В рамках понравившейся мне системы считается, что нормы и правила общества нужны "подростку" (психологическому) - чтобы он не убивал из страха наказания или работал в надежде на поощрение.

Взрослый человек не убивает потому, что убийство противоречит его ценностям.

То есть действия взрослого человека направляются его ценностями и его целями.

В семье - аналогично. Можно что-то делать из-под палки ради соблюдения правил, а можно руководствоваться своими ценностями. То есть одна семья "я должен", вторая семья "для меня ценность".

Попробую на примере: у меня (как и у всех) есть ценность здоровье.

Пока я ребенок/подросток, я просто выполняю правила (чистить зубы и делать зарядку, например).

И мне транслируют какие-то правила и убеждения (что вредно и что полезно для здоровья, например).

Но когда я могу безнаказанно их нарушить, то я наношу вред здоровью (пью, курю, ем вредное). И подростка остановит от этих действий только серьёзная болезнь.

Если же моя ценность здоровье реализуется из уровня развития юноши, то я могу бегать по утрам на силе воли. И бросить курить или пить потому, что у меня есть какие-то убеждения.

Реализация же ценности здоровье взрослым человеком проживается по-другому. То есть пить и курить получается невкусно, что ли... физически дискомфортно (речь не о бокале хорошего вина, разумеется). И делаешь какие-то действия для поддержания отличного самочувствия потому, что как бы странно жить по-другому, что ли... то есть другие действия сделают тебе же хуже, дискомфорней...

Из интервью с Марком Пальчиком о модели эволюции человека:

"Модель эволюции человека есть в любой древней традиции. Она показывает, что человек в своем развитии должен освоить разные уровни своих тела и духа.

Появившись на свет, он знакомится с телом и начинает воспринимать ощущения, а чуть позже — эмоции. Это три уровня, на которых живет ребенок. Он еще не владеет интеллектом и воспринимает жизнь, как приключение, наполненное яркими впечатлениями. Здесь человек — спонтанный и увлекающийся.

Став подростком, он начинает осваивать интеллект — т.е. интересоваться правилами и инструкциями. Он изучает устройство общества, узнает законы, нормы и принципы, которые позволяют быть эффективным, и старается применять их в своей жизни. Он учится вести себя разумно, подчиняясь правилу или старшему, на котором и будет лежать ответственность за жизнь и поступки подростка.

Более высокий уровень интеллекта включается, когда ребенок превращается в юношу, который может принять и ответственность, и свободу. Это время ярких идей и концепций, жарких споров о спасении человечества, поиска единственно верного философского принципа. Эмоции занимают юношу куда меньше, если не отброшены совсем; человек занят совершенствованием своего интеллекта и поиском вдохновляющей идеи. Он охотно говорит, однако пока не действует.

Взрослый, напротив, понимает, что вся сила — в поступке, который говорит гораздо громче слов. Он осваивает следующий уровень — уровень событийных потоков, который традиция считает одним из тонких уровней собственного тела человека — что и позволяет практикующему в традиции управлять событиями своей жизни. На этом этапе человек уже развил своей интеллект и готов отбросить его, чтобы найти опору внутри себя. Он знает, что интеллект — слишком зыбкая опора; например, можно с равным успехом доказать две противоположные позиции, а потом придумать третью — и тоже доказать… Вызов взрослого человека в том, чтобы действовать, а не думать. А его главный вопрос — «как действовать?». Проходя эту ступень, он приобретает новые качества, прежде заслоненные интеллектом — некое безмолвное знание, которое так высоко ценится в традиции. Внешние стандарты и символы больше не служат ему опорой. Это и есть настоящая свобода и ответственность взрослого человека.

Следующий уровень — это зрелость, т.е. освоение своих истинных ценностей и миссии. Зрелый человек, т.е. находящийся в контакте с собственными ценностями 24 часа в сутки, неизмеримо более эффективен, чем просто точно и самостоятельно действующий взрослый. Конечно же, на этом развитие не кончается; скорее, прохождение этих этапов дает представление о направлении, в котором человек, в норме, будет двигаться — каждый со своей скоростью и со своей степенью вдохновения… "

Из интервью с Марком Пальчиком об уровнях зрелости бизнесмена:

"Каков бы ни был биологический возраст человека, его уровень зрелости может быть не очень высок.Например, он иногда бывает на уровне зрелости подростка — тогда его единственной задачей в бизнесе действительно будет зарабатывание денег. И неважно, каким способом. Его интересует все, что приносит деньги. Ему все равно, что продавать: носовые платки или компьютеры. И при этом не имеет значения, будет ли это честный бизнес или надувательство.

На следующем — юношеском — уровне человек начинает выбирать контекст своей деятельности. Ему становится небезразлично, чем заниматься. Он способен делать стратегический выбор и заниматься только тем, что ему интересно, к чему он имеет склонность. И это дает ему силу и стратегические преимущества. На этом уровне у него достаточно силы, чтобы деньги зарабатывались существенно легче, чем на уровне подростка.

Если на данном этапе человек занимается не своим делом, накапливается уныние, недовольство собой и своим бизнесом. Люди, выходящие на этот уровень личной зрелости, стараются избавляться от тех фрагментов своего бизнеса, которые не приносят им удовлетворения. Такой человек, оказываясь перед выбором между более интересной и более оплачиваемой работой, всегда делает выбор в пользу первой.

Для «взрослого» бизнес перестает быть только способом получения денег или власти. Он хочет понять и выразить себя в действиях, поступках. В бизнесе такой человек может попадать в жесткие стрессовые ситуации. Как правило, он их не пугается, не пользуется готовыми решениями и не ищет советов у консультантов. Он способен на уникальные решения и хочет делать то, чего до него никто не делал. Для него все является вызовом. Он познает себя, свои возможности, и постепенно бизнес перерастает в духовный путь."

Взросление неизбежно. Вот только в жизни часто встречается парадокс - дети хотят быть взрослыми, взрослые - детьми. И как понять, кого можно назвать взрослым человеком? Какой смысл понятия «взрослый»?

Кто такие взрослые?

Когда говорят: «Раскройте смысл понятия «взрослый», многие впадают в ступор, что, впрочем, и очевидно. Ведь что здесь раскрывать: паспорт есть? Есть. Совершеннолетие наступило? Наступило. Работа есть? Есть. Итог: взрослый человек.

Однако не все так просто. Раскрытие смысла понятия «взрослый» лежит намного глубже. Взрослым можно назвать того человека, который готов нести ответственность. Если ребенок оперирует такими фразами, как «хочу - не хочу», то взрослый человек должен уже давно знать простое слово «надо».

Взрослый - это человек, который достиг определенного возраста, имеет зрелое тело и сознание, располагает знаниями и умениями, которые помогают в принятии решений, и готов взять ответственность за свои поступки, свою жизнь и жизнь своей семьи.

Черты взрослого человека

Говорят, раскройте смысл понятия «взрослый» и поймете, каким должен Но одного термина мало, большее значение имеют черты взрослого человека.

  • Самостоятельный. Взрослый человек способен самостоятельно о себе позаботиться.
  • Уверенный. Человек уверен в себе не только внешне, но и внутренне.
  • Заботливый. Взрослый человек способен позаботиться о жизни других людей. У него есть взрослый круг забот, и он не просто умеет это делать, но хочет это делать и делает свободно. Заботиться о ком-то - добровольный выбор взрослого, психически уравновешенного человека.
  • Ответственный и требовательный. Человек берет ответственность за свои поступки и требует подобного поведения от остальных. Умеет контролировать свои желания, больше обращается к словам «надо» и «могу», а не к «хочу и срочно».
  • Психологически грамотный. Умеет конструктивно посмотреть на возникнувшее препятствие и увидеть ситуацию в полном объеме.
  • Душевно здоровый. Взрослый человек умеет находить в жизни положительные моменты, спокойно воспринимает критику, не чувствует необоснованных страхов и может держать свои эмоции под контролем.

Как стать взрослым?

Даже когда ответ на запрос «раскройте смысл понятия «взрослый» уже дан, это не значит, что там будет информация о том, Достигнуть и стать взрослым человеком - разные вещи. И чтобы считаться взрослым, необходимо:

  • Уметь зарабатывать деньги. Пусть говорят, что не в деньгах счастье, но именно способность человека к зарабатыванию денег идентифицирует его как состоявшуюся, взрослую личность.
  • Стать самостоятельным. Если человек не может самостоятельно заработать, соответственно, он никогда не станет самостоятельным человеком. Чем выше финансовая независимость, тем больше возможностей принимать самостоятельные решения.
  • Уметь позаботиться о других. У взрослого человека большой круг забот, он должен уметь помогать другим людям, и не суть важно, каким образом он это может сделать, опытом, знаниями, навыками или физическим трудом. Взрослый человек должен вкладывать, создавать и творить не только во благо себе.
  • Быть ответственным. Взрослый человек всегда отвечает за свои поступки временем, деньгами, силами или эмоциями.
  • Уметь контролировать эмоции. Держать эмоции в себе плохо, но действовать по первому «хочу» - это не по-взрослому. Взрослый человек всегда руководствуется разумом. Он стремится передавать свои знания и опыт, а не только безвозмездно всех поучать.

Вырасти - не проблема, но стать взрослым не каждому под силу. И когда человеку говорят «раскройте смысл понятия «взрослый», а он показывает дату рождения в паспорте, можно смело утверждать, что он вырос. Вот только взрослым еще не стал. И не суть важно, сколько ему лет, 30, 40 или все 80, взрослым он пока что не является.

У детей есть отдельные этапы развития и ритуалы, поэтому чаще всего мы знаем, что нас будет ожидать, когда мы станем старше. Во взрослой жизни таких четких рамок нет — разве что навязанный социумом формат «выйти замуж — родить детей — копить на старость». Чем старше мы становимся, тем труднее понять, где мы находимся и где хотим быть, и совсем не ясно, как себя оценивать — по навыкам ли, статусу или духовным качествам?

Доктор Роберт Кеган — гарвардский психолог — создал свою «теорию взросления», согласно которой взрослые проходят через пять отдельных этапов развития. Стать «взрослым» — значит перейти на эти ступени и обрести черты, связанные с мудростью и «социальной взрослостью». Другими словами, когда ты становишься увереннее в себе, контролируешь свои привычки, а также способна управлять собственными отношениями и социальными факторами — только тогда можно считать тебя взрослой личностью.

Тем не менее большинство из нас — около 65% — никогда не становятся полностью взрослыми, застревая на третьем этапе из пяти. Чаще всего мы находимся на стадии перехода между этапами или ведем себя по-разному с разными людьми, например, отношения с коллегой могут быть на четвертом этапе, а с партнером — на третьем. Вот краткое описание каждого этапа, которое позволит тебе определить свое место в системе взросления.

Этап 1. Импульсивное мышление

Этот этап охватывает все состояние детства — когда личность только формируется. Все поступки и мысли обусловлены свободным воображением и импульсивными поступками, и к подростковому возрасту этот этап благополучно завершается.

Этап 2. Установленное мышление

Чаще всего с таким этапом справляются в подростковом возрасте, но существуют люди, которые никогда не проходят через этот этап — по оценкам Кегана, около 6% всего взрослого населения. На нем основное внимание уделяется собственным потребностям и интересам.

Люди второго этапа рассматривают всех как средство удовлетворения своих потребностей. Они заботятся о том, как другие их воспринимают, но только потому, что это восприятие может иметь конкретные последствия. Например, друзья, находящиеся на втором этапе, не лгут друг другу из-за страха возмездия, а не потому, что они ценят честность и прозрачность в отношениях.

На втором этапе человек следует каким-либо правилам, философии или идеологии из-за системы наград и наказаний, а не потому, что они действительно в них верят. Пример: человек не будет изменять не потому, что это противоречит его личным ценностям, а потому что слишком боится наказания.

Этап 3. Социализированное мышление

На третьем этапе наше самосознание формируют внешние источники. Если на втором наиболее важными были личные потребности и интересы, на третьем появляется приоритет идей, норм и убеждений людей вокруг нас. Впервые мы начинаем ощущать себя как функцию того, как нас воспринимают другие. Все чаще мелькают мысли: они подумают, что я выгляжу глупо.

Люди на третьем этапе берут много личной ответственности за то, как все нас воспринимают, и тратят энергию, чтобы не ранить чьи-то чувства. На данном этапе требуется постоянная внешняя проверка, например, студент не может быть уверен в том, что действительно освоил предмет, пока не сдаст экзамен.

Если возникает конфликт между двумя разными культурами или просто конкретными людьми, человеку третьего этапа сложно ответить на вопрос, чего он на самом деле хочет. Каждый сосредоточен на ожиданиях окружающих и своих социальных ролях, а не на своих желаниях.

Этап 4. Мышление собственного авторитета

До этого этапа, по словам Кегана, добирается 35% взрослых. На нем человек может определить, кто он есть на самом деле, и не быть определяемым другими людьми, отношениями или окружающей средой.

Человек осознает себя как отдельный субъект с мыслями, чувствами и убеждениями, независимыми от стандартов среды. Он может отличить собственное мнение от навязанного и способен следовать своему курсу. Теперь человек берет на себя ответственность за личное состояние и эмоции, и несмотря на то, что он постоянно меняется — все еще остаются некоторые вещи, с которыми трудно совладать.

Этап 5. Самотрансформирующееся мышление

На пятой стадии развития чувство собственного достоинства не привязано к каким-либо ролям, а постоянно создается путем изучения своей личности и оттачивания взаимодействия с окружающими. Это немного напоминает о буддистской концепции эволюции собственного «я», которое находится в постоянном движении.

Каждый человек на этом этапе является авторитетом для себя и желает работать с авторитетом других. Он видит сложности жизни, использует все свои возможности и открыт для создания своей новой идентичности. Жизненные обстоятельства меняются — вместе с личностью. Человек пятого этапа может одновременно следовать нескольким идеологиям и смотреть на вещи с разных точек зрения.

Чтобы продвинуться по этапам, Кеган предлагает два простых метода:

Слушай внутренний голос
Каждый из нас время от времени слушает внутренний голос, затрачивая энергию на то, что о нас могут подумать. Проблема заключается в том, что мысли, которые он высказывает, часто смешиваются с мыслями близких людей, которые стоит отделить в своем сознании. Самый простой способ сделать это — быть любопытным по отношению к себе и относиться к вещам критично. Задавай себе вопрос: как должны выглядеть отношения между партнерами? Почему ты так думаешь? В каких случаях можно врать, а в каких нет? Чего ты хочешь для себя? Что тебя мотивирует?

Выстраивай внутренние обязательства и следуй им

Принимай решения, которые согласуются с твоими потребностями и ценностями. Уменьшай разницу между тем, как ты себя ощущаешь и как поступаешь. Если ты хочешь серьезных отношений, но встречаешься только с теми, кто на это не готов — такую область своей жизни нужно изменить.

Считаешь ли ты себя достаточно взрослой и почему?

Считается, что взрослым становишься тогда, когда получаешь полную независимость от родителей, начинаешь зарабатывать деньги сам или когда женишься. Все это в корне неверно. Остатки юношеской невинности и максимализма не уходят, когда ты проходишь определенные социальные ритуалы. Перемены происходят в голове. Иногда смотришь на 20-летнего и понимаешь — он мужчина, а вот этот 30-летний, например, все равно инфантильный, робкий и непутевый.

Стать взрослым — это научиться ответственности за себя и за других. Но самые важные вещи, делающие взрослого человека взрослым — умение отвечать за свои слова, видеть перспективу и критически анализировать каждую ситуацию. Показателей того, что ты перестал быть отроком, достаточно много. Главное, это то, как ты разбираешься с проблемами и делами. Именно по отношению к некоторым вещам можно определить, вырос мальчик или еще нет.

Справедливости ради стоит отметить, что очень многие мужчины так и не вырастут.

1. Оплачивать счета сразу

Наличие у тебя счетов, которые приходится оплачивать, дает тебе уверенность в том, что ты полностью отпочковался от родительской ветки. Это так. У тебя появилось больше проблем, которые нужно оперативно решать, но это не значит, что с появлением ответственности ты резко стал взрослым.

От юноши психологически зрелого человека отличает то, что он не просто оплачивает счета, а оплачивает их вовремя, а не тогда, когда в почтовый ящик перестанут помещаться квитанции. У молодого, но живущего отдельно человека, есть свои собственные деньги. Обычно осознание этого факта чрезвычайно кружит его голову. Он уже научился не тратить свои деньги в первые три дня и жить оставшееся время на три тысячи рублей и подачки матери, но со счетами у него проблемы.

К концу года, когда накапает приличное количество пеней, а хозяин квартиры будет устраивать ему скандал, наш герой пойдет в банк, отстоит в очереди из таких же позабывших и заплатит огромную сумму денег сразу. Взрослый человек всегда откладывает сумму денег на оплату счетов и аренды сразу. Платит он в срок, не потому, что так надо, а потому, что он заплатил и забыл о будущих проблемах. Другими словами, взрослый человек не откладывает на завтра, а упрощает свою жизнь, как только есть возможность.

2. Обращаться к врачу оперативно, а не откладывать посещение

Ходить к врачу — чертовски неприятное дело. Все об этом знают, но зрелый человек отличается от незрелого тем, что он понимает необходимость посещения этого мероприятия, а не видит только неприятное ожидание и процедуру осмотра. Ты наверняка можешь увидеть на работе или среди своих знакомых чуваков, которые отчаянно терпят не первый день зубную боль, вместо того, чтобы решить эту проблему. «Надо выбрать время и сходить к стоматологу!» — повторяют они несколько раз в течение дня, но все не идут. Не подумай, что мы говорим сейчас о симптомах в духе «где-то что-то закололо», мы говорим о частых периодических болях и прочих неприятных вещах, которые всем своим видом показывают, что пора обратиться к врачу.

Незрелый человек откладывает не потому, что у него совсем туго со временем или аврал на работе, а потому, что ему не нравится сама идея идти в неприятное место, долго ждать и ходить из кабинета в кабинет. Также ему страшно осознавать, что у него могут обнаружить что-то очень серьезное или неприятное. Девиз не взрослого парня: меньше знаешь — крепче спишь.

3. Уметь контролировать расход денег и не тратить их на какую-то фигню

Даже в самом небольшом городе много искушений, которые заставляют нас и не чувствовать особой отдачи. На самом деле, в действительно крупном городе тоже можно научиться контролировать не спускать свои деньги на ненужные вещи и сомнительные развлечения.

Ты видишь, что одна из твоих невинных, казалось бы, привычек забирает у тебя слишком много денег? Но ты не хочешь отказываться от нее, потому что иначе у тебя не будет «радости в жизни»? Нет, чувак, если что-то забирает много твоих денег, и ты страдаешь от этого, вряд ли эту привычку можно назвать «радостью». Просто ты, как ребенок, не хочешь отказываться от дорогостоящей игрушки и держишься за нее, как за великую ценность, надумывая какое-то сакральное значение. Вот ты можешь обойтись без утреннего завтрака в кафешке перед работой, который обходится тебе дороже обеда? Можешь! Делай это реже, и радовать это тебя будет куда больше, поверь.

4. Заботиться о своем теле

Если необходимость физических нагрузок современный человек все же осознал, возможно, благодаря моде, то следить за своим питанием, гигиеной и состоянием тела начинают далеко не все.

Почему-то есть овощи и фрукты мужчина начинает только тогда, когда его желудок требует больше клетчатки. Снова история с жареным петухом: пока не клюнет — ничего не произойдет. Взрослый человек заботится о питании и теле только потому, что это надежная инвестиция. Он начинает правильно питаться, заниматься спортом и следить за своим внешним видом не из-за того, что порядком запустил себя. Зрелый человек понимает, что хорошее питание обеспечит ему хороший стул и не даст ему превратиться в жиробаса. Физические нагрузки для зрелого человек — приятное времяпрепровождение, которое, к тому же, полезно. А он точно знает, что такое выгода.

5. Уметь одеваться соответствующим образом

Мы не имеем в виду надевать шапку, когда на улице мороз. В данном пункте речь идет об уместности.

Попытка одеваться в одно и то же расценивается многими мужчинами как этакий бунт против системы. К сожалению, они не понимают, что смотрятся достаточно инородно, когда по любому поводу облачены в бесформенный свитер или «костюм подростка». Ты должен понимать, когда можно носить свободные джинсы, а когда лучше надеть строгие брюки. Ты также должен понимать, почему в театр или на какой-то официальный праздник не стоит приходить в майке с «Мстителями» и в стоптанных кроссовках. Знать, как носить ту или иную тоже важно. Здесь нет никакого заговора — все дело в уместности твоего внешнего вида в той или иной среде. К слову, некоторые люди расценивают неуместно одетых чуваков, как тех, кто проявляет неуважение. Помни об этом!