Кимы по русскому языку за 3 класс по УМК «Перспектива»

График проведения контрольно-измерительных работ

п/п

Диагностический материал

Период обучения

Контрольная работа диктант по теме «Мир общения. Повторяем – узнаём новое»

сентябрь

Входная административная контрольная работа

сентябрь

Р/р. Подробное изложение по рассказу Н. Сладко­ва «Осенняя ёлочка»

октябрь

Диктант по теме «Девять правил орфографии»

октябрь

Р/р. Обучающее сочинение «В магазине»

ноябрь

Диктант по теме «Предложение, члены предложения»

декабрь

Административная рубежная контрольная работа)

декабрь

Диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова»

январь

Р/р. Обучающее изложение по рассказу Г. Скребиц­кого (упр. 223)

январь

Р/р. Обучающее изложение по рассказу Е.Чарушин «Лесной котёнок».

февраль

Обучающее изложение по рассказу Л.Воронковой «Первый снег»

февраль

Проверочная работа по теме «Число имён существительных»

февраль

март

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

март

Р/р. Сочинение по рисункам и опорным словам

март

Контрольный диктант по теме «Глагол»

апрель

Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

апрель

Контрольное списывание

май

Контрольная работа диктант по теме «Имя прилагательное»

май

Административная итоговая контрольная работа

май

итого

Контрольных работ (диктант) – 10

Развитие речи – 7

Проверочная работа – 1

Контрольное списывание - 2

    Диктант по теме «Мир общения. Повторяем – узнаём новое»

Осенний лес.

Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!

Грамматические задания.

    В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

    Выпишите два слова с проверяемой безударной классной, подберите проверочные слова.

2. Диктант по теме «Девять правил орфографии».

Зимний вечер.

Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звёздном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки.

Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.

Слова для справок: повис, появилась, затопили, запылал.

3. Диктант по теме «Предложение, члены предложения».

Снегирь

Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.

Грамматическое задание:

1. Найти и в тексте и подчеркнуть однородные члены предложения.

4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова».

Синички

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хорошая птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

Грамматическое задание:

    Разобрать слова по составу: хвостик, грудка, шапочка, клювик.

    В первом предложении подчеркнуть главные члены, обозначьте части речи.

5. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Летучая мышь

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В.Бианки

Грамматическое задание:

    Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж.

6. Контрольный диктант по теме «Глагол».

1 вариант.

Не бери в лес ружьё

В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом – на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду.

С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам даёт хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными?

Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх.

Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.

По Н.Сладкову

Грамматическое задание:

    Выписать и разобрать два глагола как часть речи.

    Составить и записать предложение с отрицательной частицей НЕ о том, чего нельзя делать в лесу.

2 вариант .

Шарик за окном

Саша приехал в гости к бабушке и заболел. Бабушка велела ему лечь в постель. Ребят к Саше бабушка не пускала. Она хотела сама развеселить внука, стала печь пироги, рассказывать ему интересные истории. Но Саша скучал и смотрел в окно. Вдруг за окном появился шарик. Саша понял, что друзья помнят о нём.

Грамматическое задание:

1.Выписать и разобрать два глагола как часть речи.

2.Определить и указать время глаголов в тексте.

7. Контрольная работа диктант по теме «Имя прилагательное».

1 вариант.

Деревья скрипят

Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим деревом и устраивал.

И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.

То растут два дерево тесно, упёрлись друг в друга сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят.

Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит.

Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своём.

По Н.Сладкову

Слова для справок: по-особому, ночёвка, лиственном.

Грамматическое задание:

    Выписать из первого и второго предложений имена прилагательные.

2 вариант.

Летнее утро

Яркое солнце поднималось над рекой. Серебряная роса засверкала на траве. Тёплый ветерок начал сгонять лёгкий туман. От ветерка синие колокольчики закачались, зазвенели. Засвистела на ветвях в золотом свете иволга. Пролетела какая-то ранняя птичка. Закуковала в лесу кукушка. Всё вокруг проснулось, улыбнулось солнцу.

Грамматическое задание:

    Выписать из третьего и четвёртого предложений имена прилагательные.

    Сделать разбор каждого из них как части речи.

8. Административная итоговая контрольная работа.

Соловьиная песня

Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился весёлой трелью.

Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.

Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.

По Г.Скребицкому

Слова для справок: щёлкнул, снова

    Выписать по одному слову на изученные орфограммы.

    Сделать звуко-буквенный разбор слов: солнце – 1 вариант, поёт – 2 вариант.

    Выписать и сделать разбор слов как части речи: одного существительного, одного прилагательного, одного глагола.

Изменение имён существительных по падежам (склонение). Контрольное списывание

Вариант 1.

Утром перед Новым годом мальчик (С, с)аша проснулся очень рано. Он х..тел полож..ть (под)ёлку п.дарки для св..его мла(д,т)шего бр..тишки (А,а)лёши, для мамы, бабушки и отца. Для брата (С,с)аша приготовил резиновый мяч… Для папы – меч… из пластилина. Маме (С,с)аша заранее нар..совал к..ртинку. На ней был изображён шалаш .. в лесу около реч..ки (Я,я)узы. А бабушке мальчик сделал из картона красивую коробоч..ку.

Вариант 2.

Было раннее утро. Я с..дел дома на даче в д..ревне (М,м)алиновка и пил чай. Вдруг (из)сада раздался визг. Я вышел и ув…дел мален..кого щенка . Он сидел под кустом с…рени, мокрый и несчас…ный. Я взял щенка (на)руки, принёс в комнату и нап..ил мол..ком . Щ..нок ок..зался очень весёлым и ласковым. Мама разрешила оставить щенка. Мы назвали его (Д,д)жеком. (Д,д)жек – мой настоящий товарищ….Каждую ноч.. он ст..рожит дом, а днём ходит со мной в лес и (на)речку.

Грамматическое задание:

1. У выделенных слов определите падеж, склонение.

Контрольное списывание

1 вариант.

Туловище у сл..на массивное, шея короткая, ноги толстые, как ст..лбы. Хобот сл..на – это сросшиеся вместе верхняя губа и нос. На коже сл..на почти нет в..лос.

Жители Индии давно приручили сл..на и используют его на разных р..ботах. А вот про африканского слона этого не скажешь. В Африке много диких стад этих животных.

Сл..ны – т..плолюбивые ж..вотные. В нашей стр..не сл.на можно встретить только в зоопарке или цирке.

2 вариант.

(На)землю опустилась ноч…В..тер затих. (На)небе по..вились звёзды. Вор..бьи и синич..ки уже (не)прыгали (по)веткам и (не)щебетали. Даже наш пёс ((М,м)ухтар зале… в св…ю конуру, чтобы леч… спать. Только иногда ноч..ную тиш.. нарушал громкий плач… какой-то лесной птицы.

Изложение №1

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью выросла.

Теперь каждую осень деревья вспоминают о ней и дарят подарки – красивые листья. Осина дарит красные «китайские фонарики». Клён роняет золотые звезды, а ивы засыпают ёлочку бронзовыми рыбками. Березы забрасывают ёлочку жёлтыми конфетти.

И у всех на глазах ёлочка из колючей и хвойной становится мягкой и лиственной. Вся в золотом шитье, багрянце и бронзе.

Изложение №2

Старый садовник поставил клетку с попугаем под высокую яблоню.

Попугай вылетел из клетки, взобрался на верхушку дерева и издал устрашающий крик. Все воробьи с соседних кустов сирени разлетелись в разные стороны.

А новый хозяин сада поудобнее устроился на ветке и принялся завтракать. Он срывал яблоко своим мощным клювом, брал его в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть.

Г. Скребицкий

Изложение №3

Лесной котёнок

Иду я как-то по лесу. Смотрю, а за кустами маленький котенок ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая.

Играет себе котенок. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку подбрасывает. Надоела котенку соломинка, за мухой погнался, потом цветок лапой ударил.

А тут шмель попал на глаза. Подобрался котенок к шмелю да как даст лапой по ромашке, на которой шмель сидел, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель.

Хотел было я ему помочь, жало вытащить. Но вдруг из-за куста выглянула рысь.

Я со страху не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Выбежал на луг и упал на траву. Сердце бьется, ноги дрожат. Хорошо, думаю, что ноги унес.

Долго я вспоминал, как резвился на поляне маленький рысенок.

Изложение №4

Первый снег

Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки лежа кружились и падали. Они ложились на деревенские крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, голые ветки деревьев.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. В воздухе они похожи на пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой – как острые стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню. Вся она стала белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые.

Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.

По Л.Вороновой

На странице представлены готовые домашние задания ГДЗ по русскому языку 3 класс рабочей тетради 1 части авторов: Климанова Л.Ф. и Бабушкина Т.В. по программе Перспектива. Надеемся они будут полезны при выполнении домашней работы по русскому языку.

Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь (часть 1). Авторы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Мир общения. Повторяем — узнаем новое.

Собеседники. Диалог.

Упражнение 1 - Страница 4

Рассмотри рисунок. Расскажите о первом сентября, о встрече ребят. Используйте данные вопросы.

  • Где и когда произошла встреча?
  • Кто с кем встретился?
  • Какое настроение у детей?
1 сентября возле школы произошла встреча учителей с учениками. Настроение у всех было праздничное.

Запишите имена самых близких школьных друзей, с которыми вам особенно
приятно встретиться после каникул.

Саша, Марина, Валера.

Упражнение 2 - Страница 5

Прочитайте строки из стихотворения В. Берестова «Первое сентября »


Стихотворение В. Берестова «Первое сентября»

Ответьте на вопросы. Ответы запишите. Чему радуются ученики первого сентября?

Первого сентября ученики радуются встрече с одноклассниками.

Почему первое сентября и радостный и грустный день одновременно?

Первое сентября радостный день так как встречаешь друзей, но одновременно грустный день, так как закончилось лето.

В каком случае, отвечая на вопросы, вы пользовались устной речью, а в каком — письменной?

Есть ли в стихотворении антонимы? Выпишите их.

Определение. Антонимы — это слова с противоположным значением: друг - враг , холодно - жарко .

Грустный - весёлый, грустишь - радуешься, до свидания - здравствуй.

Упражнение 3 - Страница 5

Спишите пословицы. Подчеркните в словах орфограммы.

Определение. Орфограммами называются буквы, написание которых надо объясни правилами.

Хоро ший друг - отрада для души . Друзь я познаются в беде. Нет друга - так ищи, а нашё л - береги.

Упражнение 4 - Страница 6

Прочитай сочинение второклассника о летнем отдыхе. Найдите слова с ошибками. Напишите их правильно, подчеркните орфограммы. Подумайте, почему каждую работу надо проверять.

П етербург, по г ороду, на т еплоходе, кра сивых, рыб ку, в Н еве, смо трел, прогулочн ые.

Упражнение 5 - Страница 6

Аня и Ваня решили поместить свои рассказы о летних каникулах в Интернете. Но произошел сбой, и рассказы перепутались. Устно восстановите оба рассказа. Один из них напишите, вставив пропущенные буквы.

Рассказ Ани Летом я с ро дителями ездила на море. Мы много купались в теплой морской воде, загорали на песчаном пляже. Вече рами мы прогуливались по набе режной около морского во кзала, любовались огромными ко раблями. Рассказ Вани Во время ка никул я гостил у дяди в де ревни. У дяди боль шой сад. Там растут ябло ни, груши , вишни. Я помогал дяде ухаживать за деревь ями. В конце лета мы собирали богатый уро жай ягод и фруктов.

Упражнение 6 - Страница 7

Прочитай пословицы. Приготовьтесь объяснить, как вы понимаете их смысл.

Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.

По речи узна ют человека. Без языка и колокол нем. Доброе слово че ловеку, что дожд ь в засуху. Ласковое слово что ясный день. Беседа дорогу коро тает. Кра сно поле пшеном, а беседа - умом.

Культура устной и письменной речи

Упражнение 13 - Страница 12

Объясните друг другу, что такое устная и письменная речь. Когда и где используется устная речь? письменная речь?

Допишите предложения.

Устная речь - это речь, которая звучит в разговоре между собеседниками, на радио, телевидении . Письменная речь - это речь, которую можно увидеть в книге, журнале, заявлении, письме, тетради .

Слова для выбора: звучит в разговоре между собеседниками; на радио, телевидении; можно увидеть в книге, журнале, заявлении, письме, тетради.

Упражнение 14 - Страница 13

Прочитайте строки из стихотворения С. Маршака»Вот какой рассеянный». Почему их трудно понять? Подчеркните в речи рассеянного человека слова, которых нет в нашем языке. Запишите эти слова правильно.

Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить?

Запишем подчеркнутые слова правильно.

Вагоновожатый, уважаемый, трамвай, вокзал.

Упражнение 15 - Страница 13

Какими качествами обладает устная и письменная речь культурного человека? Обратите внимание на слова для выбора. Допишите предложения.

Культурный человек говорить (как?) понятно . Культурный человек пишет (как?) без ошибок .

Слова для выбора: громко, неторопливо, спокойно, вежливо, грамотно, красиво, без ошибок, чётко, понятно, разборчиво.

3 класс. Раздел: «Мир общения. Повторяем – узнаем новое».

Тема урока: Собеседники. Диалог. Тип урока: комбинированный
Цель урока: обобщить знания об основных функциях общения;
продолжить формирование умения вести диалог, используя впечатления детей, с опорой на рисунки.
Задачи урока: актуализировать знания об основных функциях общения, умения вести диалог с опорой на рисунки и личные жизненные впечатления; повторить, что такое текст, правила оформления предложения на письме, правила употребления заглавной буквы в именах собственных.
Планируемые результаты:
предметные ориентироваться в учебнике и тетради, понимать условные обозначения; понимать, что такое текст; уметь применять на практике изученные правила; метапредметные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; делать выводы о значении общения в жизни человека; оценивать и контролировать свои действия; личностные: осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, проявлять уважительное отношение к родному языку.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Мотивация к деятельности и актуализация знаний

* Орг. момент. Задает вопросы о готовности к уроку (Какой у нас урок? Что мы должны проверить прежде, чем начнём урок? Как сидим? Слушаем? Работаем? Все ли готовы?)
*Предлагает рассмотреть учебник, лежащий на парте.
* Предлагает ответить на вопрос
-Кто напомнит правила обращения с учебником?
*Знакомит учащихся с новым учебником с помощью вопросов:
-Кто может назвать авторов учебника? (Климанова Людмила Федоровна и Бабушкина Татьяна Владимировна)
Какие задания вам хотелось бы выполнить?
*Предлагает прочитать самостоятельно обращение к вам профессора Самоварова на с. 3.
*Задает вопрос:
- Зачем человеку нужно знать родной язык? *Предлагает прочитать, что говорит Самоваров об этом. Задает вопрос
- Как учебник поможет нам в изучении родного языка?
*Задает вопрос:
Что значит учиться?

*Организует работу с условными обозначениями на 2 странице учебника.

*Контролируют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы.

*Рассматривают учебник.

*Вспоминают и формулируют правила.

*Отвечают на вопросы, называют понравившиеся задания.

*Читают обращение профессора Самоварова.

*Размышляют и отвечают на вопрос

*Читают и делают вывод о необходимости много учиться, чтобы знать русский язык.

*Отвечают. (Сделать 2 шага:понять, чего не знаю и как добыть необходимые знания)
*Предполагают, что условные обозначения помогут ориентироваться в учебнике и понимать задания. Находят условные обозначения в учебнике.

2.Организация познавательной деятельности.

*Предлагает рассмотреть упражнение № 1 на с. 4 и ответить на вопросы:
Как найти нужное упражнение в учебнике? Где написано задание к упражнению? Где записаны вопросы к упражнению? Предлагает определить порядок выполнения упражнения. Подумать и ответить на вопрос: что такое беседа, диалог? Собеседники?

*Предлагает поработать в тетрадях. Для чего просит напомнить, с чего мы начинаем работу в тетради.

*Открывает задание для чистописания на интерактивной доске.

*Вывешивает по одному словному слову на доску (на магнитах) и просит определить значение слова, попробовать заменить его синонимом.

*Проводит физкультминутку.
*Предлагает продолжить работу в тетради и обратиться к упр.2 (учебник с.5). *Предлагает составить алгоритм работы.

*Просит поднять руку тем ребятам, кто может выполнить это упражнение самостоятельно.
*Предлагает остальным прочитать задание к упражнению №3. Задает вопрос
–Кто догадался, где мы сможем найти ответы на вопросы? Предлагает детям ответить на два вопроса упражнения (мальчики про Ваню, девочки про Аню)
*Предлагает поработать в парах. Придумать текст о любимой игрушке по плану и оценить, как справились с этим заданием.
*Читают, один ученик отвечает на вопрос о разделе, второй формулирует тему урока, несколько высказывают свои предположения о том, чем будем заниматься на уроке. Отвечают на вопрос что такое текст.
*Рассматривают упражнение, формулируют порядок его выполнения и отвечают на вопросы.

*Один из учащихся напоминает, что сначала мы выполняем разминку для рук, а затем выполняем чистописание, записываем словарные слова.
*Выполняют разминку для рук, затем две строки чистописания.

*Рассуждают о значении слов, ищут синонимы, выписывают словарные слова из учебника в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы).

*Дети выполняют физ.упражнения.
*Находят упражнение, читают задание и вопросы.
*Учащиеся составляют план выполнения упражнения.
*Дети, поднявшие руки записывают № упражнения и выполняют его.

*Читают задание к упражнению 3. Отвечают на вопрос. Выполняют упражнение. Один у доски.

*Работают в паре. Каждый придумывает свой текст о любимой игрушке по плану
(1. Название игрушки. 2. Внешний вид игрушки.3. Почему она любимая), рассказывает соседу по парте. Оценивают текст друг друга (рисуют шкалу оценочную карандашом на поле в тетради)

3.Рефлексия и подведение итога урока

Задает вопросы:
-С каким учебником познакомились, кто его авторы.
-Что нового узнали на уроке?
-Для чего нужна речь?
-Каким должно быть общение?
-Что такое диалог?
-Что было интересно? Трудно?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Анализируют, оценивают свою деятельность на уроке (с опорой на вопросы учителя), обмениваются впечатлениями.
Заканчивают предложения, написанные на доске:
Я (очень, не очень) доволен(_льна) результатом своей работы, которое сделал(_а) сам(_а).

Доп. материал: правила работы с учебником и тетрадью.

Диагностика достижения планируемых результатов: придумать текст по плану и озаглавить его (работа в паре)


Приложенные файлы

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Раздел «Мир общения. Повторяем - узнаём новое»

Уроки 1-16

Целевые установки уроков

Личностные:

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;

Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

Метапредметные:

Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику;

Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы - в соответствии с культурными нормами;

Соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Предметные:

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат;

Понимать речевые задачи общения: сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

Различать диалогическую и монологическую речь;

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

Составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

Пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

Писать изложения по составленному плану;

Составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям;

Делать полный и краткий пересказ текста;

Устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному.


Культура устной и письменной речи.

Уроки 5-7

Это важно!

В 3 классе начинается знакомство с коммуникативной обусловленностью выбора речевых средств. Как известно, часто нельзя говорить о правильности или неправильности выбора определённого слова или интонации (тона речи, громкости голоса) без учёта того, с кем, где и с какой целью мы говорим. Выбор слов также обусловлен ситуацией общения: мы должны представлять, в каком случае надо сказать: «С какой целью вы посетили нас?», а когда уместнее будет фраза «Зачем ты пришёл?». В 3 классе эта работа только начинается и ограничивается выбором нужной интонации и слов речевого этикета.

Ход урока 5

Актуализация темы урока

Вопрос учителя: «Какую цель люди ставят перед собой при общении?» (Передать информацию, попросить о чём-то, воздействовать на чувства собеседника.) Выслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Подумайте, а какой должна быть устная и письменная речь людей, чтобы можно было осуществить поставленную цель?» Выслушиваются ответы учащихся, затем дети отвечают на вопросы Совёнка (с. 13).

Для обсуждения предлагаются различные ситуации: орфоэпически неверное произношение слов, например, в предложении «В нашем магазине продаются портфели» или «У нас в огороде растут свекла и щавель»; орфографически неверное написания слов, например, в записке: «Я учю русский язык четыре чиса»; неверная форма обращения, например, к директору школы: «Привет, Сан Саныч! Как живёшь?»

Учитель: «Знают ли эти люди русский язык? (Знают.) Но они не владеют культурой устной и письменной речи. Что вы можете сказать о людях, которые так говорят или пишут?»

Основной этап урока

Выработка умения «читать» схемы и определение основных целей и правил общения (упр. 18). Анализ рисунка-схемы. Формирование представления детей о речи как целенаправленном процессе. Ответы на вопросы с использованием опорных слов и словосочетаний сначала должны быть устными.

Определение выбора речевых средств в зависимости от ситуации общения. При этом учащиеся устно обрисовывают ситуацию общения. Например: «Я говорю со своими друзьями (как?) тихо (когда? при каких условиях?) ..., громко (когда? для чего?) ..., с насмешкой (при каких условиях? зачем?) ...». Для письменного ответа можно выбрать какой-то один вариант, но обязательно с комментарием. Например: «Я говорю со своими друзьями громко, если они находятся далеко от меня или если я хочу обратить на себя внимание».

Работа над интонацией, соответствующей ситуации общения, может быть проведена в форме игры«Мы артисты» . Учитель предлагает произнести одни и те же фразы от лица разных литературных героев: «Когда ты вернёшься? Я хочу, чтобы ты пришёл (пришла) завтра пораньше». Например, при обращении: а) мачехи к Золушке; б) принца к Золушке; в) Настеньки к отцу (из сказки «Аленький цветочек» C. Аксакова); г) старухи к старику (из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина). Дети должны осознать, что общение с разными целями предполагает выбор разной интонации.

Словарная работа («Твой словарик», с. 14).

Разграничение понятий «устная речь» и «письменная речь» при работе в паре (РТ, упр. 13) или по вопросам учителя.

Работа над выработкой вежливой, уважительной по отношению к собеседнику манеры общения. Обогащение словаря учащихся словами речевого этикета (РТ, упр. 21).

Знакомство с пунктуационными правилами выделения слов речевого этикета при чтении сообщения Самоварова (с. 14). Запись предложений, составленных учащимися при работе в парах (упр. 19). Обратить внимание на постановку запятых!

Конкурс«Кто знает больше вежливых слов?» . Названные учащимися слова речевого этикета записываются на доске и в тетрадях.

Сопоставление вежливой и грубой речи (РТ, упр. 19).

Работа с текстом Л. Толстого: определение манеры поведения героев, поиск вежливых слов и слов, выражающих отношение героев друг к другу (РТ, упр. 22). Работа по вопросам учителя: «С какой целью человек может обращаться к другому человеку? Одинаковые ли виды предложений при этом используются?»

Резервное задание (работа в парах): составление устных диалогов на одну из выбранных тем (приглашение в гости, разговор о прошедшем выходном дне, о самом интересном событии и т. п.). Обязательное требование - использовать слова речевого этикета, слова, передающие доброжелательное отношение к собеседнику.

Определение и объяснение орфограмм в выписанных словах: здравствуй, Алёша, прости, пожалуйста, не смогу, спасибо, поздравление, до свидания, Саша.

Итог урока

Учитель: «С какими целями общаются люди? Чем устная речь отличается от письменной? Каким должен быть разговор двух людей? Какие новые слова речевого этикета узнали на уроке?»

Домашнее задание

Записать вежливые слова и подчеркнуть в них орфограммы или выполнить упр. 20.

Ход урока 6

Актуализация темы урока

Учитель: «В каких двух формах может существовать речь? (Устная и письменная.) Сегодня мы будем говорить о требованиях к устной речи. Как бы вы их определили?» Выслушиваются ответы учащихся.

Основной этап урока

Определение требований к устной речи после самостоятельного чтения текста С. Михалкова (упр. 21). Предложения в конце упражнения дописываются и проверяются.

Работа над техникой речи - дикцией. Учитель: «Какие специальные произведения придуманы людьми для отработки дикции?» (Скороговорки.) Выполнение в парах упр. 16 из РТ или работа со скороговорками, записанными учителем на доске. Может быть проведён конкурс«Лучший скороговорщик».

Нахождение нелитературных форм слов или исковерканных слов в тексте упр. 22 (предложения записываются в исправленном виде) и РТ, упр. 14 (с заменой «псевдослов» словами литературного языка).

Работа в области культуры речи - со словами, в которых сочетания согласных могут произноситься не так, как пишутся (РТ, упр. 17 и 18). Обратить внимание учащихся на то, что на месте буквосочетания жж в современном языке чаще произносится твёрдый долгий звук [ж], мягкий долгий звук пока ещё возможен как вариант наряду с твёрдым произношением этого буквосочетания в словах дрожж и, вожж и. Важно добиться запоминания слов, в которых буквосочетание чн произносится как [шн]. Слова с буквосочетанием чн должны быть обязательно записаны с частичной транскрипцией (скучн о - [шн], нарочн о - [шн], конечн о - [шн], яичн ица - [шн], скучн ый - [шн], научн ый - [чн], конечн ый - [чн]).

Итог урока

Учитель: «С какими нормами культуры речи мы познакомились на уроке?»

Домашнее задание

Составить и записать предложения со словами из РТ, упр. 17.

Раздел «Язык - главный помощник в общении».

Уроки 17-56

Целевые установки уроков

Личностные:

Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык - это великая ценность и культурное достояние русского народа;

Уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;

Понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

Расширять знания об окружающем мире, формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе.

Метапредметные:

Использовать алгоритмы для решения определённых задач;

Сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции);

Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;

Объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Предметные:

Проводить звуко-буквенный анализ слов;

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;

Уметь переносить слова в соответствии с существующими правилами;

Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты;

Знать признаки слова, словосочетания и предложения;

Составлять словосочетания по заданным моделям;

Проводить синтаксический анализ предложения, определяя его вид по цели высказывания, по интонации;

Находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам;

Находить однородные члены предложения, уметь ставить при них запятые (простейшие случаи).

Слог, ударение.

Уроки 20-21

Это важно!

Несмотря на то что существуют разные теории деления слова на фонетические слоги, мы придерживаемся традиционного для начальной школы правила: если между гласными два согласных, то один из них относится к предыдущему слогу, а другой - к последующему независимо от свойств этих согласных звуков (кар-та, мет-ро).

Ход урока 20

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации: «Вспомните, как надо делить слово на слоги и как можно переносить слова с одной строки на другую. Один мой знакомый утверждает, что в слоге обязательно должно быть 2 буквы, а при переносе слово надо делить точно пополам. А что скажете вы?»

Основной этап урока

Определение количества слогов в словах (упр. 46, выполняется письменно с самостоятельным объяснением учащимися правил деления или в случае затруднения при помощи подсказки Совёнка) (с. 35).

Повторение правил переноса слов (упр. 47, выполняется письменно).

Введение понятий открытого и закрытого слога при чтении сообщения Самоварова на с. 36.

Нахождение закрытых и открытых слогов: под диктовку учителя записать на доске слова из словарика: обед, четверг, чёрный, жёлтый, завтра, пожалуйста; разделить их на слоги, дать характеристику каждому слогу; привести по два-три примера слов, состоящих или только из открытых, или только из закрытых слогов, и записать эти слова на доске.

Деление слов на слоги (письменно) с устным определением вида каждого слога (открытый или закрытый), упр. 49.

Наблюдение над ролью открытых и закрытых слогов в поэтических произведениях. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами (упр. 50). При сравнении текстов важно обратить внимание на звукопись.

Работа со словами из словарика (с. 35).

Итог урока

Учитель: «Расскажите, чем различаются открытые и закрытые слоги, в чём разница в звучании слов с открытыми слогами и слов с закрытыми слогами».

Домашнее задание

Ход урока 37

Актуализация темы урока

Создание проблемной ситуации по вопросу учителя: «Мы уже знаем, что слово состоит из значения и звуковой или буквенной оболочки. Подумайте, можно ли выразить значение слова без использования его звуко-буквенной формы. А важна ли последовательность звуков и букв, или они могут стоять в любом порядке?» Выслушиваются ответы учащихся. Затем выводы детей уточняются при выполнении упр. 100, где надо сравнить слово пожар и набор букв на доске, не являющийся словом. Чтение сообщения Самоварова (с. 65).

Основной этап урока

Убедиться в зависимости значения слова от его звукобуквенной формы поможет игра «Цепочки слов и рисунков» (РТ, упр. 90).

Нахождение слов, значение которых может измениться при замене одной буквы (РТ, упр. 91). Дополнительное задание: составить план текста «Сказка о Забывчивой Сове», пересказать текст по этому плану или раскрыть пункты плана письменно. Вариант задания: составить к тексту такие вопросы, чтобы при ответе получился текст-рассуждение.

Работа с упр. 101. Нахождение орфограмм и подбор проверочных слов к выделенным словам (письменно). Беседа о пожарных (устно).

Итог урока

Учитель: «Как устроено слово? Есть ли связь между значением слова и его звукобуквенной формой?»

Домашнее задание

Придумать и записать свою цепочку слов, различающихся одной буквой.

Раздел «Состав слова».

Уроки 57-74

Целевые установки уроков

Личностные:

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

Разрешать проблемные ситуации;

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

Уважительно и с интересом относиться к истории языка;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные:

Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце - «Как разобрать слово по составу»);

Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова);

Уметь пользоваться справочной литературой (словарями);

Развивать логическое мышление при сравнении форм одного слова и однокоренных слов, при сравнении оттенков значения, которые привносят в слово разные морфемы, и т. п.;

Обогащать свой лексический состав словами, образованными по разным словообразовательным моделям;

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.

Предметные:

Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание;

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

Образовывать слова по заданным схемам и словообразовательным моделям;

Объяснять значение морфем: корня, приставки, суффикса (элементарные случаи);

Выделять в слове основу и окончание;

Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании;

Различать однокоренные слова и формы одного слова;

Образовывать слова с заданными морфемами;

Образовывать сложные слова на базе предложенных словосочетаний;

Находить в слове орфограмму, определять её, применять нужный алгоритм для её проверки;

Знать алгоритмы проверки изученных орфограмм корня (безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные, непроверяемые написания);

Объяснять употребление разделительных ь и ъ с опорой на состав слова;

Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

Различать приставку и предлог;

Иметь представление об исторических фонетических чередованиях согласных звуков в корнях слов.


Похожая информация.


3 класс

Контрольная работа №1 по русскому языку

Тема » Мир общения. Повторяем-узнаём новое.»

УМК « Перспектива» авт. Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Учени _____ 3 класса ______________________________________________________________

  1. Что такое диалог? Выбери правильное определение.

Беседа, разговор двух или нескольких лиц

Последовательность восклицательных предложений

Последовательность предложений. связанных общей темой

Настаивание на своём мнении

2. Что такое спор? Выбери правильное определение.

Словесная перебранка, состязание, настаивание на своём мнении

Беседа, разговор двух или нескольких лиц

Текст, который описывает что-то

Текст, который содержит объяснение каких-либо утверждений

3. Выбери пословицы, которые содержат правила вежливого общения:

Сначала подумай, потом скажи.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Не откладывай на завтра то, что сможешь сделать сегодня.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Хорошие речи приятно слушать.

4.Как можно озаглавить текст?

Выбери нужный заголовок.

У нас во дворе живёт ворона. По утрам, когда я иду в школу, она сидит на столбе. Я останавливаюсь и здороваюсь с вороной.» Здравствуй, Каркуша!» Ворона мне отвечает « Кар!» и слетает на землю. Я кормлю её семечками и крошками. Когда я возвращаюсь из школы Каркуша не всегда встречает меня во дворе. У неё много своих дел. Я не обижаюсь на неё. Ведь на следующий день я снова встречусь со своей подружкой.

Птицы осенью.

Моя подружка Каркуша.

Вороний завтрак.

5. Что такое тема текста? Выбери правильный ответ.

Предложение с повторяющимися словами.

Середина текста.

Основное содержание текста.

6. Выбери предложения, которые могут составить текст.

Глухарь живёт в лесу.

Каждое утро аисты летали на болото.

Выбежал на дорогу лось.

Они приносили в клювах лягушек.

Аисты свили гнездо на крыше дома.

Сороки очень любопытны.

Скоро появятся птенцы.

7.Что такое текст? Выбери правильный ответ.

Несколько предложений.

Несколько предложений на общую тему, связанные между собой по смыслу.

Несколько предложений с одинаковыми словами.

8. Укажи цифрами(1, 2,3,4,5) последовательность предложений в тексте.

Играя, щенок хватал Полкана за лапы,хвост и морду.

Он был добрый.

К Полкану подбежал маленький щенок и стал на него кидаться и лаять.

На солнышке грелась большая собака Полкан.

Но большой пёс не злился на маленькую собачку.

9.Допиши предложения

Культурный человек говорит(как?)_____________________________________

Культурный человек пишет (как?)_____________________________________

10. Спиши в тетрадь.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова- дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

11.Вставь пропущенные буквы.

Пр*вет, п*том, б*лото, экскур с*я,

Самооценка

Я (очень, не очень) доволен результатом своей работы, которую сделал сам.

Оценка учителя