Низкая самооценка у подростков - явление распространенное. Если маленьким детям свойственно переоценивать свои способности (все могу, все умею, все знаю - я лучший), то по достижении подросткового возраста ребенок начинает смотреть на себя совсем другими глазами (так ли я хорош и хорош ли вообще?).

Сказывается и половое созревание, и пробуждающийся интерес и желание нравиться противоположному полу, и первое серьезное знакомство с взрослой жизнью, например, необходимость качественно и вовремя выполнять школьные задания, участвовать в общественной жизни, принимать самостоятельные решения.

Подавляющее большинство подростков реагируют на эти изменения резким снижением самооценки и уверенности в себе. И тут на помощь должны прийти родители. Итак, как помочь ребенку в подростковом возрасте повысить свою самооценку?

Низкая самооценка в той или иной мере является проблемой любого подростка. Но у некоторых детей этот период быстро проходит, не оставляя никаких негативных последствий, а у других, без преувеличения, появляются психологически проблемы, которые способны изрядно портить жизнь даже взрослому человеку.

В первом случае никакой особой помощи извне подростку не требуется. Родителям нужно лишь быть внимательными, доброжелательными и искренними по отношению к своему чаду, второй случай требует серьезной поддержки.

Как отличить первый вариант от второго?

Признаки низкой самооценки у подростка:

  • отшельничество (шумной вечеринке или походу в кино с одноклассниками ваш ребенок предпочитает вечер в своей комнате);
  • замкнутость (подросток неохотно делится с вами не только переживаниями, но и просто событиями из своей жизни);
  • подросток отказывается от чего бы то ни было нового в своей жизни (новых друзей, нового занятия, опасаясь быть непонятым или высмеянным);
  • ухудшение результатов учебы (боязнь стать «белой вороной»);
  • сильная зависимость от мнения окружающих (если кто-то в классе назовет новую шапку вашего ребенка смешной, больше он ее никогда не наденет, даже если она ему очень нравилась);
  • явное подражание кому-то из сверстников, обычно неформальному лидеру компании (прическа, одежда, аксессуары, жаргон, манера поведения в отдельных ситуациях);
  • частые приступы упаднического и даже панического настроя (меня никто не любит, я никому не нужен, я неудачник, я урод, зачем я живу и т.п.);
  • чересчур пристальное внимание своей внешности (кричащий макияж, вызывающая одежда) или полное равнодушие к своему внешнему виду (демонстративное пренебрежение к своей одежде, обуви, прическе – зачем, если и так я хуже всех);
  • постоянное сравнивание себя с другими, естественно, не в свою пользу (Даша крутая, у нее новый айфон, у Игоря классный батя, у Марины длинные ноги, а я бедный, жирная, очкарик, тупица и тому подобное).

Разумеется, к анализу этих признаков нужно подходить взвешенно. Даже самый уверенный в себе подросток (как впрочем, и взрослый человек) может переживать периоды уныния и неверия в собственные силы. Но если у вашего ребенка имеются минимум 2-3 из перечисленного, ему точно нужна ваша помощь.

К сожалению, многие родители чересчур легкомысленно относятся к тому, что их ребенок имеет низкую самооценку. Ну, это возраст такой, пройдет, - уверены они. Увы, не всегда это проходит вместе с подростковым возрастом, а проходя, оставляет совершенно ненужные комплексы и другие психологические проблемы.

Ребенок вырастает неуверенным в себе, зависимым от чужого мнения, легко поддающимся манипуляциям человеком, у которого будут проблемы на работе и в личной жизни. Такому человеку практически невозможно достичь самореализоваться и жизненного успеха.

Помимо негативных последствий укоренившихся вследствие низкой самооценки комплексов, неуверенные в себе подростки часто попадают в плохие компании с самыми нехорошими сюжетами. Стремясь найти коллектив, где их внешний вид, поведение и прочие важные вещи будут одобряться безусловно, они подпадают под влияние различных проходимцев, а тут уже и до беды недалеко.

Какой выход у родителей? Не сидеть в сторонке, наблюдая изменения в ребенке, а брать ситуацию под контроль. О том, как это сделать правильно, читаем дальше.

Как помочь поднять самооценку подростку

Не критиковать

Критика - это то, о чем следует вообще забыть при общении с подростком. Проблема в том, что мы в большинстве случаев не умеем критиковать правильно, обязательно переходя на личности. Не «ты плохо сегодня убрал в комнате», а «ты - неряха». Но если взрослый человек адекватно оценит такое высказывание, то для подростка это станет еще одной причиной для низкой самооценки.

Хотите что-то исправить, выбирайте нейтральные фразы. Вместо оценочного «ты - неряха» можно сказать: «Тебе не мешают вещи на полу? Если нужно помочь с уборкой, зови».

Не сравнивать с другими

Вообще. То есть не только не говорить о том, какой Ваня молодец, потому что сдал английский на максимальный балл, а ты, эдакий лентяй и неумеха, едва набрал необходимый минимум, а даже не хвалить за то, что ты оказался лучше Пети. Любые сравнения говорят подростку только об одном - его сравнивают и оценивают по тому, насколько он лучше или хуже остальных.

Вместо этого сделайте вашего ребенка центром Вселенной. Какой вам дело до какого-то Пети или Васи? Сравнивайте его успехи или неудачи только с его прошлыми успехами или неудачами. Причем делать это нужно исключительно конструктивно - для похвалы или выяснения причины, с которой можно бороться.

Не обсуждать ребенка с посторонними

«Он у меня такой стеснительный», «А нам так плохо математика дается» или «Ничего, нам бы похудеть немножко и будет красавица», сказанные в присутствии подростка, способны повергнуть вашего ребенка буквально в депрессию. Следите за тем, что вы говорите не только ему, но и о нем.

Вообще желательно никогда не обсуждать своего ребенка с кем бы то ни было из посторонних, если не хотите потерять его доверие, конечно. Но если кто-то из ваших знакомых навязчиво расспрашивает об успехах в учебе или о чем-либо еще, достаточно вспомнить о чем-либо, в чем ваш ребенок действительно успешен.

Помочь добиться успеха

Но только гордиться успехами ребенка мало - важно помочь ему стать успешным. Поощряйте в нем стремление к новым увлечениям, знаниям, видам деятельности. Зажгите искру и будьте всегда рядом. Конечно, не факт, что ваш сын или ваша дочь станет блестящим спортсменом, танцором, фотографом или полиглотом. Но сейчас это неважно. Куда важнее, чтобы ребенок смог почувствовать вашу поддержку и готовность быть с ним рядом во всех его начинаниях.

Создайте благоприятную обстановку для его всестороннего развития. Ваши усилия обернуться сторицей.

Считаться с его мнением

Приучите себя считаться с мнением ребенка. Подростковый «бунт» зачастую является следствием неправильного поведения родителей, которые пытаются держать свое чадо в рамках поведения маленького ребенка. Ваш ребенок становится взрослым, и с этим обстоятельством придется смириться.

Дайте ему свободу: выбирать друзей, хобби, времяпровождение. Это вовсе не вседозволенность и отсутствие контроля. Это - нормальное общение взрослых людей, имеющих право выбора.

Особенно деликатными нужно быть, если . Даже если вам не очень нравится избранник вашего сына или дочери, проявите терпение и не начинайте разговор об этом с давления или угроз.

Помочь с внешним видом

Подростки часто неадекватно оценивают свою внешность. Равняясь на кумиров, считают себя сильно худыми, толстыми, маленькими, долговязыми… Помогите вашему ребенку выглядеть лучше. Сходите в салон красоты, подберите стрижку, купите хорошие вещи в том стиле, который он предпочитает. Научите подчеркивать достоинства.

Если с внешностью есть какая-то реальная проблема (хотя чаще эти проблемы надуманы), признайте это. Не пускайте ситуацию на самотек.

Лишний вес, прыщи, угревая сыпь, обильная перхоть - это не мелочи. А для подростка это вообще серьезные проблемы, отравляющие жизнь. Дети жестоки, и вашего ребенка травить сверстники, а это повышению самооценки, как понимаете, никак не способствует.

Обратитесь за помощью к специалистам при необходимости.

Не отказывать в покупке «мечты»

Последний пункт, о котором часто молчат психологи. Материальная сторона вопроса. Ваш сын давно просит какой-то электронный гаджет? А дочь мечтает о какой-то новомодной вещице, в которой щеголяют признанные модницы школы? Не отмахивайтесь от таких просьб.

Для подростков такие вещи - это не просто вещи, это некое подтверждение статуса. У всех в классе есть смартфоны, а ваш ребенок пользуется старой кнопочной моделью, потому что «ребенку и этого хватит»? Тогда не удивляйтесь, если ребенок начнет избегать общества сверстников.

Конечно, идти на поводу всех просьб не стоит, но периодически баловать подростка модными вещами просто необходимо, чтобы он чувствовал себя «своим» в своей тусовке.

Снижение самооценки - неизбежная составляющая подросткового возраста. Но тревожность и неуверенность в себе ребенка можно усугубить, а можно, наоборот, дать ему поверить в свои силы. У родителей по-прежнему есть множество способов влиять на подростка, хотя он и кажется порой отстраненным.

Вы, конечно, на собственном опыте убеждались в том, как хорошо знать, что есть тот, кто поддерживает вас, находится на вашей стороне. И напротив, как плохо чувствовать себя одиноким и отверженным.

И если в жизни человека есть период, когда важно иметь кого-то на своей стороне, так это переходный возраст. Наши дети бросаются вперед без всякого опыта, поэтому им требуется содействие с нашей стороны - со стороны взрослых.

Быть на стороне подростка на практике означает быть чутким, активно слушать, демонстрировать интерес, поддерживать доверительные отношения и контакт, даже если взрослеющий ребенок ведет себя глупо. Необходимо разбираться в происходящем, однако при этом продолжать относиться к нему с теплотой. Ниже приведен воодушевляющий пример такого отношения.

Причины заниженной самооценки у детей

Что делать родителям?

Будьте достойным примером

В большинстве случаев яблоко от яблоньки недалеко падает: подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца.

Так, предпочтения, связанные с употреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.

Мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Если вы говорите дочери, что нельзя много времени проводить за компьютером, а сами не отрываетесь от своего iPad, то ваши слова - просто пустой звук.

Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы ваши наставления не противоречили поведению, которое вы демонстрируете подростку.

Хвалите

Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Это основа нашей природы, ведь мы - стадные животные, и больше всего нам хочется быть частью социальной общности.

Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького и большого триумфа: «Я могу!», «Я им нравлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку.

За что хвалить? Например, когда ребенок:

  • сделал что-то, требующее усилий;
  • выполнил какую-то работу;
  • проявил качество, которое мы ценим;
  • сделал то, о чем мы просили;
  • справился с чем-то;
  • был приветлив и отзывчив;
  • проявил мужество.

А также во множестве других ситуаций.

Когда вы хвалите подростка, то говорите ему сразу о многом. Во-первых, похвала, разумеется, закрепляет умение или черту, о которой идет речь: «Ты так хорошо сделал домашнее задание». Во-вторых, похвала воздействует и на более глубоком уровне. Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее («Они видят, что я действительно стараюсь»). Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает.

Работайте над собой

Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в нас некие струны - и тогда мы начинаем действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. Мы уже говорили об ощущении бессилия, которое легко возникает, когда подросток поступает не так, как мы хотим. Однако не только это активирует в родителях «тревожную кнопку». Вот некоторые примеры из жизни.

  • Мать стала утрачивать уверенность в себе, когда обнаружила, что мужчины больше заглядываются на ее повзрослевшую шестнадцатилетнюю дочь. Она начала конкурировать с ней в выражении сексуальности. Девушка заметила поведение матери и сочла его отвратительным.
  • Отца выбило из колеи то, что четырнадцатилетний сын обвел его в футболе. Он стал держаться отстраненно и холодно. Юноша ощутил какое-то странное чувство стыда и толком не понимал, как ему себя вести.
  • Отец пришел в ярость, когда дети продемонстрировали признаки нерешительности и трусости. Дети испугались и стали вести себя еще трусливее.

Такие нерациональные реакции взрослых всегда на чем-то основаны, всегда есть какая-то предыстория. Порой бывает нелишним разобраться с этим: проговорив причину, запускающую в нас тревогу, мы можем ее унять. Что и случилось с отцом из последнего примера.

Семья была направлена на консультацию к психологу, поскольку в школе, где учился старший сын (пятнадцати лет), начали замечать его усиливающуюся подавленность. Кратко обсудив сложившуюся ситуацию, психолог спросил отца о его собственном детстве: «Случалось ли вам самому бояться? Бывало ли так, что вы трусили?». Отец задумался и ответил: «Да, я много чего боялся, когда был совсем маленьким. Пауков, например». - «Как на это реагировали ваши родители?» - спросил психолог. По лицу отца пробежала тень. Было видно, что он взволнован. «Я вдруг вспомнил, как отец выходил из себя и злился, когда я был ребенком, и как мне тогда было страшно. Я вдруг понял, каково приходится моему сыну», - сказал отец дрожащим голосом.

Для отца беседа с психологом стала важным поворотным моментом. Внезапное открытие заставило его кардинально изменить свое поведение по отношению к сыну. Он больше не позволял себе вспышек гнева и просил прощения, если все же срывался.

У всех родителей есть свои болевые точки. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, что провоцирует вас, выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка вашего ребенка выиграют, когда вы возьмете на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.

Особенности психологии подростков

В психологии существуют специальные упражнения и приемы, помогающие повысить самооценку подростка:

Подготовлено Департаментом здравоохранения
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
во исполнение постановления № 14 от 28.04. 2012
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Упражнения коррекции самооценки

Для коррекции заниженной и завышенной самооценки у со-зависимых личностей нами были разработаны специальные рекомендации и упражнения, применение которых возможно в процессе индивидуального консультирования с использованием полученных результатов психодиагностики при помощи МЦМ И.Л. Соломина.

Самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние человека и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Однако, как показали исследования, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно - в сторону их понижения. Для необходимой коррекции самоуважения следует в первую очередь изменять именно систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами.

Как слишком высокая, так и слишком низкая самооценка чреваты нарушениями душевного равновесия. Крайние случаи квалифицируются как патологические отклонения - психостения и паранойя. Психостения возникает на фоне крайне заниженной самооценки и характеризуется хроническим безволием, проявляющимся в безынициативности, постоянной нерешительности, боязливости, повышенной впечатлительности, мнительности. Такие люди вечно боятся не успеть, опоздать, избегают любой возможности проявить инициативу, постоянно сомневаются во всем (Р.М. Грановская, 1988. с. 400).

Другая крайность приводит к такому состоянию психики, когда человек постоянно ощущает свое мнимое превосходство над окружающими, якобы особое значение своей личности. Мелкие обиды воспринимаются им очень остро. Обычно такие люди преувеличивают недостатки других, повышенно критичны, недоверчивы и подозрительны к окружающим. Все это часто толкает их к ссорам по пустякам, они докучают всем жалобами и заявлениями, обнаруживая при этом неуемную энергию (Р.М. Грановская, 1988. с. 401).

Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

  1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
  2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог их добиться.
  3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.
  4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
  5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.
  6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.
  7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.
  8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.
  9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.
  10. Не сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.
  11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности;
  12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.

Упражнения:

  1. Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
  2. Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.
  3. Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
  4. Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.

Завышенная самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее возможности, душевное равновесие не возможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей.

  1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?
  2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.
  3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».
  4. Получив отказ в просьбе о чем - либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
  5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.
  6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
  7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
  8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?
  9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.
  10. Не разрешай себе "почивать на лаврах". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.
  11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.
  12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

Упражнения:

  1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по пяти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
  2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
  3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
  4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например: я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Ханты-Мансийский клинический психоневрологический диспансер»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СО-ЗАВИСИМЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ


Файл:

Самооценка – это очень важная внутренняя характеристика человека, которая позволяет достичь поставленных целей и стать успешным. Реальная оценка собственных возможностей позволяет быстро ориентироваться в жизненной ситуации и принимать правильные решения. Формироваться она начинает уже в детском возрасте. Очень большое значение имеет правильное развитие самооценки в дошкольном возрасте. Но особенную роль для развития личности имеет начальный школьный период, который связан со становлением чувства собственного достоинства. Насколько правильно будет развита самооценка младшего школьника, зависит успешность человека во взрослой жизни. И, безусловно, школа и родители должны наблюдать за самооценкой в подростковом возрасте, так как в этот период могут возникать различные колебания в восприятии себя самим ребенком.

Начальный этап становления самооценки

Самооценка младших школьников строится на основе того, что они учатся понимать свои природные способности и качества характера, которые отличают его от других детей. От адекватности восприятия самого себя зависят во многом будущие его достижения.

Становление самооценки младшего школьника зависит от многих факторов. На формирование данного внутреннего качества влияет следующее:

  • Семейные отношения, в частности играет роль полноценность семьи, а также те культурные ценности и в целом мировоззрение, которые культивируются между домочадцами.
  • Внешнее окружение, в котором ребенок находится, то есть очень важно, с кем и как он общается.
  • Природные и приобретенные способности.

Самооценка ребенка в младшем школьном возрасте – это очень хрупкое внутреннее качество. На самооценку детей влияют очень многие внешние факторы, поэтому она может меняться буквально в течение нескольких дней. Именно поэтому развитие самооценки в младшем школьном возрасте требует адекватного влияния родителей, которые должны отслеживать общение школьника с другими людьми из окружающего мира. Но с другой стороны, в связи с тем, что самооценка школьника отличается гибкостью, то на нее можно своевременно и правильно влиять.

Диагностика

Чтобы поддерживать самооценку на постоянном уровне, необходимо знать определенные особенности данного внутреннего качества. Диагностические методики позволяют распознать различные степени отклонений при формировании самооценки у детей:

  • Когда самооценка у ребенка занижена, то это проявляется в его стремлении к частому уединению. Школьник не общается со сверстниками, он замкнут и не имеет особенных успехов в учебе и спорте. Очень часто заниженная самооценка у ребенка младшего школьного возраста проявляется тем, что он расхваливает одноклассников и стремиться подражать кому-нибудь из них. Когда занижена самооценка у девочки, то она часто считает себя не красивой. Проявляться низкая самооценка у детей младшего школьного возраста и у дошкольников может сутулостью. Таким способом ребенок стремиться стать менее заметным.
  • Нормальная самооценка школьника проявляется разумным, адекватным поведением. Для большинства детей характерным является широкий круг интересов, соответствующих возрасту. Как правило, школьник хорошо учится, обладает чувством юмора, он воспитанный, эрудированный и с ним легко разговаривать на любые темы.
  • Завышенная самооценка у ребенка выражается в повышенной требовательности. Дети при таком отклонении очень часто громко заявляют о собственных желаниях, не считаясь с возможностями и мнениями близких людей. Когда у ребенка завышенная самооценка, то он стремится к лидерству и считает все свои поступки гениальными, не подлежащими критике.

Диагностика самооценки младших школьников и подростков позволяет своевременно заметить отклонения в формировании внутренних качеств и провести необходимую корректировку.

Способы коррекции

Очень часто встречаются вопросы, связанные с тем, что делать, когда возникают проблемы, связанные с формированием мнения о себе у младших школьников и подростков. Чтобы помочь развить адекватную самооценку, психология дает следующие рекомендации:

  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в плане успеваемости. Это приведет к тому, что самооценка школьников младшего возраста и дошкольников будет значительно занижена искусственным путем.
  • Не переоценивайте ребенка. Все требования должны выставляться в соответствии с возрастом школьника и его способностями. Если нарушать это правило, то у ребенка дошкольного возраста и в младшем школьном возрасте будет происходить снижение самооценки. Это будет связано с тем, что он начнет заниматься самобичеванием, вследствие того, что не может справиться с поставленной задачей.
  • В случае если ребенок справился с поставленными задачами, его нужно обязательно похвалить. Но сделать это нужно в нейтральной форме, к примеру: «Молодец! У тебя все получилось очень хорошо!» Грамотная похвала исключит риски завышения мнения о себе и будет способствовать тому, что самооценка у дошкольников и школьников младшего возраста, будет зафиксирована в конкретный момент времени на нужном уровне. Это значит, малыш продолжит развиваться в правильном направлении.
  • Когда у ребенка, что-то не получается, то нужно объяснить как делается конкретная работа и с чем связаны его неудачи. Осознав, какая ошибка была допущена, малыш не станет расстраиваться, и не изменит отношения к себе.
  • Если малыш поступает неправильно, то обязательно следует привести примеры из жизни, связанные с тем, к чему могут привести неправильные поступки.

Нужно стремиться, как можно больше общаться, чтобы развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте и школьном возрасте у ребенка происходило гармонично. Из общения с близкими людьми дети очень быстро делают нужные для себя выводы, на основании которых формируется правильная оценка себя.

Причины и опасность пониженной самооценки

Если вы поняли, что у вашего ребенка в младшем школьном возрасте пониженная самооценка, то нужно срочно принимать меры. Это связано с тем, что дети, неуверенные в себе, всегда становятся объектами насмешек и издевательств у сверстников.

Если не предпринимать никаких действий, то в будущем взрослому человеку будет грозить одиночество. Он не сможет принимать ответственных решений, и всегда, и во всем будет сомневаться, что будет отталкивать от него людей. Но самое печальное, что на фоне недооценки себя, своими корнями уходящей в детские годы, могут развиться пагубные пристрастия, которые способны полностью разрушить жизнь.

Наиболее распространенные причины формирования пониженной самооценки у ребенка связаны со следующим:

  • С небрежным воспитанием, когда ребенку уделяется мало внимания, и он не чувствует искренней любви родителей. Это приводит к тому, что малыш замыкается в своем мире, поэтому личностное восприятие себя в дальнейшем сложно поддается корректировке.
  • С чрезмерной критикой в адрес ребенка. В целях добиться нужных результатов родители часто оказывают излишнее эмоциональное давление на свое чадо. Порой они требуют невозможного, чем комплексуют малыша и непроизвольно занижают его оценку себя в детском возрасте. Это развивает неуверенность и лишает возможности человека во взрослой жизни самостоятельно принимать ответственные решения.

Повысить самооценку

Очень часто самооценка подростка или младшего школьника понижается в силу различных внешних условий. Поэтому вопрос о том, как поднять самооценку ребенку, очень актуальный для многих родителей. Следует помнить, что самооценка подростка и ребенка другого возрастного периода во многом зависит от отношения к нему самых близких людей, то есть, родителей. Неважно сколько детям лет, формируются они на примере поведения людей из близкого окружения. И если не удастся сформировать правильную самооценку у ребенка в детские годы, то в будущем могут возникнуть большие проблемы.

Существуют основные психологические правила для родителей, которые позволяют повысить самооценку ребенка:

  • Необходимо, чтобы малыш чувствовал, что вы гордитесь им и любое его достижение доставляет вам удовольствие. Такой подход обеспечит, что самооценка подростка в будущем будет более устойчивой, так как он будет уверен в поддержке родителей в любой жизненной ситуации.
  • Нужно найти занятие для школьника, в котором он сможет проявлять себя в полной мере. Если подросток выразил желание заниматься чем-либо, то его нужно обязательно поддержать в его начинаниях.
  • Для повышения самооценки школьника станьте ему настоящей опорой, самооценка подростка будет оставаться стабильной, если он буде чувствовать вашу защиту.
  • Научите ребенка отстаивать собственное мнение и говорить «нет» взрослым людям, если он может это серьезно аргументировать.

Особенности мнения о себе подростков

Даже если в дошкольном и младшем школьном возрасте мнение ребенка о себе удавалось фиксировать нармальном уровне, то у подростков могут происходить колебания в силу повышенного влияния внешних факторов. Особенности самооценки в юношеском возрасте и в подростковом периоде заключаются в том, что ребенку приходится самоутверждаться во взрослой жизни. Вследствие этого, любые неудачи могут обернуться неверием в себя.

С другой стороны для любого подростка характерна переоценка собственных возможностей в случае успеха, особенно если его удалось достичь легко. Важно донести ребенку, что в деятельности какого-либо направления важен разумный взвешенный подход. Любые работы должны выполняться качественно, только в этом случае можно развить уверенность в себе.

Очень важно в подростковом возрасте развивать ответственность. Это позволит стабилизировать чувство собственного достоинства у ребенка. Подросток должен научиться четко понимать, что нет необходимости нравиться всем. Таким способом можно постепенно выработать привычку чувствовать людей, а, значит, разбираться в них.

Поддержания ребенка в любой самой сложной жизненной ситуации позволит избежать стрессов. И это очень важно, так как детская психика очень неустойчива. Любые всплески могут привести к возникновению непредсказуемых реакций. Для любого развивающегося юного индивидуума свойственна природная неуверенность, и об этом нужно обязательно помнить.