Структура урока.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

И только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем работы, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.

Основной формой организации обучения в школе является урок. В современной педагогической литературе встречаются различные определения понятия «урок». Но самое полное и верное определение, на мой взгляд, дано Сластениным: «Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».

Организация современного урока это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований.

Требования к структуре урока.

1. Правильно определять дидактические и воспитательные задачи, цели урока, его значения в системе уроков по теме.

2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны).

3. Связать данный урок с предыдущими и последующими.

4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала.

5. Обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащихся.

6. Продумать систему закрепления и повторения изученного.

7. Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока.

1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников.

2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по теме.

3. Своевременно готовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал.

4. Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по теме.

5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию и процессу учения.

1.Урок должен быть воспитывающим.

2. Должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов.

3. На уроке следует воспитывать любовь к природе.

4. Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска.

5. В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.

Требования к технике проведения урока.

1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.

4. Создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.

6. Управлять учебным процессом на уроке так, чтобы большую часть урока активно работали учащиеся.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока :

Логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

Используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

Соблюдены нормы педагогической этики;

Темп урока оптимален для данного коллектива детей;

В течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

Соблюдены гигиенические условия учебного труда;

Созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;

Дидактическая задача урока решена.

Сопоставление действий учителя на уроке.

Компоненты деятельности

Учитель в традиционной школе

Учитель в современной школе

Цель ставит сам.

Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

Мотивирует сам, чаще за счет внешних стимулов.

Опора на внутренние мотивы.

3. Средства

Выбирает сам.

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.

4. Действия

Организует и регламентирует действия.

Вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями школьника.

5. Результат

Подводит весь класс к результату, который наметил сам.

Достижение учениками личностно-значимого результата, в центре внимания учителя - внутренние позитивные изменения в личности школьника.

Оценивает сам.

Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата.

Структура современного урока.

1. Организация начала занятия (организационный момент) - такой же, как и в традиционной школе; главное - настроить детей на доброжелательный лад.

2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение ранее пройденного материала) - построить вопросы и задания так, чтобы дети смогли сами определить цели, задачи, тему предстоящего урока.

3. Подготовка к основному этапу занятия - определение темы урока, целей, задач, мотивации.

4. Усвоение новых знаний и способов действий - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания - установление правильности усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция; ликвидация типичных ошибок.

6. Закрепление знаний и способов действий - обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний - формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей; активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний - выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции; получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятия - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы; адекватность самооценки учащегося оценке учителя; получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия - мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения - мотивации, способов деятельности, общения; усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества; открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании - обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверка соответствующих записей; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

«Современный урок» - Традиционный урок. Прослеживается внешний результат, в основном- уровень освоения знаний. Самоконтроль (определение соответствия учебных действий требованиям учебной задачи). Обеспечивается внутреннее принятие учащимися целей предстоящей деятельности. Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

«Современные технологии на уроках» - Competentia. Что такое «компетенция». Компетентностный подход. Учитель химии и ОБЖ Фёдоров Р.А. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.). Проблемы, понятия, инструментарий. Накопляемость оценок. ИКТ - компетентность. Преимущества ИКТ-технологий. Экономия учебного времени. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.

«Педсовет Современный урок» - Предисловие «А урок остается!» Традиционный урок. ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Преобладание 3 варианта. Преобладание второго варианта. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся) Анализ уроков. Главные методы воздействия- приказ, поручение. говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога.

«Современный урок технологии» - Технологичность обучения. 2000-2001 год окончания начальной школы. Тенденции развития современного урока. Деятельностная. Формировать систему учебных и познавательных мотивов. 37 место. 16. Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ). Разнообразие типов урока.

«Как подготовить современный урок» - Конспект урока. Три группы методов обучения: Методы организации и осуществления УД. Структура урока. Как подготовить современный урок. Гигиенические условия урока. Организационный момент. Карта самоконтроля. Методы контроля и самоконтроля УД. 3. Аналитический этап. 1. Мотивационный этап.

«Требования к современному уроку» - 3. Стимулирование умственной деятельности обучающихся, поощрение высказываний, предположений, гипотез и догадок. Требования к содержанию урока и процессу учения. Методические требования к уроку. Недостатки современного урока. 1. Знания нельзя давать в готовом виде. Типичные недостатки современного урока.

Всего в теме 19 презентаций

Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской школе в качестве основной организационной формы обучения.
Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.
Хороший урок - дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся:
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответ ствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности.
2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)
5. Соблюдение учителем педагогического такта.
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспи тательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.
Организационные требования к уроку:
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
2. Организационная четкость проведения урока (своевре менность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.
Выполнение перечисленных требований является необходи мым условием эффективности урока, т. е достижения же лаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

Современная школа должна обучать и воспитывать поколения детей, согласно требованиям, которые предъявляются в обществе к молодым людям. Дети должны получать знания, которые им пригодятся в дальнейшей учебе, профессии и в жизни.

Единицей процесса обучения является урок, который существует, как способ подачи учебного материала, уже много столетий подряд. Но, с течением времени и с изменениями в общественном устройстве государства, меняется и структура формы обучения, ее направленность.

Творческие изыскание и педагогическое мастерство преподавателя во многом предопределяют результат. Уроки определенной эпохи в целом демонстрируют схожесть, несмотря на то, что ведут их разные преподаватели. Это обусловлено общими требованиями времени и общества к воспитанию молодого поколения. Все занятия связаны основными элементами, которые позволяют достигать поставленных целей и решать текущие задачи учебного процесса.

Уроком называют ограниченный временными рамками целостный образовательный процесс. В нем переплетаются и взаимодействуют все элементы процесса постижения и усвоения знаний: цели образования, методы их достижения, содержание учебной программы и организация учебной практики. Один урок не способен решить все цели и задачи учебного процесса, он является лишь звеном в сложной цепи обучения. Это составляющая вереницы тем, разделов в курсе, а также творческое детище конкретного учителя, которых должен сделать отдельно взятый урок логически законченной единицей, связанной общей целью с другими частями в цепи образования.

Если на урок придет проверяющий, он будет оценивать, как выполняются требования к структуре и содержанию современного урока. А именно следующие его аспекты:

— Формулировка цели занятия.

— На сколько эффективно урок организован и структурирован.

— Соответствие темы урока и его содержания требованиям программы по данному предмету.

— Какую методику использует учитель для подачи материала. Тут имеет значение возраст и подготовленность учащихся.

— Поведение школьников во время занятия и их участие в рабочем процессе.

— Оценка самостоятельной работы школьников дома.

При оценке деятельности педагога учитываются то, на сколько полно преподаватель выполнил требования образовательного минимума; как материал соответствует индивидуальным требованиям и возможностям учащихся; профессиональный уровень самого учителя.

По своему желанию, но в соответствии с учебной программой, педагог выбирает возможные способы проведения урока. Это может быть ориентация на одного ребенка в случае индивидуального занятия, системный, деятельностный или инновационно-творческий подход, когда используются новаторские способы подачи материала школьникам.

Урок может быть организован по принципу лекции, объяснения новых тем. Тогда используются словесные и наглядные методы, различные дидактические материалы и прочее. Проводя семинар, учитель активно привлекает к работе детей, используя эвристические, исследовательские методы. На занятиях по наглядному изучению теории, помимо исследования и анализа действий, применяют проблемно-поисковые методы усвоения материала.

Для более наглядной подачи материала учитель наглядно демонстрирует детям тему, используя пособия (схемы, таблицы, плакаты, оборудование для практических работ, электронно-вычислительная техника) , а также практические опыты, если предмет предполагает таковые. Это делает урок интересным для детей и материал лучше ими усваивается.

Контроль за выполнением поставленных задач осуществляется посредством устных опросов, проведения контрольных и самостоятельных письменных работ, тестов.

Современный урок отличается от общепринятого понятия способом организации, методом подачи материала, целями и задачами, степенью вовлечения школьников в учебный процесс. Дети участвуют в проведении урока на всех его этапах.