Различение звуков С-Ш на слух и в произношении.
Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.Цель: дифференциация звуков Ж-З.
Задачи:
1.
Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки С-Ш в своей речи,употреблять их правильно.
2.
Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание:
Звуки С-Ш ребенок смешивает наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа по дифференциации звуков С-Ш помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.Первый этап
Различение звуков С-Ш изолированно, в слогах и словах.
1. Дифференциация на слух звуков С-Ш в словах.
Внимательно послушай незаконченные предложения. Из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение.
Положили в плошку... (кашку или каску).
Пожарный надевает... (кашку или каску).
Сладко спит в берлоге... (миска или мишка).
На столе с салатом... (миска или мишка).
Кличка нашей кошки... (Машка или маска).
Кашу следует... (шалить или солить).
У борца большая... (шило или сила).
В булочной большая... (шайка или сайка).
2. Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С-Ш.
Играем с детьми в разные звукоподражательные игры. Типа:
- Лес шумит (качают поднятыми вверх руками и протяжно произносят звук Ш-Ш-Ш).
- Насос (имитируют движения человека, качающего шину, произнося звук С-С-С).
- Змейка (сложить вместе ладошки, водить ими со стороны в сторону и шипеть).
- Из крана льется вода - моем ручки (имитируем мытье рук и свистим - льется вода).
- Шина спустила (Ш-ш-ш-ш - приседаем), надо накачать (упражнение "Насос".)
3. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра "Повторялки" - четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.
Са-ша со-шо су-шу сы-ши ша-са шо-со шу-су ши-сы
Са-ша-са со-шо-со су-шу-су сы-ши-сы ша-са-ша шо-со-шо шу-су-шу ши-сы-ши
4. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с разными гласными звуками.
На этих слогах так же проводится игра "Повторялки"
Са-шо су-ши сы-ша сэ-шо шу-са ши-со ша-сы со-ша
Су-ши-са сы-ша-су сэ-шо-са ши-су-шо шо-сы-шу шэ-су-шо ша-су-ши шу-сы-шэ
5. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра "Запоминалки" - берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, сыр-шакал- салат-мешок-сумка-шляпа. Затем берутся слова с обоими звуками, типа солнышко-сушки-шестерка-штангист-шоссе-старушка.
Второй этап
Различение звуков С-Ш в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков С-Ш в самостоятельно составленных предложениях.
Игра "Придумай предложение". Данная игра проводится на материале тех же картинок, которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.
2. Дифференциация звуков С-Ш в рифмовках.
Игра "Повторялки" - повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
Береги нос в большой мороз.
Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колес.
Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.
Купался Иванушка у серого камушка.
Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.
Сварила Маша вкусную кашу.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
У большого шалаша слон качает малыша.
3. Дифференциация звуков С-Ш в забавных инсценировках.
Игра "Театр". Проводится в паре ребенок-ребенок или ребенок-взрослый. Для изображения роли заранее подготовлены маски-ободочки. Надеваем их и разыгрываем стихотворение. Задача ребенка не только изобразить своего героя, но и правильно произнести все слова.
Пылесос, пылесос!
Ты куда суешь свой нос?
- Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Вашей пылью я дышу!
Мышка,мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
- Я боюсь уснуть сестрица,
Кот усатый мне приснится!
Шел по лесу шустрый Мишка,
На него свалилась шишка.
- А на нас, а на нас
Пусть сорвется ананас!
4. Дифференциация звуков С-Ш в рассказах.
Читаем рассказ, а проводим беседу и просим ребенка пересказать его.
СОСЕД
Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: "Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!"
ТЯЖЕЛАЯ НОША
Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. "Обманул меня мишка, - решила свинья, - пол мешка насыпал!" Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. "Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!" Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: "Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!"
Логопедические упражнения и игры
Дифференциация звуков [ш] — [с] в словах
1. Повтори слова.
1.1. Шила — сила,
шагнуть — согнуть,
широк — сырок,
Маша-масса,
каша-касса,
шипеть — сопеть,
крыши- крысы,
пошел — посол,
нашить вносить,
прошила – просила,
шкала – скала,
шрам – срам,
ушко – узко,
брошки – броски,
фарш – фарс.
1.2. Масштаб, нараспашку, старший, стеллаж, сынишка, штангист, парашютист, шахматист, машинист, смешинка, шест, скошенный, Стеша, Ксюша, шоссе, сушилка, сладкоежка, скоросшиватель, пастушок, слишком, сшитый, пушистый, ушастый, спешка, сыроежка.
1.3. Стоишь, сеешь, кусаешь, снесешь, спустишься, свалишься, смеешься, носишься, сдаешься, стучишься, мчишься, боишься, расплатишься, распушились, раскрошились.
- Рассмотри картинки.
2.1. Назови сначала слова, в которых есть звук [ш], а затем слова, в которых есть звук [с].
2.2. Назови слова, в которых звук [ш] находится в начале, в середине или в конце слова.
2.3. Назови слова, в которых звук [с] находится в начале, в середине или в конце слова.
3.4. Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.
Образец. Автобус, троллейбус, машина, самолет — транспорт.
- Повтори слова в прямом и обратном порядке.
Саша — сушки — спешка.
Смешной — душистый — послушный.
Спешить — слушать — смешить.
- Игра «Третий лишний».
Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.
Саша — шест — суша (2-1-2).
Сынишка — спешка — старушка (3-2-3).
Раскладушка — шахматист — сыроежка (4-3-4).
- Продолжи по образцу.
5.1. Образец. Смех — смешной.
Пух — (пушистый),
шерсть — (шерстяной),
масштаб — (масштабный),
успех — (успешный),
дух — (душистый),
уши — (ушастый),
роскошь — (роскошный).
5.2. Образец. Сносить — сношенный.
Скосить — (скошенный),
сшить — (сшитый),
смешать — (смешанный),
услышать — (услышанный),
сушить — (сушеный),
спросить — (спрошенный).
5.3. Образец. Шустрый — еще шустрее.
Смешной — (еще смешнее),
успешный — (еще успешнее),
старший — (еще старше),
роскошный — (еще роскошнее),
послушный — (еще послушнее),
сухой — (еще суше).
- Назови слово по описанию.
Жаркая, сухая пора — (сушь).
Сухие деревья, хворост — (сушняк).
Ученик старших классов — (старшеклассник).
Ученик 6 класса — (шестиклассник).
Спортсмен, поднимающий штангу, — (штангист).
Спортсмен, занимающийся прыжками с шестом, — (шестовик).
Спортсмен, играющий в шахматы, — (шахматист).
Человек, совершающей прыжки с парашютом, — (парашютист).
Специалист, управляющий поездом, — (машинист).
Работница, пасущая скот, — (пастушка).
- Игра «Чей предмет?».
Шорты Саши – (Сашины шорты).
Сумка Ксюши – (Ксюшина сумка).
Рожок пастуха — (пастуший рожок).
Пальто старухи — (старушечье пальто).
- Произнеси слова и объясни, что они означают
Засушиваешь — подсушиваешь – высуши
Подслушиваешь — выслушиваешь — прослушиваешь.
Засаливаешь — пересаливаешь — подсаливаешь.
Переставляешь — выставляешь — подставляешь.
- Игра «Кому нужны эти предметы?».
Рассмотри картинки. Соедини линией человека и предмет, который ему нужен.
Чтобы проверить, правильно ли ты соединил между собой картинки, прочитай (прослушай) это стихотворение. В нем ты найдешь верные ответы к заданию.
Штанга нужна штангисту,
Шахматы — шахматисту,
Рожок — пастушке,
Клюшка — старушке,
Соска — малышке,
Машинка — сынишке.
А у тебя получилось так же?
- Игра «Чем отличаются слова?».
Сутки — шутки,
миска — мишка,
каска — кашка.
- Игра «Хитрые слова».
11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [с]? Пушки — (сушки),
Паша — (Саша),
кошки — (сошки),
ушить — (сшить),
ушиб — (сшиб),
Машенька — (Сашенька).
11.2. Какое слово получится, если к данному слову добавить звук [с]?
Шить — (сшить),
ушить — (сушить),
пешка — (спешка),
уши — (суши),
выше – (свыше),
ушки — (сушки).
11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?
Бесшумный — (шумный),
сушить — (шить),
мишутка — (шутка),
красотка — (сотка),
стишок — (шок),
висок -(сок),
прошила — (шила),
С - Ш 1
сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.
2. «Запомни, повтори»
4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».
1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»
С - Ш 2
Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.
2. «Запомни, повтори»
4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»
- мешать суп лож/ш/кой
1. Проговаривать
С – Ш 3
2. «Добавь слог СА или ША»
3. «от 1 до 6 (10) и обратно» - светлая шляпа, большой кусок
4. придумай предложения со словами:
- пшенный суп
- сладкие плюшки.
1. «Запомни, повтори»
С – Ш 4
3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»
- с уш ить дедуш кины с апоги
4. «Запомни, повтори»
Саша – шелест – слушать
спешка – страшно – шесть
сушка – стёклышко - шоссе
1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:
С – Ш 5
2. «1 10» - смешной малыш, вкусная сушка
3. «Путаница» - составить из слов предложения:
- сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
- играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …
- школа, утро, Соня, спешить, в - …
- босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …
- машина, шоссе, нестись, по - …
4. Выучить
С аш а с тих пис ал с меш ной. С тих повеш ен на ш ес ток.
Дождик хлынул проливной. С уш ит С аш а с вой с тиш ок.
1. - Послушай рассказ.
Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.
Вдруг шофёр видит : по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь !».
Неожиданно мотор заглох . Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь !». /Ткаченко Т.А./
2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.
3. Пересказать рассказ.
Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?
Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.
Напоминаем, что в закрытом слоге (закрытыми называются слоги типа "гласный+согласный") буква Ж произносится как звук [Ш], например: пишем - "лоЖка", "уЖ" , произносим - "лоШка", "уШ" . Сочетания букв ЧТ и ЧН произносятся [ШТ] и [ШН]; примеры: пишем - "ЧТо" , произносим - "ШТо" , пишем - "конеЧНо" , произносим - "конеШНо" .
ша-са шо-со шу-су ши-сы шэ-сэ
са-ша со-шо су-шу сы-ши сэ-шэ
аш-ас ош-ос уш-ус ыш-ыс эш-эс
ас-аш ос-ош ус-уш ыс-ыш эс-эш
яш-яс ёш-ёс юш-юс иш-ис еш-ес
яс-яш ёс-ёш юс-юш ис-иш ес-еш
Шапка-сайка, решать-тесать, мешать-писать, лошадка-посадка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, мешок-лесок, вершок-песок, шорох-сорок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, шутки-сутки, пишу-несу, шуметь-суметь, шумно-сумка, пашу-пасу, пляшу-плясун, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, мыши-крысы, шип-сыпь, решил-спросил.
Ваш-вас, кашка-каска, рубашка-колбаска, наш-нас, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, грош-рос, пошла-росла, Яшка-ясный, камыш-кумыс, клюшка-люстра, пешки-песни, мишка-миска, стриж-рис, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски.
Шляпа-слякоть, шмель-смел, шторы-сторож, шпалы-спали.
Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, сынишка, трусишка, старушка.
У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.
Выучить наизусть стихи.
Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.
Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
На круглую катушку
Глядит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
(К. Стюарт)
Серый плутишка.
Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у
котишки ласковый.
Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не
боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на
солнышке.
Лиса и кувшин
(сказка).
Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вынет. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не понимаешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Да кувшин утонул вместе с лисой.
Желаем успеха!
Данное логопедическое занятие направлено на уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш]. Оно непременно будет являться хорошим подспорьем для занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения речи.
Тема: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и в предложении»
Цель: уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] – [Ш].
Коррекционно-образовательные:
Совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие;
Коррекционно-развивающие:
Расширение словарного запаса учащегося;
- развитие произвольного внимания;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание выразительности речи и интереса к познавательной деятельности
Оборудование: магнитофон, предметные картинки, панно с изображением леса, «письма» с заданиями, зеркало.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуй, Катя! Тебе нравится путешествовать? Сегодня мы отправимся с тобой на прогулку в Волшебный лес. Чтобы начать наши приключения, произнесем правильно и четко «волшебные» слова.
Саше дали кашу, а Клаше — простоквашу.
Молодец, Катюша! Заметила ли ты что-то в этой фразе? Какие звуки чаще всего встречались? Правильно, звуки [С] и [Ш].
II.Основная часть.
1. Характеристика звуков.
Давай вспомним характеристику звуков [С] и [Ш]. ([С] – согласный, глухой, твердый звук. [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый звук). Назови отличия и сходства звуков.
А теперь начинаем наше путешествие.
2. Дыхательная гимнастика.
Чувствуешь, какой свежий воздух в лесу? Давай сделаем дыхательную гимнастику.
«Роза и одуванчик»
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» — максимально выдыхает ртом.
3.Развитие фонематического слуха.
Посмотри на пенек. Кто там сидит?(Зайка) У него в руках письмо. Давай прочитаем.
«Я потерялся и не могу добраться до дома. Чтобы найти дорогу, мне нужно распознать звуки. Если услышишь звук С – хлопни в ладоши, если же услышишь звук Ш – топни ножкой.»
Ну что, Катюша, поможем зайке? Слушай внимательно.
Звуки: Ж, С, З, Ш, Щ, С, Ш, Ж,З и т.д.
Слоги: ЖИ, СЫ, СА, ШО, ШИ, ЩУ, ЖО, СО, ШУ, СУ и т.д.
Помогли зайке, теперь он нашел дорогу домой. А мы пойдем дальше.
Посмотри, а кто это там шуршит за кустиком? Это же мышка Шуршик.Она тоже просит тебя помочь ему. Шуршик любит называть только те слова, в которых есть звук Ш. Измени слова так, чтобы вместо звука С был звук Ш. Попробуем?
УСЫ- ….(УШИ)
СУТКИ — …. (ШУТКИ)
КАСКА — …. (КАШКА)
МИСКА- ….(МИШКА)
СКАЛА — ….(ШКАЛА)
БАСНЯ — ….(БАШНЯ)
МЫС- ….(МЫШЬ)
КУСАЙ — ….(КУШАЙ)
Назови непонятные слова.
И с этим заданием справились!
4. Физическая минутка.
А теперь время зарядки. Все зверята ее делают. Давай и мы присоединимся к ним.
(Выполняем под песню «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
5. Дифференциация звуков С – Ш в предложениях.
На лесной полянке лежит коробочка.
Катя, смотри, кто- то потерял свой подарок. Надо срочно найти того, кому принадлежит он.
На коробке есть записка, но от вчерашнего дождя некоторые буквы стерлись. Надо их вставить.
«Дорогая тёту_ка _ову_ка!
Пе_у _ообщить тебе, что _коро прилечу к тебе в го_ти. _лю по_ылку с разными вку_ня_ками.Там е_ть и _околад, и _ыр, и _у_ки.
Очень жду на_ей в_стречи.»
Нужно вставить пропущенные буквы С и Ш.
Здорово! Теперь мы знаем, кому адресована посылка.
III. Итоги занятия.
Ты всем сегодня помогла, сделала полезные дела, и зверята хотят отблагодарить тебя. Они принесли гостинца с дарами леса.
С какими звуками мы сегодня работали на занятии? Понравилось ли тебе наше путешествие?
Амаркулова А.Д.,
учитель-логопед
Статьи по теме: