Характеристики наблюдателя и наблюдаемого

От социальных аспектов восприятия непосредственно зависит то, как мы воспринимаем и познаем друг друга и в данном случае большое влияние на восприятие оказывают характеристики наблюдателя и наблюдаемого.

Общие четыре характеристики во многом влияют на то, как человек воспринимает других в среде своего обитания:

1. Понимание самого себя облегчает ясное понимание других.

2. Черты собственной личности влияют на восприятие тех черт, которые, скорее всего, усматриваешь в других.

3. Люди, которые находятся в ладу с собой, скорее могут увидеть положительное в других

4. Точность в наблюдении за другими - это многофакторный навык.

Следует также отметить определенные характеристики наблюдаемой личности, влияющие на социальное восприятие:

1. Статус наблюдаемого оказывает серьезное влияние на восприятие его другими.

2. Наблюдаемая личность для упрощения процесса восприятия наблюдателем обычно расписывается по категориям. Обычно к ним относятся статус наблюдаемого и его роль.

3. Видимые черты наблюдаемого сильно влияют на его восприятие другими.

Члены организации должны понимать, что их восприятие во многом определяется как их собственными особенностями, так и свойствами других людей. Существует множество сложных факторов, влияющих на социальное восприятие. Однако первичные факторы коренятся в таких психологических процессах, как атрибуция, а также в проблемах, связанных со стереотипизациеи и эффектом «ореола».

Атрибуция

Атрибуция описывает, как люди объясняют свое поведение и поведение других людей. Это процесс, в ходе которого люди приходят к выводам о факторах, оказавших влияние на поведение или делающих это поведение осмысленным. Применительно к социальному восприятию, атрибуция представляет собой поиск причин (атрибутов) при объяснении поведения других людей или самого себя, и имеют место два характерных вида атрибуции. Во-первых, это предрасположенная атрибуция, которая объясняет поведение личности внутренними факторами, такими, как черты характера, мотивация или способности. Во-вторых, это ситуационная атрибуция, которая объясняет поведение внешними факторами, такими, как подготовка или социальное влияние.

Например, в случае если выдающиеся трудовые показатели рабочего приписываются таким внешним факторам, как новый станок или технология, то его восприятие и последующее отношение будут одним. Если же эти показатели будут ассоциироваться с такими чертами личности, как способности и настойчивость, то отношение будет другим. То же справедливо и в отношении причин собственного поведения. Восприятие и, соответственно, отношение будут отличаться в зависимости от вида атрибуции - внутренней или внешней. Другими словами, вид причинной (казуальной) атрибуции во многом определяет восприятие.



Стереотипизация

Термин«стереотип» отражает тенденцию воспринимать другого человека через его принадлежность к определенному классу или категории. В соответствии с теорией атрибуции стереотип также предполагает общее согласие относительно приписываемых человеку черт, а также существование несоответствия между приписываемыми и реальными характеристиками. В частности, он используется для анализа предрассудков.

Например, одно классическое исследование показано, что люди воспринимают других и оцениваются со стороны в зависимости от того, относят их к категории менеджеров или к членам профсоюза. Так, 74% лиц из группы менеджеров использовало слово «честный» при оценке г-на А, когда он был представлен как менеджер, однако это слово было использовано лишь в 50% случаев, когда его представили как представителя профсоюза.

Эффект «ореола»

Эффект «ореола» часто рассматривается в анализе процесса оценки деятельности, когда рейтинг личности оцениваемого и/или его работы в целом выставляется ошибочно, исходя из какой-либо одной характерной черты, например интеллекта, внешности, надежности или склонности к сотрудничеству. Какой бы ни была эта характерная черта, она может перекрыть все другие при составлении впечатления о личности.

Например, внешность человека ил и его одежда могут перевесить все его прочие характеристики при отборе или оценке его деятельности.

Современные представления об эффекте «ореола», можно суммировать следующим образом:

1. Эффект является распространенной ошибкой при выставлении оценки.

2. Эффект основан как на истинных, так и на иллюзорных составляющих процесса восприятия.

3. Эффект приводит к возникновению необоснованной связи между основными свойствами и обусловлен влиянием обшей оценки и особых суждений.

4. Эффект имеет негативные последствия, и его следует избегать или устранять. Например: воздействие эффекта «ореола» на восприятие работников компании, которая находилась под внешним управлением (при прохождении процедуры банкротства). Несмотря на то, что компания платила относительно высокую зарплату, предоставляла прекрасные условия труда и приемлемое руководство, служащие не воспринимали эти благоприятные факторы. Ощущение нестабильности и неуверенности создавало негативный эффект «ореола» и доминировало над оплатой и условиями труда. Результаты этого исследования подтверждают, что, когда имеется один значимый «гнилой» показатель, он может испортить целую «бочку» других характеристик.

Преодоление таких проблем восприятия, как стерсотипизация и эффект «ореола», по-прежнему остается важны, для эффективного управления человеческими ресурсами.

Перцепция – латинское слово, означающие восприятие, которое используется для описания когнитивных процессов, что тесно взаимосвязаны с отображением различных жизненных ситуаций, явлений или объектов. В том случае, когда подобное восприятие направлено на социальные сферы, для характеристики этого явления используется термин «социальная перцепция». Каждый человек, ежедневно сталкивается с проявлениями социальной перцепции. Давайте разберем различные психологические механизмы социальной перцепции.

Перцепция, в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие»

Понятие социальной перцепции берет свое начало со времен античного мира. Многие философы и деятели искусства того времени внесли немалый вклад в формирование этой сферы. Также следует отметить, что данное понятие имеет важное значение в сфере психологии.

Перцепция – является одной из важных функций в психическом восприятии, что проявляется в виде процесса, имеющего сложную структуру. Благодаря этому процессу человек не только получает различную информацию от органов чувств, но и преобразовывает её. Воздействие на различные анализаторы приводит к формированию цельных образов в сознании индивида. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что перцепция характеризуется как одна из форм сенсорного воспроизведения.

Перцепция основывается на характеристике отдельных признаков, которые помогают сформировать информацию на основе точных сенсорных образов.

Рассматриваемая когнитивная функция тесно взаимосвязана с такими навыками, как память, логическое мышление и концентрация внимания. Данное понятие зависит от силы влияния жизненных стимулов, которые наделены эмоциональным окрасом. Перцепция состоит из таких структур, как осмысленность и контекстность.

Перцепция активно изучается представителями различных сфер, включая психологов, кибернетиков и физиологов. Во время дифференциальных экспериментов используются различные методики, включая моделирование разных ситуаций, эксперименты и эмпирическую форму анализа. Понимание механизма работы социальной перцепции имеет важное значение в сфере практической психологии. Именно этот инструмент выступает в роли фундамента при разработках различных систем, затрагивающих сферу человеческой деятельности.


Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития

Влияние перцептивных факторов

Перцептивные факторы подразделяются на две категории: внешнее и внутреннее воздействие. Среди внешних факторов следует выделить такие критерии, как движение, количество повторений, контраст, размер и глубину проявления. Среди внутренних факторов, специалисты выделяют следующие:

  1. Стимул – мотивация достижения целей, которые имеют высокую важность для индивида.
  2. Установка восприятия индивида – попадая в определенные жизненные ситуации, человек основывается на ранее полученном опыте.
  3. Опыт – различные пережитые жизненные трудности, оказывают влияние на восприятие окружающего мира.
  4. Индивидуальные особенности восприятия – в зависимости от типа личности (оптимизм или пессимизм), человек воспринимает одни и те же жизненные трудности в позитивном или неблагоприятном свете.
  5. Восприятие собственного «Я» - все происходящие события в жизни человека, оцениваются на основе личностной призмы восприятия.

Влияние психологического восприятия на взаимодействие с социумом

Социальная перцепция в психологии - это термин, использующийся для описания процесса оценивания и понимания индивидуумом окружающих людей, собственной личности или социальных объектов . Подобные объекты состоят из социальных обществ и различных групп. Рассматриваемый термин начал использоваться в психологии в сороковые года прошлого столетия. Впервые это понятие было использовано американским психологом Джеромом Брунером. Благодаря труду этого ученого, исследователи получили возможность рассмотреть различные проблемы, связанные с восприятием окружающего мира под другим углом.

Каждому человеку присуща социальность. На протяжении всего своего жизненного пути, человек выстраивает коммуникативные связи с окружающими людьми. Формирование межличностных взаимоотношений приводит к образованию отдельных групп, что связаны одним мировоззрением или схожими интересами. Исходя из этого, можно сказать о том, что человек как личность, участвует в различных видах взаимоотношений между людьми. Характер отношения к социуму зависит от степени личностного восприятия и того, как человек оценивает окружающих людей. На начальном этапе построения коммуникативной связи происходит оценивание внешних качеств. Вслед за внешностью, оценивается модель поведения собеседника, что позволяет сформировать определенный уровень отношений.

Именно на основе вышеперечисленных качеств составляется образ восприятия окружающих людей. Социальная перцепция имеет множество форм проявления. В большинстве случаев, этот термин применяется для характеристики личностного восприятия. Каждый человек воспринимает не только собственную личность, но и социальную группу, в которую он входит. Помимо этого, существует форма восприятия, которая характерна только для участников таких групп. Именно восприятие, основывающееся на рамках социальной группы, является второй формой проявления перцепции. Последняя форма перцепции является групповым восприятием. Каждая группа воспринимает как собственных членов, так и участников других групп.


Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации

Функции социальной перцепции заключается в оценке деятельности окружающих людей. Каждый индивид подвергает тщательному анализу индивидуальные особенности темперамента окружающих, их внешнюю привлекательность, образ жизни и поступки. На основе этого анализа формируется представление об окружающих людях и их манере поведения.

Механизм социальной перцепции

Социальная перцепция – процесс, на основе которого осуществляется прогноз модели поведения и реакции социума в различных жизненных условиях. Представленные ниже механизмы межличностной перцепции позволяют изучить тонкость этого процесса:

  1. Аттракция – изучение окружающих людей, которое основывается на позитивном восприятии. Благодаря этому механизму, люди получают способность близко взаимодействовать с окружающими, что оказывает положительное влияние на формирование чувственных взаимоотношений. Ярким примером этой функции является проявление любви, симпатии и дружеских чувств.
  2. Идентификация – этот механизм используется в качестве интуитивного изучения личности на основе моделирования различных ситуаций. Основываясь на собственных убеждениях, человек производит анализ внутреннего состояния окружающих. Пример: при выдвижении предположений о состоянии собеседника, человеку свойственно мысленно представлять себя на его месте.
  3. Казуальная атрибуция – является механизмом создания прогноза поведения окружающих, основываясь на особенностях собственной личности. Когда человек сталкивается с непониманием мотивов поступков окружающих, он начинает прогнозировать модель поведения других людей, основываясь на собственных чувствах, стимулах и других индивидуальных свойствах.
  4. Рефлексия – механизм самопознания, основывающийся на взаимодействии в социуме. Данный «инструмент» базируется на навыках представления собственной личности, «глазами» собеседника. В качестве примера следует представить себе диалог Васи и Паши. В этом виде коммуникации принимают участие как минимум шесть «личностей»: личность Васи, его представление о собственной личности и представление личности Васи глазами Паши. Точно такие же образы воссоздаются в сознании Паши.
  5. Стереотипизация – механизм создания устойчивого образа окружающих людей и явлений. Важно отметить, что подобные образы имеют особенности в зависимости от социальных факторов. В качестве примера стереотипизации можно привести устойчивое представление о том, что большинство внешне привлекательных людей склонны к нарциссизму, представители Германии отличаются педантичностью, а работники силовых ведомств думают прямолинейно.
  6. Эмпатия – способность эмоционального сочувствия, оказание психологической поддержки и участие в жизни окружающих людей. Данный механизм является ключевым навыком в работе специалистов из области психологии, медицины и педагогики.

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями

Вышеперечисленные виды познания личности окружающих, основываются не только на физических особенностях человека, но и нюансов модели поведения. Построению тесных коммуникативных связей способствует участие в беседе обоих партнеров. Социальная перцепция находится в зависимости от стимулов, чувств и образа жизни каждого из участников межличностных взаимоотношений. Важной составляющей этой когнитивной функции является субъективный анализ окружающих индивидов.

Важность первого впечатления

Углубленное изучение социальной перцепции позволило выявить ключевые факторы, которые оказывают влияние на силу впечатлений о человеке. По словам специалистов, во время знакомства большинство людей уделяют повышенное внимание прическе, глазам и мимике. Основываясь на этом, можно сказать, что дружелюбная улыбка во время знакомства воспринимается как знак радушия и позитивного настроя.

Существует три главных момента, которые являются определяющими в процессе формирования первых впечатлений о новой личности. К таким факторам специалисты относят степень превосходства, привлекательности и отношения.

  1. «Превосходство» наиболее остро выражено в той ситуации, когда личность конкретного индивида в чем-то превосходящая, воспринимается как доминантная и в других сферах. На этом фоне наблюдается глобальное изменение в оценке собственных качеств. Важно обратить внимание, что влиянию «превосходства окружающих» более подвержены люди с низкой самооценкой. Именно этим объясняется тот факт, что в критических условиях люди высказывают доверие тем, к кому ранее относились негативно.
  2. «Привлекательность», являющаяся особенностью социальной перцепции – фактор, на основе которого анализируется степень привлекательности окружающих. Главная ошибка подобного восприятия заключается в том, что уделяя повышенное внимание внешним качествам, человек забывает об анализе психологических и социальных особенностей окружающих.
  3. «Отношение» основывается на восприятии человека, в зависимости от отношения в сторону его личности. Негативный эффект подобного восприятия основывается на том, что при хорошем отношении и разделении жизненной позиции, человек начинает переоценивать положительные качества окружающих.

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве

Методика развития перцептивного восприятия

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, для вызова симпатии у окружающих достаточно простой улыбки. Именно поэтому, желая построить прочную коммуникативную связь с окружающими, следует научиться правильной улыбке. На сегодняшний день существует множество психологических приемов для развития мимических жестов, которые помогают усилить передачу испытываемых эмоций. Управление собственной мимикой позволяет не только улучшить качество социальной перцепции, но и получить возможность лучше понимать окружающих.

Одной из самых действенных методик развития навыков социального восприятия является практика Экмана. Основой этого метода является концентрация внимания на трех зонах человеческого лица. К таким зонам относятся лоб, подбородок и нос. Именно эти зоны лучше всего отображают такие эмоциональные состояния, как чувство гнева, страха, отвращения или грусти.

Умение анализировать мимические жесты позволяет расшифровать чувства, которые испытывает собеседник. Данная практика получила широкое распространение в сфере психологии, благодаря чему, специалист получает возможность построить коммуникативную связь с лицами, имеющими психические нарушения.

Перцепция – является сложным механизмом психического восприятия человека. Качество работы этой системы зависит от множества различных внешних и внутренних факторов. К таким факторам относятся особенности возраста, имеющийся опыт и индивидуальные черты личности.

Особенности восприятия социальных объектов

Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов:

1. Социальный объект (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

2. Внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных.

3. Восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширенное толкование.

Социальная перцепция как способ межличностного восприятия

В современной психологии, можно выделить два основных направления изучения межличностной перцепции. Первый, направлен на изучение социальных и психологических особенностей объекта и субъекта восприятия, второй, связан с исследованием механизмов и эффектов межличностного отражения.

При анализе этих двух направлений мы можем выделить индивидуальные, половые, возрастные, социальные, профессиональные различия в восприятии и оценки людьми друг друга. Так установлено, что дети сначала учатся распознавать экспрессию по мимике, а в последующем с взрослением им становится доступным распознавание эмоций по жестам. Так в ходе исследований установлено что ученики и студенты воспринимают своих преподавателей, прежде всего по внешности, а педагоги, наоборот, в первую очередь воспринимают и оценивают своих учеников по внутренним качествам. Аналогичные различия в идентификации и оценки, встречаются между руководителями и подчиненными. Также большое значение в процессе восприятия имеет и профессиональная принадлежность, например педагоги, воспринимают своих подопечных, прежде всего по речи по манере вести разговор, хореографы, спортивные тренеры, обращают внимание в основном на анатомическое строение человека, характер и последовательность выполняемых движений.

Для межличностной перцепции, характерно то, что механизм восприятия зависит от психоэмоциональных и социальных установок субъекта восприятия. Изучение психологических свойств объекта восприятия в основном направлены на исследование влияния свойств объекта перцепции, в процессе восприятия его субъектом. В ходе различных исследований установлено, что люди в процессе познания друг друга, прежде всего, рефлекторно оценивают партнера по манере и характеру общения, при этом обращая внимание на эмоциональное выражение лица, способы выражения внутренних ощущений, проявление чувств, жесты и позы, внешний вид, особенности голоса и речи. Психологи В.Н. Панферов и А.А. Бодалев особенно внимательно изучали в экспериментальных условиях, какие факторы производят наиболее яркое впечатление в процессе первого знакомства людей. Выяснилось, что наиболее часто обращается внимание, прежде всего на прическу (прическа может существенно изменить внешность), затем внимание переходит на глаза человека (глаза отражают характер человека, и могут быть злыми, добрыми, хитрыми, простодушными, холодными, искренними). Глаза сообщают о намереньях, и могут, как расположить, так и отвергнуть человека. Выражение лица, играет значительную роль при общении людей, так например если вы при первом знакомстве искренне и радушно улыбаетесь своему новому знакомому, то естественно он вас воспримет как друга, и будет расположен к вам. Известный американский психолог Дейл Корнеги, утверждал, что первая заповедь хорошего дружеского общения, и взаимной симпатии является улыбка. Корнеги предлагает нам научиться правильно, улыбаться, для чего необходимо выполнять специальные упражнения перед зеркалом. В целом выражение лица человека определяется его мимикой, которая у всех развита по-разному, у одних при общении мимика очень разнообразна и динамична, у других наоборот мимика не развита, и человек создает впечатление скрытности и неприветливости. Чтобы как-то упорядочить эмоциональные проявления, многие психологи разрабатывали научные методики описания психологических экспрессий, например, П. Экман предложил методику, которая получила название FAST - Facial Affect Scoring Technique.

Социальное восприятие или социальная перцепция . Прежде чем рассматривать данное понятие, вспомним, что такое восприятие. Восприятие или перцепция - это сложный психический процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта , воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Социальная перцепция во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепциизаключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.

Термин социальной перцепции был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности .

Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое, и характеризуется направленностью, каждое из которых обладает своими специфическими особенностями:

· Восприятие другого индивида, принадлежащего к «своей» группе;

· Восприятие другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе;

· Восприятие своей собственной группы;

· Восприятие «чужой» группы;

· Восприятие группой своего собственного члена;

· Восприятие группой представителя другой группы;

· Восприятие группой самой себя;

· Восприятие группой в целом другой группы.

В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.

Субъективное социальное восприятие в определенном смысле – это интерпретация . Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия.

Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются:

1. Идентификация - это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками . Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку;

2. Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку . Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир;

3. Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства, влияющего на глубину познания людьми друг друга . Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах:

a. процесс формирования привлекательности другого человека;

b. результат данного процесса;

c. качество отношений;

4. Каузальная атрибуция связана с приписыванием человеку причин поведения . У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.

5. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования механизма социальной стереотипизации . Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

6. Рефлексия , как форма самопознания посредством общества, и познание общества через призму субъективности. Как человек понимает себя, свои чувства и мотивы, сильно влияет на восприятие им других людей.

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия .

I. Эффекты стереотипизации . Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем»: подростки, женщины, преподаватели, безработные, политические деятели и т.д. Такое стереотипное восприятие очень упрощает ориентировку в жизни, но одновременно с этим делает нас немного близорукими: конкретный подросток может оказаться совсем не таким, как мы привыкли ожидать.

i. Эффект предубеждения . Мы видим то, в чем убеждены, и в упор не замечаем то, что нашим убеждениям противоречит.

ii. Эффект ореола : общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на все остальные его черты. О человеке, которого представили нам достойно, мы думаем только хорошее и все его черты приукрашиваем. Сюда же можно отнести:

i. Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

ii. Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

iii. Эффект каузальной атрибуции : чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны придумывать о нем.

v. Эффект сходства - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.

II. Эффекты заинтересованности . Люди чаще склоняются верить в то, что им выгодно, и готовы спорить с очевидностью, если она их не устраивает.

i. Эффект самоубеждения . Люди всегда охотнее укрепляют собственные установки и стереотипы, нежели меняют их. Мы склонны учитывать только ту информацию, которая согласуется с нашими установками, и игнорировать то, что им не соответствует. Если мы уже имеем какое-то убеждение, мы склонны интерпретировать происходящее так, чтобы свое убеждение подтверждать.

ii. Эффект когнитивного диссонанса . Когда нам нужно сделать выбор между двумя вещами, которые для нас одинаково привлекательны (продолжать курить или бросить) или находятся в противоречии (любить кого-либо, чьи убеждения или поведение отличаются от наших собственных), мы сделаем все возможное, чтобы ослабить возникающий диссонанс, и отыщем тысячу доводов, чтобы убедить себя в том, что выбор, который мы собираемся сделать, - наилучший. Например, если человек решает продолжать курить, он выдвинет, например, такие аргументы: «Бросить курить - значит растолстеть»; или «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других будет лучше, если я курить не брошу»; или «Стоит ли ради каких-нибудь двух или трех лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?». Наоборот, если человек решил бросить курить, он все больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т.д.

iii. Эффект когнитивного равновесия . Хайдер (Heider, 1958) предложил теорию, основанную на склонности человека отыскивать такие установки, которые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отношения и «равновесие» между ним и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Молодой человек, имеющий брата-гомосексуалиста, будет поддерживать с ним такие же взаимоотношения, какие сложились прежде, систематически избегая, например, обсуждения с ним больного вопроса или же говоря себе, что его брат, должно быть, ужасно страдает от того, что с ним приключилось, и что он, безусловно, сделает все возможное, чтобы изменить свою ориентацию .

iv. Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.

III. Эффекты последовательности . Любую новую информацию мы воспринимаем на основе информации, которая ей предшествовала. Первая информация окрашивает последующую, укрепляет или ослабляет ее.

i. Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства): первая информация переоценивается по отношению к последующей.

ii. Эффект новизны : новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

iii. Эффект повторения . Чем чаще и со всех сторон повторяется сообщение, тем в большей степени люди склонны ему верить. "Все говорят - значит, правда!". Если сообщение часто повторяется по радио и телевидению, ему верят практически все.

iv. Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

v. Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

IV. Другие эффекты

i. Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

ii. Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

iii. Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

iv. Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

v. Эффект игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.

vi. Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

vii. Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

viii. Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

Социальное познание . Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Познание как таковое осуществляется посредством высших психических функций, в число которых входит процесс восприятия, привнося субъективность и последствия его эффектов в процесс познания. Особенно это актуально в период социальной нестабильности. Индивид нестабильного общества зачастую имеет и проявляет такие особенности восприятия:

  • абсолютная неопределенность ситуации, что делает невозможным ближайший прогноз собственной судьбы, карьеры;
  • чувство тревоги, растерянности, неготовности жить и работать в новых условиях;
  • представление о том, что любой контроль в обществе отсутствует;
  • восприятие новых механизмов социальной регуляции как неэффективных;
  • отсутствие уверенности в том, что от рядового человека что-то зависит;
  • чувство негативизма, неудовлетворенности;
  • на фоне осмысления и переосмысления ситуации возникает состояние когнитивного диссонанса в связи с несоответствием представлений и ожиданий, что уже сложились у людей, с реальными изменениями социальной действительности;
  • незнание людьми критериев оценок новых способов социальных действий и поступков.

Эти и другие проявления восприятия людьми нестабильного социального мира имеют очень серьезные последствия, прежде всего в связи с тем, что индивид не чувствует себя субъектом действий и поступков в обществе. В лучшем случае он не может, а иногда и не хочет или отказывается видеть и понимать (познавать) социальные проблемы. В худшем - же познает, интерпретирует, транслирует социальные явления другим, опираясь на субъективный опыт, провоцируя цепную реакцию. Поэтому процесс социального познания занимает чрезвычайно важное место в жизни человека, в его взаимодействии с другими людьми.

Социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности:

1. Динамика . Общество является самым сложным объектов познания по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук;

2. Предмет . Социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе;

3. Самостановление . Общество выступает и как объект и как субъект познания , так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли, интересы, цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма;

4. Метод . Ограниченные возможности методов изучения социальной действительности. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо противоположным) результатам. Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция на фоне исторического опыта и наблюдение общественной практики.

Социальное познание включает в себя не только описание общественных явлений, но и их объяснение, выявление их сущности. Успешное решение этой непростой задачи связывают с применением конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, который предполагает изучение общественных явлений в их многообразных связях, взаимозависимости и историческом развитии. Такой подход дает возможность понять отдельное социальное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, связанную с конкретными историческими условиями, так и нечто общее для подобных событий, происходящих в разное время, - их объективные закономерности. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляет сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге является одной из целей социального познания.

Другой целью социального познания является социальное прогнозирование, т. е. получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Из этого вытекает более глобальная цель – регулирование социальных процессов и социальной деятельности.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов. Это отличие заключается и том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Кроме того, социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. В определенном смысле восприятие - это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка .

Выделяют механизмы социальной перцепции способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

1. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях.

Считается, что женщины более эмпатичны, чем мужчины. Наиболее ярко это проявляется в их склонности демонстративнее выражать внешне свое понимание другого и сопереживание. Эмпатии можно научиться. Опыт мужчин, занятых работой с людьми, - психотерапевтов, психологов и т.д., - показывает, что они в результате обучения и практики достигают высокой способности к эмпатии и выражения ее. Этого может достигнуть каждый, имея желание и тренируясь.

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку воспринимаемого. Следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства: «неприятный», «коварный», «неожиданный» и пр. Необходимо как можно ярче представлять, что мы сами чувствовали бы на месте говорящего в таких ситуациях.

Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.

2. Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же.

Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно.

3. Социальная перцепция включает в себя и рефлексию . Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих . Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

Оптимизировать процесс рефлексивного понимания другого человека возможно благодаря приемам эффективного слушания:

Выяснения - обращение к говорящему за уточнениями («Объясните еще раз...»);

Перефразирования - повторения мысли собеседника своими словами («Иными словами, Вы считаете, что...»);

Резюмирования - подытоживания основных мыслей партнера («Если подытожить сказанное Вами...»);

Отражения чувств - стремление отразить своими словами чувства говорящего («Мне кажется, что Вы чувствуете себя....»).

Понимать партнера желательно всегда, но не всегда полезно произносить это вслух. Если мы поймем человека глубже, чем он того хотел, и прямо выскажем это, результат может оказаться противоположным - человек «закроется». Иногда понять и промолчать ценнее, чем «лезть в душу» со своим «пониманием».

4. Социальная перцепция сопровождается аттракцией (привлечением) - особой формой познания другого человека, которая основана на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Партнер по общению понимается лучше, если воспринимающий испытывает к нему симпатию, привязанность, дружеское или интимно-личностное отношение.

Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности).

Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии.

Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей.

5. Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления.

«...Мне знаком восьмилетний мальчуган, чья способность верно угадывать в игре "чет и нечет" снискала ему всеобщее восхищение. Это очень простая игра: один из играющих зажимает в кулаке несколько камешков и спрашивает у другого, четное ли их количество он держит или нечетное. Если второй играющий угадает правильно, то он выигрывает камешек, если же неправильно, то проигрывает камешек. Мальчик, о котором я упомянул, обыграл всех своих школьных товарищей. Разумеется, он строил свои догадки на каких-то принципах, и эти последние заключались лишь в том, что он внимательно следил за своим противником и правильно оценивал степень его хитрости. Например, его заведомо глупый противник поднимает кулак и спрашивает: "Чет или нечет?" Наш школьник отвечает "нечет" и проигрывает. Однако в следующей попытке он выигрывает, потому что говорит себе: "Этот дурак взял в прошлый раз четное количество камешков и, конечно, думает, что отлично схитрит, если теперь возьмет нечетное количество. Поэтому я опять скажу "нечет!" Он говорит "нечет!" и выигрывает. С противником чуть поумнее он рассуждал бы так: "Этот мальчик заметил, что я сейчас сказал "нечет", и теперь он сначала захочет изменить четное число камешков на нечетное, но тут же спохватится, что это слишком просто, и оставит их количество прежним. Поэтому я скажу "чет!" Он говорит "чет!" и выигрывает. Вот ход логических рассуждений маленького мальчика, которого его товарищи окрестили "счастливчиком". Но, в сущности говоря, что это такое? Всего только, - ответил я, - уменье полностью отождествить свой интеллект с интеллектом противника.

Вот именно, - сказал Дюпен. - А когда я спросил у мальчика, каким способом он достигает столь полного отождествления, обеспечивающего ему постоянный успех, он ответил следующее: ""Когда я хочу узнать, насколько умен, или глуп, или зол вот этот мальчик или о чем он сейчас думает, я стараюсь придать своему лицу точно такое же выражение, которое вижу в его лице, а потом жду, чтобы узнать, какие мысли или чувства возникнут у меня в соответствии с этим выражением..." (По Э. Рассказы. - М., 1980. -С. 334). Как видим, данный отрывок иллюстрирует действие механизмов идентификации и эмпатии в познании мальчиком своего сверстника с целью победы в игре. Механизм идентификации в данном случае явно преобладает над эмпатией, которая здесь также имеет место.

Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся.