Марина Чабан
Использование интерактивной доски как средство реализации ИКТ в ДОУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИКТ В ДОУ .

ЧАБАН МАРИНА ВЛАДИСЛАВОВНА

ГРУЗДЕВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

КЛИМЕНКОВА РАИСА НИКОЛАЕВНА

[email protected]

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Аннотация

В данном докладе представлена актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации. А также некоторые из интерактивных развивающих пособий (программ) для интерактивной доски , используемые в нашей образовательной организации.

В 21 веке невозможно себе представить жизнь современного человека без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, таких как телевидение, интернет , игровые приставки, смартфоны, игровые столы, интерактивные доски , которые прочно входят во все сферы жизни человека. С раннего детства родители начинают знакомить малышей с информационными технологиями, которые позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные , творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность ребенка воспринимать информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, позволяют освоить им новые средства деятельности , которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Для решения многих образовательных задач и повышения познавательной активности дошкольников, педагоги нашего учреждения часто используют информационные технологии, с помощью которых они создают электронные дидактические ресурсы.

Главной целью внедрения информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса : администрация, педагоги, дети и их родители. Эта цель и определяет те задачи, которые призваны решить ИКТ в дошкольном образовательном учреждении. Среди них можно выделить две главные :

Обеспечение максимального качества предоставляемых услуг :

Обеспечение качества образовательных ресурсов для воспитательного процесса (сеть интернет , телевидение, интерактивные доски );

Обеспечение взаимодействия с семьей;

Обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей.

Повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдение) ;

Облегчение труда работников дошкольного образовательного учреждения :

Облегчение реализации образовательной деятельности (за счет интернет-ресурсов , медиатеки) ;

Облегчение методической работы;

Облегчение отчетности;

Возможность самореализации и самообразования .

Интерактивные и мультимедийные средства направлены на развитие у детей стремления к получению новых знаний. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Существует множество различных интерактивных программ , используемых в дошкольном образовании. Остановим своё внимание на некоторых из них. В частности, это серия интерактивных развивающих пособий для интерактивной доски , целью которых является организация работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития ребенка, определенным Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) :

Познавательное и речевое развитие :“Говорящие картинки”, “Игры со словами”, “Шаг за шагом”, “Развивающие игры”, “Смотри и говори”, “Лого игры”, “Игры для маленького гения”;

Физическое развитие :“Лого Ритмика”, “Развивающие игры”;

Социально-коммуникативное развитие : “Игры со словами”, “Шаг за шагом”.

Основная задача этих пособий – речевое развитие детей. Так как именно в дошкольном возрасте формируется речь, то развитию речи уделяется особое внимание. Для становления правильной речи необходимо развивать слуховое восприятие, фонематический слух. Для этого в пособиях используются не только визуальные изображения на экране, но и аудиоупражнения.

Кроме интерактивной составляющей данные пособия содержат дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать в работе с детьми . Все программы делятся на возрастные категории :

Для младших дошкольников (3-5 лет) :

- “Лого игры” – развитие органов речи, дыхания,

- “Говорящие картинки” – развитие слухового восприятия, речи, артикуляции, расширение словарного запаса.

Для средних дошкольников (4-6 лет) :

- “Игры со словами” – развитие внимания, памяти, мышления.

- “Шаг за шагом” – развитие связной речи, зрительного и слухового восприятия, графических навыков, представлений об окружающем мире.

Для старших дошкольников (5-7 лет) :

- “Лого Ритмика” – развитие крупной моторики и координации, развитие слухового восприятия и памяти, голосовых функций (темп, интонация, ритм) ;

- “Развивающие игры” – развитие фонематического слуха, памяти, мышления;

- “Игры для маленького гения” – развитие внимания и памяти, логических способностей, знакомство с цифрами и буквами;

- “Смотри и говори” – расширение словарного запаса, развитие произношения.

Кроме данных пособий очень интересны и безграничны возможности интерактивной доски с программой MIMIO . Программа многофункциональна, позволяет создавать игры, в которых дети могут производить интерактивные действия (перемещать, рисовать, двигать, растягивать, используя цвет , толщину линий). Использование различных приложений : подвижное изображение, звук, мультипликация, игровые приёмы, цветовые эффекты способствуют у дошкольников развитию непроизвольного внимания, повышает познавательный интерес , развивается зрительная память, мышление. Работая по программе MIMIO, дети совершают путешествия даже в те жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (подводное царство, полёт ракеты, превращение куколки в бабочку, путешествие в прошлое). MIMIO – проекты можно использовать готовые , а также создавать их самостоятельно.

Используемые ИКТ разнообразны . Нельзя обеднять ребенка, используя только одну технологию. ИКТ важны и нужны для развития детей и безусловно приносят пользу, если соблюдаются все необходимые режимные моменты. В работе с детьми, ИКТ повышают познавательную мотивацию воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ , стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах. Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса.

Публикации по теме:

«Использование интерактивной доски в работе ДОУ». Консультация для воспитателей Использование информационно-коммуникативных технологий образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых.

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Путешествие по сказкам Чуковского» с использование интерактивной доски Интегрированное занятие во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Путешествие по сказкам Чуковского».

Использование ИКТ в образовательном процессе как средство развивающего обучения Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации.

Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития и соответственно возникает необходимость поиска.

Использование развивающих игр с детьми дошкольного возраста, как средство реализации регионального компонента. Использование развивающих игр с детьми дошкольного возраста, как средство реализации регионального компонента. «Через детей последующих.

Конспект занятия с использование интерактивной доски «Свойства воды» Тема «Свойства воды» Цель: Совершенствовать знания детей о разнообразных свойствах воды. Поудобнее садитесь, Не вертитесь, не крутитесь.

Консультация для педагогов ДОУ «Психологические основы использования интерактивной доски и технических средств обучения» Психологические основы использования интерактивной доски и технических средств обучения. ИК-технологии повысят продуктивность учебно-воспитательного.

Методическое руководство для учителей информатики и воспитателей в ДОУ «Использование интерактивной доски в работе с детьми» Пояснительная записка Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования.

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в ДОУ Введение Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает.

Использование современных образовательных практик как эффективное средство реализации задач ОО «Развитие речи» «Использование современных образовательных практик, как эффективное средство реализации задач образовательной области «Развитие речи» Речь.

Библиотека изображений:

Далеко не для всякой дошкольной образовательной организации интерактивная доска доступна. Но все же… Так получилось. Возможно, по программе развития образования, возможно, в результате спонсорской помощи, но все же интерактивная доска в ДОУ появилась! Что с ней делать? Нужно ли для активного ее использования обучаться специализированным программам? Скажу сразу: современные программы для создания презентаций позволяют сделать много чего. Например, создавать интерактивные игры. Для интерактивной доски. И не только!!!

Итак, с чего начать?

Во-первых, ваш системный администратор и специальные службы установят и настроят вашу интерактивную доску. Пытаться делать это самостоятельно не стоит. Вещь не дешевая, требует специальных знаний. Просто подождите. Но можно ждать с пользой. А точнее — начать делать свою первую интерактивную игру. По сути — интерактивную презентацию. Можно в PowerPoint. В любой версии. Какую знаете.

Что такое интерактивность на самом деле?

Когда программа взаимодействует с пользователем с помощью диалогов и подсказок — это уже интерактивность. Но в самом зачаточном состоянии. Простая смена слайдов презентации по щелчку — это уже интерактивность.
Однако, нас интересует то, что позволяет более глубоко взаимодействовать с программой. То есть под интерактивностью будем понимать заложенную в приложении возможность менять смысловую линию в зависимости от действий пользователя. Чтобы такая возможность существовала, нужно обязательно сначала написать сценарий будущей игры-презентации.

Сегодня для развития детей дошкольного возраста огромные возможности. Не только методического плана. Например Наураша цифровая лаборатория для дошкольников — это современные разработки. Да, не дешево. Однако, думаю, того стоит.

Кроме сайта у них есть еще и группа вконтакте https://vk.com/naurasha.На мой взгляд — прекрасные разработки.

Какие возможности встроены в PowerPoint?

Можно, например, запрограммировать переход на конкретный слайд при щелчке по объекту. Это в PowerPoint называется Далее, можно задать движение, появление и исчезновение объектов на слайде при щелчке по тому же объекту или по другому объекту, что называют Наконец, можно комбинировать эти функции, получая в результате прекрасные продукты.

Интерактивная доска в ДОУ и мобильные устройства

Компания MicroSoft выпустила свой офисный пакет и для мобильных устройств: планшетов, смартфонов, работающих под управлением операционной системы Android. И такие устройства, очень вероятно, есть у ваших воспитанников. Так вот, интересно то, что все настройки действий и переключатели работают в мобильной версии PowerPoint. То есть в вашу игру дети могут играть и дома. Или все вместе в группе, вместе с работой на интерактивной доске. Это открывает огромнейший простор для творчества.

Что хотелось бы сказать напоследок

Это очень коротенькая обзорная статья о возможностях использования интерактивной доски в ДОУ . А конкретнее, о возможностях использования программы для создания презентаций. Здесь, на моем сайте есть два цикла статей по разработке интерактивных презентаций в (очень старая уже программа, но кое-кто все еще ее использует) и

Однако, дело в том, что это далеко не все возможности программы. Хотелось бы увидеть в комментариях, какие вопросы разработки интерактивных презентаций или, иными словами, презентаций для интерактивной доски интересуют вас, мои дорогие читатели.

Если хотите посмотреть образцы уже готовых презентаций, перейдите

Вариант игры, созданной специально для детей дошкольного возраста. Без текста. Только картинки и звуки.

Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Существующие развивающие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУ может разрешить это противоречие. Так что же такое интерактивная доска? Термин «интерактивность» происходит от английского слова интер экшен, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность - понятие, используемое в области информатики и коммуникации. Преимущества интерактивной доски Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет расширить творческие возможности педагогов и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. В последние годы дошкольные учреждения оценили эти возможности и все чаще приобретают интерактивные доски. Но, как и учителя в школах несколько лет назад, воспитатели детских садов делают только первые шаги в освоении интерактивных досок, изучая их возможности.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее.

В настоящее время имеется множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания детей дошкольного возраста. Но, прежде всего, педагог должен изучить содержание компьютерных программ или игр, применяемых на занятии, знать их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Построение каждой игры имеет свои особенности для каждого возраста.

Вместе с тем, основная цель педагога - не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.

Так, доски можно использовать с готовыми мультимедийными ресурсами , доступными в Интернете и продающимися на дисках, что облегчает их освоение. Тем не менее гораздо эффективнее работать со специально созданными для интерактивных досок ресурсами. Готовые мультимедийные ресурсы, как правило, рассчитаны на индивидуальные занятия с ребенком, а интерактивная доска – инструмент групповой работы.

Способов же применения интерактивной доски в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Во-первых, интерактивная доска - просто удобное средство демонстрации игровых и обучающих программ. Во-вторых, использовать специализированное программное обеспечение для самостоятельной подготовки материалов, которые можно показывать детям, сотрудникам ДОУ, коллегам из др. детских садов. Это и презентации, и интерактивные обучающие задания, и создание проектов, педагогические советы, семинары и т.п.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски: 1.Начальные знания устройства компьютера.

2.Работа в программах: Word, PowerPoint

3.Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. Компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка. Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Признавая, что компьютер - новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей дошкольного возраста требует тщательной организации, как самой образовательной деятельности, так и всего режима в целом

«Выживает не самый сильный

и не самый умный, а тот,

кто лучше всех откликается

на происходящие изменения…»

Чарльз Дарвин.

Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Используя доску, можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио), работать с интернетом. Все как при работе с персональным компьютером и даже больше.

Возможности, предоставляемые сетевыми ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых , это дополнительная информация, которой по какой-либо причине нет в печатных изданиях.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, - это наиболее демократический способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:

  • Начальные знания устройства компьютера
  • Работа в программах: Word, PowerPoint
  • Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Сегодня многие школы и детские сады оснащаются интерактивными досками, не стал исключением и наш детский сад. В 2012 году в нашем детском саду появился мультимедийный комплекс, состоящий из интерактивной доски, проектора и ноутбука.

Нашему педагогическому коллективу, только начинающему осваивать работу с интерактивной доской, поначалу был доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера. В таком виде интерактивная доска использовалась на родительских собраниях, районных методических объединениях, досуговых мероприятиях. 2 способ работы - готовые презентации, 3- готовые интерактивные игры, игры и задания, составленные нашими педагогами. Использование других возможностей интерактивной доски нами пока не освоено.

Наш небольшой опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически на всех занятиях - Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях. И хотим отметить её преимущества для занятий в детском саду.

Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Например, при погружении в лексическую тему «Домашние птицы» на занятии по ознакомлению с окружающим дети с удовольствием составляли на доске птичьи семьи, играли в интерактивную игру «Четвёртый лишний», обобщали знания о внешнем виде домашних птиц в игре «Клювы, лапки и хвосты» - составляли на доске из отдельных частей тела птицу. На занятии по развитию речи с успехом прошла интерактивная игра «Птичья столовая» (с провокациями), «Подбери маму и детёныша». В интерактивной игре «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о домашней птице, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию. На занятиях по математике соотносили число с количеством птиц, учились находить место числа в числовом ряду, «соседей» числа и птиц, считали домашних птиц в прямом и обратном порядке. Нам было проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей. Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски, они обижаются, если педагог не предоставляет им такой возможности. Таким образом, на наших занятиях происходит индивидуализация обучения, развитие психических процессов у воспитанников, создание благоприятного эмоционального фона.

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду - возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают. На таком же высоком познавательном интересе прошли все занятия недели по лексической теме «Космос». Незабываемые впечатления дети получили во время виртуального космического путешествия на ракете.

В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому мы пытаемся создать свою коллекцию разработанных нами занятий с использованием Цифровых Образовательных Ресурсов. У нас уже имеются готовые разработки по следующим темам: «Полёт на луну», «Подарки Деда Мороза», «Музыкальные загадки», «В гостях у белого медвежонка», «Село моё родное», «День знаний». Конечно, первые материалы создавались нами методом «проб и ошибок» и при их создании нам приходилось преодолевать некоторые трудности, которые невозможно было предвидеть, из-за отсутствия опыта. Но с каждым днём становилось работать всё легче и интереснее.

Также доступны приемы работы, основанные на перемещении изображений или текста на экране доски. Выполняя задания, дети могут расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, составить изображение в соответствии с образцом, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку, ориентироваться в пространстве и др. Занятия с интерактивной доской помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа, внимательно смотреть как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки). Воспитанники стали лучше ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов. Доска помогает развивать координацию движений руки, добиваться отчетливой формы. Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы. Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, писать, что способствует формированию графических навыков. Педагоги могут показывать им на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию.

При подготовке материалов воспитатели, только начинающие пользоваться интерактивной доской, сталкиваются с некоторыми трудностями. Изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски.

Интерактивная доска имеет достаточно большой экран. Стоящий у доски маленький ребенок не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти изображения, нужные для выполнения задания. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они плохо воспринимаются с близкого расстояния. Конечно, если на странице работает только воспитатель, показывая детям, как выполнять задание на бумаге или ожидает от них правильных устных ответов подобные ограничения не имеют значения. Педагог работает на экране доски, а дети, находясь на некотором расстоянии, могут охватить взглядом изображение полностью.

Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность. С учетом этого картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны находиться внизу доски (в нижней ее половине или трети в зависимости от возраста детей). Расстояние между изображениями, с которыми ребенок работает самостоятельно, должно быть небольшим. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или перетащить на нужное место, не "роняя".

Знание этих рекомендаций не всегда позволяет избежать ошибок при создании интерактивных ресурсов. Картинка на доске в среднем в пять раз больше, чем на мониторе, и "всего" десять сантиметров превращаются на доске в "целых" пятьдесят, с которыми детям тяжело справиться.

Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. В связи с этим педагоги нашего детского сада всегда придерживаются требования СанПиН.

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Аннотация: В статье представлена информация об интрактивной доске, используемой в детском саду «Балдаурен», даётся описание, её назначение, значение ИКТ-средства в развитии ребёнка, как можно использовать интерактивную доску в работе с педагогами, детьми дошкольного возраста. Представлена тематика игр с детьми-дошкольниками, приведён пример игры.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
Интерактивная доска- это сенсерный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь.
Общие инструменты интерактивной доски в нашем ДОУ:

    Карандаш дает возможность подчеркнуть часть слова, целое слово или предложение, обвести изображение или слово, тем самым привлекая внимание учащихся к важной информации. Так же карандашом можно вводить рукописный текст на слайдах урока и в документах Word, Excel, Power Point. При работе с этим инструментом можно выбирать цвет и толщину линии.

    Инструмент Линии позволяет рисовать линии и стрелки разных цветов, типов и толщины, изображать геометрические фигуры.

    Библиотека изображений дает возможность использовать статичные и анимированные изображения для создания слайдов для образовательной деятельности, оформлять с помощью картинок фон слайдов образовательной деятельности, изменять размер и расположение картинок, добавлять к ним звук. Встроенные в программу WizTeach библиотеки изображений можно дополнять необходимыми изображениями или создавать свои собственные коллекции изображений.

    С помощью инструмента Вставка картинки можно оформлять слайдов с изображениями, взятыми из любых папок компьютера или из разных галерей.

    Инструмент Фонарик дает возможность открывать только часть информации на слайде. Например, высветить на затемненной карте определенную область.

    С помощью Лупы можно акцентировать внимание учащихся на важных деталях демонстрируемых изображений, увеличивая их.

    Виртуальная Клавиатура позволяет вводить текст на любом из установленных на компьютере языков. Ее можно использовать при создании слайдов или во время демонстрации учебного материала, предлагая ввести ученикам правильный ответ или самим исправить преднамеренно сделанную ошибку в тексте слайда.

    Быстро вставить текст на слайды урока поможет создание текстовой карточки . Этот инструмент дает возможность копировать текст из документа Word и переносить его на слайды, создающегося в программе WizTeach.

    Инструмент Банк слов позволяет составлять учебные задания, для выполнения которых надо вставлять правильные слова в предложение или буквы в слова.

    Стирать написанные слова или нарисованные изображения на слайде можно с помощью Ластика .

    Инструмент Очистка экрана дает возможность мгновенно очистить заполненный слайд.

Преимущества работы с интерактивной доской

Обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей:

    Развитие внимания

  • Мышления

    Личности

    Навыки учебной деятельности

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Комната для интерактивных занятий в детском саду выполняет следующие задачи:
обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;

    служить развлекательным и игровым центром;

    в ней может выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;

    обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для преподавателей;

    знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.

Примеры использования интерактивной доски

Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.

Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски педагогом - демонстрация готовых презентаций.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:

    Начальные знания устройства компьютера

    Работа в программах: Word, PowerPoint

    Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).
    Работа с детьми. Работа с детьми включает деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога - не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.

Интерактивная доска позволяет сохранить заметки в виде файлов на персональном компьютере для последующей раздачи отпечатанных копий каждому из педагогов или рассылки. Все рисунки, сделанные маркером на доске, можно также распечатать с помощью принтера. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, в ней применены ультразвуковая и инфракрасная технологии для точного определения местоположения отметки маркера на доске.

Доска используется в работе с детьми: в совместной деятельности и как часть непосредственно образовательной деятельности, используются формы образовательной деятельности:« Образовательная ситуация», развивающие игры, игры-задания.

Тематика игр-занятий с интерактивной доской:

История возникновения интерактивной доски. Что она представляет?

Условные обозначения.(Рисование осенних листьев.)

Закрепление условных знаков и рисование с помощью интерактивной доски.

«День матери» (Рисуем подарок маме)

В гости к деду Морозу (С помощью презентации)

Знакомство с фоном «Наша елочка»

«Зимние забавы»

«Прогулка с Лунтиком»

«День Защитника Отечества» (подарок папе)

«Первые цветочки » «Первая капель»

Рисуем космос и звезды

Рисование при помощи геометрических фигур.

Математическое занятие с помощью презентации

«Первые шаги в лето»

Совместная деятельность с детьми: «Наша елочка»

В инструментах выбираем «Призма», затем выбираем треугольник и с помощью их рисуем елочку, нужно обратить внимание, курсив на интерактивной доске немного выше электронного маркера. Затем выбираем прямоугольник и рисуем ствол у елочки. При помощи кружочков рисуем укращение для елочки. Выбираем «Цвет заливки» в палитре выбираем цвет и украшаем игрушки, так же выбираем цвет и заливаем елочку.

Данное средство используется в реализации содержания образовательных областей»Познание». «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация».

Выполнение проектных работ в графическом редакторе.

Задается тема рисунка. Дети по очереди выходят к интерактивной доске и дополняют общую картину своим изображением

Список используемой литературы.

    Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.

    Компьютерно - игровой комплекс для дошкольников http://40204s020.edusite.ru/p110aa1.html

    Ярусова Е.А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac203.html

    Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8.

    Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.