Роман «Отцы и дети» Краткое содержание

«Отцы и дети» — одно из самых известных творений русского писателя И.С. Тургенева. Один из забавных фактов: Л.Н. Толстой заснул во время чтения этого романа. Почему так случилось?

В книге П. Вайля и А. Гениса «Родная речь», в главе, посвящённой роману Тургенева, чёрным по белому сказано, что воспринимаются «Отцы и дети» как нечто служебное. Проблема проста: искусство меньше всего хочет служить чему-либо и кому-либо. Напротив, искусство требует жертв.

Тургенев сделал ставку на объективность – и получилась ситуация, когда невозможно понять, на чьей стороне писатель.

Краткий пересказ сюжета романа Тургенева «Отцы и дети»

Аркадий Кирсанов возвращается домой вместе с другом Евгением Базаровым. Молодые люди только окончили университет. У них складываются непростые отношения со старшими Кирсановыми - отцом Аркадия и его дядей. Происходит столкновение двух поколений - отцов и детей. Старшие придерживаются патриархальных взглядов, а младшие - заражены молодёжным видением мира нигилизмом. Два поколения спорят и никак не могут найти общего языка.

Спустя некоторое время Аркадий и Евгений знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой и её младшей сестрой Катериной. Молодые люди одновременно влюбляются в Анну. Устои Базарова, в частности, отрицание брака и чувств рушатся. Он признаётся Анне в любви, но получает отворот поворот. Аркадий отказывается от нигилизма и понимает, что влюблён в Катерину. Между Евгением и дядей Аркадия происходит дуэль. К счастью, все остаются живы. Евгений уезжает к своим родителям и вскоре умирает, заразившись тифом, а его друг женится на Катерине. Дядя Аркадия уезжает из страны. Анна Одинцова вновь выходит замуж.

Роман «Отцы и дети» Краткое содержание по частям

Часть первая

Начинается история в середине мая 1859 года. В имение Николая Петровича Кирсанова вот-вот вернётся Аркадий – великосветский медведь. Но прежде чем говорить о барском сыне, писатель подробно поведал о самом барине. Николай Кирсанов не отличался храбростью, и избежал военной службы, сломав ногу и оставшись хромым на всю жизнь. Родители барина умерли, не сумев приспособиться к жизни в Петербурге.

Николай Петрович женился, и как семьянин прожил двенадцать лет. Овдовев, барин отправился за границу, но грянула Венгерская революция, и пришлось возвращаться в Россию.

Воспоминания рано постаревшего барина-вдовца были прерваны стуком колёс. На тарантасе приехал Аркадий Кирсанов. И не один, а в компании приятеля – Евгения Васильевича Базарова. Мы узнаём, что Базаров – выпускник медицинского университета. А раз медик – характер резок и циничен.

Чуть позже выяснилось, что Евгений Базаров – не только сторонник прогресса. Разговаривая с дворовыми мальчиками, молодой медик решил отправиться за лягушками. На логичный вопрос «на что вам лягушки?» Базаров заявил, что хочет узнать, как работает организм лягушки. А знание пригодится, если придётся лечить человека.

В разговоре с отцом и дядей Аркадий Кирсанов открывает тайну своего приятеля. Оказывается, Базаров – нигилист, то есть не признаёт никаких авторитетов, смотрит на всё критически.

В разговоре с семейством Кирсановых Базаров, знаток медицины и естественных наук, начал вовсю прославлять науку. Получалось, что немцев надо чтить – уж очень у них продвинута наука, не то что в России. Вдобавок ко всему молодой медик прямо говорит о том, что порядочный химик намного лучше любого поэта.

Часть вторая

Аркадий Кирсанов в разговоре с Евгением Базаровым вспоминает о своём дяде. Оказалось, что Павел Петрович Кирсанов в своё время полюбил замужнюю даму. Ладно бы она была красавицей, так нет же, особой красоты не было видно. Причиной всему оказался таинственный взгляд, он и стал началом драмы.

Поначалу любовь приносила радость как светскому леопарду, так и тигрице в человеческом облике. Но, увы, рано или поздно они должны были расстаться, и это случилось. Любовь ушла, и Павел Кирсанов ужасно страдал. Он вышел в отставку. Прошло несколько лет, и Кирсанов узнал печальную новость: княгиня умерла. Кольцо с фигуркой сфинкса вернулось к Павлу Петровичу, только на фигурке было изображение креста. Оказалось, что замужняя дама несла тяжкий крест, когда днём прикидывалась светской кокеткой, а ночью страдала от того, что ужасно грешит перед Богом.

Выслушав рассказ приятеля, Базаров с иронией отозвался о Павле Петровиче, а затем заявил, что так называемому загадочному взгляду неоткуда взяться. Мало того, медик высказал интересное мнение: «Давай лучше пойдём смотреть жука».

Часть третья

Аркадий Кирсанов стал типичным барином с замашками сибарита. А вот Евгений Базаров вовсю работал, познавал премудрости физики и химии, а также медицины. Интересно, что Аркадий искренне верил в правоту приятеля, да и Николай Петрович многое признавал. А вот Павел Петрович не скрывал недовольства – слишком уж неприятен ему был нигилизм. И порой Базаров нападал на искусство – отрицал величие Рафаэля, заявлял, что Пушкина читать незачем, куда лучше что-нибудь деловое.

Позже оба брата Кирсановых вздохнули с облегчением: Базаров решил посетить помещиков, и вместе с приятелем отправился в эту поездку. И после посещения тех ещё чудиков приятели посетили так называемую передовую женщину (однако, учитывая её пошлые и попросту ненормальные замашки, напрашивается такое слово, кое есть антонимом слова «передовая»).

Во время разговора выяснилось, что Базаров и эта «передовая» женщина приятели, что и неудивительно. Тут самое время вспомнить поговорку «скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Эмансипированная глупышка не считала курение и пьянство пороками (возмутительно!), отрицала существование Бога, искренне радовалась своей бездетности (пошло!). Именно таких женщин Л.Н. Толстой терпеть не мог.

Правда, приятельство с «передовой» женщиной было недолгим, ибо Базаров вскоре охладел к ней.

Часть четвертая

Во время бала у губернатора Аркадий Кирсанов встретился с Одинцовой. Хотя разница в возрасте между ними была невелика, молодой светский щёголь чувствовал себя в лучшем случае гимназистом-старшеклассником. Стиль их разговора поначалу был принуждённым, но потом началась непринуждённая беседа о жизни. В конце разговора Одинцова высказала своё желание познакомиться с Базаровым.

Приятели разговорились, и медик в очередной раз поразил светского кавалера своим цинизмом. Приятели спокойно уехали, а эмансипированная «женщина» была обижена тем, что оказалась неприметной (что неудивительно, ибо излишняя пошлость быстро навевает жуткую скуку).

Чуть позже мы узнаём кое-что из жизни молодой княгини-вдовы, а затем разворачивается интересная интрига: Базаров с Кирсановым приходят в номер Анны Одинцовой. Завязалась беседа светской медведицы с нигилистом, и оказалось, что Одинцова зря времени не теряла и успела прочитать несколько хороших книг. Интересно, что при встрече с вдовой и при прощании с ней Базаров был смущён (и самому себе удивлялся).

На улице светский романтик решил узнать, что думает нигилист об Одинцовой. Базаров вновь блеснул фирменным медицинским юмором, сказав о «богатом теле» и об «анатомическом театре».

Часть пятая

Чуть позже приятели попадают в усадьбу княгини Одинцовой. Как ни странно, но именно с молодой вдовой циничный нигилист быстро нашёл общий язык. Они спокойно обсудили проблемы общества, связанные с дурным воспитанием, затем спокойно сыграли партию в преферанс. Базаров проиграл, и, как ни странно, этот незначительный проигрыш малость уязвил его. Да только впереди нигилиста ждали куда большие неприятности. Но это случилось позже.

Пока что причин для неприятностей не было: во время ужина вдова заговорила о ботанике и высказала желание узнать назавтра латинские названия растений. А Аркадий Кирсанов весело провёл время с Катей, сестрой княгини-вдовы.

Так прошло пятнадцать дней. Базаров постоянно удивлялся себе: как можно быть нигилистом, и в то же время понимать, что невозможно приказать сердцу тотчас же разлюбить Одинцову. Получалась ситуация, когда говорят «ум с сердцем не в ладу».

На тринадцатый день Евгений Базаров решил заглянуть к своему отцу. Встретив своего воспитателя, Евгений Васильевич спросил о родителях и узнал, что они в добром здравии. Базаров решил навестить родителей и взял с воспитателя слово, что он сообщит о предстоящем визите.

Вечером того же дня нигилист и княгиня-вдова долго говорили о счастье. На следующий день беседа возобновилась, и в один из моментов Одинцова решила узнать, почему Базаров так напряжён и сдержан. Оказалось, что виной всему безумная любовь (хотя это была скорее страсть, лютая, звериная). Страсть нигилиста испугала княгиню-вдову. Вечером она поняла причину своего испуга: заглянув за черту благоразумия, Анна Одинцова увидела нечто отвратительное.

На следующий день во время разговора с княгиней нигилист сообщил, что должен уехать. Проведя последний день в имении Одинцовых, приятели отправились к родителям Базарова. Интересно, что сам циник чувствовал себя не в своей тарелке, и неудивительно: экзамен, связанный с любовью, был начисто провален. Это было неприятное начало.

Часть шестая

На какое-то время Евгению Базарову стало спокойнее, когда он вместе с Аркадием Кирсановым прибыл в имение родителей. Отец и мать обрадовались: наконец-то, после стольких лет разлуки, сын вернулся в родной дом!

Завязался непринуждённый Василия Ивановича Базарова с сыном и его приятелем. В ходе разговора высказывались мнения о том, что многие научные теории устаревают примерно через двадцать лет. Упоминалась и мнимая наука френология (также известна под названием черепословие). В ходе беседы Базаров-младший отмечает, что уже осмеивает не только мнимые науки, но и медицину, хотя и станет уездным врачом.

Затем дороги приятелей разошлись в разные стороны. Евгений Базаров вовсю углубился в науку, проводил опыты химические, с лягушками, а Аркадий Кирсанов весело проводил время в усадьбе у Одинцовых. Княжна Катя как-то поведала Аркадию о том, что Базаров для них чужой: он из «хищных», а они из «ручных». Нетрудно догадаться, что значили эти слова: хищный – не терпящий никаких правил, ручной – признающий правила.

Нигилист вскоре вернулся к родителям, занялся врачебной практикой. И однажды Евгений Базаров участвовал в процедуре вскрытия мужика, умершего от тифа. Во время вскрытия молодой циник умудрился поранить палец, и в ранку попал трупный яд. Прижечь ранку удалось лишь через несколько часов, когда Базаров вернулся в отчий дом.

Спустя два дня началось то, что называют сепсисом, то есть заражением крови. Нигилист прямо сказал, что умрёт через несколько дней. В один из моментов Базаров отметил, что бесполезно отрицать смерть – ибо «она тебя отрицает, и баста!».

К умирающему цинику пришла Анна Одинцова. Это была их последняя беседа. К вечеру Базаров потерял сознание, а на следующий день умер.

Эпилог

Супруги Базаровы часто приходят на могилу своего сына. Там они остаются подолгу, молятся, и вспоминают о нём.

А как же другие персонажи? У Николая Петровича Кирсанова и его сына Аркадия судьба удачно сложилась: оба стали женатыми и счастливыми мужчинами. Анна Одинцова нашла себе хорошего мужа. А Павел Петрович Кирсанов поселился в Германии, в Дрездене.

Персонажи романа «Отцы и дети»

  • Аркадий Кирсанов – выпускник университета. Был приятелем Базарова, но постепенно их пути разошлись. Испытывал братскую любовь к княжне Кате Одинцовой, но постепенно это чувство переросло в любовь настоящую. Вскоре они поженились.
  • Евгений Базаров – нигилист, его жизненный принцип связан с отрицанием разного рода правил. По словам Вайля и Гениса, этот персонаж умудрился провалить практически все жизненные экзамены. В конце повести циник поранил палец при вскрытии человека, умершего от тифа, в ранку попал трупный яд. Базаров умер от заражения крови.
  • Анна Одинцова – молодая княгиня-вдова. Какое-то время она была дружна с Базаровым, однако характер нигилиста препятствовал по-настоящему близкой дружбе. В конце повести стала женой некоего влиятельного человека.
  • Екатерина Одинцова – младшая сестра Анны Одинцовой. Сдружилась с Аркадием Кирсановым. Постепенно дружба переросла в любовь. В конце повести Екатерина стала женой Аркадия и матерью семейства.
  • Николай Петрович Кирсанов – хозяин поместья. У него были серьёзные проблемы с наёмными работниками, но постепенно всё пошло на лад (знакомство с Базаровым повлияло). В финале повести женился на горничной Фене.
  • Павел Петрович Кирсанов – дядя Аркадия, типичный светский щёголь. Недолюбливал Базарова, и это было взаимно. Вражда обернулась дуэлью, затем примирением. В конце повести поселился в Дрездене.
  • Василий Иванович Базаров – отставной врач. Искренне уверен, что его сын Евгений станет великим человеком. Тем тяжелее было горе, когда сын умер.
  • Евдоксия Кукшина заведомо второстепенный персонаж. Типичная «передовая» тупица, донельзя неестественная. После недолгого приятельства Базаров охладел к ней.

Появившиеся в 1852 году отдельным изданием «Записки охотника» Тургенева предвосхищали пафос русской литературы 1860-х годов, особую роль в художественном сознании эпохи «мысли народной». А романы писателя превратились в своеобразную летопись смены разных умственных течений в культурном слое русского общества: идеалист-мечтатель, «лишний человек» 30-40-х годов в романе «Рудин»; стремящийся к слиянию с народом дворянин Лаврецкий в «Дворянском гнезде»; «новый человек», революционер-разночинец- сначала Дмитрий Инсаров в «Накануне», а потом Евгений Базаров в «Отцах и детях»; эпоха идейного бездорожья в «Дыме»; новая волна общественного подъема 70-х годов в «Нови».

Романы в творчестве Тургенева представляют собой особую разновидность (в отличие от повестей). Тургенев создал очень узнаваемый тип романа, наделённый устойчивыми чертами, характерными для 5 его романов. Прежде всего, есть устойчивая композиция , в центре сюжета всегда девушка , для которой характерна неброская красота, развитость (что не всегда значит, что она умная и образованная), нравственная сила (она всегда сильнее мужчины). Богатырь с конём в кармане у женщины – очень тургеневский ход. К тому же всегда выстраивается целая галерея претендентов на её руку , она выбирает одного и этот один – главный герой романа, вместе с тем это тот тип, который наиболее важен для Тургенева и для России . Сам этот герой строится на соединении двух сфер и двух способов оценки его личности и его поступков: одна сфера – историческая , другая – общечеловеческая . Тургенев выстраивает образ так, что ничего из этого не доминирует. Герой и героиня, как положено, влюбляются друг в друга, но обязательно на пути к их счастью есть какое-то препятствие, которое не даёт им возможности сразу броситься в объятия друг друга. В ходе развития сюжета эти препятствия снимаются, но в тот момент, когда, казалось, уже всё хорошо, возникает ещё одно фатальное препятствие, из-за которого они быть вместе не могут.

У первого романа Тургенева «Рудин» скандальные обстоятельства создания: прототипом главного героя является Бакунин. В первом варианте романа, который до нас не дошёл, Бакунин был выведен более сатирически. В образе Рудина Тургенев изобразил гегельянца, в том смысле, как его представлял Тургенев.. С одной стороны, это умный человек, хороший оратор, способный подчинять себе умы, но при этом именно близкие люди ощущали, что за этим ничего нет – за всеми идеями нет подлинной веры. Как относиться к его проповеди – вот важный вопрос. И Достоевский в образе Ставрогина изобразит гиперболизированного Рудина. По Достоевскому, мы этим идеям не должны доверять. У Тургенева другая позиция: неважно, кто говорит, важно – верите ли вы своим умом, и пусть человек слаб и не способен воплотить свои же слова. У Тургенева секулярное – европейского типа – сознание, полагающееся на самостоятельность человека, способного самостоятельно делать выводы. Тургенева волновал вопрос, что может сделать дворянский герой в современных условиях, когда перед обществом встали конкретные практические вопросы.

Сначала роман назывался «Гениальная натура». Под «гениальностью» Тургенев понимал способность к просвещению, разносторонний ум и широкую образованность, а под «натурой» - твердость воли, острое чувство насущных потребностей общественного развития, умение претворять слово в дело. По мере работы над романом это заглавие перестало удовлетворять Тургенева. Оказалось, что применительно к Рудину определение «гениальная натура» звучит иронически: в нем есть «гениальность», но нет «натуры», есть талант пробуждать умы и сердца людей, но нет сил и способностей вести их за собой. Пандалевский - человек-призрак без социальных, национальных и семейных корней. Черты беспочвенности в Пандалевском абсурдны, но по-своему символичны. Своим присутствием в романе он оттеняет призрачное существование некоторой части состоятельного дворянства.

Годы отвлеченной философской работы иссушили в Рудине живые источники сердца и души. Перевес головы над сердцем особенно очевиден в сцене любовного признания. Еще не отзвучали удаляющиеся шаги Натальи, а Рудин предается размышлениям: «Я счастлив,- произнес он вполголоса.- Да, я счастлив,- повторил он, как бы желая убедить самого себя». В любви Рудину явно недостает «натуры». Герой не выдерживает испытания, обнаруживая свою человеческую, а, следовательно, и социальную неполноценность, неспособность перейти от слов к делу.

Но вместе с тем любовный роман Рудина и Натальи не ограничивается обличением социальной ущербности «лишнего человека»: есть глубокий художественный смысл в скрытой параллели, которая существует в романе между утром жизни Натальи и рудинским безотрадным утром у пересохшего Авдюхина пруда.

После любовной катастрофы Рудин пытается найти себе достойное дело. И вот тут-то обнаруживается, что «лишний человек» виноват не только по собственной вине. Конечно, не довольствуясь малым, романтик-энтузиаст замахивается на заведомо неисполнимые дела: перестроить в одиночку всю систему преподавания в гимназии, сделать судоходной реку, не считаясь с интересами сотен владельцев маленьких мельниц на ней. Но трагедия Рудина-практика еще и в другом: он не способен быть Штольцем, он не умеет и не хочет приспосабливаться и изворачиваться.

У Рудина в романе есть антипод - Лежнев, пораженный той же болезнью времени, но только в ином варианте: если Рудин парит в облаках, то Лежнев жмется к земле. Тургенев сочувствует этому герою, признает законность его практических интересов, но не скрывает их ограниченности.

И все же жизнь Рудина не бесплодна. В романе происходит своеобразная передача эстафеты. Восторженные речи Рудина жадно ловит юноша разночинец Басистов, в котором угадывается молодое поколение «новых людей», будущих Добролюбовых и Чернышевских. Проповедь Рудина приносит плоды: «Сеет он все-таки доброе семя». Да и гибелью своей, несмотря на видимую ее бессмысленность, Рудин отстаивает высокую ценность вечного поиска истины, неистребимости героических порывов. Рудин не может быть героем нового времени, но он сделал все возможное в его положении, чтобы эти герои появились. Таков окончательный итог социально-исторической оценки сильных и слабых сторон «лишнего человека», культурного дворянина эпохи 30-х - начала 40-х годов.

«Дворянское Гнездо » (1859 был воспринят тепло, всем понравился. Пафос в том, что человек отрекается от претензий Рудинского масштаба. Отсюда сам образ дворянского поместья несколько в пушкинском духе. Вера в то, что дворянский род привязывает человека к земле и наделяет ощущением долга к своей стране, долгом, кототорый выше, чем личные страстишки. Лаврецкий - это герой, объединяющий в себе лучшие качества патриотической и демократически настроенной части либерального дворянства. Он входит в роман не один: за ним тянется предыстория целого дворянского рода. Тургенев вводит ее в роман не только для того, чтобы объяснить характер главного героя. Предыстория укрупняет проблематику романа, создает необходимый эпический фон. Речь идет не только о личной судьбе Лаврецкого, а об исторических судьбах целого сословия, последним отпрыском которого является герой. Раскрывая историю жизни «гнезда» Лаврецких, Тургенев резко критикует дворянскую беспочвенность, оторванность этого сословия от родной культуры, от русских корней, от народа. Лучшие страницы романа посвящены тому, как блудный сын обретает заново утраченное им чувство родины. Опустошенная душа Лаврецкого жадно впитывает в себя забытые впечатления: длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой рябиной, свежую степную голь и глушь, длинные холмы, овраги, серые деревеньки, ветхий господский домик с закрытыми ставнями и кривым крылечком, сад с бурьяном и лопухами, крыжовником и малиной.

В «Дворянском гнезде» впервые воплотился идеальный образ тургеневской России, который постоянно жил в его душе и во многом определял его ценностную ориентацию в условиях эпохи 60-70-х годов. Этот образ воссоздан в романе с бережной, сыновней любовью. Он скрыто полемичен по отношению к крайностям либерального западничества и революционного максимализма. Тургенев предостерегает: не спешите перекроить Россию на новый лад, остановитесь,

помолчите, прислушайтесь. Учитесь у русского пахаря делать историческое дело обновления не спеша, без суеты и трескотни, без необдуманных, опрометчивых шагов. Под стать этой величавой, неспешной жизни, текущей неслышно, «как вода по болотным травам», лучшие характеры людей из дворян и крестьян, выросшие на ее почве. Такова Марфа Тимофеевна, старая патриархальная дворянка, тетушка Лизы Калитиной. Живым олицетворением родины, народной России является центральная героиня романа Лиза Калитина.

Катастрофа любовного романа Лизы и Лаврецкого не воспринимается как роковая случайность. В ней видится герою возмездие за пренебрежение общественным долгом, за жизнь его отца, дедов и прадедов, за прошлое самого Лаврецкого. Как возмездие принимает случившееся и Лиза, решающая уйти в монастырь, совершая тем самым нравственный подвиг.

В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Социально-бытовой сюжет романа имеет символический подтекст. Юная Елена олицетворяет молодую Россию «накануне» предстоящих перемен. Кто всего нужнее ей сейчас: люди науки, люди искусства, честные чиновники или сознательно-героические натуры, люди гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова дает недвусмысленный ответ на этот вопрос. Художественную характеристику сильных и слабых сторон Инсарова завершает ключевой эпизод с двумя статуэтками героя, которые вылепил Шубин. На первой из них Инсаров был представлен героем, а на второй - бараном, поднявшимся на задние ножки и склоняющим рога для удара.

Рядом с сюжетом социальным, отчасти вырастая из него, отчасти возвышаясь над ним, развертывается в романе сюжет философский. Роман открывается спором между Шубиным и Берсеневым о счастье и долге. «Каждый из нас желает для себя счастья,- рассуждает Берсенев,- но такое ли это слово: «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово». Соединяют людей слова: «родина, наука, свобода, справедливость». И - любовь, если она не «любовь-наслаждение», а «любовь-жертва».

Роман «Накануне» – наиболее слабый роман Тургенева, он наиболее схематичен. В Инсарове Тургенев хотел вывести такой тип чела, у которого нет расхождения между словами и действием. Видимо, делая главного героя болгарином, он хотел сказать, что не видит таких типов в России. Наиболее интересен финал, где сказалось влияние Шопенгауэра. Недаром выбрана Венеция: очень красивый город (для некоторых – воплощение красоты) и здесь совершается это ужасное бессмысленное зло. Здесь отразились идеи Шопенгауэра: он учил, что в основе мира зло, некая враждебная человеку иррациональная воля, превращающая жизнь человека в череду страдания, и единственное, что примиряет нас с жизнью, – это красота этого мира, которая нечто вроде завесы. По Ш. важно, что эта завеса, с одной стороны, нас отделяет от зла, а с другой – она есть выражение этого зла.

В романе «Отцы и дети» единство живых сил национальной жизни взрывается социальным конфликтом. Аркадий в глазах радикала Базарова - размазня, мягонький либеральный барич. Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия и голубиная кротость Николая Петровича - еще и следствие художественной одаренности их натур, поэтических, мечтательных, чутких к музыке и поэзии. Эти качества Тургенев считал глубоко русскими, ими он наделял Калиныча, Касьяна, Костю, знаменитых певцов из Притынного кабачка. Они столь же органично связаны с субстанцией народной жизни, как и порывы базаровского отрицания. Но в «Отцах и детях» единство между ними исчезло, наметился трагический разлад, коснувшийся не только политических и социальных убеждений, но и непреходящих культурных ценностей. В способности русского человека легко поломать себя Тургенев увидел теперь не только великое преимущество, но и опасность разрыва связи времен. Поэтому социальной борьбе революционеров-демократов с либералами он придавал широкое национально-историческое освещение. Речь шла о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим.

Конфликт романа «Отцы и дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями, между противоположными общественными течениями. Противоречия зашли так глубоко, что коснулись природных основ бытия.

«Дым» во многом отличается от тургеневских романов. Прежде всего в нем отсутствует типичный герой, вокруг которого организуется сюжет. Литвинов далек от своих предшественников - Рудина, Лаврецкого, Инсарова и Базарова. Это человек не выдающийся, не претендующий на роль общественного деятеля первой величины. Он стремится к скромной и тихой хозяйственной деятельности в одном из отдаленных уголков России. Мы встречаем его за границей, где он совершенствовал свои агрономические и экономические знания, готовясь стать грамотным землевладельцем. Очень многих этот роман задел. В лице Потугина выведен крайний западник, одним из прототипов считается Фет. «Если бы завтра Россия исчезла с карты мира, никто бы не заметил», - самая известная сентенция Потугина. Наконец, в романе отсутствует и типичная тургеневская героиня, способная на глубокую и сильную любовь, склонная к самоотвержению и самопожертвованию. Ирина развращена светским обществом и глубоко несчастна: жизнь людей своего круга она презирает, но в то же время не может сама от нее освободиться.

Роман необычен и в основной своей тональности. В нем играют существенную роль не очень свойственные Тургеневу сатирические мотивы. В тонах памфлета рисуется в «Дыме» широкая картина жизни русской революционной эмиграции. Много страниц отводит автор сатирическому изображению правящей верхушки русского общества в сцене пикника генералов в Баден-Бадене.

Непривычен и сюжет романа «Дым». Разросшиеся в нем сатирические картины, на первый взгляд, сбиваются на отступления, слабо связанные с сюжетной линией Литвинова. Да и потугинские

эпизоды как будто бы выпадают из основного сюжетного русла романа.

В романе действительно ослаблена единая сюжетная линия. От нее в разные стороны разбегается несколько художественных ответвлений: кружок Губарева, пикник генералов, история Потугина и его «западнические» монологи. Но эта сюжетная рыхлость по-своему содержательна. Вроде бы уходя в сторону, Тургенев добивается широкого охвата жизни в романе. Единство же книги держится не на фабуле, а на внутренних перекличках разных сюжетных мотивов. Везде проявляется ключевой образ «дыма», образ жизни, потерявшей смысл.

Только через 10 лет выходит роман «Новь». Здесь центральными типами стали народники. Лучше всего главную мысль выражает эпиграф. Новь – необработанная почва. «Новь нужно поднимать не поверхностной сохой, а глубоко забирающим плугом». От других романов отличается тем, что главный герой кончает жизнь самоубийством. Действие «Нови» отнесено к самому началу «хождения в народ». Тургенев показывает, что народническое движение возникло не случайно. Крестьянская реформа обманула ожидания, положение народа после 19 февраля 1861 года не только не улучшилось, но резко ухудшилось. В романе изображается трагикомическая картина народнической революционной пропаганды, которую ведет Нежданов. Конечно, в неудачах «пропаганды» такого рода виноват не один Нежданов. Тургенев показывает и другое - темноту народа в вопросах гражданских и политических. Но так или иначе между революционной интеллигенцией и народом встает глухая стена непонимания. А потому и «хождение в народ» изображается Тургеневым как хождение по мукам, где русского революционера на каждом шагу ждут тяжелые поражения, горькие разочарования. Наконец, в центре романа «Новь» оказываются не столько индивидуальные судьбы отдельных представителей эпохи, сколько судьба целого общественного движения - народничества. Нарастает широта охвата действительности, заостряется общественное звучание романа. Любовная тема уже не занимает в «Нови» центрального положения и не является ключевой в раскрытии характера Нежданова.

«Физиономия русских людей культурного слоя» в эпоху Тургенева менялась очень быстро - и это вносило особый оттенок драматизма в романы писателя, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой, «трагическими, как правило, финалами». Романы Тургенева строго приурочены к узкому отрезку исторического времени, точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена по сравнению с героями романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова. В характерах Онегина, Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, Лаврецком или Базарове - умственные течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жестокому ритму годового природного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ранней весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под «свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова.

С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, тургеневской девушки - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются к временному торжеству все потенциальные ее возможности.

Вместе с образом тургеневской девушки входит в произведение писателя образ «тургеневской любви». Это чувство сродни революции: «...однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь,- всему она шлет свой восторженный привет». Все тургеневские герои проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях.

Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше взлетает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах земного природного круга.

И, однако, драматические ноты в творчестве Тургенева не являются следствием усталости или разочарования в смысле жизни и истории. Скорее наоборот. Они порождаются страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту. Сиюминутные события, живые характеры и конфликты раскрываются в романах и повестях Тургенева перед лицом вечности. Философский фон укрупняет характеры и выводит проблематику произведений за пределы узковременных интересов. Устанавливается напряженная диалогическая взаимосвязь между философскими рассуждениями писателя и непосредственным изображением героев времени в кульминационные моменты их жизни. Тургенев любит замыкать мгновения на вечность и придавать преходящим явлением вневременной интерес и смысл.