Краткое содержание Слепой музыкант Владимир Галактионович Короленко

На юго-западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом. Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому милостыню. Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год. Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему. У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок несомненно зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких. Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о. чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

Попельский Петр (Петя, Петрусь, Петрик) - главный герой. Подзаголовком «этюд» автор, очевидно, хотел подчеркнуть экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света».

П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможности духовного прозрения. Оно и наступает в финальной сцене повести, когда П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал. Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: «Щербина - позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился… в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен - да. Счастлив - наверное нет».

Владимир Галактионович Короленко

Слепой музыкант

Повесть (1886)

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра – человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду “опасным забиякой” и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового “бойца за дело жизни”.

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него, В конце концов ее искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать ее лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима, Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставру-ченко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для ее чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним – слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий – тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит ее… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает.

Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки “Контракты”, многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.

О. В. Буткова

(No Ratings Yet)

  1. 1613-1645 Михаил Федорович 1645-1676 Алексей Михайлович 1676-1682 Федор Алексеевич 1682-1689 София Алексеевна, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич 1689-1725 Петр І (до 1696 г. с Иоанном) 1725-1727 Екатерина І (жена Петра І)...
  2. Толстой Алексей Николаевич 1883-1945 Петр I Работа над романом “Петр Первый” началась в 1929 г. и продолжалась до конца жизни писателя в 1945 г. Роман остался незавершенным. Книга о Петре...
  3. Традиции Древнерусской литературы в несколько измененном виде сохранились до конца XVII века. Страна за это время изменилась мало: ее двумя главными чертами были православие и патриархальность. Первое основывалось на вере...
  4. Сергей Антонович Клычков Чертухинский балакирь Роман (1926) Было это в Чертухине давно, “когда еще ямщик Петр Еремеич молодой был”. Жили два брата, Аким и Петр Кирилычи Пенкины. Аким рано женился,...
  5. В разных временах были свои герои, которые совершали подвиги, какие – то действия во благо страны или мира. Но бывало и такое, что в то время, когда жил человек и...
  6. Повесть “Гуси-лебеди летят” – автобиографическая. В нее автор вложил воспоминания о собственном детстве, проведенном в небольшом селе на Винничине. Произведение изображает жизнь простых украинских крестьян в первой половине двадцатого столетия....
  7. Максим Горький “Страсти-мордасти” Рассказ (1913, опубл. 1917) В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети....
  8. Ода, по определению словаря литературоведческих терминов, – торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Ода М. В. Ломоносова посвящена восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1747 г. В...
  9. КЛАССИКА В. Г. КОРОЛЕНКО ЧЕМУ УЧАТ НАС ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. Г. КОРОЛЕНКО Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом “совести эпохи”. Вот что писал о нем И. А....
  10. Человека можно назвать красивым? Того, у которого красивая внешность, или того, у которого хорошие поступки? Конечно, красота внешняя всегда привлекает, радует глаз. Но важнее, по моему мнению, иметь внутреннюю красоту,...
  11. Максим Горький Мещане Пьеса (1901, опубл. 1902) В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его...
  12. Русская литература 1-й половины XIX века Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Петербург – удивительный город, оставивший значительный след в русской истории. Как сильно и многообразно повлиял...
  13. ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”) “Тамань” – остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть, которая продолжает традиции романтических разбойничьих повестей, но по отношению автора к...
  14. Ряшенцев Юрий Евгеньевич печатается с 1955 года. Как поэт-песенник много сотрудничал с такими композиторами, как Максим Дунаевский, Виктор Лебедев, Александр Басилая, Анатолий Кролл. Известны его песни для фильмов “Д’Артаньян и...
  15. Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими представителями этой...
  16. Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Ему пришлось в полной мере ощутить и трудности довоенного голодного детства, и военные годы, и послевоенную разруху. Именно поэтому в произведениях В. Г....
  17. Корни русского алфавита тянутся из древней Греции. Много исторических источников показали нам, что буквы русского алфавита были созданы на основе букв греческого алфавита. Что сыграло не малую роль в развитие...
  18. АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Торнтон Уайлдер (Thornton Wilder) Мост короля Людовика Святого (The Bridge of San Luis Rey) Роман (1927) Двадцатого июля 1714 г. рухнул самый красивый мост в Перу, сбросив в...
  19. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Леонгард Франк (Leonharde Frank) Ученики Иисуса (Die Junger Jesu) Роман (1949) События романа относятся к 1946 г. и разворачиваются в Вюрцбурге-на-Майне, разрушенном американской авиацией после того, как эсэсовское...
  20. Владимир Емельянович Максимов Семь дней творения Роман (1971) Роман посвященистории рабочей семьи Лашковых. Книга состоит из семи частей, каждая из которых называется по дням недели и рассказывает об одном из...
  21. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени” 1. О композиции “Постепенное проникновение во внутренний мир героя. “Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в...
  22. В. Г. РАСПУТИН УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО Мальчик пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у них в деревне была только начальная школа, поэтому его отправили учиться дальше...
  23. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи...
  24. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН (1805-1875) Родился в городке Оденсе (на острове Фиония, Дания) в семье бедного башмачника. Отец любил книги и привил мальчику любовь к литературе. Мать зарабатывала стиркой...
  25. Мои родственники – дядя, тетя и двоюродный брат – живут в небольшой деревне. Это чудесные места: бескрайние разноцветные луга, лес, маленькая речушка, журчащая в глубоком овраге, невероятно свежий воздух, наполненный...
  26. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Уильям Ленгленд (willam langland) ок. 1330 – ок. 1400 Видение о Петре Пахаре (The vision of piers plownan) – Поэма (ок. 1362) В прологе рассказывается, как автор “надел...
  27. Михаил Михайлович Рощин Валентин и Валентина СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ В ДВУХ ЧАСТЯХ, С ПРОЛОГОМ Пьеса (1971) Действие происходит в наши дни в большом городе. Комната в стиле пятидесятых годов. Вечерний чай....
  28. Известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова, также была участницей объединения “Мир искусства”. Вся ее семья занималась искусством, поэтому талант девочки никого не удивил. Она была одной из первых женщин, которые вошли...
Слепой музыкант

Ночью в одной богатой семье Юго-западного края родился мальчик. Ребенок очень сильно кричал, и его мать Анна Михайловна Попельская сразу почувствовала что-то неладное. Слова бабки о том, что все новорожденные плачут, мало ее успокоили.

Через несколько недель предчувствие беды подтвердилось. Анна Михайловна стала замечать, что ее новорожденный не реагирует на лучи света, что-то все время ищет ручками. Когда доктор внимательно осмотрел глаза мальчика, то констатировал, что ребенок родился слепым.

Мальчика назвали Петриком. Его отец был добрым помещиком, который мало говорил и целыми днями был занят делами. Вместе с Попельскими жил родной брат матери – Максим Яценко, который с молодых лет прослыл «опасным забиякой». Дядя Максим много повидал на своем веку, одно время даже примкнул к гарибальдийцам. После полученных ранений он доживал свои годы без правой ноги и с сильно поврежденной левой рукой.

Дядя стал все чаще присматриваться к своему племяннику, который тоже был инвалидом, только с рождения. Максим решил позаботиться о малыше, развить в нем сильные качества, хотя бы частично компенсировать его слепоту силой воли. Он посоветовал своей сестре не слишком опекать ребенка, а предоставить тому возможность развиваться свободно, как все дети.

Постепенно мальчик привыкал к окружающим звукам, а когда научился говорить, стал жадно расспрашивать маму и дядю обо всех предметах и животных. Петрика очень интересовало, как они выглядят?

Дядя Максим пришел к выводу, что слепота мальчика – не простая случайность, она дана ребенку для реализации необыкновенных способностей, в скором времени будет понятно каких.

Глава вторая

В пять лет Петрик уже достаточно хорошо ориентировался в своем доме. Со стороны сложно было даже предположить, что ребенок ничего не видит. Могло лишь показаться, что мальчик более сосредоточен, чем другие дети.

Как-то Петрик услышал звук свирели и долго был под впечатлением от этой мелодии. На народном инструменте играл конюх Иохим. После этого случая мальчик стал часто заходить на конюшню, чтобы послушать новые и такие приятные звуки.

Анна Михайловна стала ревновать сына к конюху. Она решила купить пианино и сыграла для Пети пьесу. Однако мальчик не воспринял сложное музыкальное произведение. Это сильно расстроило мать, но не сломило. Каждый вечер, когда мальчик засиживался у Иохима и наслаждался звучанием дудки, Анна Михайловна садилась за пианино и наигрывала простые, но красивые мелодии. Их слышали Иохим с Петриком и все чаще увлекались звучанием инструмента.

Однажды Петя пробрался в комнату, где стоял этот загадочный музыкальный инструмент, и начал его изучать.

Глава третья

Дядя Максим продолжал серьезно заниматься воспитанием Пети, что приносило свои плоды. В шестилетнем возрасте мальчик уже мог сам убрать в своей комнате и даже ездить верхом на лошади. В этом свою помощь оказывал конюх Иохим. Однако друзей-ровесников у Петрика практически не было, хотя сельские ребята приходили к нему в гости. Им было забавно слушать истории слепого паныча.

Вскоре в имении, которое было расположено по соседству, поселилась чета Яскульских. Их девочка Эвелина была почти одних лет с Петей. Она большую часть времени проводила в уединении, вела себя здраво и рассудительно, как взрослая женщина.

Первое знакомство Эвелины с Петриком у реки получилось неудачным. Мальчик не любил, когда кто-то внезапно нарушал его одиночество, и прогнал Эвелину. Однако через несколько дней дети встретились вновь. На этот раз у них завязался разговор. Во время общения Петя стал ощупывать лицо Эвелины руками. Девочку это напугало. Она поняла, что ее новый знакомый ничего не видит.

На следующий день Эвелина сама пришла в гости к Петрику. С тех пор дети стали дружить и вместе заниматься под руководством дяди Максима.

Глава четвертая

В семье мальчика дружбе Петруся и Эвелины очень обрадовались. Здесь посчитали, что эта умная и нравственная девочка сможет хоть частично облегчить сложную жизнь инвалида.

Тем временем Петрик подрастал. Вскоре в его мировоззрении стали намечаться изменения, о которых дядя Максим раньше не догадывался. Теперь Яценко стал понимать, что далеко не полностью знает своего подопечного, особенно его богатый внутренний мир. Максим пытался как-то воспрепятствовать душевным исканиям и эмоциональным порывам подростка. Он считал, что инвалиду будет гораздо легче жить в удобном и понятном измерении. Но мать Пети поняла, что в ее ребенке будут все чаще раскрываться особенности слепого человека, о которых зрячие даже не догадываются. И с этому никак нельзя воспрепятствовать.

Однажды мальчик вбежал в комнату матери и рассказал сон, в котором отчетливо видел ее и дядю Максима.

Глава пятая

Прошло еще несколько лет. Эвелина и Петр стали уже молодыми людьми, им хотелось каких-то новых впечатлений, но жизнь в усадьбе была скучной и однообразной. Чувствовал это и дядя Максим. Чтобы как-то развеять скуку, он пригласил в гости своего старого товарища Ставрученко, который жил в семидесяти верстах от их усадьбы. Ставрученко приехал в гости с сыновьями-студентами.

Молодые люди живо обсуждали различные вопросы, много внимания уделяли Эвелине, а вот Петра вроде и не замечали. Такое отношение больно ранило самолюбие слепого юноши, но он долгое время старался не подавать виду. Однако во время одной беседы Петру стало совсем тоскливо и одиноко, он встал и куда-то ушел. Эвелина нашла друга у заброшенной мельницы. В этом месте и состоялся судьбоносный разговор молодых людей. Они признались друг другу в любви, а Эвелина первой предложила Петру обвенчаться.

После неожиданной помолвки молодые люди вернулись к гостям, где Петр сел за фортепиано. Юноша играл столь вдохновенно и красиво, что поразил своим умением всех присутствующих. Старший сын Ставрученко сказал, что юноше нужна серьезная школа, такой талант необходимо развивать.

Глава шестая

Осенью Попельские нанесли ответный визит Ставрученко. В нескольких верстах от их имения находился N-ский монастырь, куда все вместе решили поехать. Там Петр познакомился со слепым послушником-звонарем Егорием, который внешне был удивительно похож на главного героя. Егорий также родился слепым. Он рассказал историю о послушнике Романе, который ослеп в семь лет. Петр немного позавидовал Роману, ведь тот успел узнать, что такое быть зрячим.

Зимой юношу терзали постоянные вопросы о смысле жизни слепых людей. Ему стало казаться, что все окружающие от него только страдают, хоть и жалеют. И так продолжалось до самой весны, когда решено было поклониться чудотворной иконе. Она находилась в небольшом городишке верстах в шестидесяти от усадьбы Попельских. У входа в церквушку сидели слепые нищие и тянули заунывную песню. Петр сначала сильно их испугался, но затем справился с нервным потрясением и подал слепым милостыню.

Летом Петр с Максимом поехали на бричке в Киев. Там юноша должен был взять уроки у известного пианиста. Однако по дороге путешественники встретили двух слепцов, которые держали путь в Почаев. Петр принял решение пойти вместе с этими людьми, а Максим поехал в Киев один и долго скрывал от родни поступок племянника.

Дорога в Почаев и общение с людьми, которые были тоже лишены зрения, обогатили юношу новыми приятными впечатлениями. Он выучил и часто стал напевать песню слепцов. Хоть чудо в Почаеве не случилось, душа Петра получила свое исцеление.

Юноша вернулся домой только поздней осенью.

Глава седьмая

Эвелина с Петром поженились и ждали прибавления в семействе. Когда же у них родился сын, молодой отец испытал необыкновенную радость. Правда, первые дни он был очень взволнован. Петр ужасно боялся, что его ребенок родится слепым. Эта мысль постоянно мучила его, не давала покоя.

Когда же доктор внимательно осмотрел малыша и сообщил Петру, что его сын родился зрячим, наш герой на какое-то время как бы переместился в иную реальность. Он сказал матери и Максиму, что видел их, а также этот мир, такой прекрасный и неповторимый.

Эпилог

Прошло три года. Петр дебютировал на ярмарке «Контракты» в Киеве. Его сопровождала Эвелина, а дядя Максим был среди зрителей. В игре Петра он четко узнавал мотив песни слепцов и понял, что прожил свою жизнь не зря. Дядя был очень рад успеху племянника и постоянно повторял, что тот прозрел.

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ

В богатой семье юго-западного края родился слепой мальчик. Сначала никто не замечает его слепоты, но через несколько недель уже кажется странным, что малыш не следит за солнечным лу­чом. Мать первая обращает внимание на необыч­ное выражение лица, неподвижного и не по-дет­ски серьезного. Мальчик что-то ищет руками, смотрит в одном направлении. Врач подтвержда­ет страшную догадку пани Попельской.

Семейство Попельских немногочисленно: отец слепого Петруся, его мать и ее брат Максим. Отец - добродушный деревенский помещик, весь в лю­бимом деле, строительстве мельниц. Его незатейли­вое существование мало отражается на душевном складе сына. Мать Анна Михаиловна страдала от чувства вины перед сыном и старалась предупре­дить каждый его шаг, пока дядя Максим, решив взяться за воспитание племянника, не предосте­рег ее от излишней заботливости, которая могла лишить мальчика шансов на более полную жизнь. Максим слыл раньше опасным забиякой, воевал вместе с Гарибальди и чудом остался жив, но стал инвалидом: повредил левую руку и лишился правой ноги. Изувеченный мужчина думал, что жизнь - борьба и в ней нет места для инвалида.

Но на его глазах подрастает тот, кому судьба уготовила участь инвалидом родиться. Странное сходство судеб заинтересовало Максима. Он ре­шается на вмешательство, говорит сестре, что есть все шансы развить остальные способности маль­чика до такой степени, чтобы компенсировать сле­поту. Максим решает вырастить из племянника борца. К Петрусю перестают бежать по первому зо­ву, он самостоятельно передвигается по комнате и знакомится с окружающим миром. Слепота на­кладывает свой отпечаток: мальчик забивается в укромные уголки и часами прислушивается к че­му-то. Но богатая нервная организация берет свое, полнота восприятия достигается с помощью слуха и осязания. Большую роль играет слух, мальчик да­же изучает комнаты по звукам.

Петрусю три года. Максим и мама ведут его на весеннюю прогулку. От обилия новых, непонят­ных ощущений мальчику становится плохо, он па­дает в обморок, несколько дней находится в бреду. Тогда с незнакомыми ощущениями решают знако­мить мальчика постепенно: открывают окна, вы­водят Петруся на крыльцо, в сад, водят по комна­там. Мать объясняет ему звуки, дядя дает понятие о размерах. Дядя Максим выписывает книги по фи­зиологии, психологии и педагогике, осознав, что бо­роться можно не только саблей, а любым доступ­ным орудием. Он утверждается в убеждении, что слепота Петра - проявление его «таинственного предназначения ».

Когда мальчик знакомится с новыми явления­ми мира, он восторгается, но часто лицо отражает его страдальческие усилия. На пятом году он уве­ренно бегает по комнатам, посторонним кажется, что мальчик просто странно сосредоточен, а не слеп. По двору еще ходит с трудом, постукивая палкой. Без палки передвигается ползком, иссле­дуя по пути разные предметы. В один из тихих летних вечеров мальчик слышит звуки свирели из конюшни. Музыка пленяет его так, что однаж­ды ночью Петр пробирается в конюшню к Иохиму и с тех пор приходит слушать его игру каждый вечер. Эти вечерние часы становятся самым счастливым временем для Петруся, но мать рев­нует его и выписывает из города венское пианино, чтобы привлечь внимание сына. Мальчика пугает громкий инструмент. Непосредственное музыкаль­ное чувство Иохима берет верх над отточенной тех­никой Анны Михайловны.

Но, принимая слепоту сына как собственный не­дуг, она видит в соперничестве с Иохимом источник страданий. Скоро мать Петруся ощущает в себе приливы того же живого ощущения мелодии и на­чинает играть тихие украинские песни. Теперь Иохим с Петрусем приходят слушать музыку под ее окном. Анна Михайловна победила, Иохим на­учил ее, чем привлечь ребенка. Петрусь знакомит­ся со звуками, дотрагиваясь до клавиш. Максим относится к музыкальным экспериментам терпи­мо, но у него возникает чувство разочарования: музыка - великая сила, но песня говорит не од­ному слуху, она «будит мысль в голове и муже­ство в сердце». Максим предлагает Иохиму спеть историческую песню и успокаивается, видя, что глубокая натура племянника откликается на об­разы песни.

Благодаря установленному Максимом режиму мальчик не вырастает беспомощным, наводит по­рядок в своих вещах, у него особая гимнастика, а на шестом году дядя дарит ему лошадку. Мать считает эту затею чистым безумием, но через два- три месяца Петрусь ездит в седле рядом с Ио­химом, который помогает его на поворотах. Слепота не мешает правильному физическому развитию мальчика, ее влияние на нравственный склад ре­бенка ослаблено. Особое значение в жизни Пет­руся приобретает слух. Он учится сам играть на свирели, полюбил и пианино, но его нельзя взять с собой в поле. От песни Петрусь приходит к изу­чению истории, литературы. Дядя Максим знако­мится со специальными приемами обучения слепых и дает восьмилетнему мальчику первые уроки. Казалось, Петрусь не осознает своей слепоты, но в его характере появляется недетская грусть. Мак­сим приписывает это недостатку общения с деть­ми, но приглашенные в усадьбу дети сторонятся «панича».

В соседнем имении меняется арендатор. Сосе­дями Попельских становятся старики Яскульские с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Девочка не дичится посторонних, но предпочитает собст­венное общество, отличается рассудительностью, задумчивостью и солидностью.

Однажды Петрусь сидит один на холмике и иг­рает на свирели. Закончив играть, он слышит чьи- то шаги. Это соседская девочка. Мальчик не любит, когда его уединение нарушают, и на вопрос Эве­лины, кто так хорошо играл, он отвечает нелюбез­но. Но девочка не уходит, и Петрусь ее прогоняет: «Почему вы не уходите? Я не люблю, когда ко мне приходят. Уйдите! Уйдите!» Девочка называет со­седа гадким мальчишкой, но тут Петрусь уходит, его позвали к чаю. На следующий день Петрусь уже не досадует - ему хочется, чтобы Эвелина пришла опять. Он вспоминает ее приятный спо­койный голос. Знакомые дети всегда громко кри­чали и смеялись, но никто не говорил так приятно. Мальчик жалеет, что обидел ее: вдруг она никог­да не вернется?

Девочка появляется только на четвертый день. Петрик окликает ее, они играют вместе, потом он решает ощупать ее лицо и пугает этим. Девочка плачет и уходит. Петрусь чувствует первое униже­ние калеки и горько рыдает. Эвелина возвращает­ся, успокаивает его и просит не пугать. Петрусь признается ей, что он слепой. Девочка обнимает его и тоже горько плачет. Через некоторое время дети успокаиваются.

Эвелина узнает, что Петрусь не знает солнца, но умеет читать даже по-французски. Ему не хочет­ся идти домой, но Эвелина обещает прийти к нему завтра.

Она приходит, и Петрусь слышит ее шаги у ка­литки из комнаты. Мать мальчика встречает девочку с радостью. Между соседями завязыва­ются хорошие отношения, Эвелине разрешают учиться вместе с Петриком. Это оказывается по­лезным для обоих. Дружба эта воспринимается родными мальчика как дар судьбы. Петрусь уже не ищет уединения - он нашел общение, которо­го не могла ему дать любовь взрослых. Эвелина оказывается тем человеком, для которого забота о другом -- органическая потребность. Мать и дя­дя Петруся думают, что теперь душевное разви­тие мальчика пойдет тихим и ровным ходом. Но они ошибаются.

Максим понимает, что не он один влияет на маль­чика, у Петруся случаются неожиданные проблес­ки, которых Максим пугается: племянник говорит, что видел сон, пытается увидеть цвет через музы­ку. Дядя считает, что это лишнее, мальчику надо свыкнуться со слепотой.

Но бессознательно протестует сама природа. У мальчика появляются какие-то смутные пред­чувствия и порывы. Как ни старается дядя устра­нить внешние факторы, мальчик ощущает внут­реннюю неудовлетворенную потребность видеть. Природная живость мальчика постепенно исчеза­ет, появляется склонность к уединению.

Только общества Эвелины он ищет. Петр при­ближается к критическому возрасту между отро­чеством и юностью.

Проходит несколько лет. В усадьбе ничего не меняется: Петр по-прежнему остается центром жизни семьи, растет, как тепличный цветок. Мать видит, что его душа еще в полусне, отец привык, что в доме все делается само собой, Максим с тру­дом выносит это, но считает, что душе воспитан­ника необходимо окрепнуть.

Сам Петр находится в чутком ожидании чего- то, дремлющего в душе. За стенами поместья бур­лит жизнь. Максим решает, что Петру необходим глоток свежего воздуха, и приглашает в поместье гостей - своего старого товарища Ставрученку и двоих его сыновей с приятелем-кадетом. Ставрученко - крепкий старик, похожий на гоголевско­го Бульбу, помещик ведет с молодежью разговоры про правильную жизнь. Молодые люди обсужда­ют планы на будущее. Эта волна споров, надежд и ожиданий находит на Петра, и он осознает себя лишним на свете. Разговоры проходят без его учас­тия, Анна Михайловна страдает, Эвелина негоду­ет, но дядя Максим приглашает гостей приезжать еще. Он сознательно пробивает брешь в стене, окружающей слепого, чтобы дать ему живые впе­чатления. Через две недели молодежь опять на­носит визит Попельским. Эвелина чувствует, что ее манит тот мир, о котором она, как и Петр, не зна­ет. Петр чувствует это и уходит от гостей. Эвели­на идет за ним.

Проходя по саду, она становится свидетельни­цей разговора Максима с сестрой. Он говорит Ан­не Михайловне, что мешать свободе Эвелины, пор­тить ей жизнь и лишать ее выбора он не может, она должна все решить сама.

Когда девушка находит Петра, она возмущает­ся поступками Максима, но потом заключает, что они с Петром поженятся и у них будет одинаковая жизнь, а то, о чем говорит молодежь, - это не для всех. Петр изумлен. Они понимают, что не могут друг без друга. Горе в душе Петра смолкает, и он чувствует в Веле не только друга детства.

Гости и хозяева сидят в маленькой гостиной, Петр приходит и садится к пианино. Музыкой он пытается выразить свое состояние. Слушатели покорены. Когда Петр заканчивает играть, к нему бросаются те молодые люди, которым он завидо­вал, и пожимают руку, предсказывая ему широ­кую известность. Один из молодых Ставрученков, студент консерватории, восхищен манерой испол­нения Петра. Петрусь впервые становится цент­ром оживленного разговора, в душе его - гордое осознание собственных сил: он тоже может что-то сделать в жизни.

В усадьбе становится светлее и радостнее, Ан­на Михайловна будто молодеет, Максим чаще шу­тит, Петр полон желания получить серьезное свое музыкальное образование. Ответный визит к Ставрученкам Петр делает охотно, теперь он чувству­ет себя в обществе свободнее, как равный участ­вует в беседе. Все едут в монастырь неподалеку от имения Ставрученков. Сворачивают к могиле погибшего в сражении с татарами Игнатия Карого. Там же похоронен его слепой бандурист Юрко, со­провождавший Карого в походах и боях. Максим говорит, что молодым предстоит та же борьба, а где - каждый найдет сам, В монастыре они встречают слепого звонаря Егора, очень похожего на Петра в жестах, движениях бровей. Петр раз­говаривает с ним. Звонарь тоже слеп с рождения и озлоблен, а вот другой, Роман, ослеп позже и ви­дел свет, помнит свою мать, он добрый. Разговор их, затаившись, слушает Эвелина. После Петр уединяется в саду и приходит в дом только ночью. Он мрачнеет, и на лице его появляется выраже­ние горечи. Он считает теперь, что все слепорож­денные злы. Максим, не зная о визите на коло­кольню, выспрашивает все у Эвелины, и в голове его зреет решение.

Эвелина с родителями уезжает в гости, Петр скучает по ней. К нему возвращаются тяжелые сны детства. Душевный кризис осложняется. «Зачем жить слепому» - вот что его тревожит. Он пыта­ется понять цвет, Максим старается объяснить ему все, в том числе и то, что он эгоистично носит­ся со своим горем.

Петр возражает: «Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и сле­пых вовсе не нужно окружать заботой: это боль­шая ошибка… Слепых нужно выводить на дорогу и оставлять там, - пусть просят милостыню». Он признается в том, что завидует звонарю Егору, думает, что от лишений страдал бы меньше, чем от участия.

На церковный праздник Максим с племянни­ком идут поклониться чудотворной иконе и встре­чают слепых нищих. В их голосах слышна жалоба физического страдания и полной беспомощности.

Петр пугается, хочет уйти, но дядя заставляет его подать слепым и говорит о его «сытой зависти к чужому голоду», приглашает одного из слепых, Федора Кандыбу, прийти к ним. На другой день у Петра начинается горячка, но молодой организм справляется с болезнью. Петр благодарит дядю за урок.

Максим и Петр уезжают вдвоем в Киев якобы учиться у известного пианиста. Вместо уроков Петр с Федором Кандыбой и другими слепцами идет поклониться Почаевской Богоматери. Возвращает­ся домой он с двумя слепыми, в нищенской одеж­де. Максим приезжает из Киева, откуда он писал, чтобы ввести в заблуждение сестру. Петр совер­шил паломничество, чтобы помолиться об исцеле­нии. Глаза его не стали видеть, но прозрела душа. Поездка в Киев откладывается на год.

Осенью Эвелина объявляет родителям о своем решении выйти за Петра замуж. Начинается «моло­дое тихое счастье», Петру сообщают о возможности стать отцом. Иногда он ходит к Кандыбе в новый дом и рассказывает о своих планах. Рождается ре­бенок. Петр боится, что он слеп, но мальчик видит. Это молнией зажигает для Петра, свет и на мгнове­ние, как ему кажется, он видит мать, жену и Мак­сима, а потом теряет сознание.

Проходит три года. Слепой музыкант дебюти­рует в Киеве. Вокруг него ходят слухи, один не­обычнее другого. Петра сопровождают жена и Мак­сим. В музыке дядя Петра слышит уже не одни горестные стоны, не одно слепое страдание, а ощу­щение счастливой жизни. В ней сквозь яркую ме­лодию все настойчивее пробивается песня слепых: «Подайте слипеньким ради Христа…».

Максим понимает, что сделал свое дело и не да­ром прожил на свете: «Он прозрел… На место… эгоистического страдания он носит в душе ощу­щение жизни, он чувствует и людское горе, и люд­скую радость, он прозрел и сумеет напомнить счаст­ливым о несчастных».

4.3 (85.71%) 14 votes

Здесь искали:

  • слепой музыкант краткое содержание
  • краткое содержание слепой музыкант
  • короленко слепой музыкант краткое содержание

Слепой музыкант

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

Отец Петра - человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду "опасным забиякой" и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового "бойца за дело жизни".

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него, В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима, Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора, С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним - слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий - тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её... Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалеку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.

Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своем счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.

У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки "Контракты", многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.