Рассказ «Тоска» Чехова был написан в 1886 году. В произведении автор через изображение традиционного для русской литературы «маленького человека» , извозчика Ионы, раскрывает драму одиночества в толпе, поднимает проблему человеческого равнодушия.

Главные герои

Иона Потапов – бедный извозчик, который недавно похоронил сына и ищет поддержки у окружающих.

Лошадь Ионы

Вечерние сумерки, идет крупный снег. Извозчик Иона Потапов сидит, сильно согнувшись на козлах, весь в снегу. Он выехал еще до обеда, но «почина все нет и нет» . Иону окликает военный с требованием довезти на Выборгскую.

По дороге извозчику тут и там кричат, что он не умеет ездить. Иона же «ерзает на козлах» , «словно не понимает, где он и зачем он здесь» .

Через пару часов извозчика окликают трое молодых людей с просьбой довезти к полицейскому мосту. По дороге пассажиры издеваются над Ионой. Но, слушая ругань и видя людей, извозчик ощущает, что «чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди» . Иона пытается рассказать пассажирам, что у него умерли сын и жена, но им все равно. Высадив молодых людей, Иона снова чувствует себя одиноким.

Заметив дворника, Иона в надежде на разговор спрашивает у него, который сейчас час. Но тот отвечает, что десятый, и прогоняет извозчика. Иона отъезжает и «отдается тоске» . «Обращаться к людям он считает уже бесполезным» . Приехав домой, «ко двору» , Иона пытается рассказать о смерти сына молодому извозчику, но тот тоже не слушает мужчину.

«Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой…» . Извозчик идет в конюшню и незаметно для себя начинает рассказывать о смерти сына своей лошади. «Иона увлекается и рассказывает ей всё…»

Заключение

Литературные критики высоко оценили произведение Чехова «Тоска» , включив его в список лучших современных рассказов. Произведение было переведено на немецкий, французский, болгарский, финский и другие языки.

Пересказ «Тоски» будет интересен школьникам и всем, кто интересуется творчеством А. П. Чехова.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 1341.

Антон Павлович в ранние годы творчества публиковал свои рассказы в юмористических журналах «Зритель», «Будильник», «Стрекоза» и прочих популярных изданиях Москвы и Петербурга. Его новеллы этого периода смешны, но в них еще не хватает того «второго дна», характерного для писателя, достигшего творческой зрелости. Об этом говорит их краткое содержание. Чехова тоска «заела» в более поздних произведениях, начиная с 1886 года. Человеком писатель был совсем еще молодым, ему было всего-навсего 26 лет, но смена жанра от «беллетристики-миниатюристики» в пользу грустного произошла не только под влиянием писем собратьев по перу (Григоровича, Суворина, Плещеева и Билибина), призывавших уж лучше голодать, чем разменивать талант на мелочи, но и в силу пересмотра собственного мировоззрения. Рассказ Чехова «Тоска», краткое содержание и анализ которого предлагается вниманию читателя, может послужить примером зрелого подхода к вечным человеческим проблемам.

Главный персонаж

Героем назвать его трудно. Извозчик Потапов Иона - человек заурядный, он ничем не выделяется из огромного количества себе подобных. По косвенным признакам можно догадаться, что несколько лет тому назад он вместе со своей лошадкой занимался крестьянским трудом, но желание пожить по-городски побудило его покинуть деревню. Затея его, впрочем, особым успехом не увенчалась. Он, подобно современным «бомбилам», ждет седоков, сидит, согнувшись, на козлах и даже не обращает внимания на снег, толстым слоем покрывающий и его самого, и лошадь. Таково начало рассказа, по крайней мере, его краткое содержание. Чехова тоска берет даже при мысленном взгляде на его лошадь, которая даже с близкого расстояния своими тонкими и прямыми ногами напоминает детский леденец. По реплике одного из седоков, худшей шапки, чем у Ионы, во всей Москве не сыскать. Все это говорит о бедности, переходящей в нищету. Но не нужда угнетает извозчика.

Горе

У Потапова недавно, неделю назад, умер в больнице сын. Он пытается выговориться, заводя беседы с окружающими или случайно попадающимися на его пути людьми. Отвечать никто не хочет, а ему очень нужно, чтобы кем-то были услышаны его мысли или хотя бы их краткое содержание, тоска. Чехов сочувствует своему персонажу, он вкладывает в его рассуждения простое желание рассказать о сыне, о том, каким толковым извозчиком он был, о том, что смерть, очевидно, ошиблась дверью и выбрала молодого вместо него, старого. Еще ему хочется поведать о том, какие удалось справить похороны. Лучшими слушателями были бы женщины, они бы хоть поплакали, хотя мнение об умственных способностях «слабого пола» у Ионы невысокое.

Диалоги

В течение всего повествования у Ионы происходит четыре разговора с людьми. Сначала он пытается беседовать с пассажирами, делясь с ними своей бедой. Во всех случаях Потапов излагает свою историю, в которой краткое содержание - тоска. Чехов мастерски передает манеру речи и самого Потапова, и военного, ставшего первым седоком, и сутулого молодого человека, который в компании двух своих товарищей (высоких и худых) нанимает извозчика, чтобы доехать до Полицейского моста. Платят они безобразно мало, двугривенный, то есть двадцать копеек, но Иона даже не пытается торговаться. Мысли его заняты другим. Он, как и его лошадь, постоянно думает. У моста он долго и тщетно ожидает, но ехать никому никуда не нужно. Зато появляется дворник, потенциальный собеседник. Между ними происходит лаконичный диалог, имеющий очень краткое содержание. Тоска… Чехов подчеркивает равнодушие окружающих к беде постороннего человека стандартностью ответных фраз.

Совсем же краткий разговор происходит внутри некоего спального помещения, которое Иона мысленно называет «домом». Там есть печь, и спят люди, другие извозчики. Один из них встает попить воды, затем вновь засыпает, укрывшись с головой и совершенно не слушая Потапова, желающего излить душу.

Разговор с лошадью

Подходит к кульминации рассказ «Тоска». Чехов краткое содержание главного монолога излагает бегло, но вполне понятно.

Не найдя собеседника среди людей, Иона обращается к самому близкому для него живому существу - его кормилице и подруге, лошади. Это происходит спонтанно, в момент кормления соломой (на овес в тот день заработать им не удалось). В глазах животного извозчик видит больше понимания и сострадания, чем в человечьих. Остается неизвестным весь разговор человека с лошадью, писатель приводит лишь его краткое содержание. «Тоска» - Чехов так назвал рассказ не только по причине печали своего главного персонажа, он распространяет это чувство намного шире, на всю окружающую одинокого человека обстановку.

К величайшему сожалению, это произведение остается злободневным. Если вместо кучера ввести в повествование его современного коллегу, зарабатывающего не на овес, а на бензин, и ездящего по ночному городу на подержанной иномарке или «Жигулях», то история эта станет еще печальнее. Современному извозчику пришлось бы разговаривать даже не с лошадью, а с железной машиной. Прогресс…

Человеческое равнодушие и абсолютная нечувствительность к боли и душевным терзаниям других людей не раз становились главными темами в произведениях многих классиков. Рассказ Чехова «Тоска» является одним из таких. В нем просто, но в то же время, очень глубоко переданы страдания одного извозчика, которому и хотелось бы рассказать о них хоть кому-нибудь, да вот только никто не хочет выслушать. И, в конце концов, оказывается. Что даже животное милосерднее человека.

В центре повествования – самый обычный извозчик, он беден, устал и растерян. Это типичный образ «маленького человека», которого никто не замечает и на которого, по сути, всем наплевать. Зовут героя рассказа Иона Потапов, и это само по себе удивительно, потому что обычно таким имена и, тем более, фамилии таких людей никому не интересны, и в произведениях не упоминаются.

Итак, сидит Иона Потапов в своей повозке и ожидает, когда же кто-нибудь воспользуется его услугами. Тут же стоит и запряженная лошаденка, которая, кажется, о чем-то думает. Да и как не думать существу, оторванному от знакомого с детства плуга, от родных деревенских просторов и переброшенному в чуждый городской мир вечно куда-то спешащих людей. Так и стоят эти двое, дожидаясь работы и глубоко погрузившись в собственные размышления.

Первым просит его подвезти до нужного места (улицы Выборгской) богатый барин. И вот ему-то и решает Иона рассказать о своем горе, и тут читатель впервые сталкивается с этой самой тоской. Оказывается, неделю назад у извозчика умер сын, и растерянному отцу необходимо высказаться, излить свое горе, но его пассажиру это совершенно не интересно. Он отмахивается от «маленького человека», просто для приличия спросив «Отчего же он умер?». Извозчик и рад бы ответить, и уже было открывает рот, но тут слышится ругань, кто-то из темноты кричит на них, что они едут не туда, и барин быстро сводит разговор на нет. Так читатель сталкивается с первым проявлением равнодушия к человеческому горю.

И вот пассажир ушел, и опять Иона сидит один, и опять тоска наваливается, давит на грудь, сердце, ее бы излить, да некому. Следующие, кому потребовались услуги извоза, оказались трое подвыпивших парней. Они вроде веселые, но в то же время не прочь и ударить старого извозчика, потому что, на их взгляд, он едет не достаточно быстро. Но парни шутят, и с ним горе вроде отпускает, и Иона опять пытается заговорить о сыне, но, понятно, компании это не интересно. И лишь один на ходу бросает расхожую фразу: «Все помрем…» Сочувствия нет и тут.

Наконец, рабочий день окончен, желающих куда-либо поехать все равно нет, и старый извозчик возвращается туда, где он проводит ночи – в рабочую ночлежку. Как выясняется, и дома в традиционном представлении, у этого человека нет. Лишь некоторые подсказки в произведении (грезы лошадки о плуге, слова об оставшейся в деревне дочери Ионы Агафьи) дают возможность думать, что он приехал из деревни. И что-то где-то там и осталась его настоящая жизнь.

Сидя у грязной печи и не имея ни малейшего желания спать, герой видит, как стает один из спящих тут же солдатов, молодой парень, проснувшийся от жажды. Ему Иона снова пытается рассказать о сыне, о его продолжительной болезни и трудной, бессмысленной в понимании старика, смерти, но видит, что тут уже снова спит. И тогда, вздыхая, несчастный отец, так и не нашедший поддержки и понимания у людей, идет к своей верной лошаденке и начинает говорить с ней.

И по его простым словам читатель понимает, как старику тяжело, какое неизбывное горе давит его, и как тяжело держать это все в груди. А лошадь… Лошадь – простое животное, но, слыша тоскливый голос хозяина, она словно понимает его настроение и внимательно слушает. Кажется даже, что понимает. И, увлекшись, Иона наконец-то все рассказывает, что так печалит его.

Значение произведения «Тоска»

Рассказ написан в очень тяжелой атмосфере безысходности. Какого-то повального равнодушия и неумения слушать. Тоска, что распирает душу несчастного отца, недавно потерявшего сына (а вполне возможно, что еще раньше у него умерла жена, ведь о скорби матери в рассказе нет ни слова, значит, нет и матери), сравнивается с огромным потоком, который если бы излить из груди, затопил бы весь мир. Так представляет свое состояние сам Иона, и таки оно видится читателю. Однако вылить никак, и от этого становится еще хуже.

Люди – это не жестокое стадо, которому наплевать на всех других. Нет, просто каждый человек погружен в свой собственный мир, в свои проблемы, интересуется лишь своей жизнью, и закрыт для переживания другим. Однако такое отношение справедливо лишь в отношении мужчин, по крайней мере, так думает извозчик. Ему бы с бабой поговорить, которые хотя бы начинают плакать едва услышат о смерти. Но нет и таких баб рядом. Никого нет. Кроме старой верной лошади.

Желание выговориться
На протяжении всего произведения главный герой ищет поддержки у людей, он настроен на разговор, ему требуется выговориться. Потому что думать про смерть ребенка Иона не может, он старается забить свою голову совершенно иными размышлениями, а вот именно сказать людям – это то, что требуется извозчику. Да вот только слушать никто и не хочет.

Почему бывает одинок человек

Тема одиночества среди людей (помним, что извозчик – профессия все же публичная, она сродни современным таксистам, которым всегда есть с кем поговорить) – одна из ключевых во всем творчестве А.П. Чехова. В его рассказах часто героями являются те самые «маленькие люди», безумно одинокие и глубоко несчастные. Эта тема особенно ярко проступает и принимает уже воплощенный облик в другом знаменитом творении этого же автора – «Человек в футляре». Иона, по сути, замкнут в таком же футляре, и вырваться из него не представляется возможным.

Главным героем рассказа А. П. Чехова «Тоска» является старый извозчик. У этого несчастного пожилого человека недавно умер сын. Он тоскует и страдает, и ему необходимо рассказать кому-нибудь о своем великом горе. Иона, так зовут извозчика, пытается поведать о своей беде своим седокам, но они не желают его слушать, потому что каждый из них занят своими делами и не желает замечать в неказистом извозчике истинного страдальца.

Рассказ учит тому, что равнодушие иногда хуже преступления. Любой из людей, встреченных Ионой в тот день, мог бы облегчить его страдания, просто выслушав и пожалев его.

Главное действующее лицо произведения А. П. Чехова «Тоска», Иона Потапов, ездит по городу и развозит своих пассажиров. Он старый, несчастный человек, у которого несколько дней назад умер сын. Иона не может осознать такого страшного противоречия, что его сын, молодой и крепкий извозчик, которому еще ездить и ездить, жить и жить, умер, а он, старый и больной, остался один доживать на этом свете.

По выражению самого же Ионы, «смерть дверью обозналась». Эта простая, на первый взгляд, метафора передает все отчаяние, охватившее старика

Эта страшная мысль не дает ему покоя, он должен рассказать хоть кому-нибудь о смерти сына, открыть душу, выговориться, исповедоваться.

Ионе все равно, кто будет слушать о его горе. Недаром эпиграф произведения гласит «кому повем печаль свою». Когда человек переживает страшное потрясение, ему просто необходимо рассказать об этом, чтобы хотя бы ненадолго избавиться от одиночества и чувства беспомощности перед безжалостной судьбой. Но Ионе Потапову некому объяснить о том, какая на его душе печаль.

Действие произведения происходит зимой. Иона сидит на козлах, ожидая седоков. На него падает снег, но холода он не чувствует. Наконец в коляску садится военный и велит ехать на Выборгскую улицу.

Иона сбивчиво и невнятно начинает рассказывать ему о сыне, но военный торопится. На улице темно, извозчик плохо видит в темноте и беспрестанно наезжает на что-то по дороге. Военный злится на извозчика и угрожает ему. Он очень спешит, и ему безразлично то, что рассказывает Иона.

После военного Иона везет группу подвыпихших мужчин. Они окликают его, останавливают, весело торгуются. Ионе неважно, сколько денег ему дадут и куда нужно ехать. Ему нужны живые люди, хоть немного внимания, душевного тепла и сочувствия.

Один из этих людей обрывает его рассказ словами: «Все там будем». Они молоды, веселы, их ждут развлечения, они знают, что еще нескоро «там будут». Их даже забавляет горе бедного старика. Они потешаются над ним, над его коляской и лошадью.

Молодежь спрашивает Иону о жене, и ответ извозчика о том, что его жена – могила, но этот ответ не трогает молодые сердца. Вскоре молодые люди покидают извозчика и уходят гулять в кабак.

И снова одиночество и ожидание. Старик страдает и тоскует. Ему совсем безразлично то, что дневная выручка очень мала. Он страдает от того, что он не встретил сочувствия.

Извозчик идет в ночлежку, где ночуют такие же кучеры, как и он. Там он видит усталых за день людей, поглощенных своими проблемами и заботами, которым совсем нет дела до чужого горя.

Все ложатся спать. Ионе не спится. Один из извозчиков встает попить воды. Иона подходит к нему в тщетной надежде поговорить. Но тот напивается воды, и, даже не слушая старика, молча засыпает, отвернувшись к стене.

В отчаянии извозчик идет на конюшню, чтобы накормить лошадь. Она тихо жует сено и смотрит на него родными, все понимающими глазами.

Не найдя понимания среди людей, Иона исповедуется своей неказистой старой лошадке. Он повествует ей о своих разлетевшихся в прах надеждах на то, что сын станет лихачом – извозчиком и станет работать и счастливо жить.

Иона рассказывает лошади о том, что молодые не должны умирать раньше стариков, о том, как ему жалко своего сына, какая тоска обуревает его, о том, что теперь осталось только ждать смерти, которая теперь не пугает извозчика, но кажется ему избавлением от страданий.

Он рассказывает своей лошади о том, как жалко бы ей было своего жеребенка, если бы он вдруг умер. Лошадь, кажется, понимает его. Старику становится немного легче, он благодарен своей лошади за то, что хотя бы она слушает его, он называет ее «брат-кобылка».

Самое страшное в рассказе то, что люди показаны в нем чудовищно бессердечными, настолько бессердечными, что даже животное кажется умнее и душевнее.

Данное произведение передает всю глубину чувств человека, оставшегося один на один со своим несчастьем.

Рассказ А. П. Чехова «Тоска» является одним из самых ранних его произведений. Среди ранних работ писателя, полных юмора, оптимизма и доброй насмешки над людьми, рассказ «Тоска» представляет собой исключение из писательской манеры автора.

Картинка или рисунок Тоска

В этом рассказе говорится о простой доброй старушке, которая решила помочь столичному франту. Он зарекомендовал себя как человек порядочный, принадлежал к одной из самых известных фамилий, поэтому добрая женщина

  • Краткое содержание Исаак Левитан Паустовский

    Туманным мартовским днем художник Саврасов сидел за столом. Он выпивал водку из серой рюмки, рядом сидел худющий мальчик, его ученик Левитан. Саврасов говорил ему, что множество людей стесняются своей Родины