Писатель с целью передачи собственных мыслей пользуется разными средствами. Знаки препинания входят в их число. Они способствуют пониманию того, какая связь существует между элементами сообщения. Читателем также с помощью знаков препинания улавливается интонация, а соответственно, и эмоции автора наряду с чувствами героев книги.

Роман Каверина «Два капитана», приведенный в задании, содержит пунктуацию, способствующую осознанию авторского замысла. Мы сталкиваемся с многочисленными восклицательными предложениями (3, 9, 13), наделёнными способностью к передаче эмоционального состояния Кати, противоречивых её ощущений, скрывающихся за привычной девушке, неприступной и горделивой манерой поведения. Этим сильным чувствам свойственно рваться из сердца Кати, так как она испытывает острое желание выразить всё своё душевное волнение.

Правда, сделать это она не способна, так как не позволяет характер. Благодаря наличию восклицательного знака возле односложного предложения «Да!», читатель осознаёт, насколько много чувств скрывает данное короткое слово.

Тире стоят в 30, 34 и 39 предложениях будто бы не на своих местах, но им отлично удаётся справляться с передачей интонации говорящего. Тире, применяемое в речи Кораблева, означают подчёркнутую паузу. Здесь акцентируется внимание девушки на важном качестве характера Сани, таком же, какое присутствует у неё. Данная пауза в рассуждениях девушки, показанная тире, указывает на удивление от внезапности признания правоты Ивана Павловича, ведь прежде слова этого человека могли показаться ей смешными. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Раскрыть смысл высказывания Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»

В художественном произведении знаки препинания, аналогично всем остальным знакам, подчинены единственной цели – передаче смысла речи автора и чувств героев книги.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «В распоряжении пишущего и читающего есть знаки препинания. Они позволяют более полно и точно выразить смысл письменной речи».

Для передачи своих мыслей писатель использует разные средства. И одно из них - знаки препинания. Они помогают понять связи между элементами сообщения, а также интонацию, а значит - эмоции автора или героев книги.

Вот и в отрывке из романа В. Каверина «Два капитана», который приведен в задании, мы видим, как пунктуация помогает нам в понимании авторского замысла.

Например, многочисленные восклицательные предложения (3, 9, 13 и другие) передают эмоциональное состояние Кати, ее противоречивые чувства, которые она скрывает из-за привычной своей гордой и неприступной манеры поведения. Это чувства рвутся из ее сердца, Катя хочет выразить все, что у нее на душе, но не может, ей не позволяет ее характер. И только восклицательный знак возле ее односложных «Да!» говорит о том, как много чувств стоит за коротким словом.

Или тире в предложениях 30, 34, 39. Они все стоят как бы не на месте, но прекрасно передают интонацию говорящего. В речи Кораблева эти тире означают подчёркнутую паузу, особое обращение внимания Кати на важную характеристику Сани и ее самой. А в рассуждениях девушки эта пауза, показанная тире, означает удивление от того, что она внезапно поняла правоту Ивана Павловича, хотя прежде его слова показались ей просто смешными.

Знаки препинания, как и все в художественном произведении, подчинены одной цели - дать нам понять мысль автора и переживания героя книги.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних предложений текста: « - А ты не можешь устроить, чтобы этого больше не было? У него стало смущенное лицо, и он сказал насмешливо:- Есть! Больше не будет» .

В отрывке из романа В.А. Каверина рассказывается о том, как девушка Катя провожает своего любимого Саню. Он ходит в рейсы на Крайний Север, и эти рейсы бывают очень опасными. Сам Саня однажды рассказал своей девушке об одном из опасных полетов, во время которого была сильная пурга и Саня едва остался жив (47, 48). Слушая рассказ своего любимого, Катя не может представить, что такая опасность могла коснуться Сани, ей кажется, что он рассказывает о ком-то другом, а не о себе: «...и я поймала себя на очень странном чувстве: я слушала его, как будто он рассказывал о ком-то другом».

Это говорит о том, что любящее сердце девушки не могло и не хотело осознавать то, что с родным и близким человеком может случиться что-то плохое. Именно поэтому Катя и говорит эти слова: «А ты не можешь устроить, чтобы этого больше не было? У него стало смущенное лицо, и он сказал насмешливо: Есть! Больше не будет». Смутился Саня от того, что понял, насколько дорог своей девушке, понял, что она по-настоящему переживает за него.

Любящие люди всегда переживают друг за друга и не хотят надолго расставаться. О том, как сильно Катя не хочет расставаться с Саней, она говорит в самом начале текста: «Ох, как мне не хотелось, чтоб Саня уезжал!».

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Любовь - это…» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Любовь — это когда переживаешь за любимого человека, желаешь всегда быть с ним рядом, заботиться о нем, когда искренне желаешь ему счастья и благополучия. Например, в отрывке из романа Каверина В.А. девушка Катя очень переживает за своего любимого Саню, она не хочет, чтобы он уезжал и беспокоится за него, ведь его работа связана с опасными рейсами на Крайнем Севере. Но она любит его и поэтому отпускает его в эти рейсы, понимая, что эта работа нравится ему: «Это был мир его профессии — мир однообразных и опасных рейсов на Крайнем Севере, детских восторгов перед новой машиной, мир, без которого он не мог бы прожить и недели». Катя принимает Саню с этой его профессией, понимая, что эта работа делает его счастливым.

В жизни тоже можно встретить много примеров такой любви. Например, если подумать о космонавтах, летчиках, о военных, которые едут воевать в горячие точки. Любящие их женщины тоже всегда переживают за своих мужчин, но тем не менее остаются с ними, понимая важность и опасность их профессии. Они любят своих мужчин за честь, за смелость, за мужество, понимая, что их профессия — это часть их жизни, часть их самих. И женщины отпускают своих любимых, прося их беречь себя и быть осторожнее. Беря с них обещание вернуться домой.

И они возвращаются. Жаль, не все. И не всегда.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1 абзац. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФРАЗА:
На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смыслпредложения.
На письме без знаков препинания не обойтись, потому что пунктуация, по свидетельству А.Б. Шапиро, также «является одним из очень выразительных средств передачи тех сторон содержания, которые либо не могут вовсе, либо не могут во всей полноте и глубине передаваться при помощи слов и грамматического оформления высказывания».
На письме без знаков препинания не обойтись, потому что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

2 абзац: Обязательно обозначить функции знаков препинания.
Существующая в русском языке пунктуационная система четко организована и основана на строгих принципах. Она представляет собой тот механизм, с помощью которого осуществляется коммуникация между читающим и пишущим. Структура, смысл и интонация высказывания диктуют постановку необходимого пунктуационного знака.
Пунктуационные знаки в современном русском языке, различаясь по своим функциям, по назначению, по месту их расстановки в предложении, вступают в определённую иерархическую зависимость. По месту расстановки в предложении различают знаки препинания конца и середины предложения - конечные и внутренние знаки.

Все отделяющие конечные знаки - точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие - имеют большую силу, чем внутренние знаки. Указывая на членение речи, знаки ЗАВЕРШЕНИЯ вместе с тем служат средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Так, постановка -вопросительного знака в конце предложения (« ») указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания; - восклицательный знак одновременно указывает на законченность предложения и на эмоциональный его характер и т. д.

Наиболее «сильный», старший отделяющий знак препинания внутри предложения - точка с запятой . Этот знак, обозначая границы однородных членов предложения или предикативных частей в составе сложного предложения, способен передать смыслоразличительную паузу устной речи. Примером служит предложение... («.... »).

Встреча с отделяющим знаком наблюдается, если выделяемая конструкция находится в начале или в конце предложения (предикативной части сложного предложения) или на границе с однородными членами (предложение).

Встреча элементов выделяющих знаков имеет место в случаях следования одной выделяемой синтаксической конструкции за другой выделяемой конструкцией, например обособленного члена, или сравнительного оборота, или причастной части за другим обособленным членом, за придаточной части за другим обособленным членом, за придаточной частью, за вводной или вставной конструкцией. Например, в... .предложении запятая выделяет……

3наки выделяющие служат для обозначения границ синтаксической конструкции , которая вводится в предложение для дополнения, пояснения его членов или всего предложения в целом, как в предложении (« ») запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом. За это отвечают выделяющие знаки препинания (. для интонационно-смыслового выделения какой-либо части предложения, а также границ конструкции, содержащей название лица или предмета, к которому обращена речь, или выражающей субъективное отношение пишущего к своему высказыванию, или оформляющей чужое высказывание. Две запятые (как единый парный злак), два тире (то же самое), скобки, кавычки.)

=====3наки отделяющие служат для разграничения независимых предложений, их частей (главного и придаточного предложения, предикативных частей бессоюзного сложного и сложносочиненного предложения, состава подлежащего и состава сказуемого). Например, в предложении запятая разделяет простые предложения в составе сложного. За это отвечают отделяющие знаки препинания однородных синтаксических элементов (однородных членов предложения, соподчиненных придаточных предложений), а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Так называемые внутренние знаки препинания - точка с запятой, запятая, тире, двоеточие, скобки - неоднородны в своем употреблении. Наиболее «сильный», иерархически старший отделяющий знак препинания внутри предложения - точка с запятой. Этот знак, обозначая границы однородных членов предложения или предикативных частей в составе сложного предложения, способен передать смыслоразличительную паузу устной речи. Другие четыре внутренних знака препинания (запятая, тире, двоеточие, скобки) различаются и по информативной нагрузке, и по функциональному диапазону, и по длительности пауз при их «чтении». Иерархия их паузальных величин начинается запятой и кончается скобками.

3 абзац: вывод

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда... даже и вместо слов.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передаётся интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума», - писал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов.

Задания к сочинениям.

О пути жизни.

Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки. Да нет же, всё не так: путь жизни - это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни - это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку.

Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит свершить.

Да самого себя!

Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе и жить. Я каждый день строю дом, который всегда С9 мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься

и на другой не обменяешь.

Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее.

(С. Соловейчик} 159 слов

ü - Что вынесено в заголовок текста - тема или основная мысль (идея) текста?

ü - Подчеркните в тексте ключевые слова.

ü - В каком абзаце заключается основная мысль (идея) текста?

через его речевую ткань». Используйте для аргументации метафоры, синонимы и антонимы из этого текста.

Структура сочинения Сочинение-рассуждение
1. Тезис-цитата М. Кожиной и небольшой
комментарий к ней.
2. Лексическое явление (синонимы или
антонимы), их роль и примеры.
3. Лексическое явление (метафора), его
роль и пример.
4. Вывод.

Материал о синтаксисе

Прочитайте текст Г. Граник и С. Бондаренко о знаках препинания.

Замечательный английский драматург Бернард Шоу в предисловии к сборнику своих пьес говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того, чтобы написать эти

слова, есть только один способ.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть

не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл.

Знаки препинания дают нам возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают нам выразить различные "смыслы и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда... даже и вместо слов.

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные », послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит и тревожные вопросы (Н у как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение:

Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда- либо держал в руках!

Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участники переписки умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимать знаки препинания.

При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чём идёт речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь, что он умница, выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Эти примеры показывают, насколько обогащает возможности письменной речи хорошее знание пунктуации.

ü - Подчеркните в тексте предложения, в которых авторы пишут о роли знаков препинания.

ü - Сформулируйте и запишите тезис, который можно аргументировать «бессловесной» перепиской В. Гюго

ü с издателем.

ü - Запишите слово Да с различными знаками препинания. Что они выражают?

ü Подчеркните в тексте предложения, в которых говорится о роли знаков препинания и которые можно взять в качестве темы-цитаты к сочинению-рассуждению С2. Какими аргументами можно их подтвердить?

ü Чем можно аргументировать слова С. Львовой о том, что «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место В системе письма, имеет сбой неповторимый характер» ? Приведите из текста примеры знаков препинания, имеющих «свой неповторимый характер». Можно ли сказать, что неповторимость «характера» знаков препинания заключается в их функции?


Похожая информация.


Лингвистическая тема. Учимся писать сочинение.

Сценарий урока по русскому языку для 9 класса

"Зачем нужна пунктуация?". 1 час.

(Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему).

Цель:

Подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Задачи:

  1. создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы;
  2. провести работу с понятиями лингвистическая тема, пунктуация, сочинение-рассуждение, научный стиль;
  3. создать условия для овладения учащимися способами и приёмами понимания текста, создания текста на лингвистическую тему;
  4. способствовать развитию грамотной монологической речи.

Раздаточный материал для каждого учащегося (смотри Приложения):

  1. Текст.
  2. Задание С2.
  3. Тест А1-А7.

Оформление доски:

  1. Тема, цель.
  2. Эпиграф.
  3. Закрытые ответы к тесту.
  4. Схемы предложений для анализа языка сочинения.

Результат:

  1. Сочинение - рассуждение учащихся (смотри Приложения).

Препинания служат к изъяснению смысла в

Письме и ко избежанию всякого противного

толкования.

Н.Г.Курганов. "Письмовник, содержащий

В себе науку российского языка…"

План урока

Слово учителя

Предполагаемые ответы учащихся

Работа с целью, темой урока, задачами.

1.Экзаменационная работа за курс 9 летнего образования состоит из 3 частей. И в третьей части предлагается написать сочинение на лингвистическую тему с использованием данного текста. Какую мы поставим цель на уроке?

2.Текст Е.Гришковца вы прочитали дома. Познакомимся с одним из возможных на экзамене заданий С2. Какова тема сочинения-рассуждения?

3. Что нам необходимо сделать, чтобы выполнить задание?

Научиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

"Зачем нужна пунктуация?"

1.Уточнить значение необходимых терминов.

2.Ответить на вопрос "Зачем нужны знаки препинания?"

3.Определить тип и стиль будущего сочинения.

4.Подумать, как сформулировать вступление, тезис, как подобрать аргументы, оформить вывод.

5.Чтобы правильно подобрать аргументы из текста Е.Гришковца, надо проверить, правильно ли мы его поняли.

Знакомство с историей знаков препинания в русском языке

Послушаем краткую историю знаков препинания в русском языке, подготовленную учеником нашего класса.

Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма обозначал крест, точки иногда ставились между словосочетаниями.

По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. И уже в "Российской грамматике" М.В.Ломоносова есть целый раздел, посвящённый "строчным знакам".

Со временем количество знаков препинания увеличивалось. Ломоносов писал о точке, вопросительном и "удивительном" знаках, о запятой, точке с запятой и "двух точках", о "вместительном" (скобках) и "единительном" (дефис) строчных знаках. В конце XVIIIв. в книгах появляются тире, кавычки и многоточие. Известно, что тире ("черту") первым стал употреблять Н.М. Карамзин.

Так количество знаков препинания постепенно увеличивалось. Интересно, что со времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили. А вот знаки препинания изобретают. Может быть, вXXIстолетии ещё что-нибудь появится?

Подведение результатов конкурса на лучший аргумент, доказывающий необходимость знаков препинания. (Конкурс был объявлен за неделю до урока).

1)От расстановки знаков препинания может зависеть человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза Казнить нельзя помиловать. Оказывается, в истории произошёл подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: "Простить нельзя, отправить в Сибирь" на "Простить, нельзя отправить в Сибирь" . Узник был спасён.

2)О значении знаков препинания говорит самая лаконичная переписка в истории, которая состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того, как были отпечатаны "Отверженные", Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только "?", и получил ответ: "!". Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

3)В повести К.Паустовского "Золотая роза" рассказывается такая история.

Однажды в редакцию газеты принесли рассказ, интересный по теме, талантливый, но спутанный и раздёрганный. Корректор пообещал провести правку, не изменив ни слова.

После правки Паустовский пишет:

Я прочёл рассказ и онемел. Это была прочная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным.

Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?

Да просто расставил правильно все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Анализ таблицы "Функции знаков препинания" (таблица прилагается).

1.Рассмотрите знаки препинания, расположенные в таблице по горизонтали и сделайте вывод, как их можно сгруппировать.

2.Рассмотрите функции знаков препинания, расположенные в таблице по горизонтали. Расскажите об одном из знаков препинания.

1 )Знаки конца предложения: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный.

2)Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

3)Выделительные знаки: две запятые, два тире и скобки, кавычки.

Самостоятельная работа с текстом Е.Гришковца, выполнение экзаменационного теста А1-А7 на проверку понимания содержания (Тест прилагается).

1.Выберите правильный ответ.

2.Проверьте его по данным на доске.

3.Рефлексия. Что вызвало затруднение? Как вы думаете, почему?

Ответы

№ задания

Ответ

Работа над жанром и стилем сочинения

1.Какова композиция сочинения-рассуждения?

2.В каком стиле мы будем писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?

Схема-план сочинения-рассуждения:

1)Тезис

2)Аргументы

3)Вывод

Стиль - научный:

1)Характеризуется логичностью, точностью, ясностью изложения.

2)Употребление слов в прямом значении, использование общенаучной лексики, научной терминологии, частая повторяемость ключевых слов.

3)Использование сложных предложений, цитирования, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.

4)Основной тип речи - рассуждение, присутствует описание.

Работа над языком сочинения, орфографическим и пунктуационным оформлением.

1.Подберите глаголы и глагольные словосочетания, которые будут являться ключевыми при рассказе о функциях знаков препинания?

2.Какие синтаксические конструкции необходимы в сочинении на эту тему?

3.На доске имеются незаконченные предложения. Закончите их устно, выбирая необходимые цитаты из текста Е.Гришковца.

Выполняют; помогают, с их помощью мы; позволяют выразить, могут подчеркнуть; акцентируют внимание; обозначают; служат для; иллюстрируют, играют важную роль…

1)Вводные слова

В тексте есть такой вопрос: "…?"

Следовательно, в данном случае вопрос является …

Запятая выполняет функцию …, например: "…"

Написание сочинения-рассуждения в группах, чтение, обсуждение

Текст СОЧИНЕНИЯ.

Каждый знак препинания выполняет свою функцию.

Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование, приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"

Запись домашнего задания

Напишите сочинение "Зачем нужны знаки препинания?" Приведите примеры в доказательство своих мыслей из текста Е.Гришковца

Приложения.

Текст.

(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел.

(3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Либо у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Либо он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!..

(12)Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13)И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником.

(14)Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15)Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16)Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.

(17)Когда мы пришли к нему, он сказал:

- (18)Мы назовём наш праздник "Бумажный Новый год". (19)Помогай!

(20)Сам же снял со стены большое зеркало.

- (21)Это будет наш стол, - заявил он.

(22)Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23)Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24)Расставил свечи, подготовил музыку.

(25)Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.

(26)Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27)Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет.

- (28)Вот это подарок! - радостно сказал Серёга. - (29)Зажжём свечи!

(30)Это был лучший Новый год в моей жизни. (31)Без телевизора, музыки, обжорства. (32)Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (33)Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет.

(По Е. Гришковцу.)

285 слов

Тест.

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы обведите кружком.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: "Почему рассказчик называет Серёгу " настоящим художником ""?

  1. Серёга - мастер высокого класса, создающий материальные ценности.
  2. Серёга занимается созданием произведений изобразительного искусства, живописью.
  3. Не являясь профессиональным художником, Серёга умеет создать красоту в жизни и подарить её людям.
  4. Серёга профессионально занимается устройством и оформлением праздников.

А2.

Почему рассказчик называет встречу Нового года, описанную в тексте, " лучший Новый год в моей жизни "?

  1. Рассказчик впервые отмечал Новый год в квартире Серёги.
  2. Этот Новый год был наполнен не внешними атрибутами праздника, а радостью душевного общения.
  3. Рассказчик впервые самостоятельно подготовил встречу Нового года.
  4. Герой и рассказчик смогли купить всё для изобильного новогоднего стола.

А3.

А4.

Какое качество выделяет Серёгу среди других людей?

  1. Он умел быть неожиданным, преображая обыденность.
  2. Обладал редким писательским даром.
  3. Всегда дарил дорогие подарки друзьям и знакомым.
  4. Был щедрым хозяином и часто приглашал друзей в свой дом.

А5.

В каком предложении текста содержится аргумент , подтверждающий тезис рассказчика о том, что Серёга мог создать "особенную атмосферу… вечера с художником "?

А6.

О какой стороне натуры героя говорит информация, заключённая в предложениях 10-11?

  1. Главный герой любил цветы.
  2. Серёга самый обычный подарок мог преподнести как необычный.
  3. Серёга - человек расчётливый и экономный.
  4. Это говорит о недостатке вкуса героя.

А7.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: "Почему рассказчик называет героя не Сергеем, не Серёжей, а Серёгой" ?

Такая форма имени говорит о…

  1. о тёплых, доверительных отношениях между друзьями.
  2. о пренебрежении рассказчика к герою.
  3. о значительной разнице в возрасте героя и рассказчика.
  4. о разнице в социальном положении героя и рассказчика.

С2.

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.

На письме без знаков препинания обойтись невозможно,- утверждает Антон.

Зачем нужны все эти абзацы, запятые, тире? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить! - возмущается Кирилл.

Помогите Антону доказать свою точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Зачем нужна пунктуация?"

Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст

Е. Гришковца и найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументирующие ваши мысли.

В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

Функции знаков препинания.

Значение знака

Завершённость высказывания

Неполнота информации

Ожидание ответа

Эмоциональная окраска

Добавочная информация

Пояснение предыдущей части

Следование объектов и событий друг за другом

Зачем нужны знаки препинания?

Домашнее сочинение-рассуждение.

В нашей письменной речи знаки препинания очень важны, они выполняют разнообразные функции. Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже и вместо слов.

Известен факт "бессловесной" переписки. Писатель Виктор Гюго послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: "?". Издатель также ответил письмом без слов: "!". Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалось удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и "читать", т.е. хорошо понимать знаки препинания.

Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. В начале прошлого века подобные трудности возникали довольно часто, так как знания пунктуационных правил не считались обязательными. Один из издателей писал Герцену, что его знаки препинания "сущие знаки притыкания" и только затрудняют чтение. Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьёзным искажениям. Например, один путешественник в момент опасности обещал Богу в случае спасения "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ, ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Когда опасность миновала, он распорядился: "ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ, ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ". Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Еще А.С. Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Знаки препинания особенно важны в современной жизни. Каждый знак препинания выполняет свою функцию. Так точка обозначает конец повествовательного предложения. Вопросительный знак служит для обозначения вопроса. Но бывает особый вопросительный знак: с его помощью мы задаём риторический вопрос, т.е. вопрос, на который хотим ответить сами. В тексте Е.Гришковца есть такой вопрос: "А какие тогда можно было купить цветы?" Автор сам же и отвечает: "Только несколько астрочек или гвоздичек". Восклицательный знак может выражать резкое требование, приказ или побуждать с азартом к действию. Например: "Помогай! Зажжём свечи!" А может выражать восторг, восхищение: "Но как он их преподносил!"

Конечно, нельзя обойтись современному человеку без разных пунктуационных знаков препинания. Они позволяют выразить многообразие оттенков мыслей и чувств, акцентировать внимание, выделить интонационно и по смыслу какую-либо мысль.