План

СИНТАКСИС. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 3-4

1. Разнообразие научных подходов к синтаксису. Многозначность термина синтаксис. Синтаксический строй языка. Краткая история синтаксической науки.

2. Система синтаксических единиц.

3. Синтаксические связи и отношения.

4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.

5. Грамматическое значение синтаксических единиц.

Современное теоретическое языкознание характеризуется отсутствием единого по концептуальной базе синтаксиса (далее – С): по-разному описывают ученые его предмет, объект изучения, проблематику, аспекты. Аналитики науки (http://www.univer.omsk.su/trudy/fil_ezh/n2/odincova.html/) · сводят это множество к двум принципиально различающимся С. – узкому и широкому.

Узкий , хронологически первый, - классический С. , от античности до наших дней, определяется как часть грамматики (плюс-минус морфология). Предмет узкого С. грамматическая структура связной речи . Центральная единица – предложение (конструкция) – с его грамматическим значением, компонентами (членами предложения). В рамках этого С. как особые объекты рассматриваются минимальные структурные схемы словосочетаний и простых предложений. История формирования идей традиционного грамматического С. в русистике детально описывается в следующих фундаментальных работах: В.В. Виноградов. Из истории изучения русского синтаксиса (От Ломоносова до Потебни и Фортунатова).1958, Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. В.В. Виноградова. 1950, Грамматические концепции в языкознании XIX века. 1985). Основные идеи грамматического С. отражены в академических грамматиках (далее: АРГ-54 (отв. ред. В.В. Виноградов), АРГ-70, АРГ-80 (отв. ред. Н.Ю. Шведова), а также в монографиях И.П. Распопова (Строение простого предложения в современном русском языке. 1970), Н.Н. Прокоповича (Словосочетание в современном русском литературном языке. 1966), Л.Д Чесноковой (Связи слов в современном русском языке. 1980), . Е.С. Скобликовой (Согласование и управление в русском языке. 1971), П.А. Леканта (Синтаксис простого предложения в современном русском языке. 1974).

В недрах традиционного С. с его доминирующим вниманием к языковым формам, которые изучались вне их связей с разнообразными аспектами бытия языка зародился новейший С., ориентированный на исследование языка в непосредственной связи с человеком говорящим. Исследования языка стали проводиться с учетом антропологического принципа. Суть его заключается в том, что «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели» [Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине 20 века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 212].


Так появился второй – широкий, неклассический С. Он стал формироваться в 60-70 гг. 20 века, это время в лингвистике называют «штурмом семантики предложения». Примерный возраст широкого С. - 40 лет; он не ограничивается грамматикой и языковыми характеристиками связной речи. Его предмет фундаментальные языковые и внеязыковые законы, правила связной речи в их функциональном единстве . Они реализуют главное назначение речи – ее способность обеспечивать коммуникацию: формировать, выражать, передавать сообщение как разнообразную информацию (мысли, чувства, состояния). Предмет широкого С. составляют три блока. 1. Законы логического мышления. 2. Законы коммуникативного поведения . 3. Законы языка , обеспечивающие формирование, выражение и сообщение информации. Центральная единица широкого С. – минимальный фрагмент связной речи – высказывание (акт коммуникативного поведения). Основные характеристики высказывания: 1. Целостное содержание ; 2. Целостная – интонационно-звуковая (или графическая), лексическая, грамматическая форма . 3. Паралингвистические средства: элементы языка тела (мимика, жесты, голос).

Обратимся к псевдопредложению (т.е. предложению вне ситуации) (термин В.А. Звегинцева). Он проплыл сто метров кролем за 45 секунд (пример Ю.Д. Апресяна). Любой носитель русского языка только благодаря своим лингвистическим знаниям (ЛЗ слов, синтаксических конструкций, интонации) поймет, что «плывя кролем, но покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 сек.».

Если это ПРДЛЖ рассмотреть как высказывание, т.е. как часть какой-либо ситуации, то, на фоне таблицы мировых достижений по плаванию, оно может быть осмыслено как сообщение о мировом рекорде. В другом контексте: при обсуждении претендентов на включение в состав сборной, для пловца, личные результаты которого хуже озвученных, оно может означать, что ему нет места в сборной и т.п.

Основные идеи широкого С. отражены в трудах Н.Д Арутюновой (Предложение и его смысл. 1976; Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. 1988), И.И. Ковтуновой (Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. 1976); Е.В. Падучевой. (Высказывание и его соотнесенность с действительностью. 1985; Семантические исследования. 1996), В.Г. Гака (Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. 1973), Ю.С. Степанова (Имена. Предикаты. Предложения. 1981) и др.

Широкий С . по своей проблематике, аспектам образно ассоциируется с расширяющейся Вселенной, ибо речевую коммуникацию, даже отдельные коммуникативные акты, трудно познать и описать исчерпывающе. Подробнее об этом см.: Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. (М., 1982). Возможно, предмет этого С. окажется в ведении другой науки под названием, например, речеведение (термин предложен А.П. Сковородниковым, Т.В. Шмелевой и др.).

Сегодня установлено, что, с лингвокреативной точки зрения различны роли участников коммуникации. Говорящий – активный ее участник, слушающий – пассивный. Избирая область исследования, современный синтаксист принимает положения либо узкого, либо широкого С. В первом случае он отталкивается от формы речи , занимается С. слушающего - пассивным С . Слушающий является получателем информации, интерпретатором, воспринимающим и анализирующим языковую форму адресованного ему сообщения. Так он извлекает из нее содержание. Вставая на позиции широкого С., синтаксист исходит из содержания (смыслов) , занимается активным С ., то есть продуктом и целью инициативного коммуникативного воздействия говорящего, творца высказывания.

Пассивный С. иначе называют структурно-семантическим , активный – функциональным , ономасиологическим . Эти С-сы в принципе взаимно обратимы, как обратимы правила кодирования и декодирования в любых информационных системах. Правда, подтвердить данное положение, убедительно иллюстрируя его наблюдениями над естественными языками, пока никому не удавалось. Современное языкознание стремится (дрейфует) в речевую бесконечность, ибо сам язык – по своим базовым функциям не что иное, как средство выражения мысли (воли, чувства) и, главное, реальность человеческой коммуникации. Подробнее об этом см.:Колшанский Г.В. (Коммуникативная функция и структура языка. 1984); Каменская О.Л. (Текст и коммуникация. М., 1990).

Отношение между кратко охарактеризованными узким (грамматическим, структурно-семантическим, пассивным) С. и широким (коммуникативно-логическим, функциональным, активным) С. в лингвистике наших дней осознано по-разному.

1. Как интегративное : первый включается во второй как один из его механизмов – в плане формы. См монографии Т.П. Ломтева (Структура предложения в современном русском языке. 1979), О.И. Москальской (Проблемы системного описания синтаксиса.1974) и др.

2. Как осознанно оппозитивное , критическое, главным образом со стороны представителей традиционного С. См. труды И.П Распопова (Спорные вопросы синтаксиса. 1981), Ю.В. Фоменко (Трудные и спорные вопросы синтаксиса современного русского языка. 1997).

3. Как нейтральное : сторонники тех или иных версий С. как бы не замечают друг друга, не придают значения отсутствию в современном языкознании концептуально единого С. См.: Синтаксис // Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. 1995.

Иначе говоря, объективно в сегодняшнем языкознании существует атмосфера синтаксического плюрализма (для науки это норма). Ставим своей учебной задачей по мере сил осветить основные положения каждого подхода.

Синтаксический плюрализм проявляется в справочных лингвистических изданиях, в монографических исследованиях, в вузовских учебниках (по русскому и др.). Проиллюстрируем это, обратившись к двум определениям одного термина.

1) Синтаксисом называется а) вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции, образующиеся по определенным правилам соединения слов; б) вся та область грамматической науки, которая изучает названные в п. а конструкции [АРГ-80. С.5].

2) Предметом синтаксиса является слово в его отношении и связи с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение [Современный русский литературный язык. Учебник под ред. П.А. Леканта. 1982. С. 246. Далее – Лекант].

Сравним оба определения. В первом из них акцент сделан на результате действия синтаксических правил, во втором - на процессе их действия. Кроме того, АРГ-80 не упоминает о том, что синтаксические конструкции не существуют вне связной речи, они – арсенал Языка, а в учебнике синтаксис оказывается погруженным в Речь: синтаксис изучает, как из слов получаются языковые единицы, которые можно использовать в связной речи.

Оба эти подхода нисколько не противоречат друг другу: они лишь рассматривают одну и ту же область научного знания с разных точек зрения. Первый подход – узкий, структурный. Второй – широкий, коммуникативный.

Термин С. употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке.

Синтаксис языка – это его синтаксический строй (объект изучения), совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. В общей языковой системе синтаксический уровень – явление высшего порядка, ибо для успешной коммуникации, для выражения мысли недостаточно только отбора лексем, необходимо грамматически правильное установление связи между словами. Как бы ни был богат словарный состав языка, он все же поддается инвентаризации, но «язык неистощим в соединении слов» (А.С. Пушкин). Эти соединения слов бесчисленны! Однако именно в грамматике (и в первую очередь в синтаксисе) заключается национальная, ментальная специфика каждого языка. Все слова языка обязаны подчиняться правилам сочетаемости слов. Синтаксическая структура русского языка очень разнообразна, она постоянно развивается и совершенствуется.

Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц имеющий славную историю.

Изучить синтаксис как науку о синтаксическом строе языка – это значит освоить две ее основные части: синтаксис словосочетания и синтаксис предложения, то есть систему синтаксических единиц в их связях и отношениях.

Университетский курс синтаксиса - способ освоения этого объекта. Ни одна синтаксическая теория не может быть совершенной и законченной, но не должна быть застывшей и монолитной. Путь знаний долог и бесконечен, каждый исследователь находит что-то новое, а что-то упускает. Ставим своей учебной целью научить студентов разобраться в разных подходах к объекту, понимать, чем эти подходы дополняют, обогащают друг друга, в чем вступают в противоречия и между собой, а иногда и внутри себя, какие вопросы остаются нерешенными. Синтаксис формирует мысли, и преподавание его имеет целью развитие мышления студентов, их способности самостоятельно оценивать и успешно применять в профессиональной деятельности получаемые знания.

Основные понятия синтаксиса - синтаксические единицы, синтаксические отношения, синтаксические связи и синтаксическая семантика.

Термин синтаксис (древнегреч. σύνταξις ‘построение, порядок, составление’) употребляется в трех значениях: 1) синтаксический строй языка; 2) раздел языкознания; 3) номинация отдельного издания.

Синтаксис языка – это правила сочетания слов и построения предложений. В синтаксисе как разделе лингвистики изучаются синтаксические связи, структура и грамматическое значение словосочетаний и предложений. В предложении завершается образование коммуникативной единицы, поэтому главный предмет синтаксиса – предложение. Центральной единицей синтаксиса является простое предложение как элементарная коммуникативная структура. Макросинтаксис изучает сверхфразовые единства – большие, чем предложение, фрагменты текста. Специальной дисциплиной является лингвистика текста.

Как и морфология, синтаксис занимается словом, которое рассматривается здесь как структурный компонент словосочетания и член предложения. Разница между словом морфологической и синтаксической сторонами слова состоит в следующем. Морфологические признаки слова присущи ему и вне предложения, а синтаксические реализуются только в предложении.

Синтаксис тесно связан с мышлением и экстралингвистической действительностью. Универсальная логика человеческой мысли отражает мир в языковой форме и получает в предложениях языков разных типов национально-специфическую окраску. Структура человеческой мысли имеет субъектно-предикатный характер. Предмет речи (субъект) составляет тему высказывания и выражается подлежащим. Приписанный субъекту признак называется предикатом и выражается сказуемым. Без субъекта и предиката предложения быть не может. Субъект есть даже в безличных предложениях, что хорошо обнаруживают трансформации их логического содержания: Мне холодно – Я испытываю холод; В лесу пахло грибами – Грибы пахли в лесу; Светает – Свет озаряется мир.

Синтаксис связан и с другими языковыми уровнями – с морфологией, лексикой и фонетикой. Можно сказать, что все уровни работают на синтаксис, подготавливая для предложения свои единицы. На синтаксическом уровне слова приобретают свойства, необходимые для их организации в коммуникативную единицу. Морфология придает словам соответствующую форму. Форма слова – кирпичик предложения, его минимальная строительная единица.

Слово в предложении становится семантико-синтаксической позицией – членом предложения. Замещение позиций определяется правилами языка и личными особенностями. Каждый говорящий обязан использовать одну из общих для всех схем предложения. Но то, каким лексическим материалом он ее наполнит, зависит от конкретных особенностей человека.

Фонетика участвует в общем деле построения высказываний своими интонационными конструкциями. Интонация – средство выражения грамматической категории коммуникативности. Интонация указывает на цель высказывания – сообщить, спросить, побудить к действию. Кроме того, высказывание любой коммуникативной направленности может сопровождаться выражением эмоций. Тогда на основную интонацию накладывается интонация восклицания. Чем больше выражены грамматические отношения, тем меньшее значение имеет интонация. При грамматической неопределенности роль ее возрастает. Бывают случаи, когда смысл фразы полностью зависим от интонации. Лексический материал Деньги пришли на телефон может быть оформлен в виде сообщения, просьбы и вопроса.

Еще по теме § 1. Общее понятие о синтаксическом строе:

  1. 3. «Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений» (Чеснокова Л.Д., с.6).

Трудно переоценить значение работы по развитию синтаксического строя речи учащихся. Во-первых, осмысление детьми синтаксической системы родного языка, овладение богатством синтаксического строя русской речи значимо для развития всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма), воспитания культуры общения, поэтому имеет социальное значение. Во-вторых, практическое овладение синтаксисом является основой усвоения других разделов программы: лексики, морфологии, орфографии. Предложение является той основной единицей речи, на фундаменте которой школьники осознают роль в языке каждой части речи. Так, лексическое значение слова, особенности его употребления в речи раскрываются в контексте, так как вне предложения слово может иметь несколько значений. Таким образом, очевидно собственно учебное значение работы по развитию синтаксического строя речи учащихся.

Симптомы овладения синтаксисом выделены Е. Д. Божович, Е. И. Исениной. Первыми признаками являются ранние (в девять месяцев) реакции на интонационно-мелодическую сторону речи. Появление у ребенка модулированного лепета (повторения слогов с разнообразными интонациями) знаменует приобретение им особого способа эмоционального общения. Эта способность подготавливает следующую ступень овладения синтаксисом: к концу первого года жизни ребенок может распознать по ритмико-мелодическому оформлению вопрос, приветствие, побуждение .

На рубеже первого и второго годов жизни обнаруживает себя еще один важный симптом овладения синтаксисом - протоязык (первичный язык). Это система средств дословесной коммуникации (мимики, вокализации, движений, действий с предметами и др.), позволяющая еще не говорящему маленькому человеку строить развернутые "высказывания", достигать взаимопонимания с окружающими .

Периоды усвоения ребенком синтаксического строя языка до обучения в школе описаны Н. А. Гвоздевым . Первый период относится к раннему детству (от одного года до двух лет), когда ребенок начинает произносить первые однословные предложения (Мама! - номинативное, звательное, повелительное). Это исходный пункт развития предложения. Такое слово-предложение семантически равно развернутому предложению. Около полутора лет имеют место первые попытки связать два слова; усваивается двухсловное предложение: Даша - бах! Мама, кукла! Мама, куклу! С развитием конкретных видов деятельности (рисования, лепки) формируется эгоцентрическая речь, выполняющая ряд функций: планирование, контроль, констатация результата, управление собственным поведением. Второй период (от двух до четырех лет) характеризуется усвоением грамматической структуры предложения, интенсивным овладением разными типами простого и сложного (бессоюзного) предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. При этом удлинение предложения в речи является показателем формирования абстрактного мышления. Третий период (от четырех до шести лет) характеризуется тем, что "ребенок овладевает сложной системой грамматики... усваиваемый русский язык становится для него действительно родным". Дети в основном правильно согласуют слова, ставят управляемое слово в нужном падеже, строят предложения, выражают свои мысли понятно, пользуясь конструкциями, характерными для устно-разговорной речи. Достоянием ребенка предшкольного возраста становится полноценная связная речь.

М. Р. Львов указывает такую детскую особенность овладения синтаксисом: ребенок предшкольного возраста использует в своей речи предложения большего объема, нежели свойственный его возрасту объем упреждающего синтеза. Эта особенность объясняется не только потребностью ребенка выразить все более сложное содержание, но и влиянием речевой среды, содержащей весьма сложные синтаксические конструкции.

Показатели развития синтаксического строя речи первоклассников таковы: простых нераспространенных предложений в их речи - 15%; простых распространенных - 60; сложных предложений - 17; предложений с прямой речью - 8%.

Однако на этом этапе развития грамматического строя речи усвоение ребенком формального синтаксиса несколько обгоняет овладение его семантикой: Я побегу играть в другую комнату, чтобы солнышко не ушло. Там светло па полу.

Речь человека претерпевает изменения на протяжении всей жизни, однако самые важные для становления и развития речи возрастные периоды - дошкольный и школьный; при этом начальная школа занимает пограничное положение. Знание особенностей синтаксического строя речи младших школьников помогает учителю определить задачи, направления работы, построить для детей индивидуальные образовательные траектории.

Факторы развития синтаксического строя речи многообразны, они представляют ту движущую силу, которая во многом определяет эффективность процесса становления речи. В ряду важных факторов развития речи школьников Т. А. Ладыженская и Г. А. Фомичева называют образовательный процесс, так как при овладении элементарными предметными знаниями, общеучебными коммуникативными умениями речь ребенка обогащается за счет книжных синтаксических конструкций. На всех уроках младшие школьники слышат учебно-научную разновидность речи и, отвечая на вопросы учителя, выстраивают сложные синтаксические конструкции, выражая определительные, причинно-следственные и другие отношения. Таким образом, существенное воздействие школьного образования на развитие речи учащихся объясняется тем, что речь развивается в связи с учебной (ведущей) деятельностью; развитие речи поддерживается изучением грамматической теории .

Недостатки синтаксического строя речи младших школьников объясняются следующим противоречием: ребенок активно познает окружающий его мир, стремится выразить в речи все более глубокое содержание. Однако попытки использовать новые сложные синтаксические конструкции порождают ошибки, недостатки синтаксического строя речи па уровне словосочетания и предложения. Эти недостатки описаны Е. Д. Божович, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львовым, М. С. Соловейчик, Г. А. Фомичевой, С. Н. Цейтлин .

Наиболее распространенным недостатком детской речи является неоправданное однообразие используемых в творческих работах синтаксических конструкций, бедность синтаксического строя речи. Например: Щенок увидел жука. Щенок протянул лапу. Жук отлетел. Щенок прыгнул. Жук взлетел на ветку. Щенок заскучал. В данном тексте шесть предложений объемом от двух до трех слов; все предложения простые, достаточно однотипные.

В речи детей нередки ошибки, допускаемые в связи с употреблением однородных членов, например: В комнате стоят пуфы и мебель; Я люблю мультики и котлеты с пюре. Пример иллюстрирует типичную ситуацию: дети объединяют сочинительной связью слова, называющие логически несопоставимые понятия, а также родовые и видовые понятия.

В ряду частотных недостатков синтаксического строя речи младших школьников находится и нарушение порядка слов, которое затрудняет восприятие высказывания, изменяет его смысл: В клетке сидела рысь. Она сделана из стали. Она похожа на кошку.

При построении предложения школьники нарушают его границы, например: 1) Когда деревья качали ветками. Они скрипели; 2) Жара мы бежим; 3) Самолет летит. С юга.

У детей возникают затруднения при осознании словесного состава предложения. Например: "В предложении Мальчик бежит одно слово, потому что он один бежит".

Нередки композиционные недочеты: Во дворе гуляют девочки, я с ней дружу.

Частотным является усложнение подлежащего местоимением: Маруся, она хорошая.

При построении словосочетаний возникают ошибки: в глагольном управлении (Рад грозой. Доволен солнцу); в согласовании сказуемого с подлежащим (Детвора играли в прятки). Также к числу частотных недостатков речи школьников относится выбор ненормативного варианта из числа норм, предлагаемых системой. Например, система предлагает два способа обозначения места: в + Пл.; на + П.п.; при этом выбор определяется традицией (был на Кавказе, но был в Крыму; был на концерте, но был в театре). Неверный выбор предлога объясняется влиянием речевой среды, давлением языковой системы.

Необходимо вести работу по предупреждению и исправлению названных ошибок.

Цель и задачи работы по развитию синтаксического строя речи младших школьников определяются с позиций коммуникативного подхода. Цель - формирование умений построения собственных высказываний на основе осознания содержания, задач и условий речи, а также умений адекватного восприятия высказывания собеседника. Задачи речевой работы - совершенствование грамматической правильности построения синтаксических единиц; обогащение запаса синтаксических моделей; активизация запаса синтаксических моделей, используемых в речи; формирование навыков точного и целесообразного использования синтаксических средств языка в практике; овладение правильным интонированием предложений

3. Развитие категории одушевленности привело к тому, что формы винительного падежа единственного и множественного числа имен существительных одушевленных стали совпадать с формами родительного падежа , и таким образом прямое дополнение в названиях предметов одушевленных совпало по форме с родительным падежом.

4. Удельный вес прилагательных именных (кратких) и местоименных (полных) был не таков в древнерусском языке , как в современном языке. Именные прилагательные выступали не только в качестве именной части составного сказуемого, но и в роли определения. Развитие местоименных форм прилагательных привело к тому, что они с течением времени вытеснили именные прилагательные в роли определения, и последние сохранились только в качестве именной части составного сказуемого, и то не в исключительной роли, так как местоименные формы прилагательных также могут выполнять функцию сказуемого.

5. Степени сравнения имен прилагательных в русском языке потеряли формы словоизменения и приобрели стабильный характер, и этому способствовало то, что эти формы стали выступать и в роли обстоятельственных слов при глаголах, где согласование не могло иметь места.

Связь морфологических и синтаксических явлений проявляется и в системе глагола:

1. Ранняя утрата связки есть в формах 3-го лица перфекта объясняется синтаксическим фактором - наличием подлежащего, именного слова, указывающего на предмет речи. Иное положение в формах 1-го и 2-го лица перфекта, где связка есмь, ecu задержалась в употреблении вплоть до XVI в. потому, что личные местоимения 1-го и 2-го лица при глагольных формах в древнерусский период были не обязательны, и постепенное расширение их употребления привело к устранению связки - излишнего показателя лица.

2. Образование новой категории деепричастия от именного действительного причастия, превращение изменяемого слова в неизменяемое связаны с синтаксическими процессами: отрывом причастия от имени существительного, при котором причастие выступало в роли определения, и развившимся тяготением его к сказуемому, где отпадала потребность в изменении слова по типу прилагательных.

Вопрос о взаимной связи морфологии и синтаксиса не может быть истолкован в том смысле, что какой-либо раздел грамматики поглощает другой. Каждый из этих разделов имеет свою задачу, свой объект изучения. В морфологии изучаются типы и формы слов в их системе, независимо от того, какую синтаксическую роль они играют в предложении. В синтаксисе же рассматриваются типы и формы сочетаний слов в предложении, а также типы и формы сочетания предложений.

В задачу исторического синтаксиса входит изучение изменений в синтаксическом строе русского языка на всем протяжении его истории, от XI в. до настоящего времени. Если сравнить синтаксический строй современного русского языка с древнерусским, то можно убедиться в том, что внутри современного простого предложения связь управления выступает чаще, чем в древнерусском языке. Самая структура современного предложения более выдержанная, устраняющая параллельное употребление неоднородных конструкций, что имело место в древнерусском языке. Современное сложное предложение обнаруживает более гибкие и дифференцированные средства связей отдельных предложений - членов сложного. Изменения и внутри простого и в сложном предложении происходили постепенно, они способствовали совершенствованию коммуникативной функции языка. Однако было бы ошибкой считать, что древнерусский язык не удовлетворял потребностей русских людей в общении. Он был достаточным средством не только для обычных житейских и производственных связей людей, но и средством создания высокохудожественных произведений.

Дальнейшее развитие общества в экономическом, политическом, социальном и культурном отношениях требовало развития языка в целом и его совершенствования в синтаксическом отношении. Одни синтаксические конструкции отмирали, заменяясь иными, другие конструкции приспосабливались для выражения новых значений.
В некоторых случаях новые оттенки значений получали новые средства выражения; но в большинстве случаев старые синтаксические конструкции устойчиво сохраняли и свою форму, и свое значение.

Изучение всех этих сторон в развитии русского предложения и составляет задачу исторического синтаксиса.

Односоставные предложения

В древнерусском языке существовало несколько типов односоставных предложений.

Широко представлены были в этот период так называемые определенно-личные предложения, в которых отсутствовало в качестве подлежащего 1-е или 2-е лицо личного местоимения, а глагол-сказуемое своей формой показывал, какому лицу принадлежит действие. Употребление в роли сказуемого личных глагольных форм 1-го и 2-го лица без сопровождения их местоимениями составляло норму в древнерусском языке даже в XV-XVI вв. (По-видимому, и в XVII в.).

В древнерусском языке существовал и такой тип односоставных предложений, которые называются неопределенно-личными. В таких предложениях сказуемое выражается чаще всего 3-м лицом множественного числа глаголов настоящего или будущего простого времени, а подлежащее отсутствует и остается неопределенным:

Реже встречаются примеры таких предложений со сказуемым в прошедшем времени: Того же лЬта придЬлаша притворъ камень къ святЬи Троицы .

К односоставным предложениям относятся, как известно, и безличные предложения, в которых сказуемое выражает процесс как таковой; в этих предложениях нет подлежащего, да оно и не мыслится говорящим: ... и озеро морози в нощь (Новг. 1 лет).

Сравнительно редко встречаются в древнерусских памятниках назывные предложения. В начале грамоты назывные предложения выражают приветствие или пожелание:

поклонъ и кназа и Михаила къ отьцю ко влЬцЬ (Дог. Тв. кн. с новг.,1294-1301);

поклонъ и благословлЬнье у Якова епискупа полотьского (Грам. еп. И.)

Назывными предложениями можно признать встречающиеся в древнерусских памятниках заглавия: Соудъ Ярославль володимирица. Правьда роусьская .
В дальнейшие периоды развития русского языка назывные предложения употребляются чаще.

Двусоставные предложения характеризуются наличием в них подлежащего и сказуемого: ... а язъ далъ роукою своюю (Грам. Мст.); ... зде починаються правда (Дог. Смол, с Ригою, 1229).

Выражение подлежащего в древнерусском языке не отличалось от способов выражения его в современном русском языке. Чаще всего в роли подлежащего выступало имя существительное в именительном падеже. Изредка находим в роли подлежащего звательную форму. Встречаются в древнерусских памятниках в роли подлежащего и субстантивированные прилагательные и причастия. В древнерусском языке личные местоимения 1-го и 2-го лица в роли подлежащего употреблялись сравнительно редко, так как личные глагольные окончания были показателями лица.

Однако в тех случаях, когда одно лицо противопоставлялось другому, когда на личное местоимение 1-го и 2-го лица падало логическое ударение, эти местоимения употреблялись.

Что же касается личных местоимений 3-го лица онъ, она, оно , то их употребление в качестве подлежащего, указывающего на имя существительное предшествующего предложения (как это характерно для современного русского языка), устанавливается в XV – XVI вв. Местоимения других разрядов также могли выступать в роли подлежащего. Уже в древнерусский период в роли подлежащего могло выступать также сочетание числительного с именем существительным.

Простое сказуемое в древнерусском языке, как и в современном русском языке, выражалось личной формой глагола (изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения). В формах настоящего времени личные окончания не смешивались. В аористе формы 2-го и 3-го лица единственного числа совпадали. В имперфекте также употреблялись идентичные формы во 2-м и 3-м лице единственного числа, хотя в древнерусских памятниках встречаются в 3-м лице и восточнославянские формы на -ть : писаше (-ть), писаху (-ть).

В формах перфекта, плюсквамперфекта и будущего сложного времени указателем действующего лица является вспомогательный глагол . В повелительном наклонении (в единственном числе) формы 2-го и 3-го лица совпадали и определялись на основе контекста и речевой обстановки.

В сослагательном наклонении 2-е и 3-е лицо единственного числа совпадали ввиду того, что в состав этого наклонения входили формы аориста вспомогательного глагола бы : бы ходилъ, - а, - о (2-е и 3-е л.).

Дальнейшие изменения в глагольных формах приводили к изменениям и в области отношений сказуемого к подлежащему. Не может быть речи о согласовании 1-го и 2-го лица при отсутствии в этих случаях подлежащего (на древнейшем этапе развития русского языка): в самом глаголе заключалось указание на лицо. Но уже в древнейший период в 3-м лице перфекта пропускается связка есть - суть и причастная форма согласуется с подлежащим.

Нет согласования сказуемого с подлежащим и в неопределенно-личном и безличном предложениях. Что же касается согласования в числе, то оно в основном не отличается от современного согласования.

При подлежащем - именном слове единственного числа сказуемое также ставилось в единственном числе: Изаславъ къназь правлюаше столъ дца своего (Остром, ев.).

Синтаксис языка – это его синт. строй, совокупность закономерностей, регулирующих построение синт. единиц. Предмет – синт. единицы, связи, отношения.

Связь с другими разделами: Связь синтаксиса с фонетикой очевидна в области интонации: без интонации нет предложения. Произнесение одинаковых по лексическому наполнению предложений с различной интонацией (Это проблема. Это проблема? Это проблема!) принципиально меняет смысл высказываний.

Связь синтаксиса с лексикой: Это проявляется в словосочетаниях: свалиться со стула - свалиться с луны; завязать рюкзак - завязать знакомство. В первых примерах реализуется свободное ЛЗ слов свалиться, завязать, а во вторых - фразеологически связанные значения. Следовательно, первые примеры относятся к области словосочетаний, а вторые ими не являются - это фразеологизмы.

В зависимости от лексического наполнения одна и та же структурная схема предложения может получить разную структурно-семантическую характеристику: Кричит (двусост., неполное), светает (односост.,безличное, полное).

Лексико-грам. значения словоформ при одном и том же подчиняющем слове могут быть разные.(делать с радостью – обстоятельство; делать с другом – дополнение).

Связь с морфологией: В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении. Синтаксис определяет основные и служебные функции частей речи. Союзы помогают различать типы союзных сложных предложений.

Система синт. единиц: Синтаксема – морфологическая форма слова с учетом значения и с учетом способности занимать определенную синт. позицию. Пр: по вечерам. (значение времени) синтаксема!!!

Словосочетание – соединение знаменательных слов на основе любой синт. связи.

Предложение - наименьшая единица речевого общения, состоящая из предикативно-оформленного слова или сочетания слов с одним предикатом.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это группа предложений, объединенных синтаксической, грамматической и интонационной связью, характеризующаяся большей смысловой законченностью по сравнению с предложением.

Синтаксические связи – формальные, строевые отношения между компонентами синт. конструкций.Виды синт. связи: сочинение и подчинение. При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты. При подчинении – неравноправные. (один – главный, другой – зависимый). Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений. Пр: не сестра, а брат.

Подчинительной связью соединяются словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных предложений. Пр: вера в победу. Я хочу, чтобы ты сегодня пришел.

В сложном предложении подчинительная связь производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Пр: Я хочу, чтобы ты сегодня пришел.

Разновидности подч. связи: По способности главного слова:

Предсказующая. Пр: выскочить??? из…

Непредсказующая. Пр: лежать??? на, под…

По информативной достаточности:

Обязательная. Пр: смотреть. Что? куда? на кого?

Необязательная. Пр: молчать.

Словосочетание – соединение знаменательных слов на основе любой синт. связи.Дифференциальные признаки словосочетания:

1) грамматический - непредикативная единица;

2) функциональный - единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;

3) структурный - конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания;

4) семантический - конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;

5) парадигматический - единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова

Лексикологическое понимание словосочетания: Шведова, Ширяев, Лекант. Узкое понятие!: Словосочетание – синт. единица, образующаяся соединением 2 и более знаменательных слов на основе непредикативной грам. связи. (управление, согласование, примыкание).

Расширенное понятие: Бабайцева, Белошапкова. Словосочетание – непредикативные конструкции (2 и более), компоненты которых связаны сочинит. или подчинит. связью.

Синтаксическое понимание словосочетания: Шахматов, Скобликова. Широкое понятие!: Словосочетание – любая синт. единица, образованная в результате соединения слов (минимум 2) на основе синтаксической связи. Словосочетание вычленяется из предложения. Отрицают самостоятельность словосочетания.

Типология подчинительных словосочетаний:

По части речи:

Главное слово – глагол. (глагольно-субст., глаг.-местоименные, глаг.-глаг.,(зависимое слово и инф.), глаг.-нареч., глаг.-нумерат (увидел двоих).)

Существительное (субстантивно-адъективное, суб.-суб., суб.-местоименное, суб.-глагольное, суб.-наречное, суб.-нумеративное).

Прилагательное (адъективно-субст., адъект.-мест., адъект.-глаг., адъект.-наречные, адъект.-нумеративное (лучший из трех)).

Числительное (нумеративно-субстант., нумер.-нумер. (первый из пяти)).

Местоимение (местоименно-адъектив., мест.-субст., мест.-мест. (мы с тобой)).

Наречие (наречно-наречное, (совершенно случайно), наречно-субстантивное (замужем за человеком)).

По степени членимости:

Свободные (лексич.-ограниченные, лексически-неограниченные)

Несвободные (лексически несвободные – ФЕ, синтаксически-несвободные).

По количеству знаменательных слов:

Простые (нераспространенные)

Сложные (распростр.)

По характеру синт. связи компонентов:

Простые (2 слова)

Сложные (не менее 3 слов)

Комбинированные (минимум 3 слова).

Виды подчин. связи: - согласование – уподобление формы зависимого слова форме главного. (в роде, числе, падеже). Пр: маленький мальчик, летним вечером.

Управление – постановка подчиняемого слова в форму того или иного падежа в зависимости от грам. свойств главного слова. Пр: писать стихи, вера в победу.

Примыкание – способ грам. подчинения неизменяемых и неспрягаемых слов, которые способны выражать синт. связь с другими словами. Пр: слушать внимательно, говорить быстро.

Виды согласования : 1) Собственно-грамматическое. Пр: маленький мальчик, новая одежда.

2) Смысловое. Пр: наш/наша староста. (общий род).

3) Условно-грамматическое. Пр: наше спасибо. (со словом, где нет словоизменительной категории).

4) Ассоциативно-грам. Пр: наш Осло.

Виды управления : 1) Предсказующее, непредсказующее. Пр: подойти к столу, прийти с учебы.

2) Обязательная, необязательная. . Пр: устранить ошибку, лежать на боку.

4) Беспредложное, предложное. Пр: выполнить план, встреча с друзьями).

Разновидности примыкания : 1) собственно-примыкание. Пр: быстро идти.

2) падежное. Пр: лежать на боку, платье в горошек.

Вопрос о падежном примыкании и слабом управлении: спорный вопрос! Нет четких критериев разграничения. Пр: передать на словах, меняться на глазах. Здесь можно определить и как слабое управление, и как примыкание.