Из трех перечисленных выше видов исследования - всеобщего, локального и выборочного - последнее используется в РЯ чаще всего. Поскольку социологическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной количественной социальной информации, при его проведении важно обеспечить в первую очередь репрезентативность (представительность, объективность) получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор обследуемых категорий должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции генеральной совокупности.

Например, при опросе нескольких тысяч человек полученная информация может быть экстраполирована на все население (страны, региона, города - в зависимости от масштабов исследований). Поэтому выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных, политических, экономических и культурологических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составить мнение относительно позиции десятков миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

Таким образом, выборкой называется совокупность опрашиваемых респондентов, сконструированная так, что каждая из основных составляющих ее социальных групп представлена пропорционально структуре общества в целом. Это подразумевает, что все возрастные группы, люди разного социального статуса, образования, пола и т.д. должны иметь в выборке своих представителей.

Чтобы более четко разобраться в проблемах выборочных исследований, стоит охарактеризовать основные понятия, связанные с их организацией.

Единица наблюдения - непосредственный источник информации при социологическом и маркетинговом анализе, в качестве которого выступают отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т.п., в зависимости от целей и объекта исследований.

Исходя из этого генеральная совокупность - это вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования, а выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала.

Качественная репрезентативность предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (например, нельзя говорить об обеспечении репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики, - в выборке должны быть представлены все группы). Что же касается количественной репрезентативности, то здесь речь идет о том, что все существующие группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.

Расчет оптимального объема выборки (сколько всего необходимо опросить респондентов) - это очень важная часть подготовки исследования, позволяющая получать достоверную информацию и рационально распределять время и ресурсы на проведение исследования, если взять недостаточный объем выборки, то пострадает достоверность полученных данных. Если идти по принципу «чем больше, тем лучше», то будет потрачено много лишних ресурсов на получение избыточной информации, а достоверность ее не особенно повысится, если из-за желания опросить всех без исключения, то исследование затянется и полученные результаты могут оказаться уже неактуальными.

Итак, количество (объем выборки) и качество выборки (насколько она представляет микромодель генеральной совокупности, а полученные данные можно считать достоверными) сильно взаимосвязаны. При этом стоит отметить, что опрашивать всю генеральную совокупность не имеет смысла, так как с определенного момента начинается повторяемость результатов, ничего нового в плане информации исследователь не получает, надежность при этом также перестает расти прежними темпами. Так, в ходе многочисленных исследований была выявлена определенная закономерность: при выборке в 2000 респондентов погрешность составляет 3% и дальнейшее увеличение выборки не дает существенных изменений в снижении погрешности. Всероссийские социологические исследования проводились с размером выборки не более 2000 респондентов, а в настоящее время объем выборки для российских исследований 1000-1500 респондентов. Возьмем данную цифру за верхний порог объема выборки. Такой объем будет справедлив для организаций, работающих во всероссийских масштабах.

Если верхний порог объема выборки ограничивается тем, что погрешность практически перестает «расти», то нижний порог необходимо определять, рассматривая, при каком объеме выборки и генеральной совокупности погрешность будет такой, которая дает организации необходимую степень достоверности данных.

Социолог В.И. Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативности выборки с допущением 5%-ной ошибки для генеральной совокупности от 5 тыс. респондентов и более.

Если мы хотим при данной генеральной совокупности получить более достоверные данные, то надо увеличивать объем выборки. Например, для ошибки 3% потребуется опросить около 800 респондентов.

Генеральная совокупность от 5000 и более характерна, например, для населения определенных территорий либо сотрудников крупных предприятий. А какой объем выборки должен быть у территории или организации с генеральной совокупностью 1000-2000 человек? По расчетам того же В.И. Паниотто, получается объем выборки 200-300 респондентов, чтобы ошибка не превышала 5%.

Добавим к этому, что повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная - 3-10, приближенная - 10-20, ориентировочная - 20-40 и прикидочная - более 40%. Чаще всего в качестве примера рассматривается ошибка выборки в 5%. Социологические исследования повышенной и обыкновенной надежности считаются базовыми, дающими более-менее объективные данные о состоянии РР-объекта.

В РР-практике рассматриваются два принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: опрос и анализ документов.

Наиболее распространенный и универсальный метод сбора информации - анкетный опрос. Он является незаменимым социологическим инструментом для получения информации о ценностях, интересах, предпочтениях, склонностях людей, мотивах их деятельности, настроениях и мнениях, позволяет мысленно моделировать любые нужные РЛ-специалисту ситуации, для того чтобы выявить устойчивость склонностей, предпочтений и других субъективных состояний отдельных лиц и общественных групп в отношении конкретных товаров, услуг, технологий, организаций.

Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (очный опрос).

Анкетирование на месте отличают от почтового опроса: в первом случае анкетер сам собирает заполненные опросные листы; во втором - ожидается возвращение опросного листа по обычной почте или e-mail.

Применяются групповое и индивидуальное анкетирование. В одном варианте анкетируют сразу 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и выделяет определенное время для заполнения анкет; в другом - обращается индивидуально к каждому респонденту.

Выделяется так называемое раздаточное анкетирование, когда опросы проводятся по месту жительства, покупки товаров, получения услуг.

При проведении анкетных опросов выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы снизить искажения данных, опросы следует проводить в сжатые сроки, так как к концу опроса внешние обстоятельства могут измениться. К тому же сама информация о проведении опроса может передаваться респондентами друг другу и влиять на их суждения.

Важным фактором результативности анкетных опросов является их лексика. Целесообразно готовить анкету на языке, понятном респондентам, когда принимается во внимание уровень ясности вопроса. Учитываются структурные параметры вопросов - они выстраиваются от «трудного» к «легкому». Не допускаются формулировки с двойным отрицанием и использованием исключительно обыденной лексики. Нельзя смешивать так называемые программные вопросы (формулировки, нацеленные на получение требуемой информации) и вопросы-индикаторы (формулировки, призванные определить настроение респондента).

Например, подчиненным не стоит задавать в прямой постановке вопросы о популярности руководителя: их следует расчленять на ряд индикаторных вопросов, которые дают характеристику поведения персоналий на пресс-конференциях, фирменных праздниках, в период принятия антикризисных мер и в других ситуациях.

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова.

Введение, где указывается, кто и для каких целей проводит опрос, правила участия в нем, как будут использованы данные; дается гарантия анонимности информации, содержится инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата.

Для изучения мнения общественности в отношении факторов коррупционного риска Департамент РЯ Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) провел анкетный опрос. Введение к анкете формулировалось следующим образом: «Анкета может заполняться как в электронном виде, так и от руки с последующей пересылкой по факсу. Для ответа на вопрос, где уже представлены варианты ответа, следует отметить любым знаком графу подходящей подсказки. Обращайте внимание на пояснения к вопросам - в одном случае может требоваться только один вариант ответа в строке, в другом случае - один вариант ответа в столбце.

При анализе полученных от Вас данных мы обязуемся соблюдать полную анонимность и конфиденциальность».

Вступительные вопросы, предназначенные для того, чтобы заинтересовать респондента и включить его в работу. Анкета ФАС России начиналась со следующих вступительных вопросов.

Какое Вы имеет представление о функциях, осуществляемых ФАС

России? (Укажите не более одного варианта ответа.)

Приходилось ли Вам обращаться в ФАС России или его территориальные органы? (Укажите не более одного варианта ответа.)

Насколько, на Ваш взгляд, распространена коррупция в контрольнонадзорных органах в целом и ФАС России? Если Вы считаете, что явления коррупции распространены в этих органах, то, как бы Вы оценили степень коррупционности? (Укажите не более одного варианта ответа в каждом столбце.)

Степень коррупционности

Контрольно-надзорные органы

Выше среднего

Ниже средней

Коррупции практически нет

Затрудняюсь ответить

Как бы Вы оценили степень открытости деятельности ФАС России по отношению к обществу? (Укажите не более одного варианта ответа в каждом столбце.)

Известно, что для ФАС России присуще наличие факторов коррупционного риска. Как Вы оцениваете интенсивность влияния перечисленных ниже факторов коррупционного риска на деятельность территориальных органов ФАС России? (Укажите не более одного варианта ответа в каждом столбце.)

Интенсивность влияния фактора

полномочий,

влияющих

на распределение

ресурсов

действия

(отсутствие

регламен

сивность

и повторяемость

контактов

с организациями

к сведениям,

охраняемую

Очень высокая

Очень низкая

Затрудняюсь

ответить

Насколько Вы согласны с нижеприведенными утверждениями? (Укажите не более одного варианта ответа в каждой строке.)

Вопросы в анкете разделяются на открытые , когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые , когда все варианты ответов заранее предусмотрены. Следует отметить, что открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты, для контроля они размещаются и в конце, но не более одного-двух.

В анкете ФАС России открытые и закрытые вопросы комбинировались. Так, в вопросе «Как Вы считаете, какие из перечисленных ниже мер в наибольшей степени способны повлиять на снижение коррупционных рисков в территориальных органах ФАС России? (Укажите не более трех вариантов ответов.)» 1-6-й варианты ответов - закрытые, а последний, 7-й - открытый.

1. Деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями (система «одного окна», система электронного обмена информацией)

2. Деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля

3. Ротация должностных лиц

4. Четкая регламентация внутренних процедур

5. Обеспечение специального режима работы офисов по приему граждан (информирование о правах граждан, обязанностях чиновников, введение технологий, ускоряющих работу)

6. Детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования

7. Другое (укажите, что именно)

По смыслу формулировки вопросы бывают: 1) прямые (лобовые) - не содержат скрытого смысла, направлены на выражение отношения респондента по поводу поставленной проблемы с собственных позиций; 2) личные - адресованы непосредственно самому респонденту; 3) косвенные (безличные) - при ответе на них респондент высказывается по существу проблемы, опираясь на свой опыт, но с позиций группы, коллектива, в безличной форме, что снижает остроту критических оценок, характерных для высказываний от первого лица. Необходимость использования косвенных вопросов обусловлена невозможностью в ряде случаев задавать прямые вопросы, например при исследовании проблем, касающихся частных, интимных дел человека, где прямой вопрос некорректен и часто остается без ответа; 4) трюковые вопросы (вопросы-ловушки) - служат для определения искренности ответов; 5) прожективные вопросы - направлены на изучение реального поведения через призму отношения к искусственной, вымышленной или виртуально возможной ситуации.

В конце анкеты размещаются заключительные вопросы, которые должны быть относительно нетрудными, так как, работая с анкетой, люди постепенно утомляются.

Как правило, в конце анкеты запрашиваются сведения о демографических данных опрашиваемых. В приводимой нами анкете этому посвящен блок «Общая информация».

1. Пожалуйста, заполните следующую таблицу.

2. Пожалуйста, укажите занимаемую Вами должность в организации, которую Вы в данный момент представляете.

В конце анкеты выражается благодарность за сотрудничество.

В целях определения показателей надежности (устойчивости, обоснованности, адекватности) анкеты проводится «пилотаж», когда анкета испытывается на опытной группе респондентов, являющейся микромоделью планируемой выборки. «Пилотажем» проверяются следующие качества анкеты и категорий респондентов:

  • понятность языка;
  • конкретность вопросов;
  • логика вопросов, их контекст;
  • качество объяснения области поиска ответа, условий выбора вариантов;
  • выделенность тематических блоков вопросов;
  • компетентность категорий опрашиваемых;
  • уровень монотонности опроса;
  • качество памяти категорий опрашиваемых;
  • опасность угодных или стереотипных ответов;
  • качество многовариантности выбора ответов;
  • способность вызвать недоверие у опрашиваемых;
  • контроль за интерпретацией ответа;
  • тактичность интервьюеров.

Составителям анкет следует избегать вопросов, содержащих слова с сильной смысловой нагрузкой. Например, в одной из анкет содержался вопрос, согласны ли респонденты со следующим высказыванием: «Мы должны бороться с чрезмерными требованиями, легкомысленными судебными процессами и чересчур пылкими юристами». Большинство респондентов ответили утвердительно. Однако подобные высказывания квалифицируются как скрытая пропаганда, т.е. анкета умышленно составлена таким образом, чтобы рекламировать ту или иную проблему или продукт.

Характер ответов во многом обусловлен обстоятельствами, в которых проводится анкетирование, и это следует принимать во внимание. К примеру, общественное мнение относительно авиакомпании может ухудшиться, если опрос проводить сразу после крушения самолета.

Для чистоты процедуры нежелательны «наводящие» вопросы, внушающие определенный ответ. В следующих примерах ответ в той или иной степени внушается интервьюером:

  • Любите ли вы свою работу? (Высказано сомнение: интервьюер явно заинтересован в ответе, но в каком именно - неясно опрашиваемому; он будет стараться уловить, какой ответ желателен.)
  • Вы любите свою работу? (В зависимости от ударения и интонации внушается определенный ответ.)
  • Вы не любите свою работу, не так ли? (Утверждение, которое предполагает согласие.)
  • Нравится или не нравится вам ваша работа? (Категорический вопрос, требующий окончательного решения, тогда как возможна целая гамма промежуточных состояний и оценок.) Оптимальная формула предполагает нейтральную интонацию:

«В какой мере вас привлекает выполняемая работа?»

Важно обратить внимание и на использование принципа шкалы при составлении вопросов анкеты. Дело в том, что ряд социальных свойств (возраст, заработная плата и т.д.) имеет количественную определенность. Однако большинство социальных явлений и процессов такой количественной определенности не имеет. К ним относятся поведенческие акты (добросовестность, энтузиазм и т.д.), а также суждения и мнения работников. Причем социологу вместе с РЛ-специалистом важно не только определить их наличие или отсутствие, но и интенсивность проявления. Чтобы решить такую задачу, при проведении исследования создается специальная процедура приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам. Такая процедура носит название измерения с помощью шкал.

С помощью заранее разработанных шкал могут быть измерены все, даже самые сложные, социальные явления. Шкала представляет собой систему характеристик изучаемого свойства, исполняющую роль эталона. С целью разработки шкалы устанавливают континуум - протяженность изучаемого социального свойства, т.е. определяют его крайние состояния - начало и конец, максимум и минимум. При нахождении крайних точек и определении континуума шкала градуируется, т.е. устанавливается ее дробность с помощью делений. Континуум разбивается на части. Например:

  • максимально положительный ответ;
  • положительный ответ;
  • нейтральный ответ;
  • отрицательный ответ;
  • максимально отрицательный ответ.

Такая шкала будет порядковой. Приведем пример порядковой шкалы в вопросе.

Как бы Вы оценили качество (быстроту, доступность) принимаемых ФАС России решений? (Укажите один вариант ответа в каждом столбце.)

Однако далеко не в каждом случае целесообразно составлять развернутую анкету и проводить собственный масштабный опрос. Существуют механизмы, позволяющие воспользоваться текущими исследованиями профессиональных социологов, которые постоянно проводятся по всероссийской или региональным выборкам, и добавить в них один или несколько своих вопросов.

Например, Всероссийский центр изучения общественного мнения еженедельно проводит всероссийское исследование по актуальным политическим и экономическим вопросам жизни страны «Общероссийский омнибус - Экспресс» с суммарным объемом реализуемой выборочной совокупности в 1600 человек не менее чем в 40 субъектах РФ, не менее чем в 150 населенных пунктах. Он предлагает всем желающим юридическим лицам включить в это исследование актуальные для себя закрытые и открытые вопросы.

Другой пример. В рамках подготовки доклада «Общественный отчет. МЧС России - 20 лет на службе Родине: современный портрет в сознании россиян и актуальные задачи позиционирования тематики безопасности жизнедеятельности» социологическое агентство «Башкирова и партнеры» включило в анкету Всероссийского омнибуса эксклюзивные вопросы к стандартному социально-демографическому блоку о доверии министерству, желании работать в его системе, одобрении законодательных инициатив МЧС по страхованию жилья от пожаров. Проведен анкетный опрос населения методом личного интервью по месту жительства по национальной репрезентативной выборке: 1500 человек в возрасте старше 18 лет в 100 населенных пунктах (городах, поселках и селах) 46 субъектов РФ 8 федеральных округов. Точек опроса - 168.

Этот метод привлекателен для организаций по двум причинам. Первая - относительная дешевизна исследования. За участие в скомбинированном таким образом опросе организация платит гораздо меньше денег, чем за проведение собственного.

Вторая причина - квалификация. Профессиональные исследовательские фирмы имеют опыт и специальные методики для проведения эффективных опросов.

Но исследования, скомбинированные под заказчика, имеют свои ограничения. Задавая 1-2 вопроса, организация может узнать лишь небольшую часть общественного мнения.

Добавим к сказанному, что существенным аспектом анкетирования целевых групп является обеспечение большего возврата заполненных анкет. Для этого требуется, с одной стороны, стимулирование опрашиваемых (личное вознаграждение в диапазоне от сувениров до гонорара), с другой - адекватный выбор места и времени анкетирования.

1. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает
вопрос, который не получил ответа
вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов
вопрос, сформулированный предубежденным образом
вопрос, на который можно ответить как угодно

2. Кодирование вопросов в анкете или интервью проводится в целях
сокрытия подлинного замысла исследователя от респондента
облегчения статистической обработки, а также компьютерного ввода данных
упорядочения получаемой первичной информации
помощи респонденту в понимании подлинного замысла иссле­дователя

3. В основе классификации данных социологического исследования л ежит
группировка данных по заданному признаку
расположение данных в ранжированном ряду
занесение данных в заранее заготовленные таблицы
расстановка статистических данных по различным кластерам

4. Под вероятностной выборкой понимают
выборку, в которой рассчитывается вероятность совпадения по­лученных результатов с тем, что есть на самом деле
совокупность полученных данных, имеющих определенную степень достоверности
выборку, для которой все элементы в популяции имеют одина­ковую и заранее известную вероятность быть отобранным в ее состав
подбор респондентов в соответствии с общим замыслом иссле­дования

5. Репрезентативностью социологического исследования называ­ется
величина, характеризующая объем и масштабы исследования
понятие, определяющее надежность и достоверность получен­ных данных
степень согласованности выдвигаемых предположений с гос­подствующей социологической парадигмой
совокупность свойств выборочной совокупности, позволяющих ей на момент опроса выступать в качестве «представителя» ге­неральной совокупности

6. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором
условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем
наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблю­даемыми объектами и принимает участие в их деятельности
исследователь разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников
исследователь определяет заранее, какие именно элементы изу­чаемого процесса, явления должны быть включены в наблюде­ние

7. Патефонные пластинки начала века послужат источником первичной социологической информации при использовании следующего метода
опрос
наблюдение
анализ документов
эксперимент

8. Непосредственное участие социолога в работе рабо­чей бригады послужит источником первичной социологической информации при использовании следующего метода:
опрос
наблюдение
анализ документов
эксперимент

9. В ходе социологического опроса выявляются
данные о социально-демографической структуре выборочной совокупности
объективные распределения норм и ценностей в выбранной по­пуляции
документальные отображения фактов социальной реальности
субъективные мнения людей, которых называют респондентами

10. Если вам необходимо произвести систематическую выборку объе­мом в 100 человек, а список генеральной совокупности насчитыва­ет 12 967 человек, то шаг выборки будет равен
100
130
150
200

11. Суть эмпирической социологии состоит в
составлении анкет, их сортировке и последующей статистиче­ской обработке
изучении и описании методов сбора первичной социологиче­ской информации, ее обработки и анализа
составлении выводов и практических рекомендаций для приня­тия оптимальных управленческих решений
подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации

12. Верным является суждение
Наблюдение бывает контролируемым и бесконтрольным
Одна из отличительных черт социологического опроса - количест­во респондентов (объем выборочной совокупности)
Перепись населения - разновидность сплошного опроса
В социологической анкете респондент всегда обязан указать свои фамилию, имя и отчество

13. Словарь переменных - это
толкование значений каждой из переменных исследования с со­поставлением определений различных авторов
логический анализ смысла вопросов
сводная таблица переменных исследования с указанием тех возможных значений, которые может принимать каждая из них, кодов, указанных в анкете, а также номеров позиций, которые занимает данная переменная в строке матрицы базы данных
исследовательская интерпретация смыслового значения исполь­зуемых понятий

14. Модальной категорией в линейном распределении называется
разновидность способа заполнения рядов распределений
то значение переменной, которое встречается среди данных наи­более часто
то значение переменной, которое встречается среди данных наи­менее часто
наименование заголовка таблицы

15. Укажите, по какой шкале выстроены наборы вариантов ответов на следующий вопрос анкеты, применявшейся в одном из опро­сов:
«Вы принимали участие в выборах губернатора летом этого года?
А) да
Б) нет
в) не помню»
номинальная
интервальная
ранговая
метрическая

Выборочный метод в социологическом исследовании. Репрезентативность.

Репрезентати́вность - соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Генеральная сов-ть - объект иссл-ия, кот. территориально, производственно и во времени "локализован".

Как правило, объектом в социологическом исследовании являются большие группы людей. Опрос всех нерационален (велики затраты, удлиняются сроки, теряется ценность, актуальность). Поэтому СИ имеют не сплошной, а выборочный характер. То есть отбирается количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам и другим характеристикам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название "выборка".

Выборочная сов-сть - определенное число элементов генер. сов-ти, отобранных по строго заданному правилу. В момент иссл-ния она должна представлять микромодель генер. сов-сти, воспроизводить характ-ки генер-ой, т.е., быть репрезентативной (представительной). Структура выбор-ой сов-сти по основным изучаемым качест-ым характ-кам и контрольным признакам должна совпадать со структурой генер. сов-сти. Контролируемые признаки репрезентативной выборки: пол, возраст, социально-профессиональный статус, имущественный состав.

Элементы выбор. сов-ти называются респ-тами. Непосредственно опрашиваемые индивиды или группы составляют единицы анализа.

Виды и методы выборки

Вероятностная

· простая случайная

· систематическая (механическая)

· гнездовая стратифицированная (серийная)

Целенаправленная

· стихийная

· основного массива

· квотная

Модель вероятной (случайной) выборки связана с понятием вероятности. В самом общем случае вероятность некоторого ожидаемого события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных. При этом число событий должно быть достаточно большим:

Р=а/n, где р - вероятность события, а - ожидаемое число, n - общее число

В прикладной социологии широко применяются методы собственно случайного отбора. Все респонденты пофамильно заносятся на карточки, после чего последние перемешиваются в ящике, из которого и проводится отбор по случайно-повторному отбору (когда фамилия отобранного респондента записывается, а карточка возвращается обратно в ящик), либо по случайно-бесповторному (когда отобранная карточка откладывается в сторону).

Сегодня иссл-ли предпочитают исп-ть таблицу случайных чисел для построения выборки методом случайного отбора. Для этого все представители генеральной совокупности нумируются, методом случайного попадания выбирается число из таблицы, затем соответствующий данному числу, элемент генер. сов-ти заносится в список выборочной.

Данные методы возможны, если генеральная совокупность не превышает 500-1000 единиц.

Для больших генер. совокупностей удобнее применять метод систематической (механической) выборки. Все элементы ген.совокупности сводятся в единый список, и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Шаг отбора (К) рассчитывается по соответствующей формуле: K=N/n, где N - величина ген.совокупности, n - величина выбор.совокупности.

Суть серийной выборки заключается в возможности разбить ген.совокупность на серии (группы) по заданному признаку и производить отбор респ-тов из каждой серии отдельно путём механической или случайной выборки. Данный вид используется в дескриптивном исследовании для изучения проблем на крупных предприятиях и организациях.

Метод гнездовой выборки довольно часто применяется на практике. Она предполагает отбор в качестве единиц не отдельных респондентов, а групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах.

Если же мы хотим изучить в статистических показаниях особенности условий и образа жизни каких-то определенных групп населения, репрезентативная выборка должна быть заменена целевой, в которой численность каждой интересующей нас группы будет достаточна для более основательного анализа. Для этого наряду с вероятностной выборкой в СИ применяется также и целенаправленная выборка, к которой не применимы правила теории вероятности. Данный вид предполагает использование стихийного метода, основного массива и квотной выборки.

В случае стихийной выборки заранее предопределить структуру массива респондентов невозможно. Выводы исследования, как правило, распространяются лишь на опрошенную совокупность. Примером стихийной выборки служит почтовый опрос читателей журнала или газеты.

Mетод стихийного отбора внешне очень похож на случайный.

Критерии отбора: принадлежность респондента к проектируемой ген.совокупности. Чаще всего в данном случае допускаются неконтролируемые систематические ошибки. Существенную роль играет взаимное расположение при встрече респондента и интервьюера.

К стихийному отбору относится и метод основного массива, преимущество которого состоит в том, что выбор.совокупность составляет значительную долю генер.совокупности и перекрывает возможное смещение. При обследовании коллектива предпр-ия вполне достаточно опросить "больш-во" работников и это обеспечит близость выбор. и генер. средних переменных.

Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для "зондажа" какого-нибудь контрольного вопроса.

При квотной выборке (применяется в опросах общественного мнения) респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно с соблюдением параметров квот. В качестве квоты выступают все данные о том или ином контрольном признаке элементов генеральной совокупности. Как правило, число признаков, определяющих квоты не превышает четырех.

Квотный основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и примения вероятностных процедур. Признаки: территория, социальный статус, возраст, пол.

Правила выборки таковы, что в процессе отбора основными элементами не всегда выступают единицы анализа. В начале могут быть отобраны регионы, поселения, учреждения, институты (в них факультеты, группы), школы (классы), а затем контингент опрашиваемых. Элементы, отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану, называются единицами отбора.

Поэтому по форме реализации различают выборки одноступенчатые и многоступенчатые.



Определение объёма выборочной совокупности является важным вопросом в теории выборки.

Объем выборки - общее число единиц анализа (элементы выборочной совокупности, подлежащей опросу), зависит:

  1. от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки),
  2. от необходимой степени точности результатов,
  3. от числовых значений контрольных признаков элементов генеральной совокупности, точнее об их дисперсии (разброса).

Как правило, объем выборочной совокупности составляет не менее 5-10% объема генеральной совокупности.

37.Статистическая обработка данных и анализ эмпирической информации.
Социальные явления и процессы, которыми занимается социология, имеют массовый характер. Поэтому одним из главных инструментов социологического анализа является статистика - наука о том, как собирать, анализировать и интерпретировать данные о массовых явлениях и процессах.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

  • Определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач;
  • Планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;
  • Выборка для эмпирического исследования;
  • Выбор методов и методик.
  • Проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала;
  • Обработка эмпирических данных;
  • Обсуждение и интерпретация данных;

Формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.
Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таким образом, следует различать объекты исследования (в социальных науках это чаще всего люди, испытуемые), их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств.

Необходимо уже на начальных этапах планирования исследования принять решение, какой будет размер выборки, какие методы сбора информации будут использованы и, наконец, какие виды обработки будут применены к полученным данным.

При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого, гипотеза уточняется.

Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных статистических и научных методов. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе.

Обработка эмпирических данных исследования делится обычно на несколько этапов:

  • Первичная обработка данных
  • Составление таблиц
  • Проверка данных.
  • Статистический анализ данных
  • Анализ первичных статистик
  • Оценка достоверности отличий
  • Нормирование данных
  • Корреляционный анализ
  • Факторный анализ

В большинстве случаев обработку данных целесообразно начать с составления сводных таблиц.

Сводная таблица данных – это своеобразный «аккумулятор» всех данных, полученных в результате проведённого исследования, в идеале она должна содержать данные всех испытуемых по всем методикам исследования.

Основой для сводной таблицы исходных данных является следующая форма. Каждая строка содержит значения всех показателей одного испытуемого. В каждом столбце (поле) записаны значения одного показателя по всем испытуемым. Таким образом, в каждой ячейке (клетке) таблицы записано только одно значение одного показателя одного испытуемого. В самой верхней строке даны номер испытуемого по порядку, ФИО (или какой-нибудь другой идентификатор), измеренные показатели, шкальные оценки и т.п. Эта строка облегчает ориентировку в таблице. В каждой последующей строке записана ФИО испытуемого и значения всех, измеренных у него параметров; разумеется, для всех испытуемых в одном и том же порядке показателей.

Испытуемых можно перечислить в алфавитном порядке, но лучше использовать этот принцип на самом нижнем уровне деления. Сначала лучше разделить испытуемых по их принадлежности к каким-либо подгруппам, которые будут сравниваться между собой. Внутри этих подгрупп полезно упорядочить испытуемых по полу, возрасту или другому, важному для вас, параметру.

Преобразование формы информации

В таблицу целесообразно внести все интересующие вас признаки в форме десятичного числа, то есть предварительно пересчитать минуты в десятичные доли часа, секунды – в десятичные доли минуты, количество месяцев – в десятичную долю года и т.д. Это необходимо, поскольку формат данных для большинства используемых сейчас компьютерных программ накладывает свои ограничения. Старайтесь также без особой необходимости не заносить в таблицу различные текстовые символы (точки, запятые, тире и т.п.).

Всю информацию, которую можно закодировать числами, лучше перевести в числовую форму. Это даст больше возможностей для разных видов обработки данных. Исключением является первая строка, в которой записаны названия (чаще краткие названия – аббревиатуры) измеренных показателей. В виде чисел в таблицу можно вписать информацию и о тех параметрах выборки, которые предположительно могут оказаться значимыми факторами, но имеются у вас в качественных показателях. Наиболее простыми операциями могут быть: числовое кодирование (мужчины – 1, женщины – 2; прошедшие обучение – 1, не прошедшие – 2 и т.п.) и перевод качественных показателей в ранги.

Проверка данных

После создания таблицы на бумаге или компьютере необходимо проверить качество полученных данных. Для этого часто достаточно внимательно осмотреть массив данных. Начать проверку следует с выявления ошибок (описок), которые заключаются в том, что неправильно написан порядок числа. Например, 100 написано вместо 10, 9,4 – вместо 94 и т.п. При внимательном просмотре по столбцам это легко обнаружить, поскольку сравнительно редко встречаются параметры, которые сильно варьируют. Чаще всего значения одного параметра имеют один порядок или ближайшие порядки. При наборе данных на компьютере важно соблюдать требования к формат данных в используемой статистической программе. Прежде всего это относится к знаку, которые должен отделять в десятичном числе целую часть от дробной (точка или запятая).

Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данныхнеобходимо для повышения достоверности выводов научного исследования. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Выбор метода статистического анализа полученных эмпирических данных - очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные.

После проведения необходимого статистического анализа данных нужно соотнести полученные результаты с изначально поставленной гипотезой, с теоретическими обоснованиями авторов, которые исследовали данную тематику и предыдущими исследователями. Сформулировать выводы и проинтерпретировать полученные результаты.

38.Опросные методы сбора первичной социологической информации.

В ходе сбора информации применяются различные методы, каждый из которых имеет свои особенности. Основными методами являются опрос, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, социометрия, измерение социальных установок. Самый распространенный из них - опрос, с его помощью собирается 90% социологической информации.

Метод опроса изобретен не социологами, его активно используют медики, юристы, журналисты, педагоги

Специфика опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных явлений. Существуют две разновидности опроса - анкетирование и интервьюирование. Преимущества опроса заключаются: а) в максимально коротких сроках сбора информации; б) в возможности получения разнообразной информации; в) в возможности охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различных областей социальной практики. А несовершенство - в возможности искажения информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.

анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

Понятие репрезентативности часто встречается в статистических отчетностях и при подготовке выступлений и докладов. Пожалуй, без нее трудно представить себе какой-либо из видов подачи информации на обозрение.

Репрезентативность - что это?

Репрезентативность отражает, насколько выбранные объекты или части соответствуют содержанию и смыслу совокупности данных, из которой они были выбраны.

Другие определения

Понятие репрезентативности можно раскрывать в разных контекстах. Но по своему смыслу репрезентативность - это соответствие черт и свойств выбранных единиц из общей совокупности, которые точно отражают характеристики всей генеральной базы данных в целом.

Также репрезентативность информации определяют как способность выборочных данных представить параметры и свойства совокупности, важные с точки зрения проводимого исследования.

Репрезентативная выборка

Принцип формирования выборки заключается в избрании наиболее важных и точно отображающих свойства общей совокупности данных. Для этого используются различные методы, которые позволяют получать точные результаты и общее представление о используя только выборочные материалы, описывающие качества всех данных.

Таким образом, нет необходимости изучать весь материал, а достаточно рассмотреть выборочную репрезентативность. Что это? Это выборка отдельных данных для того, чтобы иметь понятие об общей массе информации.

Их в зависимости от способа различают как вероятностные и невероятностные. Вероятностная - это выборка, которая производится путем вычисления наиболее важных и интересных данных, являющихся в дальнейшем представителями генеральной совокупности. Это обдуманный выбор или случайная выборка, тем не менее, обоснованная своим содержанием.

Невероятностная - это одна из разновидностей случайной выборки, составляющаяся по принципу обычной лотереи. В таком случае не учитывается мнение того, кто составляет такую выборку. Используется лишь слепой жребий.

Вероятностная выборка

Вероятностные выборки также могут подразделяться на несколько видов:

  • Одна из самых простых и понятных принципов - это нерепрезентативная выборка. К примеру, такой способ часто используется при проведении социальных опросов. При этом участники опроса не выбираются из толпы по каким-либо определенным признакам, и получение информации производится у первых 50 людей, принявших участие в нём.
  • Преднамеренные выборки отличаются тем, что имеют ряд требований и условий при отборе, однако все же полагаются на случайное совпадение, не преследуя своей целью достижение хорошей статистики.
  • Выборка на основании квот - это еще одна из вариаций невероятностной выборки, которая часто используется для исследования больших совокупностей данных. Для нее используется множество условий и норм. Подбираются объекты, которые должны им соответствовать. То есть на примере социального опроса можно предположить, что опрошены будут 100 человек, но только мнение некоторого числа людей, которые будут соответствовать установленным требованиям, будут учтены при составлении статистического отчета.

Вероятностные выборки

Для вероятностных выборок исчисляется ряд параметров, которым объекты в выборке будут соответствовать, и среди них разными способами могут избираться именно те факты и данные, которые будут представлены как репрезентативность данных выборки. Такими способами вычисления нужных данных могут быть:

  • Простая случайная выборка. Заключается в том, что среди выбранного сегмента совершенно случайным методом лотереи выбирается необходимое количество данных, которые будут являться репрезентативной выборкой.
  • Систематическая и случайная выборка дает возможность составить систему вычисления необходимых данных на основе случайно выбранного сегмента. Таким образом, если первое случайное число, которое указывает на порядковый номер данных, выбранных из общей совокупности, будет 5, то последующими данными, которые будут выбраны, могут стать, например, 15, 25, 35 и так далее. Этот пример наглядно объясняет, что даже случайный выбор может основываться на систематических вычислениях необходимых исходных данных.

Выборка потребителей

Осмысленная выборка - это способ, который заключается в рассмотрении каждого отдельного сегмента, и на основании его оценки составляется совокупность, отражающая характеристики и свойства общей базы данных. Таким образом набирается большее количество данных, соответствующих требованиям репрезентативной выборки. Можно легко отобрать некоторое количество вариантов, которые не войдут в общее число, не потеряв при этом качество отобранных данных, представляющих общую совокупность. Таким способом определяется репрезентативность результатов исследования.

Размер выборки

Не последний вопрос, который необходимо решить, - это размер выборки для репрезентативного представления генеральной совокупности. Размер выборки не всегда зависит от количества исходников в генеральной совокупности. Однако репрезентативность выборочной совокупности напрямую зависит от того, на сколько сегментов должен быть в итоге разделён результат. Чем больше таких сегментов, тем больше данных попадает в результативную выборку. Если результаты требуют общего обозначения и не требуют конкретики, тогда, соответственно, выборка становится меньше, поскольку, не вдаваясь в детали, информация излагается более поверхностно, а значит, ее прочтение будет общим.

Понятие ошибки репрезентативности

Ошибка репрезентативности - это конкретные расхождения между характеристиками генеральной совокупности и выборочных данных. При проведении любого выборочного исследования невозможно получить абсолютно точные данные, как при полном исследовании генеральных совокупностей и выборки, представленной лишь частью сведений и параметров, тогда как более детальное изучение возможно только при исследовании всей совокупности. Таким образом, неизбежны некоторые погрешности и ошибки.

Виды ошибок

Различают некоторые ошибки, которые возникают при составлении репрезентативной выборки:

  • Систематические.
  • Случайные.
  • Преднамеренные.
  • Непреднамеренные.
  • Стандартные.
  • Предельные.

Основанием для появления случайных ошибок может быть несплошной характер исследования общей совокупности. Обычно случайная ошибка репрезентативности имеет незначительный размер и характер.

Систематические ошибки между тем возникают при нарушении правил отбора данных из общей совокупности.

Средняя ошибка - это разница между усредненными значениями выборки и основной совокупностью. Она не зависит от количества единиц в выборке. Она обратно пропорциональна Тогда чем больше объем, тем меньше значение средней ошибки.

Предельная ошибка - это наибольшая возможная разница между усредненными значениями сделанной выборки и общей совокупностью. Такая ошибка охарактеризовывается как максимум вероятных ошибок при заданных условиях их появления.

Преднамеренные и непреднамеренные ошибки репрезентативности

Ошибки смещения данных бывают преднамеренными и непреднамеренными.

Тогда причинами появления преднамеренных ошибок является подход к подбору данных по методу определения тенденций. Непреднамеренные ошибки возникают еще на стадии подготовки выборочного наблюдения, формирования репрезентативной выборки. Для недопущения подобных ошибок необходимо создать хорошую основу для выборки, составляющей списки единиц отбора. Она должна полностью соответствовать целям проведения выборки, быть достоверной, охватывающей все аспекты исследования.

Валидность, надежность, репрезентативность. Расчет ошибок

Расчет ошибки репрезентативности (Мм) средней арифметической величины (М).

Среднее квадратическое отклонение: численность выборки (>30).

Ошибка репрезентативности (Мр) и (Р): численность выборки (n>30).

В том случае, когда приходится изучать совокупность, где количество выборки мало и составляет меньше 30 единиц, тогда число наблюдений станет меньше на одну единицу.

Величина ошибки прямо порциональна объему выборки. Репрезентативность информации и вычисление степени возможности составления точного прогноза отражает определенная величина предельной ошибки.

Репрезентативные системы

Не только в процессе оценки подачи информации используется репрезентативная выборка, но и сам человек, получающий информацию, использует репрезентативные системы. Таким образом, мозг обрабатывает некоторое создавая репрезентативную выборку из всего потока информации, чтобы качественно и быстро оценить подаваемые данные и понять суть вопроса. Ответить на вопрос: «Репрезентативность - что это?» - в масштабах человеческого сознания довольно просто. Для этого мозг использует все подвластные в зависимости от того, какую именно информацию необходимо вычленить из общего потока. Таким образом, различают:

  • Визуальную репрезентативную систему, где задействуются органы зрительного восприятия глаза. Люди, часто использующие подобную систему, называются визуалами. С помощью этой системы человек обрабатывает информацию, поступающую в виде изображений.
  • Аудиальная репрезентативная система. Главный орган, который используется - это слух. Информация, подаваемая в виде звуковых файлов или речи, обрабатываются именно этой системой. Люди, лучше воспринимающие информацию на слух, называются аудиалами.
  • Кинестетическая репрезентативная система представляет собой обработку потока информации, путем восприятия его с помощью обонятельных и осязательных каналов.

  • Дигитальная репрезентативная система используется вместе с другими как средство получения информации извне. восприятие и осмысление полученных данных.

Итак, репрезентативность - что это? Простая выборка из множества или неотъемлемая процедура при обработке информации? Однозначно можно сказать, что репрезентативность во многом определяет наше восприятие потоков данных, помогая вычленить из него наиболее веские и значимые.

Не останавливаясь на методологических приемах организации выборки, которые подробно описаны в литературе, следует отметить, что ведущую роль в определении ее типов в каждом конкретном случае играют исходные исследовательские установки, обоснованные
в методологической части программы. Определение генеральной совокупности - это наполнение конкретным содержанием идеализированного модельного представления, в результате чего объект исследования из абстрактного переходит в область конкретного и реального. Конструирование выборочной совокупности это следующий этап, на котором воспроизводится в реальных показателях модель проблемосодержащей системы, т.е. предмет исследования. В социологии для описания совокупности единиц наблюдения, имеющих какую-либо общую характеристику, указывающую на их принадлежность к данной системе, используется понятие генеральная совокупность .
В исследовании социальной подсистемы промышленного предприятия генеральной совокупностью стал весь рабочий персонал или коллектив предприятия; единицей наблюдения - отдельный работник или отдельная социальная группа, в зависимости от конкретной исследовательской задачи.

Цели и задачи исследования, а также объем генеральной совокупности и исследовательские возможности, определяют характер исследования: оно может быть сплошным либо выборочным. В исследовании, которое носит сплошной характер, в качестве объекта исследования выступает вся генеральная совокупность. В выборочном исследуется лишь ее часть - выборка, выборочная совокупность , которая позволяет судить о генеральной совокупности
в целом.

Существуют различные способы формирования выборочной совокупности и методы расчета объема выборки. Этому вопросу посвящена обширная литература как по социологии, так и в области статистики, в которой выборочные методы исследования разработаны давно и успешно используются.

Среди способов формирования выборочной совокупности выделяют два основных вида:



1) метод типичных отдельных случаев или монографическое исследование, генеральной совокупностью в котором являются отдельные типичные единицы наблюдения либо даже одна единица какого-либо класса явлений; например, конкретная семья может изучаться на протяжении ряда лет, что оговаривается в программе исследования;

2) статистические выборочные методы, которые, в свою очередь, делятся на две группы:

а) выбор по усмотрению, к которому относится целенаправленный выбор и квотный, т.е. выбор в виде квот (пропорций) изучаемых признаков;

б) случайный (вероятностный) выбор: чисто случайный, районированный (выбор слоями) и гнездовая или серийная выборка.

Принципиальным моментом, который следует подчеркнуть особо, является то, что выборочная совокупность выступает в качестве объекта - заместителя генеральной совокупности. То есть выборка - это модель того объекта исследования, который конкретизируется в виде генеральной совокупности единиц наблюдения и таким образом становится доступным эмпирическому познанию.

Как модель выборка отличается от тех идеализированных модельных представлений, которые были построены ранее. Выборка обладает всеми признаками материальной, предметной модели, «так как состоит (выборка. - С. Л.) из материальных объектов, в т.ч. людей, принадлежащих к той или иной интересующей нас социальной группе (коллектив предприятия, жители города, студенты, молодые рабочие и т.п.) и присущих им свойств (их мнений, отношений, ориентации). Правда, эти «материальные объекты» обладают некоторой спецификой, о которой цитируемый автор не говорит, но наверняка подразумевает. И социальные группы, и индивиды, входящие в них, отличаются от предметно-физических и предметно-математических моделей наличием сознательной, субъективной поведенческой компоненты. Такие качественные особенности присущи как объекту-оригиналу (генеральной совокупности), так и объекту-заместителю (модели - выборочной совокупности). Главное в том, чтобы эти особенности с нужной достоверностью воспроизводились в модели, делая ее репрезентативной. Репрезентативность выборочной совокупности достигается с помощью обоснованного типа выборки.

Отнесение выборочных совокупностей к виду материальных моделей позволяет решить и проблему количественного обоснования объема выборки, что тоже является необходимым условием ее репрезентативности. Генеральная совокупность всегда кроме качественных показателей обладает рядом количественных параметров. Это позволяет в процессе построения выборки использовать количественные методы, «работающие» в сфере прямого подобия, а не только косвенного и условного, что характерно для идеальных моделей - знаковых моделей и идеализированных модельных представлений.

Сложность и специфика объектов социологического исследования, множественность целей и исследовательских задач приводят к необходимости сочетания различных способов (типов) выборки, в результате чего она становится комбинированной. Комбинированная выборка характерна для многоступенчатого отбора, когда на разных его ступенях используются различные типы выборки; например, на первой ступени применяется метод районированной выборки, а на следующей - чисто случайной. Сложность объектов социологического познания находит отражение и в использовании многофазового отбора, для которого характерно формирование подвыборок (вторичных и т.д. выборок) на основе осуществленной первичной выборки.

Контрольные вопросы к теме №10

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Социологическое познание как система.

2. Понятие и общая характеристика социологического исследования.

3. Основные виды и типы социологических исследований.

4. Этапы организации социологического исследования.

5. Сущность и структура программы социологического исследования.

6. Отображение логики социологического исследования в его программе.

7. Методологическая специфика процедур сбора и анализа социологической информации.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Как провести социологическое исследование. М., 1990.

4. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

5. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.

6. Смелзер Н. Социология. - М., 1984.

7. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

8. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

Дополнительная:

1. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1985.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

3. Давидюк Г.П. Прикладная социология. Мн., 1979.

4. Жилина Л.И. Теоретическая подготовка социологического исследования. М., 1989.

5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

6. Лапина С.В. Моделирование в социологическом исследовании. Мн., 1992.

7. Рабочая книга социолога. М., 1983.

8. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. М., 1987.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.


ТЕМА 11. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ

Лекция 11. Методы сбора социологической информации

Основные понятия:

социологическая информация; виды социологической информации; социологический анализ документов; контент-анализ; социологическое наблюдение; опрос; анкетирование; интервью; фокус-интервью; закрытый вопрос; открытый вопрос; респондент; экспертные оценки; тестирование; социометрия; социологический эксперимент .