• Но умереть возможно для других!»
  • Служить добру, не жертвуя собой.
  • Но час придет – он будет на кресте;
  • Посвящено Н. Г. Чернышевскому. С 1853 по 1861 г. Н. Г. Чернышевский работал в журнале «Современник», заведуя главными отделами. Некрасов любил и ценил Чернышевского как ученого, критика, публициста, просто как соратника, считал его человеком высочайшего ума и благородства. В 1862 г. Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к 14 годам каторжных работ на рудниках с последующей высылкой в Сибирь навсегда. Вернулся из ссылки в 1883 г. и умер в Саратове (в столицах жить ему было запрещено) в 1889 г. В стихотворении создан предельно обобщенный образ героя-жертвы, восходящий к Христу. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более – как пример величайшего подвига – самопожертвования по имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами.

  • Его еще покамест не распяли
  • Н. Г. Чернышевский (Пророк)
  • Так мыслит он – и смерть ему любезна.
  • Царям земли напомнить о Христе.
  • Не говори: «Забыл он осторожность!
  • Его судьба давно ему ясна…
  • « Жить для себя возможно только в мире
  • Он будет сам судьбы своей виной!..»
  • В его душе нет помыслов мирских.
  • Не хуже нас он видит невозможность
  • Его послал бог Гнева и Печали
  • Не скажет он, что гибель бесполезна:
  • Не скажет он, что жизнь его нужна
  • Но любит он возвышенней и шире
  • Стихи Н.Некрасова

    Пророк
    Не говори: "Забыл он осторожность!
    Он будет сам судьбы своей виной!.."
    Не хуже нас он видит невозможность
    Служить добру, не жертвуя собой.

    Но любит он возвышенней и шире,
    В его душе нет помыслов мирских.
    "Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других!"

    Так мыслит он - и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что жизнь ему нужна,
    Не скажет он, что гибель бесполезна:
    Его судьба давно ему ясна...

    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет - он будет на кресте;
    Его послал бог Гнева и Печали
    Рабам земли напомнить о Христе.

    И другие стихи читают актеры

    НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-1877) - виднейший русский поэт.
    В 1840 он при поддержке некоторых петербургских знакомых выпустил книжку своих стихов под заглавием «Мечты и звуки», изобилующую подражаниями Жуковскому, Бенедиктову и пр. Многообразие поэтического стиля Некрасова создавалось не только на базе преодоления чуждых литературно-поэтических традиций, но и внимательного отбора в литературе прошлого того, что было для него хотя бы относительно приемлемо. Основная магистраль лирики Некрасова идет в направлении беспощадного отрицания канонов дворянской лирики, что не лишает однако Некрасова диалектической связи с теми ее элементами, которые выражали процесс формирования нового социального качества. Характерно напр., что наряду с пародиями на лермонтовскую экзотику Некрасов продолжал те его мотивы, которые характеризовали протест Лермонтова против социальной действительности; то же самое должно быть сказано и о молодом Огареве и Плещееве, с к-рыми у Некрасова найдутся некоторые связи.
    Содержание творчества Некрасова должно было обеспечить ему крупную
    революционизирующую роль. Этого успешно достигал и его народный эпос,
    проникнутый сильнейшими симпатиями к угнетенному крестьянству и жгучей ненавистью к помещикам, и язвительная сатира на хищническую российскую буржуазию, и наконец некрасовская лирика, неизменно возбуждавшая читателя трагизмом развернутых в ней социальных противоречий. Именно поэтому Некрасова взяла под свое ближайшее наблюдение цензура, справедливо не находившая в его стихах «ни одной отрадной мысли, ни тени того упования на благость провидения, которое всегда постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления» (отзыв цензора Лебедева о «Еду ли ночью по улице темной»), справедливо видевшая в «Последыше» «пасквиль на все дворянское сословие» и потому боровшаяся с творчеством «самого отчаянного коммуниста» (выражение Булгарина) безжалостным уродованием стихов, запрещением отдельных стихотворений и целых изданий.
    Реакции читателей на творчество Некрасова не могли быть и не были едиными. Оно встретило решительное осуждение в среде тех собственнических классов, чьим интересам противоречили его тенденции. Отталкивая от себя дворянскую критику, Некрасов нашел вторую группу своих читателей в пореформенном крестьянстве. Над симпатиями Н. к народу всячески потешалась буржуазно-дворянская критика. «Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю деревенщину. Это фальшь, которая режет ухо», поучал Боткин в ту пору, когда он и другие члены его кружка еще не потеряли веры в Н. Широкая популярность Н. в крестьянской и рабочей среде конца XIX в. и начале XX в. - факт бесспорный, удостоверяемый длинным рядом анкетных свидетельств и признаний. С середины 70-х гг., когда начало «Коробейников» вошло в лубочные песенники, и до наших дней Н. - один из любимейших поэтов этих читателей, производивший на них впечатление неотразимое, «громадное, самое сильное из всех». Однако главных своих поклонников Н. встретил в среде революционных разночинцев. Уже В. Белинский восторгался сочувствием Некрасов к «людям низкой породы». «Стихи Некрасова у всех на руках, - писал в 1864 В. Зайцев, - и будят ум и увлекают как своими протестами, так и идеалами». «Некрасова как поэта, - признавался тремя годами ранее радикальный разночинец Д. Писарев, - я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за „честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного. Кто способен написать „Филантроп „Эпилог к ненаписанной поэме, „Еду ли ночью по улице темной, „Саша, „Живя в согласии со строгою моралью - тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия». «Его слава будет бессмертна, - писал Чернышевский из Сибири, - вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».
    Свидетельства Л. Дейча, Г. В. Плеханова, М. Ольминского и мн. др. это подтверждают.
    Н. пользовался огромной популярностью у поэтов революционной демократии 60-80-х гг., к-рые видели в нем главу новой поэтической школы.
    Некрасов перерос свою эпоху. Его ценность для современного пролетарского читателя не только в том, что в его творчестве едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры.
    Разве не актуальна напр. в наше время лирика Некрасова с ее основной темой социальной переплавки личности, разве не стоят в наше время эти проблемы перед мелкобуржуазной интеллигенцией, тяготеющей к пролетариату, но зачастую бессильной преодолеть в себе связи с буржуазным миром? Разве не актуальны мотивы некрасовских поэм о страданиях крестьян в дворянско-буржуазном строе? Разве нам не нужна его сатира на этот строй и разве отошла в вечность его пламенная ненависть к эксплоататорам? Поэт, знавший только рабский труд крепостных или освобожденных от земли крестьян и не менее тяжкую работу бесправных фабричных, сумел сквозь остроту противоречий, обуревавших его социальное сознание, пронести глубокую уверенность в созидательную способность трудящихся и в то, что рано или поздно придет «черед иных картин», наступление иного социального порядка. Это дает ему право на величайшее уважение класса, строящего социализм.

    Николай Некрасов – певец русской действительности, которого волновала судьба просто народа. Он видел, как сложно приходится крепостному крестьянину, как много он переживает и страдает. Неудивительно, что судьба крестьянина, простой русской женщины и крестьянских детей становятся основной темой его творчества. Николай Некрасов сочувствовал крестьянам, пытался не только понять их горе, трагедию их жизни, но и показать всему обществу, как несчастен народ. Ему было важно не только донести проблему, но и заставить читателя погрузится в раздумья, а может быть, и переживания.

    Все некрасовские современники отмечали у поэта замечательную способность не только видеть горе и трагедию простого народа, но и относиться к ней так, словно это была его боль и страдания.

    Замысел «Пророка»

    Николай Некрасов постоянно говорил о том, что стоит как-то помочь народу, который находился в таком плачевном состоянии и поэтому он старался призвать все общество обратить на это внимание. Но сам поэт считал, что его слово, несущее правду о крестьянской жизни, оказывается лишь маленькой каплей, в сравнении с той революционной борьбой, которая постепенно стала разворачиваться в обществе.

    Поэтому с особым чувством он говорит о тех людях, которые были революционно настроены. К таким людям он относил, прежде всего, таких литераторов, как Белинского, Чернышевского, а позднее и Добролюбова.

    Известно, что некрасовский «Пророк» вышел в печать впервые в 1977 году. Но сначала оно имело совершенно другое название, которое при выходе в печать каждый раз менялось. Сначала, когда оно впервые появилось в первом номере литературного журнала, то имело название «Из Барбье»», но потом редакторы «Отечественных записок» решили изменить и его, чтобы хоть как-то скрыть сюжет этого стихотворения от цензуры, которая была так строга к нему. Они использовали такие названия, как «Из Ларры» или «Из Байрона».

    При жизни поэта стихотворение так и не было издано с его настоящим название. Известно, что в 1882 году оно было напечатано в «Общем деле», где имело подзаголовок - посвящение Н.Чернышевскому. К сожалению, после сочинения своего произведения автор не стал ставить дату, поэтому точная дата его написания неизвестна. Но есть предположение, что он было написано в поддержку Чернышевского, который был арестован с 1862 года по 1864 год. А через время, скорее всего, поэт снова возвратился к нему, чтобы доработать и переработать. Существует версия и о том, что первоначально оно было посвящено совсем другому человеку, тоже революционеру, но затем автор решил изменить, и посвятил его уже Чернышевскому.

    Некоторые исследователи приходят к выводу о том, что все-таки сюжет этого некрасовского стихотворения не был посвящен какому-то отдельному лицу, а носил обобщенный характер.

    Не говори: «Забыл он осторожность!
    Он будет сам судьбы своей виной!..»
    Не хуже нас он видит невозможность
    Служить добру, не жертвуя собой.
    Но любит он возвышенней и шире,
    В его душе нет помыслов мирских.
    «Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других!»
    Так мыслит он - и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что жизнь его нужна,
    Не скажет он, что гибель бесполезна:
    Его судьба давно ему ясна...
    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет - он будет на кресте;
    Его послал бог Гнева и Печали
    Рабам земли напомнить о Христе.

    По сюжету автор говорит о том, что есть в жизни высший идеал, который заключается в том, чтобы служить правде и, конечно же, справедливости. В самом начале своего стихотворения автор немного отступает от своих традиций и начинает свой сюжет совсем не так, как обычно. Это, скорее, похоже на какой-то спор или диалог, но на высоких интонациях. И вот теперь читатели оказываются свидетелями всего этого.

    Автор повествует о том, что стоит преклоняться перед людьми, которые находят в себе силы для борьбы с несправедливостью, царящей в обществе. Несмотря на обстоятельства они ведут открытую, бесстрашную борьбу. И этому есть объяснение. Они стараются сделать свой народ свободным, а значит счастливым.

    Интересный персонаж - святой подвижник, который защищает свой народ. И этот святой отрекается от всего хорошего, что ему может дать мир, чтобы стать жертвой, которая поможет спасти целый народ. И как бы подведя итог всему, поэт вводит в свой сюжет и Христа, который распят. Такой финал этого некрасовского стихотворения.

    Композиция «Пророка»


    Композиционный замысел стихотворения - это спор, в виде диалога и отдельных реплик, между невидимыми собеседниками. Главных героев можно представить достаточно ярко, где один настроен достаточно осторожно, а второй вполне решительно. Это стих-рассуждение о благородной миссии, которая не всем доступна.

    Автор говорит о том, что таких революционеров в его стране, которые готовы жертвовать собой, не так уж и много, их единицы. Но, с другой стороны, они типичны и даже сам Некрасов может стать таким революционером. Философские раздумья автора приближают сюжет этого стихотворения к элегии. Кажется, что автор беседует с кем-то, но его собеседник невидим. Вскоре становится понятно, что обращается он к революционеру и говорит ему о том, что нужно быть осторожным. Это звучит, как упрек.

    Некрасовский герой спорит со своим собеседником, и оказывается, что пророк все знает сам, он понимает какая опасность ждет его впереди, но все равно избирает этот путь. Он рассказывает своему собеседнику о том, что жизнь имеет смысл, если жить не для себя, а жить, и при необходимости умереть, для других.

    По композиции и смысловой нагрузке, третья часть немного отделена от остальных. В ней оказывается, что революционер совсем не герой, а человек, который исполняет честно свою миссию. Писатель постоянно желает напомнить своему читателю о том, что смерть героя не может быть напрасной. Он её приносит в жертву ради свободы.

    Выразительные средства некрасовского сюжета


    Основным образом некрасовского сюжета становится сам поэт и его невидимый собеседник, пророк. Автор изображает его таким смелым и открытым, что он сразу вызывает доверие. Читатель понимает, что именно этот человек готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, когда борется за то чтобы на его земле не было рабов. В своей жертвенности его лирический герой чем-то близок к Христу, к Библии.

    ✚Метафор.
    ✚Противопоставление.
    ✚Использование частиц.
    ✚Анафора.
    ✚Антитеза.
    ✚Старославянизмы.
    ✚Высокий стиль сюжета.


    Все некрасовское произведение написано двухсложным размером – ямбом, но только пятистопным, традиционным. В тексте встречаются пиррихии, которые делают композицию этого произведения четкой, а рифмовку размеренной и четкой. Перекрестная рифма позволяет писателю создать более колоритный портрет революционера –пророка.

    Анализ произведения «Пророк»



    Автор непросто дает такое название своему стиху, так как в его сюжете действует положительный образ, на который он желает сам равняться, и призывает это делать других. Такое название напоминает читателю, что поэт старается следовать традициям русской литературы. Все помнят, что в истории поэзии уже были содержательные стихотворения с таким названием и в лирике Александра Пушкина, и в арсенале Михаила Лермонтова. Но, несмотря на то что все они имеют одинаковые названия, темы и вопросы, которые рассматривают разные авторы, различны.

    Николай Некрасов поставил в центр всех событий, тот поэтический дар, который нужен поэту не для создания личных материальных благ, а для служения народу. Сам поэт утверждает, что главная задача любой лирики – это служить свободе, добру, справедливости. И это должно быть целью каждого, кто обладает умением доносить людям свои мысли.

    Интересно как сам автор стоит свое стихотворение. Прежде всего, зачин, который построен у него в виде спора с революционером, которого читатель не видит, и только может о нем догадываться. Причём читатель попадает сразу в разгар спора, что позволяет пофантазировать о его начале. А сам спор будто затягивает в суть проблемы с первых строк и держит до самого конца.

    Пророк на земле – это сложное предназначение человека, требующее лучших качеств: жертвенности, возвышенности, бескорыстия. И автор показывает, что он может пойти двумя путями. Либо выбрать простые земные блага, либо отказаться от них и выбрать путь, во имя свободы. Дорога такого пророка будет трудной и очень сложной, ведь не так просто добиться справедливости в обществе.

    И вот уже в финале поэт вставляет голос пророка, который звучит смело и открыто. Он использует местоимение «я». И потому что революционер жертвует собой, писатель решает сравнить его жертвенность, с жертвенностью Христа, который был за свои взгляды и за правду распят. Всё это показывает, что революционеров может ждать трагический финал, если они не найдут поддержку в обществе.