В последние годы внутривузовские институциональные исследования стали обычной практикой для ведущих университетов России. Результаты опросов студентов, а также абитуриентов и выпускников дают ректорам основания для принятия тех или иных решений. Однако в каждом вузе институциональные исследования имеют свои особенности.

Опыт Уральского федерального университета

В УрФУ исследования студентов были впервые проведены восемь лет назад, для этого были созданы специальные подразделения — сначала отдел управления качеством, а в 2010 году — управление стратегического развития и маркетинга. В проведении опросов им помогают органы студенческого самоуправления, в первую очередь Союз студентов УрФУ. Собственно, сами студенты и выполняют в большинстве случаев функции интервьюеров.

Первое исследование, с которого все начиналось, — так называемый «мониторинг удовлетворенности», в котором участвуют все студенты. Им задают вопросы, связанные, прежде всего, с бытом: чего им не хватает в университетской инфраструктуре, как живется в общежитии, хорошо ли кормят в столовой. Кроме того, в рамках мониторинга опрашивают о качестве преподавания, о помощи, которую университет оказывает студентам в трудоустройстве по специальности. Если выясняется, что ребята чем-то недовольны, руководство университета по возможности принимает меры.

Второе исследование, которое было запущено в прошедшем учебном году, — мониторинг карьерных и образовательных траекторий студентов бакалавриата и магистратуры. В проведении той его части, которая посвящена студентам бакалавриата, екатеринбургским коллегам помогает Центр внутреннего мониторинга Высшей школы экономики. Студентов, например, спрашивают, совмещают ли они работу с учебой, хотят ли заниматься наукой, и если хотят, то что им для этого нужно.

В УрФУ, как и во многих других вузах, проводится конкурс преподавателей, который тоже считается одной из разновидностей опросов студентов. Любой студент может проголосовать за любого преподавателя вне зависимости от института в трех номинациях: «Лучший лектор», «Увлекающий наукой» и «Лучший преподаватель института» (по сумме двух номинаций). Каждый студент имеет в своем распоряжении определенное количество очков: бакалавр — три очка, магистр — пять очков. Их можно использовать как в одной номинации для одного преподавателя, так и в разных номинациях для разных преподавателей.

В университете часто проводятся разовые опросы, посвященные тем или иным нюансам студенческой жизни. Темы и конкретные вопросы определяют подразделения, занимающиеся стратегическим управлением и учебным процессом, а также органы студенческого самоуправления, они же следят за тем, чтобы как можно больше студентов в этих опросах участвовало. Так, недавно студентов опрашивали, какие формы научной работы им интересны. По итогам этого опроса был открыт студенческий клуб, где ребята могут пообщаться по скайпу с российскими и зарубежными научными светилами.

Задают студентам и вопросы, связанные с бытом. «Однажды, отвечая на вопросы о качестве работы столовой, студенты написали, что на ценнике к каждой разновидности пирожков нужно указывать не только цену, но и название начинки, ведь пирожок с мясом и пирожок с яблоком выглядят одинаково, - рассказывает специалист по маркетингу Управления стратегического развития и маркетинга УрФу Анастасия Сущенко. — Разумеется, это упущение сразу было исправлено».

Еще одна группа опросов посвящена первокурсникам, только что поступившим в УрФУ. Им задают вопросы о первых впечатлениях от университета — чтобы понять, насколько легко они адаптируются.

Есть в УрФУ и исследования абитуриентов. Прежде всего, это мониторинговое исследование абитуриентов уральского региона. Им задают вопросы о выборе вуза, способах подготовке к поступлению, о том, на какие баллы ЕГЭ они рассчитывают. Кроме того, проводятся опросы абитуриентов УрФУ непосредственно во время приемной кампании — о пожеланиях к будущем месту учебы, о том, какое образование они считают качественным, о критериях выбора специальности и другое.

Опыт Новосибирского государственного университета

В отличие от УрФУ — огромного университета, созданного путем объединения вузов, в НГУ — относительно небольшом вузе — нет необходимости в частых массовых опросах студентов. О проблемах, связанных, к примеру, с работой столовых или условиями в общежитиях, становится известно из частных обращений студентов. И отдельного подразделения, которое специализировалось бы на проведении внутривузовских институциональных исследований, в НГУ пока нет.

Однако функции такого подразделения отчасти выполняет кафедра общей социологии экономического факультета, которую возглавляет Татьяна Черкашина. В этом году кафедра начала проводить общеуниверситетский мониторинг качества преподавания: студентов разных факультетов опрашивают, как они оценивают конкретные курсы, что им нравится или не нравится в преподавании, и по итогам мониторинга принимаются решения о корректировке образовательных программ. Так как университет тесно связан с институтами Новосибирского научного центра, часть вопросов мониторинга — об интеграции науки и образовательного процесса.

Один из проектов кафедры — исследование выпускников отделения социологии. О необходимости таких исследований задумываются во многих вузах, но мало кто переходит от слов к делу. В НГУ проводить такие исследования в чем-то проще, так как выпуски социологов невелики, и многие вчерашние студенты отделения поддерживают связи с альма-матер. Недавно проводилось исследование карьерных траекторий выпускников-социологов — за всю историю отделения их было около 500 человек, и многих удалось отыскать: через знакомых и социальные сети, и четверть из них участвовали в опросе. Исследователей интересовало, устраиваются ли выпускники по специальности и что представляет собой рынок труда для дипломированных социологов.

Вам понадобится

  • Книги:
  • Аверьянов Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы. М., 1998.
  • Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования. М., 2009.
  • Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: понимание, объяснение, описание социальной реальности. М., 2007.

Инструкция

Придумайте название для анкеты. Например: «Анкета абитуриента», «Анкета выпускника» или «Анкета поступающего в вуз».

Составьте внятную короткую инструкцию по ее заполнению и поместите на титульном листе вопросника. Текст инструкции может быть примерно таким: «Внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответа. Обведите кружком тот вариант, который соответствует вашему мнению (таких вариантов ответа может быть несколько). Опрос анонимный, все данные используются только в научных целях».

В зависимости от поставленных , сформулируйте вопросы и варианты ответов на них. Открытые вопросы (без «подсказок») включать нежелательно, т.к. при большом объеме выборки их будет трудно обрабатывать. Отдавайте предпочтение «закрытым» и «полузакрытым» вопросам (включающим вариант ответа «другое»).

Пример закрытого вопроса: «Вы планируете подавать документы в один или несколько ? 01- в один вуз; 02- в два вуза; 03- в три вуза; 04- в четыре вуза; 05- в пять вузов».

Пример полузакрытого вопроса: «Почему Вы выбрали именно этот вуз? 01- это престижный вуз; 02- в этот вуз ; 03- по совету родных или знакомых; 04- устраивает месторасположение вуза; 05- там есть нужная мне ; 06- другое».

Разработайте более четкую структуру анкеты. В начале анкеты следует давать достаточно легкие короткие вопросы, не требующие больших раздумий. Затем можно включить блок более сложных вопросов. Вопросы в конце анкеты также должны быть простыми. Кроме того, следует решить, куда поместить информацию о социально-демографических характеристиках респондента (пол, возраст, место проживания, родителей и т.д.). Иногда имеет смысл поместить их в начало, иногда – в конец опросного листа. Количество вопросов должно быть разумным и учитывать предполагаемые условия ее заполнения. Для анкеты на данную тему было бы достаточно порядка 15-20 вопросов.

Отточите формулировку вопросов и вариантов ответа. Обратитесь к специальной социологической , где изложены требования к конструированию вопросов анкеты и их последовательности. В частности, вопрос не должен допускать разночтений, язык анкеты должен быть понятен респондентам, вопрос не должен вызывать желания ответом или опасения репрессий, перечень вариантов ответа должен быть полным и т.д. Попытайтесь понять разницу между вопросами с одним и множеством вариантов ответа, между прямыми и косвенными, личными и безличными вопросами. Возможно, вам понадобятся вопросы-фильтры, отсеивающие часть респондентов для ответа на какой-либо вопрос.

Проведите так называемый пилотаж анкеты, прежде чем запустить ее в « ». Иначе говоря, апробируйте ее на нескольких абитуриентах – юношах и девушках, горожанах и сельчанах. Проверьте, все ли вопросы им понятны, достаточно ли полон перечень вариантов ответа на каждый вопрос, нет ли раздражающих и провоцирующих формулировок. После этого внесите необходимые коррективы, растиражируйте и приступайте к полевому этапу исследования.

Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"

Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

  • 1. Ваш пол :
    • а) мужской;
    • б) женский.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) младше 17 лет;
    • б) 17–22 года;
    • в) 23–27 лет;
    • г) старше 27 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) неполное среднее;
    • б) среднее;
    • в) неполное высшее;
    • г) высшее.
  • 4. Какую религию Вы исповедуете?
  • а) православие;
  • б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
  • в) иудаизм;
  • г) ислам;
  • д) другая (неавраамическая) религия;
  • с) я не верю.
  • 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?

Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

Не верю 12 3 456789 10 Верю

  • 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
  • а) да;
  • б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
  • в) нет.
  • 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
  • а) никогда;
  • б) раз в год или реже;
  • в) раз в месяц или раз в полгода;
  • г) раз в неделю или чаще.
  • 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
  • а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
  • б) да, но только самые известные;
  • в) редко, когда как получится;
  • г) нет, в нашем кругу это нс принято.
  • 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
  • а) потому что это необходимо для верующего;
  • б) потому что это выглядит со стороны красиво;
  • в) участвовал(-а) из простого любопытства;
  • г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
  • д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
  • 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
  • а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
  • б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
  • в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
  • г) нет, мой облик с религией не связан.
  • 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
  • а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
  • б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
  • в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
  • 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
  • а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
  • б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
  • в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
  • 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?

Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки

Оправдываю

Затрудняюсь

ответить

Не оправдываю

Приобретение денег и имущества при первой же возможности

Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия

Супружеская измена

Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха

Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться

Грубый ответ на несправедливость

Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач

14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?

Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.

Заповеди

Затрудняюсь

ответить

Почитай единого Бога

Не делай себе кумира

Не произноси имени Бога напрасно

Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу

Почитай отца твоего и мать твою

Не убивай

Не прелюбодействуй

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего

  • 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
  • а) однозначно нет;
  • б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
  • в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
  • 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
  • а) терпимое (с пониманием);
  • б) безразличное;
  • в) резко отрицательное.
  • 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
  • а) люди искренне не осознают их важности для общества;
  • б) люди просто пытаются самоутвердиться;
  • в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
  • г) люди уверены, что их не накажут;
  • д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
  • е) другое.
  • 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
  • а) юным возрастом;
  • б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
  • в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
  • г) незнанием норм морали;
  • л) ничем;
  • е) другое.
  • 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
  • а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
  • б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
  • в) личным примером;
  • г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
  • д) другое.
  • 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
  • а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
  • б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
  • в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
  • г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

Спасибо за участие!

Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"

Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.

  • 1. Ваш пол :
    • а) женский;
    • б) мужской.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) 18–21 год;
    • б) 22–25 лет;
    • в) 26–29 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) ниже среднего;
    • б) среднее;
    • в) среднее специальное;
    • г) неоконченное высшее;
    • д) высшее.
  • 4. Ваше семейное положение :
    • а) не женат/не замужем;
    • б) женат/замужем;
    • в) гражданский брак.
  • 5. Как Вы считаете, феминизм – это :
    • а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
    • б) стремление женщин к господству над мужчинами;
    • в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
  • 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
  • а) полностью одобряю;
  • б) частично одобряю;
  • в) категорически отрицаю;
  • г) отношусь равнодушно.
  • 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но он сильно изменился за последние годы;
  • в) нет.
  • 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
  • а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
  • б) возможно, но это не имеет смысла в России;
  • в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
  • г) другое (напишите, что именно);
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
  • а) да;
  • б) да, в некоторых вопросах;
  • в) нет.
  • 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это :
    • а) равные социальные права;
    • б) равные права и обязанности;

η) что-то из области фантастики;

  • г) другое (напишите, что именно).
  • 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
  • а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
  • б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
  • в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
  • г) нет, это противоестественно.
  • 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это :
    • а) недопустимо;
    • б) нормально;
    • в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
  • а) да, в любом случае;
  • б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
  • в) нет, я отношусь к этому спокойно.
  • 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
  • а) никак;
  • б) большинство таких девушек будут одинокими;
  • в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
  • г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
  • д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
  • а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
  • б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
  • в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
  • г) любовь к девушке-феминистке;
  • л) влияние пропаганды;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
  • а) вполне легко;
  • б) трудно;
  • в) просто невозможно;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
  • а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
  • б) взаимное непонимание;
  • в) желание поменьше общаться друг с другом;
  • г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
  • д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
  • е) никаких проблем быть не должно;
  • ж) другое (напишите, что именно);
  • з) затрудняюсь ответить.
  • 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
  • а) привлекает;
  • б) вызывает любопытство;
  • в) вызывает смех;
  • г) отталкивает;
  • д) вызывает равнодушие;
  • е) другое (напишите, что именно).
  • 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
  • а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
  • б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
  • в) да, но с большой осторожностью;
  • г) нет, ни в коем случае;
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
  • а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.

Спасибо!

Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"

Уважаемый респондент!

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.

  • 1. Как Вы думаете, безработица – это :
    • а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
    • б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
    • в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
  • 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
  • а) высокий;
  • б) нормальный (естественный);
  • в) низкий.
  • 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
  • а) сокращение промышленного производства;
  • б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
  • в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
  • г) другое (напишите)____________________________.
  • 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
  • а) молодые люди;
  • б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
  • в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
  • г) пенсионеры;
  • д) другое (укажите)______________________________.
  • 5. Ваши планы по окончании вуза?
  • а) пойду работать;
  • б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
  • в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
  • г) пойду служить в армию;
  • д) свой вариант__________________________________.
  • 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на :
    • а) содействие родственников и друзей;
    • б) помощь учебного заведения;
    • в) службу занятости;
    • г) агентства по трудоустройству;
    • д) собственные способности;
    • е) благоприятное стечение обстоятельств;
    • ж) другое (укажите)______________________________.
  • 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
  • а) отсутствие практического опыта;
  • б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
  • в) неблагоприятное семейное положение;
  • г) недостаток образования;
  • д) отсутствие вакантных мест;
  • е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
  • ж) иные причины__________________________________.
  • 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
  • а) уровень предлагаемого заработка;
  • б) престижность фирмы;
  • в) социально-психологический климат в организации;
  • г) сфера деятельности;
  • д) возможность самовыражения;
  • е) возможность профессионального роста;
  • ж) получение практического опыта;
  • з) гибкий график работы;
  • и) другое___________________________________.
  • 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
  • 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
  • а) понижение социального статуса;
  • б) отсутствие денег;
  • в) узкий круг общения;
  • г) невозможность реализовать себя;
  • д) материальная зависимость от родителей;
  • е) ничем;
  • ж) другое____________________________________.
  • 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
  • а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
  • б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
  • в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
  • г) нежелание самих молодых людей трудиться;
  • д) другое______________________________________.
  • 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена :
    • а) невозможностью трудоустроиться;
    • б) нежеланием трудиться;
    • в) не удовлетворяющими условиями труда.
  • 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
  • а) создание новых рабочих мест;
  • б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
  • в) повышение квалификации работников;
  • г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
  • г) другое___________________________________.
  • 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
  • а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
  • б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
  • в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
  • г) найти работу;
  • д) никакую;
  • е) другую помощь__________________________________.
  • 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
  • а) государство;
  • б) биржи труда;
  • в) молодежь;
  • г) работодатели;
  • д) предприятия;
  • е) учебные заведения;
  • 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
  • а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
  • б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
  • в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
  • г) создание рабочих мест;
  • д) развитие молодежных бирж труда;
  • е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
  • а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
  • б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
  • в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
  • 26. Ваш возраст?
  • а) менее 20 лет;
  • б) от 20 до 25 лет;
  • в) от 25 до 30 лет.
  • 27. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 28. Какое у Вас образование?
  • а) среднее общее;
  • б) начальное профессиональное;
  • в) среднее профессиональное;
  • г) высшее;
  • д) неоконченное высшее.

Спасибо! Успехов в трудоустройстве!

Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"

  • 1. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 2. Ваш возраст?
  • а) до 21 года;
  • б) 21–25 лет;
  • в) 26–30 лег;
  • г) 31–35 лет.
  • 3. Ваше образование?
  • а) среднее;
  • б) среднее специальное;
  • в) неоконченное высшее;
  • г) высшее.
  • 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
  • а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • б) нет, мы живем "гражданским браком";
  • в) я не состою в брачных отношениях.
  • 5. Укажите продолжительность Вашего брака :
    • а) до 1 года;
    • б) 1–3 года;
    • в) 4–6 лет;
    • г) 7–9 лет;
    • д) более 9 лет;
    • е) я не состою в браке.
  • 6. Есть ли у Вас дети?
  • а) да, один ребенок;
  • б) да, двое детей;
  • в) трое и более детей;
  • г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
  • д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
  • 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
  • а) да, полностью;
  • б) скорее да;
  • в) не совсем;
  • г) нет, полностью не устраивает.
  • 8. Укажите Ваши жилищные условия :
    • а) имеем собственное жилье;
    • б) живем с родителями (другими родственниками);
    • в) снимаем жилье;
    • г) взяли жилье в ипотечный кредит;
    • д) живем в общежитии.
  • 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
  • а) полностью устраивают;
  • б) устраивают, но не совсем;
  • в) совершенно не устраивают.
  • 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
  • а) благоприятная;
  • б) удовлетворительная;
  • в) дискомфортная;
  • г) конфликтная.
  • 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
  • а) да, часто;
  • б) да, время от времени;
  • в) нет.
  • 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
    • б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
    • в) проблемы с трудоустройством;
    • г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
    • д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
    • е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
    • ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
    • з) супружеская неверность, ревность;
    • и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
    • к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
    • л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
    • м) желание супруга(-и) делать карьеру;
    • н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
    • о) выплата долга (кредита);
    • п) в нашей семье нет конфликтов;
    • р) другое (напишите, что именно)__________________________.
  • 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищные проблемы;
    • б) низкие зарплаты;
    • в) безработица;
    • г) необходимость сочетать работу с учебой;
    • д) отсутствие поддержки со стороны государства;
    • е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
    • ж) конфликты между родителями и детьми;
    • з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
    • и) другое (напишите, что именно)____________________________.
  • 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
  • а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
  • б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
  • в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
  • а) да, и очень сильно;
  • б) да, но незначительно;
  • в) нет, нс влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
  • а) очень сильно влияет;
  • б) влияет, но только если между супругами нет любви;
  • в) практически не влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но она редко проявляется;
  • в) нет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
  • а) сами супруги самостоятельно;
  • б) супруги при помощи родных и близких;
  • в) государство;
  • г) другое (напишите, что именно)___________________________
  • 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
  • а) считаю ее эффективной;
  • б) считаю ее неэффективной;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
  • а) нет;
  • б) нет, но хотели бы;
  • в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________

В 2013г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как, что россияне думают, о престижности высшего образования и как бы отнеслись к желанию своего ребенка получить высшее образование.

Результаты общероссийского опроса по вопросам образования, проведенного ВЦИОМ, показывают, что престиж высшего образования постоянно растет. Сегодня получение высшего образования более престижно, чем в 1999 году (78% против 62%). Более других в престижности высшего образования убеждены молодые (87%), люди среднего возраста (82%), со средним специальным образованием (81%) и высокообразованные (92%). Не считают образование престижным или не престижным 13% опрошенных. И еще 9% полагают, что вопросом престижа оно не являетсяВсероссийский центр изучения общественного мнения/ ВЦИОМ (сетевой ресурс) - http://wciom.ru/.

Подавляющее большинство россиян положительно смотрят получение высшего образования членами их семей, особенно детьми (91%). Лишь 1% опрошенных не одобрили бы получение родственниками высшего образования. Чем более образован респондент, тем чаще он поддерживает решение молодых членов семьи получить высшее образование. Среди людей с неполным средним образованием хотели бы видеть своих детей учеными 90% опрошенных, с высшим образованием - уже 92%. Наиболее позитивно получение высшего образования для своих детей воспринимают государственные служащие (98%), домохозяйки (96%) и военнослужащие (95%). Наименее привлекательно это для рабочих (76%) и студентов (78%).

Что касается состояния образования, то, в соответствии с данными опроса, проведенного в 2012 году, положение дел в сфере образования в своем регионе респонденты чаще всего оценивали как негативное (35%) или же удовлетворительное (34%), и только 5% говорили, что образование в их регионе находится в хорошем состоянии.

В соответствии с проведенным агентством «Социальные сети» мониторингом социальных медиа, большая часть блоггеров (62%) отрицательно оценивает состояние российского образования. Положительные оценки дают 20%, нейтральные - 18%.

Состояние образования является одним из самых обсуждаемых вопросов в социальных ресурсах (31%). Самое большое внимание блоггеров привлечено к политике государства в этой области (42%). Кроме того, обсуждаются проблемы коррупции в образовании (18%) , его низкого качества (15%), фальшивые научные степени (10%), квалификации выпускников вузов (8%), оттока молодежи за рубеж (7%).

В апреле этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос о ценности высшего образования в глазах молодых людей. В опросе принимала участие российская молодежь в возрасте от 16 до 21 года.

Результаты социологического исследования позволяют сказать, что престиж образования, его ценность в молодежной среде достаточно высока.

Из числа опрашиваемых 16% учатся в школе, 59% проходят обучение в вузе, 18% работают, 7% не учатся и не работают. Четверть учащихся оценили свою учебу как «отличную», половина учится хорошо, еще четверть - удовлетворительно. 75% от общего числа учащихся заявили, что им нравится процесс обучения.

Также 90% обучающихся в школе заявили о желании продолжить образование. Из числа тех участников опроса, которые не учатся, а работают, большинство заявили о том, что у них отсутствует возможность продолжения образования. Причем, при наличии такой возможности они выказали желание продолжать образование.

Все опрашиваемые, кроме тех, кто не учится, заявили о том, что образование поможет им в жизни.

Интересно, что у тех, кто проходит обучение в вузе, и родители также имеют высшее образование. Родители работающих респондентов в большинстве случаев не имеют высшего образования.

Все опрошенные были полностью единодушны в вопросе образования их будущих детей - все участники социологического исследования желают дать своим детям возможность получить хорошее образованиеВсероссийский центр изучения общественного мнения/ ВЦИОМ (сетевой ресурс) - http://wciom.ru/.

Обсуждение

Мой мозг лучше воспринимает прада и гучи, а я буду зарабатывать на жизнь сексом

29.01.2007 17:21:25, Викусик

Комментировать статью "Механизмы выбора, подготовки и поступления в вуз. Опрос старшеклассников и их родителей"

Подкасты. Опросы. Раздел: Поступление в вузы и др. учебные заведения. Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

То, что конкурсные вступительные испытания предназначены для отбора лучших - известно всем. Но далеко не все знают, что прежние вступительные экзамены в вуз выполняли ещё одну функцию: они задавали абитуриенту уровень требований, который был необходим для дальнейшего обучения. С подготовки к этим экзаменам для будущего студента фактически начинался вузовский образовательный процесс. Вступительные испытания вполне можно назвать первой сессией, успешная сдача которой означала, что претендент...

Высококачественное высшее образование в Германии – основа для успешной карьеры в России и во всем мире. Программа "Мост в немецкий университет" Гете Института позволяет поступить российским школьникам в немецкий вуз сразу после школы. Что такое "Мост в немецкий университет"? Программа "Мост в немецкий университет" призвана восполнить разницу между школьной языковой подготовкой и уровнем языка, требуемым для поступления в немецкий вуз. Обычно россиянам после школы для этого нужно проучиться...

Дорогие родители старшеклассников! Идет сбор заявок на участие в уникальном проекте для школьников «Всероссийский Ломоносовский Конкурс», успейте к нему присоединиться! «Мы ищем юных «Ломоносовых», талантливых ребят, где бы они ни жили, - говорит один из основателей Международного Ломоносовского Клуба Дмитрий Пунин, - и готовы дать тем, кто пройдет все этапы конкурса, прямую дорогу в научную и интеллектуальную элиту страны. Для этого мы организуем подготовку в лучших московских школах, что...

Старшеклассник, который хорошо учится должен участвовать или дать свободу выбора?

Поступление в ВУЗ. Развитие, обучение. Другие дети. Поступление в ВУЗ. У наших, детей инвалидов, есть льготы при поступлении в ВУЗы.(не только льготы- на многии специальности путь закрыт.

ШКОЛА БЕЗ МАТЕМАТИКИ Ливанов предложил сдавать базовый ЕГЭ по математике после десятого класса. За этим «невинным» предложением (см. [ссылка-1]) стоит косвенное признание провала эксперимента с разделением ЕГЭ по математике на два уровня. Учителя «обычных» школ, сосредоточившись на подготовке выпускников к базовому ЕГЭ, «забыли» про экзамен профильный, что привело к обвальному снижению его средних показателей (см. [ссылка-2]). Похоже, Минобр озаботился тем, чтобы освободить учителей...

Что касается представлений об «обязательных» предметах для высшего образования, то тут современные тенденции сказались больше, хотя очевидные следы советского высшего образования тоже хорошо видны. (см. Рис. 9) Советская «закалка» видна в большом пиетете перед философией, логикой и высшей математикой. А современные тенденции - в том, что на первом месте оказалась «актуальная» экономика и модная психология. Если учесть, какие цели, по мнению опрошенных, должны достигаться образованием (см...

Большинство граждан не одобряют проводимую в России реформу образования, в частности, внедрение в сфере высшего образования болонской системы, заменяющей 5-летнее высшее образования 4-летним обязательным курсом бакалавриата и необязательным курсом магистратуры, и ЕГЭ На II съезде РВС представлено социологическое исследование по вопросам образования АКСИО-6, которое было проведено в России с 22 июня по 7 июля. В проведении опроса участвовало 1203 интервьюера, они опросили 24 тыс. 506 человек в...

«ТЫ НАС РАЗОРИШЬ!» Порой родители говорят вещи, которые вообще нельзя оставлять без внимания. Самый яркий пример - если обучение в выбранном вами вузе платное и семья не потянет таких расходов. В таком случае можно постараться найти компромисс. Либо поискать вуз, в котором обучение по этой же или близкой специальности будет дешевле (или где есть шансы поступить на бюджетное отделение). Либо - если вам так важен именно этот вуз, - договориться, что часть средств за обучение вы будете вносить...

Влияние родителей на выбор профессии весьма значительно. На что следует обратить внимание и к чему из сказанного стоит прислушаться, а что стоит решать самостоятельно старшекласснику? Как правильно реагировать на советы и как они могут повлиять на вашу дальнейшую судьбу. Узнайте ответы на эти вопросы, ознакомившись с материалом. Одни люди с обидой рассказывают о том, как им пришлось потратить с десяток лет на учебу и работу «для мамы» - и лишь потом взять на себя, наконец, смелость вернуться...

Как сообщает портал "Новый регион" [ссылка-1] , новый скандал разгорается в сфере образования Екатеринбурга. Ученикам одной из муниципальных школ раздали анкеты – учреждение подробно интересуется нюансами частной жизни подопечных и их родителей. В бланке «Акт обследования» спрашивают об уровне благосостояния, количестве зарегистрированных на жилплощади граждан и так далее. Родители уже всполошились: кому и зачем нужны конфиденциальные сведения, куда они пойдут и с какой стати их...

События. Подкасты. Опросы. Помимо этого замминистра добавил, что необходимо учитывать следующие индивидуальные достижения школьников при поступлении в вузы: наличие волонтеров из числа выпускников- старшеклассников. 19.05.2014 16:38:04, Rive Gauche.

О поступлении в американские вузы и на PhD. Образование, развитие. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Подкасты. Опросы. Поступление в ВУЗ из обычной школы? Вопрос.

При московских вузах власти города планируют создавать лицеи для подготовки школьников к поступлению. В настоящее время в школах проводят анкетирование, по результатам которого будут выявлены конкретные вузы, где хотят учиться выпускники.

Поступление в ВУЗ из обычной школы?. Образование, развитие. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Ежедневный комфорт очень важен, тем более когда в доме старшеклассник и напряжения извне и так хватает.

Подкасты. Опросы. Это все же написали про летнюю школу, а не про поступление в вуз. А для летней школы это вполне может котироваться. 18 лет назад вам было десять, а она вроде как для старшеклассников?