Пьеса «Горе от ума», написанная пером Александра Грибоедова, не сразу была опубликована, а её появление на сцене заставило себя долго ждать. Грибоедовская комедия не избежала нелегких взаимоотношений с цензурой, поскольку на то время пьеса несла в себе достаточно острый характер и смелое содержание.

В комедии автор затрагивает насущные проблемы социума, которые назрели ещё к началу XIX века. Однако нравственный, основополагающий конфликт, который определяется взаимосвязью с назревшим расколом слоя общества дворян, соотнесён к проблеме восприятия друг друга среди старых и новых взглядов на общественный устрой.

В грибоедовской пьесе выявлены такие феномены как «век нынешний» и «век минувший». Между ними и возникает недопонимание, разрешить которое невозможно. Фамусов Павел Афанасьевич - первостепенный проповедник «века минувшего», выступающий его главным защитником.

Характеристика героя

Один из персонажей известной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» - Фамусов Павел Афанасьевич. Герой пьесы - главный представитель так называемого фамусовского общества, является дворянином, известным помещиком. В своих кругах, учитывая многочисленные знакомства и связи, Фамусов - более чем узнаваемый житель Москвы, который служит управляющим в казённом месте. Невозможно описать Фамусова, не упомянув его хвастливость, присущую всем знатным представителям дворянства. Помимо этого, Павел Афанасьевич вполне гостеприимен, общителен, можно назвать его любителем красивой жизни «на широкую ногу». Ему безразличны любые обсуждения и сплетни в сторону своей личности. Для себя Фамусов определил жизненным кредо умение в нужных ситуациях угождать, а также выслуживаться перед теми, кто может быть ему полезен. Идеалом для Павла Фамусова является его дядя - Максим Петрович, которому племянник всячески стремится подрожать.

(Образ Фамусовского общества с характерным дворянским времяпрепровождением в XIX веке того времени )

Невзирая на то, что жены Фамусова нет в живых, он же позволяет себе развязное поведение, хоть и создаёт видимость добропорядочного вдовца. Фамусов не только проявляет интерес к служанке, но и тесно связан с докторшей.

У Павла Афанасьевича есть дочь Софья, ее Фамусов бесконечно любит и бережёт. И каждый подходящий момент приходится удобным случаем для напоминания о том, как много сил было вложено в воспитание дочери. Однако нельзя определить образ Фамусова односторонне негативным, ведь он способен к состраданию и проявлению доброты. Подтверждением этому служит случай смерти его друга, сына которого Фамусов взял на собственное воспитание и относился к нему ничем не хуже, чем к родной дочери. По соображениям Фамусова, брак между людьми может быть возможным лишь в случае, когда их сочетание способно принести достойный финансовых доход. Исходя из этого, его цель - обеспечение будущего Софьи удачным замужеством за богатым женихом.

Работает Фамусов лишь с желанием получить побольше денег, заслужить признание и последующие звания. Всю работу за него выполняет его секретарь, а сам же он только что и делает, так ставить свою подпись на подготовленных бумагах.

Фамусова, заядлого московского барина 20-х годов XIX века, можно отнести к ярым сторонникам крепостных порядков.

Образ героя в произведении

В комедийной пьесе Павел Афанасьевич Фамусов играет роль подлинного противника просветительской деятельности, выступает против всяческих нововведений, поскольку, по его мнению, это влечёт за собой угрозу его спокойной и благополучной жизни.

Распущенное поведение взрослой дочери Софьи он мотивирует постоянным чтением книг. Однако чтение - не единственная причина, способствующая такому поведению.

Фамусов с уверенностью утверждает, что и зарубежные преподаватели, и интерес к изучению искусств - все это лишь навредит дворянским детям, получение образования им вовсе не нужно, так как семейная жизнь не вынуждает и не предполагает его наличие.

Самым лучшим примером своей дочери Фамусов считает её же отца, как бы тщеславно это ни звучало.

Изображению Павла Фамусова и его обществу Грибоедов старался придать максимально застарелых помещичьих взглядов и мнений, их несостоятельности, а также подчеркнуть закоренелые привычки, которые так глубоко осели в их сознании.

Именно в таком ключе поставлена роль Фамусова на страницах пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Преданная любовь Александра Сергеевича Пушкина к своей родине отражена во многих лирических произведениях. Поэт подолгу бывал в Михайловском, с которым связаны радость, тоска, длительные высылки из столицы. Здесь, в июле 1819 года, он написал оду «Деревня». Посвященная проблемам крепостного права, она рассказывает о тяжелом крестьянском труде и роскошной жизни богачей. Делая анализ стихотворения можно отметить высказывания великого поэта о деспотичном самодержавии, бесчеловечном крепостничестве («…здесь барство дикое»). Тематика стихотворения несет на себе влияние взглядов декабристов, дружеских бесед с Чаадаевым, общения с Рылеевым. Поэта волнуют вопросы общественного устройства России.

Создание произведения связано с важной вехой в жизни поэта. Этот период творчества Пушкина называют петербургским. Поэт активно участвует в общественной жизни, встречается с участниками закрытых обществ. Задумывается о проблемах крепостничества. Поэт видит, что у большинства людей его окружения все-таки нет желания замечать, в какой нищете живут крестьяне. Трудом крепостных пользуются помещики, считая это справедливым. Пушкин рассказывает о тех бедняках, которым не ведомо чувство свободы и справедливости. Поэт сумел ненадолго приехать в имение Михайловское. Деревенская жизнь его привлекает. Пушкину нравится сельское одиночество, ему вольнее дышать и жить. В имении поэт и написал знаменитую элегию «Деревня».

Тема и идея стихотворения Пушкина «Деревня» из просто пейзажной перерастают в тему политическую. Произведение посвящается актуальной по тем временам теме крепостничества. Поэт показывает его губительность, жестокость и несправедливость по отношению к простым людям. Стихотворение состоит из двух важных тем. В первой автор признается в любви к родным местам, а вторая звучит политической декларацией, омрачающей душу и настраивающей на философский лад. Описывая деревенскую жизнь, спокойную красоту природы, автор говорит о вдохновении, о литературном творчестве и душевном очищении. Вторая часть резко противопоставлена всему, о чем говорил поэт вначале. Звучат высказывания против самодержавия, его деспотизма, жестокости («мысль ужасная здесь душу омрачает»). Произведение является сложным по композиции. Стихотворный размер – шестистопный ямб, по-разному рифмующийся. Присутствует кольцевая и перекрестная рифма.

Жанр стихотворения необычен. В оде «Деревня» поэт соединил с жанром элегии политическую сатиру. В первой части созданы тихие картины, вокруг «глушь уединения», «пустынный уголок» и др. Этот сельский пейзаж располагает к поэзии. Здесь приют спокойствия, гармонии. Приходят минуты вдохновения. Очень поэтичен «приют спокойствия», чуткой прекрасной природы. Неожиданно произведение меняется по тону и содержанию. Перебравшемуся в деревню поэту не найти покоя, он замечает вокруг нищету, беды и их причиной называет «рабство тощее». Путем противопоставления рождаются мысли о светлой заре, которая должна взойти над просторами отечества. Юный поэт призывает царя к уничтожению рабства и вручению народу свободы и просвещения. Автор размышляет о несправедливости, царящей вокруг, мечтает о том времени, когда она исчезнет. Только увидит ли это сам Пушкин? Сможет ли народ стать свободным? Говоря с народом, который угнетен, поэт желает, чтобы его голос «умел сердца тревожить». Добившись этого, автор сумеет стихотворными строчками сделать мир лучше, справедливее. Но это невозможно. Последние строки говорят о том, что поэт надеется на августейшую особу, которая положит конец человеческим страданиям.

Русские поэты начала XIX века писали не только любовную, пейзажную, но и гражданскую, политическую лирику. Понятно, что при этом они стремились не столько «зарифмовать» свои политические взгляды, сколько выразить сердечные переживания при виде общественного неблагополучия.

Когда Пушкин в 1819 году создавал одно из самых известных своих стихотворений «Деревня», он находился под влиянием идей замечательного публициста и сторонника освобождения крестьян Николая Ивановича Тургенева. Следы этого влияния в «Деревне» заметить легко; взгляды молодого Пушкина, предельно близкие к тургеневским, выражены здесь прямо и резко:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

То есть без всяких революций и бунтов, волей государя («по манию царя») будет отменено крепостное право и вслед за тем (никак не раньше!) в России установится «просвещенная свобода», под которой тогда понимали конституционную монархию. Ho разве художественный смысл стихотворения сводится к этому - пусть очень важному для автора - политическому выводу? Нет, конечно. Попробуем прочитать «Деревню» так, как следует читать стихи, а не публицистические статьи: обратим внимание не только и даже не столько на то, о чем в них говорится, сколько на то, как говорится об этом. Потому что в художественной литературе «как» не менее важно, чем «что» - и пробиться к содержанию произведения, минуя его форму, попросту невозможно.

Так вот, «Деревня» явственно расслаивается на две части, у каждой из которых - свой особый стиль, свой особый поэтический строй. Первая часть выдержана в Жанровой традиции идиллии, пасторали.

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья!

Я твой - люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...

Подобно древнеримскому поэту Вергилию, который в своих идиллиях противопоставил счастливое сельское уединение городскому шуму, Пушкин описывает деревню как царство поэтического покоя. При этом он сознательно использует условные, привычные поэтические формулы: «пустынный уголок», «приют спокойствия», «мирный шум дубров»... Такие поэтические формулы призваны не столько воссоздавать реальный деревенский пейзаж, сколько напоминать читателю об идеальном пейзаже пасторали, о пейзаже-мечте, который своей условной гармонией оттеняет образ «порочного» города.

Обязательные детали такого пейзажа: белеющий «парус рыбаря», холмы, нивы, «вдали рассыпанные хаты», тучные стада, мельницы. Итак, это не картина какой-то реальной деревни и даже не обобщенный образ сельских впечатлений поэта. Это не что иное, как набор условных «примет» идиллической картины мира, где царит «довольство» и царствует мирный труд «поселян» и «поселянок». Сам поэт надевает ту же самую литературную маску счастливца праздного, не завидующего судьбе «Злодея иль глупца», которую 2000 лет назад примерял и Вергилий.

Ho вот поэтический стиль Пушкина резко меняется. Даже ритм стихотворения, ямб, который до этой минуты плавно колебался (от шести стоп с паузой - цезурой - посредине до пяти и четырех стоп), вдруг начинает звучать иначе. Вслед за «длинной» строкой шестистопного ямба («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!») идут шесть относительно «коротких» строк:

В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне...

А теперь обратите внимание: это именно тот случай, о котором мы с вами уже говорили. С точки зрения содержания - того, о чем говорит поэт, процитированная строфа плавно продолжает тему всей первой части стихотворения: тему сельского уединения, мирных трудов, творчества («И ваши творческие думы в душевной зреют глубине»). Ho если вслушаться в звучание поэтической формы, становится ясно: поэт готов переключить регистр своего размышления в иную тональность. Иначе ему не понадобилось бы «укорачивать» строки, использовать слова и выражения, которые были стилистически неуместными в «тихой», подчеркнуто спокойной первой части: уединение впервые названо не «мирным», а «величавым»; сон лени - «угрюмым», а вовсе не «счастливым ».

И уже следующая строфа подтверждает наше читательское ожидание. Место идиллии занимает сатира.

Ho мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
He видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца...

Насколько нежными, плавными были образы первой части, настолько жесткими, язвительными, подчас желчными оказываются образы части второй. Там была «праздность вольная», здесь - «мысль ужасная». Там было «лоно счастья и забвенья», здесь - «невежества убийственный позор». Ho - снова внимание! - во второй части «Деревни» меняются поэтические формулы, а не сам принцип их использования.

Иными словами, во второй части с помощью столь же привычных и готовых поэтических оборотов создается сатирическая картина мира. И она точно так же условна. Касается это и образа поэта. В первой части стихотворения Пушкин использовал маску счастливого ленивца, праздного мудреца. Во второй - маску возмущенного, бичующего пороки сатирика. Ho его истинное лицо скрыто от нас.

Играя масками, меняя стили и жанры, Пушкин говорит нам (если мы - внимательные читатели): окружающий нас мир объемен. На него нельзя смотреть только глазами безмятежного автора идиллий, который примечает повсюду лишь следы «довольства и труда». Нельзя, потому что эти «следы» скрывают жестокую несправедливость «барства дикого». Ho в той же мере и по той же причине нельзя смотреть на мир только воспаленным от гнева взором сатирика. Нельзя, потому что несправедливость современного мира не может отменить, уничтожить его прекрасные черты: «Я твой - люблю сей темный сад / С его прохладой и цветами...»

Оттого поэт и уповает на добрую волю монарха, оттого и торопит минуту, когда «над отечеством свободы просвещенной взойдет... наконец прекрасная заря». Ведь именно тогда, в этом счастливом будущем, он сможет «примирить» в себе поэта, сочиняющего идиллии, и сатирика, увидеть окружающее, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», объемно... Такая надежда на счастливое будущее, на грядущее преобразование общества в духе справедливости была присуща еще одному литературному жанру - утопии. А значит, в стилистической палитре «Деревни» использована еще одна жанровая краска - утопическая.

«И над отечеством Свободы просвещённой / Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?». Анализ стихотворения «Деревня».

Вместе с одой «Вольность» и посланием «К Чаадаеву» будущие декабристы переписывали и элегию «Деревня» (1819).

Эта элегия связана с родными местами поэта — сельцом Михайловским, где находилось родовое имение Пушкиных. Через всю жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы! .. » и кончая глубоким, написанным незадолго до смерти «Вновь я посетил …», пронёс Пушкин любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег». Здесь пришлось ему пережить и горечь одиночества, и унижение поднадзорного невольника, и восторг любви, и радость творчества, и тепло верной дружбы.

Здесь создано более ста произведений и среди них подлинные шедевры: «Деревня», «Я помню чудное мгновенье … », «К морю», «Борис Годунов», «Граф Нупин» и многие другие.

«Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт свою деревеньку — удивительную землю с голубыми озёрами, просторными заливными лугами и светлыми сосновыми рощами.

Взгляните и вы на эту землю.

Какое впечатление производят эти места?

От них веет спокойствием, умиротворением. Мы замираем перед красотой, наш взгляд теряется в бесконечных просторах высокого неба и лугов, озёр, лесов. Вот к этим местам и обращено стихотворение Пушкина «Деревня». Оно создано в 1819 году, когда поэт летом ненадолго приехал в своё родовое имение.
Прочитаем его.
Стихотворение (1-я его часть) звучит на фоне птичьего пения, стрекота кузнечиков (используется фонограмма), это помогает создать ощущение живого простора зелёных лугов и лесов, нагретых солнцем, и благословенного покоя, которым веет от них.

Во 2-й части стихотворения звук убирается: его будто поглощает тишина, полная грустными раздумьями поэта, который перестал слышать природу, потому что его внимание заняли другие картины. Этот приём помогает незаметно заострить внимание учащихся на композиции произведения.

Какое впечатление произвела на вас стихотворение? Какие картины представлялись вам при чтении его?

Стихотворение нравится ребятам. Интересно, что, говоря о своих впечатлениях, они выделяют 1-ю его часть, которая нравится им спокойствием, теплотой, умиротворением.

Ученики рисуют луга со скирдами сена, колосящиеся поля, берега синеющей реки, заросшие камышом, мельницы на пригорках и т. д. Некоторым видится и сам поэт, сидящий под высоким тенистым деревом и созерцающий просторы родной земли.

Но всё это скорее относится к 1-й части стихотворения. А есть ещё и 2-я.

Найдите «границу», которая разделяет произведение на две части.
Это строфа, которая содержит обращение поэта к «оракулам веков» (оракулы — прорицатели).

Ответ на какой вопрос хочет услышать поэт?

… и над отечеством Свободы просвещённой
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Почему у него возникает этот вопрос?

Потому что «среди цветущих нив и гор» поэт вдруг замечает «Барство дикое».

Задумаемся, почему Пушкин, приехав в деревню, не сразу увидел его. Какими настроениями он был полон?

Поэт рад приезду в родную деревню, он полон светлых чувств, ему приятно видеть любимые места; после шума и суеты большого города он наслаждается тишиной, неторопливостью жизни, красотой природы; освобождённый «от суетных оков», он учится «в истине блаженство находить». Состояние счастливого блаженства и покоя наполняет его душу.

Попробуем представить, как у него могла появиться мысль о «Барстве диком».
Может быть, наблюдая за крестьянами на полевых работах, поэт вдруг вспоминает, что они трудятся не на себя, и воображение рисует картины подневольного труда, а память восстанавливает страстные обличительные речи его петербургского друга А. И. Тургенева, слышанные в округе истории.

В 1819 году совсем неподалёку от Михайловского помещик забил крестьянина насмерть, на суде свидетелем по этому делу выступал двоюродный дед Пушкина Ганнибал. Как раз в те дни, когда поэт жил в своей деревеньке, в Великолукском уезде Псковской губернии слушалось дело о смерти крепостного человека
помещицы Абрютиной.

Как видим, примеров «Барства дикого» перед глазами молодого поэта было предостаточно.

Перечитаем ещё раз 2-ю часть стихотворения. Какие художественные образы являются в ней ведущими? Как они связаны между собой?

Ведущие образы 2-й части — «Барство дикое» и «Рабство тощее». Они неразрывны: «Рабство тощее» — прямое следствие «Барства дикого» … У каждого из этих ведущих образов есть ряд сопутствующих. Найдите их в стихотворении.

У «Барства дикого» это «насильственная лоза», «бичи», «неумолимый владелец», «бесчувственный злодей», «невежества убийственный позор»; у «рабства тощего» — «чуждый плуг», «тягостный ярем», «дворовые толпы измученных рабов», «слёзы», «стон».

Какие картины складываются в нашем воображении благодаря этим образам? Какое чувство остаётся от этих картин?

Нам видятся истощённые, измученные тяжёлым трудом крестьяне, с утра до ночи работающие в поле; юные девушки, стоящие перед помещиком и с ужасом ожидающие своей участи; маленькие дети, брошенные у края поля, пока их матери жнут пшеницу; наказываемые плетями холопы … Картины эти вызывают чувство тоски, острое ощущение несправедливости и сострадание к крепостным.

Заметьте, у Пушкина в этом стихотворении, как и в оде «Вольность», многие слова написаны с прописной буквы. Найдите их. Как вы думаете, почему он пишет их с прописной буквы?

Это слова: Истина, Закон, Мольба, Невежество, Позор, Судьба, Барство, Рабство, Владелец, Витийство, Заря. Вероятно, для поэта они имеют обобщающее, символическое значение.

Какое слово повторяется чаще всего?
(Закон.)

О каком Законе говорит Пушкин? Что это за Закон, который можно «боготворить»?

Это Закон естественной свободы, данный человечеству свыше, именно поэтому его можно «боготворить».

А в жизни, окружающей поэта, какой Закон господствует? (Закон насилия и рабства.)

О чём мечтает Пушкин? (О том, чтобы в его Отчизне народ стал «неугнетённым и Рабство пало «по манию царя», то есть чтобы сам царь отменил крепостное право.)

Поэт с сожалением восклицает:
О, если б голос мой умел сердца тревожить
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

Витийство — это, по В.Далю, красноречие, искусственное, риторическое; вития — оратор, краснобай, ритор, речистый человек, красноречивый словесник, краснослов.

Почему Пушкин жар своего сердца называет «бесплодным» и сожалеет, что ему не дан «Витийства грозный дар»?

Поэту кажется, что он не умеет быть оратором, не обладает даром красноречия, способного убеждать, призывать, вдохновлять, поэтому его чувства остаются всего лишь «бесплодным жаром».

Красноречиво ли его стихотворение? Убеждает ли оно нас в несправедливости государственного закона, заставляет ли осуждать «Барство дикое» и сочувствовать «Рабству тощему», мечтать о торжестве вечного Закона Свободы?

Ребята считают, что Пушкин несправедлив к себе: стихотворение волнует, задевает, заставляет размышлять, будит воображение, а значит, жар поэта не бесплоден.

Как помогает этому композиция стихотворения? Какой приём лежит в основе её?

Стихотворение состоит из двух частей, которые противопоставлены друг другу, то есть поэт использует приём антитезы. На фоне чудвсных картин при роды страшнее смотрится «Барство дикое», ещё убедительнее звучит призыв дать народу свободу.

Так же думали и декабристы, которые использовали стихотворение «Деревня» как агитационное, но заменяли слова «Рабство, падшее по манию царя» на «рабство падшее и падшего царя».

Как изменяется от этого смысл стихотворения? Соответствует ли он взглядам автора?

Призыв к царю отменить несправедливый закон о крепостном праве становится призывом к революции, а Пушкин был противником любого насилия.

Как поэт называет себя в этом стихотворении? Каким он предстаёт перед нами?

Пушкин называет себя «другом человечества», и таким он предстаёт перед нами в этом стихотворении: он — гуманист, который не может равнодушно смотреть на несправедливость и насилие, он сочувствует страждущим, возмущается «Барством диким», мечтает о счастье своего народа на лоне прекрасной при роды, но сомневается в том, что когда-то увидит «народ неугнетённый и «прекрасную зарю» над родной страной.