Японцы называют его Соя. Здесь господствуют сильные приливно-отливные течения. В зимнее время пролив покрывается льдом.
В северный берег пролива Лаперуза вдается большой залив Анива, а в южный - бухта Соя. Берега пролива гористые, заросшие густым лесом. Лишь некоторые участки берега в вершинах залива Анива и бухты Соя низменные.
Населенные пункты на берегах пролива встречаются часто, но они небольшие, а расположены по большей части в устьях рек и ручьев.
Японские территориальные воды простираются на три морские мили (5556 м) от берега вглубь залива, в отличие от общепринятых в мире двенадцати морских миль. Считается, что таким образом Япония предоставляет возможность кораблям и подводным лодкам США с ядерным оружием на борту проходить проливом, не нарушая официальный японский запрет на размещение ядерного оружия на территории страны.

История открытия

Первым из европейских мореплавателей прошел проливом Жан-Франсуа Лаперуз - офицер военно-морского флота Франции и великий мореплаватель.
В 1785 г. экспедиция под командованием Лаперуза вышла из французского Бреста на фрегатах «Буссоль» и «Астролябия», имея целью исследовать возможность колонизации земель в районе Дальнего Востока и Австралии в пользу Франции. В 1787 г. корабли подошли к Сахалину, где Лаперуз открыл пролив между Сахалином и островом Хоккайдо, ныне носящий его имя.
В 1788 г. корабли Лаперуза направились к берегам Новой Каледонии и южному берегу Австралии, где и пропали. Лишь в 2005 г. было получено достоверное подтверждение, что экспедиция погибла во время кораблекрушения у берегов острова Ваникоро в западной части Тихого океана.
Границами пролива служат: на западе - условная линия, соединяющая мыс Кузнецова с мысом Носяппу, на востоке - линия, соединяющая мыс Анива с мысом Камуи. Через пролив Лаперуза проходят важные пути сообщения, связывающие порты Японского моря с портами Охотского моря, Берингова моря и северной части Тихого океана. Плавание по проливу Лаперуза затруднено снегопадами, туманами или дождями, ограничивающими видимость почти до нуля.
Это место находится между мысом Крильон (остров Сахалин) и мысом Соя (остров Хоккайдо). Мыс Крильон - самая южная точка полуострова Крильон и всего острова Сахалин. Название он получил по имени французского полководца Луи де Бальбес де Крил ьона (1543-1615 гг.), а назвал его так Лаперуз, открывший мыс, когда его экспедиция уже покидала акваторию Сахалина.
Недалеко от мыса находится скала Камень Опасности - совершенно лишенная растительности, возвышающаяся над водой на 5,2 м. Это излюбленное лежбище тюленей и сивучей, рев которых слышен на большом расстоянии. У этого места чрезвычайно недобрая слава: здесь произошло немало кораблекрушений.
Мыс Соя - самая северная точка Хоккайдо и, как считается, всей Японии. Здесь находится один из крупных городов-портов в районе пролива - Вакканай. Паромная переправа через пролив связывает его с российским городом-портом Корсаков на Сахалине, в бухте Лососей (это один из самых крупных портов на острове). Но в зимние месяцы он практически не действует: акватория бывает плотно запружена массивными дрейфующими льдами. Через пролив Лаперуза проходит путь каботажных судов из Владивостока к портам Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Корсаков и портам Чукотского полуострова.
Судоходство по проливу Лаперуза сопряжено с большими трудностями и требует от капитанов и штурманов большого опыта. В период с декабря по апрель пролив забивается льдом, дрейфующим из Охотского моря и Татарского пролива. Сила течений здесь такова, что при наличии ветра они могут снести судно с курса в любую сторону на значительное расстояние. Климат в районе пролива Лаперуза комфортным тоже не назовешь. В течение года над ним проходит около ста циклонов, сопровождающихся туманами, резким усилением ветра. А в конце лета - в начале осени нередки еще и тайфуны, когда ветер становится штормовым (более 40 м/с) и непрерывно идут сильные дожди.

Общая информация

Пролив между российским островом Сахалин и японским островом Хоккайдо, Охотским и Японским морями, важнейшее звено судоходных путей Дальнего Востока.

Морская граница между Российской Федерацией и Японией.

Происхождение : тектоническое.

Острова : Камень Опасности (Россия), Бэнтэндзима (Япония).
Крупнейшие города-порты : Корсаков (остров Сахалин) - 33 526 чел. (2010 г.), Вакканай (остров Хоккайдо) - 38 944 чел. (2010 г.).

Языки : русский, японский.

Денежные единицы : российский рубль, японская иена.

Цифры

Длина : 94 км.

Ширина (наименьшая): 43 км.
Максимальная глубина : 118 м.
Наименьшая глубина фарватера : 27 м.

Климат и погода

Умеренный муссонный.

Средняя температура воздуха в январе : -5,5°С.

Средняя температура воздуха в июле : +16,8°С.

Среднегодовое количество осадков : 1124 мм.

Экономика

Транспортное судоходство.

Паромные переправы.

Рыболовство.

Достопримечательности

Скала Камень Опасности .
Город Корсаков (остров Сахалин): Корсаковский городской историко-краеведческий музей, старое здание Хоккайдо Токусеку Банка, Свято-Покровский мужской монастырь (1991 г.).
Город Вакканай (остров Хоккайдо): северный волнорез Дому, мемориальная башня Кайки.
Мыс Соя : обелиск на самой северной точке Японии, Башня молитвы (мемориал памяти погибших в авиакатастрофе южнокорейского «Боинга» KAL-007, сбитого советским истребителем), музыкальный монумент (автоматически проигрывает песню о мысе Соя).
■ Мыс Крильон : старая русская сигнальная пушка, маяк Тихоокеанского флота.

Любопытные факты

■ В действительности самая северная точка Японии находится на крохотном необитаемом острове Бэнтэндзима, расположенном в километре к северо-западу от мыса Соя.
■ В ясную погоду с Хоккайдо виден мыс Крильон на Сахалине.

■ Лаперузу не удалось совершить еще одно открытие в районе Сахалина. Поднявшись выше 51° с.ш., он - путем замеров ручным лотом - отметил постоянное уменьшение глубин. Поэтому сделал вывод, что Сахалин является полуостровом, соединенным с материком песчаным перешейком. между Сахалином и материком открыл русский адмирал Г.И. Невельской (1813-1876 гг.) в 1849 г.
■ Доказательством того, что корабли Лаперуза разбились у берегов острова Ваникоро, стало исследование современными средствами секстанта, найденного среди сохранившихся близ берегов Ваникоро обломков. На нем удалось прочитать гравировку: Merrier. А в соответствии с сохранившейся инвентарной описью имущества фрегата «Буссоль» на борту находился секстант, изготовленный неким «господином Мерсье».
■ Российский город-порт Корсаков на Сахалине и японский город-порт Вакканай на Хоккайдо - побратимы.
■ Северный волнорез Дому порта Вакканай обладает уникальной конструкцией, не имеющей аналогов в мире. Волнорез возвышается полуаркой на высоте 14 м над уровнем моря. Строение состоит из 72 колонн, его длина 427 м. Главное предназначение волнореза - защита города от сильного северо-западного ветра в зимнее время года.
■ Вблизи порта Корсаков действует завод по сжижению природного газа с причальным комплексом (единственный в России; введен в 2009 г. в рамках энергетического проекта «Сахалин-2»).

Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове нормальная погода.
Прибой мою тельняшку просолил,
И я живу у самого восхода.
А почта с пересадками летит с материка
До самой дальней гавани Союза.
И я швыряю камушки с крутого бережка
Далёкого пролива Лаперуза.
(Слова из одной известной песенки)

В каком океане находится пролив Лаперуза, какие моря соединяет и между какими островами он лежит? Об этом даже младший школьник скажет уверенно. Но порою приходится усомнится в том, что известно со школьной скамьи и еще раз проверить, где же находится знаменитый Лаперузов пролив?

Такой случай представился совсем недавно. Во время экзаменов в … одном известном учебном заведении.

На дворе лето. А еще ХХI век, новое тысячелетие, так сказать, идет уже не первый год. В этом известном военном институте, бывшем военно-морском училище, в разгаре летняя сессия. Для курсантов выпускного курса она последняя. Государственные экзамены и строгая флотская комиссия накаляют и без того нервную атмосферу.

У штурманов на экзаменах председательствует крупный флотский чин в звании капитана 1-го ранга. Заковыристость, въедливость и флотский юмор штурманского председателя известны уже не первый год. Особливо не шумит, но достает вопросами конкретно. Заработать хорошую оценку можно, но нужно попотеть.

А потеть штурманам пришлось в проливе Лаперуза …

В первый день председательствующий штурманила озадачил ну если не краснодипломного отличника, то уж авторитетного навигатора-выпускника:

Скажи-ка, милый, где же находится пролив Лаперуза?

Ожидая услышать бодрый ответ скороговоркой, но увидев на лице курсанта замешательство и изумление, председатель экзаменационной комиссии продолжил:

Не торопись, дружек, давай так – чтобы уж точно была у тебя пятерка, скажи, какие моря соединяет пролив Лаперуза?

Пролив Лаперуза? – уточнил молодой навигатор.

Да, пролив Лаперуза.

М …, пролив … Лаперуза …, - лепетал курсант, но ответить не решался. «Наверное, растерялся», - подумал каперанг и решил уточнить вопрос:

Не теряйся, дружок, ну не получается с морями, так скажи, между какими островами находится пролив Лаперуза?

Островами? – опять пытается уточнить пятикурсник, без пяти минут лейтенант.

Да, островами. Пролив Лаперуза находится между островами …, - растягивая слова, пытается вывести курсанта на правильный ответ флотский Председатель, но ответа и при этом не получает. Настроение у него сегодня отличное и чтобы добиться хоть какого-то положительного результата с проливом Лаперуза, председательствующий каперанг, теперь уже с робкой надеждой, спрашивает:

А в каком океане пролив Лаперуза находится?

Курсант с надеждой прямо и преданно смотрит в глаза каперангу, с его губ еле слышно даже не срывается, а просто сваливается шепот:

В … Индийском …

В ИНДИЙСКОМ?

В Индийском, - уже увереннее, но еще шепотом говорит курсант.

В ИНДИЙСКОМ!!! …, - и в воздухе повисает звенящая пауза. В аудитории становится как-то тихо-тихо. Председатель, он же каперанг, не отрываясь глядя на выпускника-навигатора, будущее штурманское светило, надежду и гордость флота, медленно приподнимается:

КУРСАНТ! … КУРСАНТ, ВОН!!! – отчетливо и отрывисто говорит каперанг … Через пролив Лаперуза! … В Индийский океан! … Между Сахалином и Хоккайдо … Бегом, гаденыш, из Японского моря в Охотское … ПРОЛИВОМ ЛАПЕРУЗА …

Курсант вылетает за дверь. Все та же тишина в аудитории.

Каперанг встает и подходит к карте Тихого океана, смотрит на Сахалин и Хоккайдо – пролив Лаперуза на месте.

Не говоря ни слова, возвращается и садится на председательское место.

Следующий …

На второй день председательствующий штурманила озадачивать навигаторов-выпускников проливом Лаперуза даже и не помышлял. Все шло своим чередом – выпускники с разной степенью уверенности лепетали о штурманских делах, что-то рисовали на картах, щелкали калькуляторами и немного удивленно посматривали на разные гидрометеорологические приборы, разложенные на длинном столе в аудитории. Чтобы не смущать штурманскую поросль неожиданными вопросами, флотский каперанг задавал несложные вопросы, в основном те, которые уже были вчера. Курсанты отвечали в общем-то в тему и даже атмосферное давление в аудитории измеряли барографом, может быть только немного ошибаясь в размерности единиц измерений. Гектопаскали, миллибары и миллиметры ртутного столба в стройную систему еще не выложились в юношеских головах.

По вопросам билета отвечал уже третий или четвертый по списку выпускник, когда, просматривая выпускную аттестацию и итоговые оценки в ведомости за пять лет обучения, Председательский глаз зацепился за пятерку в ведомости. Напротив предмета «Военно-морская география» в ведомости отчетливо выделялась оценка – «отлично». Эта пятерка била в глаза в однообразно длинном столбце остальных оценок «удовлетворительно». «Светоч!», - подумал экзаменатор и у него появилось жуткое желание задать какой-нибудь географический вопрос. Сомнений в том, что географическое светило может не знать ответа, в мыслях председательствующего даже не промелькнуло.

Скажи-ка, милый, какие моря Лаперузов пролив соединяет? – вкрадчиво спросил у курсанта, держащий его выпускную аттестацию Председатель комиссии.

Японское и Охотское, товарищ капитан 1 ранга, - не задумываясь ответил «географ» и засиял глазами.

Молодец! – у флотского глаза засияли так же, как у географа, - а где же находится пролив Лаперуза? – уже более уверенно был задан курсанту дополнительный вопрос по проливу Лаперуза.

Между островами Хоккайдо и Сахалин, товарищ капитан 1-го ранга! - все также бодро и уверенно отчеканил географ.

Довольный проверяющий повернулся к другим членам комиссии:

Ну что, знает! А вы говорили …, - как бы подтверждая правильность своих убеждений, что о проливе Лаперуза знает любой, каперанг, ни на секунду не сомневаясь, легко бросил географу:

Ну а теперь на карте покажи пролив Лаперуза.

… дальше наступила немая сцена. Географ на ватных ногах сделал несколько шагов к стене, на которой висела карта Тихого океана, невидящим взглядом посмотрел на разноцветное полотно карты. Пытаясь сообразить, а также помогая себе выпирающими из головы знаниями, он довольно громко начал бормотать, одновременно ища на карте:

Пролив Лаперуза соединяет Японское и Охотское моря …

Так, правильно, - подбодрил его председатель.

- … между островами Хоккайдо и Сахалин …

Указка географа поднялась к карте, описала непонятную дугу и ткнулась … где-то у берегов АВСТРАЛИИ …

У географа и вопрошающего председателя одновременно пропал дар речи. Еще секунду назад так симпатичные друг другу, они смотрели теперь как два зверя – заяц и волк. «Волчище-председатель», глядя на «зайца-географа», из-под густых черных бровей прорычал:

КУРСАНТ! … ГЕОГРАФ! … ВО-О-ОН!!! …

С заячьей прытью географ исчез за дверью, которая за ним даже не скрипнула.

Каперанг встал и подошел к карте Тихого океана, посмотрел на Сахалин и Хоккайдо – пролив Лаперуза на месте, Охотское и Японское моря тоже.

Не говоря ни слова, вернулся и сел на председательское место.

Следующий …

Третий экзаменационный день от других дней почти ничем не отличался. Разве что курсант пошел потяжелее. Потяжелее – это в смысле сообразительности. Умненькие и хитренькие старались посдавать экзамены в первые дни и спокойненько расслабляться, ожидая, когда теперь уже непременно, лейтенантские погоны лягут на плечи. Наиболее продвинутые и смекалистые вообще предпочитали пройти этап «ПРЕДЗАЩИТЫ» - предварительно, еще до начала экзаменационной сессии, показно для других защитить свою дипломную работу.

В третий день все было тяжелее. Чтобы не ставить выпускников в тупик, флотский председатель задавал вопросы только из «Навигационного минимума». Причем, отклонений от темы дипломной работы ни в коем случае не допускал.

По выполненным расчетам перехода корабля из Владивостока в Петропавловск-Камчатский докладывал крепкий середнячек. По всему чувствовалось, что над дипломом работал и может быть даже самостоятельно. На карте красной полосой выделялся проложенный маршрут: от Владивостока через Сангарский пролив, мимо Курильских островов и далее загибаясь к Камчатке и уходя в Авачинский залив. Наметанный флотский взгляд, брошенный на карту, сразу не уловил, но сориентировавшись понял – на карте НЕТ ПРОЛИВА ЛАПЕРУЗА. Вернее, есть, но он заклеен сверху плановой таблицей перехода корабля по маршруту. Плановая таблица надежно закрыла пролив Лаперуза, южную часть острова Сахалин и северную половину японских островов.

Не перебивая докладывающего дипломника, каперанг внимательно всматривался в карту со своего председательского места. Нервозность в нем была, но окружающим еще не передалась. Поерзав на стуле, флотский штурманила, тихо встал, бесшумно, не мешая докладчику, подошел к висевшей карте. Почти уткнувшись носом в красный маршрут, он прошелся взглядом (и носом тоже) от Владивостока до Камчатки.

Товарищ капитан 1-го ранга! Курсант … доклад по выполненной дипломной работе окончил! – оторвал его от карты дипломник.

Озорно взглянув на курсанта, председательствующий взял указку и протянул ее курсанту.

Скажи-ка, дружек, а есть ли еще маршрут, по которому корабль может дойти из Владивостока до Камчатки?

Из Владивостока до Камчатки можно пройти другим маршрутом, вот здесь …

Курсант уверенно вел указкой, но найти другой маршрут не получилось. Указка уперлась в таблицу, под которой должно быть находился этот другой маршрут.

Ну и где же этот другой маршрут пройдет? – с сарказмом уточнил стоящий рядом с курсантом офицер.

Здесь. Между островами …

Указка по-прежнему елозила по таблице и, подразумевалось, что под ней находятся Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза меж ними.

Между какими островами? – не очень требовательно уточнил каперанг.

Между островами … ЭТИМ.. и … ТЕМ …, - тыкал курсант в карту, не называя при этом островов.

А какой же пролив между островами ЭТИМ и ТЕМ?

Экзаменующий капитан 1-го ранга уже с явным удовольствием издевался над курсантом. По виду и особенно по глазам курсанта было видно – не знает он названий островов и пролива. Выдавить из трудненького все равно что-то было нужно и ему опять был задан уточняющий вопрос:

ЭТОТ японский остров называется Хоккайдо. Пролив между Хоккайдо и ТЕМ островом называется? – испытывающе испрашивал настырный каперанг …

ЛАПЕРУЗА?

ЛАПЕРУЗА!!! – обрадовался каперанг, - так, а ТОТ остров, значит, каким будет?

- … японским? – не то спросил, не то ответил утвердительно курсант. В глазах флотского штурмана мелькнула злая искорка.

Куда служить идешь, сынок? На мостике какого корабля стоять будешь?

В пограничники, - с явным удовольствием ответил курсант, думая, что вопросы на карте про острова и проливы окончились.

А что же ты, гад пограничный, Родину продаешь? – прошипел каперанг, - кто тебе право дал, Сахалин разбазаривать?! Думаешь табличку приклеил и нет острова?! Не хрена - не угадал, Сахалин и до тебя и после российским будет!

ВО-О-О-ОН!!!

Курсант, с залитым краской лицом, быстро проследовал по направлению указки за дверь. Повернувшись к карте, каперанг концом указки подцепил снизу приклеенную табличку и лихим движением … освободил Сахалин. Посмотрев внимательно и убедившись, что Сахалин, Хоккайдо и пролив Лаперуза на месте, офицер не спеша вернулся к столу и не говоря больше ни слова, сел на свое председательское место. Он явно испытывал удовольствие от того, что Сахалин сегодня отстояли и его роль в этом святом деле была не последней.

Следующий …

В последующие дни при сдаче экзаменов и защите дипломных работ Председатель экзаменационной комиссии выпускников-штурманов о проливе Лаперуза не спрашивал. Но к карте подходил каждое утро перед началом экзамена. По всей видимости, он убеждался в том, что пролив Лаперуза с утра находится там, где ему и положено находиться – между островами Сахалин и Хоккайдо и соединяет он все так же моря Японское и Охотское. Отходил каперанг от карты с улыбкой, которая была как-то по-французски загадочной.

Михайлов М.И.
Владивосток, июнь 2005 г.

ПРОЛИВ ЛАПЕРУЗА

Великий французский мореплаватель Жан-Франсуа де Гало, граф де Лаперуз (22 августа (1741 - неизв. 1788)- офицер военно-морского флота. Его именем назван пролив Лаперуза (разделяет Сахалин и Японию), открытый им.

Весной 1787 года Лаперуз обследовал берега Восточной Азии, той ее части, о которой европейцы имели смутное представление. «Буссоль» и «Астролябия» медленно продвигались на север. Они пытались пройти Татарский пролив, отделяющий Сахалин от континента. Никто еще не знал, остров ли Сахалин или же часть материка. Высадившись на берег, Лаперуз попытался выяснить это у местных жителей - орочей. Один из них, глубокий старец, палкой начертил на земле схему, из которой стало ясно: Сахалин - остров. Это подтвердил и молодой туземец. Он взял у Лаперуза лист бумаги, быстро нарисовал карандашом план и знаками показал, что корабли французов могут, направляясь на север, выйти в открытое море.

Лаперуз долго размышлял, пересматривая свои записи и наконец осознал:

"Остров Сахалин и есть остров, который японцы называют Оку-Иессо, а остров Чича, отделенный от него каналом шириной двенадцать лье, а от Японии Сангарским проливом, -- остров Иессо, который тянется до Сангарского пролива. Курильская цель находится гораздо восточнее, она образует с Иессо и Оку-Иессо второе море, которое сообщается с Охотским. Попасть из этого второго моря к берегам Татарии можно либо через Сангарский пролив, либо через вновь обнаруженный пролив между Сахалином и Иессо". " (Запись из дневника Лаперуза).

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ЛАПЕРУЗА

Однажды, когда корабль Жана Лаперуза в зашел пополнить запасы пресной воды на остров Маврикий, Лаперуз встретил на набережной очаровательную дочь простого служащего и влюбился в нее с первого взгляда.Чувство оказалось взаимным. И спустя некоторое время Жан сделал девушке предложение. Этот поступок вызвал гнев отца Лаперуза, который не мог понять, как его сын-аристократ мог связать судьбу с безродной креолкой, к тому же без всякого приданого. Его непоколебимое «нет» едва не разбила Жану сердце. И все же свадьба состоялась. Красавица-креолка стала его женой, правда, только после смерти старого графа через несколько лет.

Всего же в районе острова Маврикий Лаперуз провел более пяти лет. Несмотря на молодость он быстро завоевал репутацию настоящего морского волка, и даже среди противников-англичан и многочисленных пиратов ходили легенды о его благородстве. Так, в 1782 году Лаперузу было дано ответственное и опасное задание: незаметно проникнуть в Гудзонов залив, уничтожить английские торговые фактории и разрушить военные форты. Без точных карт, в сложных погодных условиях Лаперуз блестяще выполнил порученное ему дело, проявив при этом такое великодушие, что сразу стал известен и во Франции и в Англии. Захваченных в плен англичан он отпустил на свободу с оружием, снабдил продовольствием и даже вернул им секретные карты с условием, что они будут опубликованы.

Продолжение следует

Источники:
1. Aнатолий Семенович Варшавский Следы на дне
2. Загадка Лаперуза.Плавание и загадочное исчезновение экспедици Жана Франсуа Лаперуза
http://lady.webnice.ru/blogs/?v=1937
3. Википедия, интерне-сайты

Пролив Лаперуза на карте — границами пролива служат: на западе - условная линия, соединяющая мыс Кузнецова с мысом Носяппу, на востоке - линия, соединяющая мыс Анива с мысом Камуи. Через пролив Лаперуза проходят важные пути сообщения, связывающие порты Японского моря с портами Охотского моря, Берингова моря и северной части Тихого океана. Плавание по проливу Лаперуза затруднено снегопадами, туманами или дождями, ограничивающими видимость почти до нуля.

Всего 43 км разделяют Россию и Японию в самом узком месте пролива.
Это место находится между мысом Крильон (остров Сахалин) и мысом Соя (остров Хоккайдо). Мыс Крильон - самая южная точка полуострова Крильон и всего острова Сахалин. Название он получил по имени французского полководца Луи де Бальбесде Крильона (1543-1615 гг.), а назвал его так Лаперуз, открывший мыс, когда его экспедиция уже покидала акваторию Сахалина. Недалеко от мыса находится скала Камень Опасности - совершенно лишенная растительности, возвышающаяся над водой на 5,2 м. Это излюбленное лежбище тюленей и сивучей, рев которых слышен на большом расстоянии. У этого места чрезвычайно недобрая слава: здесь произошло немало кораблекрушений.

Мыс Соя - самая северная точка Хоккайдо и, как считается, всей Японии. Здесь находится один из крупных городов-портов в районе пролива - Вакканай. Паромная переправа через пролив связывает его с российским городом-портом Корсаков на Сахалине, в бухте Лососей (это один из самых крупных портов на острове). Но в зимние месяцы он практически не действует: акватория бывает плотно запружена массивными дрейфующими льдами. Через пролив Лаперуза проходит путь каботажных судов из Владивостока к портам Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Корсаков и портам Чукотского полуострова.

Судоходство по проливу Лаперуза сопряжено с большими трудностями и требует от капитанов и штурманов большого опыта. В период с декабря по апрель пролив забивается льдом, дрейфующим из Охотского моря и Татарского пролива. Сила течений здесь такова, что при наличии ветра они могут снести судно с курса в любую сторону на значительное расстояние. Климат в районе пролива Лаперуза комфортным тоже не назовешь. В течение года над ним проходит около ста циклонов, сопровождающихся туманами, резким усилением ветра. А в конце лета - в начале осени нередки еще и тайфуны, когда ветер становится штормовым (более 40 м/с) и непрерывно идут сильные дожди.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Пролив между российским островом Сахалин и японским островом Хоккайдо, Охотским и Японским морями, важнейшее звено судоходных путей Дальнего Востока.
Морская граница между Российской Федерацией и Японией.
Происхождение:
тектоническое.
Острова: Камень Опасности (Россия), Бэнтэндзима (Япония).
Крупнейшие города-порты: Корсаков (остров Сахалин) - 33 526 чел. (2010 г.), Вакканай (остров Хоккайдо) - 38 944 чел. (2010 г.).
Языки: русский, японский. Денежные единицы: российский рубль, японская иена.

ЦИФРЫ
Длина: 94 км.
Ширина (наименьшая):
43 км.
Максимальная глубина:
118м.
Наименьшая глубина фарватера: 27 м.

КЛИМАТ
Умеренный муссонный. Средняя температура воздуха в январе: - 5,5°С. Средняя температура воздуха в июле: +16,8°С. Среднегодовое количество осадков: 1124 мм.

ЭКОНОМИКА
Транспортное судоходство. Паромные переправы. Рыболовство.
— В действительности самая северная точка Японии находится на крохотном необитаемом острове Бэнтэндзима, расположенном в километре к северо-западу от мыса Соя.
— В ясную погоду с Хоккайдо виден мыс Крильон на Сахалине.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
— Скала Камень Опасности.
— Город Корсаков (остров Сахалин):
Корсаковский городской историко-краеведческий музей, старое здание Хоккайдо Токусеку Банка, Свято-Покровский мужской монастырь (1991 г.).
— Город Вакканай (остров Хоккайдо): северный волнорез Дому, мемориальная башня Кайки.
— Мыс Соя: обелиск на самой северной точке Японии, Башня молитвы (мемориал памяти погибших в авиакатастрофе южнокорейского «Боинга» KAL-007, сбитого советским истребителем), музыкальный монумент (автоматически проигрывает песню о мысе Соя).
— Мыс Крильон: старая русская сигнальная пушка, маяк Тихоокеанского флота.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
— Лаперузу не удалось совершить еще одно открытие в районе Сахалина. Поднявшись выше 51° с. ш., он - путем замеров ручным лотом - отметил постоянное уменьшение глубин. Поэтому сделал вывод, что Сахалин является полуостровом, соединенным с материком песчаным перешейком. Татарский пролив между Сахалином и материком открыл русский адмирал Г. И. Невельской (1813-1876 гг.) в 1849 г.
— Доказательством того, что корабли Лаперуза разбились у берегов острова Ваникоро, стало исследование современными средствами секстанта, найденного среди сохранившихся близ берегов Ваникоро обломков. На нем удалось прочитать гравировку: Mercier. А в соответствии
с сохранившейся инвентарной описью имущества фрегата «Буссоль» на борту находился секстант, изготовленный неким «господином Мерсье».
— Российский город-порт Корсаков на Сахалине и японский город-порт Вакканай на Хоккайдо - побратимы.
— Северный волнорез Дому порта Вакканай обладает уникальной конструкцией, не имеющей аналогов в мире. Волнорез возвышается полуаркой на высоте 14 м над уровнем моря. Строение состоит из
72 колонн, его длина 427 м. Главное предназначение волнореза - защита города от сильного северо-западного ветра в зимнее время года.
— Вблизи порта Корсаков действует завод по сжижению природного газа с причальным комплексом (единственный в России; введен в 2009 г. в рамках энергетического проекта «Сахалин-2»).