Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определённый период развития ЛЯ, т.е. правила произношения, словоупотребления, грамматические, стилистические правила и другие, принятые в общественно-языковой практике.

Норма изменяется. Каковы же причины изменения норм? Сущ-ет 2 направления изучения: 1. традиционное (с 20-х гг.20 века) – поиск законов.

2. связано с поиском антиномий – неразрешимых

противоречий (склад. во второй пол20 века).

В традиционном направлении выделяют два типа причин (оба типа тесно связаны между собой):

1. Социальные (экстралингвистические)

2. Языковые (лингвистические)

Языковые (лингвистические)

· Давление системы языка (заимствованные слова приспосабливаются к РЯ в склонении) %бульон, батальон, макинтош, сэр (в англ.не склоняется)

· Закон аналогии

% Сущ. Р.п., м.р. в некоторых случаях имеют два окончания: чая/чаю (окончания из разных типов склонений, кот.были в ДРЯ)

% Окончания косвенных падежей притяжательных прил. Раньше были усечённые: сестрина платка, сестрину платку. Сейчас это уже архаизмы, победили варианты с полным окончанием: сестриного платка по аналогии с окончаниями качественных прил.: красивого платка.

% Ошибка в употреблении формы двувидового глагола (тоже по аналогии): организовывает. Норма – организует.

· Закон экономии языковых средств

а) фонетика – редукция, неполный стиль произношения % щас, здрасьте.

б) словообразование – аббревиация % МАПРЯЛ, СМИ, МХК.

в) морфология % Сущ. ж.р. на –ою (зимою, весною) -» сущ. на –ой (зимой, весной). У прил.и числит. почти нет –ою. У мест. – равноправие.

г) синтаксис % Рассмотрен на кафедре = Рассмотрен на заседании кафедры.

д) лексика – сплошные сокращения в разговорной речи. %У него температура.

Несомненно, языковые причины связаны с неязыковыми (социальными).

Появление письменности (соц.причина)=» сближение письма с языком по закону аналогии (языковой закон)

Развитие экономики, успехи в области науки и техники (соц.причины)

=» а) Изменение лексико-фразеологических норм: приходит огромное количество новых слов, обозначающих новые реалии (компьютер и др.техника), в то же время вместе с реалиями уходят старые слова (%совхоз, комиссары, комсомол).

б) Изменение орфоэпии % борьба старомосковского и новомосковского произношения (характер постфикса –ся; ассимилятивное смягчение-несмягчение; характер сочетания «чн», слово «дождь» и т.д.). Уже в 50-х гг.многие говорили по-новому. В СРЯ норма старомосковская – тоже норма, но уходящая. До недавнего времени в театре учили лишь старомосковским нормам. В школах до сих пор многие учителя внедряют нормы старомосковского произношения.

в) Изменение в словообразовании. Сущ. с суффиксом –ша в царское время – просторечные, в советское – разговорные. Кроме того, произошел семантический сдвиг: раньше «генеральша» - жена генерала, сейчас – обозначение женщины по профессии (потеряна семантическая связь) %генеральша, секретарша.

Второе направление изучения изменений норм – это поиск антиномий , т.е. неразрешимых противоречий. (Оно складывается во второй пол.20 века).

В книге Лексика СРЛЯ, - М., 1968 г. указываются следующие антиномии:

1) Антиномия кода и текста

% Название университетов: КГУ (м.б. и Куйбышевский, и Кишинёвский) –» КуГУ –» СГУ (м.б.и Самарский, и Саратовский) –» СамГУ

2) Антиномия узуса и закона

% у гл. есть первое лицо, но у гл. «победить» нет.

3) Антиномия стандарта и экспрессии

% штампы газете необходимы, но злоупотреблять ими нельзя.

4) Антиномия смыслового и грамматического (формы и содержания)

% Врач пришёл или Врач пришла (про женщину) – предпочтительнее второй вариант, т.е. содержание преобладает над формой.

Проблема исторически обусловленных вариантов норм современного литературного языка. Определение и сущность вариантов. Вопрос об их границах. Пути и причины их возникновения и роль в развитии современного русского языка.

Типы вариантов по формальному признаку и по отношению к норме, различия литературных вариантов.

Норма с одной стороны стабильна, устойчива, с другой склонна к изменчивости под влиянием объективных языковых процессов. Эволюция языка неизбежно предполагает стадию сосуществования двух (а иногда и более) способов выражения. Непрерывное развитие языковой системы, сохранение старых и возникновение новых элементов, постоянное воздействие внеязыковых факторов и т.п. приводит к накоплению однозначных явлений, становящихся как бы «избыточными» и приходящих в противоречие друг с другом. проблема возникает в тех случаях, когда в языковой системе имеются варианты средств обозначения «одного и того же».

Вариантность – сосуществование параллельных способов выражений, имеющих одинаковое лексическое значение. Вариантные нормы распространенное явление живого русского языка: твОрог-творОг, пЕтля-петлЯ, жЁлчь-жЕлчь и т.д.

Причины возникновения вариантов норм могут быть различными. На возникновение вариантов влияют те же основные законы, которые действуют в языке: закон аналогии (% смещение ударения к началу слова у слов м.р.: тОкарь-токАрь, бОндарь-бондАрь), экономии речевых усилий (перемещение ударения на конец слова в многосложных словах, н-р, глаголы на –ировать: премировАть-премИровать), закон обогащения (использование вариантов в различных значениях, с различной сочетаемостью или даже в переносном (ироническом), н-р, контексте) и др. Источником вариантов, появляющихся в литературном языке наряду с нормой, может быть разговорная речь, диалект или «модный» иностранный язык (влияние последних двух намного ниже, нежели влияние разговорной речи).

Можно выделить 4 основных этапа развитии норма в языке. На первом этапе господствует единственно верная форма, ее вариант находится за пределами литературного языка и считается неправильным (н-р, раньше в словарях – только звонИт).

На втором этапе вариант, который был неправильным, уже проникает в литературный язык, считается допустимым (помета в словарях доп. ) и в зависимости от степени распространения может квалифицироваться как разг. по отношению к ранней норме или даже равноправный с ней (помета в словаре И: звонИт и звОнит). На третьем этапе старшая норма теряет свою главенствующую роль, окончательно уступает место младшей норме и переходит в разряд устаревших норм (устар. ). На четвертом этапе младшая норма становится единственной нормой литературного языка. Старшая же норма становится архаизмом (примеры: кофе, пальто).

Роль вариантных форм:

1) поддерживают преемственность речевых навыков и избавляют от крутых поворотов в истории языка;

2) варианты могут расходиться по своему значению или сфере употребления. Такие варианты становятся важным стилистическим средством:

н-р, учителя – учители

в отпуске – в отпуску (разгов.).

По формальному признаку можно выделить такие варианты:

Акцентологические: родИлся-родилсЯ, мышлЕние-мЫшление;

Фонетические: будничный-буднишний, декан-д’екан

варианты грамматических форм: трактоы-трактора, чая-чаю, на мысе-на мысу

Морфологические: ставень-ставня, спазм-спазма

Словообразовательные: напрказить-напроказничать, лаконичный-лаконический

Синтаксические: исполненный отвагой-исполненный отваги, ждать поезда-ждать поезд.

В словарях возле вариантов можно увидитьь такие пометы. Они обозначают, что вариант этот допустимо использовать в определенных сферах общения:

Профессионализмы (дОбыча-добЫча, наркомАния)

Разговорные варианты (мышлЕние-мЫшление)

Устаревшие варианты (фОльга-фольгА) – или вообще вышли из сферы употребления, или используются в художественной речи как образные средства.

По отношению к норме варианты могут быть:

Неравноправные (с пометой разг., доп., арх .) – норма 3 степени- подвижная;

Равноправные (оба варианта на данном этапе занимают одинаковое положение по отношению к норме) – норма 2 степени – нейтральная;

Варианты не допустимы – норма 1 степени – жесткая.

Вопрос о возможности сознательного регулирования развития языка. Понятие о языковой политике общества, два ее аспекта в области национальной политики и в области культуры речи. Проблема прогнозирования норм на основе учета живых тенденций развития языка.

Кодификация наблюдается 2-х типов: научная и официальная. Официальная кодификация характеризуется тем, что создается научная комиссия, которая решает вопросы нормализации. В советскую эпоху наблюдалось большое количество реформ в области языка. Так, в 1917 году были устранены буквы: ять, ер, i фетр.(о с загогулинкой посередине). Но реформа не была совершенной, тк возникло много проблем в в области орфографии. Многокоратно поднимался вопрос о совершенстве русской орфографии. Проект намечался в к 30-му году, но не был принят, было предложено равняться на малограмотных. Следующая реформа была проведена в 1956 г, характеризуется унификацией. Были проблемы в области о/ е после шипящих в корне. Эти колебания затрагивали и суф(танцевать –танцовать). Принято было правило о чередовании в корне, то о пишется. Проблемы с наречиями: слитно писались повидимому попустому попрежнему, стали писаться через дефис. Сократилось количество слов, пишушихся через ы после ц: панцирь, циновка.

Парашют и брошюра через у

Научная кодификация –то, что фиксируется в словарях, грамматиках.

Политика по нормализации в области языка проводится в определенных аспектах: 1 –национальная политика. Это вопросы о статусе языка(русский язык –национальный язык, входит в 6 языков ООН). Но необходимо поддерживать русский язык как национальный и мировой. Создание словарей справочников.

2. область культуры речи. Необходимо поддерживать традиции словесной культуры, культуры речевого поведения, знать этикет речевой, следить за речью в СМИ. И пропагандировать там правильную речь, являться образчиками. Писатель является законодателем языка. Так же правители диктуют изменеия норм. Напр Павел или Петр. Павел запрещал слово команда –взамен дешенмент. Петр заимствовал много немецких слов

Сознательный выбор нормативных изменений не должен основываться только на интуиции лингвиста и на сегодняшнем дне, он должен смотреть и дальше. Современные исследования сейчас особенно нуждаются в систематически разработанных прогнозах.
Термин "прогноз" вошел в научный обиход сравнительно недавно. Выделяется 4 метода лингвистического прогноза:

1) необходимо знать об инерционности языка. Эволюция языка происходит медленно, развитие сравнивается с ходом часовой стрелки. Развитие складываетчся из мельчайших сдвигов, потерь, ненарушающих преемственность языковых факторов. Быстрее развивается лексика, связана с соц-историч факторами. МОРФОЛОГИЯ, ФОНЕТИКА МЕДЛЕННО по внутренним законам.

2. Прогнозирование связано с наличием у объекта однонаправленных и долговременных процессов изменения. Напр у слов м.р. ударение смещается к началу слова, скоро будет твОрог. дОговор, как зАговор, кОнкурс.

3. Знание причинно-следственных связей: действие внутренней и внешней аналогии, преодоление избыточности информации, стремление к системности и многие другие.

4.социологические исследования речи носителей языка разных профессий и возрастов, соц положения. Так установилась форма грамм, хотя словари диктовали граммов.

Гобачевич выделяет несколько тенденций языка в будущем: сближение общелитературного языка с научным, хлынули такие с/c как моральный ваакум, душевная травмпа и пр. Иноязычные конкуренты русским словам:менеджер, консенсус. Особого прироста слов не будет, тк много слов неизбежно исчезнут: кофейня, читальня, такие единицы измерения как пуд, аршин, фунт

Норма как объективное явление и кодификация. Научная и официальная кодификация в разных сферах применения языка. Положительные стороны и недостатки кодификации. Вопрос об императивных формах и нормативных рекомендациях.

Норма – объективное явление, складывается в речи образованных носителей, отражается в литературе. Например, отворил -не используется уже в устной речи, но является принадлежностью речи книжной. Норма –явление объективное, но вместе с тем противоречивое, динамическое. Поэтому необходимо проявлять сознательный осторожный подход при выборе фактов современной речи. Это отмечает Горбачевич. Субъективный подход неприемлем, не дает истинности.

нормализации - процесса становления, утверждения нормы, ее описания, упорядочения. Нормализация представляет собой исторически длительный отбор из языковых вариантов единых, наиболее употребительных единиц. Нормализаторская деятельность находит свое выражение в кодификации литературной нормы ее официальном признании и описании в виде правил (предписаний) в авторитетных лингвистических изданиях (словарях, справочниках, грамматиках). Следовательно, кодификация это выработанный свод правил, который приводит в систему нормированные варианты, "узаконивает" их. Таким образом, любое явление прежде, чем стать нормой, проходит путь нормализации. В случаях становления кодифицируется в словарях и других авторитетных изданиях. По нормализации проводится специальная политика.

Кодификация наблюдается 2-х типов: научная и официальная. Официальная кодификация характеризуется тем, что создается научная комиссия, которая решает вопросы нормализации. В советскую эпоху наблюдалось большое количество реформ в области языка. Так, в 1917 году были устранены буквы: ять, ер, i фетр.(о с загогулинкой посередине). Но реформа не была совершенной, тк возникло много проблем в в области орфографии. Многокоратно поднимался вопрос о совершенстве русской орфографии. Проект намечался в к 30-му году, но не был принят, было предложено равняться на малограмотных. Следующая реформа была проведена в 1956 г, характеризуется унификацией. Были проблемы в области о/ е после шипящих в корне. Эти колебания затрагивали и суф(танцевать –танцовать). Принято было правило о чередовании в корне, то о пишется. Проблемы с наречиями: слитно писались повидимому попустому попрежнему, стали писаться через дефис. Сократилось количество слов, пишушихся через и после ц: панцырь, цыновка.

Проект2000: писать пол всегда через дефис

Устранить й перед е в середине слова(фойе).

Предлагалось писать через дефис сочетания друг друга

Парашют и брошюра через у

Научная кодификация –то, что фиксируется в словарях, грамматиках. Узаконивание нормы. Кодификации отражает языковую норму, но не всегда бывает адекватна ей, тк кодификация хронологически удалена от современного состояния языка, тк фиксируется в словарях, нужно долгое время, чтобы все переписать, заново кодифицировать. Кодиф отстает от нормы. Чтобы избежать разрыва следует прогнозироваь языковые изменения, быть более объективным, указывать возможные варианты.

Очевидно поожительные стороны кодифик –ии –помогает найти верное решение при написании, произношении, интуитивные представления о норме заменить на научные, те саму норму, способствует стабильнотси на территории распространения языка.

"Языковая система, находясь в постоянном использовании, создаётся и видоизменяется коллективными усилиями тех, кто её пользуется… Новое в речевом опыте, не вписывающееся в рамки системы языка, но работающее, функционально целесообразное, ведёт к перестройке в нём, а каждое очередное состояние языковой системы служит основанием для сравнения при последующей переработке речевого опыта. Таким образом, язык в процессе речевого функционирования развивается, изменяется, и на каждом этапе этого развития языковая система с неизбежностью содержит в себе элементы, которые не завершили процесс изменения. Поэтому различные колебания, варианты неизбежны в любом языке" (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995, С. 47).

Постоянное развитие языка ведёт к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад сегодня может стать отклонением от неё. Так, например, в соответствии с Толковым словарём русского языка (1935-1940) слова закусочная, игрушечный, булочная, будничный, нарочно, порядочно, сливочный, яблочный, яичница произносились со звуками [шн]. По данным Орфоэпического словаря русского языка 1983 года такое произношение в качестве единственной (строго обязательной) нормы сохранилось только в словах нарочно, яичница . В словах булочная, порядочно наряду с традиционным произношением [шн] признано допустимым новое произношение [чн]. В словах будничный, яблочный новое произношение рекомендуется в качестве основного варианта, а старое допускается в качестве возможного варианта. В слове сливочный произношение [шн] признаётся хотя и допустимым, но устаревшим вариантом, а в словах закусочная, игрушечный новое произношение [чн] стало единственно возможным нормативным вариантом.

  • На этом примере хорошо видно, что в истории литературного языка возможны:
    • сохранение старой нормы;
    • конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;
    • конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;
    • утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.

В истории языка изменяются не только орфоэпические, но и все другие нормы.

Примером изменения лексической нормы могут служить слова дипломант и абитуриент .

В 30-40-е годы 20 века слово дипломант обозначало студента, выполняющего дипломную работу, а слово дипломник было разговорным (стилистическим) вариантом слова дипломант. В литературной норме 50-60-х годов произошло разграничение в употреблении этих слов: словом дипломник стали называть студента в период подготовки и защиты дипломной работы (оно утратило стилистическую окраску разговорного слова), а слово дипломант стало употребляться для наименования победителей конкурсов, смотров, соревнований, отмеченных дипломом победителя.

Слово абитуриент в 30-40-е годы 20 века употреблялось как обозначение тех, кто оканчивал среднюю школу, и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия во многих случаях относятся к одному и тому же лицу. В 50-е годы 20 века за оканчивающими среднюю школу закрепилось слово выпускник, а слово абитуриент в этом значении вышло из употребления.

Изменяются в языке и грамматические нормы. В литературе 19 века и разговорной речи того времени употреблялись слова георгина, зала, рояля - это были слова женского рода. В современном русском языке нормой является употребление этих слов как слов мужского рода - георгин, зал, рояль .

Примером изменения стилистических норм является вхождение в литературный язык диалектных и просторечных слов, например, забияка, нытик, подоплёка, свистопляска, шумиха . Как пишет проф. Ю.А.Бельчиков, "для русского литературного языка характерно интенсивное взаимодействие с просторечием (постоянное пополнение главным образом лексики и фразеологии, выразительных, синонимических средств)… Известная часть заимствований из народно-разговорного языка органически включается в лексико-фразеологический состав литературной речи, в его стилистическую структуру, становясь достоянием не только разговорной, но и книжной речи" (Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М.: Изд. УРАО, 2000, С. 104-105).

Каждое новое поколение опирается на уже существующее тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берёт из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося своё, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления. (Бельчиков Ю.А. там же, С. 106).

В каждую историческую эпоху норма представляет собой сложное явление и существует в довольно непростых условиях. Об этом писал еще в 1909 году В.И.Чернышев: "В языке всякой определенной эпохи для ее современников много неясного: слагающегося, но не сложившегося, вымирающего, но не вымершего, входящего вновь, но не утвердившегося" (Чернышев В.И. Чистота и правильность русской речи. // Избранные труды. т. 1. М.: 1970, С. 41).

Различают два основных типа изменчивости живых организмов: наследственную и ненаследственную. Первая может быть мутационной и комбинативной. Вторую называют модификационной изменчивостью . К ней относят изменения признаков, которые не сохраняются при половом размножении, поскольку эти изменения не затрагивают генотипа. Ее также называют фенотипической изменчивостью .

Модификационная изменчивость возникает в результате взаимодействия организмов с окружающей средой, т.е. в процессе реализации генетической информации. Разные организмы по-разному реагируют на воздействия факторов внешней среды. Существует такое понятие как норма реакции. Это — пределы модификационной изменчивости, которые определяются возможностями данного генотипа.

Характерной особенностью модификаций является то, что одно и то же воздействие вызывает одинаковое изменение у всех особей, которые ему подвергались. По этой причине Ч. Дарвин назвал модификационную изменчивость определенной. Модификации особенно хорошо наблюдать у особей, идентичных по генотипу, но помещенных в разные условия обитания. Так, значительные различия по многим признакам проявляются у растений одного и того же вида, растущих в горных и долинных условиях. В горах растения обычно приземистые, с короткими стеблями, прикорневыми листьями, глубокими корнями; в долине же растения выше, их корневая система расположена ближе к поверхности почвы. При перемещении растений в другое местообитание модификации исчезают. Хорошо известны модификации растений, возникающие под влиянием разного освещения, густоты посева, изменения питания.

Не менее разнообразны модификации у животных. Известны изменения телосложения рыб в зависимости от характера водоема. Так, например, в озерах и медленных реках (т.е. в крупных водоемах) караси более крупные и округлые. В прудах и малых болотистых озерках рыбы значительно мельче, и тело у них удлиненное.

У кур под влиянием длины светового дня изменяется яйценоскость; у крупного рогатого скота и лошадей при больших физических нагрузках увеличивается объем мышц, объем легких, усиливается кровообращение.

Особый интерес представляет модификационная изменчивость у человека. Для ее оценки используется очень эффективный близнецовый метод . Исследования, выполненные на двойнях, продемонстрировали огромную роль наследственности в развитии организма. Однояйцовые близнецы, воспитывавшиеся в разных условиях, обладают поразительным физическим и психологическим сходством, хотя различия в воспитании, конечно, накладывают отпечаток на их интеллектуальные способности и поведение.

В большинстве случаев модификация представляет собой полезную приспособительную реакцию организма, т.е. носит адаптивный характер. Растения, растущие в тени, имеют крупную листовую пластинку, чтобы максимально улавливать солнечную энергию. В засушливой местности у растений, наоборот, уменьшается листовая пластинка, снижается число устьиц, утолщается эпидермис, т.е. появляются признаки, которые предохраняют растения от потери влаги.

Изменение окраски у многих насекомых, рыб, земноводных в зависимости от места обитания или имеет защитную функцию или, наоборот, помогает подстерегать добычу. У человека загар — защитная реакция против инсоляции.

Адаптивный характер обычно присущ модификациям, которые вызываются воздействием обычных средовых факторов. Если же организм попадает под действие необычного фактора или же резко увеличивается интенсивность обычного, то могут возникать неадаптивные модификации, часто имеющие характер уродств. Такие изменения называют морфозами . Они часто возникают под действием химических веществ и облучения. Например, при облучении семян из них вырастают проростки со сморщенными листьями, с разными по форме семядолями, с неравномерной зеленой окраской. У дрозофилы при облучении иногда развиваются настоящие монстры.

У растений морфозы часто возникают в результате избытка или недостатка в почве какого-либо вещества, чаще всего микроэлемента. Так, недостаток меди вызывает сильное кущение зерновых. При этом соцветия не выходят из листовых оберток и засыхают. У мальков рыб, развивающихся в воде с примесью хлористого лития, образуется только один расположенный посредине глаз.

Некоторые модификации, возникающие под действием облучения, экстремальных температур и других сильнодействующих факторов, имитируют специфические мутации. Так, под влиянием температурного шока, которому подвергались куколки дрозофилы, появились мухи с загнутыми крыльями, вырезкой на крыльях, короткими крыльями, неотличимые от мух некоторых мутантных линий. Такие модификации носят название фенокопий .

Адаптивный характер модификаций обусловлен нормой реакции генотипа, которая позволяет изменяться признаку без нарушения структуры соответствующего гена (т.е. без мутирования). Чем шире норма реакции, тем выше адаптационный потенциал особи, популяции или вида.

В отличие от мутаций, модификации обладают разной степенью стойкости. Многие модификации исчезают вскоре после того, как перестает действовать вызвавший их фактор (например, загар). Другие могут сохраняться на протяжении всей жизни особи. Например, люди, переболевшие в детстве рахитом из-за недостатка витамина D, могут на всю жизнь остаться кривоногими.

Иногда имеет место последействие модификаций. Так, у млекопитающих потомки, выношенные истощенной матерью, мельче и слабее нормальных. Однако это влияние быстро исчезает, если устраняется фактор, вызвавший у матери модификацию.

Очень редко модификации сохраняются на протяжении нескольких поколений. Это наблюдается только при вегетативном или партеногенетическом размножении. Длительные модификации описаны у одноклеточных водорослей и простейших. Например, устойчивость к повышенной концентрации мышьяка у инфузории туфельки сохранялась в течение 10,5 месяцев, после чего снижалась до исходного уровня. Механизм длительных модификаций не совсем ясен.

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

— соответствие структуре языка;

— массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;

— общественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом — они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

    произведения писателей-классиков;

    произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

    публикации средств массовой информации;

    общепринятое современное употребление;

    данные лингвистических исследований.

    Характерными чертами языковых норм являются:

    относительная устойчивость;

    распространенность;

    общеупотребительность;

    общеобязательность;

    соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

    Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.
    Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.
    Нормированность речи — это ее соответствие литературно-языковому идеалу.

    Динамичность развития языка и изменчивость норм.

    «Языковая система, находясь в постоянном использовании, создается и видоизменяется коллективными усилиями тех, кто ее пользуется… Новое в речевом опыте, не вписывающееся в рамки системы языка, но работающее, функционально целесообразное, ведет к перестройке в нем, а каждое очередное состояние языковой системы служит основанием для сравнения при последующей переработке речевого опыта. Таким образом, язык в процессе речевого функционирования развивается, изменяется, и на каждом этапе этого развития языковая система с неизбежностью содержит в себе элементы, которые не завершили процесс изменения. Поэтому различные колебания, варианты неизбежны в любом языке»
    Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Так, например, раньше слова закусочная, игрушечный, булочная, будничный, нарочно, порядочно, сливочный, яблочный, яичница произносились со звуками [шн]. В конце 20 в. такое произношение в качестве единственной (строго обязательной) нормы сохранилось только в словах нарочно, яичница . В словах булочная, порядочно наряду с традиционным произношением [шн] признано допустимым новое произношение [чн]. В словах будничный, яблочный новое произношение рекомендуется в качестве основного варианта, а старое допускается в качестве возможного варианта. В слове сливочный произношение [шн] признается хотя и допустимым, но устаревшим вариантом, а в словах закусочная, игрушечный новое произношение [чн] стало единственно возможным нормативным вариантом.

    На этом примере хорошо видно, что в истории литературного языка возможны:

    — сохранение старой нормы;

    — конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;

    — конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;

    — утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.

    В истории языка изменяются не только орфоэпические, но и все другие нормы.
    Примером изменения лексической нормы могут служить слова дипломант и абитуриент . В начале 20 в. слово дипломант обозначало студента, выполняющего дипломную работу, а слово дипломник было разговорным (стилистическим) вариантом слова дипломант. В литературной норме 50-60-х гг. произошло разграничение в употреблении этих слов: словом дипломник стали называть студента в период подготовки и защиты дипломной работы (оно утратило стилистическую окраску разговорного слова), а слово дипломант стало употребляться для наименования победителей конкурсов, смотров, соревнований, отмеченных дипломом победителя.
    Слово абитуриент употреблялось как обозначение тех, кто оканчивал среднюю школу, и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия во многих случаях относятся к одному и тому же лицу. В середине 20 в. за оканчивающими среднюю школу закрепилось слово выпускник , а слово абитуриент в этом значении вышло из употребления.
    Изменяются в языке и грамматические нормы. В литературе XIX в. и разговорной речи того времени употреблялись слова георгина, зала, рояля — это были слова женского рода. В современном русском языке нормой является употребление этих слов как слов мужского рода — георгин, зал, рояль .
    Примером изменения стилистических норм является вхождение в литературный язык диалектных и просторечных слов, например, забияка, нытик, подоплека, свистопляска, шумиха .
    Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.
    В каждую историческую эпоху норма представляет собой сложное явление и существует в довольно непростых условиях.

    Типы норм.

    В литературном языке различают следующие типы норм:

    1) нормы письменной и устной форм речи;

    2) нормы;

    3) нормы.

    К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

    — лексические нормы;

    — грамматические нормы;

    — стилистические нормы.

    Специальными нормами письменной речи являются:

    — нормы;

    — нормы.

    Только к устной речи применимы:

    — нормы произношения;

    — нормы ударения;

    — интонационные нормы.

    Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, — это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
    Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.
    Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и ее правильности.

    Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (примеры ошибок из сочинений абитуриентов):

    — неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение, неточный выбор, неправильный выбор единицы
    (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике) ;

    — нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека) ;

    — противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России) ;

    — употребление
    (Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе) ;

    — смешение
    (Ломоносов жил за сотни миль от столицы) ;

    — неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду) .

    Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.
    Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом ). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель . В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка — неправильно оформлен род имен существительных.
    Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации устной речи. Произносительные нормы русского языка определяются прежде всего следующими фонетическими факторами:

    Оглушение звонких согласных на конце слов: ду[п], хле[п] .

    Редукция безударных гласных (изменения качества звука)

    Ассимиляция – уподобление согласных по звонкости и глухости на стыке морфем: перед звонкими согласными произносятся только звонкие, перед глухими – только глухие: обставить — о[п]ставить, сбежать — [з]бежать, изжарить — и[ж]арить.

    Выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных: стн, здн, стл, лнц: праздник – пра[зн]ик, солнце — со[нц]е.

    Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

    Орфоэпический словарь.
    Орфоэпический словарь фиксирует нормы произношения и ударения.

    В этот словарь преимущественно включаются слова:

    — произношение, которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика;

    — имеющие подвижное ударение в грамматических формах;

    — образующие некоторые грамматические формы нестандартными способами;

    — слова, испытывающие колебание ударения во всей системе форм или в отдельных формах.

    Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признается основным, а другой допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи.

    В произносительных пометах отражаются следующие основные явления:

    — смягчение согласных, т.е. мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных, например: рецензия , -и;

    — изменения, происходящие в группах согласных, например произношение стн как [сн] (местный) ;

    — возможное произношение одного согласного звука (твердого или мягкого) на месте двух одинаковых букв, например: аппарат , -а [п ]; эффект , -а [ф ь ];

    — твердое произношение согласных с последующим гласным э на месте орфографических сочетаний с е в словах иноязычного происхождения, например отель , -я [тэ ];

    — отсутствие редукции в словах иноязычного происхождения, т.е. произношение неударных гласных звуков на месте букв о, е, а , не соответствующее правилам чтения, например: бонтон , -а [бо ]; ноктюрн , -а [факульт. но ];

    — особенности в произношении согласных, связанные со слогоразделом в словах с побочным ударением, например завлабораторией [заф/л ], нескл. м, ж .

Словообразование в английском языке. Девлин Д. Виды фоноскопических исследования, проводимых на предварительном следствии и в суде

Языковые нормы - явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 30-40-е годы употреблялись слова дипломник и дипломант для выражения одного и того же понятия: «Студент, выполняющий дипломную работу». Слово дипломник было разговорным вариантом слова дипломант. В литературной норме 50-60-х годов произошло разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное дипломник теперь обозначает учащегося, студента в период защиты дипломной работы, получения диплома. Словом дипломант стали называть преимущественно победителей конкурсов, призеров смотров, состязаний, отмеченных дипломом (например, дипломант Всесоюзного конкурса пианистов).

Изменяются не только лексические, акцентологические, но и морфологические нормы. Возьмем для примера окончания именительного падежа множественного числа имен существительных мужского рода:

Огород - огороды, сад - сады, стол - столы,

забор - заборы, рог - рога, бок - бока,

берег - берега, глаз - глаза.

Как видим, в именительном падеже множественного числа существительные имеют окончания -ы или -а. Наличие двух окончаний связано с историей склонения. Дело в том, что в древнерусском языке помимо единственного и множественного было еще двойственное число, которое употреблялось в том случае, когда речь шла о двух предметах: стол (один), стола (два), столы (несколько). С XIII в. эта форма начинает разрушаться и постепенно устраняется. Однако следы ее обнаруживаются, во-первых, в окончании именительного падежа множественного числа существительных, обозначающих парные предметы: рога, глаза, рукава, берега, бока; во-вторых, исторически форма родительного падежа единственного числа имен существительных при числительных два (два стола, два дома, два забора) восходит к форме именительного падежа двойственного числа. Это подтверждается различием в ударении: два часа и часа не прошло, в два ряда и вышел из ряда.

Нарушение нормы не всегда показатель осведомленности носителя (его безграмотности) либо невладения ею.

Оно может быть стилистическим (характеристика персонажа, игра слов, изобразительность) либо свидетельствует о состоянии говорящего (нервозность, аффектация, невладение собой, утомление, подавленность). Характер нарушения нормы одновременно (вид, степень, регулярность) может быть показателем нервного, психического соматического расстройства.

Нарушение нормы

Неосведом- Стилисти- Состояние

ленность ческая (игра говорящего

(безграмот- слов, характе- (нервозность,

ность) ристика утомление,

носителя персонажа) подавленность, аффектация)

нервное психическое соматическое

расстройство расстройство расстройство