Серийных убийц мы чаще всего представляем себе мужчинами. Трудно представить себе, что нежная и хрупкая женщина способна убивать людей направо и налево из одного лишь изощренного злодейства. Между тем, подобных злодеек-маньячек, от деяний которых кровь стынет в жилах, в истории мировой криминалистики немало.

Джейн Топпан

Джейн Топпан, творившая свои зверства в конце XIX века, считается первой женщиной-маньяком Америки. Она росла без матери, а ее отец страдал психическим заболеванием. Еще в детстве он отказался от Джейн и ее сестры, отдав дочерей в приют. Оттуда ее забрала Энн Топпан, которая, однако, рассматривала ее как прислугу, а не как приемную дочь. Подросшая Джейн выучилась на медсестру и устроилась на работу в больницу. Там она проводила садистские эксперименты над пациентами, вводя им сильные дозы морфия. Как она позднее призналась полиции, она чувствовала сексуальное возбуждения, пробуя себя в роли бога, держащего в руках человеческую жизнь. Первой жертвой Джейн стала ее сводная сестра, дочь Энн Топпан, которую она отравила стрихнином. Затем она устроилась сиделкой к пожилому мужчине, предварительно убив его жену, и убила его и двух его дочерей. Когда в 1901 году Джейн арестовали, она призналась в убийстве 31 человека, заявив, что ее целью было "убить как можно больше людей". Джейн Топпан признали невменяемой и поместили в психиатрическую лечебницу, где она и провела остаток дней.

Элизабет Батори

О "кровавой графине" Элизабет Батори, жившей в Венгрии в XVI-XVII веке, слагали страшные легенды еще при жизни. Выйдя замуж в 15 лет, графиня Батори попросила мужа построить в замке пыточную камеру, которая на долгие годы стала основным местом ее кровавых развлечений. С помощью своих приближенных служанок Элизабет похищала деревенских девочек и молодых девушек и глумилась над ними в пыточной, пока они не умирали от мучений. По слухам, она заставляла своих жертв есть собственную плоть и собственноручно выпускала им кровь, чтобы принимать кровавые ванны. Впрочем, историки считают, что кровавые ванны "графини Дракула" - скорее всего, легенда. Но истории о ее многочисленных жертвах - чистая правда: это установили венгерские власти, которые не могли больше закрывать глаза на злодеяния графини. В ее замке были обнаружены десятки изуродованных трупов. Всего же число ее жертв, по примерным подсчетам историков, превышает шесть сотен. И сегодня Книга рекордов Гиннеса называет ее самой кровавой женщиной-убийцей в истории. Лишь влияние семейства Батори спасло ее от суда: в 1610 году ее отправили в пожизненное заточение в венгерский замок Чейте.

Мари Дельфина Лалори

Воплощенная на экране Кэти Бейтс в "Американской истории ужасов", Дельфина Лалори долгие годы наводила ужас на Новый Орлеан. В XVIII веке она принадлежала к одной из самых богатых и влиятельных семей города. В своем богатом доме во Французском квартале она, чувствуя себя в полной безопасности, убивала и пытала чернокожих рабов, к которым никто не мог прийти на помощь. Лишь когда в ее доме случился пожар, деяния Дельфины Лалори выплыли наружу. Когда пожарные ворвались в пылающий дом, они нашли на кухне прикованную цепью пожилую чернокожую женщину, а на чердаке - комнату, где были заперты рабы в ошейниках с шипами. Их тела носили следы пыток и издевательств. Прибывшая полиция обнаружила в доме несколько пыточных комнат, а рассказы рабов о жестокости Лалори даже полицейских заставляли холодеть от ужаса. Но Дельфина Лалори не понесла наказания: она сумела сбежать, и ее следы затерялись в Европе. А ее дом по-прежнему можно увидеть в Новом Орлеане; не так давно его зачем-то купил актер Николас Кейдж. Может, полицейским не мешает присмотреться к нему поближе?

Нэнни Досс

Пресса прозвала ее "хихикающей Нэнни" за постоянную кривую улыбку, которая не сходила с ее лица во время допросов. Нэнни Досс. Она родилась в 1905 году в Алабаме. Она росла вместе с братом и тремя сестрами, страдая от жестокости властного отца. В семь лет она сильно ударилась головой и много лет страдала от головных болей. Позднее она заявила, что именно травма впервые разбудила в ней садистские наклонности. Она была замужем пять раз, при этом четверо из ее мужей погибли от ее руки. Кроме того, в списке ее жертв числились ее собственная мать, одна из свекровей, сестра и внук. В качестве орудия убийства Нэнни всегда пользовалась мышьяком. За каждого из убитых родственников она получила солидную страховку, хотя позднее, на допросах, призналась, что деньги никогда не были ее целью. В 1955 году Нэнни Досс приговорили к пожизненному заключению; десять лет спустя она скончалась в тюрьме от лейкемии.

Амелия Дайер

Родившаяся в 1837 году в Британии, Амелия Дайлер была старшей из пяти детей в семье. Помимо младших братьев и сестер, в детстве ей приходилось постоянно ухаживать за матерью, страдавшей от психического заболевания. Подросшая Амелия пошла учиться на медсестру и часто привечала под своей крышей молодых девушек, забеременевших вне брака, и брала под опеку их малышей. Затем она стала "беби-фермершей" - именно так назывались в XIX веке в Британии женщины, которые ухаживали за внебрачными детьми, от которых отказались родители, и впоследствии передавали их для усыновления. Впрочем, Дайер не собиралась заботиться о детях - получив деньги их, она убивала их, собственноручно закапывала где-нибудь в безлюдном месте и набирала новых воспитанников. Чтобы замести следы, она несколько раз переезжала из города в город, но, в конечном итоге, была арестована по обвинению в четырех убийствах и повешена. Однако следствие, не закончившееся и после ее смерти, установило, что реальное число ее жертв было гораздо больше - возможно, несколько сотен. Амелия Дайер до сих пор считается самой кровавой детоубийцей в Британии.

Миюки Ишикава

Родившаяся в 1897 году в Японии, Миюки Ишикава была профессиональной акушеркой. Ее жертвами становились новорожденные младенцы. Токийский госпиталь, где она работала, постоянно был переполнен, причем рожали там, в основном, бедные женщины, которые были не в состоянии прокормить своих детей. Миюки решила помочь малышам и их матерям - но страшным способом: вместе со своими сообщниками из числа врачей госпиталя она убивала только что родившихся малышей. Она либо оставляла детей без ухода, из-за чего они вскоре умирали, либо убивала их своими руками. Через некоторое время она даже стала требовать с матерей деньги за свои смертельные услуги, заявляя, что это обойдется им дешевле, чем воспитание младенца. Лишь после того, как полиция случайно нашла тела пятерых младенцев, Ишикава и ее муж-сообщник были арестованы. Ее приговорили к 8 годам тюрьмы, однако через четыре года она была отпущена на свободу и дожила свой век на покое.

Эйлин Уорнос

О злодеяниях Эйлин Уорнос теперь знают все - благодаря фильму "Монстр", где ее роль сыграла Шарлиз Терон. Она родилась в 1956 году в проблемной семье: ее отец еще до рождения дочери попал в тюрьму по обвинению в педофилии. Мать бросила ее, и Эйлин усыновили бабушка с дедушкой. В 11 лет она уже регулярно сбегала из дома, занимаясь проституцией и употребляя наркотики. Позднее она обвинила своего деда в том, что тот регулярно насиловал ее и позволял пользоваться ею своим приятелям. Вскоре она родила ребенка и, отдав его на усыновление, окончательно ушла из дома. В 1989 году она впервые убила своего клиента, забрав его деньги и вещи. В общей сложности, она убила таким образом семерых мужчин. После очередного убийства Эйлин Уорнос была арестована, приговорена к смерти и казнена в 2002 году.

Карла Хомолка

Карла Хомолка родилась в 1970 году в Канаде. Вместе со своим мужем, серийным насильником Полом Бернардо, она убила двух девочек-подростков и собственную сестру. Пол всегда испытывал нездоровое влечение к младшей сестре Карлы, Тамми. По сговору с мужем Карла пригласила Тамми к ним на ужин, подсыпав ей в еду снотворное. Пол изнасиловал спящую 15-летнюю девочку, однако во время акта Тамми проснулась. Ее начало тошнить, и на глазах у сестры она захлебнулась в собственной рвоте. Карла и Пол сами вызвали полицию, заявив, что застали Тамми уже в таком виде. Смерть девочки списали на несчастный случай. После этого жертвами пары стали еще две девочки-подростка, которых Карла и Пол долго насиловали и пытали прежде, чем убить. В конце концов, пара была арестована. Пол Бернардо был приговорен к пожизненному заключению. Карла же, заявив, что действовала под влиянием мужа, заключила сделку со следствием и получила лишь 12 лет тюрьмы. Выйдя на свободу, она вновь вышла замуж и, сменив имя, уехала из страны.

Доротея Пуэнте

"Смертельная домовладелица" Доротея Пуэнте была владелицей пансиона в Калифорнии, где хладнокровно убивала своих постояльцев. Впервые Пуэнте попала в тюрьму в 1960-м по обвинению в содержании публичного дома. Выйдя на свободу, она обзавелась собственным пансионом, где проживали, в основном, пожилые люди. Она убивала их, чтобы воспользоваться их деньгами и чеками социального обеспечения. Чтобы не затруднять себя копанием ям, она привлекала заключенных, приговоренных к исправительным работам, и те занимались рытьем могил, не зная, что делают. Однако после того, как исчезновение одного из постояльцев заметили, в пансион Пуэнте пришла полиция. В общей сложности, ей предъявили обвинение в девяти убийствах, приговорив к двум пожизненным срокам заключения. Доротея Пуэнте умерла в тюрьме в 82 года, до конца жизни так и не признав себя виновной.

Кристин Гилберт

Медсестра Кристин Гилберт была осуждена за систематические убийства пациентов Центра ухода за пожилыми людьми, куда она устроилась в 1990 году, проработав, в общей сложности, около шести лет. Она провоцировала остановку сердца у пациентов, вводя им смертельные дозы эпинефрина, а затем возвращала их к жизни. Подобно Джейн Топпан, она испытывала сексуальное возбуждение, балансируя на грани чужой жизни и смерти. Однако не всегда Гилберт могла - и хотела - вернуть свою жертву к жизни. Долгое время в Центре ничего не подозревали, и обилие смертей пожилых пациентов в ее дежурство списывали на случайность, в шутку называя девушку "ангелом смерти". Однако вскоре у коллег Гилберт возникли подозрение, и они инициировали полицейскую проверку. Следствие доказало причастность Гилберт к гибели семи человек, однако число ее предполагаемых жертв, скорее всего, исчисляется десятками. В 2001 году она была приговорена к пожизненному заключению без права помилования.

Беверли Аллитт

В 1993 году британская медсестра Беверли Аллитт была обвинена в убийстве четырех детей. Работая в детском отделении больницы в Линкольншире, она пыталась убить и других пациентов. Беверли вводила детям огромные дозы инсулина, пытаясь вызвать передозировку. Смерти детей долго оставались загадкой: ведь все погибшие и пострадавшие пациенты, младшему из которых было всего семь недель, поступали в клинику с легкими заболеваниями вроде простуды. В общей сложности, она пыталась лишить жизни 13 детей. После этого возросшее число сердечных осложнений в клинике вызвало подозрение врачей, и полиция начала расследование. Беверли Аллитт, так и не признавшаяся в том, что именно толкнуло ее на убийства, была приговорена к пожизненному заключению.

Хуана Барраса

Хуана Барраса по прозвищу "убийца старушек" - мексиканская рестлерша и самая, пожалуй, известная в Мексике серийная убийца. Жизнь с самого начала не баловала ее. К 16 годам у нее за плечами были жизнь в проблемной семье, два выкидыша и занятия проституцией. В конце концов, она начала карьеру в профессиональном рестлинге, выступая на ринге под псевдонимом "Леди Тишина". В свободное от боев ночное время она выходила на улицы Мехико и убивала пожилых женщин, душа их шнуров или забивая до смерти. Точное число ее жертв неизвестно: полиции удалось доказать ее причастность к 11 убийствам, однако следствие полагает, что на ее совести - не меньше 50 трупов. За свои преступления Барраса была приговорена к 759 годам заключения.

Джоанна Деннехи

В 2013 году небольшой британский городок Питерборо был потрясен совершенной здесь серией убийств. Местные жители пришли в ужас, узнав, что убийства, в общей сложности, троих мужчин совершила молодая местная жительница Джоанна Деннехи. Всех трех жертв она забила до смерти. Помимо трех жертв, на ее счету - несколько покушений на убийства, причем их жертвы тоже были мужчинами. Джоанна заявила, что убивала своих жертв "ради удовольствия", и что она "обожает убийства". Деннехи приговорили к пожизненному заключению. Впрочем, на нее это не произвело особого впечатления: слова судьи о том, что она встретит смерть за решеткой, она встретила громким смехом.

Розмари Уэст

Родившаяся в 1953 году в Британии, Розмари Уэст все детство подвергалась насилию со стороны отца. Когда она встретила своего будущего мужа, Фреда Уэста, это оказалось для нее настоящим спасением - она сбежала к нему и больше никогда не появлялась в отчем доме. Правда, спаситель оказался садистом-маньяком, но супруга была ему под стать. Фред и Розмари Уэст заманивали в свой дом девочек и молодых женщин, издевались над ними, пытали и насиловали, а затем убивали. В общей сложности, начиная с 1973 года, на счету пары убийц оказалось 12 жертв. Среди них оказались приемную дочь Фреда, а также собственная дочь Фреда и Розмари, 16-летняя Хизер, изнасилованная и убитая родителями в 1987 году. Их смертельные оргии продолжались больше 10 лет. Обвинения против них выдвинули лишь в начале 1990-х. Доказательствами стали части тела жертв и трупы, которые пара годами закапывала на заднем дворе собственного дома. Фред Уэст повесился в тюрьме в 1995-м, а Розмари была приговорена к пожизненному заключению.

Майра Хиндли

Одна из самых жестоких детоубийц в современной Британии, Майра Хиндли, получила прозвище "болотная убийца" из-за места, где разворачивались ее кровавые игры. МВ начале 1960-х Майра Хиндли и ее бойфренд Йен Брейди изнасиловали и убили пятерых детей, закопав их на болотистых пустошах северной Англии. В то время убийцам было едва за двадцать, а их жертвам - от 10 до 17 лет. Пара была арестована в 1965-м. Майра Хиндли, названная прессой "самой злобной женщиной Великобритании", стала первой женщиной в этой стране, приговоренной к пожизненному заключению.

Всем нам знаком топоним «Русь», однако не каждому известно, что она разделялась по цветам. На территории древнерусского государства располагались целых три «цветных» Руси: Белая, Черная и Червонная.

Белая Русь

Между 1255 и 1260 годами в Ирландии был составлен анонимный географический трактат, в котором впервые была упомянута Alba Rusсіa («Белая Русь»). Под ней ученые обычно понимают владения господина Великого Новгорода. Это свидетельство признано первым цветовым обозначением, которое было применено к Руси.

Позднее упоминания о Белой Руси у европейских географов встречаются чаще, и что важно – до XVII века они называют так Северо-Восточную Русь. Однако уже в XVI веке название Белая Русь постепенно переходит на западнорусские (территория современной Белоруссии) земли.

Разнобой в названиях у географов неслучаен: белый цвет имеет множество значений. Одни ученые предполагали, что он обозначает независимость (русских царей в Персидских хрониках назвали «Белыми князьями» или «Ак-Падишахами»), другие видели в нем особенности внешнего вида местного населения (светлые волосы, белая одежда), третьи – сохранение православной веры.

Николай Михайлович Карамзин считал, что название Белая Русь означает «великая» или «древняя».

Активное распространение книгопечатания и появление в Европе множества географических трактатов породило большое число локализаций Белой Руси, главными из которых были Московская Русь и земли верхнего Поднепровья и Понеманья в составе Великого княжества Литовского. В самой Московии термин Белая Русь употреблялся редко. Первое его употребление приходится на май 1654 года: тогда, в самом начале русско-польской войны 1654 – 1667 годов, царь Алексей Михайлович в дарственной грамоте боярину Бутурлину назвался как «Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец». Сделано это было в связи с готовившимся присоединением белорусских и малороссийских земель. С этого времени, для Северо-Восточной Руси обозначение «Белая», везде заменяется на «Великая», а территории современной Белоруссии получают официальное название.

Черная Русь

Лингвисты выяснили, что белый, черный и красный являются тремя наиболее важными цветами в языках народов Земли. Слова-обозначения для них появляются раньше других. В качестве противопоставления белому обычно используется черный цвет.

Так, если географ называл Московскую Русь «Белой», то земли Великого княжества Литовского именовались «Черной Русью» - просто в качестве противопоставления.

В узком смысле Черной Русью называли территорию в верховьях Немана (в современной Белоруссии). Этот район очень долго оставался языческим, и христианские географы именовали его Черной Русью, то есть языческой.

Червонная Русь

Червонный означает «красный». Название Червонная Русь закрепилось за территориями западной Украины и юго-восточной Польши, на которых впоследствии было основано Русское воеводство.

Его происхождение не ясно. Вероятно, это связано с червенскими городами, за которые, согласно «Повести Временных Лет», успешно воевал Владимир Красное Солнышко. Потом Червенские города – Луцк, Холм, Перемышль и другие, отошли к Речи Посполитой, но название «Червонная Русь» сохранилось и упоминалось в более поздних источниках, начиная с XV века. Шла ли речь о прямой преемственности, или богатые и сильные города называли «червонными», красными, то есть красивыми, достоверно неизвестно.

Кто кроме Руси?

Кроме Руси, на карте Центральной и Восточной Европы был как минимум еще один этноним, также имевший «белое, черное и красное названия». Речь идет о хорватах. Красными хорватами называли прямых предков современных хорватов – южнославянскго племени, жившего на Балканах еще с раннего Средневековья. В то же время Белые хорваты, известные по той же Повести Временных Лет и трактату византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», племя восточнославянское. Их поселения располагались на южных склонах Карпат и частично входили в состав Червонной Руси. Самыми загадочными считаются Черные хорваты. Они жили на севере Чехии и относились уже к ветви западных славян. Собственно, черными хорватами называлась только их восточная группа. Вместе с западными они образовывали большое племя чешских хорватов.

Наконец, еще одно племя с цветовым маркером, оставившее свой след в этнической истории Европы - белые сербы. Зона их расселения находилась в северной Чехии и они считаются предками современных лужицких сербов – жителей Германии и Польши.

Стороны света и их цветовые маркеры

Среди некоторых лингвистов бытует мнение, что у славян (в частности, хорватов и сербов) стороны света имели каждый свой цвет: белый - запад, чёрный - север, красный (червонный) - юг. Как мы видели выше, это действительно находит подтверждение в источниках. Однако, существует мнение, что в восточных языках схема цветов и сторон света совпадает почти полностью.

Иван Билибин

Кто здесь прав, и от какого языка пошло это сопоставление сторон света с определенными цветами, сказать невозможно. Однако, вполне вероятно, что речь идет о совпадении: те же лингвисты доказали, что в человеческих языках слова для белого, черного, красного и синего цветов появляются раньше, чем для других.

Троичное деление Руси на Белую, Черную и Червонную было призвано передать этнос и регион (реже религию). В то же время, еще одной причиной путаницы было то, что существовало геополитическое двоичное деление. В XV – XVIII веках территории Руси были разделены между двумя государствами – Московской Русью и Речью Посполитой, что сильно путало историков. Связь между понятиями Белая Русь и Великая Русь/Великая Россия была относительно устойчивой, Черной Русью называли только литовские земли, а термин Малая Русь/Малая Россия соотносился как с Черной Русью, так и с Красной Русью.

Глава I. Название "Беларусь"

1. Общие сведения об этой стране.

Точные границы Беларуси никогда никем не были установлены. Этнографические границы ее определил ученый Е. Ф. Карский, написавший капитальный трехтомный труд под заглавием "Белоруссы", изданный в 1903 году. В первом томе названного сочинения он установил, что белорусы искони жили и на своем языке разговаривали в следующих губерниях бывшей Российской империи: Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской и в уездах: Городнянском, Мглинском, Новгород-Северском, Новозыбковском, Стародубском и Суражском Черниговской губернии; Дорогобужском, Ельнинском, Красненском, Поречском, Рославльском и Смоленском Смоленской губернии; Зубцовском, Осташковском и Ржевском Тверской губернии; Великолуцком, Опочском и Торопецком Псковской губернии; Августовском и Сейненском Сувалкской губернии; Жиздринском и Масальском Калужской губернии; Брянском и Трубчевском Орловской губернии; Иллукстском Курляндской губернии Новоалександровском Ковенской губернии1.

На основании одного немецкого атласа, изданного до войны 1939 года, площадь Беларуси определена в 318 641 кв. километр. Но этнографическая площадь поселения белорусского населения превышает указанную в немецком атласе. Однако, если принять во внимание уменьшенную площадь Беларуси, то все же она больше Югославии, Румынии, Италии, Чехословакии, Греции, Болгарии и многих других существующих ныне государств.

Окружающие родственные соседи всегда посягали на белорусские земли и в любое время готовы добиваться своих прав на владение ими с оружием в руках. Во избежание кровопролития вопрос о спорных областях требует справедливого решения без помощи военной силы.

Население Беларуси исчисляется в миллионах. Основываясь на статистических данных до 1939 года, на землях Беларуси проживало более 14 миллионов человек. Но вторая мировая война эти цифры сильно изменила.

Наиболее значительными городами являются: Минск, Вильно, Витебск, Могилев, Гомель, Бобруйск, Полоцк, Гродно и многие другие. Большое число городов Беларуси существует с самых древнейших времен, с Х-ХII веков. Первоначально столицей Беларуси и Великого Княжества Литовского был Новогородок (Наваградак или Новогрудок). Новогрудком он назван поляками. Позднее в историческое время столицею государства было Вильно. В наше время столицею Беларуси является г. Минск.

По роду занятия большинства населения Беларусь представляется страною сельскохозяйственною. Ее население, преимущественно сельское, искони хранит свой народный быт, свои национальные традиции, вековой уклад жизни, свой язык, христианскую веру и религиозные обряды. Эти особенности определили национальный облик народа.

В вероисповедном отношении Беларусь - страна православная. Среди ее населения есть римо-католики, евреи израилиты, татары магометане, кальвинисты и сектанты разного названия. По переписи 1909 г. римо-католиков было: в Гродненской губернии 5%, в Виленской губ. 15%, в Витебской губ. 3%, в Минской губ. 4%, в Могилевской губ. 3%2. Остальные вероисповедания представляют незначительное число, кроме евреев, которых было много в Беларуси.

Почва в основном малоплодородная, требующая удобрения и большого ухода. Белорусские крестьяне всегда отличались трудолюбием, выносливостью и любовью к своим семействам. Эти качества сильно привязывали их к родным очагам и удерживали их от отъезда в другие края для поисков труда и поселения. Жили они в больших деревнях, свои дома строили из дерева почти по одному образцу, а крыши покрывали соломой. Этот строительный материал был самый дешевый. Деревенские дома располагались по обеим сторонам улицы, что придавало специфический вид белорусской деревне, которая обычно была густо заселена. Постройки стояли вплотную одна к другой, вследствие малой площади, занимаемой ими. Бедность сельского населения и малоземельность были причиною скученности белорусской деревни.

По природе белорусские крестьяне миролюбивы, терпеливы и благожелательны. Благодаря таким качествам соседи жили в мире, в праздничные дни навещали друг друга, а в беде взаимно помогали. В советское время вековой быт и народный характер белорусов сильно изменился под влиянием соответствующей пропаганды, а вместе с этим изменилось и мировоззрение белорусского селянина. Создан новый тип человека, мало чем похожий по своему духовному облику на прежний, традиционный. Белорусская деревня под советской властью изменила свое лицо до неузнаваемости.

Природные богатства Беларуси надлежащим образом не исследованы. В недавнее время в недрах земли обнаружены залежи торфа; особого рода глины для выделки извести, цемента, бетона, канализационных труб, керамики; найдены слои каолина для фаянсовых и фарфоровых изделий, залежи каменной соли, нефти, бурого и каменного угля, железной руды, горючих сланцев, руды, цветных металлов, песка для выделки стекла и стеклянных изделий, а также открыты источники минеральных вод хлористо-натриевого типа. Эти природные богатства послужат на пользу развития страны.

Беларусь всегда славилась своими лесами. В древности в них водились туры, зубры, олени, лоси, кабаны, косули, росомахи, рыси, волки, лисицы, соболи, куницы, выдры и другие лесные звери, а также множество пернатых. Польские короли и российские императоры приезжали сюда на охоту. Впоследствии бесконтрольное уничтожение лесов и алчное истребление диких и редких зверей привело к тому, что многие виды их исчезли из белорусских лесов.

Страну орошают большие реки, из которых главными являются: верхний Днепр с притоками: Сож, Беседь, Березина, Друт и др.; Припять с притоками: Птичь, Случь, Лань, Ясельда; Неман с притоками: Вилия, Щара, Уша; Западный Буг с Наревом, Супраслью, Бобром; Западная Двина с притоками: Межа, Улла, Дисна, Полота; есть также много больших и малых озер. В реках и озерах водилось много рыбы, но рыбный промысел не был развит.

2. Происхождение названия "Беларусь".

Это название составляется из двух слов: "Белая" и "Русь". Исторически известно, что в старину существовали названия: Червоная Русь, Галичская Русь, Холмская Русь, Черная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь.

Некоторой аналогией в этом отношении служат названия морей. Морская вода везде по цвету и качеству одинакова, а между тем люди называют: Белое море, Черное море, Красное море, Желтое море. Очевидно, что цвет прибрежных скал и нависших грозовых туч способствовали появлению этих названий.

Мнения в вопросе о причинах возникновения разных названий Руси существуют разные, но наиболее правдоподобными представляются те, которые высказывают следующие положения. "Белая Русь" получила свое название от шерстяной и холщовой самодельной ткани белого цвета, из которой местные жители изготавливали для себя одежды с незапамятных времен. "Черная Русь" названа от дремучих и темных лесов и пущ, покрывавших некогда огромные пространства этой области. От города Червеня, существовавшего с Х века, произошло название "Червоная Русь"3. Город Холм, основанный в ХIII веке галичским князем Даниилом Романовичем на высоком холме в лесу, дал название "Холмская Русь". "Галичская Русь" названа от древнего стольного города Галича. Эта область названа австрийцами Галицией. "Малая Русь" как название стало известно впервые в ХIII веке, когда холмско-белжский князь Юрий Андреевич, владевший и Галичской Русью, именовал себя князем "Малой Руси". Отсюда это название распространилось на Волынь и Киевскую Русь. Юго-восточные области Киевской Руси уже с ХII века назывались Украиной4. Название "Великая Русь" появилось с образованием Московского государства. Таким образом, все названия Руси сложились в далекие времена и имеют за собою историческую традицию.

Когда Московское государство стало называться Россией, то Беларусь назвали "Белоруссией". Но Белая Русь или Беларусь Россией или Руссией никогда не называлась в исторические времена. "Беларусь" или "Белая Русь", и "Белоруссия" или "Белая Россия" понятия разные и неприменимы к одной и той же стране.

Коренные жители Белой и Черной Руси искони называют свою родину "Беларусь". Это название правильно, и его мы употребляем в настоящем труде.

Иностранцы ошибочно переводят на свои языки слово "Белая" и таким образом искажают собственное имя "Беларусь". Так, например, поляки пишут "Бяларусь", украинцы "Бiларусь", немцы "Вайссруслянд", англичане "Уайтраша", французы "Бляншрюсс". Однако после второй мировой войны эта ошибка исправляется по почину Организации Объединенных Наций. По примеру этой организации Беларусь в международной политике стали называть "Вiеlorussia". Этим термином пользуются газетные репортеры и журналисты.

Некоторые белорусские националисты польско-католической ориентации пытались переименовать Беларусь в Крывию. Но это искусственное название не привилось в белорусских народных массах. Не нашло оно признания и за границей среди политиков и ученых разных европейских стран.

Где-то во второй половине ХIХ в. Беларусь была названа "Северо-Западным краем". Такое название, данное российскими государственными властями, имело чисто национально-политический характер. Его придерживались все российские историки, которые писали о Беларуси. После первой мировой войны оно отпало само собой и совершенно забылось, оставшись только в исторической литературе на русском языке.

Коммунистическая власть, завладевшая Беларусью в 1918 году, назвала ее "Белорусская Советская Социалистическая республика", сокращенно "БССР". Верховная власть этой республики находилась в Москве. После второй мировой войны советская коммунистическая власть ввела в организацию Объединенных Наций отдельного делегата от Беларуси, который стал заседать там наравне с другими делегатами этой международной организации. В такой форме Беларусь вступила на арену мировой политической жизни.

3. Слово "Русь".

Происхождение этого слова точно не установлено исторической наукой. Мнения ученых расходятся в этом вопросе. Одни производят его от варяжского племени, из которого вышли первые князья на Руси: Рюрик и Олег. Это мнение находит подтверждение в старинной Ипатьевской летописи ХIV века, где говорится: "И изгнаша Варягы за море и не даша имъ дани и почаша в себе володети и не бе в них правды и въста родъ на родъ и быша оусобице в нихъ и воевати сами на ся почаша и рекоша: поищемъ сами в собе князя иже бы володелъ нами и рядилъ по ряду, по праву. Идоша за море к Варягомъ к Руси, сице бо звахуть ты Варягы Русь"5. Здесь идет речь о псковских и новгородских славянах. Другие историки доказывают славянское происхождение слова "Русь".

Откуда бы это слово ни произошло, но на заре исторической жизни русского народа оно уже было известно. В древнем документе времен киевского князя Олега, в договоре его с греками в 911 году, записано: "Аще оукрадет Русинъ что либо оу крестьянина или пакы хрестьянинъ оу Русина"6. В договоре кн. Игоря с греками в 944 году говорится: "Аще убьет хрестеянин Русина или Русинъ хрестеянина... да убьют и"7. Под "хрестеяниномъ" или "крестьяниномъ" подразумевается православный грек. Греки в то время были христианами, а русины находились еще в язычестве. В "Омилiях" 51 и 52 Константинопольского патриарха Фотия (878-886) сказано: "Росы - народ скифский и грубый"8. Приведенные летописные свидетельства подтверждают, что слова "Русь" и "русин" возникли очень рано в жизни славянских племен, которые прозваны Русью.

Это название появилось сперва в Киеве с приходом сюда на княжение Олега (ум. 912). Летописное сказание приписывает ему изречение о Киеве следующего содержания: "Се буди мати градом руськым". Из Ипатьевской летописи известно, что в дружине Олега служили: "Словѕны, и варязи, и прочи прозвашася Русью"9. Отсюда видно, что вся разноплеменная дружина кн. Олега называлась "Русь". Это название существовало также при его преемниках. В Лаврентьевской летописи говорится: "Иде Володимер к ляхом и зая грады их Перемышль, Червень и ины грады, иже суть и до сего дне под Русью"10. Это свидетельство указывает, что слово "Русь" распространилось из Киева на все славянские племена, которые попали под власть киевских князей.

Первоначально Киевское княжество называлось Русской землей. Так, например, великий князь Мстислав Владимирович писал о себе: "Се азъ Мстиславъ Володемерь сынъ держа Руську землю"11.

Киевское влияние особенно усилилось после крещения Руси в 988 году. Проповедь христианской православной веры была занесена во все концы обширного Великого Киевского княжества. Вместе с Христианством закреплялось название "Русь" среди славянских племен, объединенных церковным и княжеским центром в Киеве.

Название "Росiя" появилось среди греков. Грекам было легче произнести слово "рос", чем "рус". От этого "рос" они произвели "Росiя". Греческие монахи, исправлявшие церковно-богослужебные книги в Москве в первой половине ХVII века, распространили это название по Руси. По примеру греков начали писать слово "Росiя" киевские богословы ХVII в. в церковных книгах. Они же образовали название "росiяне", по образцу греческого "рос" вместо родного "русин" или "рус", употреблявшихся с IХ века на Руси. При имп. Петре Великом "Росiя" стала общеупотребительным официальным названием. С того времени это название утвердилось за Русским государством, долгое время называвшимся Московским.

В названии "Россия" принято писать сдвоенное "с". Известный русский ученый и издатель толкового словаря В. Даль писал в своем сочинении (том Х) по этому поводу следующее: "Почему, землячекъ, ты пишешься Русскiй, а не просто Рускiй? Если тебя и смущаютъ слова: Россiя, россiйскiй екатерининскихъ временъ, то, во-первыхъ, самое слово это - высокопарное сочиненiе любителей высокого слова взаменъ Руси и рускаго; во-вторыхъ, сдвоенная буква "с" забрела въ слово Россiя изъ немцевъ... Встарь писали "рускiй" и поныне на всехъ славянскихъ наречияхъ также"12.

От слова "Россия" производные слова: "российский", "россияне", "россиянин". Если Россия, то и "российский язык", "российское государство", "российский народ", а от слова "Русь" - русский язык, русский народ, русская история и т.д. Если придерживаться названия Россия, то от него следует производить и все прочие названия.

4. Беларусь - название старинное.

Российский академик В.И. Ламанский указывает на древность названия "Белая Русь". Он ссылается на немецкого поэта конца ХIV - начала ХV вв. Петра Сухенвурт, который в своих поэмах упоминает о Белой Руси, называя ее "Weissen Renzzen"13.

Польский писатель ХIV века Ян Чарнковски, составивший интересные записки о своем времени, рассказывает о том, что литовский князь Ягайло был заключен со своей матерью "in guodam Castro Albae Russiae Polozk diсto"14, т.е. в замок под арест в Белой Руси. Подобные же указания о названии Беларуси находились в письмах Витовта 1413-1442 гг. "Во всех перечисленных местах - говорит Карский - говорится о Белой Руси, как о чем-то вполне известном, всем понятном. Отсюда естественно следует заключение, что это название было общеизвестным, живым, народным, издавна употребительным выражением"15. Академик Ламанский подтверждает, что с большой вероятностью можно полагать, что оно "древнее века Ольгердова и даже Гедыминова, что оно существовало уже в конце и даже в середине ХIII века"16.

В начале ХVII века это название было распространено в Москве. Там жителей Беларуси называли белорусцами. Патриарх московский Филарет, возвратившийся из польского плена, говорил на московском соборе в 1620 году: "Когда я был в Польском и Литовском государстве, я видел многие церковные несогласия у самих христиан православных, которые там называются белорусцами"17. У патриарха Никона, в его монастыре "Новый Иерусалим" недалеко от Москвы, находились мастеровые белорусы. В старинном описании жития этого святителя говорится: "Много пребываху иноземцев: греков, поляков, черкес, белорусцев, крещенных и некрещенных, немцев и жидов, в монашеском чину и в мирянах"18.

Это название пришло в Москву из Великого Княжества Литовского. В документах ХVII века часто встречается слово "белорусцы". В актах 1648 г., изданных в 1954 г. в Москве под названием "Отписки", находятся следующие фразы: "Литва и белорусцы на королевство не ходят", "белорусец Ивашко", "о прiиманье из-за рубежа белорусцев", "ныне де в Путивле белорусцы и черкасы многия люди живут"19. Эти данные указывают, что белорусов в ХVII веке называли белорусцами.

Беларусь как страна имела важное значение для русских царей. Царь Алексей Михайлович, временно занявший город Вильно в войне с Литвою в 1655 г., присоединил к своему царскому титулу слово "Беларусь". Его титул звучал: "Самодержецъ Великiя, Малыя и Белыя Руси". Такой же титул имели его сыновья Иоанн и Петр Алексеевичи, восседавшие на царском престоле после своего отца. Этим титулом венчались все последующие цари, императрицы и императоры России.

Православные епископы могилевские в ХVIII-ХIХ вв. титуловались епископами белорусскими. Во время господства церковной унии в Беларуси все полоцкие униатские епископы и униатский митрополит именовались белорусскими. В императорской России один из драгунских полков назывался белорусским. Это указывает, что название "Беларусь" существовало давно и имело важное значение в те времена.

5. Белорусский язык.

Белорусы имеют свой собственный разговорный язык. На этом языке они искони говорили в кругу своей семьи и друзей, слагали песни и былины, рассказывали сказки и легенды, писали летописи и сказания, составляли юридические акты и государственные грамоты, сочиняли стихотворения и повести. Этот язык объединял их в один народ белорусский.

В истории отмечается длинный многовековой период, когда белорусский язык был государственным в Великом Княжестве Литовском. На нем писали все акты государственного значения, административные и военные распоряжения, судебные протоколы и приговоры, дарственные грамоты, духовные завещания и торговые договоры. На нем произносили свои речи послы и сенаторы в сеймах, вели беседы и спорили между собою бояре и князья. Он был родным для них. Все слои населения, от князей до простых мещан и крестьян, говорили на своем родном белорусском языке. Великий князь литовский и весь его великокняжеский двор пользовались белорусским языком как родным. Таково историческое прошлое белорусского языка.

Исторических памятников того времени, писанных на белорусском языке, сохранилось много. Главнейшие из них: "Статут Казимера Ягеллона" 1492 г.; "Литовский статут" 1521-1529-1564-1566 и 1588 гг., "Трибунал вел. кн. литовского" 1581 г.; "Библия" Ф. Скарины 1517-1519 г., его же "Апостол" 1515 г., его же "Псалтирь" и "Акафисты" изд. 1551 г.; "Хроника" Быховца, изд. Нарбутом в 1846 г.; "Лѕтописецъ литовскiй и русскiй", изд. Даниловича 1827 г.; "Лѕтописецъ" Феодора Евлашевского 1546-1604 гг.; "Устав на волоки" Сигизмунда Августа 1557 г.; "Катехизис" Симона Будного и его "Оправданiе грѕшнаго человѕка" 1562 г.; "Евангелiе" Тяпинского 1580 г.; "Казанiе на осмы артыкул веры и о Антыхристу" Стефана Зизания; "Апокризисъ альбо отповедь на книжки о Соборе Берестейскомъ именемъ людей старожитной религеи греческой" 1597 г. и др. Литература на эту тему указана в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона и в "Большой Энциклопедiи".

Старый белорусский язык отличается от современного белорусского разговорного языка. Старый язык находился под влиянием церковно-славянского языка. Образцом старого белорусского языка может служить следующий отрывок из "Литовского статута" 1529 г.: "Писарь земьски маеть по руску литерами и словы рускими вси листы выписы и позвы писати а не иншым языком и словы. А присягнути маеть на вряд свой писанiй тыми словы: Ям присегаю Пану Богу и Тройцы Единому на том иж справедливе воделе Бога и того права писаного и водлуг мовенья и споров сторон ничего не прикладаючы"20. Этот образец характеризует белорусский язык ХIV-ХVI веков.

Когда Беларусь была присоединена к Польше после Люблинской унии 1569 г., белорусский язык стали засорять польскими и латинскими словами, особенно в писании государственных актов. Ополяченная шляхта переставала понимать свой белорусский язык в урядах и судах, потому что говорила только по-польски. Эта причина побудила литовско-белорусских послов в сейме в 1696 году внести предложение о замене белорусского языка польским в государственном употреблении в Беларуси. Предложение было принято всеми послами единодушно. Ни один голос не раздался в защиту белорусского языка. Таким образом, в ХVIII веке язык, бывший в Беларуси в течение четырех столетий национальным и государственным, заменен польским языком, который стал господствующим во всех государственных учреждениях и в высших слоях общества.

После раздела Польши в конце ХVIII века Беларусь была присоединена к России. На место польского пришел язык российский или русский. Во всех государственных учреждениях введен был русский язык. Скоро он занял почетное место в образованном обществе населения Беларуси. Поляки и ополяченные слои населения пользовались польским языком. Два языка - польский и русский - соперничали между собою в Беларуси. Белорусский язык остался достоянием только сельского простого люда или белорусского крестьянства, да еще некоторой части мещанства. Только после коммунистического переворота в России и создания Советской Социалистической Белорусской республики белорусский язык был введен в школах и государственных учреждениях.