Тренинговое занятие «Учимся прощать обиды».

Цель: создать условия для формирования навыков прощения обид; раскрыть понятия «обида» и «злость», их негативное влияние на организм человека; познакомить учащихся со «здоровыми» способами прощения обиды; обучить навыкам саморегуляции. Разрешить конфликт.
Форма работы: занятие с элементами тренинга.
Материалы и оборудование: музыка для релаксации, листы бумаги, ваза, спички.
Ход занятия:

Сегодня мы собрались с вами, чтобы найти выход из создавшейся конфликтной ситуации в вашем классе. Мы должны будем не только разрешить конфликтную ситуацию, но и научиться владеть своими чувствами и эмоциями.

Попробуем разрешить конфликт с помощью сказкотерапии.

Сказка «Прости».

Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретились Молчание с Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.

Вдруг разверзлась бездна между ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец совей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено вместе умереть.

Немые губы сжались, языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе...

И потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!»

В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля «простить - делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».

На Руси давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день Масленицы. В этот день стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенье за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и самим собой. В последние годы эта традиция - празднования Прощенного Воскресенья входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно увидеть на пороге дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!».

Упражнение «Прикосновение к обиде».
Цель: стимуляция умения прощать обиды, забывать плохое, избавляться от груза нежелательных эмоций.
(На фоне расслабляющей музыки девушки слушают слова психолога).
- Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: родителей, любимого человека, учителя, друга…
Закройте глаза и представьте человека, который когда-то волей или неволей обидел вас…
Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души…
- Что вы чувствовали тогда?
- Какие ощущения были в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду?
- Какие мысли приходили в голову?
Мини-лекция «Обиды». (Из книги П. Артемьева «Психология самопознания, или Как найти формулу жизни»).
- Вот уж чему нас не надо учить, так это искусству обижаться! И уверяю вас, дело не в поводе. Повод всегда найдется, если есть внутренняя потребность в обидах и взаимных упреках, в зависти и неумении прощать.
Не столь явно разрушительная, как злость, обида более опасна своей временной протяженностью.
Вода камень точит, и, воздействуя на психику на протяжении недель и месяцев, даже самая несуразная обида может привести к чрезвычайно тяжелым последствиям.
После перенесенной обиды нужно обязательно провести «беседу с собой» по примерно такому плану:
Почему это со мной случилось?
Действительно ли я заслуживаю подобного?
Могу ли я как-то исправить ситуацию?
Какие уроки должен при этом извлечь?
Согласен ли я простить обидчиков?
Хочу ли я помнить о своей обиде всю жизнь? Стоит ли она этого?
Последний вопрос при всей своей кажущейся риторичности достаточно важен, потому что ни одна обида не стоит того, чтобы помнить о ней всю жизнь.
Но если я не согласен отравлять обидой годы своего существования, почему я должен отравлять свои ближайшие дни и недели?
Каждый раз подводя себя к такому выводу, вы подготавливаете почву для того, чтобы расстаться с обидой навсегда. Далее – весь записанный «сюжет» уничтожается, и перед глазами остаются лишь строки с финальным выводом.
Это и есть ваш урок, который должен запомниться и который по сути своей является позитивом, вытеснившим душевный негатив.
Старайтесь подвести себя к возможности простить и забыть. Не сомневайтесь – это проще и выигрышнее, чем лелеять в душе зловредную Обиду и, тем более, вынашивать монстра – Месть.

Пример «Не обиделась, а пожалела».
История одной начинающей журналистки. Однажды ее вызвали за гонораром в редакцию известного детского журнала. В этот день у нее все шло наперекосяк. Вот и позвонили ей в тот день поздно, а ехать было далеко, и к тому времени, как она добралась до места, рабочий день уже заканчивался.
Оставалось буквально минут десять. Вдобавок оказалось, что ей забыли выписать пропуск, а номер телефона редакции она наизусть не знала.
Правда, в бюро пропусков был телефон, возле которого висел список редакций, но к нему стояла длинная очередь.
Вздохнув, девушка встала в хвост очереди, понимая, что получить деньги, скорее всего, не успеет. И это было весьма печально, потому что у нее был тогда тяжелый в материальном отношении период жизни… Денег в кармане не наскреблось бы даже на обратную дорогу.
Наконец она приблизилась к телефону и стала просматривать список, чтобы найти нужный номер. В этот момент мужчина, стоявший сзади, вдруг резко бросил:
- Не собираешься звонить, нечего других задерживать!
С этими словами он буквально оттеснил ее от телефона и принялся звонить сам.
Первой реакцией журналистки были, конечно, обида и отчаяние. Она гневно взглянула на обидчика, собираясь высказать все, что думает о его поступке. Но, увидев перед собой пожилого мужчину с бледным лицом и желтоватыми белками глаз, вдруг почувствовала к нему… сострадание. Совершенно забыв о собственных неприятностях, она смотрела на него и думала, что бедняга, наверное, болен, поэтому так раздражен…
И дальше с девушкой стали происходить чудеса. Мужчина вскинул на нее глаза, как-то неловко и виновато улыбнулся и положил трубку. Очередь куда-то исчезла.
Номер телефона редакции нашелся сразу. Перед молодым автором извинились и тут же выписали пропуск. Она получила просто астрономический гонорар и выслушала множество добрых и лестных слов о своей работе.
А по дороге домой вдруг увидела и купила именно такие туфли, о которых давно мечтала…
Остаток дня был радостным и счастливым. (Из книги П. Артемьева «Психология самопознания»).

И все благодаря тому, что она сумела трансформировать негативное чувство обиды в позитивное – сострадания. Жизнь тут же выдала ей заслуженную награду, изменив, в свою очередь, негативную ситуацию на позитивную. Потому что нет на земле человека, который не заслуживал бы сострадания.

Игра «Сплетни».
Цель: стимуляция распространения слухов и их видоизменение, сплочение коллектива, эмоциональная разрядка.
Учащиеся садятся в круг. Одному из них психолог показывает напечатанный на листе бумаги текст из одного предложения. Например: «12 мая в 14.00. по адресу улица Пушкина, дом 15 некая Алла Евгеньевна будет зачитывать темы экзаменационных сочинений». Учащийся, прочитав и запомнив текст, рассказывает его на ухо своего соседу, и т.д. Последний участник рассказывает то, что он услышал, - видоизмененную в процессе игры версию.

Скажите, могут сплетни стать поводом для конфликта? Стоит ли тогда прислушиваться к сплетням?

Упражнение «Рюкзак с обидами».
Представьте, что вы находитесь высоко в горах и стоите на узком, шатком мостике над ущельем. У вас на спине рюкзак, наполненный вашими обидами, разочарованиями, злостью, негативными эмоциями. Еще одна эмоция, обида – и рюкзак перевесит вас. Вы упадете в пропасть. Попытайтесь больше не нагружать рюкзак, не складывайте в него очередную обиду, а резко сбросьте его с плеч – пусть все ваши обиды падают в пропасть. Постойте еще немного на мостике, попрощайтесь с негативом и возвращайтесь домой.

Упражнение «Чаша освобождения».

Я попрошу вас написать ваши обиды и претензии к друг другу на листочках, мы их читать не будем. Освободиться от них нам поможет «Чаша освобождения». (девушки пишут на листочках свои обиды, претензии, затем сворачивают листки и складывают их в вазу. Психолог поджигает их и ждет до полного их сгорания).

      Что вы испытываете сейчас? Стало вам легче на душе?

Сегодня мы поговорим об обидах. У всех их очень много, и главная обусловленность заключается в том, что это неправильно и плохо. Все религии говорят, что обижаться не надо, но тем не менее, все хорошо знают, как тяжело проживать подобные чувства.

Обиды имеют большую плотность, при их большом скоплении они превращаются в высокомерие и гордыню, а потом в болезни. Очень важно начать их осознавать, прощать и отпускать причиненную боль. Смирение, о котором учит церковь может помочь очень простым людям, но когда человек поднимается на следующий уровень развития, ему требуется понимание того, что происходит. Один из важных вопросов, который возникает при работе с обидами: «Почему я уже простил ему что он сделал, но все равно не могу отпустить ситуацию?» Психология отвечает следующим образом: есть несколько уровней, и на каждом из них требуется собственная проработка.

Начнем с самой поверхностной ступени, на которой легче всего работать - мыслей. Если вы считали, что вас сильно обижали, то надо начать с пересмотрения ситуации, увидеть в ней высший смысл, понять, что даже если на внешнем уровне вам делали больно, то на божественном уровне (Вселенной, Бога или Существования), это было необходимо для прохождения определенных уроков вашей жизни. Если обиды в этой жизни ушли еще не очень глубоко, или вы просто еще молодой, когда сознание меняется достаточно легко, то этот, поверхностный уровень, чистится очень быстро… достаточно быстро -). Проработку надо начать с тех обид, которые лежат на поверхности.

Например, вас обижает муж и говорит идти на работу, хотя вы не хотите. Вам очень обидно, потому что вам кажется, что он не понимает вас и ваши желания. Но, может быть, вам стоит посмотреть на это так, что дело не в том, что он обижает вас, а в том, что жизнь говорит, что пора начать проявлять свою силу и реализовывать себя, и, если вы не пойдете работать, то это будет разрушительно для вас и для других. То есть надо попробовать посмотреть на происходящее под другим углом. Таким образом надо пересмотреть любые ситуации, в которых вы обижаетесь сейчас или делали это в прошлом. Как было сказано, этот уровень достаточно легкий для изменения, и у вас очень быстро возникнет ощущение, что вы трансформировались. Однако даже здесь есть немало людей, которые не могли пройти этот уровень отпускания обид, так как гордыни и высокомерия уже было слишком много.

Второй уровень, уровень чувств, значительно более сложен для проработки. Мы говорим о нем тогда, когда вы вовлечены чувствами. И чем глубже вы включены в человека, чем сильнее вы его к себе подпустили, тем сложнее будет отпустить ситуацию. Если вы любили или любите человека, а он обижает вас, то уровень прохождения обиды будет пропорционален силе вашего чувства. Здесь мы сталкиваемся с обидами, которые уходят глубже, чем ваша личность. Обычно здесь речь идет об уровне семьи. Скорее всего, уже ваша мама страдала от обид, нанесенных ей мужчинами. И все ее непроработанные обиды, все, что она не смогла прожить и отпустить, все это начинает запускаться в вас, когда вы входите глубже в отношения с вашим партнером.

Это происходит потому, что на уровне чувств мы глубоко связаны, особенно с близкими людьми. Поэтому мамины обиды будут находиться рядом с вами до тех пор, пока подобная программа не запустится в вас. Приходится признать, что обид, которые принадлежат семье, сложно избежать. И даже, если вы уже смотрите на вещи иначе, чем ваша мама, если вы уже пересмотрели ваше отношение к происходящему, вы можете вдруг с удивлением обнаружить, что как будто вернулись обратно – до начала ваших изменений. Вы снова обижаетесь, плачете, не можете простить.. кто-то в вас уже думает по другому, какая-то часть в вас уже смотрит на вещи иначе, и вы не хотите обвинять весь мир в ваших неудачах или проблемах, но в чувствах еще совершенно непроработанная область.

И тогда есть два пути: сказать, что это ко мне не относится, что неправильно так чувствовать (вы же знаете, что так не надо!) и оттолкнуть эти чувства от себя, подавить их, перестав их замечать, или принять, что это более глубокий уровень проработки, запастись терпением и принять необходимость более глубоких изменений. Уровень проработки чувств обычно занимает достаточно много времени, и особенно это касается женщин. Дело в том, что женщины по природе менее структурированы, чем мужчины. Мужская энергия – это ум и , женская – чувства. Конечно и в женщине есть и ум и сила, а в мужчине есть чувства, но пропорции неравные. Поэтому обычно мужчине легче собрать себя, не падать глубоко в чувства и, даже если он переживает, то проще выбирается из этого, в отличии от женщины, которая может провести очень много времени, плавая в своих чувствах, и зачастую не видя берега, чтобы выйти из них. Поэтому женщинам, особенно если им присуща богатая палитра чувств, будет очень непросто разобраться с уровнем чувств.

Когда мы проживаем эту ступень, то постоянно сталкиваемся со слезами. Плач на самом деле полезен для всех – и для мужчин и для женщин. К сожалению, общество таково, что с детства нас приучают, что слезы это плохо. Особенно это касается мальчиков. С раннего возраста им вталкивают, что настоящий мужчина плакать не должен, что это стыдно, что над ним будут смеяться, то есть, одним словом, его убеждают в том, что чувствовать – это плохо. Для девочек ситуация получше, но тем не менее… Если в ее семье не принято проявление чувств, если мама достаточно жесткая и не позволяет себе плакать и «распускаться», то скорее всего, и у дочки будет подобное воспитание. Как только она будет плакать, уходить в свою женскую часть, так сразу же ей будут говорить, что она «плакса», что не умеет держать себя, «поплакала и хватит», то есть давать негативную оценку. Однако, надо понимать, что слезы – это естественный механизм очищения организма. Через слезы выходит очень много негатива, сердце омывается водой, негативные эмоциональные заряды растворяются. Все знают, что когда проплачешься от души, становится легче. Это как река – когда есть какой-то застой, некоторая заболоченность, то вода не может протекать свободно, и из-за этого создается напряжение внутри, но когда поток большой, то эта преграда смывается, жидкость начинает течь спокойно, не создавая никакого дискомфорта, и эмоционально это воспринимается как успокоение. Также слезы препятствуют возникновению болезней, в том числе опухолей. Конечно же, надо понимать, что если вы не прорабатываете первый уровень – уровень изменения мыслей, вашего сознания, и продолжаете обижаться на всех даже на этом уровне, не желая посмотреть на ситуацию по другому и увидеть в ней высший смысл, то можете плакать годами и ничего не изменится. Вы будете плакать и плакать, при этом ситуация не трансформируется ни на миллиметр, только будет прибавляться горечь обиды и все большее неприятие происходящего.

Однако же, если вы уже изменились на уровне мыслей, если вы уже думаете по другому, то можете без страха опускаться на этот уровень. Когда вы принимаете тот факт, что только вы ответственны за ваше состояние, что другой человек, даже если он неаккуратно с вами обратился, не может быть первопричиной ваших проблем, то тогда вы можете начать проживать обиды в чувствах. То есть, вы, несмотря на то, что знаете, что обижаться неправильно и не нужно, тем не менее позволяете себе проживать обиду и пропускать приходящие вместе с ней чувства боли, страдания, агрессии и разочарования. Таким образом, вы все больше принимаете ситуацию - теперь и на уровне чувств. Вы не только приняли тот факт, что причиной происходящего было ваше неправильное мышление, но также позволили изменениям войти вглубь вашего существа.

Как было уже сказано, этот уровень достаточно сложен для прохождения в первую очередь для женщин – слишком они отожествлены с чувствами и считают, что они и есть эти чувства, не видя, что это просто океан, который никому не принадлежит, и который течет независимо от наших представлений. Я встречала немало женщин, особенно в возрасте, которые начинали работать над собой, но останавливались, когда доходили до каких-то болезненных ситуаций. Они соглашались и пересматривали свою жизнь до того момента, пока могли это принять, а потом все бросали, говоря: «Нет, ну понятно – здесь я могу понять, но вот здесь!! Когда этот ублюдок со мной так поступает, я что должна и это принимать??НЕЕЕТ!!!» Это происходит всегда, когда побуждение изменяться не вошло глубоко в вас, и вы готовы меняться не для того, чтобы глубоко приблизиться к Богу, а для того чтобы что-то получить взамен (например, я помолюсь и благодаря этому попаду в рай или у меня будет супер мужчина рядом).

Но если вы уже прошли второй уровень, и теперь знаете, что обиды – это необходимая часть жизни, вы можете перейти на третий уровень осознанности. К этой ступени вы уже понимаете, что благодаря обидам вы высвобождаете негативность от удара, что теперь вы можете позволить себе расплакаться и даже попроклинать вашего обидчика, и это будет исключительно высвобождением чувства, так как будет происходить через глубокое чувство любви внутри вас. Чтобы оказаться здесь, на самом глубоком уровне, требуется немало времени и не многие доходят до него.

Что происходит на третьем уровне обид? Вы переходите на уровень действий. Это вопрос, который мне задавали много раз: «Почему когда приходит время что-то делать, я не двигаюсь с места? Почему я вообще ничего не хочу делать? Почему головой и чувствами я понимаю, что мне надо делать что-то, но каждый раз сталкиваюсь с сопротивлением?» Такой вопрос может звучать в двух интерпретациях. Первый: почему я не делаю что-то, что мне нужно, и второй – почему другие люди не делают того, что я им говорю. На самом деле вопрос один и тот же, но направлен он соответственно или внутрь (в первом случае) или вовне (во втором случае). Честно сказать, я долго не могла подобраться к пониманию происходящего. Снимая разные уровни, я сталкивалась с разными проблемами, присущими данной теме, но в какой-то момент я столкнулась именно с глубокой обидой, связанной с уровнем действия…

Как выражается обида на третьем уровне? Неважно с какого ракурса вы смотрите: рассматриваете ли вы свое нежелание что-либо делать, или нежелание делать других людей (если вы мама – это могут быть ваши дети, если это руководитель – то это будет ваш коллектив, если лидер группы – то, соответственно, ваша группа, и т.д.). Выглядит это так… Например, мама – дочке:

— Дорогая, тебе надо убрать постель!

Я не хочу убирать постель!

Но ты должна убрать постель, кто будет убирать ее за тобой?

Я не буду убирать постель!

Если ты не уберешь постель, то я тебе не куплю то черное платье, которое ты давно просила у меня!

Дочка или принимает правила игры, и убирает постель, получив взамен платье, то, есть делает то, что не хочет, но зато получает то, что желает или отказывается, не сделав то, что ей не нравится, но и не получив то, о чем мечтает. И в первом и во втором случае, если дочка считает ситуацию несправедливой, если она считает, что с ней обращались неправильно, она обижается на маму, то есть на силу, которую олицетворяет мать.

Если дочь все-таки сделала, что нужно, получив свое платье, но обиделась при этом, то теперь ее схема поведения будет такова –из обиды она не будет ничего делать, но будет делать только в том случае, если ее ждет хорошее вознаграждение. Таким образом, она, а вместе с ней и ее мама, попадают в ловушку – действие не ради действия, а ради приза. По опыту могу сказать, что это всегда тупик, потому что если это развитый умственно человек, то требование вознаграждения будет каждый раз возрастать, то есть теперь, чтобы застелить постель, девочка всегда будет ждать нового платья, а в будущем двух новых платьев и т.д., при этом она будет еще обижаться, что ей приходится делать то, что не хочется.

Если она выбрала второй способ реагирования на ситуацию – не сделала и ничего не получила, и при этом обиделась, то скорее всего, так она и будет поступать по жизни. То есть когда ей надо будет что-то сделать, она будет, сознательно или бессознательно, воспринимать ситуацию как насилие, и будет блокировать действие из обиды, из протеста.

Если рядом с вами всегда находятся люди, которые не хотят ничего делать, то это говорит о том, что вам пора задуматься об этом уровне обид. Это говорит о том, что вы сами продолжаете жить в этой схеме, но, судя по всему, глубоко подавили свои обиды, вытеснили их в подсознание. Наверняка, вы научились «переступать» через свои обиды, отставлять их в сторону, но не отпустили их. Поэтому эти люди вокруг вас будут постоянно «зеркалить» вас, чтобы напомнить о том, что в реальности продолжает происходить в вас.

В зависимости от глубины обиды, вы можете или чувствовать нежелание и протест, или вообще не иметь контакта с происходящим. Чем более человек развит, тем сложнее ему добраться до данного уровня. Почему? Дело в том, что образованный человек уже многое знает как правильно и как неправильно. Он знает, что должен делать вещи, что никто не будет делать это за него, поэтому он будет работать, сжимая зубы, и внутри все более обижаясь на происходящее, на людей, которые окружают его и заставляют его делать вещи, которые он не хочет, и если он знает, что обижаться не стоит ни на кого, то начинает все больше вытеснять свои обиды, переставая даже их чувствовать. И только ситуация вокруг него будет показывать, что он делает что –то не так.

Что нужно делать, если вы сталкиваетесь с этим уровнем обид – нежеланием что-либо делать? Во первых быть уверенным, что вы действительно не заставляете себя или других делать вещи, которые идут против их природы, которые унижают вас или других людей, которые подрывают уважение к себе. Если на эти вопросы вы отвечаете отрицательно, то тогда стоит понаблюдать за собой и посмотреть как данная тема выражалась в вашей жизни. Страдали ли вы от того, что вас часто заставляли совершать вещи, которые вы не хотели делать, которые вам были неприятны? Часто ли вас отрывали от дел, которые вам нравились, заставляя вас делать что-то, что было удобно для других, но не для вас? Были ли у вас авторитарные родители, учителя, старшие братья или сестры, и часто ли они управляли вами, обладая властью и силой, но не пониманием, и не желали прислушиваться к вашим нуждам? Следующий вопрос, который нужно себе задать – действовали ли вы из страха в таких ситуациях, боясь сказать «нет», обижались ли на тех, кто обладал силой, вел себя жестко, грубо, злоупотреблял силой?

После этих вопросов необходимо понаблюдать, или попробовать вспомнить, что именно вызывает у вас острое нежелание делать? Это часто связано с глубочайшим унижением и отсюда с обидой. То есть, когда вас заставляют делать вещи, разрушающие ваше уважение к себе, унижающие вас, именно здесь застревает большее количество обид. Оскорбления переходят на глубокий уровень, и, чем более развитие и изощреннее человек, тем больнее и глубже он вас обижает. Ну и соответственно, его собственные обиды тоже очень глубокие.

И, как только вы начнете осознавать и эти обиды, вам потихоньку станет понятна природа вашего нежелания что-то делать, и вы начнете прощать людей, которые были вокруг вас и заставляли делать вещи, идущие против вас, а также, начнете прощать самого себя за это нежелание делать,то начнете понимать, что это была не простая лень, как это часто называют люди, а глубокий протест против существующего положения вещей, этакое пассивное сопротивление ситуации. Проживая и осознавая обиды на данном, третьем уровне вашего существа, вы все больше будете входить в гармонию с жизнью, и видеть необходимость происходящего. И вопрос заставления вас больше не будет волновать.

Если вы хотите глубже разобраться с этой темой, вы можете записаться

/ Методы работы с обидой, виной, стыдом, гневом..

Красникова О.М.

Особенности эмоционально-мотивационной сферы ЛЖВС.

Методы работы с обидой, виной, стыдом, гневом.

До 6 мес. у ребенка работают только центры возбуждения и он сам не может успокоиться, пока не доведет себя до состояния изнеможения. Поэтому рекомендуется маме гладить ребенка по спине и не нервничать самой. Пик эмоциональности у детей - 3-4 года - ребенок начинает осознавать обиду, злость. Родители при этом начинают давить, например, мальчики не плачут, на обиженных воду возят, не смей злиться на маму. И тогда либо дети прячут эмоции, либо идет во все тяжкие, и получают урок неприятных эмоциональных состояний. В результате этого мы совершенно не умеем обращаться со своими эмоциями.

Методика работы с обидой

Огорчение - чувство горечи. «Мне жаль».

Обида - это неоправданные наши ожидания. Люди не всегда оправдывают наши ожидания. Мы идем помогать людям, и если мы будем ожидать, что они будут нас слушать, выполнять и т. д. - пользы от нашей помощи не будет.

Только я сам отвечаю за свое эмоциональное состояние, и какие чувства я испытываю по отношении к кому-либо.

Обида - это когда мы держим на кого-то зло. Тогда в теле где-то образуется очаг напряжения на каком-то уровне и потихонечку там начинает образовываться болезнь. Так множество психосоматических заболеваний имеют ярко выраженную обидчивость (например, онкология). Обида - это ожидание выгоды:

Можно манипулировать

Заниматься оправдыванием

Уходить от ответственности, от деятельности

Поэтому люди годами хранят свою обиду. Свойство обиды - аккумулятор, она подзаряжается. Если меня обидели 1 раз, потом я буду собирать подобные ситуации в мешочек, который потом взорвется и произойдет эмоциональный неадекватный выплеск.

Эмоции - это сигнал о благополучии или неблагополучии:

Гнев - вторглись на мою территорию.

Вина - я влезла куда-то.

Обида - не оправдали моих ожиданий.

Стыд - я не оправдала собственных ожиданий.

«Могла бы и лучше!» - скрытая форма гордости, тщеславия.

Нарисуй себя и свою обиду.

От 5 до 30 мин. требуется для осмысления своей эмоции. Бывают случаи, когда обида попадает на детскую травму, например, обида женщины на опоздания мужа до трясучки и паники.

Что происходит после того, как вы на него обижаетесь?

Например, если идет позитивное подкрепление, то это обида демонстративная.

Самоценность связана с эмоциями и нашим эмоциональным фоном. Чем выше самоценность, тем лучше эмоциональный фон.

Самооценка снижается:

Смущение невротического характера

Уныние, тоска

Большая раздражительность

Скрытая агрессия

Самооценка повышается:

Вытесненное чувство вины (на других)

Агрессия

Работа со злостью.

Если есть злость, то сначала нужно работать с ней, а затем переходить к другим чувствам.

Покажи мне как ты злишься. (Бумага, стопка газет, топание ногами, интенсивность за счет усилия).

Умение прощать обиды.

Дать домашнее задание «напиши обвинительное письмо», и когда человек придет на консультацию и читает его, мы предлагаем ему заменить имя обидчика на свое имя.

«5 шагов прощения».

0 шаг - принятие решения - «я хочу простить». Простить - не значит забыть или вытеснить, обесценить (ничего плохого), поменять знак поступка, оправдать. Простить - значит принять человека, его отношение. Например, если он не отдал долг, то в следующий раз подумать над тем, сколько я могу дать.

Прощение - это когда я разделяю ответственность:

Я понимаю, что человек сделал что-то плохо, он человек, и все мы ошибаемся, и он несет ответственность за это

Моя ответственность за ситуацию заключается в том, что я отвечаю за свои чувства, поступки, отношение на случившееся.

Не человек нам враг, а его поведение, отношение. Оно принимается очень тяжело, т.к. есть вторичная выгода. И если решение не принято искренне, дальнейшая работа бесполезна.

1 шаг - обвинение.

Например, она меня не уважает, не ценит, перечит моему мнению, не работает, сидит без дела, завидует, обсуждает меня с другими коллегами, жалуется начальникам.

2 шаг - ожидания (здесь не должно быть частицы НЕ).

Например, я хочу, чтобы она относилась ко мне с уважением, моим идеям, помогала и вносила свои предложения, делала бы мне шаг на встречу, и мы обсуждали бы все, относилась без хитрости, зависти, по доброму.

3 шаг - объяснение (почему человек так ко мне относиться, поступает, здесь не должно быть ПОТОМУ ЧТО Я…)

Например, для нее работа не имеет большого значения в жизни, ей вообще не хочется работать, ей больше нравиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми, болтать и т. п., ей не хватает знаний.

4 шаг - прояснение, выражение чувств

Например, что ты чувствуешь, когда обижена. Ненужная, униженная, оскорбленная, беспомощная. Разочарованная, обманутая, использованная.

Необходимо выбрать самое больное место и изобразить это чувство позой, образом, т.е. дать прочувствовать.

Наша задача: принять это состояние, погружаться до того, пока оно не перестанет тревожить, и пока человек не перестанет сопротивляться, успокоится. Например, ключ находиться за решеткой, нужно подпрыгнуть, или дойти до дна, а потом достать ключ.

Следующий шаг проговаривание

Должно быть спокойное чтение, если нет - значит где-то не доработал, т.е. это нужно пробубнить как констатация факта.

«Дорогая Люба, я обиделась на тебя за то, что ты ….

Я бы хотела, чтобы …..

Я думаю……, потому что…..

Когда ты так делала, я чувствовала…»

5 шаг - разделение ответственности

И в этом состоянии распределяем ответственность.

Твоя ответственность….

Моя ответственность, в том, что я так реагировала.

Экологическая поверка.

Представь себе, на кого ты была похожа, когда была обиженной. Представь образ из мазайки (например, Бабы-Яги), подбрось его на подносе и представь новый образ себя простившей. Если он чем-то не нравиться, значит где-то еще не доработали.

Если ты его не простишь, измениться ли что-либо в твоей жизни?

Представьте, что вы снова попадете в эту ситуацию, как вы будете реагировать?

А теперь посмотри «нет ли бревна в твоем глазу»?

А теперь попросите у человека прощения и будьте благодарными, что он вам это показал .

Я ОТВЕЧАЮ ЗА РЕАКЦИЮ И ОЖИДАНИЯ,

ОН ЗА ПОВЕДЕНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЯ (СИТУАЦИЮ).

Д/З: разобрать несколько мелких обид самостоятельно. Это поможет научиться размышлять, прежде чем эмоционально реагировать. В идеале можно научиться давать обратную связь СРАЗУ!

Мне сейчас плохо.

Меня что-то напрягает, давай разберемся.

Методика работы с чувством вины

Очень нужное чувство. Оно показывает те места, где мы были не правы.

- Что я сделала не так?

- Могу ли я что-то изменить?

- Что мной руководит? (осознание). Это могут быть установки из детства, ситуации.

- Прощаем.

Тогда чувство вины переходит в чувство греха.

Методика работы со страхами

В страхах тоже есть выгода. Например, боязнь ночного времени, а женщину и муж, и взрослые дети встречают после вечерних курсов.

Страх - это «вытесненное желание» (то чего боюсь, больше всего хочу). Например, женщина боится поссориться со своей падчерицей.

А что будет, если вы с ней поссоритесь? Она хочет разругаться с ней, чтобы та уехала жить к бабушке, и они с мужем останутся вдвоем.

Например, женщина боится что ее посадят в тюрьму.

Вас посадят, и что будет?

Оказывается тюрьма - это курорт, санаторий по сравнению с той жизнью, в которой она живет. Т.к. образом она перекладывает ответственность и не сама отказывается от заработка.

А обязательно ли вам нужно садиться в тюрьму, чтобы наладить свою личную жизнь?

Оказалось, что ее жертва не обязательна, т.к. другие смогут сами о себе позаботиться.

Страх может быть основан на реальной ситуации, например, человека покусала собака или на ее глазах что-то произошло. Он парализует, мешает жить.

Страх может быть необоснованным, т.е. без реальной почвы, надуманным. Например, очень много строгости, запретов, а ей очень хочется.

Или, например, тревога за ребенка. Действительно ли ребенку что-то угрожает? Хочет смерти ребенка, если он, например, помешал ее карьере или рожден от нелюбимого мужчины.

Неврозы/фобии - это работа психиатра.

Работа с жизненными целями

Д/З: написать свою собственную эпитафию.

Такой-то, такой-то (в 3-м лице)…. Жил ……, и в своей жизни сделал то-то, то-то ….., и то-то, то-то … не успел.

Это поможет человеку посмотреть и увидеть, что он хоть что-то сделал в своей жизни и увидеть зоны своего ближайшего развития.

Что ты можешь сделать, чтобы это реально осуществить?

Что реально?

Ставим цели

Ищем то, где можно реализоваться

Что может помочь в этом

Существуют эффективные пошаговые техники работы с застаревшими обидами, которые нуждаются в обязательной проработке и отпущении. Предложу одну из них в своей личной интерпретации.

Для достижения максимального эффекта технику лучше проводить под руководством психолога. Но можно попробовать и самостоятельный вариант. Что для этого нужно?

Прежде всего найти время и определить пространство для подобной работы. Необходимо уединиться и погрузиться в выполнение описанных ниже психологических действий.

Расслабьтесь, полностью настройтесь на предстоящую работу и самый положительный итоговый результат.

Выберите травмирующую ситуацию прошлого, сосредоточьтесь на ней, вспомните все детали. Припомнили? Ну, поехали...

Поочерёдно проработайте ситуацию специальным образом, следуя описанию каждого технического шага - от первого до пятого, заключительного. В конце работы прислушайтесь к себе, почувствуйте изменения: Вы наполнены другой энергетикой, не столь болезненной, трудной - верно?... Можно повторить работу несколько раз, пока боль совсем не отпустит... Итак, наши целебные, преобразующие шаги... Их пять... Приступаем...

Шаг первый

Принятие данного обстоятельства, данных людей и конкретной истории.

Для лучшего выполнения шага, можно сказать следующее: «Я полностью принимаю тебя и твоё влияние в моей жизни.»

Шаг второй

Выражение благодарности за случившееся - пусть трудное и печальное. Всё в нашей судьбе не случайно, а во имя нашего же духовного блага. Наши трудности - наша школа. Так мы проходим свои уроки. На подобном материале, несомненно, растёт душа.

Можно сказать так: «Я благодарю тебя за то, что ты сделал (выполнил в моей жизни) - ты преподал мне отличный, полезный урок! Спасибо тебе за это!» В этот момент лучше склонить голову и приложить руку к сердцу, то есть изобразить ритуальный поклон.

Шаг третий

Обмен ресурсами. Важный шаг. Внутренне спросите обидчика, что ему нужно от Вас для того, чтобы расстаться насовсем, без остатка? Попробуйте услышать его ответ и в образе виртуального облака передать ему то, что он просит - понимания, сочувствия, сожаления - что попросит... Непременно сформулируйте обратный запрос и верните себе свой потраченный когда-то ресурс, так же в виде виртуального облака - время, усилия, обманутые надежды - всё, что посчитаете нужным...

Шаг четвертый

Найти и определить для себя полезность случившегося - рассмотрите его внимательней - чему научила Вас подобная ситуация? Как положительно повлияла и вырастила? Какие грани личности обнаружила? Найдите ответы, сформулируете их: например - сделала сильнее, мудрее, глубже... Подумайте ещё: что бы Вы не обрели, не случись она с Вами? Улыбнитесь этому обретению, полюбуйтесь на сформированный результат - тяжёлые обстоятельства не просто нас ранят, они филигранно вытачивают шедевры, без них наша личность была бы очень пресной, поверхностной...

Шаг пятый

Снятие созависимости. Виртуальное обрезание той болезненной ниточки, которая по сию пору связывает Вас с этими томительными, ранящими Вас обстоятельствами. Представьте себе, как ментальные ножницы обрезают отжившую связь. Всё - её больше нет, она теряет своё прежнее болезненное значение. Вы-теперешняя (теперешний) - другая (другой). Прошлые обстоятельства уже не про Вас... Отпустите их навсегда... Урок пройден и больше не актуален для Вас... Представьте, как тяжёлая ситуация прошлого решительно отступает от Вас, отходит, расплываясь в тумане; распадается на мелкие части; уменьшается, исчезает, испаряется, покидая Вас навсегда...

Вот заявленная публикацией техника в коротком своём изложении. Попробуйте проработать посредством описанных психологических шагов ранящие обстоятельства или связи из прошлого и Ваша теперешняя тревога и опасения значительно ослабнут, а в идеале - исчезнут совсем...

Не копите печальный груз! Работайте с негативом. Высвобождайте его из сердца.

__________________________________________________________

Коротко о психотерапевтическом механизме данной методики.

1. Первый шаг к осознанной работе с проблемой - это её принятие. Пока мы отрицаем свою проблему, мы прячемся от неё, откладывая решение. В этом случае проблема продолжает жить и влиять на нас разрушительно, деструктивно, накапливая потенциал.

2. Второй шаг - переоценка события. Ослабление негативных фиксаций. Объёмное осознание ситуации с безусловной благодарностью к собственной истории, к жизни. Разблокировка проблемы.

3. Третий шаг - обмен ресурсных вложений, возвращение вложенных инвестиций, прерывание прошлых контрактов. Важный по значению шаг. Во многом решающий.

4. Шаг четвёртый. Оптимизация ситуации: я не потерял, а приобрёл и значительно вырос в этом. Окончательное ослабление негативного потенциала проблемы. На этом этапе проблема - уже не проблема, а важный, полезный опыт.

5. Шаг пятый. Прерывание отживших, болезненных связей, завершение гештальта, прощание с прошлым.

________________________________________________________

Берегите себя! Искренне желаю удачи!

упражнение по преодолению затаённых обид (для уже продвинутых любителей психотерапевтических техник самоисцеления)

Психология сильно различает (и по-разному привечает) такие эмоции как «гнев» и «затаённая обида». И как Вы можете догадаться, одно психология считает - полезным и допустимым, а вот другое - безусловно вредным!

Да, да - гнев - допустим. Чего совсем не скажешь о... затаённой обиде.

Это чувство уже никто не сможет реабилитировать, как бы ни старался.

Затаённая обида... Этот пролонгированный во времени процесс может длиться годами. И все эти годы он оказывает постоянное стрессовое воздействие на человека.

У некоторых людей на душе лежит пыльный нетронутый хлам: обиды, копившиеся годами. Огромное количество этого хлама признак - старости. Той старости, которая устраивает скандалы в общественном транспорте и в очереди в кассу, старости, которая не даёт житья соседям и невесткам с зятьями.

Так уж получилось, что именно некоторое количество накопленных на душе застарелых обид внезапно вдруг переходит в качество - и все вокруг констатируют - для данного человека пришла его старость, предмаразм. Он стал - жёлчным, невменяемым, постоянно «жующим» одно и то же, стал человеком, закрытым для добрых перемен и неожиданных сюрпризов Вселенной...

Обиженный человек- быстро высыхает, так как перестаёт питаться со всеми «из общего котла» - из почвы - брезгует).

А сухая ветка ломается первой. Сухая ветка - это и есть старая ветка.

Но - долой лирические отступления! Перейдём непосредственно

к упражнению по преодолению затаённых обид

Психология утверждает: если вначале гнев может бытьпродуктивен , то оставшись в душе на долгое время, он перерождается в затаённую обиду и вызывает в организме человека

повышенное физиологическое и эмоциональное напряжение.

Вот с этим мы сейчас и будем работать.

Упражнение для преодоления затаённой обиды

Первая часть упражнения (Исходная позиция - препарасьон)

Сядьте удобно, но так, чтобы Ваши стопы твёрдо опирались на пол. Это взято из на вооружение в психологию вообще и называется «заземление». (Старайтесь вообще сидеть так всегда - и сейчас тоже).

Закройте глаза. Всё это мы делаем для того, чтобы войти в , из которого, как из исходной позиции и начинается большинство психологических упражнений.

Вторая часть упражнения по преодолению затаённых обид(визуализация)

Мысленно представьте себе человека, к которому Вы испытываете Ваши сильные негативные эмоции. Этот этап работы называется .

Третья часть упражнения по преодолению затаённых обид - активная визуализация

Ну а теперь представьте себе, что с этим самым человеком происходит нечто... однозначно... ХОРОШЕЕ! (не удивляйтесь, и я ведь никогда не учу плохому).

В Вашем воображении с этим человеком должно случиться то, что он сам рассматиривал бы для себя как величайшее счастье и удачу!

Вам трудно?

Психология даёт на это только один ответ: это же упражнение! А кто сказал, что будет легко? Лишь по мере повторения данного психологического упражнения, Вам будет всё легче и легче справляться с данной визуализации.

Четвёртая часть упражнения по преодолению затаённых обид «Если б жизнь мою как киноплёнку...»

После того, как Вы справились с подарком Вашему обидчику (и испытали от этого некие эмоции - не скажу какие - сами постарайтесь) переходим к воспоминаниям о той ситуации .

Теперь мы смотрим на ту стрессовую ситуацию с высоты птичьего полёта и видим - себя и Их, (Его, Её)...

Какова была наша роль тогда? Попробуем по-иному увидеть те события и поведение того человека? Не спровоцировали ли мы сами в чём-то те события?

Активно визуализируйте, представьте себе - как эта ситуация выглядела глазами вашего обидчика.

Упражнение окончено. Откройте глаза и скажите несколько слов - резюмируя этот опыт.

Это психологическое упражнение рассчитано на людей, которые ещё не засохли, подобно той бедной веточке, о которой я говорила чуть выше.

Или же на тех людей, которых долгая работа с психотерапевтом уже «размочила» и реанимировала, и эти люди, поставленные в скляночку с чистой водой, пустили росток и зазеленели себе радостно на окошке.

Это упражнение по преодолению затаённых обид совсем не подойдёт людям, которые к нему ещё не готовы

Не готовы к нему те, кто сразу же отметёт это упражнение как чушь и даже не станет пробовать...

А другим я посоветую вот что: не надо «дарить подарки» только нашим сильным обидчикам .

Проделывайте это психологическое упражнение с любыми людьми. Начните с тех, кто почему-то просто неприятен Вам. Вот увидите, какие позитивные результаты ожидают Вас самих и Вашу жизнь!