Любовь Макарова
НОД по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Спор деревьев»

Конспект НОД занятия по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок на тему :

Пересказ рассказа К . Д. Ушинского "Спор деревьев ".

Интеграция образовательных областей :"Познавательное развитие », «Речевое развитие » , «Социально- коммуникативное развитие » . «Физическое развитие » .

Цель : Обучать детей пересказу литературного текста

К. Д. Ушинского «Спор деревьев » с использованием иллюстрированного материала.

Задачи :

Речевое развитие :

- Развивать связную речь при обучении пересказу рассказа К . Д. Ушинского "Спор деревьев ".

Учить составлять связный последовательный пересказ на основе опорных картинок .

Познавательное развитие :

Формировать первичные представление о строении и пользе деревьев ;

Коммуникативное развитие :

-Развивать диалогическую и монологическую формы речи ;

-Развивать свободное общение с воспитателем.

Обогащение словаря :

«Ствол в три обхвата?» , «Сучья будто вылиты из железа» ,«Молвила» .

Образовательная область : Развитие речи .

Планируемый результат : Пересказ детьми короткого рассказа с использованием графических схем .

Методические приемы : Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание картинок (слайдов) ; графических схем; выстраивание графического плана рассказа ; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение» ,

«Назови ласково»

Материал и оборудование

Портрет К. Д. Ушинского , предметные картинки (дуб,яблоня, сосна)

Картинки , отражающие последовательность пересказа рассказа ,

шапочки с изображением деревьев , рассказ К . Д. Ушинский «Деревья » , графические схемы, презентация к рассказу .

Оборудование : ИКТ, мольберт,

Ход непосредственно- образовательной деятельности

1. Эмоциональный настрой.

"Собрались все дети в круг

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

2. Введение в тему

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки (Ответы детей)

- Тогда слушайте :

Весной веселит, летом холодит

Осенью питает, зимой согревает,

Дети. (это -деревья )

Воспитатель хвалит детей за правильный ответ и задает детям вопросы :

Что такое дерево ?

Для чего на деревьях вырастают плоды ?

Плоды каких деревьев вы знаете ? (Ответы детей.)

Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть в игру :

Ребята, давайте покажем какие мы добрые и обратимся к деревьям ласково :

Игра «Назови ласково» (береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня, лес) .

Воспитатель. Ребята, а я предлагаю вам еще одну игру, я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

Грамматическое упражнение «Закончи предложение» .

«В лесу много берез.

В лесу много.

4. Чтение рассказа- сказки К . Д. Ушинского «Спор деревьев »

А сейчас я вам предлагаю послушать рассказ -сказку К . Д. Ушинского

«Спор деревьев » (воспитатель обращает внимание детей на экран, где демонстрируются иллюстрации к рассказу- сказке , по ходу чтения объясняет словарные слова : «ствол в три обхвата?» ,«сучья будто вылиты из железа» , «молвила»

«Заспорили деревья промежду себя : кто из них лучше? Вот дуб говорит :

– Я всем деревам царь ! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою . (показ слайд)

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила :

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст : зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает. (показ слайда)

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.» (показ слайд)

5. Беседа по содержанию рассказа (с предметными картинками )

Воспитатель. - Давайте вспомним, как называется сказка?

(чтобы дети могли вспомнить рассказ , ставит картинку с изображением ,

а под ней, схема- последовательность монолога деревьев )

О чем это произведение? (Ответы детей)

Воспитатель. Какие деревья спорили и о чем ?

Дети. Яблоня, дуб и сосна о том, кто из них лучше.

Воспитатель. - Как себя хвалил дуб?

Дети. - Я всем деревьям царь ! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата

Воспитатель Как вы понимаете слова?

"ствол в три обхвата?"

Дети. Ствол очень толстый, его не обхватить руками.

Воспитатель. Сучья будто из железа вылиты. значит они какие?

Дети. Крепкие, сильные, твердые,как железные.

Воспитатель. Что в ответ молвила яблоня?

Как вы объясните слово «молвить» ?

Дети. Это значит говорить не спеша, тихо,задумчиво.

Воспитатель. Почему яблоня назвала дуб дубищем?

Дети. Потому что он высокий, толстый, могучий, громадный, гордый,сильный.

Воспитатель. Как вы понимаете слова «растут» на тебе одни желуди свиньям на потеху?

Дети. На радость, на забаву. Свинья очень любит желуди.

Воспитатель. Румяное яблочко, которое и на царском столе выделяется. Это какое?

Дети. Крупное, розовое, блестящее, спелое, душистое, сладкое, очень вкусное.

Воспитатель. Почему сосенка качала иглистой макушкой, когда слушала разговор дуба с яблонькой?

Дети. Сосенка не согласна с ними, думает, что она лучше их.

Воспитатель. Что сосна сказала о себе

Дети. Сосна сказала, что и зимой ее зеленые иголочки останутся, она и печи топит и избы строит.

Воспитатель. - А теперь немного отдахнем.

Физ. Минутка «Ветер дует нам в лицо»

Воспитатель – Ребята, давайте попробуем вспомнить еще рассказ , а картинки вам в этом помогут .

Проводится пересказ рассказа по опорным картинкам .

Работа проводится по цепочке. После этого 2-3 ребенка пересказывают текст .

Воспитатель. - А теперь ребята я предлагаю вам поиграть в игру, представьте себя деревьями . (дети надевают шапочки для драматизации)

6. Игра-драматизация (воспитатель читает слова автора и следит за тем,

чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли)

Воспитатель хвалит детей :

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со своими ролями!

7. Рефлексия :

Воспитатель : Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Ответы детей : отгадывали загадки, играли,слушали произведение

К. Д. Ушинского «Спор деревьев » , составляли рассказ по картинкам .

Воспитатель. Как бы вы разрешили спор деревьев ? Что бы вы им сказали?

(предлагает детям подумать, выслушивает высказывание детей, помогает сделать вывод)

Дети. Все деревья хороши , каждое дерево хорошо по - своему .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Комбинированный урок

Литературного чтения и изобразительного искусства

Во 2 классе.

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев»

Рисование по представлению сказочного образа.

Урок творчества.

Тимиряева Любовь Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Макуловская средняя

общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан

Макулово 2011

ЦЕЛЬ: Углубить знания о творчестве К.Д Ушинского;

Расширить представления о жизни растений;

Учить детей анализировать произведения, сравнивать, расширять их кругозор, развивать воображение, логическое мышление, речь; совершенствовать технику чтения, продолжать работу над выразительностью речи; воспитывать добрые чувства.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет К.Д Ушинского,(под ним цитата: «Любовь к родной природе-один из вернейших признаков любви к родной стране.

Картинки с изображением дуба, берёзы, сосны, яблони и леса.

Книги К.Д.Ушинского.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Доброе утро дети! Доброе утро гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Окиньте взглядом доску и найдите эпиграф урока:

«Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к родной стране»

/К.Д.Ушинский./

Спешите делать добрые дела.

II. СООБЩЕНИЕ О БИОГРАФИИ К.Д.УШИНСКОГО.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать, - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.

(Выступление двух учащихся)

ПРОВЕРКА Д/З.

Что нового вы узнали о природе, а точнее о деревьях из наблюдений за ними и из справочников.

  1. ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ.

Ребята, я приглашаю вас на лесную полянку. Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев.

Представили?

Теперь откройте глаза и послушайте, о чем они могли говорить:

IV Чтение рассказа « Спор деревьев».

У кого возникла потребность высказаться?

Кто узнал эти деревья?

Как называется разговор, который проходил между деревьями?

«Спор деревьев» К.Д. Ушинского. (из толкового словаря Ожегова)

Спор - словесное состязание, обсуждение чего-нибудь в котором каждый отстаивает свое мнение.

Что можете сказать о трех деревьях?

Чтение по учебнику . Хвастаются?

Словарная работа. Как вы поняли слова?

(Промежду себя, деревами, погодите, изба- устаревшие слова)

Чтение по ролям . (показать при чтении свой характер)

Дуб:

Яблоня:

Сосна:

V. Работа по содержанию произведения.

К какому жанру относится?

Кого можно подразумевать под дубом, сосной, яблоней?

Вы все добрые волшебники и мои полноправные помощники. Давайте совместными усилиями расколдуем целый сказочный мир.

Каждому из вас достанется человек, которого надо спасти. И даже если он раньше был не очень хорошим и добрым, ему ведь можно помочь исправиться. Поэтому мы не оставим без помощи ни одного заколдованного человечка в нашем сказочном лесу. Все эти деревья как бы повторяют характер, внешность, возраст, пол заколдованных людей.

Описание деревьев.

(описывают внешние признаки дерева)

Дуб (в народе называют «Могучий, пожилой или молодой? Стройный или нет? Крепкий, с сильными руками, ногами, с добрым лицом, кудрявый)

Яблоня. (Вспомните яблоню весной, когда она расцветает, как невеста стоит, (девушка м/б и женщина средних лет, полная, статная, гордая, знает себе цену.)

Сосна. Старушка, умудренная опытом, много прожила на свете, много повидала.

VI. Рисование по представлению

Сложите альбомный листок пополам. На одной половине нарисуйте дерево, которое вам больше всего понравилось, а на другой половине нарисуйте расколдованного человека

(Самостоятельная работа учащихся)

Описывая эти деревья, мы опирались на внешние признаки, но ведь у человека есть еще и внутренний мир- душа. А что характерно для произведений К.Д. Ушинского?

(Он наделяет неодушевленные предметы человеческими качествами и учит нас бороться с недостатками)

Сам К.Д. Ушинский очень много работал над собой. Главным своим пороком, как и всех людей, он считал эгоизм.

Эгоизм- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов, интересам другим, пренебрежение ими.

Что же вы можете теперь сказать о деревьях, которые изобразил нам Ушинский?

эгоисты.

Эгоизм и эгоист- слова родственники, т.к. человек отличающийся эгоизмом, называется эгоист.

Не хвали сам себя, жди когда люди тебя похвалят.

Будут тобой восхищаться!

VII. Минута восхищения!

(подойдите к окну, понаблюдайте, присмотритесь, чем вы можете восхищаться?!

Какая летом стоит береза?

Дети смотрят в окно и представляют.

Учитель читает стихотворение «Березонька»

Что можете сказать об этом стихотворение?

(народ любит березоньку, называет ласково, нежно)

Повторное чтение уч-ся (2-3 уч-ся)

Где бы ни росла береза, всюду она приносит людям радость и свет.

Береза – символ России нашей Родины. И быть ей, да и всем деревьям, на наших

просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Берёзка-воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побелевшую хату, русскую печь, кряжистые символы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжёлую работу.

А молодые тоненькие, прямые березки похожие на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.

К.Д. Ушинский очень ценил народную мудрость. Песня «Березонька» была включена им в свой учебник «Детский мир». Своими произведениями он воспитывал в детях честность, трудолюбие и доброту. За что мы и благодарны ему.

VIII. Итог урока:

Что бы вы сказали К.Д. Ушинскому?


Галина Писклова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Спор деревьев»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии .

Воспитатель : Писклова Г. А.

Тема : «Спор деревьев »

Приоритетная область – экология

Цели : уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т . д.)

Продолжать учить классифицировать растительный мир леса.

Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человека.

Интеграция образовательных областей

Чтение художественной литературы :

Цели : познакомить с произведением К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникация : закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб-дубовый)

Учить составлять короткий рассказ по картине.

Развивать речь.

Воспитательные задачи : воспитывать любовь к природе, развивать эмпатию.

Материалы к занятию : аудиозапись «Времена года» , картинки деревьев и образцы листочков с этих деревьев , картина «Осень в лесу» , рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Методы и приемы :

1. Рассматривание.

2. Описание.

3. Оживление.

4. Чтение.

5. Беседа.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Загадка : Дни стали короче, длиннее стали ночи

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(осень)

Воспитатель. Как вы догадались, что это бывает осенью? Давайте подойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья , кусты. Какие еще приметы осени вы увидели?

(ответы детей)

Послушайте еще одну загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(лес)

Воспитатель : Сейчас я расскажу вам рассказ о лесе.

Закройте глаза и представьте картину, которую нарисовал художник (ставит на мольберт картину «Осень в лесу» ) Откройте глаза. Похожа эта картина на ту, которую представили вы?

Чем похожа?

Чем отличается?

Что вы на ней видите? (ответы детей)

А хотите попасть в этот лес? Закройте глаза, а отнесет вас туда волшебный ветерок.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету :

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый

Старый лист газетный

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено,

Вся земля проветрена

Ветер, деток унеси –

В лесу осеннем отпусти.

Выставляются картинки деревьев : березы, клена, рябины, дубы, липы, ели. Вокруг них разбросаны листочки, дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И Чайковского «Осень» из цикла «Времена года» . Приземляются в лесу

Воспитатель :

Разгадайте новую загадку :

Весной веселит

Летом холодит

Осенью питает

Зимой согревает

(дерево )

Игра «Собери листочки к своему дереву »

Пока звучит музыку, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Воспитатель спрашивает какой у кого лист. Дети отвечают : березовый, дубовый, кленовый, рябиновый, липовый.

Воспитатель : послушайте еще загадки

Не загадка это даже

Сразу назовем

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем.

(дуб)

Стоит дерево

На дереве-мячики :

Летом- зеленые,

Осенью - румяные.

(яблоня)

Хоть колюча, а не елка

Подлинней ее иголки

А кора тонка, красна,

Та красавица- (сосна)

Однажды эти деревья поспорили между собой , а о чем, вы узнаете, послушав рассказа писателя К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Чтение рассказа

Спор деревьев

Заспорили деревья промежду собой : кто из них лучше. Дуб говорит :

Я всем деревьям царь ! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрит, листья у меня вырезанные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает и молвила :

Не хвастай много, дубище, ты велик и толст : зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает :

Погодите, -говорит, - похваляться; вот придет зима, будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было. Я им печки топлю и избы строю.

Воспитатель :

Назовите героев сказки

Так о чем спорили деревья ?

Чем хвастался дуб?

Что говорила яблоня?

Что рассказывала сосна?

Кто же из деревьев важнее ?

Какую пользу приносят нам : дуб, яблоня и сосна?

(ответы детей)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Хорошо-плохо» .

Затем произносятся «магические слова»

«Полон лес и загадок и чудес» и дети оказываются в детском саду.

Итог занятия .

Рыжова Татьяна Геннадьевна Учитель-логопед первая квалификационная категория МБ ДОУ «Детский сад № 59» комбинированного вида г.Новокузнецк

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация»

Цель: пересказ сказки К. Ушинский «Спор деревьев».

Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ сказки К. Ушинский «Спор деревьев»; активизировать и обогащать словарь по теме «Деревья»; согласовать существительные мн.ч.; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Коррекционно-развивающие цели: развивать диалогическую и монологическую формы речи; разви­вать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

Оборудование: панно, картинка, текст сказки К. Ушинский «Спор деревьев»

Предварительная работа: сбор листьев и составление из них композиций.

Организационный момент:

Интеллектуальная разминка.

Логопед. Ребята отгадайте загадки.

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

Круглое, румяное, яблоко
Оно растет на ветке.
У этой детки. (Яблоня)

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками... (Сосна)

Логопед. Ребята, молодцы. А теперь внимательно слушайте рассказ К. Ушинский «Спор деревьев».

Первичное чтение рассказа

Логопед. Кто стал спорить?

Логопед. О чем спорили деревья?

Логопед. Какое дерево первым говорило?

Логопед. Кто всем деревьям царь? Почему?

Логопед. Какое дерево услышало слова дуба?

Логопед. Кто услышал слова яблони?

Логопед. Чем хвасталась сосна?

Логопед. Что яблонька сказала дубу?

Закрепление навыков грамматически

правильного оформления высказывания.

«Один – много»

Дерево – деревьев;

Дуб – дубов;

Царь – царей;

Корень – корней;

Верхушка – верхушек;

Лист – листьев;

Сук – сучьев;

Буря – бурь;

Гроза – грозы;

Яблоня – яблонь;

Желудь – желудей;

Свинья – свиней;

Яблоко– яблок;

Стол – столы;

Сосна – сосен;

Зима – зим;

Колючка – колючек;

Печка– печек;

Изба – изб.

«Подбери родственное слово»

Дерево – деревце, деревянный;

Дуб – дубовый, дубинушка;

Царь – царский, царевич;

Корень – коренной, корявый;

Верхушка – верх, вершки;

Лист – листья, листва;

Сук – сучья, сучки;

Гроза – грозный, грозовой;

Яблоня – яблочный, яблонька;

Сосна – сосновый, сосновая;

Колючка – колючки, колит.

Развитие общей моторики, координации

речи, темпа и ритма движения

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Повторное чтение с установкой на запоминание

с использованием опорной картинки

Пересказ детьми рассказа с использованием панно

Логопед просит детей пересказать рассказ по опорной картинке на панно. Рассказ пересказывают 2-3 ребенка.

Игра «Что лишнее, чего не стало?»

Логопед. Посмотрите внимательно на панно и постарайтесь запомнить предметы, находящиеся на нём.

Логопед листом бумаги закрывает часть картинки и спрашивает детей о предметах, которые там находятся.

Дети. Стоял дуб.

Дети. Рядом с дубом росла яблоня и сосна др.

Подведение итогов

Логопед. Ребята, что нового сегодня вы узнали?

Дети. Все деревья нам нужны?

Логопед. Для чего нам нужен дуб?

Логопед. Для чего нам нужна яблоня?

Логопед. Для чего нам нужна сосна?


Школа______________________________Класс___________
2-й вариант

конца.
Спор деревьев.
Вот дуб говорит:


бурям, не гнусь перед грозою.







избы строю.
По К.Д. Ушинскому
Часть 1
1.Выпиши из текста предложение с вопросительным знаком.
Подчеркните слово, в котором буква имеет два звука.


слова.

Глаголы
Имена
Имена
существительные
прилагательные


обведите его.
А) Сосна не приносит пользы людям.
Б) Сосна растёт во фруктовых садах.
В) Сосна – вечнозелёное дерево.
Г) Из сосны строят дома.


«с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова»

_____
Ь – разделительный

__________
Ь – показатель мягкости

__________


примерами.

Подчеркните названия лиственных деревьев.


Почему сосна считала себя лучшим деревом?
ответ и обведите его.
А) Весна В) Осень
Б) Зима Г) Лето
помощью выражения: 10 Х 5 = 50.

Запишите ответ к задаче.

9.Выпишите из текста слово, родственное слову «деревья».

Выделите корень.

Часть 2
10. Выпишите из текста 2 – 3 слова с орфограммой «безударная
гласная в корне слова», проверяемая ударением.


_________
_________

11. Выберите и обведите дерево, о котором говорится в тексте.

________________

13. Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками дерево с его
плодами. Обведите плод, который человек не использует в пищу.

14. Разделите текст на части и озаглавьте каждую часть. Запишите.

________________
______

15.Решите задачу двумя способами.
На яблоне висело 60 яблок. Утром упало 22 яблока, а вечером –
ещё 20.
Сколько яблок осталось на яблоне?
16.Соедините стрелками названия, выпишите из текста и дополните
своими примерами схему.
Сосна Культурное растение
Яблоня Дикорастущее растение

17. Отметьте дикорастущие деревья.

18. Запишите в таблицу название деревьев: ольха, гранат, пихта,
кокосовая пальма, мандарин, кедр.

Северные деревья
Южные деревья
19. Укажите стрелочкой то, что делают из дерева, исходя из свойств
породы.
Лиственница –
крепость,
устойчивость
к воздействию воды.
Корабельная
(сибирская) сосна –
высокий прямой
ствол.
Ясень – упругость.
Липа – лёгкость
обработки.

Фамилия, имя _______________________________________
Школа______________________________Класс__________
1-й вариант
Задание. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь
палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до
конца.
Спор деревьев.
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?
Вот дуб говорит:
- Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в
три обхвата, верхушка в небо смотрится. Листья у меня
вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь
бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато
растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху. А моё – то
румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:
- Погодите, - говорит, - похваляться. Вот придёт зима, и
будете вы оба стоять голёшеньки! А на мне всё же
останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной
стороне житья бы людям не было. Я им и печки топлю, и
избы строю.
По К.Д. Ушинскому
Часть 1
1.Выпиши из текста предложение с восклицательным знаком.
Подчеркните слово, в котором букв больше, чем звуков.

_____
2.Заполни таблицу примерами слов из текста. Выпишите по 2 – 3
слова.

Имена
существительные
Имена
прилагательные
Глаголы
3.Какую пользу приносит людям сосна? Выберите верный ответ и
обведите его.
А) Из сосны строят дома.
Б) Сосна – вечнозелёное дерево.
В) Сосна растёт во фруктовых садах
Г) Сосна не приносит пользы людям.

4. Выпишите из текста по 2 слова с орфограммами:
«безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением»

Ь – разделительный

Ь – показатель мягкости

Напишите, где нужно, рядом проверочное слово.

5. Выпишите из текста названия деревьев, дополните 2 – 3 своими
примерами.

Подчеркните названия хвойных деревьев.

6. Подчеркните в тексте ответ на вопрос:
Почему яблоня считала себя лучшим деревом?
7. О каком времени года упоминается в тексте? Выберите верный
ответ и обведите его.
А) Лето В) Зима
Б) Осень Г) Весна
8. Запишите вопрос и ответ к задаче, которую можно решить с
помощью выражения: 10 Х 3 = 30.
За год дубок вырастает на 10 см.

Запишите ответ к задаче.

9.Выпишите из текста слово, родственное слову «дуб».

Выделите корень.

Часть 2
10. Выпишите из текста 2 – 3 слова с орфограммой «парная
согласная в слабой позиции».

Напишите проверочное слово, выделите корень.

11. Выберите и обведите дерево, о котором не говорится в тексте.

12. Вспомните и запишите 2 – 3 правила поведения в лесу.

________________

13. Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками дерево с его плодами. Обведите плод,
который человек использует в пищу.