Главная > Программа

Программа по физике

Для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений

(базовый и профильный уровень)

Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – с. 115 – 120).

Учебники: 1. Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 12 – е изд. - М.: Просвещение, 2004. – 366 с. : ил.

2. Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 10 – е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2002. – 336 с, 2 л. : ил.

Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского

«Физика. 10 класс» и «Физика. 11 класс»

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях

Учебники Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского (Физика. Учебники для 10 и 11 классов) могут использоваться как в классах, реализующих базовый курс, так и в классах, естественно-научного профиля (область физики и химии), реализующих профильный курс физики. В методических рекомендациях по использованию данных учебников при обучении физике выделено базовое содержание курса (указаны параграфы учебника), а также содержание профильного курса (спланировано изучение всех параграфов учебника). Единая структура содержания обязательного минимума и изучение физики по одному учебнику на базовом и профильном уровнях создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение (при необходимости), знаний учащихся при самостоятельном изучении физики в объеме профильного курса. В газете «Физика» («Первое сентября») № 13 за 2005 г. опубликовано поурочно-тематическое планирование к данным учебникам (базовый (2 часа в неделю), экспериментальный (3 часа в неделю) и профильный (5 часов в неделю).

Пояснительная записка

Разделы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра). Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется ещё один аспект единства природы. Программа имеет универсальный характер, так как может быть использована при построении процесса обучения физике при 2- и 5- часовом преподавании, т. е. при реализации базового и профильного уровней стандарта. Единая структура содержания обязательного минимума и изучение физики по одному учебнику в базовом и профильном курсах создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение, при необходимости, знаний учащихся, при самостоятельном изучении курса физики в объеме профильного курса. Эти возможности взаимосвязи курсов базового и профильного содержания, единого представления курсов всем учащимся в средней школе показаны в табл. 2. Здесь представлено тематическое планирование курсов. При этом выделено определенное количество резервных часов и для организации повторения всего курса. Резервные часы в профильном курсе (10 ч. +10 ч.) могут быть использованы для проведения работ физического практикума. Таблицы 3 и 4 имеют единую структуру, но одна (табл. 3) отражает почасовое планирование содержания базового курса, другая (табл. 4) – профильного курса. Основой для определения содержания учебных занятий послужил обязательный минимум. При этом все вопросы обязательного минимума вошли в темы конкретных учебных занятий. Если сравнить два курса, то профильный курс физики построен методом «сложения», уточнения и расширения содержания базового курса. Базовый курс физики включает в основном вопросы методологии науки физики и раскрытие на понятийном уровне. Физические законы, теории и гипотезы в большей части вошли в содержание профильного курса. Содержание конкретных учебных занятий соответствует обязательному минимуму. Форма проведения занятий (урок, лекция, конференция, семинар и др.) планируется учителем. Термин «решение задач» в планировании определяет вид деятельности. В предложенном планировании предусматривается учебное время на проведение самостоятельных и контрольных работ. В представленном планировании выделены параграфы учебника, которые отражают физическое содержание учебного занятия. Если в профильном курсе физики спланировано изучение всех параграфов, то сложнее решить какие параграфы остаются вне учебных занятий в базовом курсе физики. Процесс систематизации знаний учащихся за базовый курс носит наряду с объясняющей функцией и предсказательную, так как и тот и другой курс должны сформировать у учащихся научную картину мира. Методы обучения физике так же определяет учитель, который включает учащихся в процесс самообразования. У учителя появляется возможность управления процессом самообразования учащихся в рамках образовательного пространства, которое создается в основном единым учебником, обеспечивающим базовый и профильный уровень стандарта. Изучение физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей :

    Усвоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно – временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно – кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории; Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости; Применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципа работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно – популярной информации по физике; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований, подготовке докладов, рефератов и других творческих работ; Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснование высказываемой позиции, готовности к морально – этической оценке использования научных достижений, уважения к учёным – физикам, сыгравшим ведущую роль в создании современного мира науки и техники; Использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Учебный процесс при этом выступает ориентиром в освоении методов познания, конкретных видов деятельности и действий, интеграции всего в конкретные компетенции. Использованы сокращения и ссылки. Например: Таблица 4 (профильный уровень): Раздел: Основы молекулярно-кинетической теории. Учебное занятие № 5. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Теория: – Учебник физики 10 кл. Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (номер по списку литературы) и соответствующие параграфы по учебнику.

Практика: – Тестовые задания для подготовки к Единому государственному экзамену 10 -11 классы и соответствующая страница.

– Сборник задач по физике 10-11 кл. Степанова Г.Н. и соответствующие номера задач.

Таблица 1

Профили и соответствующие уровни реализации стандарта

по физике

Профили

Физика

Базовый уровень стандарта *

Профильный уровень стандарта **

Физико-математический

Естественнонаучный

область физики

область химии

область биологии

область географии

Социально-экономический

Гуманитарный

Филологический

Технологический

Информационно-технологический

Индустриально-технологический

Агро-технологический

Художественно-эстетический

Универсальный

* На изучение курса физики для обеспечения базового уровня стандарта отводится 68 часов за учебный год (2 ч в неделю). **На изучение курса физики для обеспечения профильного уровня стандарта отводится 170 часов за учебный год (5 ч в неделю).

Таблица 2

Тематическое планирование базового и профильного уровня стандарта

по физике

РАЗДЕЛЫ КУРСА ФИЗИКИ 10 – 11 КЛАСС

Кол-во часов

(базовый уровень стандарта)

Кол-во часов

(профильный уровень стандарта)

10 класс

Физика и методы научного познания

Механика

Кинематика

Кинематика точки

Кинематика твердого тела

Динамика

Законы механики Ньютона

Силы в механике

Законы сохранения в механике

Закон сохранения импульса

Закон сохранения энергии

Равновесие абсолютно твердых тел

Молекулярная физика. Тепловые явления

Основы молекулярно-кинетической теории

Температура. Энергия теплового движения молекул

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Взаимные превращения жидкостей и газов

Твердые тела

Основы термодинамики

Основы электродинамики

Электростатика

Законы постоянного тока

Электрический ток в различных средах

Всего часов за 10 класс

11 класс

Основы электродинамики (продолжение)

Магнитное поле

Электромагнитная индукция

Колебания и волны

Механические колебания

Электромагнитные колебания

Производство, передача и использование электрической энергии

Механические волны

Министерство образования Российской Федерации

Программы

для общеобразовательных учреждений

Физика. Астрономия

7 - 11 классы

Астрономия


Общего и дошкольного образования

Министерства образования

Российской Федерации

Москва 2004

073.3) ББК 74.262.22 П78

Составители: Ю. И. Дик, В. А. Коровин, В. А. Орлов

Программы для общеобразовательных учреждений: П78 Физика. Астрономия. 7-11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин, В. А. Орлов. - 4-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с. ISBN 5-7107-5412-9

В сборник включены утвержденные Министерством обра-зования РФ программы для 7-11 классов к действующим параллельным стабильным комплектам учебников по физике и астрономии, входящих в Федеральный перечень учебно-мето-дических изданий.

УДК 372.853(073.3) ББК 74.262.22

Министерство образования

Российской Федерации, 2000, OOO «Дрофа», 2000 > ООО «Дрофа», 2004, с изменениями

ISBN 5-7107-5412-9

Введение

Законом об образовании предусмотрена существен-ная реорганизация всей системы школьного образова-ния, в том числе и физического. Ориентация учебно-вос-питательного процесса на удовлетворение потребностей и интересов, а также на реализацию способностей школьников потребовала дифференциации среднего об-разования. Настоящий пакет программ обеспечивает различные варианты осуществления как уровневой дифференциации в рамках многоуровневых программ и учебников, так и профильной дифференциации, подра-зумевающей создание специальных классов и школ с различными уклонами: гуманитарным, естественнона-учным, физико-математическим, техническим и др.

Сборник составлен таким образом, что в его первой и второй частях содержатся программы, которые уже обеспечены соответствующими учебниками, в третьей части - программы, под которые создаются учебные пособия и их выход ожидается в ближайшее время.

Для гарантированного получения интересующих вас учебников и учебно-методической литературы, которая объявляется в бланках-заказах, информаци-онных письмах Министерства образования РФ, тема-тических планах издательств, «Учительской газете», приложении к газете «Первое сентября», заказы на нее необходимо направлять в органы образования на местах в установленном порядке.

Поскольку перечень основных демонстраций, требо-ваний к уровню усвоения основных знаний и умений, а также названия работ практикума повторяются в каж-дой программе почти дословно, в полном объеме они даны только в первой программе.

I . Программы основной школы 7-9 классы

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА.

ФИЗИКА ( Примерную программу подготовили Ю. И. Дик, В. А. Коровин, А. Н. Мансуров, Г. Г. Никифоров, И. И. Нурминский, В. А. Орлов, А. Ю. Пентин, В. Г. Разумовский, В. Ф. Шилов.)

Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании опреде-ляется ролью физической науки в жизни современно-го общества, ее влиянием на темпы развития науч-но-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

Овладение школьными знаниями об экспери-ментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме-тодах физической науки; о современной научной кар-тине мира; о широких возможностях

применения фи-зических законов в технике и технологии;

Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по-нимание роли практики в познании физических явле-ний и законов;

формирование познавательного интереса к физи-ке и технике, развитие творческих способностей, осо-знанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному

выбору профессии.

Примерная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы в соответствии с Ба-зисным учебным планом общеобразовательных уч-реждений по 2 учебных часа в неделю в 7, 8, 9 классах соответственно. Примерную программу следует рас-сматривать как основу для составления рабочей про-граммы в соответствии с выбранным учебником.

В программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций, лабораторных работ и школьного физического оборудования, необходимого для формирования у школьников умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников ос-новной школы.

Особое внимание следует уделить организации в конце основной школы «обобщающего повторения». Если оно проводится в соответствии со структурой программы, то за основу берутся изученные фунда-ментальные теории, подчеркивается роль экспери-мента, гипотез и моделей при их формировании. Вто-рой путь - организация обобщающего повторения в соответствии с содержательно-методическими линия-ми: сила и взаимодействие; энергия и ее превраще-ния; строение и свойства вещества; электромагнитное поле; взаимосвязь теории и эксперимента в научном познании.

(7-9 классы - 204 ч)

Физические методы изучения природы

(24 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. По-строение графика по результатам эксперимента

Механика (50 ч)

Механическое движение. Относительность движе-ния. Материальная точка. Траектория. Скорость. Ус-корение.

Прямолинейное движение. Свободное падение. Движение по окружности. Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Механиче-ские волны. Длина волны. Звук.

Инерция. Первый закон Ньютона. Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Силы в природе: сила тяжести, сила трения, сила упругос-ти. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения им-пульса. Ракеты.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потен-циальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Простые механизмы. КПД механизмов.

Давление. Атмосферное давление. Передача давле-ния твердыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Гидравлический пресс.

Демонстрации

    Равномерное движение.

    Относительность движения.

    Прямолинейное и криволинейное движение.

    Направление скорости при движении по окруж-ности.

5. Падение тел в разреженном пространстве (в трубке Ньютона).

    Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.

    Образование и распространение поперечных и продольных волн.

    Колеблющееся тело как источник звука.

    Опыты, иллюстрирующие явления инерции взаимодействия тел.

    Силы трения покоя, трения скольжения, вяз-кого трения.

11. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

    Второй закон Ньютона.

    Третий закон Ньютона.

    Закон сохранения импульса.

    Реактивное движение.

    Изменение энергии тела при совершении работы

    Переход потенциальной энергии в кинетиче-скую и обратно.

    Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

19. Обнаружение атмосферного давления.

    Измерение атмосферного давления баромет-ром-анероидом.

    Передача давления жидкостями и газами.

    Устройство и действие гидравлического пресса.

    Стробоскопический метод изучения движения тела.

    Запись колебательного движения.

    Определение цены деления измерительного при-бора.

    Исследование зависимости силы тяжести от мас-сы тела.

    Измерение объема жидкости и твердого тела припомощи мерного цилиндра.

    Измерение массы тела рычажными весами.

    Измерение силы динамометром.

    Измерение плотности твердого тела.

    Измерение скорости.

    Измерение периода колебаний маятника.

    Исследование зависимости удлинения пружиныот силы ее растяжения.

10.Исследование силы трения.

Молекулярная физика. Термодинамика (45 ч)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Не-прерывность и хаотичность движения частиц веще-ства.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Плотность. Взаимодейст-вие частиц вещества.

Внутренняя энергия. Температура. Термометр. Виды теплопередачи. Необратимость процесса тепло-передачи. Связь температуры с хаотическим движе-нием частиц. Количество теплоты.. Удельная теплоем-кость. Закон сохранения энергии в тепловых процес-сах.

Испарение жидкости. Влажность воздуха. Кипе-ние жидкости. Плавление твердых тел. Преобразова-ния энергии при изменении агрегатного состояния ве-щества.

Преобразования энергии в тепловых двигателях.

Демонстрации

    Сжимаемость газов.

    Диффузия газов, жидкостей.

    Модель хаотического движения молекул.

    Механическая модель броуновского движения.

    Сцепление свинцовых цилиндров.

    Изменение внутренней энергии тела при совер-шении работы и при теплопередаче.

    Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы.

    Охлаждение жидкостей при испарении.

    Постоянство температуры кипения жидкости.

    Плавление и отвердевание кристаллических тел.

    Модель четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

    Модель турбины.

Фронтальные лабораторные работы

    Измерение температуры вещества.

    Исследование связи массы вещества с его объ-емом.

    Изучение явлений теплообмена.

    Измерение удельной теплоемкости вещества.

    Измерение влажности психрометром или гигро-метром.

    Измерение удельной теплоты плавления льда.

Электродинамика (50 ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимо-действие зарядов. Два вида электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда. Электриче-ское поле. Действие электрического поля на электри-ческие заряды.

Постоянный электрический ток. Сила тока. На-пряжение. Электрическое сопротивление. Электриче-ская цепь. Закон Ома для участка цепи. Преобразова-ние энергии при нагревании проводника с электриче-ским током.

Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Взаи-модействие проводников с током. Действие магнитно-го поля на электрические заряды. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Преобразование энергии в электрогенераторах.

Электромагнитные волны. Скорость распростране-ния электромагнитных волн. Свет - электромагнит-ные волны. Прямолинейное распространение. Отра-жение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза.

Построение изображения в плоском зеркале и со-бирающей линзе. Оптические приборы.

Демонстрации

    Электризация различных тел.

    Взаимодействие наэлектризованных тел. Два ро-да зарядов.

    Устройство и принцип действия электроскопа и электрометра.

    Закон сохранения электрического заряда.

    Исследование электрических свойств различных материалов.

    Измерение силы тока амперметром.

    Измерение напряжения вольтметром.

    Зависимость силы тока от напряжения на участ-ке цепи и от сопротивления этого участка.

    Измерение сопротивлений.

    Нагревание проводникбв током.

    Взаимодействие постоянных магнитов.

    Расположение магнитных стрелок вокруг пря-мого проводника и катушки с током.

    Взаимодействие параллельных, токов.

    Действие магнитного поля на ток.

    Устройство и действие электрического двигате-ля постоянного тока.

    Электромагнитная индукция.

    Прямолинейное распространение света.

    Отражение света.

    Законы отражения света.

    Изображение в плоском зеркале.

    Преломление света.

    Ход лучей в линзах.

    Получение изображений с помощью линз.

Фронтальные лабораторные работы

    Изучение электрического взаимодействия тел.

    Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках.

    Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

    Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах.

    Измерение работы и мощности электрического тока.

    Исследование магнитных взаимодействий тел.

    Исследование магнитного поля тока.

    Изучение явления электромагнитной индукции.

    Изучение явления отражения света.

    Получение изображений в плоском зеркале.

    Изучение явления преломления света.

    Получение изображений с помощью собираю-щей линзы.

    Измерение фокусного расстояния линзы.

Атомная физика (25 ч)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излуче-ния.

Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Изотопы.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохране-ние заряда и массового числа при ядерных реакциях. Законы сохранения в ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Ядерная энергетика.

Экологические проблемы работы атомных электро-станций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядер-ной физике. Дозиметрия.

Ядерные реакции во Вселенной.

Демонстрации

    Модель опыта Резерфорда.

    Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

    Устройство и действие счетчика ионизирующих
    частиц.

Повторение (10 ч)

Экскурсии (4 ч)

ФИЗИКА 7-9 классы

До последнего времени первая ступень курса физи-ки (7-8 классы) играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики (9- 11 классы) и астрономии (11 класс). Теперь ситуация коренным образом меняется. 10-11 классы будут ра-ботать в условиях профильной дифференциации, по-этому изучение физики и астрономии в различных школах будет происходить по разным программам. Это могут быть курсы повышенного уровня, курсы прикладного, профилированного характера, курсы для гуманитарных классов (в последнем случае зна-ния по физике и астрономии будут даваться на мини-мальном уровне или вообще войдут в интегрирован-ный естественнонаучный курс).

В этих условиях курс физики в 7-9 классах при-обретает новое значение. Он становится базовым кур-сом, призванным обеспечить систему фундаменталь-ных знаний основ физической науки и ее применений для всех учащихся независимо от их будущей профес-сии.

В связи с этим курс физики для 7-9 классов дол-жен решить следующие задачи:

Ознакомить учащихся с основами физической науки, сформировать ее основные понятия, дать пред-ставления о некоторых физических законах и теори-ях, научить видеть их проявление в природе;

    сформировать основы естественнонаучной кар-тины мира и показать место человека в ней, служить основой для формирования научного миропонима-ния;

    ознакомить с основными применениями физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса и решения экологических проблем;

    ознакомить с методами естественнонаучного ис-следования, в частности с экспериментом и началам построения теоретических концепций;

    формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения,пользоваться индук-цией, дедукцией, методами аналогий и идеализации;

Обеспечить основу для изучения естественннаучных курсов как параллельно с данным курсом, так и для последующего обучения в старших классах общеобразовательной профилированной школы.

В плане реализации этих задач курс физики основ-ной школы строится на следующих принципах:

    он должен быть по возможности завершенным и охватывать материал всех основных разделов курса физики;

    в него должны органически войти основы астрономии, что позволит удовлетворить интерес учащих-ся данного возраста к космическим проблемам и позволит включить в круг изучаемых вопросов не только земные явления, но и «космическую лабораторию» (последнее не исключает возможности в старших классах отдельных школ осуществлять профильное
    углубленное изучение астрономии в рамках отдельно-го курса);

    должна быть обеспечена доступность изучаемо-го материала для учащихся в возрасте 12-15 лет;

    должна быть обеспечена преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, изучаемым перед курсом физики, а также взаимодействие с па-раллельно изучаемыми предметами (математика, хи-мия, биология, география)

Должны войти проблемы экологии, отношения человека с природой и техникой;

Желательно реализовать идею уровневой диффе-ренциации, в частности в программу и учебник наряду с обязательным минимумом должны войти сведения, адресованные учащимся, интересующимся фи-зикой и желающим расширить круг своих знаний и умений

7 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)

1. Физика и астрономия - науки о природе

Природа и человечество. Физика. Астрономия как наука о небесных телах.

Научные методы изучения природы. Эксперимен-тальный метод. Закон отражения света. Зеркальный телескоп. Свободное падение тел. Понятие о физиче-ской теории на примере атомистики.

Физическая величина. Измерение величин. Точ-ность измерений и вычислений. Метрическая система мер. Запись больших и малых чисел. (Как определи-ли размеры Земли.)

2. Движение

Механическое движение. Тело отсчета. Относитель-ность движения. Суточное движение небесных тел. Годичное Солнце. Представления ученых древности о строении Солнечной системы. Гелиоцентрическая система Коперника.

Материальная точка. Траектория. Координаты точ-ки. Перемещение и путь.

Равномерное и неравномерное движение. Скорость. График равномерного прямолинейного движения.

Инерция. (Принцип относительности.)

3. Масса и сила

Масса. Плотность вещества.

Сила. Деформация. Закон Гука. Динамометр. Сло-жение сил, действующих по одной прямой.

Сила тяжести. Вес. (Невесомость.) Сила трения.

4. Энергия

Работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике.

(Потенциальная энергия тела, на которое действу-ет сила тяжести. Потенциальная энергия деформиро-ванной пружины. Кинетическая энергия и скорость. Преобразование механической энергии при свобод-ном падении тела.)

Момент силы. Принцип действия рычажных ве-сов. Закон сохранения энергии и «золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия меха-низмов и машин.

5. Давление

Давление и сила давления. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом. Закон Паскаля. Гидравлические машины.

Давление жидкости и газа под действием силы тя-жести. (Зависимость давления, которое оказывает си-ла тяжести, от плотности жидкости.) Сообщающиеся сосуды. Водопровод.

7-9 классы .» авторов Е.М. Гутник, А.В. Перышкина // «Физика . Астрономия . 7-11 классы . Программы для общеобразовательных учреждений» М.: Дрофа -2010 Перышкин А.В. «Физика 9 класс» . М.: «Дрофа» ...

  • 2 1 Значение физики в школьном образовании

    Пояснительная записка

    Муниципальное общеобразовательное учреждение Каташинская средняя общеобразовательная школа Паспорт учебного кабинета физика Заведующий кабинетом: Кучин С.М. ... билеты и ответы. 11 класс Дрофа 2003 1 13 Книга для чтения по астрономии М. М. Дагаев...

  • Программа для общеобразовательных учреждений по физике

    Физика 7-9 классы

    М., Изд. Дрофа, 2004

    Программа разработана с учётом требований Федерального базисного учебного плана и может быть реализована в рамках указанной в нём обязательной учебной нагрузки и содержит весь необходимый материал для изучения курса физики в общеобразовательных учреждениях. Отличается простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены одной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный материал, но и научиться применять правила и законы физики на практике.

    Предполагаемый курс позволяет реализовать общие цели обучения, способствует развитию у учащихся интеллектуальных общенаучных методологических знаний и умений, а также формированию научного мировоззрения определённого культурного уровня. В то же время данный курс даёт возможность ученикам, имеющим логический образ мышления и интересующимся физикой продолжить обучение в старших классах естественно- математического профиля.

    Пёрышкина А.В. (7-9 класс)

    Классы

    7 класс

    8 класс

    9 класс

    Количество часов

    Учебники

    Пёрышкин А.В.
    Физика: 7 класс,
    М: «Дрофа».

    Пёрышкин А.В.
    Физика: 8 класс,
    М: «Дрофа»

    Пёрышкин А.В.
    Гутник Е. М.
    Физика: 9 класс,
    М.: "Дрофа"

      Первоначальные сведения о строении вещества.

      Взаимодействие тел.

      Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

      Работа и мощность. Энергия.

      Тепловые явления.

      Электрические и магнитные явления.

      Законы взаимодействия и движения тел.

      Механические колебания и волны. Звук.

      Электромагнитные явления.

      Строение атома и атомного ядра. Использование атомной энергии.

    Дидактический материал: задачники, рабочие тетради, пособия для учащихся

      Задачник по физике Степановой 5-9 класс 2002 г.

      Рабочая тетрадь Астахова Т.В. Лабораторные работы и контрольные задания

    Дидактические материалы для 7 кл. А.Е. Марон, М: «Дрофа».

    Дидактические материалы для 8 кл.

    А.Е. Марон, М: «Дрофа».

    Дидактические материалы для 9 кл.
    А.Е. Марон, М: «Дрофа».

    Методические пособия для учителя

    Гутник Е.М.,
    Рыбакова Е.В. «Поурочное планирование».

    М: «Дрофа», 2001.

    Гутник Е.М., Рыбакова Е.В.
    Шаронина Е.В.
    "Поурочное планирование".

    М: «Дрофа», 2001.

    Гутник Е.М.,
    Шаронина Е.В.,
    Доронина Э.И. «Поурочное планирование»,

    М: «Дрофа», 2001.

    Прграммно-методологическое обеспечение учебного курса

    (10-11 класс)

    Классы

    10 класс

    11 класс

    Кол-во часов

    Учебники

    Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н.Н.

    Физика. Учебник для 10 класса.

    М: «Просвещение», 2004.

    Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б.

    Физика. Учебник для 11 класса.
    М: «Просвещение», 2003.

    Дидактический материал:

    Задачники, рабочие тетради, пособия для учащихся

      Куперштейн Ю.С. Опорные конспекты и дифференцированные задачи 10 класс. СПб: «Сентябрь», 2006.


      М: «Просвещение», 2003.

      Куперштейн Ю.С. Опорные конспекты и дифференцированные задачи 10 класс. СПб: «Сентябрь», 2006.

      Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов,
      М: «Просвещение», 2003.

    Учебные пособия для контроля и оценки результатов обучения

    10-11 классы.

    М: «Просвещение», 2004.

    Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные работы по физике

    10-11 классы

    М: «Просвещение», 2004.

    Книги для учителя

      Волков В.А. Поурочные разработки по физике 10-11 классы.
      М: «Вако», 2006.Программа по физике для общеобразовательных учреждений Авторы - Е.М.Гутник А.В.Пёрышкин Примерная программа для общеобразовательных учреждений по биологии. Автор ...

    1. Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по физике (авторы Е.

      Рабочая программа

      Образования и примерной программы основного общего образования по физике (авторы Е.М.Гутник , А.В.Пёрышкин ), рекомендована Министерством... «О преподавании учебного предмета «Физика » в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012- ...

    2. Программа по русскому языку для четырёхлетней начальной. «Русский язык» 1 4 классы. Автор: Т. Г. Рамзаева. М.: Дрофа, 2002. Программы для начальных классов. Русский язык. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., Просвещение, 2008г

      Программа

      ... Программа по географии для общеобразовательных учреждений ... Программа для общеобразовательных учреждений . Физика 7-11 клас сы. Автор Е.М. Гутник , А.В. Пёрышкин , М.: Дрофа, 2002. Перышкин А.В. Физика . 7 кл., Дрофа, Просвещение, 2008. Пёрышкин А.В. Физика ...

    3. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. М. «Просвещение», 2007 г. Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. М., «Просвещение» 2011г

      Программа

      ... программы по учебным предметам. Основная школа. М., «Просвещение» 2011г Физика Программа общеобразовательных учреждений . «Физика 7-9 классы», А.В. Пёрышкин , Е.М. Гутник , М. «Просвещение», 2008 г. Химия Программа общеобразовательных учреждений ...

    Филиал Богородской СОШ Нестиарская

    основная общеобразовательная школа


    Заведующий кабинетом

    Беленков С.К.


    1.Столы ученические

    2.Стулья ученические

    3.Стол однотумбовый учительский

    4.Стул учительский

    5.Классная доска

    6.Подсобное помещение.

    7. Стол демонстрационный.
    Общая площадь кабинета 36 м 2 . На основной площади кабинета размещаются стол учителя, два ряда столов со стульями для учащихся. Расстояние от стола учителя до первых столов учащихся составляет 0,8м, от доски до стола учителя 1м. В классе размещается 4 двухместных, одного размера столов учащихся, 8 ученических стульев, один однотумбовый стол учителя, стул для учителя, демонстрационный стол.

    На передней стене располагается классная доска с подсветкой, портреты ученых-физиков, таблицы «физические постоянные», «интернациональная система». На боковой стене два оконных проёма. У задней стены находятся четыре шкафа с оборудованием, тетрадями и, методической литературой.
    В кабинете много комнатных растений.

    Стены кабинета окрашены в бежевый цвет. Пол окрашен светло-коричневой краской.

    Освещение кабинета естественное и искусственное люминесцентными лампами.

    Кабинет подключен к противопожарной системе школы.

    В кабинете имеется подсобное помещение, где хранятся приборы и оборудование.


    • Программы:
    Программа по физике: : Для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы. Москва. «Дрофа». 2010 г.

    Учебники


    • Учебник для общеобразовательных учреждений «ФИЗИКА-7» . Автор Перышкин А.В. Москва « Дрофа » 2013 год.

    • Учебник для общеобразовательных учреждений «ФИЗИКА8» . Автор Перышкин А.В. Москва « Дрофа » 2012 год.

    • Учебник для общеобразовательных учреждений «ФИЗИКА-9» . Автор Перышкин А.В. Москва « Дрофа » 2012 год.
    Задачники

    • Сборник задач по физике 7-9 класс.Перышкин А.В. Москва «АСТРЕЛЬ» 2010 год.

    • Сборник задач по физике 7-9 класс.Лукашик В.И. Москва «Просвещение» 2004 год.

    • Методическая литература

    • Поурочные разработки по физике 9 класс Москва «ВАКО» 2007 год.

    • Поурочные разработки по физике 7 класс Москва «ВАКО» 2007 год.

    • Уроки физики 7-11 с применением информационных технологий.
    Москва «Глобус» 2010 год.

    • Физика 8-11. Сборник олимпиадных задач.

    • ГИА Физика 9 класс.

    Мультимедийное сопровождение уроков.


    • Физика 7 класс

    • Живая физика

    • Открытая физика

    • Уроки физики 7-11

    • Дидактический и раздаточный материал 9 класс.

    • Виртуальная физическая лаборатория 7 класс

    • Виртуальная физическая лаборатория 8 класс

    • Виртуальная физическая лаборатория 9 класс


    • Огнетушитель порошковый ОП (1)

    Наименование

    действий


    Порядок и

    Последовательность

    действий


    Должность и фамилия исполнителя

    1.Сообщение о пожаре


    Оповестить администрацию школы о пожаре.

    Привести в готовность первичные средства пожаротушения.


    Староста класса или другой ученик класса
    Учитель физики Беленков С.К.

    2.Эвакуация учащихся из загоревшегося помещения

    Успокоить учащихся и предотвратить панику. Вывести учащихся в соответствии с планом эвакуации на улицу или в помещение, где нет огня.

    Учитель физики Беленков С.К.

    3.Проверка полноты эвакуации

    Проверить учащихся класса по численности и по списку.

    Учитель физики Беленков С.К.

    4.Размещение эвакуированных учащихся


    В зимнее время разместить в здании бывшего детского сада.

    В летнее время на улице, в безопасном месте.


    Учитель физики Беленков С.К.

    Организация тушения пожара первичными средствами

    Тушение пожара с помощью подручных средств.

    Сотрудники школы

    6.Участие в тушении пожара по прибытии пожарной команды


    Указать пожарным помещения, где могут находиться люди, а также место, где в кабинете химии имеются запасы реактивов (если их не удалось вынести)

    Учитель физики Беленков С.К.



    Все уроки в кабинете проводит только учитель физики.


    • Кабинет открывается за 10 минут до начала занятий.

    • Учащиеся находятся в кабинете только в присутствии учителя.

    • В кабинете запрещается принимать пищу.

    • Кабинет проветривается по мере необходимости, Влажная уборка кабинета проводится техническими работниками ежедневно.

    • Генеральная уборка проводится учащимися класса раз в четверть.
    После уроков в кабинете физики проводится:

    • работа с ребятами, у которых есть пробелы в знаниях;

    • подготовка к олимпиадам, конкурсам и др;

    • работа учащихся с дополнительной литературой.




    • Учебная деятельность
    А) проведение уроков;

    Б) повышение интереса к знаниям по истории и обществознанию через внеклассную работу;

    В) создание новых информационных стендов (профориентация, в помощь выпускнику);

    Г) использование компьютера в обучении.


    • Трудовая деятельность
    А) ремонт наглядных пособий;

    Б);разведение цветов.

    В.написание тестов.

    Г) обеспечение дидактическими карточками.
    .


    № п/п

    Наименование

    учебного оборудования


    Основная школа (7-9 кл.)

    Средняя школа

    (10-11 кл.)


    Примечание

    Уровни

    Базовый

    Профильный

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1.1. Оборудование рабочей зоны учителя

    1

    Демонстрационный стол и компьютеризированное рабочее место учителя

    +

    +

    Компьютер на рабочем месте учителя обеспечивает работу интерактивного комплекса, а также используется как средство измерения в целом ряде демонстрационных комплектов. Мощность (400 или 1200 Вт) щита комплекта электроснабжения определяется числом лабораторных столов.

    Доска должна иметь стальное покрытие, т. к. значительная часть демонстрационного оборудования размещается на доске с использованием магнитных держателей


    2

    Комплект электроснабжения кабинета физики

    +

    +

    3

    Доска классная настенная трехэлементная, с металлическим покрытием

    +

    +

    4

    Комплект инструментов для работы у доски

    +

    +

    5

    Интерактивная доска

    +

    +

    +

    6

    Мультимедийный проектор

    +

    +

    +

    7

    Графопроектор

    +

    +

    1.2. Демонстрационное оборудование общего назначения

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    8

    Генератор звуковой частоты с индикатором частоты

    +

    +

    Цифровая индикация частоты для учебного генератора - необходимое дидактическое требование.

    Блок питания обеспечивает питание электрических цепей постоянного и переменного тока при постановке демонстрационных экспериментов.


    9

    Насос воздушный ручной

    -

    -

    Источник высокого напряжения обеспечивает на выходе получение зарядов разных знаков*.

    Прибор «Воздушный стол» моделирует движение молекул, броуновское движение, явление диффузии


    10

    Блок питания (24-30) В, регулируемый, максимальная сила тока (6-10) А

    +

    +

    11

    Высоковольтный двухполярный источник регулируемого напряжения 0...30 кВ с индикатором напряжения и разрядником

    +

    +

    12

    Аквариум демонстрационный

    +

    +

    Аквариум должен иметь форму прямоугольного параллелепипеда, в противном случае возникают оптические искажения демонстрируемых объектов.

    13

    Груз наборный на 1 кг

    +

    +

    14

    Тарелка вакуумная с колпаком

    +

    +

    15

    Насос вакуумный

    +

    +

    Целесообразно иметь вакуумный насос с электроприводом.

    16

    Штатив демонстрационный физический

    +

    +

    17

    Прибор «Воздушный стол» с проектором и воздуходувкой (Н)

    +

    +

    18

    Комплект посуды и принадлежностей к ней

    +

    +

    19

    Набор инструментов и расходных материалов

    +

    +

    20

    Столики подъемные

    +

    +

    21

    Комплекты тематических таблиц: либо на бумажной основе, либо интерактивные, либо на СD

    +

    +

    1.3. Измерительный комплекс кабинета физики

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    22

    Компьютерный измерительный блок с набором датчиков

    +

    +

    Измерительный комплекс кабинета физики строится на основе принципа оптимального сочетания аналоговых, цифровых и компьютерных средств измерения.

    В основной школе по электродинамике достаточны измерители тока и напряжения, согласованные с комплектом «Электричество 1».

    Компьютерный измерительный блок имеет набор датчиков (температуры, давления, влажности, ионизирующего излучения, магнитного поля, а также оптоэлектрический датчик), осциллографическую приставку, секундомер, согласованный с блоком.


    В основной школе вместо высоковольтного источника достаточно иметь электрофорную машину.

    Отдельные приборы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    40

    Ведерко Архимеда

    -

    -

    Система оборудования, в которой отсутствуют компьютерные средства для количественного исследования движения, не является оптимальной. Вместе с тем отсутствие аналоговых приборов и способов изучения явлений, особенно для основной школы, недопустимо.

    41

    Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком

    +

    -

    42

    Набор тел равной массы и равного объема

    -

    -

    43

    Прибор для демонстрации давления в жидкости

    -

    -

    44

    Прибор для демонстрации атмосферного давления

    -

    -

    45

    Прибор «Гидростатический парадокс» (Н)

    -

    -

    46

    Прибор для демонстрации закона Бернулли (Н)

    -

    +

    47

    Прибор для демонстрации течения вязкой жидкости (Н)

    -

    +

    48

    Прибор для демонстрации скорости струи жидкости от высоты столба (Н)

    -

    -

    49

    Прибор для демонстрации условий плавания тел (Н)

    -

    -

    Целесообразно всегда, когда это возможно, начинать исследование явлении и процессов с их наблюдения с использованием простых, наглядных и понятных ученикам способов и лишь затем переходить к использованию цифровых и компьютерных средств анализа и исследования

    50

    Призма наклоняющаяся с отвесом

    -

    -

    51

    Рычаг демонстрационный

    -

    -

    52

    Сосуды сообщающиеся

    -

    -

    53

    Стакан отливной

    -

    -

    54

    Цилиндр с отпадающим дном (Н)

    -

    -

    55

    Трибометр демонстрационный

    +

    +

    56

    Шар Паскаля

    -

    -

    57

    Трубка вакуумная

    +

    +

    58

    Шар для взвешивания воздуха

    -

    -

    59

    Прибор для исследования соударений (Н)

    +

    +

    60

    Приборы для исследования колебаний:

    запись колебаний

    +

    -

    вынужденные колебания

    +

    +

    резонанс автоколебания

    -

    +

    61

    Набор пружин для демонстрации волнового движения (Н)

    +

    +

    62

    Машина волновая (кинематический прибор, устройство, модель для иллюстрации процесса распространения волн и фазовых соотношений)

    +

    +

    63

    Набор подвижных и неподвижных блоков

    -

    -

    1.5. Демонстрационное оборудование по молекулярной физике и термодинамике



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    64

    Набор демонстрационный «Тепловые явления» на базе компьютерного измерительного блока

    +

    +

    65

    Набор демонстрационный «Газовые законы и свойства насыщенных паров» на базе компьютерного измерительного блока

    +

    Отдельные приборы

    66

    Прибор для изучения газовых законов с мановакуумметром

    +

    -

    Набор для исследования броуновского движения поставляется в двух модификациях. Одна из них - СD с записью реального броуновского движения, трека одной из частиц и моделью урока по изучению броуновского движения. Вторая модификация - комплект на базе цифрового микроскопа для исследования броуновского движения. Компьютерные способы анализа тепловых явлений должны дополняться их наблюдением с использованием простого оборудования. Это особенно относится к основной школе

    67

    Набор для демонстрации броуновского движения

    +

    +

    68

    Прибор для демонстрации теплопроводности

    -

    -

    69

    Трубка для демонстрации конвекции в жидкости

    -

    -

    70

    Цилиндры свинцовые с винтовым прессом

    -

    -

    71

    Шар с кольцом.

    +

    +

    72

    Огниво воздушное

    +

    +

    73

    Действующая модель паровой машины (Н)

    -

    -

    74

    Кинематические модели тепловых двигателей

    -

    -

    75

    Теплоприемники (пара)

    -

    -

    76

    Прибор для моделирования распределения Максвелла (Н)

    -

    +

    77

    Прибор для моделирования давления газа (Н)

    -

    +

    +

    78

    Прибор для наблюдения капиллярных явлений

    -

    +

    1.6. Демонстрационное оборудование по электродинамике

    Универсальные тематические наборы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    79

    Набор для исследования цепей постоянного тока («Электричество-1»)

    +

    +

    Набор «Электричество-1» обеспечивает постановку основных демонстрации по электродинамике стационарного поля и постоянных токов. В качестве системы измерений используются цифровые измерители силы тока и напряжения. Для работы с набором «Электричество-3» можно пользоваться цифровыми измерителями тока и напряжения, но с использованием компьютерного измерительного блока с осциллографической приставкой становится возможным графическое исследование цепей переменного тока. В комплектах «Электричество-1-4» оптимально сочетаются эргономичность и наглядность за счет использования магнитных держателей элементов, поэтому необходимы доска со стальным покрытием или стальной лист

    80

    Набор для изучения тока в полупроводниках («Электричество-2»)

    -

    -

    +

    81

    Набор для изучения цепей переменного тока («Электричество-3»)

    -

    -

    +

    82

    Набор для изучения тока в вакууме (« Электричество - 4»)

    -

    -

    +

    83

    Электрометры с принадлежностями

    +

    +

    +

    84

    Трансформатор универсальный

    -

    -

    +

    85

    Набор для исследования электромагнитных колебаний

    -

    -

    +

    86

    Комплекты для изучения свойств электромагнитных волн: на базе генератора 430 МГц ИК-диапазона

    +

    +

    87

    Демонстрационно-лабораторный комплект для изучения принципов радиопередачи и радиоприема, согласованный с фронтальным набором для сборки радиоприемников

    +

    +

    88

    Комплект по телеметрии и принципам передачи информации (Н)

    -

    -

    +

    Отдельные приборы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    89

    Набор для демонстрации спектров электрических полей

    -

    +

    +

    Для создания достаточной системы оборудования по электродинамике на базе комплектов «Электричество-1-4» их необходимо дополнить отдельными приборами, перечисленными в перечне.

    Тематические наборы и отдельные приборы позволяют сформировать систему оборудования для экспериментальной поддержки изучения электродинамики. При этом необходимо учитывать, что некоторые единицы оборудования в определенной мере взаимозаменяемы


    90

    Набор для демонстрации спектров магнитных полей

    +

    +

    91

    Султаны электрические

    -

    -

    92

    Конденсатор переменной емкости

    -

    +

    93

    Конденсатор разборный

    -

    +

    94

    Маятники электростатические

    -

    -

    95

    Палочки из стекла и эбонита

    +

    +

    +

    96

    Прибор для демонстрации взаимодействия параллельных токов (Н)

    +

    +

    97

    Прибор для исследования движения пучка электронов в электрическом и магнитном полях (Н)

    -

    -

    +

    98

    Набор для демонстрации устройства и действия электровакуумных приборов

    -

    -

    +

    99

    Звонок электрический

    -

    -

    100

    Набор магнитов

    +

    +

    101

    Набор по передаче электрической энергии

    -

    +

    +

    102

    Стрелки магнитные на штативах

    +

    +

    103

    Модели магнитного поля постоянного магнита

    -

    -

    104

    Набор для исследования магнитных свойств вещества

    -

    -

    +

    105

    Набор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле

    +

    +

    106

    Машина электрическая обратимая

    -

    +

    107

    Электромагнит разборный

    -

    -

    108

    Комплект катушек для исследования явления электромагнитной индукции с использованием светодиодного гальванометра

    +

    +

    109

    Прибор для демонстрации правила Ленца

    +

    +

    +

    110

    Прибор для изучения тока в газах (трубка с двумя электродами) (Н)

    -

    -

    +

    111

    Прибор для изучения зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала (Н)

    +

    1.7. Демонстрационное оборудование по оптике и квантовой физике

    Универсальные наборы и комплекты

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    112

    Набор демонстрационный «Геометрическая оптика»

    +

    +

    До начала реализации национального проекта «Образование» система оборудования кабинета физики по оптике базировалась на приборах, производство которых в настоящее время прекращено. В современных условиях все перечисленное оборудование по оптике, представленное в разделе, полностью поддерживает преподавание раздела на экспериментальной основе.

    113

    Набор по оптике на скамье (Н)

    +

    +

    114

    Набор демонстрационный «Волновая оптика»

    +

    +

    115

    Набор демонстрационный «Определение постоянной Планка»

    -

    +

    116

    Набор спектральных трубок, в состав которых входят три трубки - одна из них с водородом - и источник для их зажигания

    +

    +

    117

    Прибор для сложения цветов спектра (Н)

    +

    +

    Восстановлено производство комплекта по исследованию внешнего фотоэффекта. Набор «Определение постоянной Планка» рекомендуется использовать при углубленном уровне изучения физики, потому что способ исследования основан на закономерностях зонной теории твердых тел

    118

    Набор для исследования спектров излучения и поглощения (Н)

    -

    +

    119

    Датчик ионизирующего излучения (счетчик Гейгера)

    +

    +

    120

    Комплект для демонстрации внешнего фотоэффекта (Н)

    +

    +

    121

    Набор для исследования внешнего фотоэффекта и измерения постоянной Планка (Н)

    -

    -

    +