Ныроб

Ны́роб - посёлок городского типа в Чердынском районе Пермского края. Население 7,3 тыс. чел. (2008). Ранее: 476 чел. (1869 г.), 896 чел. (1926 г.).

Краткая характеристика

Поселок городского типа на на р. Ныробка, правом притоке р. Люнва (левый приток р. Колва, впадающей в р. Вишера), центр Ныробского городского поселения.До Ныроба можно добраться рейсовыми автобусами по единственной дороге из Перми, Соликамска и Чердыни. В настоящее время Ныроб стал заметно доступнее - строительство полностью асфальтированного шоссе до поселка практически завершено, а все паромные переправы заменены современными мостами. Так что, если ехать в поселок с юга, то можно и не ощутить, что здесь находится своеобразный "край света". На север и северо-восток от поселка идут дороги мимо заброшенных и полузаброшенных деревень к зонам, лагерям и вырубкам. С 2003 года возобновлен зимник, связывающий республику Коми и Пермскую область. Летом дороги проезжей для автотранспорта в этом направлении пока нет. Тем не менее, именно добираясь до Ныроба со стороны Коми, можно в полной мере прочувствовать атмосферу данного места.

Экономика : лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес», Ныробский участок Березниковских электросетей, Колвинский лесхоз, исправительно-трудовое учреждение Ш-320, отделение связи.

Здравоохранение : врачебная амбулатория, аптека № 52, база отдыха «Жемчужина Урала».

Образование : учреждения нар. образования представлены средней школой им. Героя Советского Союза А. В. Флоренко (в ней находится музей истории школы, открыт в 1986 г., работает с 1994 г.), детской музыкальной школой, детсадом.

Культура : учреждения культуры – Дом культуры, библиотека. С нояб. 1981 г. в Ныробе существовал филиал Чердынского краевед. музея (сгорел в 1993 г.). В бытность Ныробского района здесь выходила районная газ. «Ныробская правда» (1 янв. 1932 – 27 нояб. 1959 г.).

Историческая справка

Древняя деревушка Ныробка впервые упомянутая в 1579 году и расположенная в суровом краю на пути из Чердыни на Печору, не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали в свое время для расправы над Михаилом Никитичем Романовым.

События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов, вместе со своими четырьмя братьями, были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось. В перечне каторжных мест, куда были отправлены братья, Ныроб занимал достойное второе место. Еще хуже мог быть лишь Пелым, куда отправили брата Ивана. Василию достался Яренск, Александру - Усолье-Луда на Белом море, а Федор, старший из всех, был пострижен в монахи в Сийском монастыре. Только Федор и Иван пережили ссылку, остальные Романовы погибли. Итак, в начале 1601 года (год тогда начинался в сентябре) Михаил Романов прибыл в Ныробку, деревушку о 6 дворах. Вернее, его привезли в цепях в крытом возке. На окраине деревни вырыли яму "сажень глубины, сажень длины и ширины", которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг - жилище Романова отапливалось по-черному. Показательный случай произошел дальше: Ныробцы, как это водится на Руси, прониклись сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком его подкармливать. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где на допросах один их них погиб. Завершилось дело в августе 1602 года, когда Михаил скончался и был похоронен недалеко от места заключения. В 1606 году по указанию Лжедмитрия I прах Михаила Романова был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Весьма любопытен факт: усланные в Казань крестьяне были возвращены в Ныробку еще только через год.

Жизнь Ныробки переменилась в 1613 году, когда престол занял Михаил Федорович, племянник Михаила Никитича. Он приказал построить в Ныробке церковь, определил сюда двух священников. В 1621 году Ныробка стала свободной экономической зоной - царь пожаловал деревню "обельной грамотой". В грамоте указывалось, что за выдающиеся заслуги в деле поддержки Ныробского узника пищей и в качестве компенсации за понесенный урон во время ссылки местных крестьян в Казань, деревня получала освобождение от налогов (действовало освобождение до 1720 года).

В 1704 году в селе строится богато украшенная каменными узорами Никольская церковь, которая стоит и поныне. На месте ямы Михаила Романова была поставлена часовня, а в 1736 году на месте могилы была выстроена еще одна церковь - Богоявленская. Внутри нее, у северной стены, хранилась важнейшая Ныробская реликвия - трехпудовые цепи, в которых Михаил содержался в яме. Местные жители были убеждены в их чудодейственности, по преданию от них исцелялись не только люди, но и домашний скот. При советской власти кандалы были перевезены в Чердынский краеведческий музей. Интересно, что история с цепями на этом не закончилась. На рубеже 20 и 21 века патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился в министерство культуры с просьбой о передаче священной реликвии в Новоспасский монастырь. Неизвестно, было ли Чердынскому музею действительно нечего терять, кроме своих цепей, но, так или иначе, их он терять не захотел. Следующим после Михаила Романова известным узником Ныроба стал Клим Ворошилов, который попал в эти края в 1913 году, как раз к юбилею царствующего дома. Условия, в которых содержался Ворошилов, были гораздо менее вредными для здоровья, чем в случае с Михаилом Никитичем - в качестве тюрьмы выступала не земляная яма, а двухэтажный деревянный хорошо отапливаемый дом.

Интересным памятником, повествующим о жизни Ныроба в веке 20-ом, является хранящаяся в Чердынском музее бумага, на которой написано: "Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даем слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор, пока не осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения ее как класса". Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной лагерной империи построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно, что да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб, да собственная зона "на несколько тысяч посадочных мест" превратили небольшую деревню в 109 дворов (на начало 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором проживают более 5000 человек. Вероятно, цифра эта в справочнике дана без учета обитателей исправительно-трудового учреждения.

Достопримичательности

Главная достопримечательность Ныроба - это комплекс сооружений, связанных с именем Михаила Романова. В первую очередь обращает на себя внимание сад, обнесенный красивой оградой - металлическими решетками на каменных столбах. Сад был сооружен в 1913 - 1915 году по проекту А.Н. Зеленина и окружал яму, в которой содержался высокородный узник и часовню над ней. В настоящее время часовни нет, и над ямой стоит ажурная беседка.

Невдалеке располагается удивительной красоты Никольская церковь 1704 года постройки. В путеводителях и описаниях говорят правду - нет ей равных в регионе по красоте и количеству каменных узоров. Про строительство церкви рассказывается легенда, что пришли в Ныроб люди неизвестные и стали возводить храм. Все что успевали сделать за день - тут же скрывалось под землей. А когда закончили - церковь вынырнула целиком, а строители, не взяв гонорара, убыли. Убыли туда, откуда пришли, то есть, также неизвестно куда. Церковь отапливается печами, трубы которых торчат из окон весьма оригинальным образом. По архитектурному стилю системы отопления можно заключить, что она была создана в более позднее время, ее датировка, вероятно, относится к рубежу 20 и 21 века. Но это - тема отдельного исследования. Как и причина недавней замены деревянного лемеха, покрывавшего все пять глав, на листовое железо зеленого цвета. Из-за роскоши Никольской церкви, можно не обратить внимания на "сарай" за ней. На самом деле, это остатки Богоявленской церкви возведенной в 1736 году. Ее единственная главка утрачена, что мешает идентификации сооружения как культового. В церкви находилась гробница Михаила Романова, а также и его цепи, хранящиеся в настоящее время в Чердынском краеведческом музее. Ансамбль двух церквей дополнялся еще высокой четырехъярусной колокольней, которая была разобрана в 1934 году. Нельзя также не отметить, что само село располагается в красивом месте на высоком холме, с которого открывается прекрасный вид в западном направлении на широкую пойму реки Колвы. Интерес представляют и рубленые деревянные дома, которые кое-где еще стоят на улицах поселка.

НЫРОБ, ЧЕРДЫНСКИЙ РАЙОН, ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА Краткая характеристика: поселок городского типа на на р. Ныробка, правом притоке р. Люнва (левый приток р. Колва, впадающей в р. Вишера), центр Ныробского городского поселения. Население: 7 300 чел. (2002 г.). Ранее: 476 чел. (1869 г.), 896 чел. (1926 г.). Исторический очерк: поселение упоминается в письменных источниках с 1579 г. Первоначально – коми-пермяцкая д. Нырыб (коми-пермяки обитали здесь еще в нач. 18 в.). Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб – «поле», т. е. «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 г. в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов). В 1601 г. в деревню из Москвы был отправлен в ссылку царем Борисом Годуновым Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Романова, который здесь вскоре умер (по некоторым данным – убит). В 2001 г., по случаю 400-летия этого события, был совершен покаянный крестный ход Ныроб – Пермь – Екатеринбург длиной около 1 тыс. км. Между 1613 и 1617 гг., после постройки здесь деревянной Свято-Николаевской церкви, Ныроб получил статус погоста (центра округи из числа деревень, населенных черносошными (лично свободными) крестьянами), затем – села. В 1913 г. здесь отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 г. до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей). В 1930 г. возник колхоз «Красный пахарь». 26 февр. 1951 г. при слиянии сельхозартелей «Красный пахарь», «Красный Урал», «Заря» и им. Ворошилова появился укрупненный колхоз им. Ворошилова (с 1957 г. – им. Свердлова, ликвидирован в 1968 г.). В 1930-х гг. здесь существовали Чердынский лесозаготовительный участок, рыбхоз, промкомбинат, Колвинский лесхоз, пихтоваренный завод. С 1964 г. работала вспомогательная школа. Центр Ныробского р-на (27 февр. 1924 – 10 июня 1931 г.), (20 окт. 1931 – 4 нояб. 1959 г.). Поселок городского типа со 2 янв. 1963 г. Ныроб являлся центром Ныробского поселкового совета (до янв. 2006 г.). Экономика: лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес», Ныробский участок Березниковских электросетей, Колвинский лесхоз, исправительно-трудовое учреждение Ш-320, отделение связи. Здравоохранение: врачебная амбулатория, аптека № 52, база отдыха «Жемчужина Урала». Образование: учреждения нар. образования представлены средней школой им. Героя Советского Союза А. В. Флоренко (в ней находится музей истории школы, открыт в 1986 г., работает с 1994 г.), детской музыкальной школой, детсадом. Культура: учреждения культуры – Дом культуры, библиотека. С нояб. 1981 г. в Ныробе существовал филиал Чердынского краевед. музея (сгорел в 1993 г.). В бытность Ныробского района здесь выходила районная газ. «Ныробская правда» (1 янв. 1932 – 27 нояб. 1959 г.). Архитектура, достопримечательности: памятники В. И. Ленину и участникам Великой Отечественной войны; археологический памятник – Ныробское селище; здания каменных церквей Богоявленской (1736 г.) и Никольской (с 1704 г.), странноприимного дома (богадельни, 1913 – 1915 гг.). Место былого заточения боярина М. Н. Романова оформлено художественной решеткой, которая была выполнена в 1913 г. по эскизам пермского художника А. Н. Зеленина.Интересным памятником, повествующим о жизни Ныроба в веке 20-ом, является хранящаяся в Чердынском музее бумага, на которой написано: "Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даем слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор, пока не осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения ее как класса". Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной лагерной империи построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно, что да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб, да собственная зона "на несколько тысяч посадочных мест" превратили небольшую деревню в 109 дворов (на начало 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором проживают более 5000 человек.

Файл:I.jpg Никольский храм Неизвестная часовня Узкая улочка

Поселок – родина Алексея Васильевича Флоренко (1922 – 1944 гг.), артиллериста, Героя Советского Союза (1944 г.); Анатолия Павловича Субботина (род. 1957 г.), русского поэта и прозаика.Святым среди жителей края издавна считается Никольский родник. Его вода отличается изумительным вкусом. Местные жители связывают это с тем, что в течение длительного времени в нем была схоронена явленная икона Николая Чудотворца.

Ныроб - посёлок в 40км севернее Чердыни. По населению он превосходит райцентр (7 тыс. жителей), но визуально Ныроб представляет собой большое и мрачное село, которое я про себя окрестил "деревня Зековка". В наши дни это один из крупнейших центров "республики зеков", раскинувшей на севере Пермского края, да и тюремные традиции здесь насчитывают около 400 лет: в 1601 году сюда по приказу Бориса Годунова был сослан и замучен его основной соперник - боярин Михаил Никтич Романов. А в результате еще в конце 17в. здесь появилось нечто вроде современных "монастырей новомучеников" с красивейшей Никольской церковью.

Чердынский район удивляет своей историчностью - что-нибудь примечательное есть почти в каждом деревне, а церквей на единицу площади (а тем более на единицу населения) больше, чем в Тверской области. Помимо Ныроба, самое интересное село - Пянтег , где сохранилась уникальная церковь, вероятно перестроенная из башни острога в 1617 году. Возраст самого сруба же не известен, и это не просто старейшее здание Урала, но и старше любого другого минимум на 100 лет.

Однако Пянтег - по другой дороге, до него 60км, а автобусы ходят всего дважды в день и возят народ в Чердынь на работу, поэтому я туда не попал.

Но и на Ныробском тракте интересно почти каждое село. Например, Покча в 5км от Чердыни - здесь в 1472-1505 годах (когда Чердынское княжество было вассалом Москвы) помещалось русское воеводство, от которого сохранились едва заметные валы городища; в 19в. появилось несколько кварталов купеческих домиков, достойных уездного города, Казанская часовня примитивного вида и Благовещенская церковь (1885), в которую дважды (в самом начале и в самом конце ХХ века) ударяла молния:

В селе Вильгорт - тоже несколько купеческих особняков и очень красивая Троицкая церковь (1772, трапезная и колокольня 1902):

Фото: Сергей и Мария Поповы, из "Народного каталога православной архитектуры ".

Еще две церкви - в сёлах Камгорт и Искор. В тайге в 5км от Искора - скала Узкая Улочка высотой 50м, рассечённая от основания до вершины трещиной чуть меньше метра в ширину. На горе - остатки валов и святилища, а поверье гласит, что тому, кто взойдёт по "улочке" наверх отпустятся все грехи.
Словом, концентрация истории в Чердынском районе на уровне Псковщины.

А потом въезжаешь в Ныроб, точнее в его дальний район Люнва:

Путника тут встречают ЗОНЫ. Они тянутся вдоль дороги на несколько километров - тройные заборы, кольца колючей проволоки, вышки, бараки, трубы котельных, угрюмые тюремщики, горы дров и опилок. Лай собак и вой пилорамы. "Население" этих лагерей - по разным данным (неофициальным) от 2 до 4 тысяч человек, то есть в "республике зеков" это полноценный город.

И здесь же жилые дома. Страшно представить эту жизнь среди зон, когда происходящее за периметром можно наблюдать из окон. К слову, побеги из лагерей тоже регулярны, и опасность столкнуться с беглыми уголовником велика по всему району.

Адекватно фотографировать на Ныробском тракте у меня не получилось - оба раза автобус был переполнен, а я сидел не там, где надо. Поэтому прошу прощение за использование чужих фото и убогое качество своих.

Сам Нароб по своему устройству напомнил мне Соликамск, только меньше раз в 10. Тоже длинный и беспорядочный, и тоже состоит из трёх районов. В Соликамске - промзона, Старый Соликамск и Боровск. В Ныробе - Люнва, Старый Ныроб и Городок.

Старый Ныроб - большое и неуютное село, у меня ассоциирующееся скорее с Сибирью, чем Уралом. Хотя при всей удалённости главная улица тут асфальтирована, а на увале стоят вышки сотовой связи:

Приземистые и грубо сколоченные уральские избы на фоне увалов:

Водопровода тут нет, и воду набирают вот в таких сооружениях - почему они такого размера, сказать не могу. Может быть, насосные станции, а может быть резервуары:

Народ тут, как мне показалось, не агрессивный - но угрюмый и замкнутый. Впрочем, от взглядов мне часто делалось не по себе. Козлы и петухи тоже встречаются:

Однако в Ныробе есть кое-что, ради чего стоит сюда приехать - Никольская церковь, построенная в 1704 году в память Михаила Романова:

В начале 17в. Ныроб был одним из самых дальних владений России - Сибирь тогда была еще в процессе колонизации, и ссылать туда кого-то было негосбезопасно. Михаил Никитич был сослан сюда, по сути, на смерть - его держали в яме с решёткой, куда проникали и дождь, и снег, и где нельзя было даже встать в полный рост, да еще и в оковах весом около 30кг. Жители, видя такое изощрённое и непонятное издевательство, в тайне помогали боярину - носили ему еду и воду, за что неоднократно подвергались пыткам. Романов умер спустя полгода.

Что было дальше, все знают. Хотя Годунов был достаточно мудрым правителем (например, Московский университет вполне мог появиться в начале 17 века), ему не повезло с погодой, два неурожая подряд вызвали страшнейший во всей русской истории голод (погибло до 1/3 трети населения), перешедший в Смутное время, финалом которого стало воцарение Романовых. Про Ныроб они не забыли - еще при Михаиле Фёдоровиче жители Ныроба были освобождены от податей, а в конце 17в. началось строительство мемориальной церкви.

Храм вышел одним из красивейших на Урале - его украшения достойны церквей Соликамска:

Правда, впечатление малость испортил разговор с настоятелем - поп тут точь-в-точь такой, каким его представляют ненавистники РПЦ. Ну что ж - бывает, не все ж такие! А вот девушка, мывшая пол в храме, наоборот показалась мне очень доброй и светлой.

Дом при церкви:

Крест "В память репрессированных РОССИЯН" - это очень неполиткорректно:

Вторая церковь - Богоявленская (1736), обезглавлена и невзрачна:

Здесь же и замечательный деревянный Дом Культуры:

А чуть в стороне - вот такой домик, занятый неким "Мемориальным центром М.Н. Романова":

Подозреваю, это что-то типа музея, но на дверях висел замок, и никаких признаков того, что кто-то его откроет, не было.
А еще чуть дальше (точнее, если ехать из Чердыни, чуть ближе) - Яма Романова:

"Яма новомучеников" - это именно уральский феномен. Ганина Яма, куда были сброшены тела царской семьи, Алапаевская шахта, где так же было с телами семи великих князей - они появились в 1918 году. Династия Романовых вышла из Ипатьевского монастыря и прервалась в Ипатьевском доме, и более того - начала и закончила свою историю в уральских ямах.

Очень красивую модерновую ограду вокруг Ямы построили еще в начале ХХ века. Внутри ограды - обширный пустырь и ажурная часовня над собственно Ямой, похожая больше на клетку:

Ворота оказались наглухо заперты, как и дверь Мемориального центра. В общем, я решил тупо перелезть через забор. Часовня оказалась закрыта на засов, но не замок, и я спокойно отворил дверь:

Вот и сама Яма. Мне не верится, что это подлинник - скорее, всё-таки муляж. Но муляж исторический, ему не менее сотни лет:

На дне - цветы, иконы и мусор. Причём они там мирно уживаются - в этом, по-моему, вся наша жизнь!

Две мемориальных доски 1915 года, когда Яма реконструировалась (а сама часовня, кстати, современная - до Революции была деревянная):

В прошлом тут лежали и подлинные оковы Романова, ныне хранящиеся в Чердынском музее:

Тридцать килограмм, а еще решётка над головой и негде защититься от холода... В общем, судьба Николая Второго, которого "всего лишь" расстреляли, ЗДЕСЬ кажется еще не такой жуткой. В прошлом паломники надевали оковы на себя и молились в яме. Ныне приходят в музей и просто прикладываются к ним.

Около ограды - бывшая богадельня, а ныне больница в приятном модерновом здании (единственном в посёлке):

Дальняя часть Ныроба, в которой находится автостанция - Городок. Пешком от автостанции до церкви идти около получаса, но так как весь Ныроб - одна улица, автобус проезжает мимо храмов и туда, и обратно, причём в черте посёлка еще и с кондуктором.

Застроен Городок в основном вот такими домами, а народ там более люмпенизирован, чем в Старом Ныробе - видимо, пришлые:

Ныроб считают тут "краем земли" - далее нормальные люди почти не живут, а зон больше, чем деревень. А еще дальше, за полосой глухих лесов, вновь начинается обитаемая земля Республики Коми. Вообще же, Чердынский район находится на широте Южной Карелии.

В Ныроб я ездил из Чердыни ненадолго. В самой Чердыни ночевал две ночи - вечером первого дня приехал из Соликамска, утром третьего уехал в Березники. И в целом Пермь Великая вполне достойна Вологодщины.

С Пермью Великой на этом закончим, но поездка в Пермь Великую - меньше половины всего этого путешествия.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010

НЫРОБ

Пермь - 350 км.

Ныроб можно назвать городом узников, ведь местного населения по некоторым данным здесь даже меньше, чем содержащихся в местных колониях заключенных. Любопытно, что, находясь в Чердынском районе Пермского края, Ныроб по численности населения (чуть более 7 тысяч человек) превосходит сам районный центр.

Первое документальное упоминание деревни Ныробка относится к 1579 году. Вся деревня тогда состояла всего лишь из шести дворов.

Тюремные традиции у Ныроба сложились издавна. В 1601 году именно сюда был сослан царем Борисом Годуновым его главный соперник – обвиненный в колдовстве Михаил Никитич Романов – дядя будущего царя Михаила Федоровича, первого из царской династии Романовых. Именно поэтому небольшая захолустная деревенька стала известна всей России.

Для именитого заключенного на окраине деревни вырыли яму «сажень глубины, сажень длины и ширины». Сверху яму закрыли деревянным настилом, в котором сделали лишь прорезь для спуска еды. Условия были по-настоящему ужасными. Яма была сырая, холодная, темная. Лишь к зиме оборудовали нехитрый очаг, топившийся без трубы по-черному. В добавок с Михаила не снимали тяжелых цепей.

Местные жители как могли помогали заключенному. Тайком его подкармливали, бросая украдкой в яму еду. Когда их разоблачили, уже сами жители были наказаны. Шестерых ныробцев арестовали и отправили из деревни в столицу. Спустя несколько лет обратно вернулись лишь двое – остальные погибли.

Несмотря на тяжелые условия содержания в яме, Михаил прожил еще достаточно долго – почти год. Скончался Михаил в августе 1602 года. Похоронили его неподалеку от места заключения. Спустя четыре года прах извлекли и перевезли в Москву, в родовую усыпальницу Романовых.

В 1613 году к власти пришел Михаил Федорович Романов. За помощь узнику жителей Ныробки освободили от налогов и построили здесь церковь.

В Ныробе две главные достопримечательности, ради которых стоит сюда приехать, – яма, в которой содержался Михаил Романов, и старинная Никольская церковь.

Каменная пятиглавая Никольская церковь была построена в 1704 году. Церковь украшена красивым фигурным кирпичом.

Близ Никольской церкви находится другой памятник архитектуры - Богоявленская церковь, построенная в 1736 году на месте могилы Романова. В настоящее время она обезглавлена и достаточно невзрачна, совсем не похожа на культовое учреждение.

Между тем, именно в ней хранились оковы Михаила Романова. Они были главной святыней Ныроба, прикоснуться к которой ежегодно приходило несколько тысяч паломников. Люди были уверены в их чудотворности, целительной силе. В настоящее время оковы хранятся в краеведческом музее Чердыни, а их копия – в музее города Красноуфимска Свердловской области (по другой версии – наоборот в Чердыни лишь копия, споры по этому вопросу не утихают

Яма Романова находится в паре сотен метров отсюда. До революции над ямой стояла сначала деревянная, затем каменная часовня. Ее назвали во имя духовного покровителя Михаила Романова – во имя Архангела Михаила.

Вокруг ямы - забор с любопытными каменными столбами, установленный к 300-летию дома Романовых. На столбах ограды можно увидеть вычеканенные медные памятные доски.

Советская власть не обошла это место стороной. В 1930-е годы часовню уничтожили, украшения с забора отбили. На месте романовского сквера был парк отдыха.

После падения режима романовский сквер стали потихоньку восстанавливать. В 1997 году расчистили фундамент часовни и яму, в которой сидел Михаил Никитич. В 2000-х над романовской ямой снова поставили небольшую металлическую часовенку. К сожалению, в 2010 году она куда-то пропала. По рассказам очевидцев ее зачем-то перевезли в Чердынь. В настоящее время исторически значимое место, в котором обрел свою гибель Михаил Романов, представляет собой печальное зрелище – необихоженную яму под открытым небом.

К 400-летней годовщине дома Романовых власти Пермского края обещают установить над ямой новую часовню, а также превратить Ныроб в значительный туристический центр.

Можно сказать, что Ныроб – это настоящий край географии Пермского края. Севернее его находятся одни лишь зоны для заключенных.

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник. Он расположен с правой стороны при въезде в село.

Вода источника чистая, вкусная, имеет примеси серебра, что придает воде укрепляющие и оздоравливающие свойства.

По легенде в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. В честь такого события в Ныробе построили Никольский храм, а над родником на месте явления иконы возвели деревянную часовню.

В революционную смуту икона была утрачена. Ее копия хранится в Музее истории веры в Чердыни.

Как доехать до Ныроба?

Ныроб находится в Чердынском районе Пермского края. Чтобы в него попасть, нужно ехать на автомобиле или автобусе через Пермь, Соликамск и Чердынь От Чердыни до Ныроба – 41 километр.

Сайт Ныроб, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Ныроб

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Ныроб. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Ныроб. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Ныроб представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Ныроб вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Ныроб. Быстрая доставка.