Впервые эта книга вышла в 2003 г. Это было первое отечественное учебное пособие, с помощью которого вузовские преподаватели проводили практические и семинарские занятия в процессе чтения курсов по гендерной психологии и другим дисциплинам гендерной направленности. Появлению 2–го издания «Практикума по гендерной психологии» способствовали следующие обстоятельства. Во–первых, 1–е издание в целом было положительно оценено преподавателями и пользовалось спросом у специалистов, интересующихся гендерной проблематикой. Однако авторами были получены и некоторые критические замечания, связанные с содержанием некоторых разработок. Поэтому появилась необходимость скорректировать и доработать ряд тем.

Еще одним обстоятельством, побудившим авторов к подготовке 2–го издания практикума, явилось приращение знания в сфере гендерных исследований. За прошедшие пять лет опубликованы новые научные и учебно–методические работы; многие гендерные специалисты защитили докторские и кандидатские диссертации; существенно расширился круг интересующихся гендерными проблемами не только на уровне научных исследований, но и в сфере практических приложений теоретического знания. Следовательно, содержательную часть практикума необходимо было дополнить и обновить с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной психологии.

Данное издание практикума по гендерной психологии существенно отличается от своего первого варианта. Хотя общее количество текстов практически не изменилось, 15 методических разработок являются совершенно новыми, а остальные обновлены и дополнены в теоретической и в практической частях.

Новые методические разработки посвящены весьма актуальным темам, которые ранее не были включены в практикум в силу неразработанности в методическом плане. Эти темы раскрывают такие проблемы, как роль феминизма в развитии гендерных исследований в психологии, гендерный аспект родительства, роль художественной литературы в воспитании детей и взрослых и др. Достаточно широко представлена проблема сексуальности с позиций гендерного подхода, обсуждается также такая актуальная для гендерного направления тема, как насилие в семье.

Изменился и состав авторов практикума, почти третья их часть – новые авторы. Некоторые преподаватели не смогли принять участие в работе над новым изданием в силу различных обстоятельств, однако основной состав авторов остался прежним. В работе над 2–м изданием практикума приняли участие восемь новых авторов.

Неизменной осталась общая концепция практикума, которая определяется, как и в прежнем издании, идеями гендерного подхода.

Не изменилась и общая структура практикума, включающая четыре раздела: «Введение в гендерную психологию», «Гендерная социализация», «Гендерные характеристики личности», «Прикладные аспекты гендерной психологии». Эти разделы в общих чертах отражают сложившуюся на сегодняшний день структуру гендерной психологии как научной области знания и учебной дисциплины.

В первом разделе рассматриваются самые общие вопросы гендерной психологии: содержание понятия «гендер», обыденные гендерные представления, психофизиологические и психологические различия между полами, психологические характеристики гендерных групп, роль феминизма в развитии гендерных исследований.

Во втором разделе представлены методические разработки практических занятий, которые помогут студентам осознать способы и механизмы влияния основных институтов социализации (семья, школа, художественная литература) на формирование у участников социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений.

Третий раздел практикума помогает раскрыть содержание таких ключевых тем гендерной психологии, как гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные установки и предубеждения личности, гендерная идентичность. Особое внимание уделено такой характеристике личности, как гендерная компетентность.

В четвертом разделе представлены работы, рассматривающие гендерную проблематику в ее практическом приложении.

Сохранилась структура каждой методической разработки, которая включает следующие части: вводные замечания, цели занятия, оснащение, порядок работы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов, список использованной литературы и приложения. Все формы проведения занятий относятся в группе интерактивных методов обучения.

Хочется поблагодарить всех тех, кто высказал свои оценки и критические суждения по поводу содержания методических разработок в практикуме.

Авторы надеются, что переработанный и дополненный практикум окажется полезен как преподавателям, и студентам, так и всем, кто интересуется психологией, а также будет способствовать развитию гендерного направления в психологической науке.

И. Клецина

Введение в гендерную психологию

Что такое гендер

Д. В. Воронцов

Вводные замечания

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих . На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические. Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.

Как указывает французский историк Т. Лакер, в Европе до XVII в. базовыми отличительными признаками понятий «мужчина» и «женщина» считались социальный статус индивида и исполняемые им социокультурные роли, а не анатомо–физиологические особенности . Телесное несходство мужчин и женщин не ставилось под сомнение, однако суть различий между ними люди усматривали отнюдь не в биологии. Длительное время в европейской культуре существовала однополая модель человека, описанная античным философом–врачом Галеном во II в. н. э. Согласно этой модели организм женщины рассматривался как биологически несовершенный мужской организм. В галеновской схеме структурно–морфологических соответствий репродуктивных органов женский организм имеет точно такие же половые органы, что и мужской. Единственное отличие между ними усматривалось в том, что у женщины в силу «недостаточной жизненной энергии» эти органы находятся внутри, тогда как у мужчины они располагаются снаружи. Женские гениталии вплоть до 1700–х гг. не имели собственного названия. Для их обозначения использовались термины, обозначающие мужские половые органы, и только контекст определял то, о каком теле – мужском или женском – идет речь. Собственно половые различия фиксировались не онтологическими, а социологическими категориями. Природное тело рассматривалось как подчиненное социальному бытию человека, потому что телесное считалось временным, нестабильным образованием, выполняющим только вспомогательные функции в человеческой жизни.

Мировоззренческие сдвиги в европейском сознании, произошедшие в эпоху Возрождения, изменили взгляд на роль тела в жизни человека. Оно стало считаться единственной реальной, объективно существующей характеристикой индивида – в противоположность условности и произвольности социальных определений различных человеческих качеств, в том числе и сексуальных. Если в античной и средневековой Европе психологические и социальные различия мужчин и женщин соотносились с различиями в их социальном статусе, то после XVII в. корни социальных и психологических различий стали усматривать в анатомии мужчин и женщин. А точнее, в способности женщины к деторождению и связанными с ней физиологическими процессами: менструацией, лактацией, гормональными сдвигами и т. п. Таким образом, к XIX в. вопрос о сексуальных различиях между мужчинами и женщинами был подменен вопросом о репродуктивных функциях организма, что в конечном счете привело к возникновению в европейской культуре двуполой модели человека, в которой мужское и женское представляли собой два антагонистических полюса. Новая модель позволяла рассматривать социально обусловленные сексуальные различия в поведении личности как биологически детерминированные, возникающие на основе неодинакового анатомического, клеточного строения, эндокринных, психофизиологических и иных телесных функций. Так в европейском сознании утвердилось представление о том, что пол человека является биологическим феноменом и что полов у человека только два.

Гендерные исследования зародились под влиянием феминистского движения второй волны (60-е годы ХХ в.), который обнаружил проблему неравенства возможностей по признаку пола при формальном юридическом равенстве полов. Борьба за социальное равенство в начале XXI века заключается, помимо прочего, в том, чтобы возможности человека как можно меньше определялись фактором пола. Когда на законодательном уровне эта проблема была решена, оказалось, что фактическое неравенство по признаку пола, однако, сохранилась во всех сферах жизни. Именно это и стало причиной появления второй волны феминистского движения.

Гендерные исследования привели к пониманию того, что проблема неравенства гораздо глубже, чем это представлялось; что оно упирается в воспроизводство неравенства возможностей. Была переосмыслена роль культуры, популярных стереотипов, предвзятости науки в формировании представлений о женском и мужском, о мужестве и женственность и их роль в создании барьеров перед женщинами и мужчинами. Гендерные исследования изучают динамику изменений мужских и женских ролей в обществе и культуре, разрабатывают перспективную стратегию достижения фактического равенства возможностей женщин и мужчин.

Гендерная психология - область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.

Гендерная психология - это область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии - психология пола и раздел психологии развития -психосоциальное развитие личности (тот аспект, который обусловлен половой принадлежностью индивида). Данные разделы психологической науки определили основную структуру гендерной психологии, которая представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии половых различий рассматривается весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности. При этом используется традиционный для психологии понятийный аппарат, используются те психологические понятия, при помощи которых раскрывается структура личности.

В отечественной психологии в 70-90-е годы XX века обусловленность развития личности половой принадлежностью и половой ролью исследовали А.Г. Асмолов, А.И. Белкин, Д.Н. Исаев, И.С. Кон, В.Е. Каган, И.И. Лунин, Т.И. Юферева и др. В их исследованиях различных аспектов становления личности отмечалось, что органическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле и должно для этого дополниться "психологическим полом", который "проявляется в разных особенностях социального поведения, связанных с половым диморфизмом". Однако разработка проблем психологического пола личности в отечественной психологии была представлена единичными исследованиями, не развившимися в концептуальное направление по разработке данного феномена.

В начале 90-х годов в отечественные гуманитарные науки пришел термин "гендер" как калька с англоязычного термина "gender", в связи с чем в последующие два десятилетия исследования гендерных проблем в России приобрели устойчивую популярность. В то же время введение нового термина в психологии личности привело к определенным проблемам, связанным с соотнесением уже существовавшей и новой, "гендерной", терминологии. Большинство отечественных исследователей в этой ситуации встали на позицию простой замены применяемых ранее по отношению к социальным и личностным проявлениям терминов "половое" и "полоролевое" более модным термином "гендерное".

Вместе с тем можно наблюдать попытки перенесения и переосмысления зарубежной гендерной терминологии в русле отечественных методологических подходов в психологии личности. В результате, на наш взгляд, происходит вытеснение и утрата методологически продуктивных конструктов в понимании системных механизмов личностного развития, каковым является понятие "психологический пол личности", не имеющее точного аналога в зарубежной гендерной психологии. В связи с обозначенной ситуацией представляется немаловажным проанализировать и обобщить представления о сущности, механизмах и функциях отдельных составляющих психологического пола в развитии личности, соотнести понимание психологического пола личности с зарубежными теориями гендерных конструктов личности и определить его позиции в системе современных гендерных исследований.

Классиками гендерной психологии (С. Бем, М. Киммел, К. Уест и Д. Зимерман и мн. др.) "гендер" рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества, которое вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему, отражаясь на характере развития личности. Таким образом, "gender" может трактоваться как очень широко, обозначая разделение по признаку пола и культурных символов, социальных институтов, рынка труда, идентификационных моделей личности, так и узко, подчеркивая разницу между социальным и биологическим полом личности. В этом смысле психологический пол, если его определять как характеристику "...личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности - совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов", является одним из компонентов более широкого понятия "гендер".

Однако на наш взгляд, существенной особенностью отечественных исследований являлась тенденция рассматривать психологический пол в свете системного подхода, подразумевая при этом взаимодействие биологических и социальных влияний на его развитие. В традициях отечественной психологии пол развивающейся личности рассматривают как "...сложную многоуровневую структуру, включающую генетический пол, гонадный пол, гормональный пол, морфологический (соматический) пол, гражданский пол, пол воспитания и психологический пол". В данном комплексе компонентов, разноуровневых составляющих пола, которые формируются на разных стадиях индивидуального развития и детерминированы иерархической системой механизмов, психологический пол представляет одну из составляющих. Он сам представляет собой сложную, иерархически организованную систему компонентов, взаимосвязанную как с составляющими системы пола, так и с системной организацией личности. В этой связи А.В. Алексеева выражает мнение, что для эффективного изучения психологический пол личности как сложного качества необходимо выработать единый подход к пониманию условий его формирования, который бы учитывал всю систему факторов - как биологических, так и социальных - их взаимовлияния в многоплановом процессе становления личности.

Понимание психологического пола личности отличается от понимания гендерной личности в теории гендерной схематизации С. Бем. Его также нельзя свести напрямую к пониманию маскулинности и фемининности как двух взаимодополняющих или независимых структур личности в концепциях андрогинии.

Согласно теории гендерной схемы, "гендерная личность" формируется как результат усвоения гендерной поляризации в культуре, так называемых "гендерных линз", и, "... как только эти линзы усвоены, они предрасполагают ребенка, а позднее взрослого, формировать свою идентичность в соответствии с линзами". Гендерная личность - это результат преобразования "культурного в естественное", "ендерного в природное", которое "...происходит благодаря неосознаваемому переносу линз культуры в психику личности, в ее сознание". При том, что "...гендерная личность - это нечто большее, чем индивидуальная совокупность фемининных или маскулинных черт; это одновременно и способ воспринимать реальность, которая снова и снова воспроизводит эти черты на протяжении всего цикла существования "я" конструкции", источником ее образования выступают исключительно социальные, культурные конструкты.

В свою очередь, психологический пол понимается как система иерархически организованных элементов (образований), детерминированных в разной степени биологическими, социально-культурными и психологическими (личностными) факторами. Абстрактное выделение этих разноуровневых элементов основывается на выявленных случаях нарушений психологического пола разной этиологии и глубины. При этом четко проявляется закономерность, что специфические нарушения более высоких иерархических уровней психологического пола предполагают нормальное развитие предыдущих уровней.

Гендер - довольно сложное понятие, поскольку раскрывает многообразное содержание явления. В научной литературе оно употребляется в нескольких значениях: гендер как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и модели поведения мужчины и женщины, в отличие от биологической; гендер как обретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женского или мужского пола; гендер как политика равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов по ее реализации. Во всех этих значениях гендер изучается в системе научных "гендерных исследований".

Гендерные исследования - направление научной деятельности и ее социальной организации, направленное на изучение места, роли, активности, волеизъявления и самореализации мужчин и женщин в переменных исторических условиях социального бытия определенной эпохи.

Результатом гендерных исследований стало создание современной гендерной теории, т.е. системы научных взглядов на отношения и статус женщины и мужчины, их социальную жизнь и жизненный опыт, приобретение и реализацию ими социально-ролевых характеристик и особенностей.

Понятие "гендерные исследования" часто отождествляются в научной практике с "феминистскими" или "женскими" исследованиями. Часто используется и понятие "исследование женских проблем". На самом же деле, объект гендерных исследований - не женщина, а весь спектр социальных взаимодействий между полами, основанных на межполовой стратификации социума. Центральное место в сфере гендерных исследований занимает изучение различий и сходства в социальном поведении статей. Предметом гендерного анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи и взаемодетерминации с социальными системами разных уровней. Исходя из этого, гендерный подход можно использовать в изучении как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации.

В истории развития проблематики половых психологических различий выделяется ряд этапов. Например, И. Кон, ссылаясь на периодизацию Кэрол Джеклин, выделяет четыре этапа:

1. Первая четверть ХХ в. Немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин подводятся под рубрику "психология пола", причем пол часто отождествляется с сексуальностью.

2. Вторая четверть ХХ в. "Психологию пола" сменила "психология половых различий", которые уже не сводились к сексуальности, а большей частью считались заданными природой.

3. Третья четверть ХХ в. Этот термин меняется на более мягкий - "различия, связанные с полом". Круг изучаемых психических явлений расширился, а влияние биологического детерминизма ослабело.

4. Конец ХХ в. - начало XIII в. Их стали называть "гендерными различиями", которые могут вообще не иметь биологической основы.

Сам гендерный подход при наличии смысловой вариативности понятия "гендер" может включать в себя определенные специфические особенности теоретического ракурса, что свидетельствует о дискуссионности и многоплановость гендерных исследований, приводящие к неоднозначности решений. Так, гендерно-чувствительный подход (Гирдман, 1991) концентрирует внимание на индивидуальных различиях и на различии взглядов мужчин и женщин, при определении статусного равенства между ними. Гендерно-нейтральный подход настаивает на признании равенства полов при том, что различия признаются незначительными и не допускают ценностных определений. При гендерно-стереотипизированном подходе признаются различия, но отрицается равенство между полами. Женщины и мужчины должны культивировать половые различия, причем, в этой системе отношений женщина всегда должна требовать защиты и поддержки со стороны мужа.

Гендерная наука относительно молодая, поэтому и толкование самого понятия "гендер" до сих пор является проблематичным. Прежде всего, гендер выступает как система, содержащая:

Систему знаний;

Гендерную систему общества;

Гендерные практики.

Как система знаний гендер является комплексом социально-философских, социологических, политологических, психологических, культурологических и других теорий, анализирующих развитие мужской и женской идентичности и субъективности, положение женщины и мужчины в обществе, систему мужского доминирования, формирования нормативных связей "мужского"и "женского" в определенной культуре.

Гендерная система общества - совокупность взаимосвязанных институтов и организаций, с помощью которых социально, идеологически и организационно строятся взаимоотношения между женщиной и мужчиной, отношение общества к проблемам пола, формируется реальная половая неравенство или равенство, осуществляются завоевания, реальное утверждение и гарантии прав, свобод и обязанностей женщин и мужчин, обеспечиваются реальные возможности их самореализации в соответствии с достигнутым уровнем гендерной культуры.

Гендер как система практики охватывает все формы практической деятельности по гендерным преобразованиям. К ним относятся практика эмансипационализма как вхождение в среду мужско-доминантного системы, участие обоих полов как равных в принятии решений, в формировании гендерных стратегий и соответствующих им политик, создании гендерного права. Такая практика развилась в национальных и международных масштабах.

В рамках данной работы мы будем придерживаться определения, предложенного И.С. Клециной, которая понимает гендер как "специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, то есть к тому, как общество "выстраивает" эти отношения и взаимодействие полов в социуме". Далее мы должны обратиться к рассмотрению основный понятий гендерной психологии: половое самосознание, половая идентичность, психологический пол и пр.

Гендерная психология – это одна из новейших отраслей социальной психологии, она проходит стадию становления. Как несложно догадаться из названия, гендерная изучает психологию полов, причем анатомические половые различия здесь не имеют никакого значения. Ни пол в паспорте, ни половые органы не определяют гендер. Гендер – это совокупность качеств человека, которые он проявляет в социуме. Исходя из этого, человек имеет мужской или женский гендер.

Область изучения

Прежде всего, стоит отметить, что это психология гендерных сходств полов, а не различий. В современном обществе разделяют два гендера, однако это не предел. Например, в Таиланде насчитывают до 5 гендеров, включая гетеросексуалов и гомосексуалов, и различные «ответвления» этих понятий.

Гендерная психология, как наука, изучает психологию мужчин и женщин, их сравнение, психологию гендерных отношений полов, а также психологию лидерства. Последнее является наиболее сложной отраслью гендерной психологии.

Психология гендерного лидерства

Гендерная психология лидерства соединяет в себе массу психологических аспектов, которые, собственно, выходят за пределы гендерной науки. Прежде всего, исследуются роли, которые по отношению друг к другу принимают мужчины и женщины: лидер, подчиненный, последователь, руководитель. Очень часто психология поведения человека будет зависеть от занимаемой им должности: если мужчина и женщина занимают равную должностную позицию, их поведение будет подобным, гендерные различия сведутся к минимуму. Если же женщина у власти, она «превращается» в мужчину руководителя, а мужчина, подчиненный ей (по служебному долгу) все более будет походить в своих словах и поведении на женщину.

Гендерная психология и семья

Невзирая на актуальность примера гендерного лидерства в рабочей обстановке, все же наилучшим образом можно продемонстрировать психологию гендерных отношений в семье. Уже доказано, что поведение мужчины и женщины друг с другом в домашнем кругу зависит от культурной среды, в которых выросли данные представители социума. То есть, гендерная психология напрямую связана с царящим в окружающей среде матриархатом или патриархатом. Исходя из этого, можно легко сделать вывод, что мы не рождаемся, с гендерной точки зрения, мужчиной или женщиной, а становимся ими в зависимости от того, как принято в нашем обществе вести себя женщине и мужчине.

Вред гендерных стереотипов

Часто женщины, обнаруживая у себя способности, таланты и потенциал для развития, сталкиваются с конфликтом внутри себя и конфликтом с обществом. Причина в том, что ее желания к саморазвитию не соответствуют стереотипам данного общества по отношению роли женщины в социуме. С такими же проблемами сталкиваются и мужчины. Гендерная психология мужчин – это энергичность, амбициозность, достижения, статус, физическое и умственное совершенство. Не каждому мужчине удается осилить все эти качества, и если какая-то вершина ему не поддается, возникает депрессия и замкнутость, которая проявляется в виде отсутствия эмоциональности, а также как навязчивая идея соревноваться и побеждать.

Напоследок…

Стоит ли озадачивать себя своим гендерным «статусом»? Карл Юнг в свое время одним махом свел на нет всю гендерную психологию как науку. Как он утверждал, человек состоит из двух начал: души и духа. Душа – это тонкая структура, отвечающая за чувственность, интуицию, переменчивые настроения. Душа – это женское начало. Дух – это инициативность, воля, стремление. Это – мужская природа. Человек же, по мнению К.Юнга, может быть полноценной и гармоничной личностью лишь в случае сочетания обоих начал.

Лекция 1. Введение в гендерную психологию.

План

  1. история формирования гендерной психологии.
  2. факторы, влияющие на стратификацию полов,
  3. предмет н задачи гендерной психологии,
  4. основные понятия, используемые методы,
  5. теории и концепции.

Краткая история формирования гендерной психологии

Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов (пожалуй, только 3. Фрейд присутствует во всех обзорах). Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру. имеют в виду то психологию половых различий, то психологию женщины, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений между мужчинами и женщинами и т. п.). Мы прежде всего будем обращаться к научным исследованиям проблемы.

Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.);

2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);

3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в. — 1930-е гг.);

4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.);

5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время).

В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX - начало XX в.; 1920-1930-е гг.;1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.), мы рассмотрим их параллельно с зарубежными.

Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют имена Платона и Аристотеля. Я последую этой традиции.

Платон Афинский (427-347 гг. до и. э.) в своих трудах «Пир», «Государство». «Законы», «Тимей» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов (благодаря этому его называют первым античным «феминистом).

Платон использовал миф об андрогинах (от греч. andros — мужчина и gyne или gynaikos — женщина) — существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины — это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Платон предлагал установить нормы поведения в браке — в частности. ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до 55 лет. При переизбытке населения часть его необходимо переселять в колонии.

Отношение к женщине у Платона было противоречивым: с одной стороны, негативным, так как он считал ее низшим существом, любовь мужчины к женщине — вынужденной и низкой по сравнению с любовью-дружбой к мужчине (первую он назвал «пошлой Афродитой», а вторую — «небесной Афродитой»), и, наконец, утверждал, что если мужчина был трусом и нечестным человеком, то после смерти его душа переходит в женщину. С другой стороны, это отношение было позитивным: в идеальном государстве, которое он описал, женщина могла участвовать во всех делах наравне с мужчиной, Платон освобождал ее от необходимости вести хозяйство, считал ее профессиональные способности равными мужским (женщины могли быть даже философами и воинами), а воспитание детей вменял в обязанность в равной степени обоим полам.

Эти идеи позже можно встретить в трудах многих специалистов — в том числе и по гендерной психологии.

Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н. э.), в отличие от Платона, выглядит скорее «антифеминистом».

Нас интересуют следующие его идеи: а) законы о браке; б) отношения между мужем и женой в семье; в) ограничение народонаселения; г) способы сокращения избытка народонаселения: д) роль женщины и мужчины в обществе; е) разделение труда между полами и ж) в целом взгляды на сущность мужчины и женщины, высказанные в таких сочинениях, как «Политика», «О возникновении животных» и др.

Так, Аристотель считал, что гармоничные отношения в обществе возможны. только если население будет достаточно малочисленным. Поэтому необходимо его регулировать: а) с помощью запрета мужчине иметь детей до 37 лет, а женщине — до 18 лет (очевидно, имелась в виду зрелость, но для мужчины — социальная, а для женщины — биологическая, и в этом тоже прослеживается разное отношение к полам); б) путем умерщвления больных детей (и это следует узаконить): в) установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь.

Взаимоотношения жены и мужа, по мнению Аристотеля, должны быть отношениями рабы и господина. В сексуальных отношениях, так же как и во всем остальном. следует придерживаться этического принципа арете («середины между двумя пороками»): самообладание — это середина между распущенностью и бесчувственной тупостью. Единственный смысл разделения полов — рождение детей, а назначение женщины — вынашивание потомства и ведение хозяйства. В семье у мужа и жены разные обязанности, и они не вмешиваются в дела друг друга. Различны нормы поведения для мужчин и женщин: то, что для женщины является добродетелью (к примеру, молчание), для мужчины — нет, и наоборот.

Мужчина и женщина — не равные существа. Женщина дает ребенку тело, мужчина — душу, душа лучше и божественнее тела. Мужчина — норма, женщина — отклонение от нее. Мужчина выше, женщина ниже по своей природе.. Мужчина властвует, женщина подчиняется.

Оставляя в стороне утверждение о «природной естественности» неравенства мужчин и женщин, заметим, что многие мысли Аристотеля по-прежнему повторяют люди в XXI в., — столь живучи гендерные стереотипы. Обычно обращение к Аристотелю считается хорошим тоном: «Еще Аристотель сказал...», но в данном случае вряд ли стоит повторять мысли, высказанные в обществе, где нормы поведения были далеки от тех, которые считаются цивилизованными сегодня.

В эпохе Возрождения нас интересуют утопии. Томас Мор (1478-1535) в своей «Золотой книге» описал идеальное государство. В нем занятия мужчин и женщин не различаются: это наука, искусство, общественная, а также религиозная деятельность (в качестве священников), служба в армии (правда, только вместе с мужьями). На высших должностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирают родители.

Здесь подразумеваются будущие гендерные проблемы: равенство способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также лидерских способностей; ставится также проблема гендерных отношений.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) в «Городе солнца» рисует идеальный город. Образование мужчин и женщин не различается (они обучаются в том числе и военному искусству), не различается и их одежда. Однако занятия у них несколько разные: мужчины выполняют более тяжелую физическую работу, а женщины рожают. Но семьи нет. Правда, существует проблема подбора партнеров — для рождения детей. Решается она с помощью астрологии, но решение принимает триумвират начальников, которые регулируют рождаемость в обществе. Таким образом, говоря современным языком, Кампанелла высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения и жестко регламентировал гендерные роли.

В дальнейшем несколько интересных идей, касающихся гендерной психологии, высказал Жан-Жак Руссо. Он проанализировал подобия и различия полов, высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин (то, что позже будет названо «гендерными стереотипами»), а также рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке.

Иммануил Кант (1724-1804) разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых, по характеристикам личности и поведения. Мужчинам свойственно активное гражданство (участие в принятии политических решений, независимость суждений), а женщинам — пассивное (объект управления). Некоторые качества женщины связаны с рождением детей (она боязлива, слаба), другие — с ее ролью облагораживания общества (благонравна, красноречива, рассудительна, с выразительным лицом). Гендерные стереотипы, высказанные Кантом, оказались очень живучи: и сегодня распространено мнение о том, что женщины не способны принимать политические решения, и о том, что их свойства связаны с биологическим и культурным предназначением.

Как видите, очень часто мыслители прошлого отмечали различие мужчин и женщин, но причина этих различий часто казалась им «естественной», «природной». Гендерные стереотипы также часто построены на такой основе — так принято, потому что так сложилось. Современная наука требует иных доказательств и аргументов.

Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания. Девочки наряжаются и играют в куклы, а мальчики играют в другие игры — шумные, активные (сегодня это принято называть «гендерной социализацией»).

Французский мыслитель Франсуа Мари Шарль Фурье высказал идеи об отражении статуса женщин и мужчин в обществе в языке, о лидерстве мужчин и женщин, о гендерных взаимоотношениях (сексуальных и супружеских) и об ограничении рождаемости. Он обратил внимание на слова, которыми обозначают мужчин и женщин. Если в языке профессия или принадлежность к социальной группе называются только «мужскими» словами, это признак неравенства полов. Он предложил создать «нейтральный» язык — с равным количеством мужских и женских наименований. К примеру, это омниарх и омниархиня — властители Земли. Другие пары слов: цезарь и цезарина, калиф и калифа, султан и султанка и пр.

Интересна мысль немецкого романтика Фридриха Шлегеля о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины. В отличие от многих предшественников, он подчеркивал не «естественное» различие полов по этим характеристикам, а, напротив, советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества (к примеру, эмоциональность), а женщинам — мужские (рациональность).

Эта идея — каждому полу учиться у другого и перенимать у него то, что является слабым и неразвитым, — звучит очень современно (к примеру, менеджерам рекомендуют учиться у представителей противоположного пола) и способствует улучшению гендерных отношений.

Итак, на первом этапе разные ученые высказывали отдельные идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной психологии. Но как самостоятельная область она еще не сложилась. И, по существу, на этом этапе не было работ, которые бы целиком были посвящены интересующей нас проблематике.

Второй этап (конец XIX — начало XX в.) — период формирования предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии.

В это время во многих странах Запада изменилась ситуация в обществе. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Происходило оно и в России. Это движение, которое, повторяю, мы не считаем частью истории гендерной психологии как науки, тем не менее оказало на нее стимулирующее влияние, прежде всего в том, что привлекло внимание ученых к разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии.

Понятие феминизм (от лат. femina — женщина) появилось во французском языке в первой половине XIX в. (позже, чем явление, которое оно обозначает). В 1830 г. появился другой термин — «эмансипированная женщина» (от лат. eman -cipatio — освобождение). Участниками этого общественного движения являются и женщины и мужчины. Направление борьбы — предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических (участие в общественном производстве), на получение образования и сексуальных свобод.

Возник феминизм во Франции в период Великой революции — в конце XVIII в. В этот период Олимпия де Гуж "выступила с «Декларацией прав женщин», и это был единственный протест против существовавшего противоречия в законодательстве: с одной стороны, декларация прав человека провозглашала равенство всех людей, с другой стороны, по кодексу Наполеона, женщине отводилось место только в семье (т. е. более низкий общественный статус, чем у мужчин). Декларация прав женщин требовала предоставить женщинам равные с мужчинами избирательные права, право участвовать во всех общественных мероприятиях и право занимать все должности. Конвент разрешил женщинам участвовать в обсуждении политических вопросов и выступать в печати. Однако права голоса женщинам предоставлено не было. Во время революционных событий 1848 г. вопрос об избирательном праве для женщин был поставлен вновь, и вновь в этом было отказано.

В середине XIX в. в Англии активно развивается движение суфражисток (от англ. suffrage — голосование). Они добились права участия в муниципальных выборах, но только для незамужних женщин, платящих государственные налоги. В 1867 г. в Лондоне было создано первое международное женское общество. Его президентом стал мужчина — известный ученый и общественный деятель Джон Стюарт Милль.

В 1860-х гг. в Англии существовало и другое направление — аболиционизм, борьба за равные права в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской проституцией. И он в самом деле был отменен — в конце XIX в., хотя аболиционистов и обвиняли в призыве к разврату.

Наибольшего успеха феминистки добились в США: им разрешили быть школьными учителями, и к концу XIX в. среди учителей общественных школ две трети составляли женщины. Избирательных прав пришлось добиваться дольше Важно, что борьба за права женщин шла параллельно с борьбой за отмену рабства.

В России движение «равноправок» ставило более узкие задачи — право на образование и трудовую деятельность. В конце 1880-х гг. в Москве, Одессе и Петербурге были открыты высшие женские курсы, которые готовили врачей и учителей (в Петербурге они назывались Бестужевскими — по имени основателя), женский медицинский институт, женский педагогический институт. Хотя избирательное право ряду женщин (по имущественному цензу) было предоставлено, но голосовать от их имени могли только мужчины (мужья или родственники). Были созданы общественные женские организации, которые оказывали помощь нуждающимся женщинам (в жилье, поисках работы, деньгах).

Еще одним фактором, повлиявшим на развитие гендерной психологии, стало совместное обучение представителей обоих полов в учебных заведениях (Багрунов, 1981). Это побудило исследователей сравнивать этих представителей между собой. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий.

В 1899 г. выходят две книги русского автора П. Е. Астафьева — «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки». Он выделяет время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий). По этому фактору различаются психические типы мужчин и женщин. Женщин отличает более быстрый психический темп, мужчин — замедленный. Призвание женщины заключается не в том, чтобы творить, а в том, чтобы быть надеждой общества — женственной женщиной.

Соответственно мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля, краткая речь и т. п.

Для мужчин также характерна индивидуальность во внешности и характере, отсутствующая у женщин. Эти различия объясняются строением тела: у мужчин оно угловатое, определенное, резко очерченное, а у женщин — волнообразное и мягкое.

В более поздних исследованиях многие предположения о различии полов не подтвердились (в частности, мужчины превосходили женщин по скорости почти всех реакций), другие же получили свое подтверждение (характер речевого поведения мужчин и женщин, большая оригинальность мужчин).

Работа австрийского ученого Отто Вейнингера (1880-1903) «Пол и характер» вызвала бурю споров, которые не утихают до сих пор. С одной стороны, он высказал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой стороны, некоторые из них совершенно неприемлемы, так как пронизаны духом мизогинии (ненависти к женщинам).

Сенсационна была сама история появления книги. Выпустив ее, 23-летний Вейнингер покончил с собой. Мысли, высказанные в ней, были новы и нарушали общепринятые нормы морали. Но нас интересуют только те из них, которые были продуктивны для дальнейшего развития гендерной психологии.

Это идеи: а) о бисексуальности и андрогинии; б) о половых различиях в психике; в) о гендерных сексуальных взаимоотношениях.

По Вейнингеру, кроме двух основных полов существуют «промежуточные формы пола». Мужское и женское — это два полюса идеальных состояний (подобно физическим состояниям — идеальный газ, к примеру). Они образуют два конца континуума, а между ними располагаются бесчисленные переходные ступени. К примеру, это мужчины с женскими формами (широким тазом, большой грудью, малой волосистостью тела) и женщины — с мужскими формами (с узкими бедрами, плоской грудью, низким голосом и усами). Причем это не отклонение от нормы (гермафродитизм), а сама норма. Все индивиды в той или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами, т. е. человек по своей природе бисексуален.

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных им или их сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, X. Ланге, М. Лефевра, X. Марион, Л. Мархольм. Э. Кей (последние три автора — женщины); интересная монография Г. Эллиса «Мужчина и женщина» была переведена на русский язык в 1898 г.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать голландского ученого Г. Гейманса. Во-первых, его книга «Психология женщины» (1911) отличалась от предыдущих произведений своей научностью: стилем, аргументацией, ссылкой на исследования других авторов. Во-вторых, он сам провел два масштабных исследования. Его книга и исследования заслуживают подробного рассмотрения. Я перечислю некоторые положения из книги Г. Гейманса, которые актуальны и для современной гендерной психологии, а также приведу некоторые данные из его обзора исследований половых различий (по данным физиологов и врачей). Этот обзор демонстрирует состояние науки на начало XX в.

  1. Различия между женщинами и мужчинами носят статистический характер — в виде тенденций, при этом конкретные мужчина и женщина могут не соответствовать этим тенденциям.
  2. Женщин стали изучать очень активно, но необходимо изучать и отдельно психологию мужчин.
  3. Важен фактор пола исследователя. Мужчины недооценивают сложность женской психики, а женщины преувеличивают ее.
  4. У женщин обнаружен меньший объем сознания. Поскольку истерия чаще встречается у женщин, а для нее характерно суженное сознание, то объем сознания у женщин меньше, чем у мужчин. Мужчины могут разговаривать и заниматься делом, женщина способна делать только что-то одно. Женщина не рефлексирует и не осознает своих ощущений (например, усталости во время прогулки).
  5. Внушаемость не связана с полом. Более внушаемы и поддаются чужому влиянию эмоциональные женщины и эмоциональные мужчины по сравнению с неэмоциональными представителями обоих полов.
  6. Эмоциональность у женщин — их главное отличие от мужчин. Девочки чаще мальчиков дают эстетическую оценку новым предметам, а мальчики интересуются их назначением. Девочки более эмоционально реагируют на похвалу и порицание, их легче растрогать, вызвать смех и слезы.
  7. Женщины лучше воспринимают, но хуже наблюдают.
  8. Лучшая память — у женщин. Но следует учитывать степень развития памяти. Более высокий процент исключительной памяти отмечен у мужчин, а хорошей и плохой — у женщин.

Ценность исследований Гейманса заключается в том, что он описал характеристики поведения, которые обычно остаются за пределами внимания психологов.

По данным журнала Psychological Abstracts, с 1950 по 1980 г. было опубликовано 30 тысяч работ по половым различиям.

В отечественной науке в конце 1960-х гг. была создана более или менее благоприятная атмосфера для разработки гендерной проблематики. Огромная заслуга здесь принадлежит Б. Г. Ананьеву, создателю лениградско-петербургской школы психологов. Принцип полового диморфизма был объявлен одним из основополагающих принципов психологического исследования. Б. Г. Ананьев не только организовал эти исследования, но и дал им глубокую теоретическую оценку. Были выделены глобальные различия женщин и мужчин: более раннее созревание первых, большая стабильность женского организма и психики, большая типичность женщин и оригинальность мужчин. До сих пор в зарубежной гендерной психологии нет работ с таким уровнем теоретического обобщения, несмотря на обилие экспериментальных фактов.

Половые различия исследовались в очень широком спектре: от зоопсихологии (Н. А. Тих) и психофизиологии до социальной психологии. Исследовались половые различия в психомоторике (И. Я. Круминя), реактивности организма (Г. И. Акинщикова), системах нейропсихической регуляции (Л. В. Буравцова), интеллекте (М. Д. Дворяшина, Л. А. Баранова), общении, социальной перцепции и межличностных отношениях (А. А. Бодалев, В. Н. Куницына, И. С. Кон, Н. Н. Обозов и др.), производственной деятельности (Э. С. Чугунова, В. Н. Панферов, С. М. Михеева и др.), конформности (В. А. Лосенков).

Пятый период (с 1990-е гг. по настоящее время) характеризуется бурным развитием гендерной психологии. Признаками расцвета этой области служат новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик.

На новом этапе ученые приступили к более тонкому освоению гендерной проблематики. Стали известны области, в которых наиболее часто обнаруживаются половые различия (в частности, превосходство мужчин по зрительно-пространственным способностям). Их проверяют в разных культурах. Идет поиск причин, объясняющих эмпирические факты. Исследования стали тщательнее планироваться. Обнаружена масса методик, которые оказались чувствительными к изучению мужчин и женщин.

Во многих странах на основе гендерных исследований (в том числе и по психологии) изменяются учебники, идет перестройка воспитания с учетом гендерного подхода. В многочисленных компаниях проводится политика равных возможностей для мужчин и женщин менеджеров. Последних обучают по специальным программам. Психологи и психотерапевты также реализуют гендерный подход. Таким образом, начато внедрение результатов гендерных исследований в практику.

Стратификация полов.

Рассмотрим еще один аспект гендерной проблематики, который имеет отношение к истории развития человечества. Во многих культурах два пола рассматриваются как неравные. Это явление носит название стратификации полов (т. е. их неравенства).

В ряде культур существует явление, при котором мужчины и женщины занимают неравное положение в обществе (как правило, преимущество имеют мужчины, но это не обязательно).

В первобытном обществе не было полового разделения труда: занятия и обязанности у всех мужчин (за исключением шаманов) и у всех женщин были одинаковыми.

В варварском обществе праздную жизнь могли вести лишь вожди и их дружинники, остальные занимались домоводством, земледелием или скотоводством. Но самым достойным занятием, приносившим славу и добычу, считалось военное дело.

Формируется и иерархия в оценке разных занятий в Средневековье: наилучшими считались сельскохозяйственные (хотя это не мешало относиться к крестьянам как к низшим существам), а самыми неодобряемыми были ростовщичество и торговля; занятие ремеслами также считалось греховным.

В эпоху Возрождения отношение к труду изменилось: он приобрел религиозно-этическую ценность, лень стала считаться пороком, а профессиональная компетентность — достоинством.

Так формировалась престижность труда и отдельных занятий, и в дальнейшем это привело к половой дискриминации: одни занятия стали считаться мужскими, другие — женскими, и очень часто именно первые были престижными, а вторые — нет (например, публичная работа первых по сравнению с домашней работой вторых).

Возможно, женщины стремятся уйти от домашней работы именно потому, что она непрестижна. Известны случаи, когда женщины предпочитали работать по найму в чужих семьях, а не в своей, чтобы иметь «работу за деньги», более поощряемую обществом и более нормированную, чем не ограниченный строгими временными рамками, непрестижный, бесплатный домашний труд. Оплата этого труда (начисление пенсий домохозяйкам, воспитывающим детей, принятое еще в СССР) не решает проблемы, пока он остается второстепенным в восприятии мужчин и всего общества.

Важным фактором, определяющим неравенство полов, было и образование.

В 16 в. в европейской деревне женщины были сплошь неграмотными, а среди мужчин грамотные составляли 3% батраков и 10% состоятельных крестьян.

В 17 в. во Франции грамотой владела половина мужчин и четверть женщин. Но положение человека в обществе определяло не только формальное образование. но и знания сами по себе. Так, знания шамана, которых не было у других членов первобытного племени, обеспечивали ему особый статус и даже способствовали получению власти — вождем племени нередко был шаман.

В других культурах было разное отношение к образованию женщин — в Индии, к примеру, оно было позитивным, а в других странах Азии — негативным.

Идеологи феминистского движения с самого начала связывали грамотность и образование с положением женщины в обществе. В Европе и России под влиянием движения суфражисток и иных «равноправок» в начале 20 в. наблюдалось различное отношение к образованию женщин — от всемерной поддержки до острого неприятия.

Следующим фактором неравенства полов была собственность. Поскольку во многих обществах собственность давала власть и высокий статус, то, что женщины ею не обладали, определяло их подчиненное положение. Но были и исключения из этого правила.

Так, в индейском племени ирокезов собственность передавалась по материнской, а не по отцовской линии.

В настоящее время экономический фактор по-прежнему имеет большое значение. Он определяет статус женщины и в обществе в целом, и в семье в частности.

Обладание властью, возможно, — самый важный фактор, влияющий на неравенство полов. Во многих культурах мужчины занимали и занимают господствующее положение. Женщины в этом плане составляют исключение. И в настоящее время во властных структурах многих стран сохраняется гендерное неравенство. Такое положение вещей традиционно объяснялось либо неспособностью женщин управлять, либо их нежеланием этим заниматься. Это распространялось и на статус главы семьи.

Отношение церкви как института, обладающего властью, и властных структур в целом также оказывало влияние на неравное положение полов. Многие конфессии проповедуют такое неравенство. Самыми непримиримыми по отношению к женщинам считаются католицизм и мусульманство.

Определить отношение общества в целом к женщине порой затруднительно.

Следствием половой стратификации является своеобразная гендерная идеология, которая складывается в каждой культуре и выражается в представлениях о качествах, желательных для мужчин и женщин соответственно.

Предмет, задачи и методы гендерной психологии.

По моему мнению, наиболее точно к пониманию предмета гендерной психологии и ее разделов подошла И. С. Клецина.

Предметом гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов: 1) психология сравнения мужчин и женщин; 2) психология женщины; 3) психология мужчины; 4) гендерная социализация; 5) психология гендерных отношений; 6) гендерная психология лидерства.

  1. Психология сравнения мужчин и женщин. По ходу истории гендерной психологии этот раздел носил различные названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Суть раздела в том, что Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам — от психофизиологических и нейропсихологических до социально-психологических особенностей психики. При этом не обязательно устанавливаются различия. Необходимо устанавливать и сходство. Цель этого сравнения — установить своеобразие полов, специфические особенности мужчин и женщин. Этот раздел гендерной психологии наиболее развит, однако пока исследованы далеко не все параметры психики.
  2. Психология женщины изучает те особенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первого раздела. Очень часто в зарубежных работах переплетаются психология женщины и психология гендерных различий. Однако у психологии женщин существует и свой специфический предмет: те особенности психики, которых нет у мужчин, прежде всего — связанные с женской физиологией. Здесь изучается психическое состояние женщин во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов, климакса. Помимо этого, предметом психологии женщины становятся материнство, женская занятость и женские профессии, женская безработица, женское девиантное поведение, наконец, специфически женские заболевания. Перечень можно было бы продолжить — многие проблемы пока еще ждут своего изучения. .
  3. 3. Психология мужчины делает первые шаги. Здесь предметом являются те особенности психики, которых нет у женщин. В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчин решать пространственные задачи. Также существуют специфические мужские заболевания (например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин и которых нет у женщин Важно изучить психологические факторы мужской смертности. Можно исследовать мужские профессии, где нет ни одной женщины, а также мужские группы — деловые, профессиональные, клубы, компании, куда женщин не допускают. Маргарет Мид описывает такие клубы в различных культурах. Словом, есть область, которая требует своего развития.
  4. Гендерная социализация. Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.
  5. Психология гендерных отношений. Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения — это не только взаимоотношения между полами, но и внутри каждого пола. В других лекциях я покажу, что люди иначе ведут себя в однополых и смешанных по полу группах. Интерес представляет и общение в интимных группировках — дружеских, сексуальных, супружеских. Наконец, активно изучаются девиантные отношения между полами, в частности связанные с насилием.
  6. 6. Гендерная психология лидерства. Эта область могла бы считаться разделом
    психологии гендерных отношений, однако это не вполне корректно. Выделить
    ее в отдельный раздел позволяют следующие обстоятельства: во-первых, его
    проблематика выходит за рамки только гендерных отношений, охватывая и
    различия между мужчинами и женщинами — лидерами, и гендерную социа
    лизацию лидерства, и психологию женского менеджмента. Во-вторых, между
    мужчинами и женщинами часто возникают отношения доминирования-под
    чинения, лидера и последователя, и эти процессы требуют самостоятельного
    исследования.

Что касается задач гендерной психологии, то к ее теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований, к прикладным — внедрение результатов и достижений в практику. Гендерный подход должен стать неотъемлемой частью работы психолога: и исследователя, и консультанта, и руководителя тренинговых групп. Этот подход предоставляет широкие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам, юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам.

В начале 20 в. в гендерной психологии были приняты следующие 5 методов исследования:

1. Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная (СКРЫТАЯ) гендерная теория о половых различиях, характеристиках личности женщин и мужчин и т. п.

  1. Эксперимент. Как правило, широко не использовался.
  2. Дедукция. Достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах.
  3. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограниченны, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине.
  4. Анкетирование Гейманс считал ценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых — в частности, их эмоциональность.

В настоящее время в гендерной психологии используется весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование и т. п. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. Некоторые методики нужно создавать заново или адаптировать уже известные специально для изучения определенных проблем. Но все же в гендерной психологии уже сформировался свой арсенал психологических методик. Многие из них мы будем рассматривать в практической части изучаемой темы.

Теории и концепции

Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в зависимости от того, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют.

Это теории и концепции:

1) гендерных различий;

2) гендерной социализации;

3) психологии женщины;

4) психологии мужчины;

5) психологии гендерных отношений;

6) гендерной психологии лидерства.

Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3. Фрейду. В своей работе «Женственность» он изобразил женщин завидующими мужской анатомии. Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным». Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю над миром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности.

Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, представление о том, что гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Психоанализ оставил нам в наследство и представление о феномене нарциссизма. Нормальный нарциссизм (который возникает у ребенка в первые два года жизни) — необходимый элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека (все люди в какой-то мере нуждаются в том, чтобы их любили и ими восхищались).

В рамках когнитивизма известны 3 концепции: 1) «информационной обработки человека» Д. Гамильтона; 2) «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера и 3) теория гендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова.

Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам (т. е. стереотипизированным стимулам).

При обработке социальной информации используется три типа схем: личностные (Я), ситуационные (Я-ТЫ) и ролевые (М-Ж).

Последние могут быть связаны с полом (М-Ж) или с должностью (Начальник-Подчиненный), позицией в группе (Лидер-Рядовой).

Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы о том, как Должны вести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы).

Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и «женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому», а девочки — к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоняется от гендерного стереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека.

Теория гендерной схемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаются данные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках и поведении. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям: к примеру, понятия «чувствительность» и «соловей» он относит к «женскому», а «ассертивность» и «орел» — к «мужскому». Следующий шаг — ребенок делает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип — что могут делать и как себя вести мальчики и что и как — девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типичностью — типичный мальчик или типичная девочка.

Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребенок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Некоторые современные родители воспитывают детей по-новому. Они покупают мальчикам и девочкам одинаковые игрушки (куклы и машины), одежду и розового и голубого цвета. Мамы и папы делают одинаковую работу по дому (папа стирает, а мама ремонтирует утюг). С детьми играют в одинаковые игры и т. п. Но ребенок растет не только в семье. Он смотрит телевизор, наблюдает за поведением мужчин и женщин в реальной жизни, и он все равно поймет, что мальчик в сочетании с куклами — это ненормально. Родители должны помогать ребенку сортировать информацию на «мужское—женское».

Таким образом, все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.

Биологические исходят из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т. п.

Социальные предполагают, что различия между полами формируются обществом и культурой.