Люди, готовые видеть причину своих неудач в том, что они недостаточно стройные, недостаточно опытные или, наоборот, слишком взрослые, что они родились женщиной, что до сих пор не вышли замуж/женились, что они в разводе/в браке, обречены быть неудачниками. Человек фокусируется на выдуманных причинах , что мешает ему трезво оценить свои возможности и пользоваться ими.

Жадность

Скупой платит дважды. Они ищут ценники с надписью «Скидка», магазины с плакатом «Распродажа», покупают самую дешевую еду, экономят на образовании собственных детей. Это верный признак того, что вторая черта психологии неудачника им присуща. Запрограммированный на богатство человек готов платить за вещи их реальную стоимость и щедро вознаграждать труд своих помощников - и того же ожидает от других.

Занятие делами, которые они ненавидят

Эти люди готовы к неудачам и бедности - причиной тому чувства, которые у них вызывает необходимость делать неприятные дела. Ключ к спасению от третей привычки бедного человека - делать не то, что нужно, а то, что вызывает наибольшее удовлетворение . Только в этой области вы добьетесь великолепных результатов!

Измерение успеха деньгами

Бедному человеку кажется, что только деньги сделают его счастливым. А также то, что можно на них приобрести: машину, особняк, дизайнерскую одежду… На самом деле счастье измеряется не в денежных единицах .

Трата большего количества денег, чем можно позволить

Кредитные карты, а также «одолжу до зарплаты» ведут к бедности. Это неумение подсчитывать свои доходы.

Выбор мгновенной выгоды

Люди, запрограммированные на бедность, не видят в перспективе . Они, будучи студентами, считают, что правильней бросить институт и «заколачивать барыши» прямо сейчас.

Нытье

Жизнь несправедлива, все вокруг идиоты, правительство коррумпировано, кругом хамство и беспредел. Люди, настроенные на бедность, винят в своих неудачах окружающих .


Сравнение себя с другими

У всех этих людей прекрасно развита эта привычка неудачника - стремление сравнить себя с другими . Подумайте, нужна ли эта привычка вам или лучше не допускать того, что внешний мир захватывает контроль над внутренним?

Изолирование себя от собственной семьи

Великолепные неудачники получаются из тех, кто отдаляется от собственной семьи, объясняя это нежеланием ее членов поддержать их в трудную минуту, одолжить денег, понять, разделить убеждения и тому подобное.

Они не понимают, что семья - это великолепный источник внутренней поддержки, к которому можно обратиться, когда во всех остальных сферах жизни больше ничего не осталось. Только любовь близких может помочь подняться с колен, когда не остается никакой надежды - и тогда достигается истинное величие.

ОДОБРЕ́НИЕ , ПОХВАЛА ́ − 1. Наименование этикетной ситуации общения и соответствующего речевого жанра, когда выражается положительная оценка адресата: его качеств, поступков, лиц и предметов, входящих в его личную сферу. 2. Стандартные выражения, с помощью которых стереотипно осуществляется О., П.

О., П., как правило, исходят от старшего (по возрасту, статусу, роли) к младшему или к равному, поэтому соответствующие выражения нередко оформлены в ты-формах общения. В деловой сфере начальник одобряет подчинённого и в Вы-формах.

В центре внимания произносящего О., П. находится адресат, поэтому выражения содержат дейктические указания адресации: Вы хорошо поступили ; Ты молодец (при перформативном «я»: Я одобряю ваш поступок ).

О., П. относятся к положительно оценочным речевым интенциям и противопоставлены неодобрению, упрёку и т.п., выходящим за рамки речевого этикета.

Основные выражения О., П.: Одобряю (ваше решение, твоё поведение и т.д.); Хвалю тебя (твою находчивость, твой энтузиазм, неординарность решения и т.д.).

Выражение желания говорящего похвалить адресата является фактическим речевым действием О., П., нередко с последующим уточнением: Хочу тебя (Вас) похвалить ; Хотел
(-а) бы похвалить тебя (Вас) за это поступок
; Могу похвалить тебя (Вас) за проявленное упорство ; Не могу не похвалить тебя (Вас) за находчивость ; Ты (Вы) хорошо (правильно , разумно , великодушно , справедливо и др.) поступил (-ла, -ли); Ты (Вы) всё сделал (-и) как нельзя лучше; Ты (Вы) поступил (-ла , -ли) правильно (хорошо, разумно и мн. др.); Твой (Ваш) поступок достоин одобрения/похвалы ; Ты (Вы) молодец (умница) , хороший человек (настоящий друг и др.); Ты (Вы) находчивый человек ; Ты (Вы) поступил (-ла, -ли) находчиво ; Молодец! Умница! (к мужчине и женщине).

О., П. обстоятельств, ситуации в целом: (Это ) хорошо! ; (Это ) прекрасно (великолепно, чудесно, здóрово и т.д.)! ; Как это справедливо! ; Это так правильно! ; Лучше не бывает (не придумаешь, трудно придумать )!; Всё сложилось (так) удачно! и мн. др.

О., П. как поощрение к продолжению подобного поведения: Всегда так поступай
(-те)
; В подобных обстоятельствах (в сходной ситуации) веди (-те) себя так же (поступай (-те) так же правильно (хорошо , находчиво , разумно и т.д.); Каждый раз отвечай (-те) подобным образом и мн. др.

О. как оправдание поступка: В таких условиях ты (Вы) принял (-ла, -ли) единственно правильное решение ; В этой ситуации ты (Вы) проявил (-ла, -ли) находчивость (смекалку, разумность и т.д.); В этом случае ты (Вы) вел (-а, -ли) себя разумно (взвешенно, достойно и т.д.); Тебе (Вам) не в чем себя винить, в этих обстоятельствах ты (Вы) нашли (-шла, -шёл) правильный выход.

Основные выражения ответных реплик: Спасибо за одобрение, похвалу ; Спасибо, что одобряете мой поступок (моё поведение, решение) и т.д.; Постараюсь и дальше так поступать; Постараюсь оправдать ваше доверие ; Постараюсь вас не подвести и др.

Лит. : Акишина А.А. , Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975, 1984; Акишина А.А. , Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 1986;Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001; Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. М., 2004; Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1982, 1987; Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982, 1984; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 2002, 2004; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.

Н.И. Формановская

ОККАЗИОНАЛИ́ЗМЫ (от лат. occasionālis − ‘случайный’) − речевые единицы, создаваемые под влиянием контекста или речевой ситуации для уточнения смысла, для выражения экспрессии, часто комического или иронического характера, и традиционно относимые за пределы литературной лексики.

О. активно исследуются отечественными языковедами с середины ХХ в. (В.В. Виноградов, И.И. Смирницкий, Е.А. Земская, В.П. Изотов, Л.П. Крысин, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, И.С. Улуханов, Э.И. Ханпира, Н.М. Шанский, Н.А. Янко-Триницкая и др.). В лингвистике сложились две основополагающие концепции понимания О. С точки зрения первой концепции (В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, Н.А. Янко-Триницкая), в состав О. включаются все одноразовые слова, создаваемые в речи в определённой ситуации и с определённой задачей, независимо от того, образованы они по имеющимся в языке моделям (как потенциальные слова, напр.: отстрельный Профессия адвоката становится отстрельной (Аргументы Неделi. 2009. № 4)) или с их нарушением (как индивидуально-авторские образования, напр.: зооАД . Нужно ли жалеть зверей в зоопарке? (АиФ. 2008. № 21)).

Согласно другой концепции (Е.А. Земская, Э.И. Ханпира, Р.Ю. Намитокова), О. признают индивидуально-авторские новообразования, противопоставляя окказиональные слова потенциальным словам. «Слова потенциальные создаются по наиболее продуктивным типам, заполняя пустые клетки словообразовательных парадигм, т.е. они реализуют действие законов словообразования. <…> Окказионализмы – нарушители законов (правил) общеязыкового словообразования. Они используют бездействующие, мертвые аффиксы или «не те» основы (ср. обычные слова пошлятина, серятина и окказионализм брошюрятина ») [Земская 1992: 180]. Иными словами, О. создаются посредством намеренного, осознанного нарушения правил языка с целью привлечь внимание к игре с формой и смыслом речи. Эта игра, что очень важно, ориентирована на адресата и должна быть понятна ему. Именно вторая концепция считается в настоящее время наиболее распространённой. Приведём контексты, содержащие индивидуально-авторские О.: АиФигенное шоу! «Аргументы и факты» отметили День города в центре Москвы (АиФ. 2008. № 37); Пока ВАНКУВЕРкаемся (АиФ. 2010. № 7) и мн. др.

Л.Г. Лыковым была разработана система признаков О.: принадлежность к речи, ненормативность, творимость (невоспроизводимость), словообразовательная производность, функциональная одноразовость, зависимость от контекста, экспрессивность, номинативная факультативность, синхронно-диахронная диффузность, новизна, индивидуальная принадлежность.

Отечественными лингвистами (Е.А. Земской, В.П. Изотовым, Н.А. Николиной, И.С. Улухановым, В.В. Панюшкиным и др.) описаны специфичные для порождения О. способы и приёмы. Так, Е.А. Земская выделяет: междусловное наложение (каламбурильщики – каламбур + бурильщики), контаминацию (компью-терроризация – компьютер + терроризация), слияние («Самсебяиздат »), образования по конкретному образцу (крикаин , ср. с новокаин ), построение слов с вымышленными корнями (пумпляндия ), использование начальных согласных (гнеобычные гновости о гномах ), «словообразовательный куст» (Злодислав Злодиевский , Злодеюга , Злодеюрка , Злодеёчек и др.), высвобождение аффиксов и других частей слова (Ларингологи, невропатологи и прочие ологи ), использование аффиксов в качестве базовых основ (Приём «измизации» ), каламбурные и паронимические игры со словом (Что же вы сегодня не пивучий – мало чая пьёте ).

Список способов и приёмов создания О., выделенных в настоящее время, нельзя считать окончательным, сегодня практически в каждой газете имеют место О., выполняющие роль мощного средства художественной выразительности и языковой игры.

Намеренное использование О. в вышеозначенных целях есть риторический приём (приём речевой выразительности), т.к. является прагматически оправданным отклонением от лексической нормы. Такое отклонение от нормы может быть связано 1) с созданием нового, окказионального слова (О. словообразовательного типа) или 2) с созданием нового, окказионального значения слова, присутствующего в узусе (О. семантического типа). Напр.: <…> Всеобщая погонофобия конца 80-х годов представляется мне неизбежной. В ней были заинтересованы слишком многие: и внутри страны, и за рубежом (ЛГ. 2004. № 7); «Отомстим за Пал Палыча» – с такими словами бросились вперёд футболисты клуба «Ильинка», президентом и главным бомбардиром которого является Павел Бородин. <…> Короче говоря, объединённая команда «Интерросса» и «Комсомольской правды» в этом бородинском сражении отбивалась практически одними «золотыми перьями» – силами журналистов нашей газеты (КП. 29.01.2001).

В современной газетной публицистике О. выполняют прежде всего экспрессивно-оценочную функцию: А ещё люди в погонах должны воевать в Чечне с сепаратистами, порождёнными не кем-нибудь, а тогдашними кремлевскими геопаралитиками (ЛГ. 2004. № 7); Берёза – дерево эпохи городских люмпенов и оторвавшейся от родных корней образованной черни, которую можно назвать люмпеллигенцией (ЛГ. 4.01.1991); функцию рекламно-номинативную: ТелевЕдение (ЛГ. 2005. № 25, название рубрики), а также функцию развлекательную: Предсказамус 2001 г. Экономический прогноз «МК» на новый год (МК. 22.02 01.03.2001, заголовок); Кандидат неук Деятель халтуры Мультикоалиционные фильмы Достопримелькавшаяся личность Сю-сюреализм Болееилименееутоляющее средство Застёгнутые врасплох Душевноблатной Густобрех Срамодовольство Словопохотливый Подмазанник божий Кривотёлки (ЛГ. 2002. №10).

В таком малоформатном жанре, как анекдот, комический эффект может достигаться намеренным использованием просторечий, выполняющих роль, аналогичную О.: Стройбат. Прапорщик: – Сегодня мы будем носить люминёвые трубы. Рабинович из строя: – Не люминёвые, а алюминиевые! – А самый умный Рабинович будет носить чугунёвые трубы! (ТД. 2001. № 16).

Лит. : Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Калининград, 1997; Бельчиков Ю.А. Окказионализмы // Культура русской речи: Винокур Г.О. Маяковский – новатор языка // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991; Земская Е.А. Изотов В.В. , Панюшкин В.В. Неузуальные способы словообразования. Орёл, 1997; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М., 1976; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д, 2010; Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: Словообразовательный аспект. Ростов н/Д, 1986; Попова Т.В. , Рацибурская Л.В. , Гугунава Д.В. Неология и неография современного русского языка: учеб. пособие. М., 2005;Хан-Пира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972.

И.В. Евсеева, А.П. Сковородников

ОККАЗИОНА́ЛЬНОЕ СЛОВОТВО́РЧЕСТВО КАК СРЕ́ДСТВО ВЫРАЗИ́ТЕЛЬНОСТИ. Окказионализмы (или окказиональные слова) обладают повышенной выразительностью в силу своей необычности на фоне канонических, нормативных образований. Как отмечает Е.А. Земская, производные слова, не зафиксированные словарями и грамматиками, часто могут оцениваться как средство выразительности, как стилистический приём. Этим признаётся право пишущего или говорящего на словотворчество [Земская 2000].

Под выразительными средствами языка принято понимать такие морфологические, синтаксические и словообразовательные формы языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи, а под выразительностью – оригинальность, неповторимость, неожиданность, что раскрывает креативные способности человека, т.е. потребности в творчестве. К средствам языковой выразительности можно отнести окказионализмы, представляющие собой творческие новообразования, созданные по неузуальным языковым моделям и направленные на намеренное, осознанное нарушение правил языка с целью привлечь внимание к речи как игре с формой и смыслом.

В настоящее время публицистические тексты пестрят окказионализмами, привлекающими внимание читателей. Журналисты стремятся использовать всевозможные языковые и внеязыковые средства, обладающие ярко выраженной экспрессией. Экспрессивным считается то, что нарушает привычные нормы словопроизводства, стилистики, лексической сочетаемости, композиционного построения и поэтому обращает на себя внимание. Языковое творчество современных публицистов, артистов сатирического жанра, да и просто людей, тонко чувствующих язык, свидетельствует о том, что возможности языковой системы значительно шире литературной нормы.

Сознательное использование автором им самим придуманных слов должно быть содержательно, эстетически значимо и экспрессивно: «Ценность словотворчества, как и использование всякого формального приёма, определяется уместностью его применения, соответствием художественному заданию и целостности произведения» [Земская 1992: 184]. Напр.: Про(и)зрачная комиссия (АиФ-Черноземье. 2002. № 8); ОБРУЧённая на успех в художественной гимнастике! (АиФ. 2011. № 22) и др.

Несмотря на то что подобные образования не создают речевую базу, а находятся на её периферии, сама возможность их появления в речи отражает специфический характер лексико-словообразовательной системы. Создание новых ярких, запоминающихся слов, часто с намеренным нарушением языковой нормы, становится явлением достаточно широким и активным, поэтому желательно не только обращать внимание учащихся школ, студентов на окказиональное словотворчество, но и учить их созданию индивидуальных новообразований, что будет способствовать развитию коммуникативных навыков и повысит интерес к русскому языку как учебной дисциплине.

Лит. : Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие. М., 2001; Земская Е.А. Введение // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). М., 2000; Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992; Ипполитова Н.А. , Князева О.Ю. , Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. М., 2006; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. Мн., 1997; Намитокова Р.Ю. Авторские новообразования: словообразовательный аспект. Ростов н/Д, 1986; Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999; Ханпира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972; Штайн К.Э. Язык. Поэзия. Гармония: монография. Ставрополь, 1989.

И.В. Евсеева

ОКСЮ́МОРОН (ОКСИ́МОРОН) (от др.-греч. όξύμωρον − ‘остроглупое’), – в традиционном понимании – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух противоречащих друг другу по смыслу слов, связанных определительными отношениями. В О. в результате соединения несовместимых с логической точки зрения понятий рождается новое сложное понятие или представление, призванное передать противоречивость и/или сложную природу объекта изображения. Напр.: Живой труп (название пьесы Л.Н. Толстого); Тишина стоит из века в век – синяя, громовая , густая (Ю. Кузнецов); Одно слово – Сибирь: богатая бедность , широкая узость , ликующая неприютность (В. Распутин); Худосочный богатырь подведёт под монастырь (АиФ. 2000. № 41).

Основной грамматической конструкцией (моделью) О. является словосочетание из стержневого слова – имени существительного и зависимого от него имени прилагательного (примеры см. выше), но достаточно употребительны и другие модели, напр., стержневое имя существительное + управляемое имя существительное: Я весь – исчадие добра , / В душе лишь радужные краски (ЛГ. 2007. № 16); слово категории состояния + инфинитив: Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнажённой (А. Ахматова) и др. (подробнее см. [Культура русской речи… 2003: 386–388]). Принцип оксюморонной сочетаемости распространяется, с одной стороны, на предикативные сочетания слов: Воистину этот мертвец более живой , чем тысячи и тысячи людей, проходящих по земле, как тени, которые только кажутся живыми! (Д. Мережковский), с другой стороны, на сочетания корневых элементов сложносоставных слов: Она – бесовско-ангельская рожица / Со мной всегда держалась недотрожисто <…> (Е. Евтушенко).

В публицистике О. часто используется в эмоционально-оценочной функции (преимущественно иронического или сатирического содержания), напр.: О ЕГЭ, как о покойнике, или ничего, или совсем ничего. Потому что сей неугомонный мертвец – всё ещё «как бы жив» (ЛГ. 2007. № 29); Он пригласил своего адвоката Клавдию Синицыну, женщину мужского рода (ЛГ. 2003. № 26).

С точки зрения теории Риторического приёма (см.), О. можно определить как разновидность Паралогических риторических приёмов (см.), поскольку он представляет собой намеренное и прагматически (прежде всего – стилистически) значимое отклонение от логического закона непротиворечия.

Лит. : Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису. М., 2004; Егорченко О.Н. Стилистические фигуры контраста в современном русском литературном языке: семантико-структурно-функциональная характеристика: КД. Абакан, 2006; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие. М., 1999; Культура русской речи : Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Курегян Г.Г. Лингвопрагматический статус оксюморона: на материале русского языка: КД. Пятигорск, 2007; Павлович Н.В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. М., 1979; Щербаков А.В. Оксюморон // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999.

А.П. Сковородников


Похожая информация.


Жалеете себя. Если вы повторяете как мантру: «Я не смогу», «Я беднее церковной крысы», «Я неудачница», то однажды эти слова превратятся в самоисполняющиеся пророчества. Жалость к себе отнимает время, которое вы могли бы потратить на то, чтобы получить дополнительное образование и преуспеть. Если посочувствовать себе все же хочется, излейте душу близким или сделайте запись в дневнике. Только ограничьте период, в течение которого вы солируете в амплуа плакальщицы. Например, три дня вы хнычете и упиваетесь страданиями, а на четвертый берете себя в руки и начинаете действовать.

Выбираете мнимую стабильность. И ради нее отказываетесь от минимальных рисков . Наверняка вы знаете людей, которые годами трудятся на низкооплачиваемой работе, которая к тому же им не нравится, лишь потому, что она надежна и по ней идут пенсионные выплаты. Ни перспектив профессионального роста, ни удовольствия, ни денег она не приносит. Но бросить ее страшно: вдруг ничего другого вам не предложат? Вы готовы десятилетиями ждать, когда вам воздастся за то, что вы хороший человек. Если вы недовольны своей жизнью и знаете, в каком направлении хотите ее изменить, то сделать это можете только вы. Чтобы узнать, на что вы способны, придется рисковать: искать работу, увольняться и даже переезжать.

Мучаетесь из-за низкой самооценки. Именно она зачастую не позволяет не только полноценно жить, но и разбогатеть. Вы фокусируетесь на слабостях и не замечаете свои сильные стороны. Из-за этого вы начинаете думать за других людей: коллеги вами недовольны , начальник вас не ценит. Эти опасения настолько сильны, что парализуют вас и не позволяют сделать даже маленького шага на пути к изменениям. Кажется, пора разобраться в своих достоинствах.

Если вы хотите игровую приставку или в отпуск, то не копите деньги, а идете в банк за недостающей суммой. На то, чтобы отдать кредит, уходит большая часть вашей зарплаты. С оставшейся вы обращаетесь не лучшим способом: идете в маникюрный салон и покупаете икру. А потом клянчите деньги у родителей и друзей. Наиболее продуктивная тактика в обращении с деньгами - рассчитывать только на то, что можете заработать сами. При таком подходе в перспективе ваш годовой бюджет увеличится если не вполовину, то на треть (именно такую сумму вы платите за желание получить все немедленно).

Покупаете вещи низкого качества. Психологи связывают эту привычку с неумением откладывать удовольствия на потом и с желанием получать доступные порции радости. Такое поведение свойственно людям, ограниченным в средствах, - сегодня они есть, а завтра нет. Поэтому вы тратитесь в пух и прах, когда у вас появляются свободные деньги. Обеспеченным людям свойственно терпение. Они копят на одну качественную вещь , а не на гору ширпотреба. Каждую более-менее серьезную покупку воспринимайте как инвестицию: вкладываетесь в то, что будет долгое время служить и приносить радость.

Питаетесь дешевой или слишком калорийной пищей. Мы были к вам несправедливы, назвав вас транжирой. У вас есть одна статья экономии - и это еда. Вы покупаете консервы, гамбургеры, продукты со скидкой, сладости. Если же вы вдруг уходите в загул и покупаете все подряд в продуктовом магазине, то вам в корзину попадает преимущественно алкоголь, несезонные фрукты, дорогой сыр - в общем, то, что нельзя назвать ни интуитивным, ни правильным питанием . Скорее всего, у вас есть лишний вес - кстати, его тоже нередко рассматривают как симптом бедности. Измените рацион, откажитесь от готовых салатов и блюд в ресторанах быстрого питания. Эта тактика повлияет на ваше представление о том, чего вы достойны.

Чем вы обычно занимаетесь вечерами и в выходные? Смотрите сериалы, обмениваетесь сплетнями с подругами, разглядываете витрины дорогих магазинов. Когда у вас выпадает свободное время в течение рабочего дня, вы смотрите смешные видео или предаетесь мечтам. Вы не вкладываетесь в личное и профессиональное развитие . Подумайте, какие у вас есть сценарии успеха и какие усилия вы прилагаете для их воплощения?

Считаете деньги злом. Вы подозреваете богатых людей в нечестности и аморальности. К тому же вы начитались восточной философии, поэтому «любите» голые стены и отдыхаете в выходные на балконе. Когда вы говорите себе, что ничего особенного вам не нужно (а дальше уходите в пошлые размышления о том, что важнее всего любовь, справедливость, вера и Отечество), то лишаете себя мотивации трудиться. Будьте честны с собой: хотя деньги и не синоним счастья, они существенно повышают качество жизни. Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к их получению.

Завидуете другим. Вы могли бы монографию написать на тему того, что ваша коллега глупа и некрасива, а получила повышение быстрее вас. Любая прогулка превращается в изучение прохожих и сравнение себя с ними: чем они заслужили дорогие автомобили, брендовые сумки , обеспеченных кавалеров? Жизнь ужасно несправедлива, это правда. Но не настолько, чтобы вы не получали вознаграждения за выдающиеся интеллектуальные способности и упорный труд.

Текст: Анна Селезнева

Психология на протяжении многих лет изучает комплексы человека, их предпосылки и последствия. Одним из проявлений, которые мешают человеку нормально реализовать себя в жизни, является комплекс бедности. Он напрямую связан с комплексом неполноценности. Любой комплекс – это совокупность ощущений, мыслей и установок, основанных на неправильном восприятии себя в мире и обществе, как целостной личности, и навязанных стандартными канонами.

Бедность может быть следствием комплекса

Определение

Как только человек понял, что в одиночку ему не выжить, начали создаваться общины, где никогда не было равных по обеспеченности людей. Всегда были люди, которые умели достать богатство и сохранить его, и те, у кого богатство не задерживалось. Многие считают, что раньше было проще достичь целей, но и сегодня многие прокладывают себе дорогу из самых низов. Так происходит, потому что одни нацелены на достижение своей мечты и добиваются этого любыми путями, а кто-то боится рисковать и менять что-то в своей жизни. Постоянный недостаток денег и нежелание менять свое денежное положение - психология бедности.

Для людей свойственно стремиться к стабильности. Если человек прожил все детство в бедности, то уже будучи в сознательном возрасте, даже при достижении невероятного успеха в бизнесе, он не станет стремиться тратить деньги на удовольствия, а будет подсчитывать каждую копейку. Всем знакомая с детства «Рождественская история» о Скрудже полнее всего описывает это человеческое состояние души. Эта история основана на реальных событиях и отражает то, как комплекс бедности перерастает в патологическую скупость.

Комплекс неполноценности – комплекс-лидер, который порождает череду поведенческих отклонений. Это нормальное явление психики человека. Человек, которого бросила вторая половинка, будет заводить мимолетные романы, чтобы перестать страдать по ней. Комплекс неполноценности часто трансформируется в комплекс бедности. В этом вся психология бедности.

Проявления

Признаки психологии бедности довольно разнообразны.

  1. Покупка дорогих вещей с целью не отставать от канонов, принятых в определенном социальном кругу. Это полное неумение распоряжаться своими финансами.
  2. Жалость к себе, постоянные жалобы.
  3. Неуверенность в собственных возможностях. Надежда на приход денежных средств из ниоткуда: выигрыш, наследство.
  4. Нежелание менять место работы с низкой оплатой, потому что она стабильна.
  5. Неумение правильно оценивать источники дохода и получать от них выгоду.
  6. Экономия на себе, своих близких. Здесь имеется в виду покупка дешевых продуктов питания для своей семьи, чтобы сэкономить деньги.
  7. Страх и нежелание прилагать усилия в попытках достичь финансового благополучия.
  8. Нежелание выбрасывать хлам. У многих людей есть тяга хранить старые вещи, даже когда они пришли в негодность и уже куплены новые (книги, вещи, техника, мебель).

Афоризм Роберта Кийосаки о бедности

Синдром бедности

Синдром бедного человека нам прививают еще со школьной парты. Нам всегда повторяют, что бедность – это не порок. Здесь налицо явное влияние общественного мнения, которое закладывает уже в детское подсознание заведомо неправильную установку. Нет ничего зазорного в том, что человек хочет хорошо выглядеть, надевать красивую одежду и пользоваться новомодными предметами быта, но нас стараются изо всех сил в этом переубедить, заранее убивая в человеке все высокие стремления. Синдром бедного человека - термин больше социологический, чем психологический. Бедность включает в себя понятие не только мизерного дохода, но и привычный образ жизни, который передается от одного поколения к другому. Психология бедности включает в себя также стереотипы, навязываемые людям в детском возрасте.

Такие нормы поведения затягивают человека все глубже в свой омут и не дают оттуда выбраться, заранее программируя сознание на бедность:

  • сначала детям внушают, что нечего делать на курортах, есть дача, на которой нужно работать;
  • затем осуждают богачей, говоря, что они все наворовали;
  • после говорят, что незачем получать высшее образование, дальше дворника все равно не прыгнуть.

Психология бедности и синдром бедности - синонимичные понятия, которые заключаются в смиренном принятии своего положения. Это отсутствие веры в себя, в возможность изменения заранее прописанного сценария.

Кстати, религиозные убеждения тоже не способствуют росту самооценки. Во многих верованиях все, что может принести человеку удовольствие, является греховным.

В определенных социальных группах складывается общая пассивная линия поведения, которую они не пересекают. Со временем люди начинают ощущать себя комфортно в образе жертвы, которая относится к малообеспеченной социальной группе. Так начинает формироваться понимание, что им все должны.

Подобным примером являются некоторые матери-одиночки и многодетные семьи, которых относят к незащищенным слоям населения. Они не платят денег за питание в садах, школах, их дети бесплатно поступают в вуз вне зависимости от уровня знаний, а родители даже не стараются предпринимать попыток улучшить благосостояние семьи самостоятельно. Как итог, дети из таких семей считают, что в жизни им все будет преподноситься просто так.

Коррекция

Психология бедности прекрасно поддается коррекции. Главное - правильно оценить ситуацию и понять разницу между реальностью и надуманными фактами, которые мешают достичь финансового благополучия. В первую очередь, следует начать с отношения к себе, своему внутреннему «Я». Научитесь видеть в себе позитивное, а не только негатив.

Перед тем как избавиться от психологии бедности, посмотрите на причины, которые вас завели в такое состояние. Не бойтесь идти наперекор общепринятым меркам. Когда цель кажется нереальной, не стоит отчаиваться. Рационализируйте выполнение задачи, разделив ее на равные части. Начните с самой простой и увидите, как шаг за шагом вы сможете достичь успеха в любой сфере деятельности. Человеческие возможности безграничны, нужно ими правильно пользоваться. Так и с психологией бедности. Ее нужно преобразовать в положительную черту, которая будет подстегивать к движению.

Используйте малейшую возможность подработать, не довольствуйтесь малым. Деньги – это не зло, как нам внушают. Если у вас появятся деньги, вы не станете плохим человеком. Просто сможете реализовать себя в жизни.

Принципы богатства

Симптоматика

Признаки комплекса бедности видны сразу. Это особые поведенческие особенности, которые спровоцированы все теми же неправильными установками. Человек не хочет показывать, что он беден, и пытается всеми силами держать марку на людях. Это один из примеров, когда человек просто не умеет распоряжаться деньгами правильно. В погоне за «стандартами богача» человек тратит баснословные суммы на совершенно ненужные модные вещи, не оставляя денег на еду. Всем своим видом он пытается показать, что обеспечен, оставляя официанту на чай в дорогом кафе, а дома у него может не быть мебели.

Причины такого отношения к собственным деньгам скрыты в социальных нормах, навязываемых нам в определенном обществе, и недостаток воспитания. Так часто бывает у школьников, особенно у подростков, когда они начинают клянчить жуткую вещь, которая не нужна, а лишь потому что она есть у какого-то Димы или Оли. Эти Дима или Оля унижают других детей, мотивируя тем, что у них есть эта вещь, поэтому они лучше. Родители, вняв мольбам отпрысков, покупают вещь, вместо того, чтобы донести до их сознания правильную установку.

В этом случае психология бедного человека заключается в том, чтобы создать иллюзию богатства. Но важно понимать, что видимость не делает вас богатым, а наоборот.

Атрибуты богатства не всегда означают успешность человека

Психокоррекция

Все комплексы родом из детства, поэтому нужно вовремя дать детям правильное психологическое воспитание. Нет нужды доказывать кому-то, что ты богат. Никто не вправе осуждать человека за бедность или богатство. Сегодня деньги есть, а завтра их может не быть. Все помнят, как поменялась валюта, а у людей пропало много денег на сберегательных книжках. Тогда люди хотели приумножить свой капитал, а получилось наоборот.

Дети должны понимать, что любая вещь – это деньги. Нужно четко разграничивать вещи, которые необходимы и те, что нужны для забавы. Например, компьютер для учащегося в заведении, где главный предмет информатика – необходимость, а вот игровая приставка в подростковом возрасте, по большому счету, не нужна.

Оттого что игровой приставки нет, ребенок не становится плохим или ущербным. Это он должен понимать в первую очередь. Здоровая самооценка также играет большую роль. Если ребенок осознает себя в обществе, понимает свою значимость, ему и в голову не придет просить бессмысленную вещь, которая есть у всех. Одинаковые вещи делают нас стадом, искореняя уникальность, индивидуальность, закладывая в подсознание установку однотипного поведения.

Заключение

Психология бедности навязана нам с детства. Избавиться от нее непросто, особенно в сознательном возрасте, но можно. Главное - правильно научиться воспринимать свое естество и понимать, чего мы хотим. Комплекс неполноценности и неуверенность в себе – вот главные причины, которые не позволяют нам избавиться от бедности реальной и психологической.

Люди делились на богатых и бедных еще с древности. Одни прилично зарабатывают и живут в достатке, а другие еле сводят концы с концами и довольствуются тем, что есть. Последние не страдают недостатком способностей или умственных качеств, а достатка не видят. Причина тому - феномен, именуемый как психология бедности.

Одной из причин феномена является жалость

Признаки и особенности

Одним из основных симптомов описываемого явления служит жалость.

Если постоянно жалеть себя, думая, что ничего исправить нельзя, - успеха не добиться.

Неудачник все время недоволен своей жизнью и постоянно жалуется на успехи других. Примеры недовольства :

  • внешний вид и фигура;
  • возраст;
  • национальность;
  • положение дел на работе и в семье.

Другой типичный синдром бедности - наличие ряда отрицательных качеств:

  • Нежелание действовать. Будучи ленивым и пассивным, избавиться от бедности нереально. На пути к достижению достатка встречаются множество помех, что преодолимы лишь при соответствующей активности.
  • Чрезмерная скупость. Психология бедности ярко прослеживается в маниакальной идее любой экономии, постоянным поиском мельчайшей выгоды, в нежелании дарить подарки даже близким. Такие проявления - патологическая жадность.
  • Желание получить все и сразу. Начав свой трудовой путь в солидной компании, такие люди грезят о высокой зарплате в ближайшее время. Но желание получать сразу большие деньги заставит такого работника часто менять места работы. Из-за этого он нигде не сможет укрепиться и сделать карьеру. А люди, имеющие достаток, знают, что для его достижения нужен долгий и упорный труд.
  • Занятие нелюбимым делом. Все существование связано с работой, на которой все не нравится - начальник, коллеги, зарплата, обязанности. Уйти не хочется, т. к. здесь есть какой-то доход. Но успех не приходит: при нелюбимом занятии добиться успеха невозможно.
  • Страх перемен. Психология бедности будет держать в плену, если у вас хроническая боязнь что-то поменять в жизни. У богатых перемены - это всегда шансы для развития.
  • Проявление комплекса бедности обнаруживается и в особых отношениях с окружающими. Бедные считают, что все люди им что-то должны, а богатые рассчитывают только на себя.
  • Богатые привлекают успех и состояние путем спонсорства, общения, новых связей, а бедные об этом даже не думают.

Причины генетического программирования на бедность по Н.Грэйс

Известный лектор и бизнес-тренер Наталья Грэйс выделяет 4 фактора, генетически программирующих на бедность :

  • Наличие повсюду грязи и старых вещей, нежелание их заменить или убраться, объясняя это отсутствием средств.
  • Мещанство. Употребление всего старого и испорченного, а все новое - остается на черный день.
  • Комплекс Золушки. Безудержное скопление средств, боязнь траты денег на себя, жизнь в окружении всего старого.
  • Подсознательное программирование. Оно неизбежно при постоянном обозрении нищей обстановки.

Избавление от комплекса

Самое важное в этом - иметь сильное желание избавиться от комплекса. Часто мы просто не осознаем того, что можем поменять жизнь к лучшему. Соблюдая принципы, приведенные ниже, можно добиться успеха:

  • Постоянное личное и профессиональное развитие. Изучение языков, спортивные успехи, чтение интеллектуальных книг, новые курсы, повышение квалификации, стажировки будут всегда актуальны. Такие занятия и вложения окупятся личной самооценкой и возможностью получения новой работы или занятия.
  • Переход на новую работу. Отсутствие карьерного роста в своей компании - сигнал для смены такой работы. Шансов найти новую и не хуже - немало.
  • Побороть боязнь перемен. Они могут быть связаны с получением нового образования, с переездом в другой город или страну, особенно если появляется возможность новых перспектив с хорошим заработком.
  • Брать больше ответственности. Тот, кто успешен, желает продвинуться вперед снова. Несмотря на новые обязанности, работа станет интересней, а оплата - выше.
  • Создать неприкосновенный запас - некую финансовую подушку. Обычно начинают с 10% от получаемого дохода. Избегать незапланированных дешевых приобретений.

Финансовая подушка придаст вам уверенности в завтрашнем дне и своей незасимости

  • Нельзя винить в неудачах других. Все зрелые люди сами строят свою судьбу, часто работая на износ. Жалобы на отсутствие образования или льгот совершенно беспочвенны. Выучиться всегда можно, даже заочно, а на хорошей работе о субсидиях думать не приходится. Не нужно завидовать окружающим, лучше подумайте о своих способностях и возможностях достичь того же.
  • Добавить себе уверенности. Следует поставить цель и осознавать свои возможности в достижении цели, держать в голове мысль о том, что вы справитесь не хуже других. Не бояться ошибаться, т. к. на ошибках учатся.
  • Обозначить конкретные задачи для выполнения. Что-то абстрактное побороть бедность не поможет. Надо составить четкий план по реализации успеха и финансового повышения. Например: получить образование, правильно составить резюме и разослать по различным точкам, ознакомиться с литературой по психологии успеха.
  • Быть готовым много работать. Несколько часов в день даже в отпуск и выходные помогут найти хороший заказ или клиента, заработать лишний рубль. Пассивное времяпрепровождение принесет гораздо меньше, чем подработка. Порой лишний час может принести неплохую прибыль. Время нужно ценить.
  • Не бояться обратиться за помощью к специалисту. Психологи помогут разобраться в себе и побороть комплексы, к которым относится и психология бедности.

Комплекс бедности не поможет в создании лучшей жизни. От него следует избавиться незамедлительно, только тогда можно ощутить удовольствие от происходящего. Этого стесняться не стоит: имея должный талант, ум, постоянно самосовершенствуясь, можно достичь благополучия.