мы познакомились, когда говорили о психологии собаки. Страх и злоба – это разновидности одной и той же эмоции, которая готовит организм к действиям, выбрасывая в кровь большие количества адреналина. В результате учащается дыхание, сердцебиение, увеличивается свертываемость крови, повышается тонус мышц. Организм готовится к схватке. А будет ли он нападать или убегать – это зависит от того, насколько собака оценивает свои возможности справиться с обидчиком.

Эмоция страха-злобы выполняет защитную функцию и очень хорошо с ней справляется. Испытав эту эмоцию на собаках, природа решила использовать ее и для защиты детей. Хотя при патологиях интеллектуального развития эта эмоция сохраняется и у взрослых.

Согласно наблюдениям Рене Шпитца, ребенок начинает пугаться незнакомцев уже с 8 месяцев. Более поздние исследования показали, что важен не тот факт, что это кто-то незнакомый, а то, как он себя ведет. Страх вызывает его быстрое приближение. Позже были выявлены основные причины, порождающие эмоцию страха.

В основе этой эмоции лежит любой необычный стимул, если его появление не совпадает с предыдущим опытом, а сила воздействия превышает определенный порог. Так, страх возникает при громком звуке, быстром приближении незнакомого животного, резкой потери опоры.

Когда эмоция страха завладевает человеком, то привычные действия перестают совершаться, человек цепенеет и с ужасом следит за объектом, вызывающим страх. Интеллект отключается, внимание резко сужается, что создает эффект «туннельного восприятия» – человек воспринимает только то, что касается опасности. У него возникает ощущение утраты контроля над ситуацией. Тело становится ватным, выступает холодный пот, к горлу подходит тошнота.

Одновременно со страхом развивается и эмоция злобы. Она вызывается в том случае, когда стимул не соответствует ожиданиям, но не очень пугает. Семимесячные младенцы злились, когда им показывали маски человеческих лиц, имеющие искажения. Больше всего им не нравилось нормальное изображение лица, нанесенное на белую квадратную панель.

Эмоция страха-злобы исключительна полезна для младенцев, так как дает хоть какую-то защиту от опасных ситуаций. Если младенец заметит большое насекомое, то его плач может привлечь маму, которая спасет от ужасного страшилища. Переживания, связанные со страхом, надолго запечатлеваются в памяти. Если ребенок заползет под кровать и заблудится в темноте, то потом будет долго избегать опасного места.

Эмоция страха заразительна. Если ребенок увидит, что отец боится какого-либо объекта, то тоже будет бояться этого объекта. Более того, пугает не только собственно опасная ситуация, но и реакция страха других людей. Это приводит к быстрому распространению паники. Видя чужой страх, человек тут же сам испытывает страх. Если же таких людей много, то страх быстро перерастает в панический ужас.

Также заразительна и злоба. Жестокое обращение родителей провоцирует агрессивное поведение детей. Двухлетние дети бросали на пол игрушки и пинали их, если были с чем-то не согласны.

В агрессивной толпе человек испытывает дикую злость, от которой темнеет в глазах. Он бросается громить и крушить все вокруг.

Эмоция страха-злобы хотя и дает энергию действия, но действует крайне разрушительно. Избыточная активация нервной системы приводит к тому, что нагрузка на все органы возрастает до максимальной и даже запредельной. А отключение интеллекта делает переживание этой эмоции очень опасным.

По мере развития интеллекта эмоция страха-злобы постепенно гаснет, и ее сменяет чувство интереса. Если бы страх продолжал главенствовать над человеком, то адаптация человека к жизни стала бы невозможной. Любая новизна вызывала бы страх и желание защититься, и не получилось бы выйти за пределы привычного и устоявшегося.

Развитие лобной коры приводит к тому, что агрессивная реакция сменяется чувством интереса. Чувство интереса противоположно эмоции страха-злобы, хотя вызывается теми же стимулами. Очень часто исследователи страха сталкиваются с тем, что эксперименты, которые, по их мнению, должны были вызывать страх, на самом деле вызывали интерес.

И наоборот, сильная эмоциональная реакция приводит к обратному процессу. Все новое вызывает панический ужас. Эта связка «эмоция страха-злобы – чувство интереса» образует своеобразный фундамент психики и, так или иначе, проходит через всю сознательную жизнь человека.

В основе интеллектуального поведения лежит чувство интереса. Оно развивается из ориентировочного рефлекса, который проявляется уже в первый день жизни младенца.

Чувство интереса появляется также в раннем детстве. Ребенок становится любознательным и легко учится.

Чем более развит мозг, тем чувство интереса становится сильнее. У личности чувство интереса достигает уровня жгучего ощущения тайны.

Интересный объект захватывает и зачаровывает. Именно чувство интереса дает человеку ощущение полноты жизни. При повышении интереса человек испытывает воодушевление и готов работать весь день напролет.

Чувство интереса дает энергию жизни.

В этом секрет максимальной работоспособности. Если вам нужно выполнить большое дело, то вы должны сделать его интересным. Чувство интереса удесятерит ваши силы. Этим объясняются поразительные достижения гениев. Они развили в себе такое чувство интереса, что их интеллект сокрушал проблемы, как бульдозер.

И наоборот, если вы испытываете скуку, то ваш интеллект свертывается калачиком и засыпает. Из этого следует важный вывод. Вы добьетесь успеха только в том деле, которое вам интересно. Большая ошибка многих людей состоит в том, что они выбирают себе работу исходя из престижа, зарплаты или близости к дому. Но не обращают внимания на то, насколько она им интересна. Воспринимая работу, как тяжкое бремя, они не могут достигнуть в ней никаких результатов. Руководство их считает никчемными работниками, а сами они ощущают себя неудачниками.

В основе любого дела должно лежать чувство интереса. Чем выше интерес, тем выше энергетика, тем больше успех.

Из книги Психология зла автора Герасимов Сергей

3.9. Цепная реакция интереса Выше я говорил о том, что спортсмен, улучшающий свои результаты на каждой тренировке, может ощущать восторг интереса. А тот спортсмен, чьи результаты не улучшаются, постепенно теряет интерес. Интерес связан с

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Глава 8: Вызов интереса при знакомстве. Неужели он каким-то образом нашел тот самый коридор мироздания, который тысячелетиями искали мужчины - коридор, позволяющий в обход всех разговоров, обещаний и увещеваний перейти прямо к делу? Большие неприятности. Что же такое

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Отсутствие интереса Интерес служит одним из средств, помогающих человеку сконцентрироваться. Там, где отсутствуют интерес и мотивация или они неярко выражены, присутствует равнодушное отношение к делу, а отсюда сниженное внимание и некачественный результат. Если у нас

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Механизм сексуального интереса С Колей обсуждали новый проект. Не столько обсуждали, сколько мечтали.Друг от друга держались на почтительном расстоянии, не допуская комсомольской стадии. Он настолько увлекся новым агентством, весь в рассуждениях и мечтаниях, что я им

Из книги Наука жить автора Адлер Альфред

Чувство неполноценности и чувство общности. Психологический контекст приобретает чрезвычайную важность в случаях детей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются в более сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенное

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Из книги Дрессировка твоей девушки автора Садковский Сергей

Глава 17. Признаки потери интереса Как узнать, что девушка теряет к тебе интерес? Этот вопрос мне часто задают парни, у которых появляется такое внутреннее чувство. Я сам проходил через это, и знаю, что мое предчувствие часто оказывалось правильным на

Из книги Общественное мнение автора Липпман Уолтер

Глава 11 Привлечение интереса 1Сознание - это не фотопленка, которая раз и навсегда сохраняет каждое впечатление, полученное человеком, смотрящим на мир через объектив. Человек наделен способностью к бесконечному творчеству. Картины мира в нашем сознании блекнут и

Из книги Как избавиться от комплекса жертвы автора Дайер Уэйн

Понятие творческого интереса к жизни Говоря о творчестве, я не имею в виду какие-либо художественные таланты или создание культурных ценностей. Речь не идет ни о музыке, ни о литературе и искусстве, ни о науке и прочих вещах, которые традиционно связывают с этим словом. В

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

6. Исчезновение сексуального интереса Стандартный совет, который можно дать, чтобы вернуть сексуальный интерес супругов друг к другу, – использовать в подходящих случаях соблазнительное нижнее белье, массажное масло, провести уик-энд где-нибудь вдали от дома и т. п. Это

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

20.3.2. Роль интереса в установлении контакта Следующий компонент в системе здоровых отношений с миром – это проявление интереса к тому, с кем вступаешь в диалог. Как проявляется интерес к другому? Вспомните, что вы делали, когда вам был интересен какой-либо человек? Как вы

Из книги Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации автора Роудз Марк

8 Стадия 2. Пробуждение любопытства и интереса Одна из ваших основных целей – удержать внимание собеседника. Лишь когда его внимание приковано к разговору, у вас появляется шанс достичь взаимопонимания и направить разговор в желаемое русло. Лучший способ удержать

Из книги Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое автора Кюглер Поль

Возобновление интереса к дарвинизму Интерес к дарвинизму возродился в начале 1960-х годов, когда робкий аспирант Лондонской Школы Экономики Уильям Гамильтон поставил под сомнение дарвиновскую теорию групповой селекции (группового отбора). По мнению Дарвина, в том случае,

Из книги Отказываюсь выбирать! [Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, чтобы построить жизнь и карьеру своей мечты] автора Шер Барбара

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Кривая интереса Как только вы с удовольствием помечтаете, вы, как правило, уже будете знать, что надо сделать в первую очередь. При этом нужно учитывать, что сильно затягивать с действием не стоит.На рисунке мы видим так называемую кривую интереса. На графике