Различение звуков С-Ш на слух и в произношении.

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки С-Ш в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Звуки С-Ш ребенок смешивает наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа по дифференциации звуков С-Ш помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.Первый этап
Различение звуков С-Ш изолированно, в слогах и словах.

1. Дифференциация на слух звуков С-Ш в словах.
Внимательно послушай незаконченные предложения. Из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение.

Положили в плошку... (кашку или каску).
Пожарный надевает... (кашку или каску).
Сладко спит в берлоге... (миска или мишка).
На столе с салатом... (миска или мишка).
Кличка нашей кошки... (Машка или маска).
Кашу следует... (шалить или солить).
У борца большая... (шило или сила).
В булочной большая... (шайка или сайка).

2. Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С-Ш.

Играем с детьми в разные звукоподражательные игры. Типа:
- Лес шумит (качают поднятыми вверх руками и протяжно произносят звук Ш-Ш-Ш).
- Насос (имитируют движения человека, качающего шину, произнося звук С-С-С).
- Змейка (сложить вместе ладошки, водить ими со стороны в сторону и шипеть).
- Из крана льется вода - моем ручки (имитируем мытье рук и свистим - льется вода).
- Шина спустила (Ш-ш-ш-ш - приседаем), надо накачать (упражнение "Насос".)

3. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра "Повторялки" - четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.

Са-ша со-шо су-шу сы-ши ша-са шо-со шу-су ши-сы

Са-ша-са со-шо-со су-шу-су сы-ши-сы ша-са-ша шо-со-шо шу-су-шу ши-сы-ши

4. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с разными гласными звуками.

На этих слогах так же проводится игра "Повторялки"

Са-шо су-ши сы-ша сэ-шо шу-са ши-со ша-сы со-ша

Су-ши-са сы-ша-су сэ-шо-са ши-су-шо шо-сы-шу шэ-су-шо ша-су-ши шу-сы-шэ

5. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра "Запоминалки" - берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, сыр-шакал- салат-мешок-сумка-шляпа. Затем берутся слова с обоими звуками, типа солнышко-сушки-шестерка-штангист-шоссе-старушка.

Второй этап
Различение звуков С-Ш в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков С-Ш в самостоятельно составленных предложениях.
Игра "Придумай предложение". Данная игра проводится на материале тех же картинок, которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.

2. Дифференциация звуков С-Ш в рифмовках.
Игра "Повторялки" - повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
Береги нос в большой мороз.
Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колес.
Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.
Купался Иванушка у серого камушка.
Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.
Сварила Маша вкусную кашу.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
У большого шалаша слон качает малыша.

3. Дифференциация звуков С-Ш в забавных инсценировках.
Игра "Театр". Проводится в паре ребенок-ребенок или ребенок-взрослый. Для изображения роли заранее подготовлены маски-ободочки. Надеваем их и разыгрываем стихотворение. Задача ребенка не только изобразить своего героя, но и правильно произнести все слова.

Пылесос, пылесос!
Ты куда суешь свой нос?
- Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Вашей пылью я дышу!

Мышка,мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
- Я боюсь уснуть сестрица,
Кот усатый мне приснится!

Шел по лесу шустрый Мишка,
На него свалилась шишка.
- А на нас, а на нас
Пусть сорвется ананас!

4. Дифференциация звуков С-Ш в рассказах.

Читаем рассказ, а проводим беседу и просим ребенка пересказать его.

СОСЕД
Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: "Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!"

ТЯЖЕЛАЯ НОША
Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. "Обманул меня мишка, - решила свинья, - пол мешка насыпал!" Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. "Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!" Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: "Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!"

Логопедические упражнения и игры

Дифференциация звуков [ш] — [с] в словах

1. Повтори слова.

1.1. Шила — сила,

шагнуть — согнуть,

широк — сырок,

Маша-масса,

каша-касса,

шипеть — сопеть,

крыши- крысы,

пошел — посол,

нашить вносить,

прошила – просила,

шкала – скала,

шрам – срам,

ушко – узко,

брошки – броски,

фарш – фарс.

1.2. Масштаб, нараспашку, старший, стеллаж, сынишка, штангист, парашютист, шахматист, машинист, смешинка, шест, скошенный, Стеша, Ксюша, шоссе, сушилка, сладкоежка, скоросшиватель, пастушок, слишком, сшитый, пушистый, ушастый, спешка, сыроежка.

1.3. Стоишь, сеешь, кусаешь, снесешь, спустишься, свалишься, смеешься, носишься, сдаешься, стучишься, мчишься, боишься, расплатишься, распушились, раскрошились.

  1. Рассмотри картинки.

2.1. Назови сначала слова, в которых есть звук [ш], а затем слова, в которых есть звук [с].

2.2. Назови слова, в которых звук [ш] находится в начале, в середине или в конце слова.

2.3. Назови слова, в которых звук [с] находится в начале, в середине или в конце слова.

3.4. Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.

Образец. Автобус, троллейбус, машина, самолет — транспорт.

  1. Повтори слова в прямом и обратном порядке.

Саша — сушки — спешка.

Смешной — душистый — послушный.

Спешить — слушать — смешить.

  1. Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Саша — шест — суша (2-1-2).

Сынишка — спешка — старушка (3-2-3).

Раскладушка — шахматист — сыроежка (4-3-4).

  1. Продолжи по образцу.

5.1. Образец. Смех — смешной.

Пух — (пушистый),

шерсть — (шерстяной),

масштаб — (масштабный),

успех — (успешный),

дух — (душистый),

уши — (ушастый),

роскошь — (роскошный).

5.2. Образец. Сносить — сношенный.

Скосить — (скошенный),

сшить — (сшитый),

смешать — (смешанный),

услышать — (услышанный),

сушить — (сушеный),

спросить — (спрошенный).

5.3. Образец. Шустрый — еще шустрее.

Смешной — (еще смешнее),

успешный — (еще успешнее),

старший — (еще старше),

роскошный — (еще роскошнее),

послушный — (еще послушнее),

сухой — (еще суше).

  1. Назови слово по описанию.

Жаркая, сухая пора — (сушь).

Сухие деревья, хворост — (сушняк).

Ученик старших классов — (старшеклассник).

Ученик 6 класса — (шестиклассник).

Спортсмен, поднимающий штангу, — (штангист).

Спортсмен, занимающийся прыжками с шестом, — (шестовик).

Спортсмен, играющий в шахматы, — (шахматист).

Человек, совершающей прыжки с парашютом, — (парашютист).

Специалист, управляющий поездом, — (машинист).

Работница, пасущая скот, — (пастушка).

  1. Игра «Чей предмет?».

Шорты Саши – (Сашины шорты).

Сумка Ксюши – (Ксюшина сумка).

Рожок пастуха — (пастуший рожок).

Пальто старухи — (старушечье пальто).

  1. Произнеси слова и объясни, что они означают

Засушиваешь — подсушиваешь – высуши

Подслушиваешь — выслушиваешь — прослушиваешь.

Засаливаешь — пересаливаешь — подсаливаешь.

Переставляешь — выставляешь — подставляешь.

  1. Игра «Кому нужны эти предметы?».

Рассмотри картинки. Соедини линией человека и предмет, который ему нужен.

Чтобы проверить, правильно ли ты соединил между собой картинки, прочитай (прослушай) это стихотворение. В нем ты найдешь верные ответы к заданию.

Штанга нужна штангисту,

Шахматы — шахматисту,

Рожок — пастушке,

Клюшка — старушке,

Соска — малышке,

Машинка — сынишке.

А у тебя получилось так же?

  1. Игра «Чем отличаются слова?».

Сутки — шутки,

миска — мишка,

каска — кашка.

  1. Игра «Хитрые слова».

11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [с]? Пушки — (сушки),

Паша — (Саша),

кошки — (сошки),

ушить — (сшить),

ушиб — (сшиб),

Машенька — (Сашенька).

11.2. Какое слово получится, если к данному слову добавить звук [с]?

Шить — (сшить),

ушить — (сушить),

пешка — (спешка),

уши — (суши),

выше – (свыше),

ушки — (сушки).

11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Бесшумный — (шумный),

сушить — (шить),

мишутка — (шутка),

красотка — (сотка),

стишок — (шок),

висок -(сок),

прошила — (шила),

С - Ш 1

сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.

2. «Запомни, повтори»


4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».

1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»

С - Ш 2

Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.

2. «Запомни, повтори»


4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- мешать суп лож/ш/кой

1. Проговаривать

С – Ш 3


2. «Добавь слог СА или ША»


3. «от 1 до 6 (10) и обратно» - светлая шляпа, большой кусок

4. придумай предложения со словами:

- пшенный суп

- сладкие плюшки.



1. «Запомни, повтори»

С – Ш 4


3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- с уш ить дедуш кины с апоги

4. «Запомни, повтори»

Саша – шелест – слушать

спешка – страшно – шесть

сушка – стёклышко - шоссе

1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:

С – Ш 5


2. «1 10» - смешной малыш, вкусная сушка

3. «Путаница» - составить из слов предложения:

  1. сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
  2. играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …
  3. школа, утро, Соня, спешить, в - …
  4. босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …
  5. машина, шоссе, нестись, по - …

4. Выучить

С аш а с тих пис ал с меш ной. С тих повеш ен на ш ес ток.

Дождик хлынул проливной. С уш ит С аш а с вой с тиш ок.

1. - Послушай рассказ.

Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит : по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь !».

Неожиданно мотор заглох . Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь !». /Ткаченко Т.А./

2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.

3. Пересказать рассказ.

Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

Напоминаем, что в закрытом слоге (закрытыми называются слоги типа "гласный+согласный") буква Ж произносится как звук [Ш], например: пишем - "лоЖка", "уЖ" , произносим - "лоШка", "уШ" . Сочетания букв ЧТ и ЧН произносятся [ШТ] и [ШН]; примеры: пишем - "ЧТо" , произносим - "ШТо" , пишем - "конеЧНо" , произносим - "конеШНо" .

ша-са шо-со шу-су ши-сы шэ-сэ
са-ша со-шо су-шу сы-ши сэ-шэ
аш-ас ош-ос уш-ус ыш-ыс эш-эс
ас-аш ос-ош ус-уш ыс-ыш эс-эш
яш-яс ёш-ёс юш-юс иш-ис еш-ес
яс-яш ёс-ёш юс-юш ис-иш ес-еш

Шапка-сайка, решать-тесать, мешать-писать, лошадка-посадка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, мешок-лесок, вершок-песок, шорох-сорок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, шутки-сутки, пишу-несу, шуметь-суметь, шумно-сумка, пашу-пасу, пляшу-плясун, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, мыши-крысы, шип-сыпь, решил-спросил.

Ваш-вас, кашка-каска, рубашка-колбаска, наш-нас, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, грош-рос, пошла-росла, Яшка-ясный, камыш-кумыс, клюшка-люстра, пешки-песни, мишка-миска, стриж-рис, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски.

Шляпа-слякоть, шмель-смел, шторы-сторож, шпалы-спали.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, сынишка, трусишка, старушка.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Выучить наизусть стихи.

Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.

Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
На круглую катушку
Глядит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
(К. Стюарт)

Серый плутишка.

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый.
Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Лиса и кувшин
(сказка).

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вынет. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не понимаешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Да кувшин утонул вместе с лисой.

Желаем успеха!

Данное логопедическое занятие направлено на уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш]. Оно непременно будет являться хорошим подспорьем для занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения речи.

Тема: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и в предложении»

Цель: уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш].

Коррекционно-образовательные:

Совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие;

Коррекционно-развивающие:

Расширение словарного запаса учащегося;
- развитие произвольного внимания;

Коррекционно-воспитательные:
- воспитание выразительности речи и интереса к познавательной деятельности

Оборудование: магнитофон, предметные картинки, панно с изображением леса, «письма» с заданиями, зеркало.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуй, Катя! Тебе нравится путешествовать? Сегодня мы отправимся с тобой на прогулку в Волшебный лес. Чтобы начать наши приключения, произнесем правильно и четко «волшебные» слова.

Саше дали кашу, а Клаше — простоквашу.

Молодец, Катюша! Заметила ли ты что-то в этой фразе? Какие звуки чаще всего встречались? Правильно, звуки [С] и [Ш].

II.Основная часть.

1. Характеристика звуков.

Давай вспомним характеристику звуков [С] и [Ш]. ([С] – согласный, глухой, твердый звук. [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый звук). Назови отличия и сходства звуков.

А теперь начинаем наше путешествие.

2. Дыхательная гимнастика.

Чувствуешь, какой свежий воздух в лесу? Давай сделаем дыхательную гимнастику.
«Роза и одуванчик»
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» — максимально выдыхает ртом.
3.Развитие фонематического слуха.

Посмотри на пенек. Кто там сидит?(Зайка) У него в руках письмо. Давай прочитаем.

«Я потерялся и не могу добраться до дома. Чтобы найти дорогу, мне нужно распознать звуки. Если услышишь звук С – хлопни в ладоши, если же услышишь звук Ш – топни ножкой.»

Ну что, Катюша, поможем зайке? Слушай внимательно.

Звуки: Ж, С, З, Ш, Щ, С, Ш, Ж,З и т.д.

Слоги: ЖИ, СЫ, СА, ШО, ШИ, ЩУ, ЖО, СО, ШУ, СУ и т.д.

Помогли зайке, теперь он нашел дорогу домой. А мы пойдем дальше.

Посмотри, а кто это там шуршит за кустиком? Это же мышка Шуршик.Она тоже просит тебя помочь ему. Шуршик любит называть только те слова, в которых есть звук Ш. Измени слова так, чтобы вместо звука С был звук Ш. Попробуем?

УСЫ- ….(УШИ)

СУТКИ — …. (ШУТКИ)

КАСКА — …. (КАШКА)

МИСКА- ….(МИШКА)

СКАЛА — ….(ШКАЛА)

БАСНЯ — ….(БАШНЯ)

МЫС- ….(МЫШЬ)

КУСАЙ — ….(КУШАЙ)

Назови непонятные слова.

И с этим заданием справились!

4. Физическая минутка.

А теперь время зарядки. Все зверята ее делают. Давай и мы присоединимся к ним.

(Выполняем под песню «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

5. Дифференциация звуков С – Ш в предложениях.

На лесной полянке лежит коробочка.

Катя, смотри, кто- то потерял свой подарок. Надо срочно найти того, кому принадлежит он.

На коробке есть записка, но от вчерашнего дождя некоторые буквы стерлись. Надо их вставить.

«Дорогая тёту_ка _ову_ка!

Пе_у _ообщить тебе, что _коро прилечу к тебе в го_ти. _лю по_ылку с разными вку_ня_ками.Там е_ть и _околад, и _ыр, и _у_ки.

Очень жду на_ей в_стречи.»

Нужно вставить пропущенные буквы С и Ш.

Здорово! Теперь мы знаем, кому адресована посылка.

III. Итоги занятия.

Ты всем сегодня помогла, сделала полезные дела, и зверята хотят отблагодарить тебя. Они принесли гостинца с дарами леса.

С какими звуками мы сегодня работали на занятии? Понравилось ли тебе наше путешествие?

Амаркулова А.Д.,
учитель-логопед

Статьи по теме: