(1914 )

Семья Отец Петр Исаакиевич Фандорин (ум. 1876)
Мать Елизавета Фандорина (ум. 1856) Супруг(а) 1. Елизавета Александровна фон Эверт-Колокольцева (1876);
2. Елизавета Анатольевна Альтаирская-Луантэн, она же Клара Лунная (1911-1914), гражданский брак Дети Момоти Тамба «штабс-капитан Василий Рыбников» (1879-1905)
сэр Александер Фандорин (1920-1994) Отношения Мидори Тамба (1878)
Ангелина Крашенинникова (1888-1889)
Эсфирь Литвинова (1891)
Ксения Георгиевна Романова (1896) Число эпизодов 14 книг Создатель Борис Акунин

Эраст Петрович Фандорин - герой серии исторических детективов Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив и т. д.

Фандорин воплотил идеал аристократа XIX века : благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.

Биография

После успешного завершения дела «Турецкий гамбит» Фандорин, несмотря на головокружительные предложения шефа жандармского управления, просит назначить его служить «куда подальше» и получает назначение секретарем посольства в Японию .

В это же время Эраст Фандорин неожиданно для себя сталкивается с ещё одним сообществом любовников Смерти - на «Хитровке», в квартале московских преступников. Но к самоубийцам указанное сообщество не имеет никакого отношения. Ведь Смерть - это прозвище необыкновенно красивой молодой женщины, известной тем, что всем, с кем она вступит в любовную связь, жить остаётся совсем немного. Столкнувшись со Смертью, Фандорин сначала не может понять, почему чистая, верующая девушка с благородным сердцем и чувствительной душой принимает любовь самых отъявленных типов - убийц, бандитов, продажных чиновников и прочих негодяев. Разгадка проста: зная о таинственном своем проклятии - обрекать на погибель своих возлюбленных - Смерть, топя свое тело в грязи, пытается очистить мир от подлецов и злодеев, погибающих вскоре после начала романа с ней, со Смертью. Кроме того, Фандорин приобретает нового знакомого - им становится московский беспризорник-подросток Сенька Скорик. Скорик так же имеет свою тайну: он нашёл старинный клад серебра, с помощью которого хочет разбогатеть и этим привлечь внимание Смерти, очаровавшей его. Смерть же не хочет погубить ни Сеньку, ни Фандорина, поэтому отталкивает обоих. Дело осложняется тем, что именно в это время на Хитровке начинают происходить страшные по своей жестокости убийства. Фандорин начинает подозревать, что кровавые преступления каким-то образом связаны как со Смертью, так и с Сенькой, а точнее - с найденным им кладом… Описано в романе «Любовник смерти ».

1920 год . Елизавета Анатольевна, беременная от Эраста Фандорина, эмигрирует из Крыма. В шкатулке с семейными реликвиями, которую она сохранила, находились, в частности, нефритовые четки. Упоминается в книге Алтын-Толобас.

В «Шпионском романе » есть намёк на то, что Фандорина знал сотрудник советской контрразведки Алексей Октябрьский (он же Алексей Романов), известный из цикла «Смерть на брудершафт » (как Алексей Романов) и произведений «„Квест“ и Шпионский роман » (как майор Октябрьский).

Род Фандориных

Эраст Петрович связан родством с героями других серий Акунина. Историю семьи Фандориных мы узнаем из «Приключений магистра », главный герой которых, внук Эраста Петровича Николас занимается изучением своих корней. Уже в начале книги «Алтын-толобас» сообщается, что сын Фандорина - Александр Эрастович - стал знаменитым эндокринологом и одним из претендентов на получение Нобелевской премии , но, направляясь со своей супругой в Стокгольм , погиб во время крушения парома «Христиания». Вследствие этих событий Николас был вынужден вернуться в Россию. Выясняется, что Фандорины - это русская ветвь рода фон Дорнов, восходящего к крестоносцам. В XVII веке обедневший дворянин Корнелиус фон Дорн приехал в Россию на поиски счастья, остался и принял православие, став Корнеем Фондориным. Данила Ларионович и Самсон Данилович Фондорины принимали участие в драматических событиях, происходивших во времена Екатерины II («Внеклассное чтение ») упоминается во «Внеклассном чтении» и «Квесте».
Дорины являются потомками одного из предков Фандорина - «сладкого барина», потомками детей, рождённых от его крепостных девок.

Награды

  • Орден Святого Владимира 4 степени («Азазель»)
  • Орден Святого Станислава 3 степени за участие в переговорах с Турцией («Турецкий гамбит»)
  • Орден Святой Анны 4 степени («Алмазная Колесница»)
  • Орден Святого Владимира 3 степени (О награждении пишется в повести «Пиковый валет» (сборник «Особые поручения»), есть упоминание в книге «Коронация, или Последний из Романов»)
  • Ордена Большой и малой хризантем (упоминается в повести «Пиковый валет» (сборник «Особые поручения»))

Книги про Эраста Фандорина

  • Азазель - конспирологический детектив (действие происходит в 1876 году в Москве, Лондоне и Санкт-Петербурге)
  • Турецкий гамбит - шпионский детектив (действие происходит в 1877-78 гг. в Болгарии, Румынии и Турции)
  • Левиафан - герметичный детектив (действие происходит в 1878 году, на борту океанского лайнера рейса Саутгемптон - Калькутта)
  • Смерть Ахиллеса - детектив о наёмном убийце (действие происходит в 1882 году в Москве)
  • Особые поручения
  • Пиковый валет - повесть о мошенниках (действие происходит в 1886 году в Москве)
  • Декоратор - повесть о маньяке (действие происходит в 1889 году в Москве)
  • Статский советник - политический детектив (действие происходит в 1891 году в Москве)
  • Коронация, или Последний из романов - великосветский детектив (действие происходит в 1896 году в Москве)
  • Любовница смерти - декадентский детектив (действие происходит в 1900 году в Москве, одновременно с действием «Любовника Смерти»)
  • Любовник смерти - диккенсовский детектив (действие происходит в 1900 году в Москве, одновременно с действием «Любовницы Смерти»)
  • Алмазная колесница - этнографический детектив
  • Том первый (действие происходит в 1905 году в Санкт-Петербурге и Москве)
  • Том второй (действие происходит в 1878 году в Иокогаме и Токио)
  • Инь и Ян (действие происходит в 1882 году в подмосковной усадьбе Сигизмунда Борецкого)
  • Сигумо (рассказ, действие происходит в 1881 году в Иокогаме)
  • Table-talk 1882 года (рассказ, действие происходит в 1882 году в Москве)
  • Из жизни щепок (рассказ, действие происходит в 1883 году в Москве)
  • Нефритовые четки (рассказ, действие происходит в 1884 году в Москве)
  • Скарпея Баскаковых (рассказ, действие происходит в 1888 году в Пахринском уезде Московской губернии; сюжет «Собаки Баскервилей » Конан Дойла , перенесенный на русскую почву)
  • Одна десятая процента (рассказ, действие происходит в 1890 году в Москве и Санкт-Петербурге)
  • Бристольское чаепитие (рассказ, действие происходит в 1891 году в Бристоле)
  • Долина мечты (повесть, действие происходит в 1894 году в штате Вайоминг)
  • Перед концом света (повесть, действие происходит в 1897 году на Вологодчине)
  • Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трех мудрых (действие происходит в 1899 году на севере Франции)
  • Весь мир театр (действие происходят в 1911 году в Москве)
  • Чёрный город (действие происходит в 1914 году в Баку. В 2009 была опубликована первая глава романа под названием «Охота на Одиссея»).

Самый масштабный цикл Акунина, на мой взгляд, является и самым удачным. С одной стороны, нельзя не отметить блестящее литературное мастерство автора, который с легкостью играет детективными приемами. Каждое новое расследование не похоже на предыдущее. Масштабная эпопея «Турецкого гамбита» сменяется «Левиафаном», где в центре внимания узкий круг подозреваемых. Ироничный «Пиковый валет» соседствует с мрачным «Декоратором». В «Коронации» злодеи угрожают самой верхушке общества - семье Романовых, а в «Любовнице смерти» расследование ведется в мрачных кварталах Хитровки. И при этом каждый роман по-своему увлекателен. Кроме того, при всем разнообразии, произведения цикла составляют своеобразную мозаику, объединенную главным героем - Эрастом Фандориным. И каждая новая история вносит свои штрихи в характер главного героя, показывает нам его с новой стороны.

При всей кажущейся легковесности романов, чувствуется серьезная работа автора над историческими источниками и хорошее знание Акуниным реалий российской жизни конца 19 - начала 20 веков. Так что этот цикл несет еще и определенное просветительское знание. Ну и конечно, детективные сюжеты этих историй весьма оригинальны и запутанны. Хоть я прочел и немало детективов, Акунину частенько удавалось меня перехитрить, подсовывая совершенно неожиданные решения своих загадок. Зато как я радовался, когда мои догадки оказывались верны!

Так что перед нами очень качественная развлекательная литература, а в некоторых случаях: в «Статском советнике», в «Алмазной колеснице», автор даже выходит за эти рамки, и мы видим нелегкий жизненный выбор, который стоит перед героями.

От чтения этих романов я получил немало удовольствия. Рекомендую даже тем, кто не является страстным поклонником детективов.

Оценка: 9

Прочел около половины цикла. В целом я не в восторге. Книги читаются легко, краски «исторического» колорита играют на солнце, однако же «чем дальше в лес...»

Если первые два-три романа еще воспринимаются как более-менее легкое детективное чтиво, то в последующих изданиях начинается форменный лубок. Большей частью лубок японский, с нинзями и прочей нелепой мутью, но и русского лубка хватает за глаза. Известно, что Акунин неравнодушен к Японии, однако в свои книги он это пристрастие протаскивает ну самыми нелепыми и неприглядными путями. Фарс один, ей Зевсу. Хотя, наверное, сренестатистический обыватель не заметит подвоха.

Персонаж же Фандорина после многих романов так и остается нераскрытым. Совершенно неясно что же у него в голове, и какое отношение он имеет к миру в котором обитает. Кроме того, с течением времени он становится всё более пассивен. Например в «Статском Советнике» я лично не могу припомнить ни одного совершенного им значимого действия, персонажи не принимают решений сами а лишь реагируют на обстоятельства, возникает ощущение вязкой трясины.

Оценка: 5

Оказывается уже 17 лет минуло. Минуло с той поры, что, случайно не задумываясь, купил непонятно что, неизвестного мне автора. То была книга «Азазель». И это был шок и потрясение. И это стало началом любви. Любви к данном циклу. Жгучая и страстная в начале, и несколько отстраненная через столько времени. Ах, с каким нетерпением я ждал продолжений. Как торопливо бежал покупать новую книгу. И какая прохладца сейчас. Перед покупкой сто раз подумаю, а стоит ли выкладывать такие деньги? Может подождать и у кого ить выпросить почитать? Что этому виной? Охлаждение любовных отношений, или падающий уровень цикла? А может просто исчезло ощущение новизны и праздника?

Наверное, всё в купе. Цикл всё же неровный. Что-то явно лучше, что-то похуже будет. И боюсь чем дальше от «Азазель», тем всё похуже будет. («Азазель» для меня вообще как первая любовь). И, на мой вкус, оценка великолепно можно ставить от первой книги цикла до «Коронации». Дальше уже от нормально до прочитал.

А почему так? Я для себя вычленил один фактор (не обязательно, что он единственный или главный). Это время. Время действия. Само время преподанное нам авторам является ещё одним действующим героем цикла. Не буду судить, насколько достоверно Акунин передал вторую половину 19 века, не специалист. Но, как, же вкусно он это сделал! Может, выдумал, но просто дышится тем временем. И веришь автору, что так и было всё во второй половине 19 века. Что было такая обстановка, такая жизнь. А вот в описываемых событиях после 1896 года уже этого нет. Не даётся автору век следующий. И умер герой цикла – время. И пропадает воздушность и…, даже не знаю что. Ощущения? Вкус? Не знаю. Но без ощущения, вкуса времени книги начинают здорово проигрывать. Акунин прекрасный стилизатор, подражатель, мистификатор. И если пропадает стилизация, то пропадает многое.

К минусам можно отнести и «встраивание» приключений Фандорина во временные промежутки первых 7 книг. Не получилось большинство этих рассказов и повестей. Не получились. И думается мне, что не зря седьмой роман называется «Коронация, или Последний из романов». Хотел, наверное, автор закончить (и моя оценка цикла была бы однозначно 10), но продолжил. И сказалась, скорее всего, коммерция. Покупают хорошо, стоимость высокая. Но, уже не то. И посему скрепя сердце ставлю 9. В честь прошлых заслуг, и все же в надежде не будущие.

Хочется пару слов о ГГ сказать. Я ведь его в первой книге в серьез принял. За будущего сыщика. И зря. Что есть Фандорин? Удача и везение. С постоянным роялем в кустах (на крайний случай с Зуровым с пистолетом). Если говорить о приключениях, то в мировой современной культуре есть его почти двойник. Бонд. Джеймс Бонд. А что? Сперва ГГ всё бьют. Поймают и бьют. Всё планы рушатся, всё висит на волоске. Но! Опа! И ГГ всех побеждает, на лопатки кладет. Благодаря чему? Да просто везению. Удача его второе имя.

Как сыщик Фандорин…так себе (об удаче ни слова). Большая часть его расследований и разоблачений злоумышленников заканчивается тем, что многих подозреваемых перебили, и Фандорин сказав это раз, это два, это три, гордо арестовывает последнего. И лично для меня ГГ персона скорее комическая, чем серьёзная. С Бондом (Джеймс Бондом) Фандорина роднят и любовные похождения. И ведь надо же, чопорный, застегнутый на всё пуговицы англоман, а как на него девушки реагируют (широко улыбаюсь). В общем, сплошная удача. Во всем.

Я считаю последние книги в некоторой степени неудачами автора. Это может быть и связанно и с тем, автор изменил Фандорина. Ибо после трагедии в «Азазель», в последующих книгах развился замкнутый бесчувственный педант. Англоман, довольно брезгливо смотрящий на Родину. В последних же книгах мы встречаем, чуть ли не ура-патриота. Причем он зачастую подвержен различным рефлексиям. Право, прошлый Фандорин мне нравился гораздо больше. И мне нравилось, как автор подтрунивает, а порой высмеивает своего героя. В этом была своя изюминка. Теперь же ГГ стал.. человечней что ли. И исчез легкий юмор. Герой стал серьёзней. И тут я против этого.

Однозначно рекомендую к прочтению. Всем. Хорошее времяпрепровождение с хорошей легкой книгой Вам гарантированно. Единственно хочу сказать, читать строго по мере написания романов. И ни в коем случае не по внутренней хронологии.

Приятного чтения Вам.

Оценка: 9

Belle Époque... Эти два французских слова прекрасно характеризует весь цикл романов об Эрасте Фандорине. Формула Прекрасной эпохи родилась и укоренилась после Первой мировой войны и по контрасту с её травматическим опытом. Поэтому она указывает на десятилетия технического прогресса, экономических успехов, мира в политических отношениях, расцвета культуры во Франции, Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, Италии, Бельгии, России и др. после упадка 1870-1880-х годов, вместе с тем ностальгически отмечая их как безвозвратно ушедшие времена.

Это золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре и морских купаний, время расцвета фотографии, рождения кино и появления метро, успехов естественных наук, новейших технологий и медицины, становления социологии и этнографии, археологических открытий, модерна и модернизма в искусствах и литературе, спора вокруг «женского вопроса» и начала суфражистского движения, зарождения большевизма. Это мир, в который хочется вернуться... Каждая из этих тем так или иначе описана в книгах. Ну а Фандорин - это вообще соединительный образ многих главных героев книг других авторов позапрошлого столетия.

Оценка: 10

Признаться, в подростковом возрасте я очень любил детективы - гораздо больше чем фантастику, - и не было в жизни счастья большего, чем улечься с томиком Агаты Кристи, Рекса Стаута, Эрла Стенли Гарднера или Чейза. Появление отечественных детективов (сначала Незнанского и Тополя, позже - Абдуллаева) я сначала приветствовал обеими руками, читал запоем а после... После перестал, все чаще перечитывая западную классику. Уж очень скучны были потуги русских детективщиков, уж очень бледно смотрелись их работы рядом с романами мастеров.

Так продолжалось вплоть до того момента, как мне попал в руки «Левиафан» Акунина. Идеально прописанный герметичный детектив, великолепная стилизация, запоминающийся герой - что еще надо для счастья? Разве что найти еще парочку книг из цикла о «Фандорине». А потом еще несколько, и еще...

Вот что меня радует - благодаря своеобразного подходу Акунина (каждый роман цикла представлен в несколько ином поджанре - авантюрный детектив, герметичный детектив, политический детектив, шпионский и т.д.) Фандорин никогда не надоедает. Да, есть более удачные романы, есть менее удачные - как и у любого автора. Все равно средний уровень книг, мастерство воплощения идеи, высочайший уровень стилизации достойны самой высокой оценки.

Оценка: 9

Вся «Фандоринская серия» - взгляд современного российского либерального интеллигента на Российскую Империю 19-нач. 20 вв. Этот взгляд, как говорится «имеет место быть», это право автора и любого свободного человека. Не нужно только принимать «акунинско-фандоринские» интерпретации жизни Российской Империи за историческую истину. Уж сколько писано-переписано о поверхностности акунинский произведений, вольности его интерпретаций, мелких и крупных исторических несоответствиях... Но нужно ли это обычному читателю? По-видимому, нет. Оценка за «идею», за весь цикл. Разбираться с литературными достоинствами (сюжет, композиция, язык, достоверность, персонажи) нужно по каждой отдельной книге. Но что объединяет все «фандоринские» произведения? На мой взгляд, это легкаяя скоропись, свидетельствующая о принадлежности автора к т.наз. «pulp-fiction». В этом нет ничего обидного ни для самого автора, ни для его поклонников. Это просто констатация факта.

Оценка: 6

На правах, осилившего все книги серии, скажу следующее. Не нравится мне центральный персонаж серии, г-н Фандорин.

Слащавый он какой-то.©

Эта его прогрессирующая, на протяжении серии, японо-мания. Надменная величавость. Я бы даже обвинил его в нарциссизме.

Понятно конечно же, что это наш, отечественный, Шерлок, понимаешь, Бонд, со всеми вытекающими. Как то - немыслимая острота ума, поразительная внимательность и дедукция, сказочная везучесть, необычайная сила, меткость и т.д. и т.п. Вот если бы, в конце концов оказалось, что это киборг-андроид из будущего, то это многое бы объяснило.

При всём при этом, детективная составляющая интересна и многообразна, за счёт постоянного изменения, от произведения к

произведению, самого вида детектива. С развлекательной частью данная серия справляется отлично, но чего-то нового в жанр не привносит.

Оценка: 7

Появление Фандорина в конце 90-х годов прошлого века,не побоюсь этого слова,явилось эпохальным событием в литературной жизни нашей страны. Не верите? Займемся дедукцией.Наконец то у нас есть свой герой,по своей яркости,узнаваемости и популярности, сравнимый с английскими Шерлок Холмсом, миссис Марпл,французским комиссаром Мегрэ- ЭТО Р..РАЗ. Акунин,по большому счету, впервые после наших дореволюционных классиков, раскрыл и раскрасил свежими красками,незаслуженно забытое полотно русской жизни конца ХIХ,начала ХХ века. Поднял целый,интереснейший пласт нашей истории!- ЭТО Д..ДВА. Наконец-то появился эталон хорошей детективной литературы, безупречной по стилю и языку-ЭТО Т..ТРИ, а есть еще и четыре и пять....

Что еще с гордостью следует отметить,Эраст Петрович,как равно и его литературный отец Акунин, известны и популярны не только в пределах нашей Родины. Например в Лондоне,наиболее запрашиваемыми авторами последних лет-,являются Достоевский и...Борис Акунин. Весьма приятно,черт возьми!

Оценка: 10

Первую книгу о приключениях Эраста Фандорина прочитала совершенно случайно - было нечего читать и я, в поисках хоть чего-нибудь, бродила по квартире. Ничего не нашла и решила прочитать то, что я вообще не собиралась читать - Детектив! Детективы вообще не люблю, но из-за отсутствия другой литературы я принялась за чтение.

Читать начала без всякого энтузиазма, однако действия начали развиваться так стремительно, что я невольно увлеклась. Буквально за пару дней была проглочена книга «Азазель». После прочтения этой части я была полностью уверена, что автор жил в те времена (ну как еще объяснить такой ровный, литературный язык и правдоподобность описания 19 века). Дальше цикл стал развиваться и из молодого неловкого юноши вырос гениальный сыщик, который способен изящно раскрыть любое преступление.

К сожалению прочитала еще не все книги этого цикла, но пока моей самой любимой остается все же первая часть: Фандорин в ней еще не побит жизнью, молод, и как-то живей.

В общем детективы не люблю до сих пор, но цикл Акунина является исключением, т.к. он очень отличается от остальных современных произведений тем, что написан с душой.

Оценка: 10

Долго не бралась за цикл, не особенно люблю детективы да и разочароваться в восхитительных отзывах, боялась. И совершенно зря. Главный герой чудесный, интриги яркие, злодеи умные и совсем «не картонные», а уж атмосфера царской России - просто невозможно оторваться. Язык, стиль у Акунина - вологодские кружева, петелька за петелькой плетется гармоничная красивая канва. Читается легко и захватывает целиком.

Оценка: 9

На мой взгляд Акунин - детективщик номер один в СНГ, эдакий Ян Флеминг и Агата Кристи в одном флаконе, плюс владение языком и хороший литературный стиль. «Приключения Эраста Фандорина» похоже лучшее из написанного автором. Время действия сериала накладывае отпечаток эдакого нуара, что хорошо сказывается на читабельности произведений, т.е. в отличае от тех же похождений «внука фандорина» где сюжетные повороты и события кажутся слишком уж фантастическими, автор не иначе как на место Дэна Брауна метил на постсоветском пространстве. А в конце 19 века мы не жили), написанное воспринимается за «чистую монету» - поэтому вердикт - читать всем!

Когда-то мечтала сто мой муж будет похож на Ераста Петровича,когда обзавелась семьей поняла,что не для семьи он.

Не одна женщина,как бьі не любила,не сможет жить постоянно в страхе за свого мужчина.

Так что пора мне понять что єтот герой может жить только на страницах книг.

Когда я читаю,я вроде бьі переживаю с ним все приключения.

Спасибо Вам,Григорий Шалвович,за єти книги и за главного героя, єто мой Герой и єталон для мужчин в плане вьідержки,чуства дорога и ответственности перед собой и страной.

Конец жизни Фандорина совпал с концом жизни Русской империи,єто не случайно.

Уже не встретищь таких мужчин и женщин как тогда.

Хотя умом понимаю,что дворянство єто тормоз.

Для меня Фандорин всегда будет жив,как бьі не закончилась єпопея,не даром же он верит в переселение душ,может как раз и переселилися в своего внука.

Оценка: нет

Цикл всем хорош, да только вот главный герой вызывает у меня острое неприятие. Красивый, умный, воспитанный, в определенном смысле добрый... везучий. Пожалуй, слишком везучий, чтобы это не начало раздражать. Везет в любых азартных играх, всегда и везде - разве такое возможно? Явно перебор. В «Пиковом валете» герой даже умудряется на основе своей везучести делать выводы типа - если мне не повезло, лотерея фальшивая. В Фандорине всего «слишком», всех положительных качеств, но в то же время кажется, что он на самом деле не чувствует, а только делает вид, что чувствует, что чем-то интересуется, что кому-то сострадает. Где-то глубоко внутри него - вечная холодность, а может, даже и гнильца (кстати, точно такое же ощущение вызвал и его потомок Николас Фандорин). Русский Шерлок Холмс? Да, но у Холмса была куча недостатков, а где они у Фандорина? Джеймс Бонд 19го столетия? Бонд при всей его «мэрисьюшности» кажется человеком из плоти и крови. А Фандорин - красивая фарфоровая кукла во вселенной живых людей, коими вышли все второстепенные персонажи.

Эраст Фандорин - статский советник в отставке, служивший чиновником особых поручений при Московском генерал-губернаторстве. Он является собирательным образом аристократов 19 столетия: обаятельный, интеллигентный, неподкупный - таким его изобразил во всех романах Борис Акунин.

Список произведений по году издательства

За написание серии романов о самом интересном и загадочном герое в литературном мире Георгий Чхартишвили принялся в 1998 году. Первые четыре книги - "Азазель", "Турецкий гамбит", "Левиафан" и "Смерть Ахиллеса" - были написаны всего за несколько месяцев. Следующие два романа - "Особые поручения" (сборник повестей "Пиковый валет" и "Декоратор") и "Статский советник" были изданы в 1999 году. Начало нового столетия для Акунина было менее плодотворным: он издает книгу "Коронация, или Последний из романов".

В 2001 году автор радует своих поклонников произведениями "Любовница смерти" и "Любовник смерти". "Алмазная колесница" - роман, изданный в 2003 году, состоящий из книг "Ловец стрекоз" и "Между строк". "Инь и Ян" - пьеса, написанная специально для Алексея Бородина, режиссера Российского академического молодежного театра. В этом же, 2006 году автор издает книгу "Нефритовые четки". Сборник состоит из десяти рассказов. Действия происходят в разных странах, но преимущественно в столице России.

В 2009 году Акунину удалось издать тринадцатую книгу "Весь мир - театр", а еще через три года - "Черный город". Прессе стало известно, что вскоре Георгий Чхартишвили, он же Борис Акунин, список произведений про Эраста Фандорина пополнит пятнадцатым романом.

Внешность главного героя

Эраст Фандорин - белокожий, довольно высокого роста, черноволосый, с голубыми глазами и длинными ресницами. Он носил "тонкие черные усы, словно углем нарисованы". Эта часть лица сводила с ума не только женщин, но и мужчин. Иногда кажется, что своим вымышленным героем восхищается сам автор (Борис Акунин). Список произведений из двенадцати книг демонстрирует, что Фандорин мало меняется с возрастом. Благодаря ежедневным занятиям гимнастикой он продолжает великолепно выглядеть даже в 50 лет.

Фандорин невероятно удачлив в азартных играх любого рода. Дар перешел к нему вследствие любопытных обстоятельств: когда-то его отец, разорив семью из-за пристрастия к этому занятию, умер в результате На удачу Эраст Фандорин носит с собой нефритовые четки, которые помогают ему сосредоточиться.

Он владеет английским, французским, немецким, турецким, болгарским, японским, испанским и итальянскими языками, также планировал освоить китайский и арабский. В некоторых книгах выступал под разными прозвищами: он был Неймлесом, принцем Гэндзи, Кузнецовым, Юмрубашем; приятель граф Зуров называл его Эразмом, а одноклассники - Фундуком.

Существует даже официальный сайт Эраста Фандорина, на котором имеются сведения об истории его рода, биографии и некоторых личностных характеристиках. Разрешение на создание ресурса дал сам Борис Акунин. Список произведений и новости от автора прилагаются.

Эраста Фандорина

Первой девушкой героя стала семнадцатилетняя Елизавета фон Эверт-Колокольцева. По роковому стечению обстоятельств она погибает в день венчания, после чего Фандорин приобрел седые виски и манеру заикаться. Через два года после трагедии Эраст знакомится с куртизанкой О-Юми, которая родила от него сына. Еще через 8 лет у него складываются романтические отношения с Ариадной Опраксиной.

Эсфирь Литвинова была любовницей героя в романе "Статский советник". Княжна Ксения Георгиевна Романова влюбляется в Фандорина, но их отношения не имеют долгого продолжения из-за разного героев. Девушка под любопытным псевдонимом Смерть находится подле героя в произведении "Любовник смерти". Елизавета Анатольевна, появившаяся в романе "Весь мир театр", в 1920 году родила от Фандорина сына Александра.

Саадат Валидбекова - последняя женщина из книги "Черный город", в которой герой погибает. Борис Акунин список произведений про Эраста Фандорина мог закончить на четырнадцатом романе, но автор решил продолжить цикл пятнадцатым сборником "Планета Вода", который выйдет в скором времени.

Все книги об Эрасте Фандорине (автор - Борис Акунин). Список произведений по порядку в хронологии

Действия первых трех романов происходят в 1876-1878 годах. Далее автор нарушает хронологию, упускает три года жизни Эраста Фандорина и возвращается к ним в последних книгах. У читателя могут возникнуть некоторые сложности в отношении смыслового восприятия романов, поскольку в каждом из них есть намеки на еще неизведанное прошлое и будущее героя. Может, на этот эффект и рассчитывал Борис Акунин.

Список произведений про Фандорина в хронологическом порядке может выглядеть подобным образом: сначала следует прочитать первые три романа, затем - вторую повесть книги "Алмазная колесница". Далее - первый рассказ сборника "Нефритовые четки", а затем - "Смерть Ахиллеса". После этого рекомендуется ознакомиться с пьесой "Инь и Ян". Далее прочитайте со второго по четвертый рассказ из сборника "Нефритовые четки", а затем - повесть "Пиковый валет"; после этого возвратитесь к пятому рассказу сборника "Нефритовые четки", а затем ко второй части сборника "Особые поручения".

После этого по хронологии следует шестой рассказ сборника "Нефритовые четки", а затем - "Статский советник". Далее прочитайте седьмой и восьмой рассказ сборника "Нефритовые четки". После этого вам следует ознакомиться с "Коронацией", а затем - с последними двумя рассказами из сборника "Нефритовые четки". Далее прочитайте восьмой и девятый роман, а также первый том десятого романа. "Весь мир театр" и "Черный город" - в самом конце.

Вымысел и реальность в книгах про Эраста Фандорина

Излюбленные жанры Бориса Акунина - детектив и историческая проза, однако в некоторых своих романах он не придерживается хронологии исторических событий.

Лайнер "Левиафан", на котором Фандорин раскрыл серию убийств и их причину, в действительности был спущен на воду полвека спустя после событий, описываемых в романе.

Михаил Соболев, известный по прозвищу Ахиллес, - прототип Михаила Дмитриевича Скобелева, выдающегося военачальника. Маньяк-убийца, чьи злодеяния описываются в повести "Декоратор", впоследствии оказывается Джеком-Потрошителем. Генерал-губернатор Долгорукий является прототипом Владимира Андреевича Долгорукова; великий князь Симеон Александрович - прототип Сергея Александровича, московского генерал-губернатора.

Книга "Коронация, или Последний из романов", полна противоречий: соблюдено время коронации императора, но не возраст княжны Ксении Георгиевны и Михаила Георгиевича (в романе - Мики, которого убивает злодей Линд) - так задумал Борис Акунин. Список произведений о Фандорине полон и реальных исторических событий, таких как давка на Ходынском поле и в старообрядчестве.

Выберите оценку Poor Okay Good Great Awesome

Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.8 (96 votes)

Эраст Петрович Фандорин — герой серии исторических детективов (псевдоним Григория Шалвовича Чхартишвили) «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив и т. д.

Фандорин воплотил идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.

Биография Фандорина:

Эраст Петрович родился в начале января 1856 года в старинной дворянской семье. Мать мальчика умерла родами. Поэтому то ли с досады, то ли в насмешку над горькой судьбой отец, Петр Исаакиевич, оплакивая жену Елизавету, назвал мальчика Эрастом (в известном сентиментальном романе Карамзина «Бедная Лиза» героиню Лизу погубил юноша Эраст). Имя Лиза (Елизавета, Лизанька) становится роковым для Эраста Петровича. Детство и юность Эраста Петровича прошли в достатке, он получил хорошее домашнее и гимназическое образование (в частности, от бонны-англичанки мальчик в совершенстве перенял английский язык, так же он владеет французским и немецким, японским). Но любовь Петра Исаакиевича Фандорина к азартным играм, а также различным экономическим «прожэктам» привела в итоге к разорению семьи. Петр Исакиевич не выдерживает удара судьбы и умирает от сердечного приступа, не оставив сыну совершенно никаких средств к существованию. Как следствие, Фандорин не имел возможности получить высшее образование и поступить в университет и был вынужден сам себя содержать, для чего поступил на службу. Интерес ко всему, что связано с расследованием преступлений, привел его в московское полицейское управление. Его начальником и наставником в этот период становится следственный пристав Ксаверий Феофилактович Грушин.

Служа в 1876 году в чине коллежского регистратора Фандорин занимает должность письмоводителя в сыскном управлении и волей случая оказывается вовлечен к расследованию загадочного самоубийства студента Московского Университета, обернувшемуся разоблачением таинственной и могущественной организации « ». Фандорину удается распутать дело «Азазеля», в результате чего он поступает на службу в Третье отделение личной канцелярии императора. В ходе расследования Эраст Петрович выясняет, что Фортуна, столь немилостивая к его родителю, наделила его способностью выигрывать всегда и во все игры, связанные с азартом и риском (карты, кости, лотереи и т. д.). Так же Эраст Петрович приобретает привычку нумеровать все факты («это раз», «это два», «это три» и т. д.). Кроме того, он знакомится с 17-летней Елизаветой (Лизанькой) Александровной фон Эверт-Колокольцевой, которая становится его женой. Однако в результате покушения на Эраста Петровича, совершенного в день свадьбы, Лизанька трагически погибает сразу после венчания. Это событие приводит к тому, что Фандорин приобретает две характерные черты — седые виски и легкое заикание (следствие контузии при взрыве, в котором погибла Лизанька). Кроме того, потрясение от смерти жены оказывается столь велико, что Фандорин утрачивает большую часть присущей ему эмоциональности (по выражению автора — «становится эмоциональным инвалидом»), Эраста Петровича основательно «подмораживает».

После успешного завершения дела «Турецкий гамбит» Фандорин, несмотря на головокружительные предложения шефа жандармского управления, просит назначить его служить «куда подальше» и получает назначение секретарем посольства в Японию. В Японии Фандорин прослужит с1878 по 1882, там же (фактически, в первый день пребывания) обретет своего незаменимого слугу и друга Масу.

1878 год. По пути к месту службы Фандорин раскрыл серию таинственных убийств, имевших место в Париже и на корабле « », имел мимолетный роман в Индии с одной из пассажирок, послуживший причиной его задержки прибытия в Японии; и получил подарок, от которого не смог отказаться (так как они спасли ему жизнь, свалившись во время качки на море на покушавшуюся на него особу): огромные и неудобные напольные часы в виде Биг-Бена

1878 год. Иокогама, Япония. Буквально с первых минут после прибытия в Страну восходящего солнца Фандорин опять оказывается вовлечен в политико-криминальную интригу, участниками которой становятся и виднейшие японские политики, и бандиты из притонов Йокогамы, и таинственные ниндзя-синоби. Фандорин обретает дружбу и преданность бывшего разбойника Масахиро Сибаты, чью жизнь спасла знаменитая фандоринская удача в азартных играх. Масахиро, получивший прозвище Маса, становится отныне камердинером Фандорина и его верным спутником во всех приключениях. Кроме того, он встречает прекрасную куртизанку О-Юми. Между О-Юми и Фандориным вспыхивает страсть, которой, казалось бы, удалось растопить ту корку льда, которой покрылось сердце Эраста Петровича после смерти Лизаньки. О-Юми оказывается дочерью последнего главы древнего клана синоби Момоти Тамбы. Благодаря Мамоти Фандорин знакомится с навыками искусств ниндзя. Благодаря О-Юми, Масе и Момоти Фандорин распутывает клубок интриги и карает главного акунина (злодея). Но, по роковому стечению обстоятельств, О-Юми приходится пожертвовать своей жизнью ради спасения Эраста (в итоге выясняется, что О-Юми осталась жива, и даже родила ему внебрачного сына, но все это останется навсегда тайной для Фандорина). После «гибели» О-Юми Фандорин окончательно закрывает свое сердце и отдает всего себя изучению искусства «крадущихся» — синоби. Его наставником становится Момоти Тамба. Этот период жизни Эраста Петровича освещается в романе («Алмазная колесница»).

1881 год. Иокогама. Япония. Фандорин расследует небольшое дело об оборотне. Описано в рассказе «Сигумо» (сборник « »).

1882 год. Москва. Россия. Фандорин возвращается из Японии, и, вступив в должность чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, расследует убийство своего боевого товарища Михаила Соболева. В ходе расследования Эрасту Петровичу придется ещё раз соприкоснуться с делом « ». Этим событиям посвящена книга « ».

1882 год. Москва. Россия Эраст Фандорин раскрывает загадочное исчезновение одной из сестер Каракиных, наследниц громадного состояния. Описано в рассказе «Table-talk» (« »)

1883 год. Москва. Фандорин расследует убийство богатейшего предпринимателя Леонарда фон Мака. В ходе расследования вынужден выдавать себя за студента Института инженеров путей сообщения. Именно в этот период и появляется знаменитый портрет Фандорина в мундире инженера-путейца. Описано в рассказе « » («Нефритовые четки»).

1884 год. Москва. Россия. Фандорин раскрывает убийство торговца антикварным товаром Пряхина. Помимо ещё одного раскрытого дела, Фандорин обретает в этом рассказе свои знаменитые нефритовые четки, которые будут «помогать» ему на протяжении всей жизни и перейдут по наследству его сыну Александру и внуку Николасу. «Нефритовые четки » («Нефритовые четки»).

1886 год. Москва. Россия. Эрасту Петровичу противостоит гениальный мошенник по прозвищу Момус, который не раз успешно обводит Фандорина вокруг пальца. В ходе этого расследования у Фандорина появляется новый помощник — мелкий чиновник Анисий Тюльпанов. Описано в повести «Пиковый валет» (сборник « »).

1888 год. Пахринский уезд Московской губернии. Россия. Фандорин и Анисий Тюльпанов сталкиваются с таинственным преданием о Скарпее Баскаковых, непостижимым образом связанным со смертью последней из Баскаковых, богатой землевладелицы Софьи Константиновны. Эраст Петрович знакомится с молодой красавицей Ангелиной Крашенинниковой. Между ними начинается роман. Описано в рассказе «Скарпея Баскаковых» (сборник «Нефритовые четки»).

1889 год. Москва. Россия. Фандорин занят расследованием дела маньяка-убийцы по прозвищю «Декоратор», оказавшимся впоследствии самим Джеком-Потрошителем. В ходе этого расследования героически погибает Анисий Тюльпанов. Ангелина Крашенинникова решает оставить Фандорина и уйти в монастырь. Описано в повести « » (сборник «Особые поручения»).

1890 год. Москва, Санкт-Петербург. Россия. Фандорин раскрывает замысел двух убийств, которые на первый взгляд, совершенно не кажутся убийствами, тем более связанными между собой. Описано в рассказе «Одна десятая процента» (сборник «Нефритовые четки»).

1891 год. Москва. Россия. Эраст Фандорин , которому покровительствует генерал-губернатор Долгорукий, готовится занять должность московского обер-полицмейстера. Но планам Фандорина и его паторона мешает неожиданное и дерзкое убийство генерала Храпова. Убийство совершено террористической Боевой Группой под руководством человека по имени Грин. Если преступление не будет раскрыто в кратчайшие сроки, то князю Долгорукому грозит скорейшая отставка. Эраст Петрович начинает расследование. Но дело осложняется множеством обстоятельств. Во-первых, из Петербурга прибывает вице-директор Департамента полиции по политическим делам князь Пожарский, выдающийся следователь, но при этом приверженец петербургской партии противников Долгорукого. Во-вторых, у Фандорина начинается стремительный роман с непредсказуемой поклонницей социалистов (и по совместительству дочерью богатейшего банкира) Эсфирью Литвиновой. В-третьих, вскоре выясняется, что у террористов есть осведомитель среди лиц, расследующих убийство Храпова. Эраст Петрович раскрывает убийство Храпова и вычисляет предателя, что приводит к уничтожению Боевой Группы и Грина. Но факты, вскрывшиеся в результате фандоринского расследования, бросают тень на высшее руководство империи. Кроме того, не удается сохранить свой пост князю Долгорукому. В результате конфликта с новым генерал-губернатором, братом императора, Великим князем Симеоном Александровичем, Фандорин вынужден покинуть Россию. Описано в романе « », по данной книге также поставлена одноименная .

1891 год. Бристоль. Великобритания. Эраст Петрович — изгнанник с весьма ограниченными средствами. Указанное обстоятельство приводит к тому, что он вынужден снимать скромную квартирку у некой мисс Палмер. Старая дева и настоящая леди — она оказывается на редкость проницательной особой, имеющей определённую склонность к расследованию разного рода загадок. В итоге Фандорин и его квартирная хозяйка раскрывают загадочное исчезновение престарелого лорда Беркли, а так же успешно возвращают похищенное колье «Млечный путь». Фандорин осознает, что его аналитические способности могут стать неплохим способом заработать себе на жизнь. Описано в рассказе «Чаепитие в Бристоле» (сборник «Нефритовые четки»).

1894 год. Вайоминг. США. Эраст Фандорин по приглашению полковника Мориса Старра (выходца из России Маврикия Старовоздвиженского) прибывает на Дикий Запад для расследования загадочных событий, связанных с появлением в местечке под название «Дрим Вэллей» («Долина Мечты») банды Черных Платков. В ходе расследования Эрасту Петровичу придется столкнуться с индейцами, поселенцами-мормонами, русскими поселенцами из коммуны «Луч света», таинственным всадником без головы, лихими ковбоями, а также познакомиться с очаровательной мисс Каллиган, встреча с которой станет одним из самых захватывающих приключений Фандорина. Описано в повести «Долина мечты» (сборник «Нефритовые четки»).

1896 год. Москва. Россия. Во время коронации императора Николая Второго, преступник международного масштаба доктор Линд совершает дерзкое похищение одного из кузенов императора — малолетнего Мики (Михаила Георгиевича). Лишь благодаря чудом подоспевшему Эрасту Петровичу, преследовавшему своего «старого знакомого» Линда, предотвращено похищение княжны Ксении Георгиевны. Но в качестве выкупа за мальчика доктор Линд требует ни много ни мало бриллиант «Орлов», знаменитую регалию дома Романовых. Эраст Фандорин получает чрезвычайные полномочия от членов императорской фамилии для спасения ребёнка, обезвреживания Линда и сохранения «Орлова». В ходе расследования невольным помощником статского советника в отставке становится великокняжеский дворецкий Афанасий Зюкин, а так же гувернантка похищеного мальчика мадемуазель Деклик. Кроме того, у Фандорина вспихивает короткий безумный роман с Великой княжной Ксенией Георгиевной. Коронные регалии будут сохранены, Линд разоблачен и убит… Но спасти Мику не удастся. Вдобавок ненависть Великого князя Симеона Александровича к Фандорину вынудит последнего вновь покинуть Россию. Описано в романе « ».

1897 год. Вологодская губерния. Россия. Под именем купца Эраста Петровича Кузнецова Фандорин тайно прибывает в Россию. Цель визита связана исключительно с дорогим сердцу Фандорина событием — торжеством прогресса, выразившимся в знаменитой Всеобщей переписи населения, в частности старообрядческого русского севера. Однако вскоре от переписи Фандорина отвлекает череда жутких самоубийств среди старообрядцев. Эраст Петрович не может остаться в стороне, вместе с новыми знакомыми он решает остановить эпидемию смертей, так как с каждым следующим разом количество самоубийц возрастает. Фандорин должен вычислить и остановить того, кто подбивает людей на страшнейший из грехов, кто сеет смерть везде, куда ступит его нога. Описано в повести «Перед концом света» (сборник «Нефритовые четки»).

1899 год. Замок Во-Гарни. Остров Сен-Мало. Действие происходит во Франция. Эраст Фандорин совместно с Шерлоком Холмсом пытаются спасти состояние и дочь мсье дез Эссара. В ходе расследования два великих сыщика и доктор Уотсон столкнутся со знаменитым мошенником, криминальным гением Арсеном Люпеном. Действие происходит в последние часы 1899 года, накануне наступления XX века. Описано в рассказе «Узница башни, или Прекрасный путь трех мудрых» (сборник «Нефритовые четки»).

1900 год. Москва. Россия. Эраст Фандорин вновь ненадолго возвращается на родину. Причина — возникновение в Москве «Клуба самоубийц». Модная «забава» оборачивается настоящим конвейером смерти, губящим молодых и талантливых людей, мнящих себя любовниками смерти. Расследуя дело «Клуба самоубийц» Фандорин знакомится с Марией Мироновой, современной и прогрессивной особой, предпочитающей имя «Коломбина». Описано в романе « ».

1900 год. Москва. Россия. Расследуя дело «Клуба самоубийц», Эраст Фандорин неожиданно для себя сталкивается с ещё одним сообществом любовников Смерти — на «Хитровке», в квартале московских преступников. Но к самоубийцам указанное сообщество не имеет никакого отношения. Ведь Смерть — это прозвище необыкновенно красивой молодой женщины, известной тем, что всем, кого она полюбит, жить остается совсем немного. Столкнувшись со Смертью, Фандорин сначала не может понять, почему чистая, верующая девушка с благородным сердцем и чувствительной душой принимает любовь самых отъявленых типов — убийц, бандитов, продажных чиновников и прочих негодяев. Разгадка проста: зная о таинственном своем проклятии — обрекать на погибель своих возлюбленных — Смерть, топя свое тело в грязи, пытается очистить мир от подлецов и злодеев, погибающих вскоре после начала романа с ней, со Смертью. Кроме того, Фандорин приобретает нового знакомого — московского беспризорника-подростка Сеньку Скорика. Скорик так же имеет свою тайну: он нашёл старинный клад серебра, с помощью которого хочет разбогатеть и этим привлечь внимание Смерти, очаровавшей его. Смерть же не хочет погубить ни Сеньку, ни Фандорина, поэтому отталкивает обоих. Дело осложняется тем, что именно в это время на Хитровке начинают происходить страшные по своей жестокости убийства. Фандорин начинает подозревать, что кровавые преступления каким-то образом связаны как со Смертью, так и с Сенькой, а точнее — с найденым им кладом… Описано в романе « ».

1905 год. Санкт-Петербург, Москва. Россия. В связи с начавшейся Русско-японской войной Фандорин принимает решение вернуться из заграничного изгнания, так как осознает, что Родине необходимы специалисты по Японии, личным же обидам в такую минуту нет места. Фандорину поручается обеспечение безопасности железных дорог России. И не зря. Одна единственная железная дорога, одна единственная артерия, связывающая место военных действий Дальний Восток и центр Империи — очень удачная мишень для происков японских шпионов. Один из них, скрывающийся под именем штабс-капитана Рыбникова (так же известен как господин Стэн), как раз намеревается сделать на важнейших железнодорожных участках ряд диверсий, что приведет к полной парализации военного снабжения и позволит Японии выиграть войну. Таинственный штабс-капитан Рыбников везде успевает и, несмотря на то, что следствию удалось напасть на его след, практически всегда умудряется хотя бы на шаг опередить своих противников. Но неожиданно миссии Рыбникова мешает обстоятельство личного толка. Он узнает, что расследование ведет некто Эраст Петрович Фандорин. Возможно, именно это и приведет к тому, что план штабс-капитана потерпит поражения, а сам Рыбников заплатит жизнью за возможность посмотреть в лицо человеку по имени Фандорин. Настоящее имя Рыбникова неизвестно. Но известно то, что он происходит из клана Момоти и является потомственным ниндзя. Перед тем, как покончить жизнь самоубийством в камере московской тюрьмы, он оставит письмо следующего содержания:

Отец, Мне странно к Вам так обращаться, ведь с отрочества я привык называть «отцом» другого человека, в доме которого вырос. Сегодня я смотрел на Вас и вспоминал, что мне рассказывали о Вас дед, мать и приемные родители. Моя дорога подошла к концу. Я был верен своему Пути и прошёл его так, как меня учили, стараясь не поддаваться сомнениям. Мне безразлично, чем закончится эта война. Я воевал не с Вашей страной, я преодолевал преграды, которые, испытывая меня, воздвигал Рок на Пути моей Колесницы. Самым трудным испытанием оказалось то, от которого размягчается сердце, но я преодолел и его. Это письмо я пишу не от сентиментальности, я выполняю просьбу покойной матери. Однажды она сказала мне: «В мире Будды много чудес, и может статься, когда-нибудь ты встретишь своего отца. Скажи ему, что я хотела расстаться с ним красиво, но твой дед был непреклонен: „Если ты хочешь, чтобы твой гайдзин остался жив, выполни мою волю. Он должен видеть тебя мертвой и обезображенной. Лишь тогда он исполнит то, что мне нужно“. Я сделала, как он приказал, и это мучило меня всю жизнь». Я знаю эту историю, я слышал её много раз — про то, как мать укрылась от взрыва в тайнике, про то, как дед вытаскивал её из-под обломков, про то, как она лежала на погребальном костре с лицом, наполовину обмазанным чёрной глиной. Не знаю я лишь, что означает фраза, которую мать просила передать Вам, если произойдет чудо и мы встретимся. Вот эта фраза: YOU CAN LOVE".

Круг, в который юный дипломат Эраст Фандорин вступил в 1878-м году в далекой Японии, замкнулся в Москве в 1905-м. Таинственный штабс-капитан Рыбников (он же господин Стэн, он же «Акробат») оказался сыном Эраста Петровича и прекрасной куртизанки О-Юми из клана момоти. Сама О-Юми не погибла, как думал Фандорин. Она была вынуждена подчиниться отцу, но Эраст никогда не узнает об этом. Человек, который написал это письмо, сжег его через несколько минут после написания…

«Оттаять сердцем» Фандорину удалось только в 1911 г. на представлении спектакля «Бедная Лиза»: на 55-м году жизни сыщик страстно влюбился в актрису Элизу Луантэн-Альтаирскую(Елизавету Лейкину, во втором замужестве — ханшу Альтаирскую). Об этом рассказывается в романе « ».

Если Вы большой поклонник детективов, но еще не читали серии романов про знаменитого Фандорина, то полноценным знатоком детективного жанра Вас считать нельзя. Если Вы собираетесь познакомиться и оценить по достоинству детективную литературу, то после книг прародителя этого жанра Эдгара По и книг классиков Артура Конан Дойла, Агаты Кристи и т.д., безусловно, свой взор следует обратить на такое громкое имя, как Фандорин!

Эраст Петрович Фандорин - герой серии исторических детективов Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив и т. д.

Фандорин воплотил идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.

Поскольку образ Фандорина наделал много шума среди читательской аудитории, то к этой теме обратил свой взор кинематограф.

Теме Фандорина посвящено много сайтов, журнальных статей, открыты клубы, изданы комиксы.

Список книг Бориса Акунина об Эрасте Фандорине (13 книг):

1. Азазель ~ первый роман из серии о необыкновенном сыщике Эрасте Фандорине. Ему всего двадцать лет, но он удачлив, бесстрашен, благороден и привлекателен. Юный Эраст Петрович служит в полицейском управлении, по долгу службы и по велению сердца расследует крайне запутанное дело. Книги об Эрасте Фандорине насыщены информацией из истории Отечества и одновременно являются увлекательнейшим детективным чтением.

2. Турецкий гамбит ~ Действие романа разворачивается в далеком 1877 году, в самый разгар русско-турецкой войны. Девушки, путешествующие в это неспокойное время в одиночестве, очень рискуют, особенно если они делают это, переодевшись в мужской костюм, как главная героиня романа - Варвара Суворова.

Начавшееся как веселое приключение, путешествие грозит превратиться в нелегкое испытание, ведь Варя оказывается совсем одна в придорожной корчме, где случайные знакомые играют на нее в карты. И вот когда кажется, что беды не миновать и сейчас случится что-то ужасное и непоправимое, на сцене появляется настоящий джентльмен, молчаливый и отважный титулярный советник Эраст Фандорин.

3. Левиафан ~ В фешенебельном квартале Парижа с особой жестокостью убиты британский коллекционер лорд Литтлби и весь обслуживающий персонал особняка. Из прославленной коллекции восточных редкостей украдены уникальная золотая статуэтка индийского бога Шивы и один из расписных индийских платков. Дело начинает расследовать сыщик парижской префектуры Гюстав Гош. В руке убитого он обнаруживает эмблему золотого кита. Как выясняется это эмблема чудо-корабля "Левиафана", который отправляется в свое первое плавание в Индию. И всем пассажирам первого класса вручали такого золотого кита вместе с билетом. Но кто из них мог совершить такое страшное преступление? Подозрение падает на пять человек, у которых отсутствует золотой кит. Среди них оказывается и Эраст Фандорин…

4. Смерть Ахиллеса ~ Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом, посвящается... В этой книге описывается расследование обстоятельств смерти всенародного любимца, генерала Соболева, сыщиком Эрастом Фандориным, а также приводится развернутая биография генеральского киллера.Действие романа происходит в конце XIX века, а основные события разворачиваются летом 1882 года, в период с 25 по 29 июня.

5. Особые поручения. Пиковый валет ~ В Москве орудует шайка мошенников "Пиковый Валет". Они нахальны, изобретательны и уверены в своей безнаказанности. Они проворачивают чрезвычайно дерзкие аферы и бесследно исчезают с места преступления. Но за дело берется разоблачитель заговоров, мастер по тайным расследованиям, кавалер Орденов Хризантем, специалист по ведению деликатных и тайных дел Эраст Петрович Фандорин.

6. Особые поручения. Декоратор ~ Эраст Фандорин раскрывает ряд жестоких преступлений, которые происходят в Москве... Кто-то кромсает женские тела, аккуратно складывая из внутренностей хитроумные композиции. Эти убийства похожи на те, которые происходили в Лондоне. Только Фандорину суждено увидеть связь между событиями в Лондоне и Москве.

7. Статский советник ~ 1891 год. Брожение в умах, революционные идеи популярны среди молодежи, повсюду возникают революционные кружки. Но не для всех это только мода.Группа, называющая себя «Б. Г.», работает точно и дерзко. Убит сибирский генерал-губернатор, убийца – человек, предъявивший документы на имя Эраста Фандорина. Эраст Петрович принимает вызов и берется за расследование. Кто стоит за буквами «Б. Г.»? Что сделало их террористами? Ради чего они совершают свои кровавые преступления?

8. Коронация или Последний из Романовых ~ Действие этого романа происходит в 1896 году, накануне коронации императора Николая II. Похищен Михаил, четырёхлетний сын великого князя Георгия Александровича. Похититель, называющий себя «доктор Линд», требует бриллиант «граф Орлов», которым украшен императорский скипетр, в обмен на принца. Если сделка не состоится, ребёнок будет возвращён родителям по частям. Но без скипетра не может состояться коронация. Эраст Петрович Фандорин берётся спасти честь монархии.Повествование ведется в виде дневника от имени Афанасия Зюкина, дворецкого великого князя Георгия Александровича. Книга воссоздаёт трагическую атмосферу России конца XIX века и описывает Ходынскую катастрофу.

9. Любовница смерти ~ В Москве открывается клуб «Любовников Смерти» — сообщество, члены которого один за другим добровольно сводят счеты с жизнью. Участники клуба уверены, что земная жизнь — посланное им наказание. Но хотя мучение это временное, его нельзя прерывать самовольно, не увидев знак, поданный Смертью. Каждый из них с нетерпением ожижает этого знамения, а, встретив его, немедленно кончает с собой, оставив предсмертную стихотворную записку.

Провинциалка Маша Миронова, приехавшая в Москву к возлюбленному Пете, принимает его приглашение присоединиться к тайному сообществу. Вскоре члены клуба берут в свою компанию и Эраста Фандорина, который твердо намерен положить конец череде самоубийств.

10. Любовник смерти ~ Смерть - одна из героинь романа, получившая свое прозвище по двум причинам. Во-первых, она несколько раз была на волоске от гибели, но каждый раз оставалась жива и невредима. А во-вторых, все ее кавалеры погибали вскоре после того, как начинали за ней ухаживать. Девушка со страшным прозвищем Смерть так понравилась жителю Хитровки Сеньке Скорикову, что он решается на самые отчаянные поступки, чтобы завладеть ее вниманием. В итоге парень становится свидетелем и даже соучастником череды убийств, находит старинный клад, сам чуть не прощается с жизнью, и, наконец, знакомится с Эрастом Фандориным, который помогает ему выбраться из всех передряг.

11. Алмазная колесница Действие романа 1878. Место действия Иокогаме, Токио. Из за расследования таинственного дела на корабле Эраст Фандорин приезжает в Японию с опазданием. Где сразу же сталкивается с таинственным убийством капитана не большого судна. Дабы успокоить дочь убитого он обещает найти убийц, но всё оказывается гораздо сложнее чем он ожидал. След приводит Фндорина к политическому заговору, секте убийц(ниндзя), и большой любви. Сыщика ждут огромные неприятности, лююбовные терзания, но во всём этом ему поможет разобраться новый и верный друг Маса.

12. Нефритовые четки Сборник рассказов и повестей о приключениях Эраста Фандорина в XIX веке.

* "Сигумо". Рассказ. 1881 год. Коллежский ассесор Фандорин (25 лет), российский вице-консул в Иокогаме, пытается понять причину гибели своего бывшего сослуживца и… неожиданно проигрывает пари.


* "Table-Talk 1882 года". Рассказ. 1882 год. Коллежский ассесор Фандорин (26 лет), с недавних пор состоящий чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, приглашен в великосветское общество. Он слушает салонные разговоры и разгадывает тайну дочери помещика, исчезнувшей шесть лет назад.

* "Из жизни щепок". Рассказ. 1883 год. Коллежский ассесор Фандорин (27 лет) появляется в канцелярии крупной российской железнодорожной компании под видом студента-практиканта из Императорского института инженеров путей сообщения. Чиновнику особых поручений предстоит выяснить, кто отравил главноуправляющего и вместе с ним еще двух человек.

* "Нефритовые четки". Рассказ. 1884 год. "Средь шумного бала, случайно" надворный советник Фандорин (28 лет) узнает о недавнем убийстве антиквара, торговавшего, кроме всего прочего, сувенирами, привезенными с Востока. Чиновник особых поручений отправляется на Сухаревку, чтобы увидеть место преступления собственными глазами.

* "Скарпея Баскаковых". Рассказ. 1888 год. Коллежский советник Фандорин (32 года) получает письмо из отдаленного Пахринского уезда: в тамошних болотах якобы видели змею невообразимых размеров. По легенде, появление мифической скарпеи предвещает конец роду местных помещиков Баскаковых. Чиновник особых поручений посылает в Баскаковку своего персонального помощника губернского секретаря Тюльпанова, чтобы тот оценил ситуацию и помог удержать ее под контролем.

* "Одна десятая процента". Рассказ. 1890 год. Статский советник Фандорин (34 года) слушает рассказ о странном происшествии на охоте. Кажется, совершено убийство, замаскированное под несчастный случай, но в то же время у человека, сделавшего роковой выстрел, не могло быть преступного мотива. Что поможет чиновнику особых поручений восстановить истину?

* "Чаепитие в Бристоле". Рассказ. 1891 год. Статский советник в отставке Фандорин (35 лет), вынужденный после конфликта с новым московским генерал-губернатором уехать за границу, живет в Великобритании - обдумывает планы на будущее, найдя приют во флигеле пожилой мисс Палмер. Подружившись с незаурядной старушкой, русский джентльмен вместе с нею разгадывает несколько тайн семьи лорда Беркли.

* "Долина Мечты". Повесть. 1894 год. Фандорин (38 лет), вольнослушатель механико-инженерного факультета Массачусетского технологического института, обретает в Америке репутацию выдающегося частного детектива. Его талант признают даже наследники прославленного Алана Пинкертона. По поручению одного из них Эраст Петрович отправляется на Дикий Запад, чтобы помочь местному промышленному магнату сделать выбор в непростой ситуации: мистер Морис Стар может потерять значительную часть своего состояния или наоборот - за короткий срок увеличить его во много раз.

* "Перед концом света". Повесть. 1897 год. Инженер Фандорин в день своего 41-летия возвращается в Россию под видом зажиточного купца Кузнецова. Любовь к родине и прогрессу зовет его на русский Север - участвовать в первой общероссийской переписи населения. Однако местные старообрядцы встречают инициативу властей буквально в штыки. Неизвестный злоумышленник - фанатичный, но в то же время расчетливый и изобретательный - постоянно опережает официальных лиц на один шаг. Чтобы не допустить большой беды, Эраст Петрович использует проверенный дедуктивный метод и свое умение импровизировать.

* "Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трех мудрых". Повесть. 31 декабря 1899 года. Великий сыщик Шерлок Холмс и его друг доктор Дж.Х.Уотсон прибывают во Францию. Владелец замка Во-Гарни обратился к знаменитой паре с просьбой избавить его от нападок не менее известного авантюриста и шантажиста Арсена Люпена. На месте англичан ждет неприятный сюрприз: оказывается, делом будут заниматься не только они, но и конкурент - русско-американский частный детектив Эраст Фандорин (43 года), волею случая оказавшийся в Париже. Условия задачи небывалые: предотвратить трагедию нужно в течение всего лишь 10 часов…

13.Весь мир театр Действие романа происходит в 1911 году. Эраст Фандорин расследует преступления, совершенные в одном из московских театров.

Все перечисленные книги Вы можете получить для прочтения в библиотеке МГУ.

Увлекательного Вам чтения!