Приветствую дорогих читателей сайта. В этой статье мы поговорим о том, кто такие взрослые люди, какими качествами они обладают и, отталкиваясь от этого, мы с вами рассмотрим способы, которые позволят нам стать абсолютно взрослым человеком.

Наверное, вам не раз говорили, что вы ведёте себя, как ребёнок. И, возможно, вас это задевало. Если честно, то кого как. Потому что у людей всегда есть свои потребности. Кому-то очень хочется почувствовать себя самостоятельным и взрослым человеком. Потому что это вроде как уже своего рода "имидж". Другая категория людей всячески пытаются скрыться от возможности повзрослеть, потому что находят взрослую жизнь скучной, серой и уж слишком серьёзной. Ведь взрослым не дано веселиться, как принято у нас сейчас это считать. Собственно, у всех на этот счёт своё мнение.

Что обычно делают взрослые люди?

Естественное, все взрослые люди живут отдельно от своих родителей и всё делают сами. Всё делают самостоятельно. Все взрослые люди ходят на работу и там занимаются взрослыми делами. А если сказать шутливо, то взрослые люди отличаются от людей-детей ростом. Уж они куда выше, чем человек-ребёнок.

Если вспомнить своё детство, то именно так я и считал. Я думал, что взрослые люди — это люди, которые ходят именно на работу, а не в школу или университет. Я считал, что взрослые люди — это те люди, которые ни во что не могут играть, даже если им этого хочется. Они просто должны держать в себе это желание (поиграть в игру). Взрослые всё сами делают, что это отнюдь верно, и рожают детей. Больше разницы человека-ребёнка от человека взрослого — нет.

Со временем, я стал считать, что взрослый человек — это тот, кто занимается сексом. Это тот, кто курит и пьёт алкоголь. Уж извините, но штампы тогда давали о себе знать. Совсем недавно я запутался, кто такие взрослые люди, а кто до сих пор ещё остались в глубоком детстве. Поразмышляв над этим вопросом: кто такие взрослые люди , я сделал уже другие выводы. У всех свои версии на этот счёт, но волей-неволей, некоторые взрослые люди предпочитают оставаться ребёнком. Но остаться ребёнком — это не значит не в состоянии справляться "со взрослыми" делами и работой. Потому что многие сейчас оценивают взрослых людей по их характеру, манере поведения и, в конечном счёте, что и как они делают.

Я бы хотел взломать немного стереотипы и различные думы о взрослости человека. Дело в том, что я знаю женщину, которой уже сорок лет, и дочь уже взрослая (относительно), и она, к сожалению, пока вынуждена жить с родителями. Она домохозяйка и воспитывает маленького сына.

Разговаривая с ней, я вижу, что она взрослый человек. Она рассуждает, как взрослая мама, и никакие внешние " невзрослые" штампованные обстоятельства ей в этом не помешали. Поэтому важно сделать вывод, что взрослый человек — это не тот, кто живёт во "взрослых" условиях. Взрослый человек — это мы сейчас, как раз-таки, и рассмотрим.

Кто такие взрослые люди?

Взрослые люди, это, прежде всего, те люди, которые пришли к осознанию, что они взрослые!! То есть они имеют желание стать взрослым человеком и признают себя таковым, несмотря на то, что им там говорят. Они знают свои плюсы и минусы, и делают всё для того, чтобы стать взрослым и самостоятельным. Здесь даже не зависит от условий, в которых они сейчас живут: например, с родителями. Или пока полностью не могут себя обеспечить.

Факт состоит в том, что они стараются стать самостоятельными. Стать уверенными в себе личностями. Ведь уверенность — это качество взрослого человека. Взрослый человек понимает, что всю ответственность он должен брать на себя. Он не спихивает все проблемы на других. Он их решает сам, потому что ему это интересно. Потому что он сам жаждет разобраться в своей ситуации.

Взрослый человек — это тот, кто знает свои цели и следует им. Он знает себе цену. Он знает, что он хочет, с кем ему можно общаться, а с кем нет. За него не решают это другие. Он сам принимает решения и все его последствия.

Взрослый человек наделён самодисциплиной. То есть, это человек, который принял решение и тут же сделал. Его манера держать себя отличается от человека-ребёнка, а внутренняя свобода — это достойное качество взрослого человека.

Взрослый человек сам обеспечивает себя и свою семью. Заботится о них и помогает им во всём. Взрослого человека можно найти по тому, что и как он говорит.

Как повзрослеть? Как стать взрослым человеком?

  • Берите ответственность на себя. Этот мы уже вкратце обсудили. Дело в том, что пока человек не возьмёт все свои мысли, действия и поступки под свою ответственность, он не сможет повзрослеть. Потому что сами мы помним такое детское выражение: "Он первый начал…" Смешно, если такое скажет взрослый человек. Вы должны знать, что вы хотите и что должны сделать. Всё, что случается — это результат принятого вами взрослого решения. Беря ответственность на себя, за вас не решают другие, что и как вам нужно делать. Раньше это делали родители. Теперь ваше решение — это ваш выбор.
  • Признайтесь себе, что вы взрослый человек. Это важно сделать, потому что есть люди, которых можно спросить: "Как ты считаешь, ты взрослый человек?" Тут можно услышать такой ответ: "Нет, ты что?! Я не хочу взрослеть". Поэтому важно сделать такой, казалось бы, маленький шаг. Зато он важный!
  • Пересмотрите свои убеждения. Дело в том, что у всех своя теория взросления и свои ответы на то, кто такой взрослый человек. Здесь надо смотреть на своё мнение и на то, во что вы верите. Все люди разные, и как говорится: "Сколько людей — столько и мнений". Просто для кого-то вы считаетесь взрослым человеком, а для кого-то ещё совсем ребёнком. Поэтому важно считаться со своими убеждениями. Если вы убеждены, что вы взрослый человек и делаете правильные шаги к взрослению, значит, вы взрослый человек.
  • Делайте всё сами. Взрослый человек — это тот, кто способен позаботиться о себе. Это факт, и это стоит принять. Необходимо приучать себя делать всё самостоятельно. Например, женщина в свои 18 лет уже должна уметь готовить. Мужчина тоже, но будет лучше, если он уже будет способен себя обеспечивать. Нельзя надеяться на других. Можно и нужно надеяться только на себя. Все мы знаем, как жизнь может дать "волшебного" пенделя. Женщина всю жизнь не работала, а только занималась детьми, и вдруг муж от неё уходит. И что остаётся делать женщине с детьми? Она вынуждена приспосабливаться и начать обеспечивать себя и своих детей. Поэтому я рекомендую вам не ждать, пока жизнь сделает вам такой пинок. Лучше готовьте себя ко всему прямо сейчас.
  • Ваше окружение. Окружение очень влияет на вас: "С кем поведёшься, того и наберёшься". Вам стоит задуматься над своим окружением. Заставляют ли они вас мыслить и действовать, как взрослый человек?! Но я говорю не про то окружение, которое считает, что путь взросления лежит через дым табака и употребление алкоголя.
  • Постоянство в условиях. Чем жёстче условия, тем взрослее вы станете. Вы наберётесь и ума, и мудрости, и сформируете в себе характер. Но и здесь нужно постоянство. Почему? Ничто не стоит на месте. Так же, как и наше развитие. Если вы поедете на велосипеде в горку и остановитесь, то что произойдёт? Вы покатитесь вниз!!!

Я помню, как с моим братом мы открыли бизнес (весовое мороженое). Нам тогда было по 19 лет. Те условия и люди сделали из меня взрослого человека. Потому что и окружение такое было и условия. Но, к сожалению, летом нам пришлось свернуть лавочку, и всё вернулось на круге "своя". Спустя время, я заметил, что веду себя так же по-детски, как и раньше. И я сделал выводы, что только постоянные условия способны сделать из нас взрослого человека.

На этом пока все способы и советы заканчиваются. Можно стать взрослым человеком и в 15 лет, а можно и в 25!!! У всех свой путь. Всё начинается с желания и осознания себя взрослым человеком. Рекомендую посмотреть видео!!!

Совершеннолетие не означает взросление. Человек становится взрослым, когда входит в новую фазу своей жизни и начинает относиться к работе, отношениям с людьми и к своему будущему более серьезно. У взрослого человека возникают мысли о своих будущих потребностях, и поверхностные развлечения и бессмысленные дела уже не кажутся такими привлекательными. Если вам кажется, что вы застряли в подростковом возрасте, и вы ощущаете потребность стать более зрелым человеком, вам стоит проверить, готовы ли вы к следующему этапу в своей жизни. Помните, что все взрослые люди разные. Возможно, то, что описывает других взрослых людей, будет не применимо к вам.

Шаги

Анализ отношений с людьми

    Оцените качество отношений с людьми. С возрастом людям становится сложнее поддерживать дружеские отношения. Ваш круг общения может стать шире, однако близких дружеских связей может стать меньше. Возможно, у вас есть несколько друзей, с которыми вы знакомы с детства, и несколько новых друзей, которые появились позже. Подумайте, как долго вы поддерживаете связи с людьми, как романтические, так и дружеские.

    • Удается ли вам поддерживать прочные отношения с людьми долгое время?
    • Способны ли вы преодолевать сложные этапы в жизни, не теряя связи с друзьями?
    • Были ли у вас длительные стабильные романтические отношения?
    • Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, вы взрослеете.
  1. Проанализируйте, насколько хорошо вам удается разрешать конфликты. Даже у самых зрелых людей возникают споры. То, как вы ведете себя в конфликтной ситуации, говорит о вас больше, чем то, из-за чего возник конфликт. Взрослые люди осознают, что все люди разные, и сохраняют спокойствие. Они могут соглашаться, не соглашаться или искать компромисс. Они также знают, когда нужно извиниться, и умеют прощать.

    • Помните, что взрослый человек и пассивный человек - это разные вещи. Если вы никогда не даете отпора, это не означает, что вы повзрослели.
  2. Подумайте, чего вы хотите от романтических отношений. Юным незрелым людям нужны яркие эмоции и страсть. Когда человек взрослеет, он начинает искать партнера, который не только интересен, но и подходит по характеру. Задайте себе вопросы, которые мы приводим ниже. Если вы ответите на них утвердительно, скорее всего, ваши отношения можно назвать зрелыми.

    Представьте себе идеальное мероприятие. Где оно проходит? Сколько там людей? Чем вы занимаетесь? В юности многим нравятся шумные многолюдные вечеринки в клубах или барах. В возрастом люди начинают больше ценить спокойные мероприятия в кругу друзей. Иногда у вас может возникать желание побывать на шумной вечеринке, но ужин и настольные игры дома кажутся вам интереснее.

    • Если общение и разговоры с людьми имеют для вас больший вес, чем вечеринки и алкоголь, это признак того, что вы взрослеете.
  3. Подумайте, как вы относитесь к детям. Когда человек взрослеет, он начинает отделять себя от младшего поколения. Вам могут не нравиться музыкальные предпочтения, одежда и развлечения юных людей. Возможно, вы даже не одобряете то, что они выбирают в жизни, и их поведение (вам кажется, что ваше поколение воспитано лучше). Однако вы также можете восхищаться их невинностью, умением развлекаться, юмором и свободой от обязанностей, поскольку все эти качества люди часто утрачивают с возрастом. Это значит, что вы больше не относите себя к этой группе и считаете себя взрослым(-ой).

    Отношение к обязательствам

    1. Составьте список своих обязательств и задач. Взрослый человек не только имеет обязательства, но и способен справляться с ними вовремя. Подумайте, что входит в вашу зону ответственности. Вы умеете вовремя и без напоминаний выполнять все задания? Вот небольшой список обязанностей, которые часто бывают у взрослых людей:

      • забота о детях;
      • забота о пожилых родителях;
      • оплата аренды жилья или кредита на жилье;
      • поддержание автомобиля в рабочем состоянии;
      • покупка продуктов и приготовление еды для семьи.
    2. Подумайте о своих приоритетах. В юности основные приоритеты - это заботиться о себе и развлекаться. С возрастом приоритеты меняются и начинают включать в себя заботу о других. Например:

      • Вас может беспокоить здоровье, пенсия, долги.
      • Вы можете стремиться к финансовой стабильности, а не к богатству.
      • Вы можете начать откладывать деньги на образование детей и медицинские расходы.
      • Возможно, вы даже продумываете возможные действия в случае вашей смерти или смерти супруги(-а).
    3. Подумайте о своих жилищных условиях. Быть самостоятельным(-ой) - одна из основных целей взрослого человека. Если вы умеете убирать в квартире, выполнять мелкий ремонт по дому и в целом поддерживать дом в порядке, можно говорить о том, что вы взрослый человек. Ответьте на следующие вопросы:

    4. Подумайте, кто зависит от вас. Быть взрослым - значит заботиться не только о себе, но и о других. Возможно, от вас зависят некоторые люди. Наличие зависимых людей - это признак зрелости. Если вы можете ответить утвердительно хотя бы на один из следующих вопросов, это значит, что у вас есть обязанности взрослого человека:

      • Управляете ли вы командой на работе? Отвечаете ли вы за определенных клиентов? Обязаны ли вы выполнять определенные задачи? Занимаетесь ли вы карпулингом?
      • Заботитесь ли вы о членах семьи? Есть ли у вас дети? Есть ли у вас домашние животные? Есть ли в вашей семье больные люди или инвалиды?
      • Помогаете ли вы друзьям, когда им нужна помощь? Отвечаете ли вы за определенные дружеские мероприятия?
    5. Оцените свою финансовую ситуацию. Многие люди считают финансовую стабильность признаком взросления. Однако не всем молодым людям удается быстро добиться финансовой независимости, и многие какое-то время обращаются за помощью к родителям. Проанализируйте свою финансовую ситуацию. Насколько хорошо вам удается зарабатывать деньги? Задайте себе вопросы, которые мы приводим ниже. Если вы ответите утвердительно на многие из этих вопросов, это значит, что вас можно считать финансово независимым человеком.

      • Вы платите налоги?
      • Вы оплачиваете аренду жилья или кредит на жилье? Удается ли вам оплачивать все вовремя?
      • Откладываете ли вы деньги? Инвестируете ли вы их?
      • Вовремя ли вы оплачиваете все счета?
      • Переживаете ли вы из-за своей кредитной истории?
      • Есть ли у вас долги? Способны ли вы выплачивать их вовремя?

    Образ мышления и привычки

    1. Подумайте о будущем. Где вы видите себя через пять лет? Десять лет? Есть ли у вас план или вы просто ждете, что с вами что-то случится? В детстве человек живет в настоящем моменте. Возможно, он думает о том, что произойдет завтра или в ближайшие месяцы. Взрослый же человек серьезно оценивает свое будущее. Он может стремиться делать что-то, что повлияет на будущее, и искать стабильности, а не приключений. Взросление может проявляться по-разному:

      • Вы решили откладывать деньги на пенсию.
      • Вы начали покупать более дорогие и надежные вещи, которые прослужат долго, вместо дешевых вещей, которые вы планируете быстро выбросить.
      • Вы планируете стать родителем. Если у вас уже есть дети, вы строите планы на их будущее, а не только на свое.
    2. Подумайте, какое значение имеет для вас здоровье. Чем более зрелым становится человек, тем четче он понимает, как его решения влияют на здоровье. Человек начинает думать о питании и спорте. Он также может начать заниматься спортом больше для поддержания фигуры. Человек может переживать из-за смерти. Подумайте о своем отношении к собственному здоровью.

      • Беспокоит ли вас боль в суставах или недостаточная гибкость?
      • Занимаетесь ли вы спортом ради долголетия?
      • Занимаетесь ли вы спортом из-за проблем с сердцем или чтобы решить какую-то проблему со здоровьем (к примеру, повышенный холестерин)?
      • Переживаете ли вы из-за высокого уровня соли, жира и сахара в своем рационе?
      • Часто ли вы думаете о своей смерти?
    3. Подумайте о том, как вы принимаете решения. В юности люди часто ориентируются на то, что о них подумают ровесники, родственники и общество. Они могут принимать решение, опираясь на желания родителей или на то, что считается приемлемым и ожидаемым в их среде. Если вы способны принимать решения, исходя только из своих интересов, это говорит о зрелости.

      • В жизни может наступить момент, когда вы перестанете считать мнение других важным и начнете делать то, что делает вас счастливой(-ым). Ваши желания могут соответствовать ожиданиям других, но могут и противоречить им.
    4. Проанализируйте то, как изменились ваши вкусы. Что вам нравилось 10–20 лет назад и не нравится сейчас? Что вам нравится сейчас, но не нравилось раньше? Возможно, вы пересмотрели свое отношение к вещам, которые казались вам скучными или неприятными. Вот несколько признаков взросления:

      • Вы можете решить, что музыка, которая нравится подросткам и студентам, просто ужасна по сравнению с той музыкой, которую вы слушали в их возрасте.
      • Вам могут нравиться фильмы и передачи, которые казались скучными.
      • У вас появилось желание продумать оформление дома и снять со стен плакаты.
      • Вам нравится готовить, а не покупать фастфуд.
    5. Оцените свои привычки. У взрослых людей часто бывает много привычек, которые определяют их жизненный уклад. Подумайте об этих привычках. Что вы делаете каждый день? Можете ли вы отказаться от каких-нибудь из этих дел? Помогают ли определенные ритуалы в преодолении сложных ситуаций? Такими привычками могут быть:

      • чашка кофе каждое утро;
      • свидание с супругом(-ой) в один и тот же день каждую неделю;
      • неспособность лечь спать, не почистив зубы;
      • ужин в одно и то же время каждый день.
    6. Вежливость также может быть признаком взросления. К примеру, вы перестали называть людей по их кличкам и обращаетесь к ним по именам.
    7. Возраст не является критерием зрелости. Одни могут быть полностью независимыми в 18 лет, а другим может быть сложно повзрослеть в 30 или даже в 40 лет.
    8. Предупреждения

    • Многие признаки взросления обусловлены культурой страны и зависят от ряда обстоятельств. В каждом случае человек делает выбор. Возможно, вы не откажетесь от любви к сладкому и останетесь сладкоежкой на всю жизнь. Быть может, вы никогда не сможете стать более опрятным человеком, не полюбите вставать рано по утрам и не будете одеваться или вести себя в соответствии с возрастом.
    • Стать взрослым - не значит отказаться от всего интересного. Не относитесь к себе слишком серьезно. Взрослый, который может смотреть на мир глазами ребенка, никогда не утратит любопытства и способности удивляться. Просто не путайте это с детским поведением.
    • Самая большая опасность взросления заключается в том, что у людей мало времени в жизни, поэтому они часто отказываются от того, что им нравится, и занимаются тем, что кажется им скучным, только потому, что им хочется соответствовать социальным нормам. Отказ от искусственных ограничений позволит вам сохранить молодость и интерес к жизни.

Каждый человек помнит, как в детстве мечтал поскорее вырасти и узнать, что такое взрослая жизнь. Ведь детское воображение рисует эту жизнь полной разных возможностей и событий. Но с течением времени каждый понимает, что в детстве это рассматривалось под другим углом. А зрелость входит в человеческую жизнь совсем незаметно. Порой человек даже не задумывается о том, что у него начали появляться признаки зрелого человека. И при обнаружении таковых, каждый по-разному на это реагирует. Но стоит обратить внимание на следующее:

1. Вся молодежь в основном предпочитает ложиться под утро, так как в большинстве своем ведут ночной образ жизни. Если же у человека начинает менять распорядок сна – ложится рано и встает рано – это является одним из признаков зрелости.

2. Если раньше человек смотрел фантастические фильмы, любовные сериалы, то в зрелом возрасте его начинают больше привлекать фильмы семейного характера, герои которых напоминают ему самого себя в качестве родителя.

3. Молодежь предпочитает носить яркие, модные, выделяющие их из толпы вещи, а зрелый человек уже выбирает себе одежду, которая будет удобной, комфортной и практичной.

4. В прошлом известные личности на обложках журналов начинают появляться все реже и реже, а их место занимают новые «звездочки», о которых зрелый человек уже не имеет никакого понятия.

5. Молодые люди не знают, сколько и как нужно пить алкоголя, употребляя его в огромных количествах. Более взрослый человек уже имеет в этом опыт и выпивает намного меньше, чем раньше. Это связано с тем, что от алкоголя теперь быстрее клонит в сон.

6. Если уже на протяжении многих лет у человека остаются неизменными его вкусы, духи, косметика, то это является одним из признаков того, что зрелость настала.

7. Зрелому человеку современная техника не приносит удовольствия и восхищения, нежели молодежи. Ведь люди просто нее успевают следить за обновлениями, время бежит вперед.

8. Человек близкий к зрелому возрасту, начинает искать все то, что может принести уют в его дом. Это могут быть покупки различных полезных вещей, украшений, которые сделают квартиру более светлой и домашней.

9. Зрелая женщина, глядя на девушек, идущих на высоких каблуках, уже знает на своем опыте, чем это может обернуться.

10. Несмотря на то, что человек находится в зрелом возрасте, он также использует Интернет и социальные сети, в которых теперь по большей части выкладывается не свои фотографии, а фото своих детей.

11. С течением времени человек начинает использовать в своей речи фразы родителей, их интонации, требования, которые раньше так нервировали. Теперь появляется понимание к тому, что от него хотели их родители и почему предъявляли такие требования.

12. Что касается погоды, она достаточно часто начинает влиять на человеческое здоровье в таком возрасте. По крайней мере, человек все больше сваливает свое плохое самочувствие на перемены температуры на улице.

Кроме того, понять, взрослый человек уже или все еще ведет себя «как маленький», помогает то, как он теперь относится к жизни, к своей семье, к своему будущему, к своей работе. Ведь и в двадцать лет можно быть мудрым. И в пятьдесят лет можно не понимать, как жить правильно.

В рамках понравившейся мне системы считается, что нормы и правила общества нужны "подростку" (психологическому) - чтобы он не убивал из страха наказания или работал в надежде на поощрение.

Взрослый человек не убивает потому, что убийство противоречит его ценностям.

То есть действия взрослого человека направляются его ценностями и его целями.

В семье - аналогично. Можно что-то делать из-под палки ради соблюдения правил, а можно руководствоваться своими ценностями. То есть одна семья "я должен", вторая семья "для меня ценность".

Попробую на примере: у меня (как и у всех) есть ценность здоровье.

Пока я ребенок/подросток, я просто выполняю правила (чистить зубы и делать зарядку, например).

И мне транслируют какие-то правила и убеждения (что вредно и что полезно для здоровья, например).

Но когда я могу безнаказанно их нарушить, то я наношу вред здоровью (пью, курю, ем вредное). И подростка остановит от этих действий только серьёзная болезнь.

Если же моя ценность здоровье реализуется из уровня развития юноши, то я могу бегать по утрам на силе воли. И бросить курить или пить потому, что у меня есть какие-то убеждения.

Реализация же ценности здоровье взрослым человеком проживается по-другому. То есть пить и курить получается невкусно, что ли... физически дискомфортно (речь не о бокале хорошего вина, разумеется). И делаешь какие-то действия для поддержания отличного самочувствия потому, что как бы странно жить по-другому, что ли... то есть другие действия сделают тебе же хуже, дискомфорней...

Из интервью с Марком Пальчиком о модели эволюции человека:

"Модель эволюции человека есть в любой древней традиции. Она показывает, что человек в своем развитии должен освоить разные уровни своих тела и духа.

Появившись на свет, он знакомится с телом и начинает воспринимать ощущения, а чуть позже — эмоции. Это три уровня, на которых живет ребенок. Он еще не владеет интеллектом и воспринимает жизнь, как приключение, наполненное яркими впечатлениями. Здесь человек — спонтанный и увлекающийся.

Став подростком, он начинает осваивать интеллект — т.е. интересоваться правилами и инструкциями. Он изучает устройство общества, узнает законы, нормы и принципы, которые позволяют быть эффективным, и старается применять их в своей жизни. Он учится вести себя разумно, подчиняясь правилу или старшему, на котором и будет лежать ответственность за жизнь и поступки подростка.

Более высокий уровень интеллекта включается, когда ребенок превращается в юношу, который может принять и ответственность, и свободу. Это время ярких идей и концепций, жарких споров о спасении человечества, поиска единственно верного философского принципа. Эмоции занимают юношу куда меньше, если не отброшены совсем; человек занят совершенствованием своего интеллекта и поиском вдохновляющей идеи. Он охотно говорит, однако пока не действует.

Взрослый, напротив, понимает, что вся сила — в поступке, который говорит гораздо громче слов. Он осваивает следующий уровень — уровень событийных потоков, который традиция считает одним из тонких уровней собственного тела человека — что и позволяет практикующему в традиции управлять событиями своей жизни. На этом этапе человек уже развил своей интеллект и готов отбросить его, чтобы найти опору внутри себя. Он знает, что интеллект — слишком зыбкая опора; например, можно с равным успехом доказать две противоположные позиции, а потом придумать третью — и тоже доказать… Вызов взрослого человека в том, чтобы действовать, а не думать. А его главный вопрос — «как действовать?». Проходя эту ступень, он приобретает новые качества, прежде заслоненные интеллектом — некое безмолвное знание, которое так высоко ценится в традиции. Внешние стандарты и символы больше не служат ему опорой. Это и есть настоящая свобода и ответственность взрослого человека.

Следующий уровень — это зрелость, т.е. освоение своих истинных ценностей и миссии. Зрелый человек, т.е. находящийся в контакте с собственными ценностями 24 часа в сутки, неизмеримо более эффективен, чем просто точно и самостоятельно действующий взрослый. Конечно же, на этом развитие не кончается; скорее, прохождение этих этапов дает представление о направлении, в котором человек, в норме, будет двигаться — каждый со своей скоростью и со своей степенью вдохновения… "

Из интервью с Марком Пальчиком об уровнях зрелости бизнесмена:

"Каков бы ни был биологический возраст человека, его уровень зрелости может быть не очень высок.Например, он иногда бывает на уровне зрелости подростка — тогда его единственной задачей в бизнесе действительно будет зарабатывание денег. И неважно, каким способом. Его интересует все, что приносит деньги. Ему все равно, что продавать: носовые платки или компьютеры. И при этом не имеет значения, будет ли это честный бизнес или надувательство.

На следующем — юношеском — уровне человек начинает выбирать контекст своей деятельности. Ему становится небезразлично, чем заниматься. Он способен делать стратегический выбор и заниматься только тем, что ему интересно, к чему он имеет склонность. И это дает ему силу и стратегические преимущества. На этом уровне у него достаточно силы, чтобы деньги зарабатывались существенно легче, чем на уровне подростка.

Если на данном этапе человек занимается не своим делом, накапливается уныние, недовольство собой и своим бизнесом. Люди, выходящие на этот уровень личной зрелости, стараются избавляться от тех фрагментов своего бизнеса, которые не приносят им удовлетворения. Такой человек, оказываясь перед выбором между более интересной и более оплачиваемой работой, всегда делает выбор в пользу первой.

Для «взрослого» бизнес перестает быть только способом получения денег или власти. Он хочет понять и выразить себя в действиях, поступках. В бизнесе такой человек может попадать в жесткие стрессовые ситуации. Как правило, он их не пугается, не пользуется готовыми решениями и не ищет советов у консультантов. Он способен на уникальные решения и хочет делать то, чего до него никто не делал. Для него все является вызовом. Он познает себя, свои возможности, и постепенно бизнес перерастает в духовный путь."

У детей есть отдельные этапы развития и ритуалы, поэтому чаще всего мы знаем, что нас будет ожидать, когда мы станем старше. Во взрослой жизни таких четких рамок нет — разве что навязанный социумом формат «выйти замуж — родить детей — копить на старость». Чем старше мы становимся, тем труднее понять, где мы находимся и где хотим быть, и совсем не ясно, как себя оценивать — по навыкам ли, статусу или духовным качествам?

Доктор Роберт Кеган — гарвардский психолог — создал свою «теорию взросления», согласно которой взрослые проходят через пять отдельных этапов развития. Стать «взрослым» — значит перейти на эти ступени и обрести черты, связанные с мудростью и «социальной взрослостью». Другими словами, когда ты становишься увереннее в себе, контролируешь свои привычки, а также способна управлять собственными отношениями и социальными факторами — только тогда можно считать тебя взрослой личностью.

Тем не менее большинство из нас — около 65% — никогда не становятся полностью взрослыми, застревая на третьем этапе из пяти. Чаще всего мы находимся на стадии перехода между этапами или ведем себя по-разному с разными людьми, например, отношения с коллегой могут быть на четвертом этапе, а с партнером — на третьем. Вот краткое описание каждого этапа, которое позволит тебе определить свое место в системе взросления.

Этап 1. Импульсивное мышление

Этот этап охватывает все состояние детства — когда личность только формируется. Все поступки и мысли обусловлены свободным воображением и импульсивными поступками, и к подростковому возрасту этот этап благополучно завершается.

Этап 2. Установленное мышление

Чаще всего с таким этапом справляются в подростковом возрасте, но существуют люди, которые никогда не проходят через этот этап — по оценкам Кегана, около 6% всего взрослого населения. На нем основное внимание уделяется собственным потребностям и интересам.

Люди второго этапа рассматривают всех как средство удовлетворения своих потребностей. Они заботятся о том, как другие их воспринимают, но только потому, что это восприятие может иметь конкретные последствия. Например, друзья, находящиеся на втором этапе, не лгут друг другу из-за страха возмездия, а не потому, что они ценят честность и прозрачность в отношениях.

На втором этапе человек следует каким-либо правилам, философии или идеологии из-за системы наград и наказаний, а не потому, что они действительно в них верят. Пример: человек не будет изменять не потому, что это противоречит его личным ценностям, а потому что слишком боится наказания.

Этап 3. Социализированное мышление

На третьем этапе наше самосознание формируют внешние источники. Если на втором наиболее важными были личные потребности и интересы, на третьем появляется приоритет идей, норм и убеждений людей вокруг нас. Впервые мы начинаем ощущать себя как функцию того, как нас воспринимают другие. Все чаще мелькают мысли: они подумают, что я выгляжу глупо.

Люди на третьем этапе берут много личной ответственности за то, как все нас воспринимают, и тратят энергию, чтобы не ранить чьи-то чувства. На данном этапе требуется постоянная внешняя проверка, например, студент не может быть уверен в том, что действительно освоил предмет, пока не сдаст экзамен.

Если возникает конфликт между двумя разными культурами или просто конкретными людьми, человеку третьего этапа сложно ответить на вопрос, чего он на самом деле хочет. Каждый сосредоточен на ожиданиях окружающих и своих социальных ролях, а не на своих желаниях.

Этап 4. Мышление собственного авторитета

До этого этапа, по словам Кегана, добирается 35% взрослых. На нем человек может определить, кто он есть на самом деле, и не быть определяемым другими людьми, отношениями или окружающей средой.

Человек осознает себя как отдельный субъект с мыслями, чувствами и убеждениями, независимыми от стандартов среды. Он может отличить собственное мнение от навязанного и способен следовать своему курсу. Теперь человек берет на себя ответственность за личное состояние и эмоции, и несмотря на то, что он постоянно меняется — все еще остаются некоторые вещи, с которыми трудно совладать.

Этап 5. Самотрансформирующееся мышление

На пятой стадии развития чувство собственного достоинства не привязано к каким-либо ролям, а постоянно создается путем изучения своей личности и оттачивания взаимодействия с окружающими. Это немного напоминает о буддистской концепции эволюции собственного «я», которое находится в постоянном движении.

Каждый человек на этом этапе является авторитетом для себя и желает работать с авторитетом других. Он видит сложности жизни, использует все свои возможности и открыт для создания своей новой идентичности. Жизненные обстоятельства меняются — вместе с личностью. Человек пятого этапа может одновременно следовать нескольким идеологиям и смотреть на вещи с разных точек зрения.

Чтобы продвинуться по этапам, Кеган предлагает два простых метода:

Слушай внутренний голос
Каждый из нас время от времени слушает внутренний голос, затрачивая энергию на то, что о нас могут подумать. Проблема заключается в том, что мысли, которые он высказывает, часто смешиваются с мыслями близких людей, которые стоит отделить в своем сознании. Самый простой способ сделать это — быть любопытным по отношению к себе и относиться к вещам критично. Задавай себе вопрос: как должны выглядеть отношения между партнерами? Почему ты так думаешь? В каких случаях можно врать, а в каких нет? Чего ты хочешь для себя? Что тебя мотивирует?

Выстраивай внутренние обязательства и следуй им

Принимай решения, которые согласуются с твоими потребностями и ценностями. Уменьшай разницу между тем, как ты себя ощущаешь и как поступаешь. Если ты хочешь серьезных отношений, но встречаешься только с теми, кто на это не готов — такую область своей жизни нужно изменить.

Считаешь ли ты себя достаточно взрослой и почему?