С целью определения закономерностей в процессе принятия решения о покупке Geometry Global с 2011 года проводит специальное исследование Connected Shopper. Как показывают его данные, для многих категорий товаров путь к покупке проходит через цифровые медиа, независимо от того, где совершается сама покупка, в онлайне или офлайне. Покупатели в большей или меньшей степени используют поиск информации, сравнение цен, сравнение альтернативных товаров, поиск магазина или акции, рекомендации и мнения экспертов. Данные исследования помогли выделить и сформулировать основные модели поведения покупателей - так называемые архетипы.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть основные архетипы покупателей в России и наиболее типичный путь к покупке для каждого из них. В таблице показаны 8 архетипов, доля каждого архетипа среди всех онлайн-покупателей, а также доля офлайн- покупок. Как видно из таблицы, только у трех архетипов («традиционные покупатели», «офлайн-покупатели», «искатели лучшей цены») доля офлайн-покупок составляет более 50% всех совершаемых покупок. Остальные архетипы большую часть покупок совершают в онлайне.

Также надо отметить тот факт, что один и тот же человек может вести себя по-разному в разных категориях товаров, и соответственно будет относиться к разным архетипам в зависимости от категории, в которой совершает покупку. В этой связи можно выделить зависимость между архетипами покупателей и категориями товаров.

Архетип 1 . «Традиционные покупатели» - люди, которые пользуются интернетом для различных целей, однако в процессе совершения покупки им очень важны атрибуты физического мира: возможность потрогать и попробовать товар, возможность вживую сравнить разные товары, наличие консультанта в магазине и прочее. По этой причине в большинстве категорий они предпочитают делать покупки в обычных офлайн-магазинах. Для того чтобы повлиять на процесс покупки данного архетипа, имеет смысл предлагать консультацию, совет, а также - физический контакт с продуктом. Основные категории, в которых поведение покупателей соответствует данному архетипу - косметика и гигиена, еда и безалкогольные напитки, здоровье и фармацевтические товары, товары для спорта, канцтовары.

Путь к принятию решения о покупке «традиционного покупателя» достаточно простой и включает небольшое число шагов. Такой покупатель в большинстве случаев сразу идет в магазин, там выбирает товар, пробует при наличии такой возможности либо получает дополнительную информацию от продавца-консультанта, совершает покупку.

Архетип 2 . «Офлайн-покупатели» считают, что лучше совершать покупку в офлайн-магазине, однако в процессе поиска товара и принятия решения о покупке они активно используют интернет. По сравнению с предыдущим архетипом такие покупатели более глубоко вовлечены в процесс покупки и их путь включает большее количество шагов. К примеру, до похода в магазин данный архетип покупателей ищет и изучает доступную информацию о товаре в различных источниках, включая сайты производителей, читает отзывы покупателей на блогах и форумах, советуется с друзьями и коллегами.

Такие покупатели активно ищут информацию для принятия правильного решения, поэтому бренды могут им помогать сделать правильный выбор как посредством предоставления нужной информации в интернете, так и посредством материалов, размещаемых в точках продаж. Типичные категории для данного типа поведения - книги и журналы, одежда и обувь, билеты.

Архетип 3 . «Искатели лучшей цены» - покупатели, которые точно знают, что им нужно, и ищут лучшее ценовое предложение в онлайне либо офлайне. В отличие от предыдущего архетипа, процесс поиска направлен не на выбор товара, а на выбор самой низкой цены и наиболее выгодного места покупки. Путь к покупке обычно включает поиск акций и специальных предложений, купонов со скидкой.

Несмотря на то что такие покупатели в принципе уже сделали выбор и хотят найти лучшую цену на конкретный товар, можно предложить им более выгодные условия и тем самым стимулировать покупку альтернативного продукта. Наиболее характерные категории для такого поведения - косметика и гигиена, недвижимость, товары для спорта, алкогольная продукция.

Архетип 4 . «Новички» только начинают пробовать онлайн-шопинг. Обычно первые онлайн-покупки совершаются в базовых категориях с небольшим риском, возможностью оплаты наличными и возврата - книги, одежда и обувь, билеты, отдых и путешествия. Для данного типа поведения характерно принимать во внимание советы друзей и знакомых. Путь к принятию решения о покупке достаточно простой и включает всего несколько шагов: совет друга или коллеги, онлайн-поиск информации о товаре, покупка.

Архетип 5 . «Онлайн-исследователи» - это покупатели, которые ищут товар с высокой степенью риска в случае неправильного выбора. Они осуществляют поиск конкретной модели и сравнение онлайн, а затем совершают покупку в офлайн-магазине. Наиболее характерные категории для такого поведения: автомобили и запчасти, товары для дома, финансовые продукты, недвижимость, товары для спорта, мобильные телефоны, товары для ухода за младенцами, мебель и декор для дома.

Процесс принятия решения о покупке в данном случае длительный и включает много шагов. Для того чтобы повлиять на такого покупателя, нужно предоставить ему убедительную информацию о преимуществах бренда и товара в различных точках контакта, не только через брендированные сообщения, но также через агентов влияния в блогах и на форумах.

Архетип 6. «Лучшее из обоих миров» - это продвинутые пользователи интернета и опытные онлайн-покупатели. Они осуществляют поиск товаров в онлайне и в офлайне и совершают покупку там, где им это более удобно. Наиболее характерные категории -товары категории люкс, портативная техника. У данного архетипа больше интереса к современным технологическим решениям, таким как видеообзоры в YouTube или на подкаст-платформах. У данного архетипа наиболее сложный путь к принятию решения о покупке, пример пути приведен на схеме.

Архетип 7 . «Искатели акций» в сети ищут именно специальные предложения, акции, купоны и другие выгодные предложения. Не во всех случаях им нужен какой-то конкретный товар или услуга. Мотивом для покупки является именно выгодное ценовое предложение. Наиболее характерные категории для такого поведения: компьютерные комплектующие, программы, видеоигры, электронные книги, игрушки, подарки, техника для дома, товары категории люкс, фильмы, портативная техника, путешествия и отдых. К примеру, если речь идет о поиске наиболее выгодного варианта летнего отпуска, покупатель может рассматривать несколько стран и курортов и сделать выбор в зависимости от наличия самого выгодного горячего предложения.

Архетип 8 . «Онлайн-покупатели» отдают предпочтение онлайн-шопингу в большинстве случаев, когда существует такая возможность. Почти 60% всех покупок такие покупатели совершают в онлайне. Простота и удобство покупки в интернете определяют предпочтения данного архетипа относительно места покупки. Наиболее характерные категории для этого типа поведения: книги и журналы, одежда и обувь, модные товары, музыка и аудиокниги, билеты. Путь к принятию решения о покупке включает поиск информации онлайн, выбор товара в онлайне и, соответственно, покупку в онлайн-магазине.

Как мы видим, в процессе покупки товаров и услуг современные покупатели демонстрируют различные модели поведения. На процесс принятия решения о покупке влияет ряд факторов, в том числе продуктовая категория, отношение покупателя к онлайн- и офлайн-каналам, личный опыт покупок в интернете. При всем многообразии возможных моделей поведения выделяются определенные закономерности, на основании которых можно строить стратегию продвижения бренда таким образом, чтобы наиболее эффективно оказывать влияние на человека на его пути к принятию решения о покупке.

Принимая во внимание сложность пути к покупке, рекомендуется разрабатывать комплексные решения, выходящие за рамки торговых точек и охватывающие наиболее важные шаги в процессе принятия решения. Предлагаемый подход в настоящее время не используется в российской практике, поэтому для компаний представляется возможность оптимизировать коммуникационные решения и добиться преимущества по сравнению с конкурентами.

Текст: Ольга Беляева, директор по стратегическому планированию Geometry Global


Вначале разберем, что такое архетип. Архетипы – это некие образы, с присущими им отличительными чертами. Для удобства восприятия их часто связывают с достаточно известными персонажами мифов или героев художественных произведений. Так или иначе в нас слышны отголоски самых разных архетипов, которые могут с собой взаимодействовать и дополнять друг друга и лишь, когда какой-то из них явно превалирует над другим, это могут замечать окружающие невооруженным глазом. Так например женщина с ярко-выраженным архетипом матери будет стараться всячески проявлять свою заботу, ей важно реализовать себя именно с материнской точки зрения, если есть свой ребенок – хорошо, значит на них она будет выплескивать своё тепло. Если пока детей нет, такая женщина будет проявлять беспокойства об остальных людях из своего окружения. Например, в отношениях с мужчиной, она не особо требовательна, куда важней ей отдавать себя. Ей не так важна чувственная сторона отношений, сколь необходимо чувствовать свою нужность. Женщина с архетипом ребенка, напротив, ищет в окружающих поддержки, от мужа ждет опеки, ей не просто принимать решения самой, она восприимчива и ранима. Думаю, общий принцип понятен, а теперь кратко опишу архетипы Богинь, приведенные в этом раскладе.

Артемида.

Для такой женщины важно ощущение собственной свободы, она трепетно относится к собственной независимости, является прообразом современных женщин-феминисток. Она принципиальна и целеустремленна, может быть упряма. Не боится трудностей, развит соревновательный дух.

Афина

В действиях руководствуется здравым смыслом, реалистов, не терпит сантиментов. Обладает аналитическим складом ума, не терпит спонтанности, планирует свою жизнь.

Геста

Серьезна, спокойна, внимательна к мелочам. Интроверт, не любит больших и шумных компаний. Любит уют и порядок. Неспешна, сосредоточенна на внутренних переживаниях.

Гера

Реализация через мужа. Такой женщине особенно дискомфортно пребывать в одиночестве. Она сосредоточенна на внешних проявлениях жизни, стремится к благополучию и признанию.

Деметра

Это как раз архетип матери о котором говорилось в начале. Реализует себя в заботе и помощи другим, опекает тех, кто, как она считает, в этом нуждается. Миролюбива и преданна.

Персефона

Один из самых сложных образов, прежде всего для носительницы архетипа. Женщина-девочка, которой сложно самостоятельно принимать решения, важно чувствовать надежного человека рядом, который бы сумел направить. Может быть излишне доверчива и уязвима.

Афродита

Привлекательная, кокетливая, задорная женщина, она легка, изменчива, способна подстраиваться под обстоятельства. Одинаково легко находит общий язык и с мужчинами и с женщинами.

Триодита

Притягивает тайное, непознанное, во всем ищет скрытый смысл. Сильно развиты инстинкты, доверяет своей интуиции. Часто увлекается эзотерикой))

Ну и сам расклад:

Каждая женщина является носительницей, как правило, нескольких архетипов, каких-то в большей, каких-то в меньшей степени. Этот расклад призван помочь оценить свои сильные стороны, а так же те, что ещё стоит развивать.

1. Артемида. Сила духа, независимость, целеустремленность
2. Афина. Интеллект, логика, здравомыслие
3. Гестия. Самодостаточность, целостность, духовность
4. Гера. Значимость партнерских отношений, противоречивость, ревность
5. Деметра. Забота, щедрость, самоотдача
6. Персефона. Восприимчивость, гибкость, пассивность
7. Афродита. Женственность, обаяние, чувственность
8. Триодита. Мистицизм, интуитивность, уединенность.

(с) Геката

Копирование материала возможно только с указанием автора - Геката и ссылки на сайт сайт

Наверняка многие из Вас слышали о женской энергии и ее силе.. испокон веков Женщина была символом любви, нежности, страсти, домашнего очага, материнства, вдохновения..

Сила женщины заключена в ее многообразии, в ее искусстве быть всегда разной, неуловимой, интересной..

Но часто бывает так, что Она забывает об этом и становится лишь Домработницей, заботясь обо всех вокруг, забывая при этом себя, или она может только Любовницей, которую мужчины расценивают лишь на одну ночь.. Бывает и так, что женщина уходит в карьеру, теряя при этом способность любить и рожать детей. Крайностей бывает много..

И все они случаются, когда Женщина останавливается лишь в одном-двух состояниях, теряя при этом свою многогранность!

Давайте рассмотрим женщину, как проявленный на 100% потенциал в 8 Женских Архетипах.. Ведь именно тогда, когда она раскрывает в себе все свои грани, она становится женщиной «На вес золота»..

Проведём небольшой тест. Читая о каждом архетипе отмечайте по 10 бальной шкале, на сколько он в Вас раскрыт..

Итак, начнём..

Хозяйка. У неё все на своих местах, любит чистоту и порядок, стабильна, умеет управлять домашним бюджетом, отличный отношения с матерью и родственниками, обожает готовить, заботиться о близких, находится в состоянии служения своей семье.

Любовница. Обожает себя, своё тело, любит ходить по магазинам, баловать себя, любимому мужчине устраивает романтические вечера, очень сексуальна и притягательна, притягивает взгляды, яркая, легкая, сексуальная.

Амазонка. Идейный вдохновитель, трудоголик, занимается благотворительностью, социальной активностью, очень занята, знает что такое деньги и как сделать так, чтобы они всегда были.

Мать. Женщина-Любовь. Именно она рожает и любит детей, помогает матерям, заботиться и молиться за других детей, она в когда обнимет, пожалеет, погладит и сразу все горести проходят..

Муза. Женщина-Вдохновение. К ней

Мужчина приходит за вдохновением, поддержкой, мудрым словом. Именно она получает самые дорогие подарки. Она сама благодарность, обладает магнетизмом и внутренней красотой. Любит творчество и уединение. Это Женщина всегда вызывает чувство восхищения.

Королева. Женщина, умеющая управлять и делегировать, планировать. Та, что вышла на уровень роскоши и она этого достойна! Сама справедливость, щедрость, изобилие и доброта!

Жрица. Это Женщина- Целительница, она умна, мудра, знает ответы на все вопросы, может исцелят прикосновением, словом, ей могут снится вещие сны, она пунктуальна, встаёт на рассвете, чтобы сделать свои ритуалы. Глубока и чиста. Мужчина приходит в ней за исцелением и мудростью, также обменяться опытом.

Богиня. Именно она является безусловной любовью женщины. На этом уровне она может встретить своё «Близнецовое пламя», мужчину с которым будет осуществлять большую миссию на земле. Уровень просветления, святости, всепринятия.

Наш тест подошёл к концу, посмотрите на итоги, какого архетипа в Вас больше, а какого меньше?

Женщина, которую можно смело назвать женщиной с Большой Буквы развивает в себе все грани Совершенства! Она и чудесная хозяйка и страстная любовница, у неё есть своё увлечение или дело и она знает как управлять финансами, она счастливая мать, вдохновительница, которая одним прикосновением руки может снять головную боль.. и главное она умеет безусловно любить!

Хотите узнать как развить все Грани женской целостности? Тогда проходите по ссылочке и регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тест практикум вот тут

В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное , унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.


Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.


Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те , которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, .
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.


Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология , индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают.

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного .

Эго

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы , или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

Коллективное бессознательное

И, наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным . Коллективной бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума” . Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Определение

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хусейн

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы , являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Интроверты и экстраверты

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции , выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция .

Мышление и чувство

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”. По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентированна на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентированна на вынесение суждений о том, является опыт, прежде всего приятным или неприятным.

Ощущение и интуиция

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их инее объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным и несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как, если бы он фотографировал её. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на несознательные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами.

Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа являлся З. Фрейд . Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.

В отличие от Фрейда, предававшего особое внимание ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как “обретение самости”, являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.