Задачи:

  1. Развитие умения распознавать разряды количественных числительных(целых, дробных, собирательных); выработка умения изменять их.
  2. Организация деятельности учащихся по применению имеющихся знаний; выделение существенных признаков; конкретизация знаний; включение в деятельность по воспроизведению и оперированию знаниями.
  3. Расширение знаний о числительных.

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Запись самого большого числительного на доске (перед уроком).

Придуманное составленное числительное (например, у него два корня: первый - как у существительного “пятак”, второй - как у существительного “десятка” - 50).

3. Фронтальный опрос.

Что такое числительное?

На какие разряды делятся числительные?

Когда пишется мягкий знак?

4. Орфографическая работа.

На доске слова с орфограммой “Написание мягкого знака”.

Нянчит, кровельщик, семьдесят, меньше, ветви, пятьсот пятьдесят пять, гвоздик, сельдь, семьдесят, шестнадцать, возьмешь, пятнадцатый, восемьсот восемьдесят восьмой, скворечник, обезьяна.

5. Новая тема. Расширение знаний о числительных.

Обезьяна. Помните мультфильм “38 попугаев”?

У нас сегодня есть возможность помочь мартышке измерить удава.

Один удав равен двум вторым или четырем четвертым удава.

Один удав = 38 попугаям.

А если еще два попугая? (Получится 40)

А знаете, как появилось число “40”?

(В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур – набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.)

А сколько же попугаев в одном удаве?

Один попугай = одной тридцать восьмой удава.

Один удав = пяти мартышкам.

Одна мартышка = одной пятой удава.

Один удав = двум слоненкам

Один слоненок = одной второй удава.

Ребята, а как в математике называются числа 1,2,3?... (Целые)

А одна вторая, одна пятая? (Дроби)

Так и в русском языке. Целые и дробные.

Сколько животных пытались измерить удава? (Трое)

Сколько их всего на экране? (Четверо)

Такие числительные называются собирательными.

Мы помогли измерить и удава, и попугая, и слоненка, и мартышку. Заодно узнали, на какие разряды делятся количественные числительные. Давайте сверимся с учебником (чтение параграфа).

Наш удав со своими друзьями живет в Африке. У нас есть текст, в котором ведется рассказ об Африке.

Чтение текста.

Африка. Площадь материка - 30 300 000 км². Крупнейший остров - Мадагаскар. Его площадь - 587 000 км². Самая высокая точка Африки - вулкан Килиманджаро (5 895 м). Самая нижняя - озеро Ассаль (-153 м).

В Африке 55 стран. Площадь Судана - 2 505 800 км². Судан - самое большое государство Африки по площади.

Африка - это материк, который уступает по величине только Евразии. Здесь находится всем известная пустыня Сахара. Осадков больше всего выпадает в бассейне реки Конго (до 3000 мм), а минимум (менее 300 мм) наблюдается в пустыне Сахара.

Экваториальный пояс – это постоянно влажный и жаркий климат. Африку пересекают Северный и Южный тропики. Летом экваториальные муссоны приносят обильные осадки, а зимой – сухую жаркую погоду. Летние температуры всего 20,5 °С, а зимой 15,2 °С. Саванны и редколесья на материке занимают примерно 40,1%.

Из растительности в Африке распространены фикусы, пальмы, древовидные папоротники, эбеновое дерево, баобаб, зонтичные акации, мимозы, древовидные молочаи. Встречаются лавр и разные виды дубов, пиния. Из птиц можно встретить нектарниц, турако, птиц-носорогов, страусов, ткачиков, венценосных журавлей, птицу-секретарь, марабу, стервятников и т.д. Среди беспозвоночных распространены лягушки, змеи (питоны, мамбы), в реках водятся крокодилы. В Африке много копытных животных, таких как жирафы, буйволы, антилопы, газели, зебры, носороги, слоны. Из хищников: львы, гиены, гепарды, шакалы. Много обезьян: павианы, гориллы, мартышки, шимпанзе.

Выписать из текста числительные в три столбика: Целые Дробные Собирательные

Сверить записи со смарт-доской

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Урок русского языка в 6 классе № 130

Дата _________________________________

Тема урока: Разряды количественных числительных.

Цель урока: Знакомство с разрядами количественных числительных.

Задачи урока

Обучающие: закрепить понятие о числительном как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, познакомить с разрядами количественных числительных, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические их особенности, показать речевую функцию.

Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.

Воспитательные: формирование уважения к родному языку.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир.

Методические приемы: самостоятельная работа, работа с учебником, повторительная беседа.

Оборудование: учебник, тетрадь, приложения.

Структура урока

    Организационный момент.

Цель этапа: проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме урока.

    Слово учителя.

Цель этапа: развитие интереса учащихся с помощью дополнительной информации.

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о числительных.

- Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе. Цифра расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов , что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз , что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока.

Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

На уроке мы повторим все то, что мы знаем об этой самостоятельной части речи и узнаем много нового. Итак, начнем! Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    Актуализация знаний.

Цель этапа: проверка знаний учащихся.

Словарная работа с самопроверкой.

А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.

Большой искусственный водоем

бассейн

Девочка трех лет

трехлетняя

территория

Срок в сто лет

столетие

четыреста

двести

Триста восемь

девяносто

одиннадцать

шесть

шестьсот

Десять одинаковых предметов

десяток

Приложение 1.

- А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

    Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их.

    Почему другие слова не являются числительными?

    Дайте определение количественного числительного.

    Вспомните, какие числительные являются простыми, составными?

    Подпишите простые, сложные и составные числительные.

    Целевая установка.

Цель этапа: формулировка темы и целей урока.

Тема урока.

Разряды количественных числительных.

Что бы вы хотели узнать по данной теме?

Сформулируйте задачи на урок.

    Изучение нового материала.

Цель этапа: знакомство с разрядами количественных числительных.

Сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. А какие они бывают, вы мне скажите сами. Для этого ответьте мне на следующие вопросы.

    Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

    По сколько учеников сидит за одной партой? (По двое человек.)

    А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

- А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько? )

- Что в них общего? Количественные.

- Чем отличаются?

- Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

- Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

- Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать).

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

- Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.

Количественные числительные

двенадцать двое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)

Откройте учебник и прочитайте теоретический материал на стр. 51.

    Закрепление изученного материала.

Цель этапа: закрепление понятия о числительном как самостоятельной части речи, раскрытие его семантики, раскрытие некоторых морфологических и синтаксических их особенностей. Развитие творческой, речевой и мыслительной активности, используя различные формы работы.

    Выборочный диктант.

Выпишите количественные числительные и определите их разряд.

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.

    Работа на карточке. Приложение 2.

Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

целые

дробные

собирательные

Восемнадцать

Два

Десять

Восемь

Две трети

Четыре пятых

Шестеро

Трое

пятеро

Допишите еще по два примера в каждый столбик.

3. Интеллектуальная разминка.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

4. Упр. 410 (у.)

5. Творческое задание. Приложение 3.

    Итог урока.

Цель этапа: обобщение и систематизация изученного.

А. Беседа.

Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

С какими разрядами количественных числительных мы познакомились на уроке?

Какое значение имеет каждый из этих разрядов?

Какое числительное порядковое или количественное поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)

Как долго мы были на уроке? (40 минут)

Какие оценки вы себе поставите? (Четыре, пять…)

Б. Тест. Приложение 4.

А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

В. За следующее задание можно получить хорошую отметку.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.

VI . Домашнее задание.

Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.

Пр. 71, упр. 409 (п.), сл. сл.

По желанию. Приложение 5.

Литература.

    razryady_kolichestvennyh_chislitelnyh

    Разряды количественных числительных (урок русского языка в 6 классе)

    Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1./М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. –М.: Просвещение, 2013. – 191 с.

Приложение 1.

Большой искусственный водоем

бассейн

Девочка трех лет

трехлетняя

Земельное пространство с определенными границами

территория

Срок в сто лет

столетие

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

Полученный результат разделить на 2

двести

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

От полученного результата вычесть 5

шесть

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

Десять одинаковых предметов

десяток

Большой искусственный водоем

бассейн

Девочка трех лет

трехлетняя

Земельное пространство с определенными границами

территория

Срок в сто лет

столетие

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

Полученный результат разделить на 2

двести

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

От полученного результата вычесть 5

шесть

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

Десять одинаковых предметов

десяток

Приложение 2.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

Приложение 3.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Приложение 4.

2. Закончите определение.

Тест. ФИ ___________________________________ Дата ____________________________

1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд. Вспомните, как нужно писать заглавия? ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 5.

ФИ _______________________________ Прочтите и запишите полученную фразу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ________________________________ . Прочтите и запишите полученную фразу.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заменить числа словами. ФИ __________________________________

Тюмень – город-труженик. 85 % населения занято в сфере материального производства; 6,9 % - в просвещении, науке, культуре; 5 % в здравоохранении. Более 120 тысяч жителей – постоянные читатели библиотек.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 1 Разряды числительных

Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что в повседневной жизни сложно обойтись без специальных слов — имен числительных, при помощи которых мы можем определить ту или иную дату, сообщить номер телефона, найти сумму, разность, остаток и многое другое.

Используя эту часть речи, мы ведём диалог с продавцом в магазине, консультируемся у врача и активно употребляем при ответах на занятиях в школе.

В этом уроке познакомимся с разрядами количественных имён числительных.

Имена числительные, обозначающие отвлечённое число или количество предметов, делятся на три грамматических разряда:

Количественные числительные, обозначающие целые числа;

Собирательные;

Дробные.

§ 2 Количественные числительные

Первая группа числительных обозначает целое число (три, двенадцать, семьдесят восемь).

Вторая группа числительных - собирательные - обозначает несколько предметов как одно целое. Такие числительные сочетаются с существительными, употребляющимися только в форме мн.ч. и с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (семеро друзей, пятеро детей, трое волчат).

Последняя группа - дробные числительные - обозначает дробные величины (три седьмых, две третьих, одна шестая).

Числительные всех групп мы систематически используем в речи.

На уроках математики чаще всего обращаемся к дробным числительным и числительным, обозначающим целые числа. Вот как звучит одно из заданий в учебнике:

«Запишите пять раз подряд число 80. Прочитайте получившееся число.»

Для записи данного примера используются два количественных числительных: 5 и 80.

Они являются целыми.

На уроках литературы часто происходит знакомство с разными фольклорными жанрами. Познать народную мудрость помогают такие пословицы, как «Семеро одного не ждут» и «Двое пашут, а семеро - руками машут». В этих пословицах количественные числительные семеро и двое являются собирательными, поскольку обозначают группу людей как одно целое.

Путешествие по нашей стране на уроке географии также не обходится без помощи цифр. Читаем в учебнике:

«Россия занимает одну шестую часть суши».

В данном предложении используется дробное числительное - одна шестая.

Как видно из примеров, имена числительные всех разрядов широко применяются и в быту, и на школьных занятиях.

А теперь попробуем вместе распределить художественные произведения и пословицы, в которых упоминаются числительные, по группам.

В первую колонку впишем выражения с числительными, обозначающими целые числа. Во вторую - с собирательными. В третью помещаем фразы с дробными числительными.

Целые числа

Собирательные

«35 кило надежды»

«Трое в лодке, не считая собаки»

«Три дня молол, а в полтора съел»

«Три товарища»

«Пятеро из одного стручка»

ИТАК, количественные имена числительные делятся на следующие разряды:

Числительные, обозначающие целые числа;

Собирательные числительные, обозначающие несколько предметов как одно целое;

Дробные числительные, обозначающие не целые, а дробные величины.

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 класс. 2012.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012.
  5. Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. 2002.
  6. Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. 2011.

Муниципальная общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования с.Самбург


Урок русского языка

Класс: 6

Тема: Знакомство с разрядами количественных числительных.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма урока: урок - презентация урок - экскурсия

Технические требования к уроку: компьютер, программа Power Point, мультимедийный проектор, интерактивная доска, экран.

Оборудование: презентация, приложение, раздаточный материал.

Цели урока:

Обучающие: закрепить понятие о числительном как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, познакомить с разрядами количественных числительных, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические их особенности, показать речевую функцию.

Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.

Воспитательные: формирование уважения к родному языку, привитие чувства гордости за школу.

Ход урока

    Организационный момент.

1.1.Объявление темы и целей урока.

Сегодня у нас необычный урок. Видите, у нас сидят гости, которые прибыли издалека. Они хотят познакомиться с вами, но, прежде всего, хотят многое узнать о нашей школе. Я предлагаю вам стать экскурсоводами и рассказать очень коротко о нашей школе. Вы согласны? Наш урок сегодня – путешествие по школе. А начнем мы с вами нашу экскурсию с небольшой орфографической разминки, чтобы узнать, слова какой части речи нам сегодня будут помогать. Но вначале запишите число, классная работа. И еще давайте узнаем, какое определение слова «экскурсия» дает нам словарь Ожегова:

(Слайд 3) Экскурсия – поездка (поход) куда-нибудь с образовательной (увеселительной) целью. Значит, сегодня в ходе нашей экскурсии мы еще многое нового узнаем для себя.

1.2.. Разминка. Орфографический диктант на пройденные орфограммы в 6 классе (дети записывают только вставляемые буквы) (слайд 4)

1.Умелый ре(з,ч)ик

2.Ч(и,е)стота в классе

3. (з,с)бор урожая

4. Ко(л,лл)есо истории

5.Выб(и,е)раешь ответ

6.Весело улыбае(ть,т)ся

7.Свеж(е,о)го ветерка

8.Паралле(л,лл)ьно

9.Свист солов(ъ,ь)я

10.Ю(н,нн)ый герой

11.Плохой роз(ы,и)грыш

12.Сп(е,и)шил на урок

Ребята, правильно вписанные буквы (орфограммы) помогут нам определить, о какой части речи мы с вами будем сегодня говорить. Что у нас получилось? (Числительные) Итак, в ходе нашего путешествия по школе нам будут помогать имена числительные. Эпиграфом к уроку пусть служат слова: (слайд 5)

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Цель нашей экскурсии, вспомнить пройденный ранее материал об имени числительном. А в ходе нашей экскурсии мы познакомимся с разрядами количественных числительных и научимся употреблять их в речи.

1.3. Фронтальная беседа по теории. (слайд 6)

Перед началом экскурсии давайте вспомним некоторые правила числительных:

    Что такое имя числительное?

    На какие вопросы отвечает числительное?

    Какие разряды числительных вы знаете?

    На какой вопрос отвечают количественные числительные?

    На какие – порядковые?

    Какие числительные бывают по составу?

    Каким членом предложения является имя числительные?

      1.4. Синтаксическая минутка. Ребята, я предлагаю вам разобрать четыре предложения по членам, чтобы подтвердить сказанное вами правило. (слайд 7)

Три и два пять.

Первый блин комом.

Доброе дело три века живет .

Семеро одного не ждут

    Актуализация опорных знаний.

Мы начинаем нашу экскурсию (текст лежит на партах перед каждым учеником или проецируется на доску): (слайд 8)

Наша школа – это красивое современное трехэтажное здание. Двери школы распахнулись для детей в две тысячи третьем году.

Школу мысленно можно разделить на три части: просторные учебные кабинеты, уютный спальный корпус и строгие кабинеты администрации.

На каждом этаже учебного корпуса размещено по шесть кабинетов. На нижнем этаже занимаются ученики с первого по четвертый классы. В начальной школе одиннадцать классов, поэтому занятия для детей проводятся в две смены. На следующих двух этажах обучаются школьники пятых - одиннадцатых классов. Всего в старшей школе занимается двести учащихся.

2.1. Задание: найдите, найдите и выпишите числительные в две группы: порядковые и количественные. (слайд 9)

Порядковые:

Количественные:

в две тысячи третьем году

одиннадцать

четвертого

одиннадцатый


А мы пойдем дальше знакомить гостей с нашей школой и приглашаем всех в спальный корпус. (слайд 10) На трех этажах в спальном корпусе размещаются сто восемьдесят шесть воспитанников. Они проживают в тринадцати семьях по четырнадцать ребятишек в каждой. На третьем этаже живет пять семей. Это самый дружный этаж. За прошедшее время ребята провели двадцать одно совместное мероприятие. Отличаются все дети и хорошей успеваемостью. В этих семьях десять хорошистов, а пропусков уроков у всех вместе взятых всего девяносто семь часов в четверть.

2.2. Задание: Выпишите числительные в два столбика, простые и составные, а потом поменяйтесь с соседом по парте и проверьте с доской: (слайд 11)

Простые

Составные

сто восемьдесят шесть

тринадцать

двадцать один

четырнадцать

девяносто семь

Ну а мы приглашаем гостей дальше, и хотим показать им наш великолепный спортзал. (слайд 12) Его площадь шестьсот семьдесят пять квадратных метров. В спортзале размещены восемь баскетбольных колец. На огромных подоконниках стоят мягкие модули, их тридцать штук. Ежедневно в этом спортзале проходит пять-десять уроков. Уроки физкультуры проводятся традиционно. Сначала пробежка, девочки бегают по шесть кругов, а мальчики - восемь. Затем девочки на скакалках прыгают пятьдесят раз, а мальчики отжимаются по тридцать раз. В конце урока учитель у одного-двух учащихся проверяет пульс, его биение должно составлять восемьдесят – восемьдесят пять ударов в минуту.

2.3. Выпишите все числительные, объясните, каким общим правилом они объединены? (слайд 13)

Ь на конце числительных

Ь в середине числительных

пятьдесят

тридцать

шестьсот семьдесят (пять)

восемьдесят

восемьдесят (пять)

тридцать

2.4. Занимательный материал: Знаете ли вы, почему четыре десятка называются сорок? Ведь это числительное не похоже на тридцать или пятьдесят. (слайд 14, 15)

Слово “сорок” вначале было существительным и обозначало “мешок с четырьмя десятками собольих шкурок (на полную шубу)», которые раньше заменяли деньги. А потом существительное стало числительным вместо “четыре-десять”. Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале примитивный мешок с разрезами для головы и рук.

Физкультминутка. (слайд 17 )

Все ребята встают. На слух определить правописание Ь в числительных.

Если Ь пишется в середине - хлопнуть в ладоши;

Если Ь пишется в конце - присесть.

Пятнадцать, пятьдесят пять, шестьсот семьдесят четыре, тройка, восемнадцать, восемьсот сорок, девятьсот семь, пять.

3. Формирование общеучебных умений и навыков.

Сегодня мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. На какой вопрос отвечают количественные числительные? Сколько? Что же они могут обозначать? Ответьте мне на вопросы:

    Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

    По сколько человек вы дежурите в классе? (Мы в классе дежурим по трое человек.)

    А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.) (Слайд 18)

Количественные числительные

двенадцать трое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)

А теперь проверьте, все ли числительные, записанные на доске, являются количественными? Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько? )

    Что обозначают эти числительные? (Целое число, собирательное, дробное)

    Сформулируйте правило о разрядах количественных числительных. (Ответы учащихся)

Сравните словосочетания: (слайд 19)

пятеро мальчиков и пять девочек

1). Определите разряды количественных числительных и род имен существительных. Как вы думаете, употребление собирательного числительного связано с родом существительных?

2). Сформулируйте правило об употреблении собирательных числительных.

3). Можно ли определить, о ком говорится в предложении? (Используйте правило об употреблении собирательных числительных.)

Нас (их) было четверо (только лица мужского пола или детенышей животных)

Нас было четыре (только лица женского рода)

4. Закрепление нового материала:

    Но мы еще не окончили свою экскурсию. Следующий пункт нашего посещения – столовая. (слайд 20) В нашей столовой одновременно могут пообедать сто десять человек. Для всех детей вкусную еду готовят пятеро поваров. Обедают ежедневно две третьих учеников от всех школьников. А завтракают и ужинают три четвертых от всех детей, проживающих в интернате. Сегодня на полднике не накрытыми осталось двенадцать столов. Восьмеро ребят уехали на призывную комиссию. Они пробудут в районном центре трое суток.

Определите разряд количественных числительных, записав их в соответствующую колонку (Слайд 21):

Целые

Дробные

Собирательные

сто десять

три четвертых

двенадцать

восьмеро

Две третьих

Занимательный материал. Прочтите фразу (Слайд 22):

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. (Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы-сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир).

Запомните: Что? Где? Когда? (слайд 23)

За тридевять земель. Это сколько? 27

В старину существовала народная система счета девятками, поэтому тридевять значило 3 по 9, т.е. 27

Осложненное списывание: заменить числа словами. (слайд 24)

Тюмень – город-труженик. 85 % населения занято в сфере материального производства; 6,9 % - в просвещении, науке, культуре; 5 % в здравоохранении. Более 120 тысяч жителей – постоянные читатели библиотек.

5. Выводы по теме.

Вот и закончилась наша экскурсия по школе с помощью имени числительного. Но это было только первое ознакомительное путешествие. Вы еще не раз отправитесь в это царство, ибо “Имя числительное” - один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты. Считаем количество прочитанных страниц, число забитых на футбольном поле голов. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок. Вот в этом мешке загадки с числительными. Ваша задача не только отгадать загадку, но и найти числительные в них.

(если останется время)

Две плетёнки, две сестрёнки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет?

6. Итоги урока:

В завершении нашей встречи мне хотелось бы задать вам всего три вопроса.

Когда мы отправились в путешествие?

    Какое числительное порядковое или количественное поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)

    Как долго мы были на экскурсии? (40 минут)

    Какие оценки я могу вам выставить? (Четыре, пять)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Упр. 356, правило на стр.144.

Хакимова Ираида Джурабаевна, учитель русского языка и литературы МОШИ с.Самбург

Тема урока: «Разряды количественных числительных».

Цели урока.

Познавательные:

- научить различать разряды количественных числительных.

Практические:

Повторить ранее изученный материал о числительных;

Расширить словарный запас учащихся;

Научить навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;

Научить классифицировать числительные по разрядам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Разряды количественных числительных.

Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.

Повторить теоретический материал о числительном.

Повторить правописание словарных слов.

I Организациооный момент.

Сегодня мы продолжаем мы с вами продолжаем разговор о числительных.

Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей гимназии. Цифра расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов , что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз , что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока.

Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

На уроке мы повторим все то, что мы знаем об этой самостоятельной части речи и узнаем много нового. Итак, начнем! Открываем тетради записываем число.

  1. Актуализация знаний.

Словарная работа с самопроверкой.

− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.

Большой искусственный водоем

бассейн

Девочка трех лет

трехлетняя

Земельное пространство с определенными границами

территория

Срок в сто лет

столетие

Решим математический пример: 200 умножить на 2

четыреста

Полученный результат разделить на 2

двести

К полученному числу прибавить 108

Триста восемь

От полученной суммы вычесть 218

девяносто

От полученного результата вычесть 79

одиннадцать

От полученного результата вычесть 5

шесть

Полученный результат умножить на 100

шестьсот

Десять одинаковых предметов

десяток

Какое число получилось? Молодцы!

А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

  1. Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их.
  2. Почему другие слова не являются числительными?
  3. Дайте определение количественного числительного.
  4. Вспомните, какие числительные являются простыми, составными?
  5. Подпишите простые, сложные и составные числительные.

III Открытие нового материала.

Сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. А какие они бывают вы мне скажите сами. Для этого ответьте мне на следующие вопросы.

  1. Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)
  2. По сколько человек вы дежурите в классе? Или по сколько учеников сидит за одной партой? (Мы в классе дежурим по двое человек.)
  3. А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.) (Слайд 18)

Количественные числительные

Двенадцать двое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)

А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько? )

Что в них общего? Количественные

Чем отличаются?

Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

- Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.

Тема урока.

Разряды количественных числительных.

Откройте учебник и прочитайте теоретический материал.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Устно назовите количественные числительные и определите их разряд.

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.

2. Выборочно-распределительный диктант.

Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

Допишите еще по два примера в каждый столбик.

3. Интеллектуальная разминка.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

4. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

5. Тест.

А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд.

6. За следующее задание можно получить хорошую отметку.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.

Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках

5. Подведение итогов.

Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

С какими разрядами количественных числительных мы познакомились на уроке?

Какое значение имеет каждый из этих разрядов?

Домашнее задание: Придумать и записать свой рассказ на тему спорт, используя все разряды количественных числительных.