Рассмотрите серии картинок. Предложите ребенку мысленно сложить рисунки по порядку и составить рассказ по каждой серии; придумать название к каждому рассказу.

Составление рассказа по серии картинок" class="box2">

Спросите детей, чего испугаласть мышка. Нужно ли бояться нарисованную кошку? Что случилось с зайцем? Доплыл он до берега? Почему доплыл?

Class="box2">

Спросите ребенка, хорошо ли поступил мальчик. Кошки хотели перехитрить друг друга. Удалось ли им это?

Мишка ждёт гостей.

Прочитайте ребёнку историю о том, как мишка ждал гостей. Попросите его показать на картинках каждое действие.

Позвал Мишка гостей и стал ягоды мыть. Потом подумал: "Может, ягода невкусная, гостям не понравится! Сначала я сам попробую".

Одну попробовал, другую... Одна сладкая, другая - ещё слаще. Так и гостям ничего не останется! Тогда завязал мишка себе рот платочком и стал гостей ждать.

Class="box2">

Хитрый Ёжик.

Попросите ребёнка мысленно подобрать рисунки по порядку и придумать рассказ.

Смотрите также: Обобщения - Семья

Комментарии посетителей сайта:

мама Саши (08:17:01 08/04/2009):
Спасибо огромное за выложенный материал. Работаю в детском центре, очень помогает ребятишкам на занятиях по развитию речи.

Сорокина Ольга (20:33:12 05/06/2010):
Спасибо за помощь.

Работа над связной речью старших дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие».


Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала: данный материал поможет педагогам ДОУ в реализации дополнительной работы над связной речью по образовательной области «Речевое развитие».
Цель: формирование связной речи.
Задачи:
*побуждать составлять описательный и повествовательный рассказы по рисункам Е.Рачева к сказке «Колобок»;
*развивать произвольную память, воображение, пополнять новыми словами словарный запас дошкольников;

Материал и оборудование: набор иллюстраций Е.Рачева к сказке «Колобок».

Предварительная работа: чтение сказки "Колобок", обсуждение новых слов: порты, рубаха-косоворотка, кушак, кафтан, сарафан, кокошник.
Составление описательного рассказа по серии рисунков Е.Рачева к русской народной сказке «Колобок».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть три иллюстрации Е.Рачева к русской народной сказке «Колобок»


1. Встреча колобка с зайцем.


2. Встреча колобка с волком.


3. Встреча колобка с лисой.

Далее воспитатель организовывает обсуждение иллюстраций.
Вопросы к детям:
- Сравните все рисунки художника, что интересного вы заметили? (персонажи сказки одеты в русские национальные костюмы, кроме колобка).
- Опишите наряд зайчика (порты, рубаха-косоворотка, кушак).
- Кто на Руси носил такую одежду? (ответы детей обсуждаются).
- Что за наряд у волка, во что он одет? (кафтан, как у Ивина- царевича).
- Почему Е.Рачев решил одеть волка именно в кафтан, а не в порты и косоворотку? (ответы детей обсуждаются).
- В какой наряд одел художник лису? (в сарафан, кокошник, на шее бусы в три ряда).
- Кто на Руси носил такой наряд? (красные девицы).
- Что можно сказать о лисе из сказки «Колобок», какой её изобразил на иллюстрации художник?

После обсуждения иллюстраций воспитатель предлагает детям составить описательные рассказы о героях данной сказки, опираясь на иллюстрации художника и соответствующие выразительные средства языка.
Например:
"Покатился колобок по дорожке. А навстречу ему идет заяц-добряк. На нем рубашка-косоворотка с ярким русским орнаментом, синие порты, подпоясанные кушаком. Под мышкой морковку держит. И по всему видно, что он сыт. Но все равно, не удержался и сказал колобку.
- Колобок, колобок, а я тебя съем!"...

Если дети воспроизводят только уже знакомый текст сказки, то можно попросить их попробовать сделать сказку интереснее, добавив свою фантазию, придумать что-то чего нет на иллюстрациях.
Совместная образовательная деятельность «По страницам книг и иллюстраций»
Цель: формирование связной речи.
Задачи:
*побуждать составлять описательный и повествовательный рассказы по рисункам Е.Рачева к русским народным сказкам;
*продолжать знакомить детей с книгами советских писателей, персонажами, обращая внимание на оформление книги, иллюстрации;
*развивать произвольную память, пополнять новыми словами словарный запас дошкольников;
*воспитывать любовь к художественному творчеству.
Материал и оборудование: куклы Незнайка, Тюбик; иллюстрации Е.Рачева к сказкам: «Заяц-хваста», «Колобок», «Лиса и заяц», «Сивка-бурка».
Воспитатель предлагает детям отправиться на удивительную выставку рисунков к художнику из Цветочного города.

Как зовут этого художника? (Тюбик).
- Кто еще живет в Цветочном городе? (Незнайка и его друзья).

А отправимся мы в этот Цветочный город на необычном транспорте. Отгадав загадку, вы узнаете, что это за транспорт: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
- Кто же нам поможет попасть в Цветочный город? (Сивка-бурка).

Но почему нет нашего верного друга? Наверно, надо сказать волшебные слова...
- Кто помнит, какие слова произносил Иванушка, когда звал своего друга? (Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!)
- Как вы думаете, как одевался Иванушка? (ответы детей обсуждаются).
Воспитатель выставляет иллюстрацию к сказке «Сивка-бурка».

Обратите внимание, каким красивым стал Иванушка. Почему так произошло? Как художник отображает это в своей картине? (ответы детей обсуждаются).
Появляются Незнайка и его друг из цветочного города Тюбик (куклы). Они приветствуют гостей. Но продолжают о чем-то спорить. Воспитатель интересуется у гостей, о чем они так горячо спорят?
Незнайка оправдывается и говорит, что он все сделал правильно, а Тюбик обижается. И предлагает детям рассудить их. Пока Тюбик готовился к встрече с ребятами, Незнайка посмотрел выставку рисунков и исправил некоторые неточности. Вот что из этого получилось. Воспитатель выставляет на мольберты картины Е.Рачева к сказкам «Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Колобок». Но один из героев на картине заблудился.
Проводится дидактическая игра «Рассели героев по своим сказкам».
Дети должны правильно расселить героев по своим сказкам (используется дополнительный рисунок на магните, прикрывающий основного героя).
Дети находят ошибки.
1. Колобок встретил не зайца, а зайца-хвасту.
2. Медведю кашу подает не Машенька, а заяц с морковкой.
3. Ворона поучает не зайца-хвасту, а Машеньку.
4. У лисы на носу не колобок, а ворона.
5. Машенька ставит на стол кашу перед волком.
6. Волк встретил не колобка, а петуха с косой.

Физминутка («Я Колобок, Колобок, я по коробу скребен, по сусеку метен»…)

Художник Тюбик благодарит детей за помощь и предлагает рассмотреть трех зайцев на иллюстрациях и рассказать об этих отличиях Незнайке.
- Вы догадались, чьи это рисунки? (Евгения Рачева).
- Сравните зайцев из сказки «Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Колобок», какие они?

Что можно сказать о зайце из сказки Колобок?
- Что можно сказать о зайце из сказки «Заяц-хваста»? Составьте описательный рассказ об этом герое из 4-5 предложений. Попробуйте рассказать о его настроении, характере, одежде и о вашем к нему отношении.
- Что можно сказать о зайце из сказки «Лиса и заяц»? Составьте описательный рассказ об этом герое из 4-5 предложений. Попробуйте рассказать о его настроении, характере, одежде и о вашем к нему отношении.
- Как удалось художнику так убедительно изобразить зайцев, что мы смотрим на рисунок и сразу видим, что этот заяц хвастливый, задавака, а этот заяц жалкий, обиженн ый? (ответы детей обсуждаются).

Незнайке очень понравилось, как ребята составляют рассказы, и он просит детей, рассказать об этих удивительных иллюстрациях его друзьям из Цветочного города по телефону.
Дидактическая игра «Расскажи другу по телефону».
Дети сами выбирают себе друга из Цветочного города, выбирают иллюстрацию, набирают номер телефона, который сообщает Незнайка, и рассказывают.
Пример:
«Здравствуй, Шпунтик. Я сегодня познакомился с интересной иллюстрацией Евгения Рачева к сказке «Заяц-хваста». Если ты увидишь ее, то сразу догадаешься, что это за сказка. Потому что художник на одной картине изображает сразу почти всех героев произведения. Мне больше всего понравился на этой картине Заяц и не важно, что он хвастается, но он такой милый…»
Рефлексия.
Тюбик сообщает детям, что он приготовил сюрприз – это портрет самого художника за работой. Дети рассматривают портрет.

Книга представляет собой практическое пособие по развитию речи младших школьников. На цветной вклейке подобраны тематические картинки, по которым разработаны занятия с детьми.
В пособие есть необходимые методические рекомендации для педагогов и родителей, а также кратко изложены основные теоретические вопросы, связанные с работой по развитию устной и письменной речи учащихся начальной школы. Практическая часть содержит подготовительные упражнения к рассказу-сочинению, планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.
В книге предложены сочинения-описания (отдельного предмета, явлений природы, описания, составленные по сюжетной картинке) и сочинения-повествования (по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок).
Книга поможет педагогам и родителям в работе по развитию речи учащихся начальной школы.

Предлагаемое пособие поможет вам в занятиях по развитию речи ваших детей.

От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Речевое — это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. К сожалению, устная речь младших школьников зачастую бедна и однообразна, ограничена очень скудным словарным запасом, поэтому создание даже небольшого письменного текста вызывает у детей серьёзные трудности.

Как правило, созданный учеником текст состоит из коротких и однотипных предложений. В нём часто нарушена логическая последовательность, неправильно определены границы предложений, необоснованно повторяются одни и те же слова. Задача родителей и учителей - постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения - это значит учить грамотно, последовательно и красиво излагать свои мысли.

Работа по развитию речи очень трудоёмкая, требующая большого количества времени. Проще и эффективнее всего начинать обучение, используя наглядный материал. В нашем пособии вы найдёте цветную вкладку с картинками, по которым разработаны занятия с младшими школьниками.

Те заботливые родители, которые обеспокоены проблемой развития грамотной речи у своих детей, найдут в этой книге все необходимые рекомендации.

В пособии кратко изложены основные теоретические вопросы: типы текстов, виды сочинений по картинке, работы над ними.

Практическая часть содержит подготовительные упражнения и планы сочинений, опорные слова и словосочетания (так называемые речевые заготовки), а также образцы сочинений по предложенным картинкам.

В пособии рассматриваются только тексты-описания и тексты-повествования. Не забывайте, что в основном в начальной школе работа направлена на создание смешанных текстов (текстов-повествований с элементами описания или с элементами рассуждения). Здесь представлены следующие виды сочинений по картинке:

1) сочинение-описание отдельного предмета;

2) сочинение-описание явления природы;

3) сочинение-описание по серии сюжетных картинок;

4) сочинение-повествование по сюжетной картинке;

5) сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.

Сначала можно ограничиться устным рассказом по картинке,

а затем перейти к написанию текста. Занятия не должны проводиться от случая к случаю. Только систематические занятия дадут положительный результат.

Желаем успехов!

ТЕКСТ

Текст - это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.

Тема текста - то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста - то, в чём автор хочет убедить читателя.

У каждого текста есть название - заголовок. Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.

Обычно текст состоит из трёх частей.

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.

Описание - текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете.

К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?

Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

План текста-описания.

1. Вступление (предмет описания).

2. Основная часть (характерные признаки предмета).

3. Заключение (оценка).

Повествование - текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос что делает?

В тексте-повествовании используются глаголы.

План текста-повествования.

1. Вступление (завязка действия).

Как ты думаешь, зачем ёжику столько яблок?

2. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Запасливый ёжик»

«Как ёж унёс урожай яблок»

3. Составь план сочинения-повествования.

6. Прочитай предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Зверёк залез на дерево.

Ёжик побежал домой.

Все я накололись на иголки.

Ёжик собрал урожай яблок.

Он спрыгнул с ветки иголками вниз.

7. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Большой урожай яблок.

2. Основная часть.

Необычный способ сбора урожая.

3. Заключение.

Вкусное лакомство.

Созреть, плоды, собрать, большой урожай яблок, замечательная идея залезть на ветку, спрыгнуть с дерева, наколоться, лакомиться.

IV. Образец сочинения.

Как ёж унёс урожай яблок.

Наступила осень. На яблонях созрели сочные плоды. Ёжик целый день трудился и собрал большой урожай аппетитных яблок. Зверёк задумался, как одному унести столько яблок. И тут ему в голову пришла замечательная идея!

Ёжик залез на ветку, которая была как раз над собранными яблоками. Он спрыгнул с дерева и упал иголками на я . Все плоды накололись на иголки ежа. Ни одного яблока не осталось. Довольный ёжик побежал домой.

Теперь до зимы запасливый зверёк будет лакомиться вкусными плодами.

ЗОНТ-ГНЕЗДО

I. Подготовительная работа.

2. Ответь на вопросы.

Кто изображён на картинке?

Какая была погода?

Что случилось с зонтом?

Как ворона приспособила зонт?

«Как зонт превратился в гнездо»

«Зонт-гнездо»

«Необычное гнездо для воронят»

5. Замени слова девочка, соорудить, превратиться близкими по смыслу словами.

6. Подбери как можно больше имён прилагательных к словампогода, ветер, гнездо, птенцы.

7. Составь из слов каждой строчки предложения.

Налетел, выхватил, из, зонт, рук, девочки, ветер, вдруг, и

Лапами, за, уцепилась, него, птица

Смастерила, из, уютное, ворона, зонтика, гнёздышко

8. Скажи по-другому.

Стояла дождливая погода.

Зонтик стал новым домиком для ворон.

II. План.

1. Вступление.

Прогулка под дождём.

2. Основная часть.

Разбойник-ветер унёс зонт.

Счастливая находка вороны.

Появление птенцов.

3. Заключение.

Новый домик для счастливого семейства.

III. Опорные слова и словосочетания.

Дождливая погода, ветер, уцепиться лапами, уютное гнёздышко, горластые воронята, новый домик.

IV. Образец сочинения.

Как зонт превратился в гнездо.

Стояла дождливая пасмурная погода. Ксюше не сиделось дома. Она взяла большой зонт и вышла прогуляться.

Погода ухудшилась. Дождь полил ещё сильнее. Вдруг налетел ветер, выхватил из рук девочки зонт и помчал его ввысь. Ксюша так и не смогла догнать зонт.

Мимо пролетала ворона. Она увидела зонт, который кружился в воздухе. Птица уцепилась за него лапами и втащила на дерево.

Ворона натаскала в зонтик солому, веточки, мох, и у неё получилось уютное гнёздышко. Весной в нём вывелись замечательные горластые воронята. Они всё время хотели есть. Ворона не успевала приносить птенцам червячков.

Вот так зонтик стал новым домиком для счастливого семейства.

ДРУЗЬЯ помогли

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Какое время года изображено на картинке?

Во что играли ребята?

Куда побежал самый младший из ребят?

Что с ним случилось?

Каким является поступок малыша?

Как ребята спасли маленького друга?

3. Подходит ли пословица «Друзья познаются в беде» к этому рассказу?

4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Малыш в беде»

«Друзья помогли» «Зимние забавы»

6. Замени слова ребята, играть, бежать, ледяной близкими по смыслу словами.

7. Скажи по-другому. Тонкий лёд дал трещину.

Ребята помогли малышу вылезти из воды.

8. Составь из слов каждой строчки предложения.

По, скользить, малыш, гладкому, стал, льду

Крепость, строила, снежную, детвора

Длинную, протянул, мальчик, другу, палку

Воду, закричал, ледяную, малыш, в, упал, и Прочитай предложения в таком порядке, чтобы

получился рассказ.

9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Дети играют.

2. Основная часть.

Малыш побежал на пруд.

Мальчик провалился под лёд.

Ребята спасли своего маленького друга.

3. Заключение.

Друзья познаются в беде.

III. Опорные слова и словосочетания.

Зимний денёк, крепость из снега, скользить, провалиться, оказаться в воде, помчаться, ухватиться, вытащить, друзья.

IV. Образец сочинения.

Друзья помогли.

Стоял ясный зимний денёк. Ребята играли в снежки, строили снежную крепость.

Илюша, самый маленький, побежал один на пруд. Он выбежал на лёд и стал скользить по нему. Вдруг тонкий лёд затрещал. В одно мгновение мальчик провалился и оказался в воде. От страха и холода он закричал. Ребята услышали крик и помчались к пруду. Ваня не растерялся и протянул другу длинную палку. Илюша ухватился за неё. Мальчики вытащили малыша из воды.

Недаром говорят: «Друзья познаются в беде».

ПОЛЁТ НА МАРС

I. Подготовительная работа.

1. Что ты представляешь, когда слышишь слово космос?

2. Придумай рифмованные строчки с данными словами.

Полёт - звездолёт

Марсианин - инопланетянин

3. Ответь на вопросы.

Как ты думаешь, на картинках изображены реальные события или выдуманные? Почему?

Как мальчик собирался в полёт? Пофантазируй. Что юный космонавт мог увидеть в иллюминаторе ракеты?

О чём говорят землянин и марсианин?

4. Выбери наиболее удачный заголовок. «Необычное путешествие» «Разговор с марсианином»

«Полёт на Марс»

5. Составь план сочинения-повествования.

6. Замени слова ракета, марсианин, рассказать близкими по смыслу словами.

7. Составь предложения, используя данные слова.

Космонавт, путешествие

Приземлиться, планета

Встреча, марсианин

Друзья, Марс

8. Скажи по-другому.

Юный космонавт умело управлял ракетой.

9. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

Подготовка к полёту.

2. Основная часть.

Удачный полёт.

Встреча с марсианином.

3. Заключение.

Незабываемое путешествие.

III. Опорные слова и словосочетания.

Путешествие на Марс, юный космонавт, инопланетянин, рассказать жителям планеты, новые друзья.

IV. Образец сочинения.

Полёт на Марс.

Петя - ученик космической школы. Он так старательно изучал все предметы, что был награждён путешествием на Марс. Мальчик тщательно готовился к полёту. Наконец долгожданный день настал!

Ракета стартовала, и через несколько секунд Петя уже был далеко от Земли. Во время полёта юный космонавт смотрел в иллюминатор и любовался яркими

звёздами, спутниками, большими и малыми планетами. Он умело управлял современной машиной, поэтому смог быстро и аккуратно приземлиться на Марс.

На планете Петю встретил марсианин. Инопланетянин оказался очень забавным: с рожками на голове, большим носом и толстым животиком. Мальчик узнал, что марсиане трудолюбивые, добрые и общительные. Петя рассказал жителям планеты о Земле, о людях и пригласил марсиан в гости.

Юному космонавту понравилось путешествие на Марс. Теперь у него появились друзья и на другой планете.

ПОЧЕМУ У ЛУНЫ НЕТ ПЛАТЬЯ

I. Подготовительная работа.

1. Отгадай загадку.

То полна, а то стройна, По ночам не спит она.

2. Что ты представляешь, когда слышишь слово Луна?

3. Ответь на вопросы.

С какой просьбой обратилась Луна к портному?

Как менялся вид Луны?

Как менялось настроение портного? Почему?

Почему у Луны нет платья?

4. Объясни, как ты понимаешь выражение многоликая Луна?

5. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Многоликая Луна»

«Почему у Луны нет платья»

«Как портной шил Луне платье»

6. Задай главный вопрос к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

7. Как менялся внешний вид Луны? Прочитай слова в нужной последовательности.

Месяц, полная Луна, Серп, Полумесяц

8. Как менялось настроение портного? Прочитай слова и словосочетания в нужной последовательности.

Расстроился, разгневался не на шутку, с радостью встретил, чуть не заплакал от досады

9. Продолжи предложения.

Луну называют многоликой, потому что...

Портной отказался шить Луне платье, потому что...

10. Из слов каждой строчки составь предложения.

Вдвое, за, Полумесяц, дней, сделался, несколько, больше

Месяц, время, полной, стал, некоторое, Луной,

11. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление.

О чём Полумесяц попросил портного?

2. Основная часть.

Что произошло с заказчиком через несколько дней?

Как развивались события?

Как отреагировал портной, увидев тоненький

3. Заключение.

Почему у Луны нет платья?

III. Опорные слова и словосочетания.

Попросить сшить платье, снять мерку, пригласить

на примерку, сделаться вдвое больше, расстроиться, чуть не заплакать от досады, отказаться шить платье, многоликая.

IV. Образец сочинения.

Почему у Луны нет платья.

Однажды Полумесяц заглянул к портному и попросил сшить нарядное платье. Портной снял с Полумесяца мерки и пригласил на примерку.

За несколько дней Полумесяц сделался вдвое больше. И в плечах, и в груди платье оказалось тесным. Портной очень расстроился. Пришлось снимать новые мерки.

Через некоторое время Месяц стал полной Луной. Портной был изумлён и чуть не заплакал от досады. Он снова снял мерки с заказчика.

И вот перед портным уже не Луна, а тоненький Серп. Портной разгневался не на шутку и отказался шить Луне платье.

У Луны до сих пор нет платья, потому что она многолика: всё время меняет свой внешний вид.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ

I. Подготовительная работа.

1. Восстанови последовательность событий.

2. Ответь на вопросы.

Что необычного ты видишь на картинках?

Чем отличается от рассказа?

Что на картинках сказочное, а что - реальное?

Почему Баба Яга превратилась в добрую старушку?

3. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Путешествие Вани в сказку»

«Волшебное превращение Бабы Яги»

«Сказочное приключение»

«На добрый привет добрый ответ»

4. Придумай заголовок к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.

5. Назови как можно больше «сказочных» слов и выражений.

Жили-были...

6. Продолжи предложения.

Подул ветер...

Ваня собрал свои вещи...

Мышка рассказала Ване, что...

7. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам Ваня, Баба Яга, старушка.

8. Определи границы предложений.

Жили-были мальчик Ваня и его мама жили они дружно мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

9. Составь сказочный текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.

II. План.

1. Вступление (зачин).

Ваня и мама.

2. Основная часть.

Ветер уносит маму.

Мальчик ищет маму.

Герой встречает мышку.

В избушке у Бабы Яги.

3. Заключение (концовка).

III. Опорные слова и словосочетания.

Жить дружно, заниматься хозяйством, сильный ветер, распахнуть окно, за тридевять земель, долго ли, коротко ли, волшебный клубок, расплакаться, пожаловаться, скучно, одиноко, обогреть, накормить, превратиться, жить-поживать, добра наживать.

IV. Образец сочинения.

На добрый привет добрый ответ.

Жили-были мальчик Ваня и его мама. Жили они дружно. Мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.

Однажды подул сильный ветер, распахнул окно, подхватил маму и унёс.

Ваня, долго не раздумывая, собрал свои вещи и отправился искать маму за тридевять земель.

Долго ли, коротко ли шёл мальчик. Повстречал он мышку. Она рассказала, что мама Вани находится у Бабы Яги, и дала мальчику волшебный клубок, который поможет найти избушку старой ведьмы.

Отыскав Бабу Ягу, Ваня потребовал вернуть маму. А Баба Яга вдруг расплакалась и пожаловалась, что ей скучно и одиноко в глухом лесу.

Пожалели мама и сын бедную старушку. Они взяли Бабу Ягу к себе, обогрели и накормили. От доброты и ласки превратилась Баба Яга в милую и заботливую бабушку. Стали они втроём жить-поживать да добра наживать.

СЛОВАРИК синонимов

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Дети, ребята, детвора. Друг, приятель, товарищ. Помидор, томат. Праздник, торжество. Разв , забава, потеха. Холод, мороз, стужа. Шалун, проказник, озорник, баловник. Школьник, ученик.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Благородный, великодушный, рыцарский. Верный, преданный, постоянный, надёжный. Вкусный, аппетитный.

Красивый, прекрасный, прелестный, восхитительный. Нарядный, праздничный. Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный. Хороший, неплохой, отличный, отменный, славный.

Чудесный, дивный, волшебный, сказочный, фантастический.

Яркий, ослепительный, красочный, насыщенный.

ГЛАГОЛ

Бежать, мчаться, нестись. Видеть, наблюдать, замечать. Говорить, сообщать, произносить, высказывать. Делать, совершать, изготовлять, мастерить, сооружать, создавать.

Играть, веселиться, резвиться. Идти, шагать, ступать, шествовать. Находить, отыскивать, обнаруживать. Появляться, показываться. Праздновать, отмечать. Располагаться, быть, находиться. Сверкать, блестеть, сиять, гореть.

Издательство: Литера, 2010 г.