Армянский историк Эдуард Абрамян об осетинах-изменниках Родины на службе у Гитлера. Осетины из гитлеровского спецназа «Бергманн» и северо-кавказского легиона. «Кавказцы в Абвере», Абрамян Э. А., Москва, 2006 год. [Стр. 149, 150]. «Солдаты 2-й северо-кавказской и 3-й азербайджанской рот «Бергманна» в наступательных боях на передовой, особенно на Ищерском направлении, показали себя отлично. А во время отступления Германской армии с Кавказа подразделения «Бергманна» осуществляли арьергардное прикрытие отходящих войск и выполняли специальные задачи, включая уничтожение промышленных предприятий и других важных объектов. По данным одной из статей еженедельника «Голос Крыма», вышедшего в декабре 1943 года, посвященной кавказским легионерам, в боях в районе ст. Ищерская своим боевым духом и боевыми навыками отличились северокавказские бергманнцы 2-й роты. Так, в середине ноября во время одной из контратак советских войск около 20 осетин находились в арьергарде для задержки наступления батальонов советских войск. Устроив ловушку, северокавказцы(осетины) убили несколько десятков советских солдат, потеряв при этом лишь трех человек, а советские войска, неся большие потери, быстро отступили. Два разведчика из 2-й роты М. Гайтов и А. Гадацов (осетины), незаметно пробрались к вражеской заставе, кинув две гранаты убили пять солдат противника, а двух взяли в плен. Оба бергманнца были награждены медалями, учрежденными специально для восточных народов «За храбрость» II степени. Северокавказские бергманнцы также хорошо проявили себя во время оборонительных боев: 4 декабря 1942 года, когда 12 северокавказцев 2-й роты во главе с унтер-офицером Эгофесом в лесах с. Чикола (Северо-Осетинской АССР) задержали наступление целого полка. Солдаты удерживали свои позиции, неся тяжелые потери, и ценой их жизни немецкое командование вывело из леса основные силы и отступило на новые оборонительные рубежи.» Также на странице 100 упоминается некто лейтенант Тедеев (осетин), который был командиром одного из подразделений гитлеровского спецназа «Бергман», бывший командир Красной Армии, перешедший на сторону фашистов. Он одновременно находился в составе штаба батальона «Бергманн» в качестве помощника. Также на странице 118 Абрамян пишет об одном из первых выбросов немецкого десанта на территорию Осетии и в район Майкопа, который состоял из осетин, адыгейцев и других под руководством фельдфебеля Морица из полка «Бранденбург 800». Из книги Абрамяна на странице 125 мы в очередной раз встречаем фамилию еще одного осетина, Дзугаева, командира одного из отряда немецких диверсантов. Из архивных материалов известно, что группа диверсантов осетина Дзугаева состояла из 5 осетин-предателей Родины (РГВА ф.39385 оп.1 д.1 л.224). Упоминаются также в книге и осетины Загалов и Золоев, погибший в лесу около селения Чикола Северо-Осетинской АССР, прикрывая отход немцев, оба из северо-кавказского легиона немцев. Золоев посмертно награжден фашистами медалью «За храбрость» II степени. Не менее интересной является информация о разведывательно-диверсионной школе, которая сначала находилась в г. Евпатория (Крым), а с марта 1943 года вблизи населенного пункта Осипенко. Школа являлась одним из органов «Предприятия Цеппелин», а ее основными слушателями были осетины, армяне, грузины и др.[стр. 157].

Задолго до первой мировой войны, когда в среде русского дворянства и буржуазии считалось хорошим тоном приглашать домашних учителей из-за границы, в Россию приехал из Германии некто Карл Ган. В Петербурге и в Москве ему было сделано несколько весьма выгодных предложений занять место домашнего учителя. Но Ган, сославшись на свои немолодые годы, скромно отклонил эти предложения и шумным столичным городам предпочёл провинциальный Тифлис. Попечитель Кавказского учебного округа Рудольф назначил Гана преподавателем латинского языка в Тифлисскую мужскую гимназию. Так немец Карл Ган начал свою педагогическую деятельность, которую он искусно совмещал со шпионской работой в пользу германской разведки. Ган ни у кого не вызывал никаких подозрений. Напротив, о нём сложилось мнение как о скромном, любознательном и преданном человеке.

Однако накануне первой мировой войны Ган неожиданно для всех уехал в Германию и в Россию больше не вернулся. Тогда же стало известно, что Ган был крупным германским шпионом, который четверть века доставлял германской разведке важные сведения о Кавказе.

Одновременно с педагогической и шпионской деятельностью Ган занимался и "научной" работой. Он перевёл на русский язык и издал в 1890 г. два тома "Известий древних греческих и римских писателей о Кавказе", которые, кстати сказать, в силу низкого качества перевода и грубых искажений подлинника не получили признания в научном мире.

Особое внимание Ган уделял изысканиям в области истории, этнографии и лексики народов и племен Кавказа. Наибольший интерес представляет одна из его последних работ 1 , в которой он пытается "теоретически" обосновать притязания германского империализма на Кавказ. Ган взял на себя неблагодарную задачу доказать - "арийское происхождение" некоторых кавказских народов, в частности осетин. В доказательство этнического родства осетин с германцами Ган приводил два осетинских термина - "qug" (корова) и "fus" (овца), Ссылаясь на фонетическое созвучие этих слов с немецкими словами "Kuh"и "Schaf", он заявляет, что "осетины очень близки к германским народам". Затем Ган приводит термин "bonarius", употребляющийся в старых германских и французских актах в значении меры земли, и сближает его с осетинским "bonganda", означающим участок земли такой величины, какой можно вспахать одним плугом за один рабочий день.

На основании приведённых осетинских терминов, которые в известной мере фонетически созвучны немецким словам того же значения, Ган заявлял: "Не подлежит никакому сомнению, что осетины как в своём языке, так и в своих нравах и обычаях имеют много общего с древними германцами" 2 .

Между тем крупнейший осетиновед академик В. Ф. Миллер сближал осетинский язык не с немецким, а с иранским языком.

На основании новейших исследований осетинского языка осетин относят к числу древнейших обитателей Кавказского перешейка и - увязывают их с кавказским яфетическим миром. Значительный интерес в этом отношении представляют новейшие исследования В. И. Абаева. На основе изучения языка и материальной культуры осетинского народа тов. Абаев приходит к такому выводу: "Если в отношении языка мы можем назвать осетин яфетидами лишь отчасти, то в других отношениях перед нами типичный кавказский яфетический народ" 3 .

Крупнейший учёный нашего времени академик Н. Я. Марр на основании этнических и лингвистических данных относит осетин к коренному яфетическому населению Кавказа. "Общность многих материальных, языковых и бытовых явлений осетин, - пишет акад. Марр, - склоняет к положительному ответу на вопрос об этнической принадлежности их к коренному населению Кавказа, т. е. к яфетидам, несмотря на иранскую природу их родной речи" 4 .

Однако если акад. Н. Я. Марр ещё не разрешил вопроса о том, кто такие осетины по своему происхождению - яфетизированные иранцы или иранизированные яфетиды, - то сейчас, благодаря новейшим исследованиям осетинского языка, на этот вопрос можно ответить более определенно. Научный анализ осетинского топонимического материала дал тов. Абаеву возможность установить мощный субстратный слой, лежащий за пределами современного осетинского языка и принадлежащий какой-то более

1 Hahn К. Neue, Kaukasische Reisen und Studien. Leipzig. 1911.

2 Hahn K. Op. cit. S. 178.

3 Абаев В. К характеристике современного осетинского языка. Яфетический сборник. Т. VII, стр. 79. Ленинград. 1932.

4 Марр Н. Племенной состав населения Кавказа, стр. 24. Птгр. 1920.

ранней общественности, в которой следует видеть яфетическую общественность.

Тот же автор в другом месте своего труда 1 делает интересные изыскания, открывая различные языковые наслоения и устанавливая процентное соотношение между ними. Результат этих изысканий таков: иранский элемент в осетинском языке составляет всего 20%; заимствования из наиболее распространённых языков Передней Азии - арабского, турецкого и грузинского - тоже 20%. Остаются ещё 60% осетинского словаря, которые не подверглись лингвистическому анализу. Этот пока не разъяснённый языковый материал, по-видимому, относится к яфетической общественности. Яфетический элемент в осетинском языке является первичным и доминирующим, и, следовательно, осетины - не яфетизированные иранцы, а иранизированные яфетиды. Поэтому необходимо пересмотреть в свете новых научных данных устаревшую точку зрения, которая утвердилась в дореволюционной лингвистической науке и по которой осетины признавались "чистыми" иранцами.

Наличие в осетинском языке иранских слов и фонетическое сходство самоназвания осетин "ирон" со словом "иран" давали индоевропейской лингвистической школе некоторые основания считать осетин "чистыми" иранцами. Но, как уже указывалось, иранский элемент в осетинском словаре составляет всего 20%. Что касается сближения самоназвания осетин "ирон" со словом "иран", то после того, как акад. Марр разъяснил самоназвание осетин "ирон" 2 , вопрос о праве сближать эти два термина снимается.

Таким образом, вопреки облыжным утверждениям Гана, осетины ничего общего не имели с древними германцами. По своему языку и культуре они являются представителями кавказского яфетического мира.

Несостоятельная и антинаучная точка зрения о германизме осетин была позаимствована Ганом у своего предшественника немецкого барона Гакстгаузена.

Барон Август фон Гакстгаузен изложил свою "теорию" в работе "Закавказский край", явившейся результатом его поездки на Кавказ и изданной на русском языке в 1857 году.

В предисловии к первой части своей работы Гакстгаузен пишет: "В этом сочинения изложены два предмета, заслуживающие особенного внимания и дальнейшего исследования: во-первых, сходство и родство поколений, заметное между нравами, обычаями и образом жизни осетин и древних германцев, и, во- вторых, важное место, занимаемое теперь армянскою областью" 3 .

Поскольку Гакстгаузен является автором "теории" арийского происхождения осетин, следует несколько подробнее остановиться на доводах, которыми он аргументирует свою "теорию". Доказательством этнического "родства" предков современных осетин и древних германцев для Гакстгаузена служит совпадение форм некоторых предметов домашнего обихода, форм орудий сельского хозяйства и сходство в некоторых обычаях осетин и немцев. Наблюдая осетинский очаг, Гакстгаузен отмечает, что у осетин в "поперечное бревно вбит железный крюк, на котором висит котёл, точно так же как в крестьянских домах Германии, в Вестфалии и Нижней Саксонии". Кроме того Гакстгаузен обнаружил в осетинском доме "деревянные треножники вроде тех, какие употребляют вестфальские крестьяне при доении коров". В том же осетинском доме Гакстгаузен видел, что "на одной стороне скамьи лежит выдолбленная из дерева квашня, точно такая, какая употребляется крестьянами в Северной Германии".

В осетинском способе варения пива и печения хлеба в золе Гакстгаузен видит "решительный характер Германии". Такой же "решительный характер Германии" Гакстгаузен усматривает в некоторых сельскохозяйственных орудиях осетин. "Из земледельческих орудий, - пишет Гакстгаузен, - я заметил плуг, какого не встречал у прочих кавказских народов, устройство его напоминает мекленбургскую соху. Я также видел, там обыкновенные немецкие грабли, которых нет в прочих кавказских странах" 4 .

В обрядно-бытовой области Гакстгаузен также находит некоторое сходство между осетинами и германцами. Он сравнивал осетинский свадебный обряд с немецким.

Устанавливая, наконец, аналогии в обычном праве осетин и германцев, Гакстгаузен пишет, что "у осетин примирительные и третейские суды существуют точно так же, как у германских племён" 5 .

Если не принимать во внимание другие аргументы, вроде того, что осетины "имели неуклюжую и неловкую походку немецких крестьян", мы исчерпали все доводы Гакстгаузена, которые легли в основу его "теории", этнически сближающей осетин с германцами.

Гакстгаузен из всех кавказских горцев удостоил своим вниманием только осетин, избрав их предметом своих "научных" наблюдений. Но если бы Гакстгаузен удосужился познакомиться, хотя бы по литературным данным, с бытом и правами других горских народов Кавказа, он легко убедился бы в недоброкачественности своих аргументов и в несостоятельности основанной на них нелепой и антинаучной "теории" арийского происхождения осетин.

Все примеры, приводимые Гакстгаузеном из быта осетин, не имеют ничего специфически осетинского. Всё это имеет место в быту всех горцев Северного Кавказа. Устройство осетинского очага - пристенного или срединного - ничем не отличается от устройства

1 Яфетический сборник. Т. VII, стр. 70.

2 Марр Н. Избранные работы. Т. I, стр. 328. Ленинград. 1933.

3 Гакстгаузен А. Закавказский край. Ч. I, стр. 7. СПБ. 1857.

4 Гакстгаузен А. Указ. соч. Ч. II, стр. 88.

5 Там же, стр. 106.

чеченского, ингушского, кабардинского, балкарского и карачаевского очагов. Треножник, квашня, грабли, соха, выпечка хлеба в золе, пивоварение, обряд, связанный с приводом невесты в дом жениха, процедура примирения кровников, наконец, третейский суд - все эти бытовые черты, рассматриваемые Гакстгаузеном как нечто специфически осетинское, являются общегорскими особенностями. Следовательно, если призвать приводимые Гакстгаузеном бытовые параллели между осетинами и германцами сколько-нибудь основательными для доказательства якобы существующей этнической близости осетин и германцев, неизбежно встаёт вопрос о распространении "арийской теории" и на других горцев Северного Кавказа, поскольку и в их быту есть сходные с осетинами особенности. Но Гакстгаузен, боясь оказаться в смешном положении, ограничил свои "изыскания" осетинами. Он решительно заявляет, что "осетины происходят от готских и других германских племён, вероятно, разбитых гуннами и оставшихся в горах Кавказа" 1 .

Таким образом он делает вывод, что территория, ныне занимаемая осетинами в Центральном Кавказе, есть колыбель европейских народов и в первую очередь германских племён.

"Краткие замечания эти, - пишет Гакстгаузен, - кажется, достаточны, чтобы обратить внимание на колыбель и родину европейских народов. Страна оссов, или осетин, была точкой отдохновения, а осетины - отставшие братья этих народов" 2 .

Если исключить политические мотивы, лежащие в основе "теории" Гакстгаузена, то покажется смешным делать вывод об этническом "родстве" осетин и германцев на основании "доказательств" Гакстгаузена, ничего общего с наукой не имеющих. Никому не придёт в голову на основании поразительного сходства быта у народов Кавказа - совершенно разных по происхождению и языку - рассматривать их как один народ.

Кавказская этническая среда, выработавшая на протяжении столетий общую материальную и духовную культуру, но в то же время представляющая собой исключительное разнообразие, является ярким доказательством бесспорности слов товарища Сталина о том, что "исторические параллели всегда рискованны" 3 .

Одинаковый быт может быть у народов, не имеющих между собой никакой этнической близости, так как "на основе одной и той же формации всегда возникнут одни и те же характеры, одни и те же особенности" 4 .

Одинаковый быт обусловлен одинаковыми социально-экономическими условиями, ибо, как указывает Маркс, "весь внутренний строй самой нации зависит от степени развития её производства и её внутреннего и внешнего общения" 5 . Более того, "даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми сублиматами [продуктами] их материального жизненного процесса, который может быть установлен на опыте и который связан с материальными предпосылками" 6 . Отсюда ясно, что доводы, которыми оперировали Ган и Гакстгаузен в обоснование "теории" германского происхождения осетин, при полном отсутствии других, более серьёзных данных не могут быть признаны убедительными. В самом деле, как можно приводить в качестве научного довода для доказательства этнической близости осетин и немцев "неуклюжую и неловкую" походку осетина, которая Гакстгаузену почему-то напоминает походку немецкого крестьянина? Все другие "аргументы" Гакстгаузена, которыми он пытается "обосновать" немецкое происхождение осетин, по своей научной убедительности стоят не выше "неуклюжей и неловкой" походки осетина.

Гакстгаузен в середине XIX в. имел большое влияние на формирование так называемой восточной ориентации германского империализма. Он был идеологом и теоретиком экспансии промышленного капитализма Германии на восток. Именно поэтому Гакстгаузен так упорно отстаивал "теорию" германского происхождения осетин и взял на себя неблагодарную задачу "обосновать" её негодными средствами. Его "теория" послужила обоснованием требований группы германских империалистов об отторжении от России областей, лежащих к северу от Чёрного моря.

На "теории" Гакстгаузена об "арийском происхождении" осетин, как не выдерживающей никакой научной критики, в другое время и при других обстоятельствах не стоило бы и останавливаться. Но поскольку немецкие фашисты выкинули расистский лозунг "Арийцы всех стран, соединяйтесь!", постольку разоблачение этой, с позволения сказать, "теории" Гакстгаузена и его последователей приобретает сейчас политическое значение.

"Теория" Гакстгаузена никогда не пользовалась популярностью в научном мире. Представители передовой осетинской интеллигенции считали её просто заблуждением. Так, на замечание автора учебника географии России - Михаила Мостовского, - будто осетины имеют "по физиономии, языку и образу жизни большое сходство с германскими народами", известный осетинский народный поэт, революционный демократ Коста Хетагуров ещё в 1901 г. отвечал, что "сходство осетин с германскими народами по физиономии, языку и образу жизни - уже отжившее

1 Гакстгаузен А. Указ. соч. Ч. II, стр. 117.

2 Там же, стр. 123.

3 И. Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом 13 декабря 1931 г., стр. 6. Партиздат. 1937.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXIII, стр. 374.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 11.

6 Там же, стр. 17.

свой век заблуждение" 1 . Но зато эту "теорию" Гакстгаузена подхватили осетинские буржуазные националисты, выходцы из осетинской помещичье- кулацкой верхушки, идеологами которых были А. Кодзаев, Вано и Г. Баев, эмигрировавший после Октябрьской социалистической революции в Германию, а с приходом фашистов к власти преподававший в Берлинском университете осетиноведение.

Эти, с позволения сказать, осетинские "историки" из буржуазно- националистического лагеря пытались доказать без каких-либо оснований, что "осетины были некогда многочисленным и могущественным народом, расселённым по всем трём частям Старого Света" 2 .

С голословным утверждением Кодзаева, извращающего действительные территориальные границы древних осетин, являющихся аборигенами Кавказского перешейка, перекликается и "История Осетии", автор которой благоразумно скрыл свою настоящую фамилию под псевдонимом "Вано". Вано также "расселяет" осетин по всему Старому Свету, доводит их территории на востоке до Памира, кольцом охватывает ими Иранское плоскогорье, "занимает" Индию и Индокитай, а на западе осетинами "колонизирует" Грецию, Карпаты, Италию, Испанию, верховье Рейна, Фракию и Скандинавию 3 . Мнимый "захват" древними осетинами громадных территорий Вано объясняет тем, что "сильный и могущественный народ всегда стремится к захвату у менее сильных соседей того, в чём он ощущает нужду", а потому "предки осетин, будучи сильным и могущественным народом, вышли за пределы своих первоначальных границ, которые перестали их удовлетворять, и завоевали себе обширные территории" 4 .

Тот же "осетинский империализм", но в более скромных территориальных границах проводится в работах белоэмигранта и апологета германского фашизма Г. Баева, который считает всё нагорье и всю Северокавказскую раввину - от Дарьяла и устья Терека до верховьев Дона и Кубани - территорией осетин 5 .

Чтобы обосновать господствующее положение осетин среди окружающих их народов, буржуазные националисты, фантазируя и извращая историческую действительность, пытались доказать культурную роль осетин в, таких странах, в которых пребывание предков осетин невозможно доказать. По словам Вано, "впервые огонь изобрели предки современных осетин, вследствие чего они пользовались преимуществом перед другими малыми и большими народами мира", а также будто бы "в Месопотамию высокую культуру впервые внесли предки осетин, превратившие названную страну из дикой и мёртвой пустыни в цветущий, вполне пригодный для жизни человека край" 6 . Едва ли нужно доказывать абсурдность всех этих измышлений. Известно, что "уже доисторические люди знали практически, что трение порождает теплоту" 7 и что "практическое открытие превращения механического движения в теплоту так старо, что от него можно считать начало человеческой истории" 8 .

После Великой Октябрьской социалистической революции буржуазные националисты вместе со своей идеологией сошли с исторической сцены. Казалось, что "теория" о германизме осетин забыта. Однако с приходом к власти фашизма в германской историографии научные исследования заменяются предвзятой угодливой апологетикой. Фашистские лжеисторики перетряхивают, как правильно указывал тов. Димитров, "всю историю каждого народа для того, чтобы представить себя наследниками и продолжателями всего возвышенного и героического в его прошлом" 9 . Они вновь извлекли нелепую "теорию" Гакстгаузена и решили пустить её в ход. Им неважно, правильна, или неправильна та или другая теория, а важно то, полезна она для фашизма или вредна, удобна или неудобна, согласуется с захватническими планами фашизма или нет.

Из авторов, вновь отстаивающих в фашистской Германии "теорию" Гакстгаузена об арийском происхождении осетин, следует упомянуть Фридриха Риша, который в комментариях к "Истории монголов" Иоанна де Пиано Карпини 10 называет осетин потомками древних готов. Ришу хорошо известны древние известия арабских, еврейских, итальянских, грузинских и армянских источников, которые полностью опровергают "арийское происхождение" осетин. Ему хорошо известно и капитальное исследование французского ориенталиста Вивиена де Сен Мартена 11 , который достаточно убедительно доказывает, что предки осетин происходят из древней Согдианы (VII в. до н. э.), географическое положение которой приблизительно соответствует местонахождению Аральского моря в Западном Казахстане.

11 Vivien de Saint Martin. Etudes de geographie ancienne et d"ethnograpie asiatique. Paris. 1850.

германцев. В этой статье Шульц из всех кавказских народов только осетин "осчастливил" правом считаться арийцами.

Фашистские псевдоучёные проявляют повышенный интерес к изучению истории осетин. Они издают книги по осетиноведению. Предатель осетинского народа Гаппо Баев в продолжение ряда лет читал в Берлинском университете специальные курсы по истории, языку и этнографии осетин.

Осенью 1942 г., когда фашистские орды захватили Центральный Кавказ, немецкое командование рассчитывало через Осетию выйти на Военно- Грузинскую дорогу, ведущую в Закавказье и к Баку Значительная часть плоскостной Осетии, расположенной по левому берегу Терека, была захвачена фашистскими ордами. Немецкое командование уже не сомневалось в близкой победе.

Но горцы рассуждали иначе.

Охваченные единым патриотическим порывом, горцы, верные славным боевым традициям своих предков, решили отстоять свою родину. И в самый критический момент, когда головные части германских армий уже рвались к подступам Военно-Грузинской дороги, к столице Североосетинской АССР, во Владикавказе у братской могилы 17 тыс. бойцов, павших за советскую власть в годы гражданской войны, на многотысячном митинге горских народов Северного Кавказа была объявлена гитлеровским захватчикам священная война - "газават".

Пророчески звучат в наши дни слова С. М. Кирова, сказанные им в Пятигорске на съезде горских народов в марте 1918 г., что величественная цепь гордых скал Кавказа "явится той могучей преградой, о которую разобьются все силы реакции" 1 .

Так именно и случилось.

Знаменитые "Аланские ворота" (как называли Дарьяльский проход в древности) для гитлеровских полчищ оказались на запоре. Реакционные силы фашизма вдребезги разбились о несокрушимую волю кавказских народов. Фашистам не помогли ни арийские "теории", ни приказы гитлеровского командования немецким солдатам: не задевать первое время бытовых привычек горского населения, особенно осторожно подходить к женщине, так как поругание женщины в Осетии может вызвать взрыв беспощадной мести народа 2 .

Первое серьёзное поражение фашистским полчищам было нанесено под Владикавказом в ноябре 1942 года. Немцы вынуждены были отказаться от дальнейшего наступления и решили перезимовать на занятых рубежах. "Берега Терека, изобилующие населёнными пунктами, - говорится в приказе Гитлера, - наиболее благоприятный зимний рубеж, который нужно во что бы то ни стало отстоять для покорения Кавказа весной 1943 года" 3 .

Но фашистским разбойникам не пришлось зимовать на берегах вольного Терека, так как 24 декабря того же, 1942 года, по приказу Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина Красная Армия перешла в наступление.

Решающее сражение было дано в долине Терека и Ардона, на территории плоскостной Осетии. На территории Осетии фашистские войска были остановлены, здесь же начался и их разгром. Холодные волны бурного Терека мчали в Каспийское море десятки тысяч трупов гитлеровских захватчиков. А когда уцелевшие части разбитых немецких полчищ под ударами Красной Армии начали отступать на запад, их безжалостно уничтожали славные народные мстители - осетинские партизаны, среди которых было немало участников гражданской войны 1918 - 1920 годов.

Осетины имеют большой опыт партизанской войны, приобретённый ими в годы гражданской войны против белогвардейцев. Этот опыт им пригодился в борьбе против гитлеровских захватчиков. Славные традиции партизанской войны в Осетии передаются из поколения в поколение. Ветеран русско-турецкой войны 1877 г. крестьянин села Дигора-Бердиев Дзабе - в годы гражданской войны вместе со своими сыновьями сражался в партизанском отряде против белогвардейцев. Его сын, бывший красный партизан гражданской войны, колхозник Бердиев Георгий в дни Великой отечественной войны - народный мститель. Он прославил себя боевыми делами, за что награждён орденом Красной звезды.

Мужественно борются верные сыны осетинского народа в рядах Красной Армии против фашистских захватчиков на фронтах Отечественной войны. Овеянные славой имена Героев Советского Союза Г. Цокалаева, Х Мильдзихова, С. Коблова и К. Тогузова, а также генералов Карсанова, Хетагурова, Цаликова и Мамсурова известны всему советскому народу. Осетинский народ в великой битве советского народа против Гитлеровской Германии занимает достойное место.

1 Киров С. Статьи, речи, документы. Т. I, стр. 39. Партиздат. 1936.

3 "Социалистическая Осетия" N 52 за 1943 год.

Об Осетии и осетинах значительное количество сведений мы находим в заметках многочисленных ученых и путешественников, побывавших в нашей стране в XIX – начале XX века. Одни наблюдения поверхностны и связаны с обывательским взглядом на людей и природу. Другие записки основательны до мелочей. Самое интересное, что к последней категории принадлежат исследования ученых и путешественников именно немецкой национальности. Это были либо ученые, работавшие в России в крупных университетах, либо просто естествоиспытатели из Германии, совершавшие научные поездки по Кавказу. И.Гюльденштедт, К.Кох, П.Паллас, Я.Рейнегс, Ю.Клапрот – вот только небольшой перечень немецких ученых, составивших о Кавказе и, в особенности о Южной Осетии, богатые этнографические и топографические описания. Причем у некоторых из них описания дорог, мостов, перевалов были настолько детальны, что невольно наводили на мысль о том, что в основе поездок немцев было не только праздное любопытство.
Наверное, то, что во время Великой Отечественной войны у немецкого вермахта, штурмовавшего Кавказ, были необычайно точные карты, в немалой мере заслуга и немецких путешественников. Однако немецкое высшее руководство на Кавказе интересовали не только города и сырьевые источники – в частности захват нефтеносных районов Майкопа и Азербайджана. Адольф Гитлер и вся немецкая верхушка отличались серьезным увлечением оккультными науками. Мистицизм нацистов выливался в совершенно конкретные действия, которые часто было трудно обосновать с военно-стратегической точки зрения. Дата нападения на СССР, например, была выбрана в соответствии с руническим кругом. 22 июня – древнегерманский праздник солнцестояния, а через 2 руны после этой даты идет руна «зиг», означающая победу. От начала (22 июня) до руны «зиг» было 2 месяца. Именно поэтому Гитлер считал, что на захват СССР ему достаточно 2 месяцев.
Фюрер вообще полагал, что очаги угасших цивилизаций имеют сильнейшее воздействие на современный мир. Поэтому одним из направлений являлся Сталинград, на месте которого в древности находилась столица Хазарского каганата. Но, как оказалось, Сталинград для Гитлера являлся фактически лишь промежуточным пунктом...
По прошествии времени становится очевидным, что оккультизм, действительно, зачастую первенствовал в определении военных задач фашистской Германии. То же направление удара на Кавказ, как было сказано выше, для прагматиков было связано с нефтью, но для мистиков – со стремлением подойти к священной вершине Эльбруса и району Цхинвала. В 1943 году эсэсовские альпинисты покорили Эльбрус и водрузили знамя со свастикой. Здесь, по их представлениям, и находилась Валгалла – место упокоения душ нордических героев. Однако, Гитлер, по мнению ряда авторов, поздно осознал свою ошибку – покорять (завоевывать) нужно было не Эльбрус, а священную и таинственную осетинскую гору Бурсамдзел, называемую в оккультистских кругах Малым Эльбрусом. Именно здесь по преданиям, в том числе и местным, и нашли упокоение души нордических героев (по некоторым версиям – легендарных нартов). Однако время было утеряно, Германия отступала по всем фронтам, и о Бурсамдзел, как ни буйствовал фюрер, пришлось забыть.

Подобная трактовка намерений Гитлера прорваться именно к Цхинвалу поддерживается в ряде исследований. Так, К. Львов в книге «Оккультный рейх» и Ю. Воробьевский в книге «Шаг змеи» прямо говорят о такой связи: «В планировании операции вермахта немаловажное место занимали мистики, которые окружали фюрера. Огромны были усилия, который прикладывал Третий рейх, чтобы прорваться через Кавказский хребет. В основе основ лежала идея – водрузить знамя на священной горе Эльбрус и прорваться в район Цхинвала, где по преданию и находится Валгалла, место упокоения душ нордических героев, и вызвать их (героев) к жизни».

Внимание немецкого военного командования к Южной Осетии отмечалось и многими участниками обороны Кавказа. И это при том, что тогда через Южную Осетию не проходили транспортные коридоры, связывающие Россию с Закавказьем, не было на территории автономной области и сколь-либо важных стратегических военных или промышленных объектов. Однако количество диверсантов и разведчиков, заброшенных немецким абвером (военной разведкой) с самолетов на территорию Южной Осетии всегда удивляло сотрудников СМЕРШ (советская контрразведка). Надо отметить и то, что на Цхинвал не было налетов и бомбардировочной авиации люфтваффе. Хотя в это время в городе находились склады с продовольствием и боеприпасами для Кавказского фронта. Единственный налет был связан с тем, что немецкий бомбардировщик, прилетев из-за Кавказского хребта, облетел город и сбросил в районе Згудер… пустые бочки. Для чего – до сих пор остается загадкой.

Возможно, что определенная связь с мистикой все же есть. Ведь, известно, что по одной из версий название города Цхинвал – «Синх-уал» – переводится как «верхнее, высшее (арийское) поселение», «Житие высшей касты жрецов». Известно также, что на сравнительно небольшой территории, которую занимает Цхинвал, в древности находилось 37 храмов. И еще интересный момент – нацистские оккультисты полагали, что одним из центров существования арийской расы является Тибет, где, по их мнению, располагалась легендарная Шамбала и куда Гитлер также засылал своих спецов. Отметим, что рядом с Цхинвалом (Синх-уалом) также расположено селение с названием… Тбет. Совпадение? Может быть.

Между тем, без всякого сомнения, мистическая составляющая места, где расположен Цхинвал, очевидна. Это проявлялось неоднократно и на протяжении всего периода грузино-осетинского противостояния с видениями грузинским командирам различных ликов, после чего они разворачивали боевую технику. Однако пока что основная часть этого понимания скрыта. Возможно, наступит день, когда тайна будет раскрыта, подобно счастливой случайности, которая познакомила нас со всем богатством древней Кобанской культуры…

Л. Джиоев, газета «Республика»

08/07/04, Настя1
Обожаю этот народ! Такие классные мальчики... А ещё люблю чеченцев, дагестанцев, грузинов.

11/05/05, Борис Сергеевич
Ездил с женой и детьми в Осетию. Русские там - второй по численности населения народ. Как же там хорошо, вы не поверите! Люди совсем другие, всё по-другому...

25/10/05, Абрек
Я сам по национальности грузин, но несмотря на какие-то там тёрки моего и осетинского народа, я осетин уважаю. Потому что они - тоже горский народ, как и мы. Чтящий традиции, уважающий старшее поколение. А не люблю я... допустим, удмуртов. Вотяки, они и есть вотяки - чё с них взять?

24/06/07, Soleil
Если кому-то не понравилось отношение к себе в армии, об этом не нужно писать здесь. Нужно было просто быть мужчиной, и не позволять, чтобы кто-то давал тебе по морде, и не поливать потом грязью всю нацию. Между прочим, среди выходцев из Осетии больше всего Героев Советского Союза - 63. Это самая большая удельная доля среди всех республик. Владикавказ, столица Северной Осетии, ставший неприступной крепостью в годы великой отечественной войны, является городом воинской славы. На Олимпиадах Осетия обычно приносит Российской сборной львиную долю медалей (в основном это борцы).Стоит также отметить таких выдающихся осетин, как Валерий Гергиев, Егор Бероев, Валерий Газзаев, Станислав Черчесов и многие, многие другие.

11/03/09, Алан777
мне как то отец говорил.."Алан, быть Осетином - это значит в каждой ситуации оставаться мужчиной, чтить законы гор и память наших предков... и всегда, в любой ситуации уметь ответить за свои слова!" теперь по жизни я стараюсь соблюдать эти 3 состовляющие.. я люблю свой народ и готов ради него на все!..(хоть и признаю, что выродков и подонков в нем хватает)..

11/03/09, Ketzalkoatl
Осетины - единственный (не считая абхазов) народ на Кавказе, который в большинстве своем так и не принял ислам, а остался христианами. Правда, среди осетин есть небольшой процент мусульман, но они не выёживаются, в отличии от нохчей, маарулалей, даргинцев и проч. Осетия вошла в состав России добровольно, в отличии от того же Дагестана. И вообще, что-то среди базарных торговцев я не видел ни одного осетина. Всё мусульмане. Осетия всегда была на стороне России, и южные осетины, когда началась война, ждали помощи именно от нас.

11/03/09, Brian Boru
Я живу в Сочи, и у нас тут больше представителей кавказских народностей, чем славян, и я уже давно они понял, что не все они "хачики" - есть очень похожие народы, есть абсолютно разные, причем и во внешности и в поведении. Так вот - никогда я не встречал подлого осетина. Я не могу сказать за всех осетин, но у большинства из них есть понятие чести, причем такое благородное, грубое понятие, не чтобы выпендриться, а такое, врожденное. Если они считают тебя своим другом, то в буквальном смысле могут последнюю рубашку отдать - а вот если врагом, то могут быть очень жестокими. Хоть они с вида выглядят сурово, многие ходят небритыми, некоторые бороды носят, но в основном добродушные. У меня был очень хороший друг, осетин - жалко, уехал.

27/06/09, Next 051595
Осетины-народ,среди которого я проживаю!просто красавчики!

08/10/09, Roxy 565
В большинстве своем довольно неплохие люди. Наряду с азербайджанцами самые интеллигентные и культурные народы Кавказа. Чтят традиции, уважают старших. А еще среди осетин я не разу не встречала подлых людей. Как можно не любить такой народ?

03/11/09, mushroommushroom
"Осетины особенно бесстрашны и закалены как спартанцы. Договариваться с ними - политическая необходимость" ахаха "видел я этого георгия" а ничего, что изображения как бэ разные, язык разный... в армянскую церковь зайди и там иконы не совсем аткие как у христиан. и армяне тперь не православные что-ли? осетины никогда не будут унижаться пусть за это будет смерть,казнь..так исторически сложилось почему князей осетинских ссылали постоянно? потому что если они отказвались договориваться с царем, то они шли до конца. они подчинялись закону, но они никогда не бросали начатого это в крови

03/11/09, mushroommushroom
замечательная девушка в правой колонке,да вы о*уевшая.

03/11/09, OldGopher
Так получилось, что я был близко знаком только с одним осетином, точнее - осетинкой. Царствие ей небесное. Интереснейший была человек, её все любили...

03/11/09, Katarin Moier
А почему я собственно должна их не любить? Ничего плохого они мне не сделали,а если бы даже и сделали,начинать люто ненавидить всю нацию из-за одного человека,как минимум глупо... Все осетины с которыми я знакома,добрейшей души люди,честные,без какой то подлецы. Так что,осетин я Уважаю!

05/01/10, OldGopher
Осентины - иранская подстилка, это оригинально. Это самое забавное, что я слышал за последние несколько дней, включая Новый Год. У меня от общения с осетинами остались только самые лучшие впечатления. А пару двоек, полученных в свое время от учительницы-осетинки, я более чем заслужил.

05/01/10, Dark Demon
Надеюсь в правой колонке нет моих соотечественников, а то мне будет стыдно за русских парней с нелестными отзывами.Во-первых,хватит разжигать ненависть среди народов!Во-вторых, иранской подстилкой Осетию назвать никак нельзя. Более того, если вы не слепые, уважаемые осетинофобы, то попрошу обратить внимание на тот факт кто сейчас является подстилкой, только не иранской, а американской.Не для кого не секрет кто приказал Саакашвили начать войну.Я уверен что между грузинами и осетинами столько же общего, как у русского, украинца, и белоруса. Бедный осетинский народ! То Гамсахурдиа со своей вшивой политикой геноцида, то мерзкий террорист Виро!Вы для нас, русских, всегда будете братьями, и мы вас никогда не бросим. Россия-Осетия - дружба навек!

17/03/10, горник
последний раз был во владикавказе году в 2004,поехал в командировку(в инете нашел оборудование которое заинтересовало,созвонился с владельцем фирмы,т.е. абсолютно к незнакомым людям)встретили на вокзале,повезли в офис,потом по объектам где оборудование стоит,попутно экскурсия по городу,закончили дела-в загородное кафе,попытка даже залезть в карман за кошельком рассматривалась как оскорбление.поездка подтвердила прошлые впечатления:осетины -дружелюбный, порядочный, гостепреимный народ!!! обратил внимание,все кто пишут в левой колонке основываются на личном опыте и описывают свои случаи,в правой наоборот абстрактная, бездоказательная злоба,основаная,по видимому на старой вражде между осетинами и некоторыми народами,ни одного примера или объяснения все только от личной(какой то прям животной) ненависти

12/06/10, DagLezg
Я не то чтобы люблю осетин, у меня нет знакомых осетин и прочее... Отношусь как и к любому народу - нормально. Вообще, не делаю различий между людьми по нации - это противоречит нормам Ислама. Почему я выбрал зеленую колонку? Потому что я скорее люблю осетин, чем ненавижу. Ненависти никакой к ним нет. Но ёмаё!!! Хватит пользоваться благосклонностью России и тяпать земли своих соседей. Пригородный район с частями Малгобекского, во второй половине ХІХ века Владикавказ вообще считался самым столицей ингушей. Территория Южной Осетии была заселена осетинами в середине ХІХ-го века. А так, это были владения грузинских князей Мачабели. Если осетины хотят мирно жить со своими соседями, то как минимум, им надо вернуть Пригородный район, как нейтральное лицо заявляю: ну не ваша эта земля!

08/07/10, Иван Корнеев
Самые лучшие люди на Кавказе - Осетины! Я Русский, но общаюсь с осетинами в Москве, такие хорошие парни! Они пригласили меня к ним в г.Беслан, я съездил туда, меня кормили осетинскими пирогами, возили в горы! Парни просто лучшие самые! Очень мне жаль тех, у кого нет хоть одного друга осетина! Когда я приехал в Москву, у меня угнали машину, и жить было негде, но тогда меня взяли к себе 8 осетин! И до сих пор мы дружим крепко! Они мне жизнь спасли можно сказать! + к Русским относятся хорошо, в Осетии столько русских живет, там я не чувствовал себя как гость! Спасибо им за то что они мои друзья!

15/07/10, Fox305
Здравствуйте! Не знаю, почему люди судят о нации по одному человеку или случаю. Вообще о какой ненависти может идти между людьми, которые нуждаются друг в друге? Если люди существуют на Земле - значит так должно быть! Мы все часть одного целого! Я уважаю осетинов и вообще весь кавказский народ! Я сама метиска - грузинка, осетинка, русская - только если брать 2 колена поколения. у меня много знакомых и друзей среди осетинов. Считаю их очень хорошими,общительными, веселыми умными, патриотичными и дружелюбными людими. Признаться, отвращение питаю к американцам и украинцам, НО, заметьте, что ненависть НЕ К НАРОДУ, А К ПРАВИТЕЛЬСТВУ!!! И у многих так, уверена, так не обливайте грязью всю нацию...чисто мое мнение. Очень хотелось бы дальше пообщаться на эту тему)Пишите: [email protected]

25/08/10, Batraz
Воистину Осетины великая нация, если ингуши наплевав на своих предков хурритов, дзурдзуков, захотели стать Аланами.Но как бы вам этого не хотелось "рожденный ползать- летать не сможет". И если левую -зеленую колонку заполняют незаинтересованные вменяенмые люди, то в правой колонке пишут агрессивные националисты-ингуши, причем одни и те же. Я понимаю, что в вашей истории нет ничего интересного, но это не повод считать себя Аланом.

08/12/10, WIKING
К такому народу как осетины приковано внимание видных Ученых.. В Европейских университетах Алановеды изучают осетинский язык, так как именно осетинский язык помогает в расшифровке аланских, сарматских и скифских записей.. Аланы. Дорога на запад h t t p: / / r u t u b e . r u / t r a c k s / 2 4 6 1 5 1 1 . h t m l ? v = 1 a c 3 0 3 a 5 2 e d c 6 3 b 1 c d b e 5 5 1 2 6 4 a 8 0 1 3 f (Cоеденить url)

08/12/10, WIKING
"Оба диалекта осетинского языка - иронский и несколько более архаичный дигорский - произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского... Они (осетины - прим. Ц. X.) сберегли до наших дней не только язык как форму, несущую некое культурное содержание, но и само это содержание, в котором отразилось состояние скифской цивилизации на последних ступенях ее развития. А главное - живы бесценные, полные архаики эпические сказания, и, хотя в них проникли некоторые более или менее универсальные фольклорные темы, героические образы эпоса по-прежнему свежи и самобытны. Более того: эту устную словесность в той или иной степени восприняли соседние народы, исказив в ней как раз то, что было специфически осетинским, скифским." Жорж Дюмезиль "Мы были единодушны (с Ж. Дюмезилем - прим. Ц. X.) признавая важность для европейской науки народа осетин, последних потомков скифов." Эмиль Бенвенист

08/12/10, WIKING
..удивляюсь этому народу - осетинам, их терпению, Толерантности, и т.д.., сколько откровенной лжи, грязной клеветы льется на него десятилетиями.. Не это ли есть ВЕЛИЧИЕ народа??? Но всевозможные НЕВЕЖДЫ, Пропитанные ЯДОМ и Ненавистью сердца, Клеветники, Лжецы, и Завистники, даже не понимают, какую ЖУТКУЮ, МУЧИТЕЛЬНУЮ Карму - судьбу они творят себе (и не только) в перспективе, ГРУБО НАРУШАЯ таким образом ЗАКОНЫ МИРОЗДАНИЯ, ГАРМОНИИ - РАВНОВЕСИЯ.. Не нужно быть ясновидцем, чтобы понимать то, что любая НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЛОЖЬ, КОЩУНСТВО, и т.д..., Наказуема ВЫСШИМИ БОЖЕСТВЕННЫМИ СИЛАМИ, Наблюдая за этим со стороны, откровенно говоря, испытываю к ним только Жалость, потому как более чем ОЧЕВИДНО ТО, что они создают себе же проблему на ровном месте, ввергают себя же в пропасть.. Породоксальная ситуация... ..и вся эта дикость твориться в 21-ом веке. Впрочем, каждому свое, не больше не меньше..

08/12/10, WIKING
DagLezg, знаете, по меньшей мере СТРАННО как то Вы рассуждаете о земельных претензиях, даже требуете.. Вот уж не перестаю Удивляться человеческой недальновидности, и наивным претензиям.. Хочу Вам заметить DagLezg, что Ваша мораль в этом плане более чем избирательна, и Крайне НЕ справедлива.. DagLezg Вы ведете речь о каком то пригородном райене, чего же мелочиться то, раз Вы коснулись этого вопроса так давайте Глобально его рассмотрим, если конечно же для Вас такое понятие как СПРАВЕДЛИВОСТЬ вообще имеет значение.. Вы гляньте на досуге карту территории Аланского государства, думаю что после этого, у Вас больше НЕ будут возникать вопросы подобного характера.. P.S. Человека, - человеком делает чувство СПРАВЕДЛИВОСТИ, и ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ...

09/12/10, Alan777
WIKING, вы вроде неглупый человек, неужели вы действительно считаете, что существует такое явление как воздаяние в его прямой форме? Истории плевать на поступки людей. То, что мы принимаем за воздаяние, божью кару и пр. - не что иное как побочный эффект разборок между теми, кого считают негативной силой, достойной кары небесной, т.е. они сами себя наказывают, небеса же к этому никакого отношения не имеют. --- Что касается DAgLezg - ему бы действительно не мешало бы взглянуть на территориальный вопрос поширше: например, в Дагестане куда ни ступи - везде скифские могилы.

09/12/10, Вечная Тайна
В каждой нации есть и хорошие и гады.Я русская,но знакома с двумя осетинами.Они невероятно порядочные,интеллигентные и вопитанные люди.

21/01/11, Я ОСЕТИНКА
вы че выродки тут баталию развели,ты сука русский служивший с ОСЕТИНАМИ не взлюбил их только потому что они показывали вам хохлам кузькину мать...половина Осетин христиане,вот поэтому и почитают христианских святых...и никаких сходств с ОСЕТИНСКИМ святым у него нет...сукины дети...ты в лицо подойди к ОСЕТИНУ и скажи ему это,не подойдешь,потому что он тебя отымеет...шлюхи русские кто вам на Олимпийских играх медали приносит золотые?наши борцы...кто во время войны воевал,а не встречал немцев хлебом и солью(как ингуши)?ОСЕТИНЫ!!! и с вами русскими,свинорылыми мы братства не ищем...есть среди вас нормальные личности,но это относится к огромному меньшинству...буд ингушский который там вякает что ингуши потомки АЛАН))))))вот ты муник...Аланы были ираноязычным племенем,а ты овдол разговариваешь на языке который относится к Кавказской группе...учи историю своего народа,а не завидуй истории чужого...вы просто все нам завидуете!!!

Это отождествление - целиком на совести ученых. Сами осетины ни одной легендой, ни одним преданием, ни одним фразеологизмом своего языка не говорят о своем происхождении от алан. Более того, осетины - единственный, пожалуй, народ на Кавказе, в чьем языке не только нет слова "алан", но отсутствует даже смысловая расшифровка этого слова.

Однако, профессор-иранист В. И. Абаев отыскал таки в осетинском слово, похожее на этноним "алан". Речь идет о выражении "аллон-биллон", встречающееся в осетинском фольклоре: "здесь пахнет аллон-биллоном". Эти слова обычно произносит великан-людоед, почувствовав спрятавшегося в своей пещере героя сказки. В.И.Абаев приводит аналогию из славянских сказок, когда людоед произносит такие же слова о "русском духе". Из этой аналогии почтенный профессор делает вывод, что "аллон" - древнее название осетин и, связав это слово с этнонимом "алан", завершает свой анализ предположением, что ингушский социальный термин аьла ("князь") возник из того же аллона-биллона. По мнению В.И.Абаева предки осетин, в которых он видит алан, господствовали когда-то над ингушами и их название последними воспринято в значении "князь", "господин".

Появляется несколько вопросов, на которые ни В.А.Абаев, ни какой-нибудь другой осетинский ученый-языковед, не дали пока вразумительного ответа. Если слова великана-людоеда "аллон-биллон" действительно относятся к осетину, и если аллон - это алан, то как быть с "биллоном"? Этот таинственный "биллон", к сожалению, основательно все запутывает. Ведь среди предполагаемых предков осетин не удалось еще обнаружить народа с названием "биллон". Кроме того, чтобы превратить "аллон", сделавшийся у В.И.Абаева аланом, в самоназвание осетин, нужно допустить, что и великан-людоед является осетином - иначе, как не крути, слово "аллон" никак не сделаешь самоназванием осетин. Засим обнаруживается еще одна неувязка - этот "аллон-биллон" в форме "алла-белла" присутствует, как выясняется, и в вайнахских сказках. Чтобы избежать каких-то подозрений в подтасовке фактов сошлемся на чеченскую сказку "Черкес Иса и Чеченец Иса", опубликованную за 88 лет до "открытия" В.И.Абаева - в 1870 году. 20 Имя Алла-Белла носит один из горных духов, в чьей пещере заночевали два друга - черкес и чеченец. Следовательно, использовав доводы В.И.Абаева, аланами могут назваться и чеченцы, так как упомянутая пещера в сказке помещена в Чечне, и "алла" более созвучно этнониму алан, нежели "аллон", если применить к нему вайнахский суффикс принадлежности -н-.

Теперь о термине "князь". Непонятно, почему профессор В.И.Абаев ограничивается только ингушами в качестве давних подданных осетин. Ведь этот термин (эла, аьли) в обозначенном значении присутствует и в языке чеченцев. Более того, подданными осетин могут считаться и урартийцы, и хурриты, и гаргареи Кавказской Албании, и бацбийцы, и далекие во времени и пространстве вавилоняне, и эблаиты, и финикийцы, и евреи, и карфагеняне, и арабы - у всех этих древних и современных народов зафиксирован этот термин в различных огласовках (алаи, алаини, алу, илу, ал и т.д.) в значении "князь", "господин", "повелитель", "владыка". В древнем своем значении ("владыка", "бог") слово эла (аьли) можно найти в теонимах вайнахского языческого пантеона - Дела, Села, Тушоли, Раола, Магал и т.д. 21

Еще академик Н.Я.Марр писал об осетинах, что "нельзя отождествлять с ними кавказских аланов, или точнее алов, так как алан, как теперь выяснилось, есть одна из форм множественного числа коренного кавказского этнического термина, в основе звучащего аI или с сохранением спиранта haI". 22

Вывод Н.Я.Марра подтвердился и данными из античных источников. Так, у Плиния Секонда(I в. н.э.) мы находим упоминание племени галов (haI) рядом с меотами. 23 На территории Чечено-Ингушетии обнаруживается огромное количество географических названий (в основном, на равнине) с корнем ал, алан и само это слово имеет безупречный перевод с вайнахского как "равнинный" 24 . И, наконец, "непосредственно от этнонима алан ведет свое происхождение и вайнахское имя Алони" 25 , которое отыскивается не в какой-то сказке сомнительного происхождения, а в живом обращении народа без современных искусственных внедрений, какое мы видим у наших западных соседей. Известно, что антропоним Алан появился в осетинской среде с легкой руки интеллигенции после разработки идеи об "аланском происхождении". 26

Аланы упоминаются в античной литературе начиная с 1 в. н.э. За несколько столетий их знают уже во многих регионах - в Европе, Азии и даже в Северной Африке. 27 Этот народ, в отличие от многих, необычайно громко заявил о себе с самого момента выхода на арену истории. Смелые походы по всем направлениям, непрерывные войны с могущественными народами, удивительные коллизии исторических судеб наподобие той, что привела алан совместно с вандалами в Северную Африку, где они основали королевство на месте бывшей Карфагенской державы - все это создавало аланам гремящую славу, продержавшуюся до ХIII-ХIV веков, когда нашествия монголов и полчищ Железного Хромца привели Аланию к гибели.

Аланы жили на Северном Кавказе около тысячи лет, когда Леонти Мровели начал писать свой исторический труд. Конечно, грузинский средневековый автор не мог не знать о соседнем сильном народе, известном даже далеким китайцам. Однако на страницах "Жизни картлийских царей" нет ни одного упоминания об аланах. Чем это объяснить?

Ответ довольно прост Леонти Мровели очень много и подробно пишет об аланах, об их воинственных нравах, об их славных деяниях, но называет их другим именем - кавкасиане. Чтобы пояснить ситуацию, возьмем типологически схожий пример. Предположим, что два средневековых хрониста, француз и итальянец, задались бы целью описать соседнюю Германию. Французы называют немцев германцами, а итальянцы - тедеско. А теперь представим себе современного историка, который, сравнив описания Германии, сделанные французом и итальянцем, стал бы утверждать, что речь в них идет о двух разных народах - германцах и тедеско. И, более того, начал бы фантазировать о "взаимоотношениях" этих якобы "двух разных народов". Нечто подобное происходит сегодня относительно алан и кавкасиан, которых целая плеяда историков тщится показать разными и даже враждебными друг другу древними народами. Чтобы понять всю абсурдность такого "чтения истории" достаточно было бы сравнить труд Леонти Мровели с трудами его армянских предшественников и современников. Там где грузинский автор размещает и описывает кавкасиан, армянские средневековые авторы размещают и описывают алан - для них это один народ. 28

Подобное разночтение этнонимов одного и того же народа в армянских и грузинских средневековых сочинениях - вещь обычная. Достаточно обратиться к описаниям самого могущественного народа Кавказской Албании, который в армянских источниках называется гаргареями, а в грузинских - эрами. Этот народ хорошо известен ученым-кавказоведам, известно его поэтапное продвижение с юга на север, известны его локализация и история, и нет сомнений в том, что описывая эров и гаргареев грузинские и армянские авторы обращаются к одному и тому же этносу, обозначая его разными названиями. То же самое, как убеждает нас сопоставление армянских и грузинских источников, происходит и с описанием алан и кавкасиан.

Можно долго, шаг за шагом, опровергать нелепости, на которых построена теория об "ираноязычности" алан и о том, что сегодняшние осетины - их потомки. Но этих нелепостей столь много, что их опровержение требует соответствующих объемов с анализом бесчисленных мелочей, а это увело бы нас далеко в сторону от темы и задач данной книги. Для доказательства тождества алан с осетинами некоторые авторы приводят совсем уж оригинальные доводы. "Так В. Б. Ковалевская, процитировав некоторые высказывания античных авторов об аланах, отметивших их физическую красоту, отвагу и любовь к оружию, призывает своих читателей сравнить это описание с описанием кавказских горцев XIX века, у которых отмечены те же физические и нравственные качества - причем, в этих горцах В.Б.Ковалевская явно видит осетин. Последние, однако, совершенно неизвестны в русской и зарубежной литературе как образец воинственности и отваги. Сошлемся на авторитетное мнение М.Ю.Лермонтова, “своего человека" на Кавказе, которое знаменитый поэт вложил в уста одного из своих героев:

"- Жалкие люди! - сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев, которые молча на нас смотрели в каком-то остолбенении.

Преглупый народ! - отвечал он. - Поверите ли? Ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя и разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!" 29 Как мы видим, сравнение с осетинами XIX века едва ли польстило бы воинственным и отважным аланам, хотя такое сравнение и пытаются превратить в аргумент их тождества. Примечательно, что, начиная с 1992 года, когда осетины проявили себя "верными сынами России", произведение М.Ю.Лермонтова при публикации стали "подрезать", изымая из него приведенный нами выше диалог.

И если, как отмечает В.И.Абаев, жители южных склонов Большого Кавказа называют своих северокавказских соседей "аланами" в значении "герой, удалец, друг", 30 то эпитеты эти, как и слово алан, едва ли могли относиться к осетинам.

От алан до нас дошли всего три надписи, составленные на их языке латинскими и греческими буквами. Так, в сочинении готского историка VI века Иордана “Getika”(об Иордане известно, что он был по происхождению аланом), переводчики всегда натыкаются на "нелепую" по их мнению фразу, которую не могут понять:"alano wu а". С вайнахского эта фраза, единственная во всем произведении Иордана, составленная по-алански, без всяких затруднений переводится как "алан он есть". 31 Затем идет аланская надпись с Маяцкого городища, состоящая всего из двух слов: "...алануй кан" (начало надписи, где стояло имя человека, отбито и не сохранилось). Кан - это тюркское слово "князь". Алануй кан, по вайнахски, значит "князь (кан) алан" и слово "алануй" безупречно оформлено по законам вайнахской грамматики в родительном падеже множественного числа. 32 И, наконец, знаменитая Заленчукская надпись, которая без перестановок букв, добавления новых знаков и т.д. (как приходится делать тем, кто хотел бы видеть в языке этой надписи осетинский), читается по вайнахски: "Иисус Христос, Святой Николай. Сахари рода сыновья: Хоба, сын Шиты, Багатар, сын Багатая, Анбалан, сын Анбалана - погибли молодцы на равнине. Ладо". 33 (Ладо - имя человека, оставившего эту посвятительную надпись приблизительно в Х веке). И, сколько бы осетинские ученые не делали "научные" заявления типа: "Я должен с полной ответственностью заявить: Зеленчукская надпись всегда была и будет осетинской (!)", 34 факт остается фактом - эта аланская надпись составлена на вайнахском языке.

Столь же безупречную вайнахскую этимологию имеют два города ("две столицы") исторической Алании - Дадиков и Магас. 35 Доказывать это - все равно что доказывать чеченскую этимологию известных исторических названий Дади-юрт и Мааст.

И, наконец, как неопровержимый и бесспорный довод в пользу того, что аланы - это вайнахи, недавно обнаружена рукопись-оригинал алана Аздина Вазара. Рукопись эта, составленная на арабском языке, найдена историком из Иордании Абдул-Гани Хасаном аль-Шашани среди 30 тысяч древних рукописей, хранящихся в мечети ал-Азхар в Каире. Аздин, по рукописи, родился в год нашествия полчищ Тамерлана на Кавказ - в 1395 году. Себя он называет представителем "аланского племени нохчий". Отец Аздина - Вазар, был офицером высокого ранга, одним из военальников-наемников монголо-татарского войска и жил в столице татар - городе Сарай. Будучи мусульманином, Вазар послал сына учиться в мусульманские страны.

Затем тот вернулся на родину с целью проповедовать ислам среди своих соотечественников. По его словам, одна часть алан-вайнахов исповедывала христианство, другая - язычество "магос цlера дин" - то есть солнце - и огнепоклонничество). Миссия исламиизации вайнахов в тот период не имела ощутимого успеха. В своей книге Аздин Вазар описывает границы и земли расселения алан-вайнахов: к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана - до северных пределов Дарьяла и течения Терека. И от Каспия (по равнине) до реки Дон. Сохранилось и название этой равнины - Сотай. В рукописи упоминаются и некоторые населенные пункты Алании: Мажар, Дади-ке (Дади-ков), крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Маюка, Аргун, Килбах, Терки. Описывается и местность в нижнем течении Терека, при впадении его в Каспийское море - равнина Кешан и остров Чечен. Везде аланы и вайнахи для Аздина полностью тождественны. Среди вайнахских кланов, перечисляемых историком-миссионером, большинство сохранилось и по сей день. Однако он упоминает и те кланы, которых сегодня нет в вайнахской тайповой номенклатуре. например: Адой, Ваной, Суберой, Мартнах, Нартнах и др. 36