ПЛАН УРОКА

Группа; профессионального обучения по профессии «Каменщик»

Тема урока : «Система перевязки швов каменной кладки»

Цели:

Образовательная – познакомить студентов с различными видами систем перевязки швов;

Способствовать формированию у студентов навыков чтения строительных чертежей.

Воспитательная – создавать условия для проявления у студентов познавательной активности, интереса к профессии, ответственности;

Содействовать развитию у студентов чувства взаимовыручки при совместной работе в парах; позитивного опыта общения.

Развивающая – создавать условия для развития творческого мышления;

Способствовать развитию у студентов способностей анализировать производственные ситуации.

В результате изучения темы обучающийся должен:

Уметь

Выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;

Подбирать требуемые материалы для каменной кладки;

Знать

Виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки;

Общие правила кладки;

Системы перевязки швов.

Тип урока: комбинированный

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Формируемые профессиональные компетенции:

Производить общие каменные работы различной сложности

Методы обучения:

Словесные (беседа, рассказ);

Наглядные (наблюдение студентов, схемы);

Практические (выполнение практической работы)

Форма обучения:

Фронтальная, работа в парах

Средства обучения:

Комплект учебно-наглядного пособия по профессии каменщик – 6 комплектов;

Чертежные инструменты

Схемы однорядной и многорядной кладки

Тестовые задания

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Целевая установка

Сообщение темы урока

3. Актуализация опорных знаний

Проверка и увязывание темы нового урока с содержанием предыдущего.

3.1. Фронтальный опрос:

Назовите грани кирпича.

Какой ряд кладки называют внутренней верстой, наружной верстой, забуткой?

Показать на схеме вертикальные продольные и поперечные швы кладки.

Виды кирпичей, применяемых для кладки стен.

Что называют расшивкой швов, какая бывает форма расшивки?

Назовите толщину кирпичных стен, применяемую в гражданском строительстве?

Сколько в одном метре кладки по высоте рядов, если толщина кирпича 65мм?

Что называют обрезом кладки?

Показать в учебном кабинете все имеющиеся архитектурно-конструктивные элементы.

3.2. По предложенным рисункам назвать все части здания и его архитектурно-конструктивные элементы.

3.3. Тестирование

4. Первичное усвоение новых знаний

4.1. Создание проблемной ситуации и формулирование студентами главного вопроса.

Как достигается прочность и монолитность кладки?

Назовите третье правило разрезки кирпичной кладки.

Для чего необходимо выполнять все три правила разрезки кладки?

4.2. Запись на доске темы урока

4.3. Объяснение новой темы

План-конспект

Система перевязки - это определенный порядок укладки кирпичей и камней правильной формы, уложенных в конструкцию. В строительстве наиболее распространены три системы перевязки: однорядная (цепная), многорядная и трехрядная.

Однорядная (цепная) система перевязки швов предусматривает чередование тычкового ряда с ложковым. При этом каждый вертикальный шов нижнего ряда перекрывается кирпичами верхнего ряда. При этой схеме перевязки вертикальные поперечные швы в смежных рядах получаются сдвинутыми относительно друг друга на четверть кирпича, а продольные – на полкирпича. Для того, чтобы обеспечить смещение вертикальных поперечных швов на ¼ кирпича, приходится кладку каждого нового ряда начинать с трехчетверток (3/4 кирпича).

Такая кладка отличается высокой прочностью: в ней полностью соблюдаются все три правила разрезки.

Существенным недостатком однорядной системы перевязки является то, что она требует больших затрат труда на укладку верстовых рядов, большого количества целых кирпичей, а также более квалифицированных каменщиков.

(начертить в конспектах схему однорядной перевязки)

В многорядной системе перевязки тычковые ряды располагаются через пять ложковых рядов. При этом вертикальные поперечные швы перекрываю вышележащими кирпичами в каждом ряду, а продольные ряды – только через пять рядов.

Недостаток такой кладки – несущая способность кладки уменьшается на 6% по сравнению с однорядной системой перевязки...Определенные осложнения возникают при кладке в зимнее время (при оттаивании возможно выпучивание стен).

Преимущество – кладка менее трудоемка, чем однорядная, так как требует меньшего объема верстовых рядов.

(начертить в конспектах схему многорядной перевязки)

Разновидностью многорядной системы перевязки является трехрядная , которую применяют в основном для кладки столбов и простенков. Кладку выполняют путем чередования тычкового ряда и трех ложковых рядов. При этом допускается совпадение вертикальных швов и трех смежных ложковых рядов.

(начертить в конспектах схему трехрядной перевязки)

Существует целый ряд и других перевязок (крестовая, готическая, голландская и многие другие), но в каждой из них – первый и последний ряды, также на уровне обрезов стены, столбов, выступающих элементов, под опорами частями балок, плит и других конструкций – выкладывают тычками из целых кирпичей.

В малоэтажном строительстве с целью экономии кирпича применяют так называемые облегченные кирпичные стены, в которых кирпич частично заменен эффективными теплоизоляционными материалами.

5. Первичная проверка понимания

Выполнение практического задания

Необходимо по схемам выложить кирпичную кладку методом однорядной (цепной) перевязки швов в 1 кирпич; в 1½ кирпича и в 2 кирпича;

Выложить кирпичную кладку по многорядной цепной системе перевязки швов в 1 кирпич, в 1½ кирпича и в 2 кирпича

По итогам выполнения практического задания проводится обсуждение с разбором типичных ошибок.

6. Подведение итогов урока

Анализ и оценка успешности достижения поставленных целей; оценки за урок.

7. Рефлексия

1. Был ли для вас полезен урок?

2. Какие новые знания вы приобрели?

3. Какие развили умения?

4. Поставьте заключительную оценку своей деятельности на уроке.

5. Считаю, что цели урока достигнуты/не достигнуты.

План урока по теме: «Заполнители»

Преподаватель: Червова Наталья Викторовна

ОУ: ГПОУ с. Тарасово

Профессия: «Штукатур»

Дисциплина: Материаловедение

Тема урока: «Заполнители»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Заполнители».

Задачи:

Образовательная:

1.способствовать обобщению знаний по теме «Роль и свойства заполнителей»;

2. систематизировать и углубить знания по теме «Классификация заполнителей»;

3. применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Развивающая:

    содействовать формированию причинно-следственных связей, умений анализировать, делать выводы, вносить предложения;

    обеспечивать развитие речи учащихся.

    развивать образное мышление, фантазию, воображение, творческий подход к выполняемой работе.

Воспитательная:

    Способствовать развитию ответственности, товарищества;

    Повышать интерес к выбранной профессии.

    Закреплять навыки коллективной деятельности.

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, беседа.

Междисциплинарные связи: Специальная технология, производственное обучение.

Материально-техническое оснащение: ТСО (проектор)

Учебно-методическое обеспечение:

    инструкционные карты;

    рабочие тетради учащихся;

    учебник В.А.Смирнов «Материаловедение»;

    карточки – задания;

    образцы материалов.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, сверка списочного состава, активизация учащихся к выполнению работы, целеполагание.

2. Проверка ранее усвоенного материала

Выяснит степень усвоения ранее изученного материала (карточка - задание)

Варианты ответов

Правильный

1. К «вяжущим» относят:

а) песок, гальку, опилки

б) гипс, известь, жидкое стекло

в) цемент, глину, песок

2. Кгидравлическим вяжущим относят:

а цемент, гидравлическую известь

б) цемент, глину

в) гипс, глина гипс, жидкое стекло

3. Портландцемент-это... вяжущее

а) воздушное

б) гидравлическое

в) штукатурное штукатурное

4. Раствор – это:

а) смесь вяжущего, воды и песка

б) смесь вяжущего и воды

в) смесь вяжущего, заполнителя и воды рационально подобранная смесь вяжущего, воды, песка и необходимых добавок

5. Растворная смесь это:

а) смесь вяжущего, заполнителя и воды

б) смесь вяжущего, заполнителя и воды до начала схватывания

в) смесь вяжущего, заполнителя и воды после затвердения.

6. Какое вяжущее при твердении увеличивается в объёме?

а) цемент

б) известь

Устный опрос.

    Охарактеризуйте общие свойства портландцемента?

    Что такое активность и марка цемента?

    Укажите разновидности портландцемента?

    Активные минеральные добавки для портландцемента?

4. Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; обозначить его практическую значимость.

5. Объяснение нового материала

а) мотивация введения новых понятий.

б) объяснение нового материала с использованием ТСО и средств наглядности.

    Общие сведения о видах и назначение заполнителей;

    Роль и свойства заполнителей;

    Классификация заполнителей;

    Показатели качества заполнителей;

Конспект нового материала.

1. Общие сведения о видах и назначение заполнителей

Для приготовления бетонных, растворных, мастичных и клеевых смесей на минеральных вяжущих применяют заполнители и наполнители, специальные добавки, которые вводятся в смесь в сухом виде или при затворении водой.

1.1 Заполнители – рыхлая смесь зерен природного или искусственного

происхождения, имеющих определенные размеры.

2. Роль и свойства заполнителей.

2.1 Объем заполнителя – 85% от общего объема бетона;

70% от общего объема раствора.

2.3 Роль заполнителей:

Чем больше заполнителя в бетоне или растворе, тем дешевле бетон, раствор;

Снижается усадка раствора, бетона;

Повышается трещеноспособность раствора, бетона;

Определяют свойства бетона, раствора (легкие бетоны или растворы, хорошие теплопроводные свойства, декоративные свойства).

2.3 Свойства заполнителей.

Применение пористых заполнителей, получаем легкие бетоны и растворы, обладающие хорошими теплоизоляционными свойствами.

Применение дробленого мрамора, андезита, цветного стекла, слюды, получаем декоративные растворы и бетоны для отделочных работ.

3. Классификация заполнителей.

3.1 От размера зерен: различают мелкие (0,16 – 5 мм) и крупные (5-70 мм)

3.2 По форме различаю: круглые и шероховатые.



растворы


Мелкий заполнитель

Крупный заполнитель


Гравий – частицы гладкие округлой формы

Щебень – частицы неправильной формы, шероховатые



3.3 По происхождению заполнители подразделяют:

1. На природные;

2. искусственные;

3. на отходы промышленности.

Заполнители



Отходы промышленности

(топливные шлаки, грубодисперсные золы ТЭЦ, золошлаковые смеси)

Искусственные заполнители

Природные заполнители


Термическая обработка природного сырья и отходов промышленности

(керамзит, термолит, шлаковая пемза)

    Механическая обработка

Горные породы (гранит, диабаз, известняк, вулканический туф, гравий, кварцевый песок, мрамор


Попутно добываемые породы


Отходы обогащения


4. Показатели качества заполнителей.

Насыпная плотность

Мелкие (пористые)

Тяжелые (плотные)


Более 1200 кг/м3

Менее 1200 кг/м3


Марка 200……800


Марка: 1200


4.2 Зерновой состав – чем меньше зерно, тем меньше пустот в растворе или бетоне.

4.3 Минеральный состав – характеристика горной породы, оценка трещин, степень выветривания, данные о примесях, о радиации.

4.5 Прочность – характеризуется маркой от 8-24, чем слабее гравий, тем больше зерен.

4.6 Морозостойкость – оценивается маркой от F 15 до F300.

6. Закрепление изученного материала

1. Умение учащихся соотносить между собой понятия о видах и свойствах заполнителей. 2. Закрепить полученные знания на уроке (учащиеся, составляют по два вопроса по новой теме урока друг другу и записывают их на листе, затем обмениваются листами с вопросами друг с другом, затем оценивают ответы друг друга).

7. Подведение итогов урока

Самооценка и оценка учащихся и группы. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

8. Домашнее задание

Информация о домашнем задании.

В условиях существующих организационных форм обучения применяется многообразный арсенал различных методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания. Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей.

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, творцом которой считается Я. А Коменский. В течение 300 лет эта система поверглась дальнейшему совершенствованию с участием тысяч учителей, методистов и таких выдающихся педагогов-мыслителей, как И. Ф. Гербард, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Я. В. Давид, Б. Наврочиньский и другие. Существо системы Я. А. Коменского состоит в разделении учащихся на классы, реализующие соответствующие программы обучения. При этом программа изучения каждого предмета состояла из разделов, а они в свою очередь делились на темы, прорабатываемые на 40 - 45 - минутных уроках под руководством учителя.

Классно-урочная система выдержала испытание в течение нескольких столетий и, несмотря на острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Но в то же время эта система в ряде европейских стран и США в настоящее время претерпевает значительную эволюцию.

Ключевым компонентом классно - урочной системы организации обучения является урок.

До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

В этой форме урока представлены все компоненты учебно-познавательного процесса: цель, содержание, средства, методы деятельности по организации и управлению и все его дидактические элементы. Его сущность и назначение в процессе обучения как целостной динамической системы сводятся, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителей и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также педагогического мастерства учителя.

Дидактика дает и другие аспекты понятия «урок»:

Урок - это организационная единица учебного процесса в достижении завершенной, но частичной цели обучения.

В ряде методических пособий по истории отмечается:

  • 1. Урок истории - это занятия, которые учитель ведет с классом в школе. Они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпывать изучение программы .
  • 2. Урок - часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой .

В приведенных выше определениях можно также выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся, руководство деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них и овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмет и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся .

В настоящее время в условиях перехода с линейной (5-11 классы) на концентрическую (5-9, 10-11) систему изучения предметов образовательной области «Общественные дисциплины» содержание исторического и обществоведческого образования формируется так, чтобы обеспечить целостную и завершенную систему знаний о человеке и обществе на всех этапах обучения школьников (в начальной, основной, полной средней школе).

Урок истории является частью содержания исторического и обществоведческого образования, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу; события и явления представлены в комплексе на каждом отрезке времени. Сквозные взаимосвязи процессов и закономерностей устанавливаются из урока в урок учащимися под руководством учителя по проблемам экономического, социально-политического, историко-культурного и других аспектов содержания .

Урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок - дело непростое даже для опытного учителя.

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации педагогического процесса. Это дополнительные формы (экскурсии, консультации, дополнительные занятия) и вспомогательные формы, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре исторического образования имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, выставки .

В методической литературе по истории можно встретить различное толкование сути урока. В одних учебных пособиях значительная часть текста посвящена типам уроков, в других - изложению исторического материала учителем или организация самостоятельной работы учащихся на уроке истории, рекомендациям по использованию средств наглядности.

Все вышеперечисленное выше позволяет сделать вывод об актуальности проблем современного урока и показывает, что урок, будучи целостной системой, не является застывшей категорией педагогики.

Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой .

Элементы - виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках в основном реализуются. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или где опускаются те из них, которые не обязательно вводить в его структуру. Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей), типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитывает закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя.

В настоящее время в ряде учебных пособий по педагогике уделяется большое внимание работам М. И. Махмутова, в которых отмечается, что структура урока не должна быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний, как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающего логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного .

Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов.

В развернутом виде данная классификация большинством методистов представлена следующим образом:

  • 1. Комбинированные, или смешанные, уроки.
  • 2. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:
    • а) ознакомление с фактами и конкретными явлениями;
    • б) осмысливание и усвоение обобщений;
    • в) уроки, на которых представлены факты и выводы.
  • 3. Уроки закрепления знаний:
    • а) повторение в начале работы после длительного перерыва;
    • б) текущего повторения.
  • 4. Уроки по обобщению и систематизации изученного.
  • 5. Уроки по выработке и закреплению умений и навыков.
  • 6. Уроки проверки знаний:
    • а) устной проверки знаний;
    • б) письменной проверки;
    • в) с проверочными заданиями и практического характера;
    • г) разбора проверочных работ.

В настоящее время существует множество классификаций урока, но в данный момент ряд теоретиков-дидактов считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М. И. Махмутовым, который предлагает классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие типы уроков:

  • 1) уроки изучения нового материала;
  • 2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного);
  • 3) уроки обобщения и систематизации;
  • 4) комбинированные уроки;
  • 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков .

Следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа. Разница заключается в том, что каждый тип уроков отличается доминированием определенной функции, например изучение нового материала или контроль, а остальные функции других типов урока носят вспомогательный характер. Поэтому классификация уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики.

Современный урок складывается из понимания его, как целостной системы при учете типологии и требований к его подготовке и проведению.

В каждом уроке можно выделить его основные этапы, которые хар-ся различными видами деятельности преподавателя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют, таким образом, построение урока, взаимосвязь между этапами урока, то есть его структуру

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.

Проведение любого урока состоит из трёх фаз: подготовительной, фазы активного обучения , фазы оценивания результатов урока . Содержание этих фаз можно представить следующей схемой, разработанной Э. Стоунсом

Ι. Подготовка:

1. Определение целей урока в терминах научения учеников

2. Анализ цели урока с тем, чтобы выявить его основные элементы.

3. Определение ключевых характеристик, понятий и навыков, которым будут научаться ученики.

4. Проверка наличного уровня владения учениками предметом, которому их будут учить.

5. Принятие решения о том, как обеспечить постепенное научение, гарантирующее ученику высокий уровень успешности.

6. Принятие решения о типе осуществляемых учениками действий, о характере обратной связи, которую следует обеспечить, о способах предъявления учебного материала и оценке степени его усвоения.

ΙΙ. Обучение:

7. Объяснение в начале урока характера нового материала, которым ученики должны овладеть.

8. Обеспечение примеров, дающих представление обо всём диапазоне ключевых характеристик изучаемых понятий.

9. Упорядочивание примеров с тем, чтобы обучение понятиям было экономичным и эффективным.

10.Приведение контрпримеров, не относящихся к утопическим понятиям.

11.Приведение новых примеров с тем, чтобы расширить понимание понятия.

12.Помощь учащимся на начальных этапах научения. Сначала она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся могут продемонстрировать научение без посторонней помощи.

13.Поощрение учеников теми или иными способами, позволяющие им почувствовать, что научение идёт успешно, и повышающие их заинтересованность в обучении.

14.Стимулирование учеников к самостоятельному объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез и т.п.

15.Увеличение уровня мотивации всех учеников посредством обеспечения высокого уровня успешности в научении.

16.Обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на всех стадиях их научения.

17.При обучении двигательным навыкам упорядочивание контрольных практических занятий относительно меняющихся условий выполнения навыка.

18.При обучении двигательным навыкам обеспечение плавного перехода от одного поднавыка к другому.

19.Поощрение учеников к самостоятельным, аналитическим и эвристическим решениям проблем.

ΙΙΙ. Оценивание :

20.Проверка умения учеников применять усвоенное научение в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия).

21.Оценка заинтересованности учеников в изучаемом ими предмете.

22.Сравнение достижений учеников с целями данного урока.

Многообразие структур урока, методов их организации и дидактических целей предполагает разнообразие их типов

Приведём классификацию уроков по Б.П. Есипову с рассмотрением их структурных особенностей:

1.Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения новых знаний . Структура такого урока: повторение предыдущего материала, который является основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

2.Урок закрепления знаний . Его структура: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

3.Урок выработки и закрепления умения и навыков . Предполагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выполненных работ; задание на дом.

4.Урок обобщения и систематизации знаний . Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных курсов. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя, а само повторение и обобщение материала проводится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися

5.Урок проверки знаний, умений и навыков . Основные задачи такого урока - выявление уровня обученности учащихся и установление недостатков в овладении материалом. При этом могут использоваться письменные или устные формы контроля

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин. Необходим для создания рабочего на­строя группы, особенно если, например, предыдущий урок был по физкультуре. Главное, чтобы он прошел как можно быстрее и короче.

2 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала – 5-10 мин.

Актуализация опорных знаний должна присутствовать обязательно, так как нельзя строить новые знания без основы;

Мотивация (у учащихся должен появиться познавательный интерес);

Целеполагание (постановка цели работы на уроке перед учащимися, которая должна быть понятна, принята ими и должна стать общей).

Этот этап является платформой для успешного урока. Часто три элемента могут про­хо­дить одновременно или переплетаться.

3 этап. Изложение нового материала – 25 мин. Сообщать материал урока можно раз­личными методами и их много. Классификация методов представлена ниже.

4 этап. Первичное закрепление – 5-10 мин.

5 этап. Подведение итогов – 3-5мин.

6 этап. Выдача домашнего задания – 5-7 мин. Задание выдается не после звонка, а до окончания урока. Время на последний этап должно быть предусмотрено заранее, а также продуманы способ выдачи, порядок объяснения (сначала сообщается задание теоретиче­ского плана, затем практического) и правила выполнения. Во время объяснения домашней работы нужно привести примеры, показать образцы оформления. Справедливо отметим, что, как бу­дет выдано домашнее задание, так к нему и отнесутся учащиеся.

    Урок закрепления и совершенствования

1 этап. Организационный момент - 1-3 мин.

2 этап. Повторение учебного материала и проверка домашнего задания – 10-12 мин.

3 этап. Упражнения – 25-30-мин.

4 этап. Подведение итогов и обязательное выставление оценок – 5-7 мин.

5 этап. Выдача домашнего задания –5-7 мин.

    Урок повторения и обобщения

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Проверка домашнего задания.

3 этап. Повторение и обобщение от обзорной лекции (в училищах применяется редко) до активных игровых методик.

4 этап. Подведение итогов и выставление оценок.

5 этап. Выдача обширного домашнего задания, так как урок чаще всего проводится пе­ред контрольной работой.

IV. Контрольно-проверочный урок

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Контрольное мероприятие

Классификация лабораторно-практических работ по признакам

1. По дидактической характеристике (по месту в учебном процессе)

Иллюстративные

Подразумевают иллюстрирование некото­рых теоретических положений (например, закона Ома – как связаны между собой на­пряжение и ток).

Исследовательские

Используются до того, как изучать теорети­ческие сведения (например, как зависит ве­личина тока от приложенного напряжения).

2. По организации работ

Фронтальные

Все учащиеся выполняют одно задание, а преподаватель работает с ними, как с груп­пой, что для него удобно.

Не фронтальные

Каждый учащийся или бригада из 2-3х че­ловек выполняют свою собственную ра­боту. Затем, закончив, они меняются рабо­чими местами. Это менее удобно для пре­подава­теля.

Почему так делается?

В эпоху рыночной экономики, для фрон­таль­ной организации работ необходимо большое количество оборудования. Одна лаборатор­ная работа проходится один раз в год. Если оно дорогостоящее, учебное заве­дение не имеет возможности приобрести необходи­мую аппаратуру в количестве 6-7 экземпля­ров. Отсюда, идут на заведомо не­удобную организационную форму.

Структура этапов лабораторных работ

При фронтальной организации

    Организационный момент.

    Повторение необходимых теоретических знаний.

    Инструктаж устный или письменный в виде методические указания к лаборатор­ным работам.

    Выполнение лабораторных работ и оформление отчета.

    Подведение итогов, где рассматривают результаты работы каждого учащегося, вы­став­ляют оценки всем.

    Выдача домашнего задания.

Эта схема (порядок) может быть видоизменен, если, например, лабораторная работа длинная (на 2 урока). Так можно выдать задание на дом в виде оформления отчета, подра­зумевающий доработку чернового варианта, построение графиков и т.п. Самое главное, чтобы пункты 1-4 были соблюдены.

При нефронтальном уроке

При этой организационной форме нельзя проводить устный инструктаж для всех в группе, а высказывать только общие замечания по ведению записей, обработке результа­тов, оформлению отчетов. Роль методических указаний увеличивается, поскольку препо­давателю не хватит времени на уроке, чтобы инструктировать и проверить работу каждого учащегося из подгруппы по нескольким лабораторным работам.

Представим фрагмент графика перемещения учащихся или бригад по местам.