Как выступать перед аудиторией

Человеку часто приходится выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы оно было эффективным важно соблюдать несколько необходимых принципов построения выступления.

Человеку часто приходится выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы оно было эффективным важно соблюдать несколько необходимых принципов построения выступления: 1. Определить особенности аудитории. 2. Четко определить цель своего выступления. Какой результат вы хотите получить, каким образом вы хотите склонить аудиторию на свою сторону? 3. На большом листе бумаги в центре напишите цель вашего выступления, затем напишите центральные идеи в том порядке, в каком вы о них подумаете, отмечая их на лучах, исходящих из центра по всем направлениям. 4. Хорошая речь, как правило, состоит из трех-пяти частей. Если у вас получилось их больше, то вы или хотите очень много сказать, или не до конца определили смысл выступления. 5. Напишите тезисы своего выступления. Используйте римские цифры для центральных идей. Для каждой центральной идеи подберите от одной до пяти вспомогательных идей, каждая из которых может иметь еще больше идей для подкрепления. Пополняйте свои записи дополнительными пунктами, если они придут вам в голову. 6. Отдельные пункты могут быть усилены или упрощены с помощью визуальных средств. Подготовьте рисунки, диаграммы, отметьте в тезисах последовательность их демонстрации. Но- общайтесь с аудиторией, а не с материалами. 7. Не увлекайтесь визуальной демонстрацией. Существует хорошее правило: один показ на каждую ключевую идею. 8. Важно продумать, как вы собираетесь установить доверительные отношения с аудиторией, как вы заработаете ее уважение, каким тоном вы собираетесь начать. У вас есть 20 секунд на то, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес. Ответьте на вопрос:«Почему люди должны тебя слушать?» 9. Показывайте свое воодушевление с помощью движений, жестов и разных поз. Говорите с личностями, а не с аудиторией. 10. Улыбайтесь не только губами, ваш голос должен быть веселым и энергичным. Ваш духовный подъем должен передаваться аудитории. Как произвести впечатление на аудиторию во время выступления: 1.Делайте сильные, удивляющие или ироничные утверждения. «Все, что вы знаете о влиянии педагога- неправда». 2. Ссылайтесь на пугающую статистику. «На первом месте из того, чего больше всего боятся люди, находится страх публичного выступления». 3.. Поделитесь чем-то о себе. 4. Покажите свое знание аудитории и ее жизненного опыта. «В вашей практике вы преуспели за счет того, что…..». 5. Ссылайтесь на крылатый афоризм, который точно определяет тему вашей речи.. 6. Обращайтесь к текущим событиям, которые привлекли всеобщее внимание. Проведенная параллель между темой вашего выступления и нашумевшим событием может послужить хорошим началом. Как правильно писать выступление.

1. Пишите так, как вы говорите, а не как пишете. 2. Составьте каждый абзац из трех-пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились. 3. При написании, используйте чаще глаголы в активной форме, чем в пассивной. 4. Количество слов в предложении не должно превышать двадцати. Аудитории будет трудно поспевать за вами, если предложения будут более длинными. 5. При выступлении чаще используйте первое и второе лицо местоимении, а не третье. «Он», «она», «они» и «их» - безличные местоимения, и они могут придать вашей речи тон лекции. 6. Напечатайте речь аккуратно и ясно. Печатайте через два интервала внутри текста и через три между абзацами. 7. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение. 8. Напишите слово «ПАУЗА» рядом с теми пунктами, где нужно сделать драматическую паузу. 9. Оставьте справа и слева широкие поля. Сделайте пометки об использовании аудиовизуальных и других средств. 10. Попрактикуйтесь в чтении речи. Вы должны научиться произносить ее при минимальном использовании написанного текста. 8. Читайте так, как вы говорите, а не так, как читаете. Как сделать выступление волнующим и привлекательным:

1. Выберите ту тему, которая волнует вас. Постройте порученное вам выступление так, чтобы оно вызвало в вас бурю эмоций. 2. Расскажите кому-нибудь перед выступлением о том, как вы возбуждены. 3. Не отклоняйтесь от скорости 120 слов в минуту, только если не захотите произвести эффект. Эта скорость является средней для произнесения речи; лучшие ораторы говорят со скоростью 200 слов в минуту. Если вы спуститесь ниже 120 слов в минуту, ваши слушатели начнут гадать, что произошло. 4. Используйте голос для воздействия. Чтобы удержать интерес своих слушателей, меняйте громкость, скорость, высоту и ударения. Понижайте голос, чтобы подчеркнуть последние слова. 5. В комнате с хорошей акустикой и аудиторией, не превышающей пятидесяти человек, лучше говорить без микрофона. Намного удобнее, если есть возможность переносить или прикрепить микрофон к одежде, чем стоять перед слушателями на одном месте. 6. Не стойте на месте, подходите к своим слушателям. Как только вы покинете лекторское место и встанете у передних рядов кресел, аудитория почувствует, что между вами и ней существует связь Как выработать правильное отношение к своим страхам при публичном выступлении. 1. Выработать правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитории редко бывают враждебно настроенными. Помните, что даже самые профессиональные ораторы испытывают волнение, прежде чем подняться на трибуну. 2. Анализируйте свою аудиторию. Чем больше вы узнаете о своей аудитории, тем более уверенно вы себя будете чувствовать. 3. Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! Чем лучше вы будете знать тему, тем большим знатоком и темы, и аудитории вы будете себя считать. 4. Сделайте «успокаивающие» записки-шпаргалки. 5. Представьте свой успех. За две недели до своего выступления каждую ночь перед сном представляйте картину своего успеха. 6. Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять с себя часть напряжения. 7. Потренируйтесь три или четыре раза до своего выступления, делайте это, пока вы не будете удовлетворены своей речью. Ни в коем случае не тренируйтесь в день своего выступления! 9. Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения. Как можно лучше отдохните ночью перед выступлением; ограничьте употребление кофе. 9. Делайте вступление и заключение своевременно. Будьте уверены в своем вступлении и заключении. 10. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. Наденьте то, что вам очень идет. 11. Установите контакт глаз с несколькими дружелюбными лицами. Защитите себя теплыми взглядами. Для организации обсуждения необходимо учитывать следующие правила: 1. Смотрите прямо на того, кто задает вопрос, потом сообщите свой ответ всей аудитории. Не принимайте участия в диалогах. 2. Внимательно выслушайте весь вопрос. Обращайте внимание как на вербальные, так и на невербальные ключи. 3. Убедитесь в том, что вы правильно поняли вопрос. Добейтесь пояснения, попросите повторить вопрос. 4. Не позволяйте одному человеку завладеть разговором. Отвернитесь от монополиста и обратитесь к другим. Возможно, что он из тех, кого сначала нужно успокоить, затем усмехнуться и стерпеть. 5. Если у вас нет ответа на конкретный вопрос, не делайте вид, что знаете его. Пообещайте, что после того как разберетесь с вопросом, вы ответите. 6. Держите в фокусе внимания цель своего выступления. Не допускайте вопросов, которые отвлекут вас от вашей основной темы. Не бойтесь сказать: «Это интересно, но не имеет отношения к теме моего выступления». 7. Удерживайте контроль над аудиторией. Не позволяйте другим использовать ваше время на вопросы-ответы для их диалога. 8.Отвечайте на выпады и возражения только фактами, но не эмоциями. 9.Оставайтесь спокойным и хладнокровным. Вы выиграете, а горячие головы потеряют поддержку в лице аудитории. Голос важный инструмент. Поэтому необходимо улучшать свой голос. Для этого существует несколько способов: 1. Запишите свой голос на магнитофон. Послушайте его объективно. Поэкспериментируйте с разными тонами, высотами, ударениями, скоростью, силой и дикцией. 2. Попытайтесь говорить со скоростью 120 слов в минуту. Это средняя скорость для речи. 3. Произносите слова отчетливо. Сконцентрируйте усилия на том, чтобы произносить конечный согласный звук каждого слова. 4. Подчеркивайте ключевые слова и идеи своим голосом. «Вбивайте» те важные идеи, которые вам бы хотелось, чтобы запомнила аудитория. 5. Используйте голос, чтобы создать контраст. Высокий и низкий, громкий и тихий, возбужденный и погасший. 6. Практикуйтесь говорить из глубины диафрагмы. Не говорите через нос. Пытайтесь создать вибрацию в своих голосовых связках. 7. Попросите своих близких отмечать любые раздражающие вокальные моменты вашей речи. Послушайте их сами. 8. Заботьтесь о своем голосе. Больной или усталый голос нуждается в отдыхе и заботе - выпейте горячую воду маленькими глоточками или пожуйте изюм. В аудитории могут быть люди, которые мешают вашему выступлению. Для того чтобы справиться с нарушителями можно использовать следующие способы: 1. Подойдите прямо к нарушителям. Если вы можете пройти по аудитории, подойдите поближе к нарушителям. Они поймут, что от них требуется, хотя вы не скажите ни слова. 2. Попросите аудиторию успокоиться. Большинство людей поймет, к кому это относится. 3. Прекратите говорить. В это время взгляните в сторону нарушителей. Если это не сработает сразу же, то другие слушатели заставят их замолчать. 4. Ничего не делайте. Подождите, пока слушателям надоест нарушитель и они сами его не успокоят. 5. Напугайте всю аудиторию. Скажите в микрофон что-нибудь особенное, интересное для привлечения внимания всех слушателей, включая и болтунов. 6. В крайнем случае, обратитесь за помощью, смутите нарушителей. Задайте им вопрос по теме вашего выступления; вежливо попросите их о том, чтобы они вели себя должным образом; пошутите на их счет.

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

Тем не менее, можно достаточно быстро научиться выступать перед людьми, соблюдая несложные правила.

Выступая перед аудиторией, человек обычно беспокоится о том, как его воспримут, удастся ли ему донести до слушателей свои мысли, каким будет конечный результат его общения с аудиторией. Все эти страхи вызывают сильный стресс, который уже сам по себе негативно влияет на выступление. Другими словами, чем больше человек беспокоится о том, что провалит выступление, тем больше становится вероятность такого результата.

Способы снять стресс

Научиться комфортно чувствовать себя в присутствии большой аудитории помогает только опыт. Тем не менее, существуют способы минимизировать влияние напряжения на выступление.

1. Искусственная агрессия. Легко сказать «не бойтесь аудитории», но на практике такие советы ничего не дают. Клин вышибают клином ‒ перед выходом к аудитории вызовите у себя состояние готовности к бою, уверенный и немного злой настрой. Для этого можете петь про себя ту или иную мобилизующую песню. Например, отлично подойдет песня Владимира Высоцкого «Охота на волков». Вы можете сами подобрать подходящий репертуар, настраивающий вас на боевой лад. Результат - вы выйдете к аудитории полностью мобилизованным, что поможет вам хорошо выступить.

Самооценка может пострадать от разнообразных факторов. В такие периоды сложно поддерживать справляться с любыми стрессами. Как вернуть покой? Смотрим видео!

2. Бросок в будущее. Проанализируйте, чего вы на самом деле боитесь, выступая перед людьми? Того, что плохо выглядите, что над вами будут смеяться? Боитесь провала? Выявите свои страхи, после чего внутренне смиритесь с тем, что все то страшное, о чем вы думали, уже произошло. Вы провалили ваше выступление - ужасно выглядели, были косноязычны, над вами открыто смеялись и т.д. и т.п. Все уже свершилось, вы приняли это, пережили, поэтому вам совершенно нечего бояться. Смиритесь с поражением, не ждите ничего хорошего. В результате вам будет намного проще выступать.

3. Репетиция. Потренируйтесь в выступлении наедине с собой. Можно выступать перед зеркалом, оценивая себя со стороны. Но если вы не в восторге от своего отражения, тренируйтесь где-нибудь на природе, где никого нет. Это позволит вам говорить в полный голос, никого не боясь. Такие тренировки дают очень хороший результат.

4. Игра воображения. Когда вы ложитесь спать, проиграйте мысленно предстоящее выступление. Представляйте его во всех деталях, оттачивайте важные моменты. В своих представлениях вы должны выглядеть уверенным в себе человеком, с блеском выступающим перед аудиторией.

Определяющие успеха

1. Одним из важнейших моментов является умение завоевать симпатии аудитории. Ни в коем случае ни в чем не оправдывайтесь. Не извиняйтесь, что вы выступаете в первый раз и т.д., это настраивает публику против вас. Не начинайте со слов «Позвольте мне…», «Разрешите мне…» и им подобных, это неправильно. Начинайте свою речь уверенно, с короткого приветствия и сразу переходите к делу.

2. Очень важно чувствовать себя хозяином ситуации, «держать зал». Если в ходе вашего выступления вы видите, что интерес аудитории пропадает, люди начинают разговаривать, шуметь, прервитесь на минуту. Просто молчите и смотрите на зал, это заставит его утихнуть. После этого продолжите выступление. Другой вариант - начните говорить о чем-то совершенно другом, желательно интересном. Снова вернув внимание аудитории, скажите что-нибудь вроде: «Ну как, все вернулись? Спасибо, тогда продолжим», после чего снова продолжайте свое выступление.

Выступление перед аудиторией - настоящее искусство, оно обретается лишь с годами практики. Но даже дебют может пройти вполне успешно. Необходимо лишь верить в себя, подобрать наиболее подходящие варианты внутренней мобилизации. А главное, не относиться ко всему происходящему слишком серьезно.

Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.

Если описанное выше происходит с вами хотя бы иногда – то эта статья предназначена для вас. Прочитав ее, вы узнаете как улучшить свои навыки публичных выступлений, как научиться связанно излагать свои мысли, как контролировать аудиторию.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое публичное выступление? Логично будет сказать что это – выступление перед публикой. Публикой, или аудиторией считается группа людей от 4 человек и больше. Условно, я разделяю аудитории на несколько категорий:

  • маленькая – до 10 человек;
  • малая – от 10 до 30 человек;
  • средняя – от 30 до 60-70 человек;
  • крупная – от 70 до 150 человек;
  • очень крупная – от 150 человек и более.

Рассматривать выступление на крупных площадках и стадионах мы рассматривать не будем.

Итак, как же повысить навык публичных выступлений?

Для начала немного теории. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Без растекания мыслью по древу, дам простые конкретные рекомендации.

Первое - составьте план выступления. Поверьте, у любого опытного оратора всегда есть план выступления. Ни один опытный оратор не начнет выступление если не знает темы выступления и того о чем он будет говорить (хотя бы примерно). Что такое план? Не стоит заготавливать черновики с полным и подробнейшим содержанием своей речи, и уж тем более, не стоит пользоваться такими записями при выступлении. Это только отвлечет вас от речи и отнимет время на то, чтобы разобраться в своих записях. К тому же, если вы потеряете нить повествования – вам придется копошиться в записях, а это вызывает исключительно негативные эмоции среди слушателей. Вместо записей используйте лишь план выступления. Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте структуру своего выступления, примерно представьте себе о чем вы будете говорить и запишите пункты своего выступления. Например, если вы готовите отчет о достижениях компании за год, то это может выглядеть следующим образом.

Говорить речь перед аудиторией очень трудно. Такое мнение присуще самым опытным и блестящим ораторам, хотя они собаку съели на публичных выступлениях. Дело же в том, что выступающий всегда излагает слушателям свою идею. При этом и удача, и неудача тотчас же отражается на его репутации.

Правила публичного выступления универсальны. То есть они всегда одни и те же перед любой аудиторией. Тут абсолютно неважно, кто сидит перед оратором. Это могут быть банкиры, министры, учителя, студенты, школьники, заключённые. Всю эту публику можно объединить одним словом - слушатели. А чтобы завоевать их внимание, следует правильно себя вести и грамотно подавать информацию.

Правило первое : аудитория вначале воспринимает оратора чисто внешне, а уж затем то, что он скажет. Поэтому выглядеть нужно адекватно в том коллективе, перед которым произносится монолог.

Правило второе : речь всегда должна быть конструктивной и по существу. Пустопорожние разговоры неприемлемы. Они вызывают раздражение, так как слушатели при этом впустую тратят время.

Правило третье : внутренняя уверенность и уважение к слушателям. Докладчик должен всем своим видом подчёркивать, что он настроен к аудитории доброжелательно и уважительно. Следует также учитывать, что в любом коллективе есть свои авторитеты. Ни в коем случае не нужно пытаться их пошатнуть.

Правило четвёртое : информацию нужно излагать простым доступным языком, образно и эмоционально. При этом не надо прибегать к излишним деталям. Если кого-то что-то заинтересует, то будет задан вопрос. Необходимо учитывать уровень знаний слушателей и руководствоваться именно этим в своём изложении информации.

Выступление

Самые первые минуты - притирка к аудитории. Оратор должен узнать о ней как можно больше. Следует определить неформальных лидеров, уровень знаний людей, необходимость показа наглядных пособий, а также, что конкретно можно рассказывать слушателям, а что можно и упустить.

Затем наступает очередь самого выступления. Говорить следует эмоционально и нестандартно. От монотонности нужно бежать, как от огня. Слушателям нравится, когда лектор не суетится, не машет руками, не бегает по аудитории, выкрикивая фразы из разных углов. В то же время вызывает негатив манера хвататься за кафедру или трибуну руками, горбить спину, водить по-птичьи головой из стороны в сторону, вжав её в плечи.

Доверие слушателей завоёвывается единством эмоционального поведения и подаваемого материала. Если говорить об уверенности и при этом боязливо оглядываться, то никакого доверия не будет. Манера речи, жесты, мимика и информация должны находиться в полной гармонии и дополнять друг друга.

Немаловажное значение имеет и риторика . Она включает в себя хорошо поставленный голос, прекрасную дикцию, умелое использование образных, логических, эмоциональных акцентов. Всё это редко даётся с рождением, а достигается путём тренировок. Наглядным примером в этом случае может служить театр. Сидя в зале и внимательно слушая артистов, играющих свои роли на сцене, можно приобрести определённые навыки. А чтобы их закрепить, следует, придя домой, проиграть уже самому, услышанные монологи.

Риторические приёмы

Эффект первых фраз

Любое выступление лучше всего начинать с фраз, которые сразу привлекут внимание, но не к речи, а к оратору. Грустно смотреть на некоторых лекторов, растеряно стоящих перед аудиторией и ждущих, когда та успокоится. Начинать говорить в таком шуме практически невозможно, но необходимо. И как же это сделать? Давайте рассмотрим пример.

Вам нужно прочитать лекцию студентам. Утром позвонили из деканата, назвали время и номер аудитории. В университете вас в лицо никто не знает. В назначенный час вы входите в большой зал. В нём сидит порядка 140 человек. В помещении стоит сплошной гул, на вас никто не обращает внимание. Вы подходите к кафедре, но это ни на кого не производит впечатление. Все заняты своими делами и разговорами. И как быть?

Можно, конечно, решительным шагом отправиться за деканом. Но это будет самое глупое. Второй вариант - переминаться с ноги на ногу у кафедры и терпеливо ждать, когда присутствующие наконец-то удостоят вас своим вниманием. Но ожидание может занять слишком много времени. Третий вариант - взять указку и со всей силы треснуть ею по столу. Тишина, естественно, наступит, но установить доверительный контакт со студентами уже будет практически невозможно.

Итак, как уже говорилось, нужно в первую очередь привлечь внимание к своей персоне. Для этого следует совершить что-то нестандартное и непривычное. Поэтому вы поднимаете руки, хлопаете в ладоши, а затем громко, чётко и уверенно говорите: "Здравствуйте, уважаемые леди и джентльмены! Я прекрасно понимаю вашу занятость, но всё же возьму на себя смелость оторвать вас от дел насущных и представиться. Зовут меня Иван Иванович Иванов, и я прочитаю вам лекцию по…".

Необычные слог и манера говорить вызовут интерес и привлекут внимание. В аудитории наступит тишина. После этого можно будет смело приступать к изложению материала. Шуметь и мешать уже никто не станет.

Эффект новизны

Каким бы распрекрасным не был оратор, он не сможет удержать внимание аудитории более 20 минут. Это чистая психология, базирующаяся на концентрации внимания . Так уж устроен человеческий мозг , что он не может долго сосредотачиваться на чём-то одном. Поэтому в доклад необходимо вставлять короткие отступления.

Это могут быть шутки, анекдоты, забавные примеры из жизни. Рассказывая их, докладчик даёт слушателям небольшой отдых. После этого основная информация опять воспринимается полноценно в течение следующих 20 минут.

Но одними шутками ограничиваться не стоит. Немаловажное значение имеет абсолютно новая информация. Новое - это какие-то сенсационные факты или открытия по основной теме. Они также способны "взбодрить" слушателей. Поэтому сенсацию не следует выкладывать в начале доклада. Лучше приберечь её на потом и выдавать порциями с уже названными временными интервалами. Таким образом, присутствующие всё время будут находиться в состоянии внимания.

План выступления

Правила публичного выступления предусматривают чёткий план. Безусловно, во время доклада можно и нужно импровизировать, но всё это не должно выходить за рамки намеченного. Давайте рассмотрим план доклада по специализированной теме, когда в зале сидят специалисты в какой-либо узкой области.

1. Объяснение.
2. Сравнения и противопоставления.
3. Наглядные иллюстрации и примеры.
4. Исключения, которые только подтверждают правило.
5. Факты и статистические данные.
6. Ссылки на источники.
7. Очень краткое повторение сказанного.

Желательно основной доклад сократить до минимума, а основное время уделить вопросам и ответам, так как именно в полемике рождается истина.

Внешние формы ораторского искусства

Речь всегда должны быть облечена в красивую "обёртку". То есть нужно уметь подавать себя аудитории. Обидно, когда проходимцы и лицедеи пускают пыль в глаза, а действительно умные и достойные люди оттесняются в сторону.

Никогда нельзя пренебрегать обаянием, сосредотачиваясь только на профессиональном изложении информации. Следует знать, что гораздо большего успеха достигает дилетант, умеющий производить благоприятное впечатление. Настоящий оратор должен сочетать в себе профессионализм и способность очаровывать аудиторию. Только в этом случае можно говорить о подлинном искусстве публичного выступления.