, учитель–логопед, ГОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа–детский сад № 696.

Пояснительная записка

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия , в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

  • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
  • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
  • поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Задачи

Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы для детей с нарушением речи. Прием в школу осуществляется на основе заключения районной психолого–медико-педагогической комиссии.

С учащимися проводятся групповые (2-6 человек) и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 20-25 минут, индивидуального занятия – 15 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

  • на фонетическом уровне;
  • на лексико- грамматическом уровне;
  • на синтаксическом уровне.
  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
  2. а коррекция дефектов произношения;

    б формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  3. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
  4. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  5. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Диагностический этап . Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I Этап.. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Темы :

  • Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
  • Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
  • Звукобуквенный анализ и синтез.
  • Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
  • Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.
  • Разделительный “ь”.
  • Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-
  • Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Темы:

  • Понятия: слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
  • Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:

синонимы, антонимы, многозначность слов.

  • Состав слова.
  • Корень слова и однокоренные слова.
  • . Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
  • Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
  • Обобщение знаний учащихся о составе слова.
  • Предлоги.
  • Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

Темы :

  • Составление предложений. Выделение их из текста.
  • Связь слов в предложении.
  • Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
  • Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует учить:

  • выделять предложения из сплошного текста;
  • учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
  • формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Тематическое планирование

Диагностический этап

Подготовительный этап

Коррекционный этап

Работа над словом

Слова, обозначающие предмет

Слова, обозначающие действие предмета

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета

Простое двусоставное нераспространенное предложение

Слова, обозначающие признак предмета

Распространение простого двусоставного предложения определением

Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки

Составление распространенных предложений

Дифференциация понятий предложение – слово

Работа с предлогами в, на

Работа с предлогами к, от

Работа с предлогами в – из, на – с (со)

Работа с предлогами около (у), из-за

Работа с предлогами над, под, по

Составление предложений

Составление рассказа

Гласные и согласные звуки и буквы

Гласные звуки и буквы

Согласные звуки и буквы

Слог. Деление слов на слоги. Ударение

Звукослоговой состав слов

Твердые и мягкие согласные

Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю

Звонкие и глухие согласные

Дифференциация звонких и глухих согласных

Текст. Работа над текстом

Тематическое планирование

Диагностический этап

Коррекционный этап

Звуки и буквы. Дифференциация понятий “звук” и “буква”

Гласные звуки и буквы

Согласные звуки и буквы

Слог. Слогообразующая роль гласного

Слоговой анализ и синтез слов

Гласные I и II ряда. Образование гласных II ряда.

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у – ю

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы – и

Дифференциация гласных ё – ю

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова

Разделительный “ь”

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому и оптическому сходству. Звук и буква а

Звук и буква о

Дифференциация гласных а – о

Звук и буква у

Дифференциация гласных о – у

Дифференциация гласных ё – ю

Звук и буква и

Дифференциация гласных и – у

Звонкие и глухие согласные

Дифференциация согласных п –б

Дифференциация согласных ф –в

Дифференциация согласных т –д

Дифференциация согласных к –г

Дифференциация согласных с –з

Дифференциация согласных ш –ж

Дифференциация графически сходных букв п – т

Дифференциация графически сходных букв б –д

Дифференциация графически сходных букв л –м

Дифференциация графически сходных букв х -ж

Предложение

Составление предложений

Распространение предложений

Тематическое планирование

Диагностический

Коррекционный

Звуки и буквы

Гласные звуки и буквы

Согласные звуки и буквы

Слоговой анализ и синтез слов

Звукобуквенный анализ и синтез слов

Твердые и мягкие согласные

Дифференциация гласных ё – ю

Обозначение мягкости согласных буквой ь

Разделительный “ь”

Дифференциация твердых и мягких согласных

Звонкие и глухие согласные

Дифференциация согласных б –п

Дифференциация согласных в – ф

Дифференциация согласных г – к

Дифференциация согласных д – т

Дифференциация согласных з – с

Дифференциация согласных с – ш

Дифференциация согласных з – ж

Дифференциация акустически сходных согласных: с – ц

Дифференциация согласных ц – ч

Однокоренные слова

Безударные гласные в корне слов

Суффикс. Словообразование

Приставка. Словообразование

Предлоги

Существительные, прилагательные. Согласование

Существительные, глаголы. Согласование

Синонимы, антонимы, многозначность слов

Предложение Связь слов в предложении

Составление предложений

Распространение предложений

Выделение предложений из текста

Работа с деформированными предложениями

Тематическое планирование

Диагностический

Коррекционный

Звуки и буквы

Гласные звуки и буквы

Согласные звуки и буквы

Слоговой анализ и синтез слов

Фонематический анализ и синтез слов

Твердые и мягкие согласные.

Буквы а – я после твердых и мягких согласных

Буквы о – ё после твердых и мягких согласных

Буквы у – ю после твердых и мягких согласных

Обозначение мягкости согласных буквами ё – ю

Дифференциация твердых и мягких согласных

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация согласных б – п

Дифференциация согласных д – т

Дифференциация согласных з – с

Дифференциация согласных г – к – х

Дифференциация согласных ж – ш

Дифференциация акустически сходных согласных: ц – ч

Дифференциация согласных ч – ть

Дифференциация согласных ч – щ

Словоизменение имен существительных

Словоизменение имен прилагательных

Согласование существительных с прилагательными

Согласование существительных с глаголами

Словообразование. Однокоренные слова

Безударные гласные в корне слов

Суффиксальное словообразование

Словообразование при помощи приставок

Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание

Многозначность слов

  • Синонимы

    Антонимы

    Фразеологизмы

    Предложение. Связь слов в предложении

    Текст. Выделение предложений из текста

    Работа над текстом

    Составление рассказа

    Список литературы

    1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
    2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
    3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:Сфера, 2005.
    4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
    5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
    6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
    7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
    8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
    9. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
    10. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
    11. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
    12. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
    13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
    14. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
    15. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.

    Предлагаемые упражнения можно использовать для коррекции дисграфии как индивидуально, так и на подрупповых логопедических занятиях.

    Дифференциация з-с

    1. Вставьте в слова пропущенные буквы.

    …такан, …акон, …покойно, …ладкий, …лой, …абота, …лово, …доровье, …оловей, …а…лонка, …драв…твуй, …па…ибо, …анаве…ка, …о…нательный, …али…ать, …о…тавить, …а….тавить, …ано….а

    2.Допишите недостающий слог с буквой з или с.

    та…, ко…, ко…, ва…, у…, ро…, бу…, ро…, ва…

    3.Вставьте пропущенную букву з или с .

    На…тупила …има. Были …ильные морозы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на … анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а.

    4. Выпишите из текстов слова с буквами з. с.

    Золотой луг

    Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво. Это было очень красиво.

    Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять весь был золотой. Я стал наблюдать. К вечеру опять луг зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.

    Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрываются и как луг становится опять золотым.

    Дифференциация б-п

    1.Вставьте пропущенные в словах буквы.

    а) …ок, …ол, су…, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик,то…ор, о…ои

    б) …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…елка,…о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …ро….олка, …о..итый, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка

    2.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

    Приблудный

    Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

    Дифференциация д-т

    1.Закончите слова, добавив слог да или та

    бе… …бун горо… приро…

    коф… …та воро… порося

    во …кой боро… свобо…

    ва… …ры гуся… добро…

    ро… …ют утя… полно…

    2.Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

    трак…ор, боро…а, с…рела, воро…а, гра…сник, заво…ной, ве…ка, ве…ро, пого…а, желу…и, моло…ок, о…еяло, ве…ер, капус…а, пар…а, у…очка, …е…ра…ь, …ож…ик, с…а…о, …ру…но

    3.Составьте и запишите рассказ по опорным словам.

    Дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился

    Дифференциация в-ф

    1.Вставьте в слова пропущенные буквы.

    а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор.

    б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка.

    в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает

    2.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы

    В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу, …р\аря надела шар… и …арежки. У …анюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ая …уражка.

    Дифференциация г-к

    1. Прочитайте слова, запишите слоги с буквой г и к.

    Голос, город, кот, кошка, кубик, кости, голубь, губы, гуси, кукла, груша, гитара, икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, речка, кеды, книга, Галя, Коля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, кино, гулять.

    2. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

    а) У…ол, ва…он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, …ал…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…а, …ро…одил.

    б) Сне…, кула…, творо…, пау…, ро… , столби…, замо…, дуршла…, пиджа…,дру… , каблу…, шлан…, гон…, гама…, зна… , остро…, рыно…, плу…, клубо…, лу… .

    3. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.

    а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная красивый, глубокий.

    б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец.

    4. Выпишите слова с буквами г, к.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

    Дифференциация ж-ш

    1. Вставьте буквы ж-ш.

    …уба, …ук, …ум, кра…а, …ивой, ви…ня, вра…да, ли…ний, булы…ник, умно…ение, ве…алка, пе…ка, сло…ение, дви…ение, дол…ен, ти…е, бли…е, творо…ники, …ирный, бума…ный, …поры, …палы, кры…овник, эта…ерка,

    …а…ки, мо…е…ь, …ур…ал, …иве…ь, ле…и…ь, …тани…ки, …ари…ь, ма…е…ь, …ме…ь, …ур…ит.

    2. К словам из первого столбика подберите подходящие слова из второго столбика.

    а) послушная дружба

    свежая Жанна

    надежная каша

    шерстяная крыша

    железная одежда

    рыжая кошка

    б) книжный машинка

    бумажный шкаф

    швейная шлем

    ближняя животное

    домашнее школа

    тяжелый мешок

    в) Женя ржут

    бабушка жужжит

    лошади пишет

    Маша вяжет

    шмель дежурит

    дедушка бежит

    3.Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках.

    Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.

    Дифференциация с — ш

    1 Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.

    а) веселый шоссе

    ясное пастушок

    сухое солнышко

    интересное кошка

    серая путешествие

    б) высокая овес

    синий башня

    шерстяной шар

    пушистый снег

    сушённый шкаф

    в) сосна спешит

    Соня сохнет

    мыши шумят

    камыши осыпаются

    листья шуршат

    2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы с, ш.

    Куку…ка ве…ело кукует. …а…а не…ет гру…и. Па…ту…ок …пе…ит домой. …е…тра …шила ….а…е руба…ку. Ма…а не…ет бабу…кину …умку. …а…е …тра…но. Он тру…и…ка. Как по…тели…ь, так и по…пи…ь. …тоит Анто…ка на одной ножке.

    Дифференциация ч — ш

    1. Закончите слово, дописав слоги

    ча, ша ча );

    ка…, ту.., Ма…, ку…, кры…, встр…, Ми…, лап…, да…, на…, зада…, Па…, переда…, све.., поро…, отда…, сда…, уда…

    2. Закончите слово, дописав слоги

    чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши );

    но…, на…, мы…, да…, у…, ту…, гало…, кала…, зада…, малы,. встре…, ланды…, гра…, мол…, пи…, ды…, ни…

    3. Закончите предложения подходящими по смыслу словосочетаниями. (Используя ранее отработанные словосочетания.)

    Бабушка сварила …(какую? что?) На грушевом дереве созрели …(какие? что?). У белой кошки было одно …(какое? что?). У малышки всегда …(какие? что?). В углу шуршит … (какая? что?). Наташа любит … (какой? что?)

    4. Спишите предложения, вставляя пропущенные слова.

    Письма опускают в почтовый… . Для дождливой погоды мама купила … . Надо отдать чужую … . мы собирали на огороде сочные … . Очень вкусен копченный … . В лесу раздавался птичий … . туристы вошли в чудесное… .

    Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.

    5. Вставьте в слова пропущенные буквы

    пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, зада…а, по…ада, …ит, …естный, …еткий, …а…а. …и…е, …у…ка, …ено…ек. ве…и…ка, ру…и…а, то….иль…ик.

    Данную подборку дидактических упражнений на сайт прислала

    Грачовина Елена Владимировна

    школьный учитель-логопед г. Выборг

    Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно "нелепые" ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии. (Дисграфия - частичное, специфическое нарушение процесса письма)

    1.Упражнения на развитие фонематических процессов подобраны для:

    а) развития фонематического восприятия;

    б) вырабатывания умения слышать и выделять первый и последний звук;

    в) формирования умения подбирать слова по заданному количеству букв;

    г) умения слышать и определять количество звуков в слове.

    2.Упражнения для развития четкой артикуляции и голоса необходимы для успешного обучения в школе. Они построены на работе со скороговорками, ритмическим текстом, стихами, требуют точного воспроизведения сказанного и помогают почувствовать ритм и темп речи.

    3. Развитие мелкой моторикой включает пальчиковую гимнастику и умение проводить непрерывные, плавные линии с "приговорками". Эта работа улучшает эмоциональное состояние детей, тренирует память и способствует профилактике дисграфических ошибок на письме.

    4. Корректурные пробы необходимы при коррекции зрительного восприятия и образного представления буквы.

    В дидактических упражнениях предлагаются некоторые практические материалы по профилактике дисграфических ошибок у детей начальных классов. При помощи этих упражнений происходит развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, развитие мелкой моторики, нормализация эмоциональной сферы.

    Кроме профилактики и оказание помощи, предложенные упражнения решают следующие задачи: обогащение и расширение словарного запаса у детей; активизация устной учебной лексики у учащихся; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и письменной речи; развитие фонематического восприятия устной речи; развитие мелкой моторики пальцев рук.

    В приложениях № 1,2,3 представлены виды нарушений, которые могут привести к дисграфии. Для предотвращения нарушения письменной речи, мною составлены и систематизированы следующие упражнения.

    Упражнения по развитию фонематических процессов

    1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).

    Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.

    При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке:

    услышали, произнесли, отличили, записали.

    При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.

    Инструкция педагога Участие ребёнка
    Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА - показывает рукой вниз Зрительное и слуховое восприятие
    Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА - ПА К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе
    Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить Концентрация внимания, память слуховая и двигательная.
    Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить Внимание, двигательная память, зрительное восприятие
    Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь
    Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания Слуховое восприятие, двигательная память
    Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги Слуховое восприятие, речь

    2. Найди по звуку слово.

    После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.

    После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.

    3. Назови слово, которое отличается от остальных.

    Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.

    УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА -ТАЧКА

    4. Игры с мячом.

    Игры с мячом направлены не только на развитие фонематических процессов, но и: на развитие общей и мелкой моторики; на ориентировку в пространстве; на регуляцию силы и точности движений; на развитие глазомера, ловкости; на активизацию непроизвольного внимания; на нормализацию эмоциональной сферы.

    4.1. "Я знаю пять слов".

    Цель: развивать координацию движений; расширять словарный запас; находить нужные слова.

    Ход игры: ребёнок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол.

    правой рукой левой рукой двумя руками руками поочередно
    Я знаю пять слов со звуком "С" Я знаю пять слов со звуком "З" Я знаю четыре слова со звуками "С" и "З"
    Санки - раз Зубы - раз Санки -раз Сова - раз
    Сова - два Зонт - два Зубы - два Зубы - два
    Салат - три Зима - три Сом - три Снег - три
    Самолёт - четыре Заяц - четыре Звезда - четыре Заяц - четыре
    Снег - пять Зал - пять

    4.2.Любопытный.

    Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.

    Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.

    4.3. Будь внимательным.

    Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.

    Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.

    На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Т акая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

    5. Игры со словами.

    Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.

    Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.

    2 Зашифруй слово : вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами -а-, - - и- а.
    3 Угадай слово . *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-.

    *Затем предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными.

    Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет.

    (Отрабатывается механизм избирательности при письме).

    Сапоги, молоко

    (Используется при работе со словарными словами.)

    Шк:л:, :л:ц:, с:мк:

    В:т:р п: м:р: г:л::т.

    5.3 Подбери слова к заданным схемам. Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар.

    Каша, Маша, папа, жаба, лама.

    5.4. Составь слова из данных букв. ((л,к,ж,у,а)

    (р,ы,б,а,к)

    Лужа, жук, лук, уж, лак.

    Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак

    5.5. Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА Кол-книга, окно-озеро, шар-шуба, кот-кефир, аист-арбуз
    5.6. Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв Кот, каша, булка, машина
    5.7. Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, :..
    5.8. Расшифруй слова и назови одним словом.

    а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с

    б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь

    а) тапки, туфли, ботинки, сапоги - обувь

    б)ночь, утро, вечер, день - сутки

    5.9. "Арабское письмо". Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов. (карандаш, окно, книга, домик)

    школу в идут дети

    (Дети идут в школу)

    5.10. "Путаница". В сложных словах дети часто при чтении и письме пропускают или меняют местами буквы и слоги, укорачивают слово. Выполняя это упражнение, произнося бессмысленные слова, развиваем навык правильного чтения, т.к. это сложнее, чем читать знакомое слово, которое дети могут прочитать по догадке.
    5.10.1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги ЧЕ-РЕ-ПА-ХА
    5.10.2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца. ХА-ПА-РЕ-ЧЕ
    5.10.3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов РЕ-ПА-ХА
    5.10.4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2 РЕ-ХА-ЧЕ-ПА,

    ХА-ЧЕ-ПА-РЕ

    Работа над развитием речевого аппарата и голоса

    Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата (смазанная невнятная речь), неправильное дыхание могут привести к проблемам в обучении. Работа над развитием речевого аппарата включает артикуляцию и правильное дыхание. Надо помнить, что постоянный вдох ртом может ухудшить слух.

    Выработка правильного дыхания оптимизирует газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. "Дышать ртом, то же самое, что есть носом" (восточная мудрость).

    Упражнения на дыхание можно проводить в начале урока, во время физкультурной минутки или в конце урока. Чтобы сконцентрировать внимание ребёнка на выполнение того или иного задания, можно использовать упражнение на дыхание: рука идёт вверх - вдох через нос, рука опускается на уровень диафрагмы - выдох через рот (повторить 3-5 раз).

    Свист, игра на духовых инструментах, "разговаривание" через дырочки в бумаге, через бахрому бумажных усов, имитация сосания, зевание полезны для развития правильного дыхания. Ребёнок может задержать воздух в ротовой полости путём надувания щёк, зажатия ноздрей и попеременного выпускания воздуха изо рта и носа.

    1. Дыхательная гимнастика.

    Цель: выработка правильного носового дыхания.

    1.1.Поглаживание носа от кончика вверх - вдох, при выдохе похлопайте пальцами по ноздрям со звуком МММ.

    1.2.Расширьте ноздри - вдох, расслабьте - выдох.

    1.3. Широко открыть рот и подышать носом.

    1.4. Четырехфазное дыхательное упражнение. Вдох - задержка - выдох - задержка.

    (Упражнения для дыхательной гимнастики даны в методической литературе).

    2. Беззвучно произнести А - Э - О, с поворотом головы.

    Цель: активизировать работу мягкого нёба и глотки.

    3. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

    Цель: отработка дыхания, ритма речи, укрепления мышц губ и языка.

    БА- БА-БА

    БА-БА -БА

    БА-БА-БА

    ВО -ВО-ВО

    ВО-ВО -ВО

    ВО-ВО-ВО

    ПЫ -ПЫ-ПЫ-ПЫ

    ПЫ-ПЫ -ПЫ-ПЫ

    ПЫ-ПЫ-ПЫ -ПЫ

    ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

    ЛА -ЛА-ЛА-ЛА

    ЛА-ЛА -ЛА-ЛА

    Ла-ЛА-ЛА -ЛА

    ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

    4. Орфографическое чтение вслух.

    Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому, что дети помогают себе, проговаривая, правильно артикулируя слова при чтении именно так, как они пишутся, Не ка рабль, не корабо ль, а именно кО раБЛ ь.

    5. Чтение чистоговорок

    Цель: отрабатывать чёткую артикуляцию; развивать чувства ритма и рифмы; развивать творчество детей (придумывание чистоговорок)

    РА-РА-РА - В КОМНАТЕ ЖАРА ЧИ-ЧИ-ЧИ- У ДОМА КИРПИЧИ

    6. Скороговорки .

    Очень важным этапом работы над речевым аппаратом является работа со скороговорками, работая с которыми, педагог решает многие задачи:

    развивает фонематический слух каждого ребёнка; уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает чёткость артикуляции; развивает память; способствует снятию страха перед произнесением трудных слов; работает над памятью; обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой ученику; развивает правильное дыхание; помогает почувствовать мелодию, ритм, темп речи; способствует увеличению скорости не только говорения, но и чтения.

    Скороговорка - это интеллектуальная и артикуляционная игра. Правила скороговорки требуют неукоснительного, точного воспроизведения сказанного. Перед тем, как быстро проговорить скороговорку, её нужно выучить. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов. Секрет их заучивания в том, что каждая решает новую задачу: языковую, артикуляционную, смысловую, предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, представляет свою мелодию и ритм. Например: "Топали мы, топали, до тополя дотопали", "Пошла Поля полоть в поле", "Мама мылом Милу мыла, не любила Мила мыло", "Попугая не пугают, попугая не купают, попугая покупают", "Тощий немощный Кащей, тащит ящик овощей", "У Влада брат, Влад брату рад".

    Работа над мелкой моторикой

    1. Росчерк.

    Определённую роль в развитии ребёнка играет мелкая моторика, которая находятся в прямой связи с развитием речи и формируется к 7-8 годам. Работая с росчерком необходимо соблюдать следующие условия: темп речи, при произнесении стиха, должен совпадать с темпом работы руки. На каждое движение руки есть свой слог или слово. При этом ребёнок должен сам себя контролировать: совпадает ли движение руки с тем, что он говорит. Сначала ребенок за педагогом повторяет эти движения в воздухе, приучая руку плавно двигаться, а потом переносит эти движения на бумагу. Росчерк позволяет решать такие задачи: развитие мелкой моторики; синхронизация зрительного, двигательного, речевого анализатора.

    2.Пальчиковая гимнастика

    2.1. Игры - потешки с пальчиками.

    А) Вышли пальчики гулять, а вторые догонять (два пальчика). Пальчики двигаются по столу.

    Третьи пальчики пешком (три пальчика), а четвёртые бегом (четыре пальчика).

    Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал (большой палец).

    Б) Большой палец поочередно прикасается с нажимом к указательному, среднему, безымянному, мизинцу.

    2.2 Волшебная палочка.

    Свернуть из листа бумаги волшебную палочку (можно менять инструкцию: кто тоньше, длиннее, аккуратнее, быстрее сделает волшебную палочку). Из данной палочки сделать букву (О,П,Б,В,Р,З)

    2.3. Массаж.

    Взять ручку или карандаш, лучше с ребристыми краями, положить между ладошками и покатать по всей длине ладони.

    3. Штриховка. Любые геометрические фигуры штриховать тонкими линиями слева направо, сверху вниз.

    Работа над зрительным восприятием

    1. Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы

    Инструкция Предлагаемый материал
    11. Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы.
    13. Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы) например: О - этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я, Ю
    14. Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты. СЕ СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ
    ОБ БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО
    КОТ ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО
    ЧАШКА ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА
    15. Найди спрятанное слово ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА(газета, дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ(очки,пакет)
    16. Вписать вместо буквы Д стрелку вниз, Б - стрелку вверх ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА. ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА, БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ.
    .7. Перепиши без ошибок следующие строки ЕНАЛССТАДЕ НОРАСОТАННА
    ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА АММАДАМА

    2. "Муха". Данное упражнение помогает развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги, и различать букву и её зеркального двойника.

    Начало отчета всегда ведётся от центра квадрата. Вначале дети должны двигать фишкой (ручкой) по квадрату, затем мысленно представлять её перемещение. На следующем этапе дети с закрытыми глазами должны определить путь мухи и ответить, где она остановилась.

    В дальнейшем предлагается рисование букв. 5клеточек - вниз, 1- вправо, 4- вверх, 2 вправо, 1-вверх, 3-влево.Должна получиться буква "Г", которую можно заштриховать.

    3. "Перевёрнутый текст ". Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

    4. " Чтение слов по полубукве ". Чтение строк с прикрытойнижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).

    Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов.

    5 . "Деформированный текст ". Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.

    Дети выпал идут первый в пушистый школу снег . У ребята них вышли в руках на портфели улицу .

    Алгоритм работы: Прочитать предложение. Выяснить о чем говорится в предложении. Отметить особенности прочитанного текста. Прочитать, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Списать предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитать текст.

    Итак, данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.

    Литература.

    1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения.[Текст]/ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Ось-89", 2001.

    2. Козляникова, И.П., Чарели, Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург,1992.

    3. Репина, З. А. Нарушение письма у школьников с ринолалией. [Текст]/З.А. Репина. - Екатеринбург,1999.

    Дисграфия — это полное или частичное нарушение письменной деятельности, которая связана с дефицитом сформированности тех функций психики, которые ответственны за выполнение и контроль письма.

    Данная патология характеризуется постоянными и специфическими ошибками при написании, которые не устраняются сами по себе без целенаправленной коррекции.

    Как показывает практика, дисграфия очень распространена среди младших школьников, это происходит потому, что большинство деток поступают в школу с неполноценным фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. При наличии таких нарушений, процесс нормального освоения грамоты очень осложняется.

    По степени выраженности письменного расстройства выделяют дисграфию и аграфию. В первом случае письмо искажается, но выполняет функцию общения, при аграфии происходит неспособность овладения письмом или полная потеря этих способностей.

    Что провоцирует развитие нарушения

    Вызвать нарушение могут такие причины:

    Механизм развития отклонения

    Письмо — это сложный процесс, который совершается при участии речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного анализаторов, при помощи которых реализуется переход артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему.

    Для того чтобы происходило полноценное обучение навыкам письма, сформированность устной речи должна находиться на должном уровне.

    Механизм развития отклонения связан с несвоевременным становлением ведущего полушария мозга, ответственного за речевые способности.

    При нормальных показателях эти процессы должны завершаться к моменту начала дошкольного обучения. При условии несвоевременной латерализации и присутствии скрытого левшества, процесс контроля над письмом будет нарушен.

    Также при дисграфии наблюдается несформированность всех познавательных сфер, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

    Существует пять типов дисграфии:

    • артикуляторно-акустическая , связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия;
    • акустическая , вызвана нарушением фонемного распознавания;
    • дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза ;
    • аграмматическая — возникает из-за неполноценного развития лексико-грамматической речи и развивается на фоне ;
    • оптическая — связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

    Характерные проявления

    В зависимости от разновидности дисграфии, виды характерных ошибок в письме и речи будут различаться:

    1. При артикулярно-акустической дисграфии допускаемые письменные ошибки допускаются из-за неправильного произношения, т. е. ребёнок пишет так, как и говорит. В данном случае замена и пропускание символов отображают такие же ошибки при разговоре. Такой вид патологии встречается у детей с фонетико-фонематическим речевым недоразвитием.
    2. При акустической форме нарушения произношение правильное, но фонематическое восприятие развито плохо. В данном случае ошибки имеют вид замены букв на схожие.
    3. В случае нарушения языкового синтеза и анализа обнаруживается неспособность разделения слов на слоги, и предложения на отдельные слова. В данном случае выпадают, дублируются или меняются местами буквы и слоги, добавляются ненужные символы, слова не имеют окончаний. Или же, например, ребёнок пишет слова с союзами вместе, а приставки отделяет. Такой вид ошибок считается самым распространённым.
    4. Аграмматическая дисграфия характеризуется неумением склонять слова по падежам, и числам, определением рода, нарушением комбинирования слов в предложениях, их непоследовательность. Такой вид патологии зачастую сопутствует общему речевому недоразвитию.
    5. В случае оптической формы нарушения меняются или перемешиваются визуально похожие символы. Литеральная оптическая дисграфия — нарушение узнавания и воспроизведения отдельных букв. Вербальная оптическая дисграфия — нарушение начертания букв в слове.

    Самые распространенные ошибки

    Среди наиболее распространённых ошибок при письме можно выделить такие:

    • недописывание элементов букв, например Р вместо Ф, З вместо В;
    • добавление ненужных элементов;
    • пропуск элементов, в частности при соединении букв, у которых есть схожий элемент;
    • зеркальное написание букв.

    Сопутствующие отклонения

    Из-за тесной связи письменной и устной речи, дисграфия часто сопровождается и алексией — нарушениями процесса чтения, речевыми нарушениями.

    Нередко дисграфии сопутствуют признаки неврологических нарушений, низкая работоспособность, чрезмерная активность, неумение концентрировать внимание, уменьшение объёма памяти.

    Что касается почерка, то зачастую он неразборчив, буквы бывают неровными, слишком большими или наоборот, мелкими. Для того чтобы совершать процесс письма, ребёнок прикладывает огромные усилия, и при этом всё равно пишет медленными темпами.

    Такие дети испытывают серьёзный дискомфорт из-за своих ошибок и медлительности. К тому же часто, это вызывает недовольство и раздражение со стороны педагогов.

    В общении такой ребёнок также может испытывать некоторые сложности из-за неспособности выстраивать длинные предложения правильно, поэтому его речь может быть довольно краткой и сдержанной.

    Виды ошибок при дисграфии

    Профессиональная диагностика

    Цель диагностики — дифференцирование дисграфии от обыкновенной безграмотности, а также выявление формы данной патологии.

    Обследование проходит поэтапно и включает в себя:

    • анализ письменных работ;
    • оценка общего развития и речевого развития в частности;
    • анализ состояния ЦНС, органов зрения и слуха;
    • исследование артикуляционного аппарата, речевой моторики.

    Анализ письменной речи осуществляется при помощи таких заданий:

    • переписывание напечатанного текста и, написанного от руки;
    • диктант;
    • описание сюжета по рисунку;
    • чтение вслух.

    После того, как будут выявлены специфические ошибки, составляется протокол и специалист делает вывод.

    В данном случае огромную роль будет играть ранняя диагностика, это позволит начать коррекцию на начальных стадиях развития отклонения, если соответствующие меры не будут приняты в детстве, симптомы дисграфии могут наблюдаться во взрослом возрасте.

    Как на практике отличить дисграфию от безграмотности?

    В основном дисграфия обнаруживается у ребёнка только в процессе обучения письму, т. е. в начальной школе. По ошибке такую патологию иногда принимают за простую безграмотность, однако, это в корне неверно.

    Например, не знающий правил человек напишет «придложение», и такие ошибки не учитываются при дисграфии, а дисграфик «бретлошение», ошибки в данном случае напоминают грубые опечатки.

    Коррекция нарушения

    Дети, страдающие таким нарушением, требуют квалифицированной логопедической помощи, т. к. устранить эту проблему в обычных школьных условиях просто невозможно.

    Коррекционная работа по устранению дисграфии будет разрабатываться исходя из вида нарушения.

    Цели такой работы заключаются в следующем:

    • устранение дефектов в звукопроизношении и фонематических процессах;
    • увеличение словарного запаса;
    • развитие грамматической стороны речи;
    • формирование связной речи;
    • развитие аналитико-синтетической способности;
    • улучшение слухового и пространственного восприятия;
    • улучшение всех познавательных сфер.

    Навыки, полученные в ходе коррекции, закрепляются посредством выполнения письменных заданий. Кроме логопеда ребёнка необходимо обследовать у психоневролога на предмет наличия сопутствующих дисграфии нарушений.

    При наличии таковых, будет назначаться лечение медикаментами, процедуры физиотерапии, мануальная терапия, лечебная гимнастика.

    Упражнения для деток младшего школьного возраста

    Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии у младших школьников, которые подбираются специалистом.

    Вот некоторые из них:

    1. Корректурная правка . Взять книгу, которую ребенок до этого никогда не читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву, например, «А» или «О». Начинать нужно с одной буквы. Упражнение должно выполняться не более пяти минут ежедневно. Через пять дней можно перейти к усложнению задания. Например, ребёнок должен одну букву «А» подчёркивать, а следующую зачёркивать или обводить. Затем нужно предложить ему отмечать парные буквы, которые имеют некоторое сходство (г/д, у/ю, д/б, п/т, п/р, м/л).
    2. Пишем вслух . Цель задания — проговаривать вслух всё, что пишется именно в таком виде, как оно пишется и при этом подчёркивать слабые доли. В данном случае слабые доли — это звуки, которым при устной речи не уделяется внимания, например, мы произносим «лошка» или «на стале стаяла чашка с малаком». Именно эти «ошибки» ребёнок должен подчеркнуть. Также очень важно дописывать и чётко проговаривать окончания всех слов.
    3. Лабиринты . Это игровое упражнение способствует развитию крупной моторики, т. е. движений рук и предплечья, а также внимания. Ребёнок должен проводить непрерывную линию, при этом важно, чтобы он менял положение руки, а не поворачивал лист бумаги, на котором изображён рисунок.

    Шансы на успех — каковы они?

    Многих родителей интересует вопрос, возможно ли избавиться от этого дефекта? Устранить дисграфию возможно при условии своевременного выявления проблемы, а также упорного систематического выполнения занятий.

    Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для того, чтобы справиться с нарушением, кому-то потребуются месяцы, а кому-то и несколько лет. Очень многое будет зависеть от терпения родителей и систематических занятий с логопедом и дома.

    Важный момент представляет собой предупреждение грамматических ошибок в дошкольном возрасте. Имеется в виду то, что воспитатели должны уделять внимание тому, как ребёнок произносит звуки и выстраивает предложения.

    Также необходимо придерживаться таких правил:

    1. Не учить ребёнка иностранным языкам в момент, когда ребёнок ещё не готов к этому психологически . Например, многие родители начинают обучение иностранному языку в возрасте трёх лет.
    2. Родители должны сами правильно и чётко говорить дома . Ни в коем случае нельзя повторять за ребёнком неправильно произнесённые слова и фразы. Это приводит к формированию неправильной речи.
    3. Выбирать ручки и карандаши таким образом, чтобы они были оснащены ребристой поверхностью , ведь, как известно, массаж подушечек пальцев способствует улучшению работы мозга в процессе письма.
    4. Оказывать ребёнку психологическую поддержку , т. к. малыши с такой проблемой очень часто чувствуют себя «не таким как все». Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за ошибки. Очень важно применять тактику поощрения и похвалы за успешное выполнение заданий.

    Первые деньки, проведенные за школьной скамьей, иногда становятся для деток не радостным событием, а поводом для тревог и забот. Переживают и родные: почему же любимый малыш, такой сообразительный, никак не может освоить грамоту, а другие предметы не вызывают затруднений? Частенько под разнос попадают педагоги – мол, не могут обучить ребенка базовым вещам. Однако, нарушение письма может иметь под собой веское основание, не зависящее от детской лени или слабости учительского состава – дисграфию .

    Что такое дисграфия

    Дисграфия у детей – наличие систематических одинаковых ошибок при письменной речи по причине нарушения деятельности головного мозга.

    Не стоит паниковать, если малыш случайно перепутал местами несколько буковок в домашнем задании. Но если такие описки происходят регулярно – возможно, это уже не невнимательность, а серьезное заболевание.

    Впервые ставят диагноз дисграфия младшим школьникам . Даже если ошибаются четырехлетки или пятилетки, это считается абсолютно нормальным явлением.

    Классификация

    Выделяют следующие виды:

    • Оптическая дисграфия
    • Акустическая дисграфия
    • Артикуляторно-акустическая дисграфия
    • Аграмматическая дисграфия
    • Проблемы с языковым анализом и синтезом
    • Моторная

    Формы дисграфии имеют разнообразную природу. Вышеуказанные виды дисграфии выражаются в следующем:

    1. Оптическая дисграфия:
      Зеркальное отображение символов (R – Я) или предложений (справа налево).
      Буквы пишутся не полностью или, наоборот, с лишними частями.
      Путаются схожие (Ш – Щ, B – Б).
    2. Акустическая, чаще связанная со слуховыми нарушениями, выражающается в подмене друг другом парных букв:
      По звонкости-глухости (Д – Т, З – С).
      Твердости-мягкости (Пример согласных – « комь» и «ком», гласных – «лустра» и «люстра»).
    3. Артикуляторно-акустическая схожа в проявлениях с предыдущей. Возникает из-за неверной артикуляции, ведущей к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
    4. Аграмматическая связана преимущественно с грамматической несогласованностью в словосочетаниях («пустой банка», «красивая папа»).
      Местами меняются рода, числа, склонения, падежи.
      Подменяются предлоги («пойти в прогулку»).
      Ошибиться малыш способен даже в проверяемых гласных в корне, если на них не падает ударение.
      Чаще всего встречается в билигвальных семьях, при длительной жизни за рубежом, применении некорректных методик раннего обучения иностранному языку.
    5. Проблемы с языковым анализом и синтезом – это:
      Дублирование слогов.
      Трудности со слитным и раздельным написанием.
    6. Моторная дисграфия, в отличие от других видов, редко бывает связана с ментальными особенностями. Предпосылка появления – неспособность верно управлять рукой при письме, что проявляется:
      В низкой скорости.
      Постоянном (даже в пределах одного предложения) изменении наклона и размера.
      Слишком слабый или сильный нажим, «дрожащие» линии.
      Скованности движений, особенно при переходе от одного символа к другому.

    Таблица “Формы дисграфии”

    Причины

    Этиология дисграфии связана с целым спектром факторов.

    В антенатальный период:

    • Токсикозы, преимущественно в завершающем триместре
    • Резус-конфликт при травмировании плода
    • Алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимости матери
    • Внутриутробное инфицирование
    • Сильные стрессы
    • Передозировка медикаментами, не предусмотренными для беременных
    • Химическая интоксикация.

    Постнатальные причины дисграфии (сюда же относится и дисграфия у взрослых).:

    • Рахит
    • Вирусные инфекции (ветрянка, желтуха, менингит, энцефалит, грипп)
    • Гипоксия и асфиксия при родах
    • Сотрясения, черепно-мозговые травмы
    • Длительные истощающие болезни
    • Немота или речевые нарушения у родителей
    • Двуязычное окружение
    • Социальная изоляция
    • Перенапряжение нервной системы
    • Чрезмерно раннее обучение, не подкрепленное соответствующим психологическим состоянием ребенка.

    Диагностика

    Симптоматика дисграфии подлежит диагностике логопедов. Тем не менее, наблюдательные мамы обнаруживают важные проявления самостоятельно. Это:

    • Возбудимость
    • Легкая утомляемость
    • Гиперактивность
    • Скачки настроения
    • Проблемы неврологического характера
    • Дислексия
    • Слабый слух
    • Ослабленное внимание
    • Замкнутость

    Специалисты используют для диагностики дисграфии школьников тесты. Скачайте и проведите тестирование дома:

    Коррекция

    Лечение дисграфии у младших школьников происходит при помощи упражнений. Коррекция происходит и профессионалами с логопедическими знаниями, и семьей.
    Мамы, соблюдая рекомендации логопедов, могут проводить дополнительные мини-уроки самостоятельно. При этом важно соблюдать правила.

    • Заниматься регулярно
    • Не ругать ребенка, если у него что-то не получается
    • Стараться разнообразить занятия, проводить их в игровой форме
    • Делать перерывы по мере усталости

    Занятия должны быть приятным времяпрепровождением, а не наказанием за провинность. Если кроха будет получать от происходящего наслаждение, прогресс наступит значительно быстрее.

    Упражнения

    Коррекция дисграфии у младших школьников при помощи пальчиковой гимнастики:

    Катание резинового мяча с шипами.

    «Показ мод» для девочек или «парад» для мальчиков – поочередное перебирание пальцами.

    Лепка из пластилина или полимерной глины.

    Сбор паззлов.

    Взаимодействие с шершавой поверхности (строительство песчаных замков, перебор крупы).

    Текстовые задания:

    1. Организуйте соревнование по типу «кто быстрее». Возьмите по журнальному листу и вычеркивайте на скорость определенные буквы. Если получилось – в следующий раз возрастает уровень сложности. Одну букву зачеркиваем крестиком, другую – обводим.
    2. Пишите короткие отрывки из любимых сказок ребенка. А все оплошности ищите совместно.
    3. Давайте школьнику править тексты с небольшими ошибочками. Злоупотреблять не стоит: неверный вариант может закрепиться в памяти, усугубив ситуацию.
    4. Играйте в ассоциации. Вместе придумайте, на что похожа каждая буква (О – бублик, п – табурет). Отличным подспорьем станут азбуки в стихах с ярким иллюстративным материалом.
    5. Используйте прописи и раскраски.
    6. Обводите буквы в трафарет – это позволит лучше сохранить их силуэт в памяти.
    7. Лепите символы из теста, запекайте в духовке – такой вкусный результат прочно отпечатается в голове.
    8. Вставляйте пропущенные буквы в слово – если уверены, что оно уже отложилось у ребеночка.
    9. Считайте гласные и согласные.
    10. В развивающих детских пособиях и на коробках с готовыми завтраками встречаются игры-лабиринты, где требуется провести животное по определенному пути. Они также весьма полезны.

    Коррекционные занятия значительно улучшают ситуацию, не забрасывайте занятия, занимайтесь регулярно.