Суть и смысл и мораль басни "Прохожие и Собаки" (18:14:00 12/03/2017):

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках: "Завистники, на что ни взглянут, Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают, да отстанут." По мнению Б. И. Коплана, в этой басне Крылов изобразил критика М. Т. Каченовского, резко отзывавшегося о его баснях: "Можно думать, что Крылов своей басней целил именно в «хулителей». Таким его хулителем был М. Т. Каченовский, напечатавший в «Вестнике Европы» 1812 г. (ч. 61) резкий и придирчивый разбор «Новых басен» 1811 г." (II, стр. 289)." (Б. И. Коплан) Поэт И. И. Хемницер видит мораль басни в следующем: "Все мы прохожие: каждый из нас проходит свой путь от колыбели до могилы, но каждый проходит по-своему, немногие думают о том, чтобы на этом пути оставить по себе что-нибудь доброе на память для тех, которые пойдут потом, то есть будут жить после них. Так вот здесь под прохожими-то и должно разуметь именно тех немногих, то есть таких людей, которые трудятся для общественной пользы, а под собаками - завистников, крикунов, которые, потому что сами ничего путного не могут сделать, стараются унизить труд других. Смысл же всей басни тот, что благоразумный человек, принявшись за какое-нибудь доброе дело, не должен обращать внимания ни на чьи толки, а идти своим путем, то есть продолжать свое дело: дело будет сделано и крикуны замолкнут, как замолкли собаки." (Хемницер И. И., "Басни, избранные из Хемницера и Крылова...", ред. В. Золотов, СПб, т-во "Обществ. польза", 1878 г.) Авторы книги "Пятьдесят басен И. А. Крылова" поясняют суть и смысл басни так: "Великое дело - людская молва, и в общей молве редко нет правды, но это не значит, чтобы иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, не облаяли мелкие людишки. Из-за чего? Если бы они толково указывали: "Это не так, другие не так... потому и потому...". Отчего не указать! Всякому честному, искреннему указанью, сделанному... из любви к общему благу, можно только порадоваться... А вот лает подчас негодный человек, только чтобы себя показать. Таких задорных "брехунов" Крылов изобразил в виде Моськи в басне "Слон и Моська". О том, как следует относиться к таким ослам, Моськам, говорит Крылов в басне "Прохожие и Собаки"..." (книга "Пятьдесят басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.) Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" видят мораль басни в следующем: "Говоря о сплетничестве, в басне "Прохожие и Собаки" Крылов советует никогда не обращать внимания на сплетников. Если весь их вздор и сплетни оставляются без внимания, то тогда они увидят, что бессильны и замолчат; но если только начать защищаться, то эти же клеветники поймут, что слова их не пропали даром и подымут еще больший лай." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.)


О том, как умный товарищ предложил другу пройти мимо лающей своры собак, поведает слушателям басня «Прохожие и Собаки» Крылова.

Читать текст басни:

Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой,
Как вдруг из подворотни
Дворняжка тявкнула на них;
За ней другая, там ещё две-три, и вмиг
Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.

Один было уже Прохожий камень взял.
«И, полно, братец! - тут другой ему сказал,-
Собак ты не уймёшь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю;
Пойдём вперёд: я их натуру лучше знаю».
И подлинно, прошли шагов десятков пять,
Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать.

***
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.

* - Возможно, басня направлена против М. Т. Каченовского, напечатавшего в «Вестнике Европы» придирчивый разбор «Новых басен» (1811).

Мораль басни Прохожие и Собаки:

Мораль басни – не стоит обращать внимания на завистников. Если продолжать заниматься своим делом, вскоре они замолчат. Вряд ли кому-то доставит удовольствие быть объектом зависти. Один из героев басни предлагает прогнать лающую свору камнем. Но друг останавливает его – в агрессии нет нужды. Достаточно идти вперед, и собаки замолчат. Нередко объектами зависти невольно становятся богатые, молодые, талантливые люди. Но лучший способ противостоять враждебной зависти людей – продолжать жить собственной жизнью. Со временем прецеденты, связанные с ними, останутся позади – как и стая собак в басне Крылова.


О том, как умный товарищ предложил другу пройти мимо лающей своры собак, поведает слушателям басня «Прохожие и Собаки» Крылова.

Читать текст басни:

Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой,
Как вдруг из подворотни
Дворняжка тявкнула на них;
За ней другая, там ещё две-три, и вмиг
Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.

Один было уже Прохожий камень взял.
«И, полно, братец! - тут другой ему сказал,-
Собак ты не уймёшь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю;
Пойдём вперёд: я их натуру лучше знаю».
И подлинно, прошли шагов десятков пять,
Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать.

***
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.

* - Возможно, басня направлена против М. Т. Каченовского, напечатавшего в «Вестнике Европы» придирчивый разбор «Новых басен» (1811).

Мораль басни Прохожие и Собаки:

Мораль басни – не стоит обращать внимания на завистников. Если продолжать заниматься своим делом, вскоре они замолчат. Вряд ли кому-то доставит удовольствие быть объектом зависти. Один из героев басни предлагает прогнать лающую свору камнем. Но друг останавливает его – в агрессии нет нужды. Достаточно идти вперед, и собаки замолчат. Нередко объектами зависти невольно становятся богатые, молодые, талантливые люди. Но лучший способ противостоять враждебной зависти людей – продолжать жить собственной жизнью. Со временем прецеденты, связанные с ними, останутся позади – как и стая собак в басне Крылова.