Известия ДГПУ, №2, 2009

ПОВЕСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА» В ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

© 2009 Коссович А. П.

Дагестанский государственный педагогический университет

Обращаясь к традиционному изучению повести «Тарас Бульба» в общеобразовательной школе, автор статьи показывает возможности более широкого охвата ее проблематики и современной интерпретации в целях реализации задач гуманизации литературного образования.

Considering the traditional study of "Taras Bulba" tale at the comprehensive school, author of the article shows the possibility of the wider coverage of its problems and modern interpretation, aimed at realization of the humanization problems of literary education.

Ключевые слова: восприятие, интерпретация, чтение, нравственный идеал,

религиозность, лиризм, композиция.

Keywords: comprehension, interpretation, study, moral ideal, religiousity, lyricism, composition.

В современной «Концепции российского образования» читаем: «Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений,

формирования новых жизненных установок личности» . В

решении этой задачи огромную роль играет наша отечественная литература и выдающиеся ее представители.

Чествуя Н. В. Гоголя в дни его 200летнего юбилея, мы с благодарностью говорим о гуманистической

направленности его творчества. Нравственное воздействие творчества Н.

В. Гоголя осуществляется, прежде всего, через общеобразовательную школу, и не случайно число произведений этого писателя в школьных программах с каждым годом увеличивается.

Особое место в них занимает «Тарас Бульба». Эта повесть была включена уже в учебные хрестоматии А. Галахова (М., 1900 г.), Л. Поливанова (М., 1914 г.). В течение десятка лет она входила в

программу 6-го класса (ныне 7-го или 8го). Ее изучение предусмотрено многими современными школьными программами . В телепередаче «Гоголь и ляхи» (28 марта с.г.) иронически прозвучало: «Почему-то «Тарас Бульба» считается детской литературой и упорно изучается в школе». Учащиеся школы слышат от учителей только восторженные отзывы о героической эпопее Гоголя. На это ориентируют и аннотации к теме в школьных программах. Игорь Золотусский называет главу в своей книге «Гоголь» (2007) «Русский

апофеоз» . Такая же оценка дана еще в 1971 г. С. Машинским: «... апофеоз патриотизма и мужества», «обаяние героев повести, нравственная красота их подвига, величие их национальных и общественных идеалов».

Правда, ученый дополняет: «. удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги с жестокостью. Такое было бремя, таковы были нравы» . Не забывая о необходимости

исторической оценки изображаемой эпохи, учитель все же не может не сказать ученикам о том, как Гоголь настойчиво подчеркивает бессмысленную жестокость своих героев и казачества в целом.

Запорожская Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество - активный возбудитель протеста народа против национального гнета. Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий.

«Вечная необходимость пограничной защиты против трех разнохарактерных наций (поляков, турок и татар), - пишет Гоголь в первой редакции «Тараса Бульбы», - все это придавало какой-то вольный широкий размах подвигам сынов ее.». «Русский характер получил здесь могучий, широкий размах.», -добавляет он во второй редакции. Как отмечает Г. Гуковский, получился «не исторический очерк, а поэтическая картина несколько идеализированного общества, рождающего героев. Сечь Гоголя - более идеал, утопия, чем история» .

Гоголь воспевает воинственную доблесть запорожцев, их удаль, силу духа, всепоглощающее упоение в бою, их способность на героическую смерть во имя славы и свободы родной земли. Перед читателем проходят один за другим герои, мужественно

принимающие смерть в бою: это Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Балабан, Бовдюг.

«Не жаль расстаться со светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!».

Высокие порывы, героические дела не являются уделом лишь отдельных избранных личностей. Тарас Бульба -«не индивидуальный случай или характер, как пишет Г. А. Гуковский , а явление типическое («один из тех...»), типически повторенное и в ряде других героев той же повести».

Герой эпопеи - это могучий человек, человек железной воли и убежденности, воплощающей разум и духовную

широту народа. Бульба демократичен и справедлив, выше всего для него воинский долг. Его преданность отчизне, чувство товарищества, готовность к преодолению нечеловеческих мук во время казни вызывают у читателя самые высокие чувства.

Неповторимый колорит эпохи запечатлен в образе Остапа. Неустрашимый и мужественный, он показан как смелый защитник родной земли. Он сдержан и внутренне сосредоточен, как будто бы замкнут в себе. Но за внешним скрывается отзывчивость, чувство товарищества, привязанность к боевым друзьям и к своему брату. Любовь к родине и чувство долга ведут его на ратные подвиги, а потом и на героическую смерть. Муки казни Остап переносит стоически, как истинный сын Тараса и представитель Запорожской Сечи (Гл. 11). Характер Остапа дан в истинно -героическом ореоле и в ряду других героических характеров, выпестованных в Запорожской Сечи.

Характеристикой его брата Андрия расширяется гоголевское видение трагичности человеческого

существования и широкой палитры понятия «нравственность». Андрий занимает особое место в системе персонажей повести.

Мог ли Гоголь исключить из своего нравственного идеала такие понятия, как любовь, преклонение перед женщиной, тяготение к красоте? Конечно же, нет. Другое дело, что должно перевесить на чаше весов: чувство долга или личные стремления, страсть?

Школьники с удовольствием читают страницы повести, посвященные Тарасу, Остапу, Андрию, работают над сравнительными характеристиками и дискуссируют по вопросу о судьбе Андрия. Они с интересом относятся к высказыванию артиста Богдана Ступки, исполняющего главную роль в фильме «Тарас Бульба», о том, что он, как человек и отец, не смог бы убить своего сына ни при каких обстоятельствах, а вот в роли Тараса он вынужден это сделать. Почему? Так нарисована эта

сцена Гоголем, так морально оправдана жестокость Тараса. Писатель понимает отца-сыноубийцу, жалеет его как человека и оправдывает как патриота.

Сцена смерти Андрия, как правило, читается в классе. Какая гамма чувств здесь передана кистью мастера! Здесь мы понимаем Бульбу и сочувствуем ему, и гордимся им. Другое дело - борьба с мирными жителями, убийство женщин, детей и стариков. Нельзя «любоваться» сценами, где Тарас неоправданно жестоко мстит за смерть Остапа.

Уроки прочтения текста «Тараса Бульбы» могут и должны быть предельно эмоциональными. На это ориентируют и предлагаемые в методических пособиях системы уроков. Так, в книге Т. В. Зверс мы встречаем формулировки-цитаты: третий урок -«Черт вас возьми, степи, как вы хороши!», четвертый урок - «Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!», седьмой - «Нет у нас никого, равного ему в доблести. Подвиг Тараса» .

Еще более продумана система уроков в новейшей методической разработке Т. Г. Соловей . Первый урок у нее -«Наше Запорожье. восхищает свободой, ... подъемом рыцарского

духа» (И. Я. Репин). Два великих художника о великом явлении. Четвертый урок - «Пусть же цветет вечно Русская земля!».

Даже названия уроков говорят об их эмоциональной насыщенности. А как звучит этот текст на уроке у словесника

Мастера!

В лирическом ключе ведется повествование о героизме казаков, об их патриотическом взлете в момент

расставания с жизнью «. Повел

Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: «Благодарю Бога, что

довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля».

Лиризм как составная часть поэтики Гоголя носит широкий характер. Это выражение многогранной натуры

писателя, умеющего восхищаться и

грустить, разделять чувства матери и влюбленного сына, пораженного горем отца и идущего на смерть воина. Лиризм повести связан также с народнопоэтической традицией.

Поэтический язык «Тараса Бульбы» характеризуется смешением

взволнованной приподнятости и яркой изобразительности, что должно стать предметом наблюдений учащихся.

Героическая пафос и лирическое одушевление, которыми проникнута повесть «Тарас Бульба», выявляют в авторе черты проповедника-поэта, Белинский называл Гоголя поэтом, об этом говорил и сам писатель. Поэтический дар этого обличителя людских пороков находит выражение в его ритмической прозе, в ее эмоциональной наполненности и в музыкальности. Традиционно «Тарас Бульба» в школе изучается с сокращением. А что собственно сокращать? По методическим рекомендациям из чтения исключены главы 7, 8, 10, 12. От вопроса, как читается эта повесть школьниками, как она воспринимается, никуда не уйти. Самостоятельное домашнее чтение не исключается.

Неужели юных читателей не должны потрясти картины еврейского погрома [Гл. 4. С. 64-67], военного похода на польский юго-запад [Гл. 4. С. 69-70], страшные описания «поминок об Остапе» и т.д.?! Как совместить в детском сердце восхищение воинскими доблестями казаков с их жесточайшими, почти ничем не оправданными поступками по отношению к мирному населению? Негативная сторона жизни казачества остается вообще вне поле зрения на уроках, исключая

предательство Андрия. Как отнесутся, например, к произведению нерусские учащиеся, когда будут читать об отношении украинского казачества к туркам и татарам?

Сколько оговорок надо делать учителю, каким тонким и умным должен быть исторический комментарий к повести!

Для писателя, мечтающего о людях -великанах, живущих на просторах его Родины, недостаточно человеку быть смелым бойцом, готовым умереть за отчизну.

Понимание смысла жизни у Тараса Бульбы явно идеализируется всеми исследователями этой повести. Для чего живет запорожец? - ставит вопрос перед кошевым Тарас. Вот он пришел к кошевому с предложением «погулять с запорожцами», то есть «пойти на Турещину или на Татарву» с войной. Когда кошевой отказывает ему, ссылаясь на обещанный султану мир и предлагая жить мирно и спокойно, Тарас возмущенно восклицает: «Как не

можно? Как же ты говоришь: не имеем права? Вот у меня два сына... Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне. Так, стало быть, следует, чтобы пропадала казацкая сила.? Так на что мы живем, на какого черта мы живем?» .

И. А. Виноградов в своей книге «Гоголь - художник и мыслитель» объясняет все главные движения запорожского войска исполнением заповеди Спасителя о любви к братьям: отправляются в поход на защиту православных христиан, остаются под Дубно с целью выручить друзей из польского плена, отправляются на выручку товарищей, плененных татарами. А начало описанных в повести военных действий, смена кошевого по инициативе Тараса Бульбы? Она во имя чего? А жестокость казаков под руководством Тараса? «. Тарас гулял по всей Польше со своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов.».

«Ничего не жалейте», - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых полянок, белогрудых, светлоликих девиц, у самых алтарей не могли спастись они; зажигал их Тарас вместе с алтарями.

Не одни белоснежные руки подымались из огненного пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвыгнулась бы сама сырая земля и степовая трава

поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе»! .

Как отображаются в этой повести религиозные представления автора? Вера православная всегда присутствует в жизни казачества Посвящение в казаки, в изображении Гоголя, начинается с вопросов: «Что, во Христа веруешь? И в Троицу святую веруешь? И в церковь ходишь?». Самым первым упреком изменнику Андрию звучат слова Тараса: «Так предать? Предать веру?».

Многократно повторяемый образ православной Русской земли выражает идею несокрушимой силы русского духа

Любви к Отечеству, к православному народу своему. И именно в силу этого отступления от своей веры и божеских заповедей влекут за собой все несчастья.

В своей повести «Тарас Бульба» писатель-гуманист, писатель-христианин не мог равнодушно писать о тех сторонах жизни, быта, войны запорожского казачества, которые совершенно не совместимы с духом христианства.

В порядке внеклассного чтения учащиеся уже в 7 классе познакомятся со всеми повестями сборника «Миргород» и должны с помощью словесника понять, как реализуется в них тема «пошлости пошлого человека» и как противопоставлена этой теме мечта писателя о красивом человеке. Но антитеза добра и зла, красоты и

безобразия нередко трактуется в

гоголеведении слишком упрощенно.

Так, по словам Чуковского, «высокое, героическое и прекрасное составило образную ткань «Тараса Бульбы», пошлое, низменное и безобразное

образовало повесть о двух Иванах».

Словесник не должен забывать, что и в «Тарасе Бульбе» проявляется антитеза добра и зла, красоты и ее поругания. Повесть «Тарас Бульба» - не только героическая эпопея. Это еще и

сущности Человека, его красоты,

которая невозможна без добра и человечности. В «Тарасе Бульбе» перед нами Украина, ее судьба, ее история. Но мы читаем эту повесть как произведение о нашей Родине, о России, потому что пишет ее Гоголь - писатель, для которого русское и украинское одно и то же. Один из актуальных вопросов в повести, поднимаемый Гоголем и перекликающийся с нашей

действительностью, - вопрос об

исторических корнях, общности судеб, духовного родства русского и украинского народов.

Русские и украинские националисты проповедуют идею замкнутого развития народов, несовместимость их культур и традиций, поэтому выступают против единения. Гоголь же показывает, что между Украиной и Россией историческое родство, ведущее начало из глубины веков по мере осознания жизненной необходимости единения.

Несколько лет (1833-1842), в пору полной зрелости своего дарования, Гоголь работал над второй редакцией «Тараса Бульбы». Основное направление доработки - более отчетливое выделение общерусского пафоса борьбы украинского народа с польской шляхтой. Борьба эта перерастает границы местного значения и предстает как борьба за общую русскую землю, скрепляющая воедино исторические судьбы двух родственных народов.

Гоголь затронул также вопрос о взаимоотношениях России с Турцией и Польшей. Объективно оценивая трагизм этих отношений и возвеличивая героический подвиг запорожских казаков в отстаивании независимости отчизны, писатель, тем не менее, стоял выше националистических амбиций и предрассудков. В статье «Взгляд на составление Малороссии», Гоголь рисует картину появления казачества: «И вот составился народ, по вере и месту жительства принадлежащий Европе, но между тем по образу жизни, обычаям, костюму совершенно азиатский, - народ, в котором так странно столкнулись две противоположные части света, две разнохарактерные стихии» .

Писатель объективно детализированно рисует и еврейские погромы, и кровавые набеги казаков на поляков и турок. Все эти описания полны гуманного негодования против неоправданной жестокости, бесчеловечности. Сердце писателя было открыто всем этносам России, более того - Евразии. С явным сочувствием рисует он наидобрейшую «татарку», служанку польской пани; страдающих от осады поляков - жителей города Дубно, униженных евреев. Пафос Гоголя - в утверждении справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства.

В «Тарасе Бульбе» . нашли себя все темы Гоголя», по словам И. Золотусского , в том числе тема школьного образования. Герой повести бранил всякую ученость и советовал сыновьям не заниматься ею. Правда, Тарас Бульба относился отрицательно не к науке вообще, а к «тогдашнему роду учения», в частности

К бурсе.

миргородского цикла с темой пошлости.

Гоголь проявлял глубокую убежденность в гражданском призвании человека, образованного человека. По словам Н. Н. Скатова, основные проблемы творчества Гоголя - «красота и добро, религия и искусство, слово и дело». В новейшем исследовании И. И. Гарина «Загадочный Гоголь» отмечено, что художественные интересы Гоголя всегда вдохновлялись лишь вечными темами. «Интерпретировать Гоголя

иначе значит - тенденциозно же -обужать его, переводить из ранга гениев. в бытописателя эпохи» . Вечной истиной для Гоголя был Человек, его красота и духовность. Эстетическая позиция писателя неразрывно связана с его нравственнопроповедническими устремлениями.

«Цель моя - образовать сердца юных слушателей.».

Изучение в школе повести «Тарас Бульба» дает основание сделать вывод,

что своим творчеством Гоголь засвидетельствовал глубокое уважение к Человеку, к различным национальностям и религиям.

Примечания

1. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. №2. 2. Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. М., Наследие, 2000. 3. Гаджиева Т.Б. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и религиозная позиция ее автора // Научная мысль Кавказа. Ростов на/Д., 2007. №4. С. 91-93. 4. Гаджиева Т.Б., Коссович А.П. Творчество Н.В. Гоголя в контексте мировой культуры // Межкультурный диалог на филологическом пространстве. Материалы II Международной тюркологической конференции. Махачкала, 2007. 5. Гарин И.И. Загадочный Гоголь. М. : Книжный клуб, 2002. 6. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 7 томах. Т.6. М. : Художественная литература, 1952. 7. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 6 томах. Т.2. М. : ГИХЛ, 1952. 8. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л. : Гослитиздат, 1959. 9. Зверс Т.В. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. Л. : Просвещение, 1980. 10. Золотусский И. Гоголь. Изд. 6. М. : Молодая гвардия, 2007. 11. Коссович А.П., Гаджиева Т.Б. К вопросу о нравственном идеале Н. В. Гоголя («Старосветские помещики» и «Тарас Бульба») // Актуальные вопросы науки и образования. Вып. 2. Махачкала, 2005. С. 88-93. 12. Литература. 7 класс. Поурочные планы. Сост. Н. М. Скоркина. Волгоград, 1999. 13. Машинский С. Художественный мир Гоголя. Изд. 2. М. : Просвещение, 1979. 14. Программно-методические материалы. Литература, 5-11 классы. Сост. Т. А. Калганова. М., 2001. 15. Скоркин Н.М. Литература, 7 класс. Поурочные планы. Волгоград, 1999. 16. Соловей Т.Г. Изучение повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», 7 класс // «Уроки литературы». (Прилож. к ж. «Литература в школе»). №7. 2008. С. 2-15.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является частью цикла повестей «Миргород». К написанию этого произведения писатель подошел весьма ответственно, тщательно изучив множество хроник того времени. В исторической повести Гоголь поднял серьезные проблемы, которые не перестают быть актуальными и в наши дни. Приведенный ниже анализ произведения «Тарас Бульба» будет весьма полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе или написании сочинения на данную тему.

Краткий анализ

Год написания – 1835 г.

История создания – Идею написать историческую повесть о запорожском казачестве Гоголь вынашивал давно. Он был недоволен опубликованным вариантом, и в течение семи лет упорно работал над произведением.

Тема - Основная тема «Тараса Бульбы» – беззаветная любовь к своей родине, земле, где ты родился и вырос. Особенно полно она раскрывается через призму взаимоотношений Тараса и его сыновей.

Композиция - В центре сюжета - непростая судьба казацкого полковника Бульбы и двух его сыновей, Остапа и Андрия. Завязка - возвращение молодых людей в отчий дом. Кульминаций в повести несколько. Развязка - трагическая гибель Тараса Бульбы.

Жанр – Историческая повесть.

Направление – Эпос.

История создания

Николай Васильевич долгое время вынашивал план «Тараса Бульбы». В 1830 году, почувствовав в себе силы к написанию масштабной исторической повести, он приступил к работе. Спустя пять лет была опубликована первая часть «Миргорода», куда вошла авторская версия повести.

Однако писатель остался крайне недоволен напечатанным вариантом. В течение последующих семи лет он занимался правкой произведения, каждый раз подвергая жесткой критике свои труды. Он пытался оправдать смысл названия своего произведения, воплотив в образе старого вояки весь украинский народ. Гоголь стремился не только продемонстрировать свой писательский талант, но и, прежде всего, проникнуть в глубины характеров своих персонажей, ярко и точно передать идеалы описываемой эпохи.

В результате кропотливой работы произошло значительное увеличение объема произведения от трех до девяти глав. Благодаря красочным художественным средствам и неподражаемому языку писателя образы героев стали более яркими и полными, быт Запорожской Сечи наполнился интересными подробностями, а батальные сцены приобрели большую выразительность.

Гоголь проводил много времени за изучением самых разнообразных исторических источников. В основу своего произведения он положил казацкое восстание 1638 года, которое было подавлено гетманом Потоцким. Для придания особенного национального колорита Николай Васильевич гармонично вплел в свой рассказ украинский фольклор: различные песни, думы, сказания.

Тема

Основная мысль , которую автор хотел передать в своей повести - это безграничная любовь к своей родине, готовность служить ей верой и правдой. Однако Гоголь делает акцент не только на борьбе за Отчизну: прежде всего, это способность защитить и не предать самое дорогое, и при этом остаться человеком.

Кроме того, в своей повести Гоголь затрагивает такую важную проблематику как взаимоотношение отцов и детей, сложность нравственного выбора, самопожертвование, единство нации, честь и предательство.

«Тарас Бульба» стал отображением надежд и мечтаний всего украинского народа, который находился в состоянии борьбы с иноземными захватчиками. Повесть наполнена глубоким смыслом, патриотическими идеями, призванными воодушевить читателя на проявление сильных искренних чувств к своей родине.

Композиция

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев - Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей на Запорожскую Сечь, чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается как следует познакомиться с местными обычаями - практически сразу они призываются на службу в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюбленного в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его: по его мнению, предательство Родины может быть искуплено только горячей кровью.

Еще одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. Развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

В повести «Тарас Бульба» анализ образов двух братьев прослеживается очень четко. По сути, это два разных жизненных пути, перед выбором которых так или иначе становится каждый человек. Это либо вечная слава и бессмертие во благо своего народа, либо позорная смерть предателя, выбравшего личное счастье в ущерб интересам Родины.

Главные герои

Жанр

По своему жанру произведение «Тарас Бульба» относится к исторической повести , для которой характерна невероятная многоплановость действующих лиц. Но, несмотря на большое количество задействованных персонажей и важных исторических событий, в центре сюжета все-таки находится старый казак Тарас Бульба и его сыновья, общая характеристика которых прекрасно отображена в повести.

«Тарас Бульба» является довольно сложным литературным произведением, как по своей конструкции, так и по сюжету. Невзирая на относительно небольшой объем, в нем присутствуют характерные признаки эпической прозы: подробное описание быта казаков, баталий, сцен народной жизни, природы. Вывод напрашивается сам собой - по своему направлению историческая повесть «Тарас Бульба» относится к эпосу, в котором яркой чертой проходит драматическая судьба Бульбы и его семьи.

Повесть “Тарас Бульба” Н.В. Гоголя: сюжет, герои, проблематика

Центральное место в сборнике “Миргород” Н.В. Гоголя за­нимает повесть “Тарас Бульба”. Это произведение воссоздает эпоху героической борьбы украинского народа за свою независимость. Центром освободительного движения в то время была Запорожс­кая Сечь, организация украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра. Это обращение Гоголя к истории перекликалось с отношением писателя к современнос­ти. “Бей в прошедшем настоящее, – писал впоследствии Гоголь Языкову, – и тройною силою облечется твое слово”. Духовной пустоте современного общества писатель противопоставляет нрав­ственную цельность и могучую силу народного духа.

Повесть “Тарас Бульба” привлекает читателей реалистичнос­тью повествования, истиной сильных, богатырских характеров, героическим началом, сочетанием жанровых элементов эпоса и трагедии. При этом ведущий пафос произведения – романти­ческий.

Тарас Бульба – главный герой повести. В этом образе Гоголь раскрыл лучшие черты

национального героического характера. Все мысли и надежды героя неразрывно слиты с помыслами его народа. Во всем: в суровой простоте быта, в широте натуры и в самом складе ума – Тарас близок к своему “товариществу”. Од­нако, создавая типический образ народного героя, писатель под­черкивает его индивидуальность. Тарас Бульба – яркая, сильная личность, активно влияющая на ход событий. Могучая жизнен­ная сила, кипучая энергия, мужество и в то же время непосред­ственность, искренность, добродушие, чувство юмора – все эти качества присущи герою. Все эти качества делают образ героя многогранным, жизненно правдивым. “У Гоголя, – писал В.Г. Бе­линский, – Тарас Бульба также исполнен комизма, как и траги­ческого величия; оба эти противоположные элемента слились в нем неразрывно и целостно в единую, замкнутую в себе лич­ность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и смеетесь над ним”.

Историки литературы, анализируя образ Тараса Бульбы, стре­мились найти исторический прототип этого героя. Так, И. Ка­манин предполагал, что таким прототипом является Богдан Хмельницкий. И некоторые черты биографии Хмельницкого (два сына его убиты польской шляхтой) действительно позволяют нам говорить о справедливости данного замечания. Однако в целом Тарас Бульба – это обобщенный образ народного героя, каким он предстает в народных песнях и сказаниях.

И этот образ действительно соотнесен у Гоголя с фольклор­ной традицией. Превыше всего герой ставит любовь к отечеству. Он беспощаден и к врагам, и к родным, когда дело касается ис­полнения долга. Тарасу чужда какая-либо внутренняя противо­речивость, душевная двойственность. Это натура сильная, цель­ная, духовно могучая. Так, он осознает всю тяжесть преступле­ния Андрия, несмотря на его любовь к сыну. Ослепленный сво­им чувством к красавице-полячке, Андрий отрекается от родины и предает идеалы “товарищества”. “Чем не козак был?” – с горе­чью говорит Тарас, смотря на “чудную красоту” казненного его рукой сына. Это горькое чувство, глубокая жалость к сыну, так человечно и реалистически показанные Гоголем, придают обра­зу Тараса большую правдивость. Верность родине герой ставит выше кровного родства. “Нет уз святее товарищества! – говорит Тарас. – Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя лю­бит отец и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей”.

Героическими качествами, по мысли писателя, обладают мно­гие запорожцы. Писатель представляет нам целую галерею храб­рых, достойных казаков в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Остапа. Остап – достойный преемник своего отца. Писатель подчеркивает его храбрость, воинскую смекалку, преданность своему народу. Всю силу своего характера проявля­ет Остап в сцене казни, когда его подвергают жестоким пыткам и мучениям.

Сцены убийства Тарасом изменника-сына, сцена казни Ос­тапа и сцена гибели самого Тараса на костре представляют собой трагические вершины повести. Центральным же эпизодом произведения является битва под Дубно. “Битва под Дубно из­лагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожс­кой Сечи (битва – пир, воины – орлы), соединяется с высоким, проникающим в душу лиризмом(троекратное обращение Тара­са к казакам). Гиперболизируя, Гоголь применяет стилистику былин: “Там, где прошли незамайновцы, – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!”. Усиливая образность и лиризм повествования, автор обращается к анафорическим фра­зам, к повторам, к риторическим восклицаниям: “Как же вски­нулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной ата­ман Кукубенко…”

На протяжении развертывающихся событий Гоголь неодно­кратно превращается в их очевидца, участника, заинтересован­ного свидетеля и комментатора, что было особенно свойственно романтизму. Так, предостерегая увлекшегося Шило, писатель просит: “Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!”. Захваченный драматизмом сражения, потрясенный потерями запорожцев, Гоголь призывает: “Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!””.

“Тарас Бульба” – глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои. Однако авторская позиция оптимис­тична: писатель считает, что сила и мощь украинского народа вечны, непобедимы.

Глоссарий:

  • Сочинение тарас бульба
  • тарас бульба сочинение
  • сочинение по тарасу бульбе

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Тарас Бульба является ключевым персонажем в одноимённом произведении Н. В. Гоголя, у которого было множество существовавших в реальности прототипов – его образ вобрал в себя...

Повесть «Тарас бульба» очень примечательна не только в цикле «Миргород», но и во всём творчестве Николая Гоголя. Для начала следует сказать, что в сам цикл входят весьма разноплановые повести: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики». События всех этих произведений разворачиваются на Украине. И «Вий», и «Тараса Бульбу» можно назвать фантастическими, но «Вий» имеет скорее мистическую направленность, тогда как повесть «Тарас Бульба» относится к произведениям на историческую тематику. Для более глубокого раскрытия темы «Тараса Бульбы» следует подробнее проанализировать произведение.

На первый взгляд может показаться, что тема этого произведения ограничивается лишь фразой «борьба козаков за свою родину». Но это не совсем так. Безусловно, этот аспект присутствует, но помимо него есть и другие.

Борьба за родину

Эта тема является основной: козаки сражаются и с поляками, и с татарами, хоть этот эпизод не описан в тексте произведения. Запорожцы едут в Польшу не просто от скуки или чтобы размяться и закалить в боях молодых воинов. Козаки глубоко оскорблены тем, как католические священники относятся к христианским праздникам, тем, что из ряс шьют наряды, что запрягают простых христианских верующих в телеги, унижая человека: «…ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан». Эти известия вызвали бурную реакцию среди запорожцев, воспряли они духом, и, подгоняемые жаждой справедливости и боевым азартом, стали собираться в поход. Ни один из запорожцев не высказал недовольства, даже мысли о том, чтобы остаться на Сечи, среди гулянок и драк, ни у кого не могло возникнуть: «… и старые, и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу».

В боях козаки показали себя храбрыми и бесстрашными воинами, готовыми сражаться до последнего, чтобы не посрамить чести родного края. Умирая, все они произносили несколько слов о том, что ценили больше всего: о воле и Отчизне. Например, раненый Балабан произносит перед смертью: «Пусть же цветёт вечно земля Русская!», а Кукубенко благодарит товарищей, заканчивая речь фразой: «путь же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!». Благодаря образам этих запорожцев, читатель понимает, что каждый козак искренне любил родную землю. Каждый запорожец на Сечи - настоящий патриот, так как всегда готов был отстаивать в первую очередь свободу и независимость Отчизны, и только потом думать о себе.

Борьба за то, что дорого

Говоря о теме повести «Тарас Бульба» нельзя не сказать о теме борьбы за веру, которая связана с темой борьбы за Отчизну. Сам Тарас Бульба ставит христианскую веру превыше всего. «Он считал себя законным защитником православия» - так описывает Бульбу автор. Для старого козака понятие «верующий христианин» синонимично определению «порядочный человек» – не случайно молодых людей, которые пришли на Сечь, спрашивали об их вероисповедании. Вера у козаков перерастает из простых отношений с Богом в некий символ единства, то, чем объединены все запорожцы. Именно поруганная вера служит причиной такого скорого решения о нападении на поляков.

Андрий Бульбенко, поначалу представляется неким вероотступником и дезертиром, ведь он предал своих, перейдя на сторону врагов. Неправильным было бы утверждение, что младший сын Бульбы вовсе не заботился о последствиях своего поступка. Он решил сражаться с поляками из-за любви к дочери пана. Девушка, пленившее его сердце, была настолько ему дорога, так много значила для молодого козака, что Андрий отрёкся от сформированной системы ценностей: «А что мне отец, товарищи и отчизна!…нет у меня никого!». Андрий осознанно делал выбор, он понимал, что в лучшем случае никогда больше не увидит панночку, а в худшем – увидит её смерть. Он борется за то, что было ему дорого – за свою любовь, совершая рискованный поступок.

Значимой является сцена убийства Андрия. Напомним, что его убивает Тарас Бульба. Это произошло на поле боя, когда Бульба-старший увидел сына в составе польского войска. Козака охватил гнев и отчаяние: его родной сын предал ту любовь, которую воспитывал и воспитал в нём отец – любовь к Отчизне и христианской вере. Это стало слишком большим ударом для старого запорожца, не вписывалось в его картину мира. Убивая сына, Бульба убивает возможность к ренегатству как таковую. Он показывает, что выстроенные им ценности оказываются превыше кровных уз.

Заключение

Как можно заметить, тема произведения Гоголя «Тарас Бульба» не ограничивается лишь борьбой за родной край. Борьба понимается автором как нечто большее, чем просто сражение. Человек должен отстаивать свои интересы, а также то, что представляет для него ценность. Возможно, во время этой борьбы он погибнет, но всё равно до самого последнего вздоха останется Человеком.

Описание идеи и заключение, сделанные в этой статье, могут быть использованы учениками 6-7 классов при подготовке реферата или сочинения «Тема повести «Тарас Бульба»».

Тест по произведению

Гоголя — это историческая повесть, раскрывающая перед читателем быт казаков Запорожской Сечи. Повесть рассказывает о героическом прошлом страны, где рождались настоящие патриоты. Это одна из знаменитых работ Гоголя, которую мы изучили на уроке и теперь сделаем анализ произведения, раскрывая проблематику и главную мысль работы автора.

Краткий анализ произведения

Анализируя произведение Тарас Бульба читатель переносится в 16-18 век, когда украинский народ ведет борьбу с польской шляхтой. В центре произведения главные герои — два сына , а также сам Тарас Бульба, который был не только отцом и патриотом, но и казацким полковником. Повесть переносит нас в Запорожскую Сечь, куда после учения приезжают сыновья Бульбы. Это уже повзрослевшие, сильные парни, настоящие казаки, которые будут воевать рядом со своим отцом. К несчастью Андрий полюбил дочь врага и переступил через все клятвы и законы казаков. Он предатель и единственным исходом могла быть только его смерть. Можно только представить, насколько тяжело далось Тарасу Бульбе убийство своего сына, но иного выход не было. Предательство не прощалось, особенно среди казачества того времени. В отличие от брата, Остап оказался настоящим патриотом, который в плену не проронил ни слова и умер, как герой.

Из анализа произведения Тарас Бульба Гоголя мы видим, насколько мужественным, праведным и справедливым был полковник, который породил сына, и сам же его убил за предательство. Подобное было нормой в военное время, хотя сегодня сложно принять такие обычаи. Но ведь мы и живем в другие времена, поэтому не имеем права осуждать кого-либо из персонажей. Такие уж были законы и правила.

Проблематика повести Тарас Бульба

В своем произведении Тарас Бульба Гоголь раскрывает разную проблематику. Это борьба с врагом, когда приходилось защищать родные границы. Здесь и нравственный выбор, когда приходится выбирать между чувствами и долгом. Показывает автор и важность сплоченности, которая приводит к победе. Здесь же автор раскрывает темы отношения детей и родителей. Раскрыта проблема самопожертвования, любви и верности.

Главная мысль

Познакомившись с этим шедевром мировой литературы, можно выделить и главную мысль повести. Заключается она в непоколебимой любви к Родине, необходимости ее оберегать и защищать. Именно этим занимались казаки, самоотверженно бросаясь на поле боя.