6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина, в России и в мире отмечается День русского языка. Так, работники библиотек Алатырского района для учащихся организовали и провели викторины, литературные игры, игровые программы, литературные часы.

В дни летних каникул в школьном лагере МБОУ «Алтышевская ООШ» библиотекарь модельной библиотеки МБУК «Алтышевский национально - культурный центр» Автаева Надежда Ивановна провела викторину «Уроки золотой рыбки» по сказкам А.С. Пушкина.

Надежда Ивановна познакомила школьников с историей и особенностями праздника. Затем учащиеся разделились на две команды «Цари» и «Королевичи» и приняли активное участие в следующих заданиях: отвечали на вопросы теста по произведениям А.С. Пушкина, из предложенных слов библиотекаря сочиняли сказку, капитаны доказывали кто из них лучший знаток героев сказок Александра Сергеевича. Учащиеся показали отличные знания по творчеству писателя. По итогам викторины победила дружба. Все участники получили сладкие призы.

В модельной библиотеке МБУК «Ахматовский информационно - культурный центр» прошёл тематический час «Образ бережно хранимый».

В ходе мероприятия состоялась беседа о жизни и творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Современное поколение по - новому оценило многогранную поэзию классика. Затем были проведены громкие чтения по сказкам Александра Сергеевича.

Завершилось мероприятие просмотром видеофильма «Барышня-крестьянка».

«Незаходящее солнце русской поэзии», под таким названием в модельной библиотеке МБУК «Иваньково - Ленинский информационно - культурный центр» состоялась литературная гостиная.

В ходе мероприятия ребята познакомились с историей и особенностями праздника, с биографией и творчеством основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина. Школьники приняли участие в викторинах по произведениям писателя, отгадывали названия сказок, вспоминали и рассказывали стихи.

В завершение состоялся просмотр фильма «Сказка о царе Салтане».

Работники модельной библиотеки МБУК «Кирский информационно - культурный центр» пригласили в этот день детей на литературную игру по сказкам великого поэта «Что за прелесть эти сказки».

На крыльях «Синей Птицы» школьники отправились в страну Пушкиниану, где жил и творил Александр Сергеевич Пушкин. Ребята вспоминали сказки поэта, а затем отвечали на вопросы викторин «Продолжи строчку сказки» и «Сказки водят хоровод», разгадывали литературный кроссворд «Сказки Пушкина». Победителем литературной игры стала учащаяся 4 класса МБОУ «Кирская СОШ» Шаренкова Таня. Завершился пушкинский день просмотром фрагментов из видеофильма «Пушкин»

В информационном зале модельной библиотеки оформлена книжная выставка - портрет «Читаем Пушкина», где каждый желающий может еще и еще раз почитать сказки Пушкина, роман «Евгений Онегин», познакомиться с романом Ю.Н. Тынянова «Пушкин» и другими произведениями поэта.

В модельной библиотеке МБУК «Восходский информационно - культурный центр» дети пришкольного лагеря МБОУ «Восходская СОШ» совершили увлекательное путешествие в сказочный мир Пушкина. С помощью электронной презентации «Что за прелесть эти сказки» ребята приняли участие в литературной викторине, где отгадывали героев сказок Пушкина, находили ключ-кроссворд к замку от ворот «града дивного», вспоминали любимые строки стихотворений поэта. Особый интерес у детей вызвал мультипликационный фильм «Сказка о попе и работнике его Балде». Самые активные знатоки сказок получили в подарок призы, а все остальные сладости.

К празднику подключились 23 библиотеки, в том числе ГПНТБ СО РАН, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирская областная юношеская библиотека, Областная детская библиотека им. А. М. Горького и 19 городских библиотек Новосибирска.

В ГПНТБ СО РАН весь май проходит выставка «Комическое и трагическое в творчестве М. Булгакова». В Новосибирской областной научной библиотеке 19 мая прошла открытая лекция по русскому языку доцента НГУ Владимира Николаевича Алексеева на тему «Духовное наследие Кирилла и Мефодия в Сибири». 24 мая в 16:00 пройдет творческий вечер к 75-летию со дня рождения писателя «Множественность миров Геннадия Прашкевича». 31 мая в 18:30 состоится «Час чтения» с театром «Красный факел», Виктория Левченко прочтет повесть «Гадюка» Алексея Толстого. В Областной детской библиотеке в июне пройдет декада «Похвальная грамотность» – комплекс мероприятий, включающих беседы и игры, посвященные грамотности, истории письменности и речевому этикету. В городских библиотеках Новосибирска запланированы литературные беседы, интеллектуальные игры, кинолекции, открытые уроки. Центральные библиотечные системы Ленинского и Первомайского района примут участие в проекте «Парки Пушкина», организовав 6 июня праздник в своих районах Новосибирска.

Также среди областных учреждений, которые проводят мероприятия ко Дню русского языка, – музыкальный колледж им. А. Ф. Мурова, Дом национальных культур им. Г. Д. Заволокина, «Театр-студия «Первый театр», «Театр кукол», Краеведческий музей и Художественный музей. Среди событий – детские чтения с «Первым театром» – актриса Татьяна Тарасова прочитает в гостиной книжного магазина «Перемен» детские книги современных российских авторов. Новосибирский государственный художественный музей проведет 6 июня «Пушкинский пленэр» на темы сказок А. С. Пушкина во внутреннем дворе музея (с участием воспитанников изостудии «Зазеркалье» и летних пришкольных площадок).

О своих мероприятиях заявили 13 высших и средне специальных учебных заведений, среди которых Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный театральный институт, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет, Новосибирский художественный университет, Колледж культур и искусств.

С 19 по 21 мая в Новосибирском государственном педагогическом университете пройдет крупное мероприятие – Международная студенческая научная конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы, русского и иностранных языков». В программу конференции включены доклады по лингвистике, литературоведению, методике преподавания филологических дисциплин, подготовленные студентами, изучающими иностранные языки и русский язык как родной и как иностранный.

26 мая в 15:00 в Новосибирском государственном театральном институте пройдет Открытое заседание кафедры истории театра, литературы и музыки на тему «Русский язык от древности до наших дней». 17 мая в 18:30 в институте пройдет «Литературная пятница» – программа чтецов, состоящая из произведений русской поэзии и прозы (в исполнении студентов и преподавателей НГТИ).

В Новосибирском государственном техническом университете 24 мая в 11:00 состоится ХV Городской конкурс для иностранных учащихся «Я говорю по-русски».

Сибирский государственный университет геосистем и технологий 12 мая в 15:00 устраивает на III Международную интернет-олимпиаду по русскому языку и культуре речи.

Около 100 средних учебных заведений станут участниками мероприятий, посвященным Дню русского языка. В школах, гимназиях и лицеях пройдут интеллектуальные игры, диктанты, викторины, конкурсы, просмотры фильмов, мультимедийный выставки и многое другое.

Кроме того, мероприятия пройдут в домах творчества, художественных и музыкальных школах, домах культуры и парках отдыха.

22 мая в Центральном парке с 12:00 будет идти программа «Родной язык – есть исповедь народа». 6 июня в 11:00 в Доме культуры «Прогресс» пройдет Концертно-развлекательная программа «родной Наш, великий и могучий...» для детей летних школьных лагерей. Также 6 июня в парке «Бугринская роща» пройдет квест-игра «К сокровищам родного языка».

29 мая детская киностудия «Поиск» в 16:00 проведет конкурс чтецов «Родное слово» для детей от 6 до 10 лет.

10 июня в Центральном парке в 17:00 начнется танцевально-развлекательная программа «Пушкинский бал» – открытие танцевальных вечеров «Вальс в Центральном парке» с проведением викторины по знанию русского языка.

20 районов Новосибирской области участвуют в праздновании Дня русского языка. В Баганском, Барабинском, Болотнинском, Венгеровском, Здвинском, Искитимском, Каргатском, Коченевском, Кочковском, Красноозерском, Куйбышевском, Мошковском, Новосибирском, Ордынском, Северном, Татарском, Тогучинском, Чановском, Черепановском, Чулымском районах в библиотеках планируется проведение фестивалей, викторин, литературно-музыкальных праздников, исторических часов, литературных бесед.

Кульминацией празднования Дня русского языка станет крупный городской праздник «Парк Пушкина» в Первомайском сквере, который пройдет 6 июня с 10:00. Организатор праздника – фонд «Родное слово». В программе планируется проведение акции «Читаем Пушкина в метро», городской конкурс чтецов стихотворений А. С. Пушкина, торжественная церемония награждения победителей конкурсов, посвященных Дню русского языка в России и многое другое.

Программа ключевых мероприятий Дня русского языка в России в Новосибирской области:

19–21 мая – Международная студенческая научная конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы, русского и иностранных языков». В программу конференции включены доклады по лингвистике, литературоведению, методике преподавания филологических дисциплин, подготовленные студентами, изучающими иностранные языки и русский язык как родной и как иностранный. Государственный университет Новосибирский педагогический (ул. Вилюйская, 28, корп. 3, Институт филологии, массовой информации и психологии).

24 мая в 15:00 – п оказ фильма режиссера Ю. Ратомской и писателя А. Олеара об Иосифе Бродском «Упражнение на сложность». ГПНТБ СО РАН (ул. Восход, 15, конференц-зал).

24 мая в 13:00 – интерактивная познавательная программа «От славянского к русскому». Новосибирская областная юношеская библиотека.

31 мая в 18:30 – «Час чтения» с театром «Красный факел»: Виктория Левченко читает повесть А. Толстого «Гадюка». Новосибирская государственная областная научная библиотека (ул. Советская, 6, театральный зал).

4 июня в 11:00 – Литературно-сказочное путешествие для школьников «Сказки Лукоморья». ПКиО «Бугринская роща» (ул. Саввы Кожевникова, 39).

4 июня в 13:00 – Игра-викторина «По страницам любимых сказок». ПКиО «Первомайский» (ул. Маяковского, 5).

6 июня в 10:00 – п раздник «Парки Пушкина». Первомайский сквер, все районы г. Новосибирска.

6 июня в 11:00 – р айонный детский пушкинский праздник «В тридевятом царстве, в пушкинском государстве». Коллективное чтение, путешествие по станциям, посадка дубовой аллеи, экскурсия по Пушкинскому музею, обзор у выставки, спектакль «Сказка о царе Салтане». Новосибирский городской педагогический лицей имени А. С. Пушкина (ул. Добролюбова, 100).

6 июня в 11:00 – «Пушкинский пленэр». Пленэр на темы сказок А. С. Пушкина во внутреннем дворе Новосибирского государственного художественного музея для воспитанников изостудии «Зазеркалье» и летних пришкольных площадок. Новосибирский государственный художественный музей (Пушкинский дворик, ул. Свердлова, 10).

8–10 июня – «Новониколаевск – Новосибирск: школьные истории». Тематическая лекция о первых школах и учителях Новониколаевска, об изучении русского языка в Новосибирске; представление материалов из фондов музея: школьные тетради, учебники, прописи. Мастер-класс по письму чернилами. Новосибирский государственный краеведческий музей (Красный проспект, 23, экспозиционные залы).

Учитель в филиале МБОУ Инякинская сош, расположенного в селе Тырново

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 - 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.

Цели:

Стимулировать интерес к изучению русского языка;

Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

Воспитывать уважение к русскому языку.

ХОД ИГРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Сценка «Загадочный сундук».

Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Маша: Ты чего это, Вася кричишь?

Вася: Я не кричу, я слово подбираю.

Маша: Какое слово?

Вася: Какое, какое… Нужное!

Маша: А зачем оно тебе?

Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Маша: А почему?

Вася: Почему, почему… Потому что сундук - то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Маша: Ничего ты мне не говорил.

Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом - пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

Достаёт письмо, читает:

«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово, только скажешь - и готово!

В памяти поройся - может быть, припомнится,

Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.

Маша: И не открывается?

Вася: ни в какую!

Маша: А ты попробуй ещё раз!

Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!

Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.

Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!

Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Вася: Что же ты молчишь! Говори!

Маша: Я тебе на ушко скажу. (Шепчет)

Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Маша: А этого не говорил. Попробуй!

Вася: Попробовать? Слово - то для меня какое - то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!

Маша: Вот видишь, как всё просто!

Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!

Маша: Спасибо.

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Художественная миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь - это страна, где много рек, озёр, а русский - это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по - старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо - смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как - то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

Цветочек - то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвёл.

На русь? - ахнул я.

На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

Анна Ивановна, а что такое русь?

Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь - светлое место! Русь - страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Ведущий:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Сообщение темы игры. Представление участников. Представление судейской коллегии (по - латински - «ареопаг»). Объявление условий игры.

Игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. На игровом поле 3 стола: зелёный, жёлтый и красный. В игре представлены следующие номинации:

ЛЕКСИКА

Фразеология Пословицы Словари

ЭТИМОЛОГИЯ

МОРФЕМИКА

МОРФОЛОГИЯ

Часть речи Имена Тёмная комната

ФОНЕТИКА

ОРФОГРАФИЯ

ВИКТОРИНА

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ

1 конкурс «Говорите правильно»

Задание: исправить ошибки в стихотворении

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

Время - 1 минута.

Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. - 3 балла)

Ведущий зачитывает правильный ответ.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хотим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Сверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»

У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Днём защитника Отечества или с Международным женским днём.

Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах. (Макс. - 3 балла).

ЛЕКСИКА

Лексика - раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.

1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Скажи одним словом

· Во весь дух. (Быстро)

· Рукой подать. (Близко)

· Сломя голову. (Быстро)

· Прикусить язык. (Замолчать)

За каждый правильный ответ - 1 балл (Макс. 4 балла)

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

4. Фальшивят, путают слова,

Поют … (кто в лес, кто по дрова)

5. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

2. ПОСЛОВИЦЫ.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему - то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится -

Ведь с ней и горе - не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

1. Цели и задачи конкурса.

выявить знатоков русского языка, раскрыть творческий потенциал обучающихся;

расширить и обобщить знания обучающихся по лексике и фразеологии, грамматике и риторике, орфографии и орфоэпии;

обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников.

Развивающий аспект:

развивать надпредметные умения и навыки (анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать);

развивать умения слушать, вести диалог, монолог, делать умозаключения, красиво и точно выражать свои мысли;

развивать мотивацию к обучению;

развивать интеллектуальные способности.

Воспитательный аспект:

воспитывать интерес к предмету, к родному языку;

формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку.

Ведущий I . Семь чудес света… Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе.

Ведущий II . А самое удивительное и неповторимое чудо – человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать увиденное и услышанное.

Ведущий I . Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Ведущий II . Он язык Луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий I . Так писал о своём родном русском языке известный поэт А.Яшин в стихотворении «Русский язык».

Ведущий I . Сегодня, дорогие друзья, мы проводим конкурс «Знатоки русского языка», где каждый может проявить свой интеллект, свои знания в области русского языка, эрудицию, мышление, находчивость.

Ведущий II . Наше сегодняшнее соревнование начинается, и мы проводим «Блиц-турнир».

2. С кем сразился Илья Муромец в начале своего боевого пути? (с Соловьем Разбойником).

4. Как зовут благородного английского разбойника? (Робин Гуд).

5. С кем в пути встретился Вольга? (с Микулой Селянинов.)

6. Как греки назвали свои сказки? (мифы).

7. Как называется произведение, которое считается энциклопедией русской жизни?

8. Кто подковал блоху? (Левша).

9. Знаменитый русский баснописец. (Крылов).

10. Назовите имена друзей д’Артаньяна. (Атос, Портос, Арамис).

11. Друг и помощник Шерлока Холмса. (доктор Ватсон).

13. . Как называется произведение, которое считается энциклопедией дореформенной и послереформенной жизни крестьян?

14. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Пушкин).

15. Имя подлого труса (Леопольд).

16. Синоним преувеличения. (гипербола).

17. Возраст Тараса Бульбы (60).

18. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)

19. Город, в котором родился Пушкин. (Москва).

20. Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).

21. Образное определение (эпитет).

22. Единоначатие

23. Дробление одного предложения на несколько (парцелляция)

24. Кто воспитывал Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева).

II . Конкурс Тема «Лексика»

    Какими русскими словами можно заменить иноязычные слова:

Трасса

Дискуссия

Авеню

Маэстро

Атеист

Триумф

2.Подберите имена прилагательные – определения к каждому из данных ниже слов:

Тюль м.р.

Картофель м.р.

Фасоль ж.р.

колибри м. ж.р.

кофе м.р.

шампунь м.р.

Сочи м.р.

Рояль м.р.

Мозоль ж.р.

Конкурс «скульптурных групп»

Ведущий: - Ваша задача- изобразить скульптуру, воплотив в неё следующие афоризмы: (краткое выразительное изречение)

Я волком бы выгрыз бюрократизм.

Красота требует жертв.

Есть женщины в русских селеньях.

Морфологический конкурс.

Определите часть речи. Как называются такие слова? (Омонимы)

Простой

Пила

Стекло

Гнет

Поцелуй

Три

Конкурс « Числительные».

Ведущий: - Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс. лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведут наибольшее количество литературных произведений.

Конкурс «Знаем ли мы алфавит?»

Ведущий: - За 1 мин. записать в алфавитном порядке имена всех участников турнира.

Конкурс «Автобиография».

Ведущий: - Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Напишите автобиографию от имени знаменитых личностей.

1 команда: DeadPool ;(дэдпул)

2 команда: Человек Паук;

3 команда: Шрэк.

Конкурс «Крылатые слова».

Ведущий I . Крылатые слова: пословицы, поговорки…

Их у русского сотни, тысячи.

Мы их слышим с детства, с их помощью

Нам легче выражать свои мысли, чувства

И переживание, проще общаться с окружающими.

Ведущий II . Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче.

А сами мы немножко мудрее.

Задание 1.

Задание: объяснить смысл выражений, значение пословиц.

Большому кораблю – большое плавание.

(Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели. Положение одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком-либо благодарном поприще).

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

(Пояснить в новую компанию, общество, дом, надо приспосабливаться к их обычаям, а не отстаивать свои).

Дыма без огня не бывает.

(У каждого следствия есть причина, у каждой сплетни – достоверный источник).

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(Друзья – это иная ценность, выходящая за рамки «купли-продажи». Друзья дороже денег и нужнее человеку. Это становится ощутимым в трудную минуту).

Чья бы корова мычала, а твоя молчала.

(Не осуждай других, когда самим водятся грехи. Сначала посмотри на себя, а потом делай замечания другим. Выражение чаще всего используется в отношении человека, нагрешившего гораздо больше тех, кого он упрекает).

Воздушные замки.

(Фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечтания).

Камень преткновения.

(Выражение употребляется в значении: затруднения, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле).

Красной нитью проходит.

(Так говорится о какой-либо отчетливо выделяющейся, господствующей мысли, идее, тенденции).

Медвежья услуга.

(Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность).

Ведущий I . Русский язык богат фразеологизмами.

Я уверена, что вы узнаете много устойчивых выражений.

Задание 2. Выпишите фразеологизмы из текста. (Вторая половина конкурса болельщиков)

Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня сыр из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать. (10)

Задание 4

Продолжите пословицу

1) Кто старое помянет (тому глаз вон).

2) Взялся за гуж (не говори, что не дюж).

3) Что написано пером (то не вырубишь топором).

4) Лучше синица в руках (чем журавль в небе).

5) Не зная броду (не суйся в воду).

6) Что посеешь (то и пожнешь).

Конкурс «Лингвистические задачи»

Задачи по семантике.

Задача 1

Какое слово может означать и гриб, и сладкое?

Ответ: трюфель.

Задача 2

Какое слово может означать и дорожную разметку, и животное?

Ответ: зебра. Зеброй называется разметка, обозначающая пешеходный переход.

Задача 3

Какое слово может означать и часть одежды, и водный поток?

Ответ: рукав. Ср.: рукав пальто и рукав реки.

Задача 4

Какой глагол может означать и издание звука, и сообщение негативной информации?

Ответ: стучать. Второе значение (стучать на кого-либо) отмечают не все словари, но оно, безусловно, есть у этого глагола. Обычно оно описывается как «доносить на кого-либо» и помечается как «разговорное».

Задача 5

Какое слово может означать и множество людей, и часть тела животного?

Ответ: хвост. Ср.: встать в хвост очереди и рыбий хвост.

Задача 6

Какое слово может означать и часть здания, и орган животного?

Ответ: крыло. Ср.: Столовая находится в левом крыле и крыло птицы.

Задача 7

Какое слово может означать и часть растения, и часть тела?

Ответ: лапа. Ср.: медвежья лапа и лапа ели.

Задача 8

Какое слово может означать и образец изделия, и профессию?

Ответ: модель. Ср.: модель самолета и Лена хочет стать моделью.

Задача 9

Какое слово может означать и часть одежды, и природное явление?

Ответ: молния. Ср.: застегнуть молнию и В небе сверкнула молния.

Конкурс болельщиков.

Ведущий I . А теперь для вас награда,

Вот загадка, вот шарада!

Ведущий II . Знаете ли вы, что такое шарада?

Шарада – это загадка, в которой

Задуманное слово делится на

Несколько частей, каждая из

Которых представляет собой

Отдельное слово. Шарады нам

Нужны не только для

Развлечения, но и для учебы…

Вам предстоит отгадать

Предложенные шарады.

Шарады

1. Предлоги эти – просто чудо!

Один – туда, другой – оттуда,

А целое – у наших ног,

Пушистый, ласковый зверек

(кот)

2. Раз – союз и два союз.

Заключили мы союз.

К нам пришел еще предлог,

Получился порошок

Если этот порошок молочком разбавим

Удовольствие большое всем друзьям доставим.

(какао)

3. Первое - предлог,

Второе - летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

(За-дача)

4. Слог первый - вид арбуза,

Второй и третий – два союза,

А целое - скажу я кратко -

Своеобразная загадка.

(Шар-а-да)

5. Три предлога соединя,

Можешь ими покрыть коня.

(По-по-на)

6. Начало слова - лес,

Конец - стихотворение,

А целое - растет, хотя и не растение.

(Бор-ода)

7. Мой первый слог найдешь

В линейках нотных,

Два остальных - защита у животных.

(До-рога)

8. Между союзом и предлогом

Проставь небесное явление,

И три составленные слога

Дадут забор иль заграждение.

(О-град-а)

9. Художник русский - первый слог,

Второй - пчелиная семья.

А целым назовем того,

Кто славу заслужил в боях.

(Ге-рой)

Задание 1. Вспомните фразеологизмы со словами:

взять - быка за рога, верх, в оборот, волю, в руки, всем, в толк, в шоры, голыми руками, горлом, грех на душу, за бока, за горло, задушу, измором, на абордаж, на арапа, на буксир, на карандаш, на мушку, на пушку, на себя, на себя труд, на себя вид, под обстрел, под крылышко, под стражу, пример, с бою, свое, слова обратно, в ум, себя в руки, силой, слово, с места, сторону, много на себя, не взять капли в рот; ни дать ни взять.

Играть - в бирюльки, в загадки, в кошки-мышки, в молчанку, в прятки, вторую скрипку, глазами, жизнью и смертью, комедию, на нервах, на руку, первую скрипку, роль, словами, с огнем.

Победителем считается тот, кто последним назовет фразеологизм, а с другой стороны продолжения не последует.

Ведущий I . Дорогие друзья! Вот и подходит наша встреча к концу. Многие из вас показали блистательные знания, умения владеть удивительными законами русского языка, проявили любовь к нему. Более того, вы, наверное, испытывали радость от того, что узнали что - то новое, интересное.

Ведущий II . Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки –

Вперёд! В добрый час!

Подведение итогов, вручение грамот и призов.

День русского языка c 2011 года отмечает весь русскоговорящий мир. Теперь 6 июня не только вспоминают годовщину рождения А. С. Пушкина, но и делятся знаниями о том средстве общения, которое он создал, - литературном русском языке. Как не превратить это начинание в формальность?

Кто отмечает Всероссийский день русского языка

Прежде всего, это праздник учителей словесности. Так сейчас уже перестали называть преподавателей русского языка и литературы, а жаль. Это вся пишущая братия, дружащая и враждующая с "Главредом", "Адвего" и "Орфограммкой" (онлайн-программы, редактирующие текст). Это работники библиотек, тихие борцы с узколобостью. Это писатели, инженеры человеческих душ. Это журналисты, солдаты пера. Это поэты, Божьи дудки.

В этот день у них немало хлопот: множество мероприятий, на которые хочется успеть. Это и выступления студенческих театров, и авторские песни бардов у костра, и игры со словами в библиотеке. Да еще нужно принять участие в диспуте после выступления исследователя-филолога о современном понимании слова «нелицеприятность».

Но не только их привлекает День русского языка. Еще не исчезли, как мастодонты, читатели - те, кто не представляет свою жизнь без книги. Кто пишет родным письма, а не СМС-сообщения. Кто сочиняет поздравительные стихи сам, а не покупает в магазине подходящую открытку.

Кто любит русский язык

Однажды в телепередаче А. Розенбаум употребил редкое слово, почти не встречающееся уже, сохраненное лишь в диалекте немногих местностей, которые принято считать глубинкой. Ведущий сразу отреагировал: «Почему вы так сказали?». Ответ маэстро: «Я люблю русский язык».

Да, слово в неправильном падеже может резать слух. Склонение несклоняемых глаголов взрывает мозг. Мат убивает наповал. Но редкий фразеологизм, изящный оборот, удачный каламбур вызывают восторг у настоящего ценителя языка.

Такой человек считает личным праздником День русского языка. С утра включает запись песни «Мой кофе и мой договор», потом слушает миниатюру М. М. Жванецкого об учителе русского языка Б. Е. Дуккере и берет томик Тэффи.

Но такие любители - один на миллион. В основной массе - людоедки Эллочки, которые со словарем в 30 слов умудряются прожить всю жизнь. Пушкин - 20 000, а тут - 30. Круто. Что же делать?

Всероссийский урок «День русского языка»

В школах проводится несколько тематических уроков, которые сильно влияют на юные сердца. Это Всероссийский заповедный урок, экологический урок, уроки ОБЖ, доброты, мира. Теперь есть и Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка. К нему готовятся заранее.

По школе может быть объявлен турнир, включающий разные задания для ребят: лингвистические игры, шарады и подобные занятия со словами. Для каждого класса учитывается уровень полученных академических знаний, поэтому варианты усложняются для старшего школьного возраста.

В день проведения на всеобщей линейке рассказывается о создании этого праздника, награждаются победители турнира и координируются действия. Дети расходятся по классам, где учитель проводит урок «День русского языка».

Программа для проведения урока является целиком продуктом творчества учителя. В некоторых школах этот день посвящали известному литературному деятелю и рассказывали о нем. В других - проводили интересные игры со словами, где-то читали стихи русских поэтов.

Как провести урок

Урок, посвященный Дню русского языка, можно сделать комбинированным. Так ребята получат ценные знания, им не будет скучно. К тому же участие как можно большего количества учеников в заданиях только увеличит интерес к мероприятию.

Начало урока - пятиминутный просмотр подборки из кинофильмов, где звучат крылатые фразы. Затем обсуждение с учениками фраз известных писателей, которые вошли в фольклор как пословицы.

Затем учитель дает представление о салонных играх со словами, объясняет правила игры «буриме», объясняет происхождение (от французского bouts-rimés , что значит — «рифмованные концы»). Можно привести примеры творений Пушкина, который очень любил эту игру и сочинял виртуозно.

Небольшое задание - написать буриме по заданным рифмам - можно предложить ученикам, разделив класс на две-три группы. Самые удачные потом помещают в школьной стенгазете.

Рифмы можно взять из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина.

Мероприятия, посвященные празднику

В день проведения праздника вспоминают игру Ивана Клименко, который предложил «Русскую игру слов» и в которую теперь играет весь мир. Конечно, в настоящую виртуальную игру школьники вступать не будут. Но можно облегчить им задачу, создав простую версию, наподобие «Эрудита». Такой вариант игры можно предложить и младшим, и старшим школьникам.

Решается этот кроссворд на доске, а на столе учителя ребята берут недостающие карточки с буквами. После использования буквы карточка возвращается учителю и выходит из игры. В процессе составления неизбежны лингвистические споры, какое слово можно вставить в кроссворд. Это очень познавательно и расширяет кругозор.

Способные, творчески одаренные ребята могут порадовать пантомимой. Задание содержит описание известных литераторов: внешность, некоторые произведения, характер героев. Задания расписаны на карточках. Представляющий пантомиму выбирает одну из предложенных и старается, не используя речь, передать информацию отгадывающим.

Антонимы и синонимы - еще один вариант игры со словами. Схема игры: ведущий загадывает слово, например, «верность». Он говорит: «Мой антоним - предательство, мой синоним - преданность». Участники отгадывают слово. Для игры требуются карточки с заданиями.

С такими мероприятиями о Дне русского языка учащиеся будут помнить еще долго. Удачные буриме, поразившие сложностью и красотой фразеологизмы войдут в лексикон учеников. Так будет достигнута цель популяризации русского языка.

План мероприятий

Для проведения праздника следует учитывать уровень подготовки учеников. Младшие классы могут участвовать, рисуя тематические картины. Средняя школа способна выступить с исполнением стихотворений. Старшеклассники могут подготовить театральную постановку.

Начальная школа:

  • Конкурс рисунка «Иллюстрация к произведению русского писателя».
  • Конкурс стихотворений русских поэтов.

Средняя школа:

  • Сценка «Русский каламбур» в жанре стендап.
  • КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов.

Старшие классы:

  • Конкурс чтецов «Живые картины» по произведениям А.П.Чехова.
  • Литературно-музыкальная сценка по произведению М.А.Булгакова «Белая гвардия».
  • Диспут «Русский язык в XXI веке».
  • Песни бардов - стихи под музыку.

Костюмированный бал литературных персонажей закончит этот день. На балу - конкурс представления костюмов: каждый участник читает четверостишие-загадку о себе. Звучат мазурка, вальс, менуэт. Показательные выступления танцоров.

Заканчивается вечер награждением победителей, вручением грамот и ценных подарков. Фотограф фиксирует отдельные моменты, потом в школьной стенгазете все видят его фотообзор.

Награждение победителей

Без поощрения не получится достойное проведение конкурсов. Похвала для ребенка значит много, особенно в школе. Почетные грамоты «Самый умный», «Самый начитанный», «Лучший иллюстратор» - недорогое исполнение награды, но очень важное для того, кто получил его.

Для участников спектакля подойдет чаепитие как приз: торт с надписью «Актерам». Это могут организовать родители в столовой. За столом будут вспоминаться отдельные эпизоды спектакля, и ребята «выпустят пар».

Пантомима - оригинальный жанр, лучший подарок - это фото сценического процесса. Фотографом может быть увлеченный старшеклассник. С цифрового аппарата можно сделать быструю распечатку на бумаге - и получится отличная память о школьном времени.

Если приложить фантазию, то все пройдет великолепно. Детям нравится, когда с ними занимаются. Поэтому не пускайте праздник на самотек и не превращайте в скучное повторение правил русского языка. И они в будущем будут вспоминать о школе с благодарностью.