Принципы обучения

План изучения темы.

1. Соотношение законов, закономерностей, принципов и правил обучения

2. Исторический обзор развития принципов обучения в истории педагогики. Принцип природосообразности обучения

3. Характеристика принципов обучения

4. Правила обучения.

5. Реализация принципов обучения в детском саду.

1. Соотношение законов, закономерностей, принципов и правил обучения.

Принципы обучения – исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся, требования к учителю и учебной деятельности учащихся.

Каждый принцип обучения выражает определенную закономерность обучения. Например, «во все времена обучение оказывает воспитывающее воздействие на тех, кто учится», «знания должны даваться в системе» – это закономерности обучения. Возникают определенные требования к процессу обучения с точки зрения этой закономерности. Принцип обучения выражает эти требования, т.е. принцип обучения выражает закономерность обучения.

В основе принципов обучения лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.

Закономерност ь отражает объективные, устойчивые, существенные, необходимые, общие, повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи («как правило»). Строго зафиксированные закономерности называются законами.

Закономерности определяются как законы в том случае, если

· четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливаются взаимосвязь,



· исследованы вид, форма и характер этой связи,

· установлены пределы действия (проявления) связи.

Многие педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводятся несколько принципов обучения.

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы, принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность.

В современной педагогике проблема принципов обучения является дискуссионной. Ученые предлагают различные названия и неодинаковое количество принципов обучения. Ряд ученых предлагают не выделять отдельно принципы обучения и принципы воспитания, а предлагают их объединить и рассматривают принципы организации целостного педагогического процесса. Но всегда сохраняются те принципы, которые отражают закономерности обучения и помогают управлять учебным процессом.

В теории и практике можно выделить следующие принципы обучения.

1. воспитывающий характер обучения

2. принцип научности.

3. принцип систематичности и последовательности.

4. принцип доступности.

5. принцип наглядности.

6. принцип сознательности и активности.

7. принцип прочности знаний.

8. принцип индивидуализации обучения (сочетание индивидуальных и коллективных форм работы)

9 принцип связи теории с практикой.

Между принципами обучения существует тесная взаимосвязь. Нарушение одного из них влечет нарушение другого.

Из принципов обучения вытекает правило обучения – они определяют характер отдельных приемов учителя и ведут к реализации принципов. Правила конкретизируют принципы обучения, раскрывают его, показывают как именно надо действовать.

Задание на уроке . Составьте схему соотношения изученных вами категорий. На основе изучения нового учебного материала, можно предложить следующую схему соотношения основных понятий урока, которая предложена в учебнике педагогика под ред. И.П. Подласого на с. 441.

Исторический обзор развития принципов обучения в истории педагогики.

Принцип природосообразности обучения

Впервые в истории педагогической мысли Я.А. Коменский разработал систему принципов обучения. Он их назвал основными положениями, на которых должен строится учебный процесс. Принципы обучения он выводил из основных законов природы людей. Обучение как одна из сторон развития человека подчиняется этим общим законам. Эта идея получила название «природосообразности обучения».

Жан Жак Руссо не обосновал специальных принципов обучения. Однако говорил о необходимости контакта ребенка с природой, как основе учебного процесса.

Иоганн Генрих Песталоцци обосновало вслед за Коменским принцип наглядности обучения, но характеризовал ее как средство развития логического мышления. Само содержание образования он выводил из принципа наглядности.

Большой вклад в разработку принципов обучения внес Константин Дмитриевич Ушинский , который дал им глубокое психологическое обоснование. Среди них следующие принципы:

· воспитывающий характер обучения,

· народности обучения,

· систематичности,

· доступности и посильности обучения,

· прочности знаний,

· сознательности и активности обучения, наглядности обучения.

Формулировки и количество принципов менялось в истории педагогики (Ю.К. Бабанский, М.А.Данилов, Б. П. Есипов, Т.А. Ильина, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.), что говорит о недостаточной разработанности объективных законов педагогического процесса.

Урок 2,3. Характеристика принципов обучения

Воспитывающий характер обучения.

Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. Обучение здесь играет большую роль. Однако это сложный процесс, у ребенка возникает нежелание учиться и т.д. возникает необходимость управлять процессом с точки зрения выполнения задач воспитания. Реализация этого принципа включает несколько направлений:

Формирование научного мировоззрения, диалектико-материалистического понимания мира;

Воспитание моральных качеств личности и волевых черт характера;

Развитие эстетических чувств и эмоций, связанных с учебным процессом, управление процессом формирования чувств и эмоций.

Мировоззрение формируется на уроках, поэтому необходимо связывать все факты с практикой, с личным опытом учащихся. На каждом уроке учитель создает тенденции к обобщению, к представлению общей картины мира. Это и есть начало формирования материалистического мировоззрения.

На уроке обязательно должны воспитываться и развиваться моральные качества (дисциплинированность, решительность, чувство коллектива, активность). Необходимо вызвать у ребенка желание совершенствовать свое поведение в соответствии с моральными нормами и требованиями.

Урок оказывает воспитывающее влияние на формирование нравственных качеств, если изучаемый материал возбуждает у детей глубокие чувства и переживания.

Принцип научности обучения.

Научное познание заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению. Научные знания – правильное отражение действительности. Научными знания становятся тогда, когда в них отражается закономерности окружающего мира, внутренних существенных свойств и взаимосвязи предмета, явлений.

Учебные предметы включают научные знания, но не всю науку сразу. Логика науки влияет на научность учебного материала, но содержание учебного предмета формируется под действием психолого-педагогического обоснования, возраста детей, традиций. Например, категория имя существительное изучается с 1 по 6 класс, где с каждым годом углубляется научная характеристика этой темы. Т.е научные знания могут с разной глубиной отражать действительность, не преставая быть научными. Важно не допускать упрощенчества, примитивизма.

Принцип систематичности и последовательности

Обучение ставит задачу познать мир таким, каков он есть. Система в окружающем мире требует системы в обучении. Эта система возникает на основе познания взаимосвязи объектов реального мира. Учебная программа определяет какие теоретические и практические знания должен получить ученик. Однако, система учебного материала формируется под воздействием факторов возраста учащихся, их психологических и биологических особенностей, уровня развития, подготовленности учителя. Необходимо знать и представлять саму науку в системе, найти систему изучения программного материала, которая соответствовала бы возрастным возможностям усвоения знаний.

Школьникам важно не просто запомнить факт, сведения, а уметь думать над способами решения задачи. Объяснение должно быть направлено на формирование познавательной активности, логических операций, которые необходимы для усвоения учебного материала. Тщательно продуманная система объяснения на уроке является фактором умственного развития учащихся, где школьник с первых дней приучается мыслить последовательно и обоснованно.

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

3.2.6. Принципы систематичности, последовательности и прочности в обучении

Принцип систематичности и последовательности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, навыков, умений, профессионально-важных качеств, их последовательное развитие, совершенствование и на этой основе введение новых знаний, формирование новых навыков и умений.

Данный принцип предполагает обучение и усвоение знаний в определенном порядке, строгой системе. Это относится как к содержанию, так и к процессу обучения.

В основе этого принципа лежат определенные закономерности:

1. Человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира.

2. Процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении.

3. Средством формирования навыков и умений служит лишь такое обучение, которое определенным образом организовано.

Указывая на огромное значение принципа систематичности и последовательности обучения, К. Д. Ушинский писал:

Только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.

Принцип систематичности и последовательности требует от командира, педагога выполнения следующих дидактических правил:

строгого соблюдения логики учебного процесса в соответствии с учебными планами, программами, расписанием занятий;

формирования системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;

системного распределения изучаемого материала по периодам обучения, выделения в материале главного;

сохранения преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения: каждое новое занятие – это логическое продолжение предыдущего (как по содержанию, так и по характеру, способам выполняемой военнослужащими учебно-познавательной деятельности);

использования схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логической подачи учебного материала;

проведения межпредметных связей;

координации деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности;

учета и оценки знаний, чтобы контролировать и выявлять качество успеваемости обучаемых и степень усвоения учебного материала.

Требования этого принципа распространяются на подготовку не только собственно военнослужащего, но и подразделений, частей, кораблей.

Принцип прочности в обучении способствует тому, чтобы знания, навыки, умения, опыт, морально-психологические и профессиональные качества были устойчиво закреплены.

Современный бой требует от личного состава исключительно прочных знаний, навыков, умений. Военнослужащему необходимо не только выполнять приказы командира, но и решать самостоятельные задачи, опираясь на свои знания и опыт. Ф. Энгельс отмечал:

Солдат, который все еще должен порыться в памяти или в уме, чтобы понять, чего требует от него поданная команда, принесет батальону больше вреда, чем пользы.

Прочность знаний, навыков и умений очень важна и в дидактическом плане. Чем прочнее знания, навыки и умения у военнослужащих, тем быстрее и основательнее они овладевают новым учебным материалом.

Данный принцип требует не только долговременного запоминания знаний, но их интериоризации, формирования позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверке.

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению. Память действует избирательно, и поэтому в ней лучше закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный учебный материал. На неразрывную связь глубокого осмысления и запоминания указывал еще Я. А. Коменский. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком». При этом он считал необходимым, чтобы «сегодняшнее закрепляло вчерашнее и открывало путь к завтрашнему».

Прочность усвоения знаний, навыков, умений достигается при соблюдении следующих дидактических правил:

использовать разнообразные подходы, формы, методы обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению, снижает эффективность усвоения;

активизировать мысль обучающихся, ставить вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей;

осуществлять систематическую проверку и оценку знаний, регулярно повторять пройденный материал;

делать установку на длительное запоминание с опорой на все виды памяти и способы запоминания;

при освоении навыков обеспечивать медленные, безошибочные действия обучаемых при первичном ознакомлении с материалом и операциями, постепенно сокращая сроки их выполнения и соблюдая высокое качество отработки действий;

в начальной стадии выработки навыков и умений осуществлять постоянные систематические тренировки при неизменных условиях, а по мере их автоматизации – и в изменяющихся.

Принцип опирается на следующие научные положения, иг­рающие роль закономерных начал: человек только тогда облада­ет настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отра­жается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является оп­ределенным образом организованное обучение; система науч­ных знаний создается в той последовательности, которая опре­деляется внутренней логикой учебного материала и познава­тельными возможностями учащихся; процесс обучения, состоя­щий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, наруше­ний последовательности, неуправляемых моментов; если систе­матически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоян­но будут испытывать затруднения в своей мыслительной дея­тельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие.

1. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последова­тельно их реализуйте, приучайте к этому учащихся.

2. Не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рас­смотрение которого не рассчитываете.

3. Не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.

4. Учебный предмет - уменьшенная копия науки. Покажи­те учащимся ее систему, формируйте понятие о своем предмете как о частице науки, реальной действительности. Постоянно используйте межпредметные связи.

5. Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоре­тических знаний: а) установите объект и предмет (природы и научной теории); б) изложите основания теории; в) раскройте

инструментарий теории; г) объясните следствия теории; д) по­кажите границы ее применения.

6. Помните, то, что является элементарным и простым ис­торически и логически, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения: поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание учащихся.

7. Следует обеспечивать преемственность как в содержа­нии, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами.


8. Используйте передовые достижения методики обучения:

составляйте со своими учащимися опорные конспекты, струк­турно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.

9. Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обу­чении.

10. К кратким и обобщающим повторениям нужно прибе­гать не только в начале урока, когда обычно обобщают ранее изученный материал, и не только при его окончании - для за­крепления рассмотренной в ходе урока основной проблемы, но и после изложения отдельных частных вопросов.

11. Ничего не следует добавлять к объяснению нового мате­риала, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в те­му урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение важнейших идей на весь период учебно-воспитательного про­цесса в соответствии с содержанием обучения и возможностя­ми учащихся.

12. Проводите повторение изученного не только в начале урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока.

13. Учителя всех учебных предметов, а не только учителя языка должны следить за способом и формой выражения мыс­ли учащимися на всех уроках.

14. Постоянно и терпеливо приучайте своих учащихся к са­мостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая

возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменяйте учащихся, лучше помогите им.

15. Следует чаще показывать учащимся перспективы их обучения.

16. Не злоупотребляйте актуализацией чувственного опыта и опорных знаний, их следует вспомнить ровно столько, чтобы хватило" для введения нового, не делайте проблемы из триви­альных знаний, вещей, известных каждому.

17. Не забывайте, что понимание системы требует логики, а формирование ее - также чувств и эмоций. Обучайте энергич­но, с подъемом, используйте яркие факты из жизни, литерату­ры: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.

18. В конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации.

19. Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправляйте ошибки учащихся, допущенные в устных ответах и письмен­ных работах, приучайте учащихся к систематическому анализу собственных ошибок.

20. Не следует возбуждать деятельность уставших учеников искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности. Придерживайтесь физических норм умственной активности учащихся, предусматривайте и планируйте ее спа­ды и подъемы.

21. Глубокие истины превращаются в банальные фразы, если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспи­тательный процесс - тот, в котором присутствуют мысль, мо­раль, чувство.

22. Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств достичь за один урок того, что в условиях естественного обу­чения учащиеся могут усвоить на протяжении нескольких занятий.

23. Требуйте от учащихся усвоения системы знаний, уме­ний, навыков по каждому разделу и по всей программе.

24. Помните, что сформировавшаяся система знаний - важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее - с боль­шим трудом.

25. Не забывайте советЯ.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все

сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

26. Будьте наблюдательным, приучайте своих учащихся по­стоянно систематически и целенаправленно наблюдать и ви­деть существенное в явлениях, предметах, человеческих отно­шениях.

последовательность систематичность обучение математика

Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной и практической деятельности учащихся. протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Принцип систематичности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически - это значит при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

Важное значение принцип систематичности и последовательности приобретает в выработке у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с книгой, в воспитании у них навыков организованности и последовательности в приобретении знаний. Систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики. Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения:

а) от простого к сложному;

Следовать в обучении от простого к сложному означает, что изучение учащимися фактов, явлений, закономерностей, понятий и т. п. должно начинаться с наиболее простых, с тем чтобы подготовить их к пониманию более сложных. Это положение касается как теоретического, так и практического учебного материала.

  • б) от легкого к трудному;
  • в) от известного к неизвестному;

Необходимо помогать учащимся овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности. Нужно логически увязывать неизвестное с неизвестным, приучать думать и действовать самостоятельно. Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.

г) от представлений к понятиям;

Перед введением определения математического понятия на уроке математики учитель должен проделать большую подготовительную работу теоретического характера: выяснить вид определения математического понятия (родо-видовое, генетическое, по соглашению и т.д.), его логическую структуру, построить по необходимости родословную понятия.

д) от знания к умению, а от него к навыку.

В заключение отметим, что успешная реализация принципа систематичности и последовательности в обучении во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.

Замечание 1

Принцип последовательности предусматривает осуществление процесса обучения в определенном последовательном порядке. Данный порядок предполагает, что каждый последующий элемент логически связан с предыдущим. То есть сущность последовательности обучения заключается в связи получения последующих знаний с полученными ранее. Таким образом, происходит подготовка дальнейшей ступени в познавательном развитии детей.

Понятие и характеристика принципа последовательности обучения

Принцип последовательности обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой усвоение знаний происходит в определенно установленном порядке.

Основное требования данного принципа – это логичность построения и содержания учебного процесса.

На современном этапе существования и развития педагогики, принцип последовательности обучения, заложен в основу учебных планов и программ, реализуемых в учебных заведениях. Согласно учебному плану (программе) изучаемые предметы расположены в определенной логичной последовательности.

Составление учебных программ, согласно принципу последовательности обучения, осуществляется для каждого отдельного предмета, а так же для всего учебного процесса (например, учебный план на год, для конкретного класса; расписание уроков и т.д.). Расположение учебного материала, в рамках конкретной учебной программы, происходит исходя из психологических и возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня их знаний и умственных возможностей.

В основе принципа последовательности лежат следующие закономерности:

  • ребенок только тогда может понять и усвоить учебный материал, когда он имеет полноценное представление о нем (то есть обучение должно идти от «общего» к «частному»);
  • если нет логичной последовательности и системы в преподаваемом предмете, то процесс обучения детей замедляется;
  • только последовательно и логично организованное обучение способствует формированию системы знаний.

Принцип последовательности обучения не является раз и навсегда установленным и неизменным, на сегодняшний день в ряде современных школьных программах он подвергся значительному изменению. Некоторые учебные материалы изучаются детьми намного раньше, нежели это было ранее. Связаны такие изменения с тем, что современные дети перед поступлением в школу владеют достаточно обширными знаниями.

При осуществлении ряда работ, педагогу приходится отступать от данного принципа и немного нарушать последовательность подачи учебного материала. Чаще всего это происходит при осуществлении различного рода творческих работ, в этом случае такое отступление рационально и мотивировано.

Замечание 2

Принцип последовательного обучения распространяется как на учителя, так и на учеников.

Со стороны учителя последовательность проявляется в строгом соблюдении схемы построения урока, порядке изложения материала, повторения, закрепления и проверки пройденного материала.

Со стороны учеников последовательность – это навыки самостоятельной работы, рационального планирования учебной деятельности и собственных сил, составление логичных планов по освоению учебного материала, выполнению заданий (как на уроке, так и дома).

Принцип последовательности связан с такими принципами как системность и прочность. Данная взаимосвязь обусловлена психологическими особенностями высшей нервной системы человека. Во главе последовательности и системности «стоит» мышление, которое способствует установлению связей и ассоциаций. В том случае, если учебный материал преподается последовательно и систематично, то ассоциативный ряд крепче, соответственно и полученные знания усваиваются лучше и в большем объеме.

Принцип последовательности способствует формированию и развитию у детей мыслительной деятельности и приемов обобщения. Установление подобного рода деятельности осуществляется в рамках каждого учебного предмета, формируя в итоге целостную картину мира, на основе межпредметных связей.

Замечание 3

Таким образом, принцип последовательности обучения не является изолированным принципом, он находится во взаимосвязи и взаимозависимости с иными принципами обучения.

Правила реализации принципа последовательности обучения

Реализация принципа последовательности обучения осуществляется на основании соблюдения следующих дидактических правил:

  1. Организация и реализация учебного процесса осуществляется в строгой последовательности, установленной учебным планом, программой или расписанием.
  2. Усвоение знаний детьми должно осуществляться на основании понимания каждого учебного предмета, а также понимания взаимосвязи учебных предметов между собой.
  3. Учебный материал преподается детям последовательно, начиная с «общего» и постепенно переходя к выделению и усвоению «главного».
  4. Соблюдение логичности педагогического процесса, который организован последовательно: каждое новое занятие – это логическое продолжение предыдущего. То есть, знания, полученные на предыдущем уроке, будут основой для новых знаний.
  5. Принцип последовательности необходимо применять в комплексе с иными принципами: системности, индивидуальности, наглядности, медпредметности и т.д. В этом случае возможна организация оптимального учебного процесса, в результате которого будет получено и усвоено больше учебного материала.
  6. Принцип последовательности распространяется не только на организацию учебного процесса, но и на все субъекты данного процесса (учитель и ученики).
  7. Принцип последовательности должен опираться на психологические и возрастные особенности детей, а также учет их умственного развития и возможности.