Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Ключевые задачи этого специалиста — помочь учащемуся выбрать грамотные механизмы поведения, выявить свои психологические проблемы, обрести внутренний и внешний баланс. Стоит заметить, что психолог не занимается патологическими сбоями в человеческой психике, а корректирует его внутренний мир и душевное состояние.

Особенности профессии

Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими. Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач. Основные виды деятельности психолога:

  • Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов.
  • Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения.
  • Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ.

Штатные психологи в школе помогают учащимся быстро адаптироваться к новым условиям, определяют уровень готовности ребенка к обучению, занимаются профориентацией учеников старших классов, проводят работу с трудными детьми. Они обязаны следить за психологическим здоровьем учеников, создавать комфортную для них среду, проводить периодические массовые обследования с целью выявления лиц, требующих психологической помощи.

Плюсы и минусы профессии

Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.

Педагоги-психологи используют свои знания для своевременного поворота происходящих событий в нужное русло. Ребенок в школе сталкивается с недетскими проблемами: сложные взаимоотношения со сверстниками, отставание в учебе, непонимание окружающих. Если не решать эти задачи, то у ребенка появляется зажатость, агрессивность. В некоторых случаях возникают суицидальные наклонности. Если психолог предпримет адекватные меры, то ситуация стабилизируется.

Плюсы:

  • возможность личностного роста, ведь специалист обязан постоянно самосовершенствоваться;
  • приобретенные профессиональные знания помогают в повседневной жизни;
  • профессия считается творческой и интересной;
  • возможность реально помогать людям в решении их проблем;
  • познание самого себя и глубин своего сознания.

К минусам профессии «психолог» можно отнести периодическую душевную усталость и выгорание эмоционального характера. Ведь такие специалисты погружаются в проблему пациента «с головой», пропуская информацию сквозь себя. Также не всем легко дается принятие мировоззрения другого человека. Подобные профессии обязывают самого специалиста иметь кристально чистую репутацию, чтобы его слово имело вес. Вряд ли пациент доверится доктору, который сам себе не может помочь.

Важные качества

Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.

Основные качества, которыми должен обладать психолог:

  • эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне;
  • умение слушать и слышать человека;
  • стрессоустойчивость;
  • такт и деликатность;
  • общительность;
  • наблюдательность;
  • оптимизм и уверенность в собственных силах;
  • креативность и умение предлагать нестандартные решения;
  • терпимость;
  • умение успокоить клиента;
  • сопереживание.

Специалист должен уметь четко формулировать свои мысли. Чувство юмора и выносливость также будут очень кстати.

Обучение на школьного психолога

Стать педагогом-психологом можно только, получив высшее психологическое образование. После обучения желательно регулярно посещать профильные курсы, тематические семинары и повышать собственный профессиональный уровень.

Место работы

Дипломированные специалисты могут работать в психологических центрах, образовательных и медицинских учреждениях, на телефонах доверия, в частных компаниях по психологическому консультированию, на предприятиях в качестве штатных психологов. Многие психологи открывают частную практику, либо работают на дому.

Оплата труда

Зарплата на 18.02.2019

Россия 15000—90000 ₽

Москва 25000—100000 ₽

Карьера

Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

  • умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
  • знание истории и современных задач науки «психология»;
  • осознание основных методов профессии;
  • специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
  • владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
  • знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
  • иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.

Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

Известные психологи

Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов.

Познакомимся ближе с особенностями обсуждаемой деятельности на примере опыта психолога - Марины Михайловны Кравцовой, выпускницей факультета психологии МГУ, специализировавшейся по кафедре возрастной психологии. В ее обязанности входит работа с учащимися 1- 5 классов, их родителями и учителями. Целью работы является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде “ученик – родитель – учитель”. Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками (повышение мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений). М. Кравцова отмечает: “Для меня важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе, чтобы он хотел в нее ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и учителя увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать”.

Необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были “изолированы” друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения.

Буквально в последние несколько лет администрация все большего числа школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Все яснее вырисовываются конкретные задачи, решения которых ждут от школьного психолога. В связи с этим профессия школьного психолога становится одной из самых востребованных. Впрочем, психолог востребован не только в школе, но и в других детских учреждениях (например, в детских садах, домах ребенка, центрах раннего развития и др.), то есть везде, где необходимо умение работать с триадой “ребенок – родители – педагог (воспитатель)”.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.

Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Коррекционные занятиямогут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

Консультирование родителей и учителей - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Кроме того, на педсоветах психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности “перешагивания” ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).

Одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками , проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики .

Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.

Большой проблемой для школьного психолога является то, что часто школа не выделяет ему отдельного кабинета. В связи с этим возникает множество сложностей. Психолог должен хранить где-то литературу, методические пособия, рабочие бумаги, наконец, свои личные вещи. Ему необходимо помещение для проведения бесед и занятий. Для некоторых занятий помещение должно удовлетворять определенным требованиям (например, быть просторным для проведения физических упражнений). Со всем этим психолог испытывает трудности. Обычно ему выделяют то помещение, которое свободно в данный момент, временно. В итоге может возникнуть ситуация, когда беседа с учеником проводится в одном кабинете, а необходимая литература и методики находятся в другом. В связи с большим объемом обрабатываемой информации школьному психологу желательно было бы иметь доступ к компьютеру, что школа часто не может ему обеспечить.

Сложно соотносить школьное расписание, распределение внеучебной активности ученика и психологическую работу с ним. Например, беседу нельзя прервать, а в это время школьнику нужно идти на урок или ехать на занятия в спортивную секцию.

Психолог большую часть времени находится на виду, в контакте с учителями, родителями или учениками. Это большое напряжение, тем более, если нет отдельного помещения, где можно было бы отдохнуть. Проблемы возникают даже с тем, чтобы перекусить среди рабочего дня.

Отношения с коллективом у опрашиваемого школьного психолога, в основном, ровные. Очень важно, чтобы в коллективе не было конфликтов, психолог должен быть непредвзятым, он должен быть готов выслушивать полярные мнения коллег друг о друге.

Психолог постоянно находится в потоке многочисленной и зачастую противоречивой информации, в которой ему надо ориентироваться. При этом иногда информация о проблеме может быть избыточной, а иногда - недостаточной (например, некоторые учителя боятся пускать психолога к себе на урок, полагая, что психолог будет оценивать их работу, а не наблюдать за поведением учащихся на уроке).

Естественно, рабочее место школьного психолога - не только в школе, но и в библиотеке и дома.

Заработная плата, к сожалению, низкая, ниже, чем у большинства преподавателей. Ситуация осложняется тем, что необходимую литературу и методическое обеспечение приходится покупать на собственные деньги.

Конечно, школьный психолог должен быть психически здоров. Он должен быть выносливым, выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Работая с людьми, важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть трудолюбивым, общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Психологу важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. В процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс; развиваются наблюдательность и профессиональные знания.

Профессия привлекательна разнообразием возникающих задач, безусловной социальной значимостью (оказывается реальная помощь реальным людям), возможностью постоянно открывать для себя что-то новое, совершенствоваться, она насыщена впечатлениями.

В то же время, школьный психолог постоянно вовлечен в разные конфликтные, проблемные ситуации, его позиция может не совпадать с позицией школьной администрации, ему приходится преодолевать недоверие педагогов, родителей, а иногда и учеников. Постоянно приходится быстро находить выход из сложных неоднозначных ситуаций. Иногда от психолога ждут большего, чем он может сделать.

Профессию школьного психолога можно получить, обучаясь на любой кафедре факультета психологии, но для успешной начальной адаптации полезно специализироваться уже в университете в области психологии развития, педагогической психологии. Повышению квалификации способствует:

  • посещение психологических семинаров и мастер-классов, в том числе посвященных коррекционной работе с детьми;
  • участие в научных конференциях и круглых столах, посвященных работе психолога в системе образования;
  • регулярное посещение библиотеки и книжных магазинов для ознакомления с новой психологической литературой;
  • ознакомление с новыми методиками и исследованиями, касающимися проблем детского развития и обучения;
  • обучение в аспирантуре.

Таким образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной, востребованной, интересной, но сложной.

Текст подготовлен студентом ф-та психологии МГУ А. Кругловым на основе интервью с психологом, работающем в школе – М.М. Кравцовой.

Его боятся и ему не доверяют. К нему отказываются идти. Кто же этот роковой персонаж? Всего лишь школьный психолог!

Чем он занимается-то?

«…Вбегает ко мне учительница второго класса, и в голосе у нее истерика: “Пойдите, сделайте с ним что-нибудь!” Ну, это у нас всегда так. Урока не проходит, чтобы кто-то не забежал. Вхожу в класс, а Максим под партой сидит, рисует там своих роботов, которых полк одинаковых. “Здоровые так себя не ведут!” – не тихо говорит учительница. Я глазами ей делаю “тсс!”, а вслух говорю: “Не будем делать поспешных выводов”. Беру Макса поговорить, порисовать. И понимаю, что нужно разговаривать с родителями».

Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Никто до конца не знает, чем он занимается: ни учителя, ни родители, ни дети, ни даже директор. Поэтому одним это дает повод думать, что это такой бездельник, который «вообще ничего не делает, только бумажки пишет», а другим – демонизировать его образ, придавая ему всемогущество влияния на судьбу ребенка.

На самом деле все не так уж сложно. Работы у психолога много. Он работает со всеми «участниками педагогического процесса»: учениками, учителями, администрацией и родителями.

Основные направления таковы:

  • Диагностическое: ребенка, классов, отдельных групп, учителей, родителей. Может быть плановое, а может по запросу родителей или учителей или если психологу «что-то не понравилось». Если планируется комплекс из нескольких тестов, то хорошим тоном будет предупреждение родителей и взятие с них дополнительного согласия.
  • Развивающее и коррекционное. Например, это могут быть уроки психологии, тренинги по сплочению в конфликтном классе, индивидуальные занятия с ребенком (проводятся строго с согласия родителей!).
  • Консультативная работа. Самые разные консультации для всех: учеников, родителей, учителей, администрации; групповые и индивидуальные. Как правило, на это выделены особые часы, поэтому «прорваться» к психологу в любой момент не получится. Только если ситуация действительно экстренная.
  • Просветительская работа. Психолог оформляет стенды, может вести свою страничку на сайте школы, проводить занятия для родителей и учителей, выступать на собраниях.
  • Психопрофилактическое. Психологи много наблюдают на переменах, уроках, мероприятиях. Опытный глаз может заметить перемены в ученике – подавленность у весельчака; агрессию у миролюбивого, замкнутость у общительного. Можно отследить и направить в мирное русло зарождающийся конфликт между одноклассниками или учеником и учителем.
  • Методическое. Боль души психолога. Обилие обязательных к заполнению бумажек документов делает затруднительной более эффективную работу по основным направлениям.

Родители: не хотят и боятся

Не так уж редко среди родителей обсуждается тема «А что он может?». От обесценивающего полюса «да ничего не может» до всемогущего «очень многое». Казалось бы, услуги школьного психолога для родителей бесплатны, так пользуйся! Задай свои вопросы, получи ответы. Сходи, в конце концов, познакомься и составь свое мнение не о психологах «вообще», а о конкретном человеке на конкретном месте. Но почему-то до сих пор бесплатное считается синонимом низкокачественного. А это вовсе не так! Множество моих коллег не просто компетентны, а большие умницы, непрерывно совершенствующие свою подготовку и любящие свое дело.

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

  • 1. Партнеры. Они не боятся психолога, разговаривают с ним на равных из позиции совместной помощи ребенку. Часто они сами обращаются к специалисту. Запрос может быть и проблемный, и просто информационный («расскажите, как вы его видите»), и развивающий («как действовать, чтобы проявить способности; научить отвечать у доски; лучше находить общий язык с одноклассниками»). Работать с такими родителями – одно удовольствие, и прогресс у ребенка отмечается всегда и достаточно быстро. Иногда они приходят по приглашению психолога, но также хорошо идут на контакт.
  • 2. Слушатели. Эти родители никогда не приходят сами. Иногда не хотят «выносить сор из избы»; некоторые слишком заняты или беспечны, чтобы обратить внимание на проблему; другие считают, что пока их не вызвали, все в порядке. Их контакт с психологом формальный, они слушают, могут даже записать рекомендации. Но, как показывает развитие ситуации, скорее всего их не применяют. Именно такие слушатели утверждают, что они «ходили к психологу, но он не смог помочь».
  • 3. Бегуны. Сколько ни приглашай, они не приходят. Иногда раз за разом записываясь и не появляясь, иногда просто игнорируя. В случае серьезной ситуации с ними можно познакомиться только на педсовете. Своим коллегам я настоятельно рекомендую хранить свидетельства того, что эти родители были неоднократно приглашены на консультацию, которая могла бы помочь.

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».

Кто платит, тот и заказывает?

Интересный момент, связанный с психологами образования, касается того, кто является заказчиком их услуг. Заказчик – тот, кто платит деньги, и это не родители. Заказчик – тот, кто ставит задачи. И с этим связан популярный родительский страх, что психолог станет «засланным казачком», который соберет досье на ребенка. Подло войдет к нему в доверие, и бедный малыш расскажет про свой семейный уклад. Про то, что папа вчера выпил («и будут считать нас алкоголиками!»), про то, что мама нас за бардак ругает, иногда так кричит («будут считать, что мы монстры, и пришлют комиссию»). Причем так думают как раз добросовестные родители с обычными житейскими ситуациями. Бояться не стоит – психолог вовсе не дурак.

«Досье» на каждого вряд ли возможно составить по причине чрезвычайной загруженности психолога. В обычной школе не менее 700 детей, а чаще – около 1000. И это если не добавили пару детских садов. При такой загруженности все, что будет в индивидуальной папке каждого ребенка, – пара анкет на тему «с каким настроением ты ходишь в школу», несколько рисунков из проективных тестов (например, «несуществующее животное») и какие-то простые групповые диагностики на внимание, мышление или память. Толстая папочка может быть только у ребенка, который чем-то привлек внимание психолога. В этом случае там будут результаты наблюдений, индивидуальной диагностики, занятий. Но в этом случае мама и папа будут в курсе – психолог обязан получить разрешение на более серьезные виды работ и рассказать родителям об их результатах.

Основные методы работы

  • Наблюдение – главный и основной метод.
  • Диагностические тесты самого разного толка, групповые и индивидуальные.
  • Анкеты самооценки (когда ученик сам оценивает свое настроение, отношение к чему-либо).
  • Беседа – диагностическая или направленная на решение какой-либо задачи.
  • Элементы арт-терапии: рисование, лепка, перформанс, танец.
  • Игровая и сказкотерапия.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить. Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату. На то он и психолог, чтобы объяснить.

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи». Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать. И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной. Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится. Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком. И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше. Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

На всех этих этапах информация становится необходимым инструментом. И даже если родители потребуют не говорить ни учителям, ни омбудсмену, это будет невыполнимое требование. Можно, конечно, не называть имя пострадавшего, но опытные педагоги, как правило, способны сложить 2+2. И тут психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы. К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя. Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Пора встретиться

В начале каждого учебного года в каждом классе собираются подписи на специальном бланке «Готовы ли вы, чтобы с ребенком велась психологическая работа?». Если родитель поставил «нет», то психолог не имеет права вступать с ребенком в непосредственный контакт (давать диагностику, привлекать к психологическим играм, беседовать). Но если речь идет о ребенке с проблемным поведением, наблюдать за ним психолог будет, так как обязан способствовать гармонизации психологического климата класса и школы. В этом случае он также может вызвать родителей, а также давать рекомендации учителям и администрации.

Если психолог приглашает вас к себе, сходить стоит непременно. Скорее всего, вы узнаете что-то важное и (иногда) требующее быстрых действий. Лучше быть в курсе, что происходит, чем в позиции «я в домике». Психолог много что может предложить – дополнительную диагностику, занятия, посредничество с учителями или администрацией. В конце концов, если вы совсем не согласитесь с его оценкой ситуации или особенностей ребенка, всегда можно обратиться к специалисту в психологическом центре.

Стоит сходить, если…

  • Вам хотелось бы узнать, как психолог «видит» ребенка или ситуацию в классе.
  • Нужно заручиться поддержкой или выработать план действий в сложной ситуации.
  • Ребенок пережил сильный стресс.
  • Вам непросто взаимодействовать с ребенком и вы ищете пути для этого.
  • Вы не находите нужного языка с учителем. В этом случае психолог может вам подсказать, как лучше общаться с конкретным человеком, или же предложить посредничество. Иногда срабатывает вариант трехсторонней встречи, где психолог помогает родителю и учителю услышать и правильно понять друг друга.
  • Вам кажется, что с ребенком «что-то не так». Чаще всего родители уходят успокоенные, но иногда это помогает своевременно увидеть проблему и помочь.

P. S.

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка. Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее. Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

Что делает психолог в школе?

Уже более 20 лет прошло с момента, когда первые практические психологи пришли работать в школы. Но до сих пор вопрос о деятельности психологической службы волнует учеников, родителей, учителей. Некоторые до сих пор склонны видеть в профессии некоторый высший мистический смысл, а другие наоборот, представляют работу довольно примитивно. Это можно понять, т.к. в среде самих психологов до сих пор идет поиск, и не утихают разговоры о месте и роли психологической службы в образовательном учреждении. Следует отметить, что наряду с социально-педагогической службой, психолого-педагогическая – самая молодая в системе образования. Она постоянно развивается, совершенствуется, приобретая новый опыт и формируя потребность в ней у всех участников образовательного процесса.

Деятельность службы осуществляется в соответствии с основными нормативными документами 1996 г. В них, в частности, прописаны основные направления деятельности педагога-психолога: диагностическое, психопрофилактическое, коррекционно-развивающее (для соответствующих образовательных учреждений), консультативное, а также – психологическое просвещение. Как видим, ничего сверхъестественного в работе психолога нет. А сам он обычный живой человек, выполняющий свою работу. Существует кардинальное отличие психолога от психиатра или психотерапевта. Работа двух последних относится к медицине, отклонениям от нормы, патологии. Психолог же работает «с нормой».

Деление между основными направлениями деятельности педагога-психолога весьма условно; скорее они взаимно проникают и дополняют друг друга, образуя некоторую целостную систему. В работе каждого педагога-психолога все эти направления обязательно присутствуют. Однако степень выраженности той или иной работы может быть разная. Так, например, в специальных коррекционных образовательных учреждениях основной акцент сделан на коррекционно-развивающую работу, как самой необходимой. Количество детей в таких школах и детских садах значительно меньшее, нежели в общеобразовательных учреждениях, и психолог имеет возможность «напрямую» (непосредственно) работать с каждым ребенком. И зарплату он получает именно за такую работу.

Иная ситуация в общеобразовательной школе. Здесь столько учеников, что психолог не имеет возможности непосредственно работать с каждым, да и основной запрос общеобразовательной школы иной. Сосредоточиться на работе с отстающими или проблемными учениками было бы неправильно, хотя бы потому, что это неизбежно скажется на «охвате» психологическими услугами других, менее проблемных учеников, ущемлении их прав, свертыванию прочих видов работ и как следствие - нерациональному использованию средств налогоплательщиков. Замечу, что педагог-психолог общеобразовательной школы получает свою зарплату именно за охват всех учеников примерно в равной степени. Модель «прямой», непосредственной работы с учеником не подходит для общеобразовательной школы, она не эффективна. Где же выход? Как можно организовать работу, чтобы выполнить эти условия?

Существует иная «опосредованная» модель деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы, наиболее адекватная потребностям современной системы образования. Согласно этой модели деятельность психологической службы выстраивается через образовательную среду (или образовательный процесс) в целом.

В самом деле, кто ближе всего расположен к ребенку? - Родители, близкие друзья. Это первый, ближний круг, который оказывает самое сильное влияние на развитие и воспитание человека. Не менее важный, но все-таки более дальний - учителя и сверстники в школьном коллективе. При этом понятно, что учителя начальной школы, которые имеют возможность каждый день общаться с детьми, более влиятельны, нежели их коллеги в средних и старших классах. Администрация школы, а также все специалисты (педагог-психолог, в частности) объективно стоят еще дальше от ученика, их прямое влияние самое незначительное, поэтому и встает необходимость организации опосредованного (непрямого) влияния их на учеников через образовательную среду и других участников образовательного процесса: учителей, родителей, сверстников.

Образовательная среда включает в себя собственно образовательный процесс (процесс обучения и воспитания, а точнее эффективные способы обучения и воспитания), деятельность и общение учителя с учеником и родителями, а также социально-психологические процессы в классных коллективах (общение со сверстниками). Вот почему в нашей школе педагог-психолог уделяет особое внимание инновационной деятельности по 2 основным направлениям: «Освоение современных развивающих подходов в образовании» и «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений».

Стержневая проблема первого направления - повышение психолого-педагогической компетентности учителя и освоение им современных развивающих методов, подходов в образовании. Современные требования системы образования не ограничиваются передачей знаний от учителя ученику. Знания не цель, а средство развития интеллекта, личности в целом. Задача учителя - не просто «пополнить копилку» знаний ученика, а выстроить процесс обучения так, чтобы ученик самостоятельно активно усваивал новые знания, развивая свой потенциал. Именно эти требования отражаются в новых стандартах образования. За годы учебы в школе каждый ребенок должен воспитать в себе потребность в самообразовании и саморазвитии, т.к. только эти качества обеспечат ему успешность в нашем стремительно меняющемся мире. Это задача очень сложная. Далеко не каждый учитель способен поставить перед собой такую задачу и решать ее; помочь в этом учителю призван психолог. В силу своих профессиональных знаний, взгляд психолога на процесс обучения более глубокий, нежели у учителя традиционной школы. Не случайно развивающие образовательные программы нового поколения созданы ведущими психологическими школами в сотрудничестве с педагогами. Не случайно появление первых психологов в школах в конце 80-х совпало с периодом активного освоения педагогами современных развивающих подходов и программ. И далеко не всегда альтернативный психолого-педагогический смысл программ нового поколения понятен учителю. Освоение этого нового смысла учителем идет гораздо эффективнее в содружестве с психологом.

Чтобы было понятнее, приведу простой пример. На уроке учитель читает детям несколько слов и просит их запомнить, потом ученики называют запомнившиеся. По мнению учителя, таким образом развивается память учеников. Однако у психолога при этом другое мнение. Тренировка механического запоминания небольшого объема отвлеченных слов малоэффективна по следующим причинам:

Механическое запоминание лучше всего развито у детей 2-5 лет, и она не может обеспечить полноценного усвоения знаний в связи с ограниченным объемом;

Суть развития памяти состоит в овладении ребенком эффективными приемами запоминания, наоборот «уводящими» от механического способа, и позволяющими оперировать постоянно возрастающими объемами информации;

Эффективное овладение приемами осмысленного, ассоциативного запоминания осуществляется путем ежедневной, «каждоурочной» определенным образом подаваемой учебной информации. В этом как раз и состоит сложный процесс преобразования «традиционных» знаний в «развивающие».

В связи с этим вызывают также большое сомнение занятия по развитию психических познавательных процессов, которые обычно проводят начинающие психологи. Ни одно специальное, самое лучшее упражнение (занятие), проводимое в 1 раз в неделю, не сравнится по эффективности со всеми предметными уроками, выстроенными с учетом психологических закономерностей, т.е. в современном, развивающем ключе (напомним, речь идет об общеобразовательной школе). Психологическое сопровождение, оптимизирующее образовательный процесс, усиливающее его развивающий характер, - вот сложнейшая и актуальная для современной системы образования задача педагога-психолога.

Вторая по сложности и значимости задача, связанная с инновационным направлением работы «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений», – создание и регулирование благоприятной, психологически комфортной ситуации в классных коллективах. Человек становится личностью только в социальной среде. Школа - один из самых важных социальных институтов в жизни человека. Поэтому умение выстраивать свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) способствует развитию личности ученика, его социализации и социальной адаптации. Развитие коммуникативных качеств личности (доброжелательности, терпимости, активности, уважения к личности другого человека и т. д.) - один из главных показателей воспитанности ученика. Психологически комфортная социальная ситуация в классе и школе является необходимым условием успешности обучения и воспитания всех и каждого, а также результатом деятельности педагогического коллектива в целом.

Таким образом, деятельность педагога-психолога общеобразовательной школы, нашей в частности, направлена на решение задач оптимизации образовательного процесса (образовательной среды). Эта работа - не мановение «волшебной палочки», а кропотливая, подчас незаметная для окружающих деятельность. Но в современном обществе, в системе образования она необходима. Ее результаты - позитивные изменения в интеллектуальном и личностном развитии учеников, характере отношений взрослых и детей, профессионализме учителей, обоснованности управленческих решений.

Мне хочется закончить словами одного выдающегося ученого, которые запомнились еще со времен студенчества: «Присутствие психолога в коллективе иногда бывает незаметно, зато всегда бывает заметно его отсутствие…»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Возникает вопрос: где, как, сколько времени должен работать школьный психолог? Задавая этот вопрос, мы отнюдь не подвер­гаем сомнению то, что его рабочая площадка - школа. Свои основные наблюдения психолог осуществляет повседневно в гу-

ще школьной жизни. Но он не может ограничиваться рамками кабинетной, бумажнодиагностической работы. Некоторые фор­мы организационной, координационной, самообразовательной ра­боты требуют выхода специалистов за рамки школы.

Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится ра­ботать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что цик­лограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.

Наконец, многие направления его деятельности, (психотера­певтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требу­ют наличия специфических условий.

Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен сов-^мещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой, закрытым шкафом для хранения психо­диагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шум­ного школьного коридора вы входите в уютную комнату^Щка-фы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических за­меров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, авто­матизированное рабочее место психолога с постоянно попол­няющимся фондом психодиагностических методик, архив, воз­можность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы 1 ^ Рабочая часть каби­нета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5 х 6 х 3 м.

Часть кабинета, используемая для сеансов тренинга, психо­логической разгрузки, консультирования, должна быть оформ­лена особым образом. Три стены - две боковые и передняя - расписаны. Задняя стена задрапирована двойной массивной што­рой темно-зеленого цвета. В кабинете установлены в три ряда 12 кресел, обивка кресел по окраске и фактуре соответствует задней шторе. Кресла глубокие, мягкие, с высокими спинками, мягкими подлокотниками. Стены кабинета могут быть двой­ные. Наружная часть стены представляет собой подрамник для натягивания живописного холста.

К росписи предъявляются особые требования 2 . Холст дол­жен быть тщательно загрунтован так, чтобы через рисунок не

"См.: Объявление об автоматизированном рабочем месте психолога // Воп­росы психологии. - 1990. - № 5. - С. 120. 2 Требования разработаны А.А. Репиным.


проступала фактура ткани, рисунок выполняется тщательно, с выписыванием мелких деталей, в сочной колоритной манере, матовыми красками, не отражающими блики света. Роспись мо­жет быть выполнена и на стенах. Она несет значительную пси­хологическую нагрузку, способствует формированию эмоцио­нального состояния покоя, отдыха. В фазе сюжетного вообра­жения психологической тематики используются конкретные ас­социации, возникающие у людей в период восприятия картины живой природы, изображенной на стенах кабинета. Роспись ком­позиционно представляет собой единое целое.

Закругленный потолок и стены создают иллюзию расширен­ной перспективы, стереоскопический эффект, что очень важно при ограниченных габаритах помещений - потолок и стены не должны давить и создавать угнетающего впечатления. Этим же задачам соответствует сюжет картины. На передней стене, не­сущей максимальную зрительную нагрузку, изображается спо­койная темно-голубая гладь озера с зарослями камышей на вто­ром плане и склонившимися к воде ветвями ивы. Плавная за­кругленная линия перехода на боковые стены, которая посте­пенно сливается с негустой березовой рощей, изображенной на них, углубляет стереоскопический эффект пространства. Свет­лые стволы берез также решают психологическую задачу: под­черкивают колорит сочной зелени листвы и травы, способству­ют умиротворенности, ощущению пространства, создают свет­лое, приподнятое настроение.

На росписи не должно быть изображения дорог, построек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать ненужные для поставленной цели ассоциации. Не должно быть, напри­мер, срубленных, поваленных деревьев, которые вызывают от­рицательные эмоции.

В световой гамме преобладают светлые, сочные зеленые то­на, почти исключен фиолетовый цвет. Ограниченно использу­ются красный, оранжевый, желтый оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной си­стемы. Зеленая трава, кустарники выполняются с минималь­ным содержанием холодных тонов.

Пространство между внутренней и наружной сторонами стен около 0,5 м. Оно служит для дополнительной звукоизоляции и размещения акустических колонок. -Д ртолок также двойной, в виде полусферы, имитирующей лето. Настенная роспись осве­щается группой светильников, установленных над шторой задней


стены.„Светильники снабжены специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: угренне-вечерний, днев­ной и ночной свет.

Такой кабинет дает школьному психологу возможность для научной организации труда, повышает эффективность его ра­боты, помогает создать обстановку доверительного общения, пси­хологического комфорта.

Большие затраты школы на оборудование кабинета окупят­ся, если психолог хорошо продумает циклограмму его исполь­зования в работе с учащимися, учителями и родителями. В ней должны быть указаны время работы психолога с той или иной категорией, формы помощи.

В нашей практике циклограмма работы кабинета выглядела следующим образом:

День Часы Учителя Учащиеся Родители
Понедельник 9-12 12-14 15-16 18-19 Индивидуальное консультирование Психодиагностика (обработка результа­тов) Психологическая гимнастика Школа для родите­лей учащихся I - IV классов
Вторник 9-12 2-14 15-16 18-19 Психодиагностика Психодиагностика (обработка результа­тов) Факультатив для де­вушек (тренинг) Телефон доверия, I смена Школа для родите­лей V- VIII классов
I 9-12 12-14 15-16 Модульные курсы Факультатив для юношей (тренинг) Психологическая гимнастика Индивидуальные консультации
9-12 12-14 15-18 Педконсилиум Телефон доверия, II смена Школа трех «С» Индивидуальные консультации

В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каж­дый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материа­лов психодиагностики.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА НА ДЕНЬ (из недельного плана-сетки)

9-10 Целевое посещение урока математики в VIII «Б»

классе (работа со слабоуспевающими учащимися).

10-12 Психологическое исследование учащихся VIII «Б» класса (мотивация учения, отношение к учителю).

11-12 Групповая консультация для учителей математики (диагностика и формирование мотивации учения у подростков).

12-13 Лекция «Педагогика сотрудничества и развития».

16-18 Индивидуальные консультации для родителей уча­щихся, составляющих группу риска.

18-19 Школа для родителей подростков («Трудный ребе­нок или трудные обстоятельства?»).

Поскольку администрация и члены педколлектива имеют весьма поверхностное представление об объеме и характере ра­боты психолога, важно сориентировать коллег в этом вопросе. Так, продолжительность различных видов работы школьного психолога определена следующим образом .


J№ /тт Вид работы Среднее Примечания
п/п время, ч
Индивидуальная психологическая диагности- 6,0 Из расчета на
ка, обработка результатов, оформление заклю- одного воспи-
чения и рекомендаций танника
Групповая психодиагностика, обработка ре- 16,5 Из расчета на
зультатов, оформление психологического за- группу из 20
ключения воспитанников
3 Индивидуальное консультирование учителей и 1,5 На одну беседу
воспитателей
Групповое консультирование учителей и вос- 2,0 На одну беседу
питателей
Подготовка к педагогическому консилиуму 5,0 Без диагности-
ческой работы
Индивидуальное консультирование воспитан-
ников:
а) младшего школьного возраста
первичное 1,5 На одну беседу
последующие 0,7
б) подросткового возраста
первичное 2,0 На одну беседу
последующие 1,0
в) старшего школьного возраста
первичное 2,0 На одну беседу
последующие 1,0
Профконсультации Без проведения
а) с учащимися средней школы 3,0 психодиагно-
стической ра-
боты
б) с учащимися старшей школы 5,0 Из расчета на
[ одного учаще-
гося (включая
беседы с учите-
лями и воспи-
танниками)
Индивидуальная коррекционная работа с вос- 30,0 На одного уча-
питанниками щегося
Групповая коррекционная работа с воспитан- 20-25 На одну группу
никами
Деловые игры, тренинг с педагогами: На одну игру,
подготовка 8,0 на один цикл
проведение занятий
И Подготовка к выступлению на педсовете, се- 3,0 На одно ме-
минаре для учителей, воспитанников роприятие
Подготовка к проведению «воспитательных» ча- 3,0 На одно ме-
сов для детей эоприятие
. Беседа-справка с педагогами 0,3 На одну беседу
Ежедневное итоговое оформление документации 0,5
Обобщение результатов работы, написание отчета 5,0 В полугодие
Консультации в научных центрах, участие в ме- 8,0 В неделю
тодическом семинаре школьных психологов
Работа в библиотеке 5,0 В неделю
" 16 та тттшттттттттттт ттШШ ----^j.

Чтобы регулировать выполнение функциональных обязан­ностей, мы рекомендуем психологу предусмотреть в плане-сет­ке доминирующие направления деятельности.

Психодиагностика и обработка ре­
зультатов исследования.

Телефон доверия, индивидуальное
и семейное консультирование. .

Психокоррекционная и психопро­
филактическая работа.

Проведение тренинга общения, се­
ансов психотерапии, психологической

гимнастики.

Проведение модульных курсов,
педконсилиумов, педсоветов, учас­
тие в координационных совещаниях.

Работа в библиотеке.

Какую постоянную документацию необходимо иметь пси­хологу?

1. Программа опытно-экспериментальной работы по конк­
ретной, актуальной для школы теме (на 2-3 года).

2. План работы школьного психолога на год, составленный
по следующим направлениям:

Диагностика школьного коллектива.

Диагностика и прогнозирование педагогического процесса.
- Консультативная работа с учащимися, педагогами, роди­
телями, руководителями.

Коррекционная работа с учащимися.

Психопрофилактическая работа в школьном коллективе.

Организационная работа, взаимодействие с городским, рай­
онным центрами.

3. Циклограмма работы кабинета психологической разгрузки.

4. План-сетка работы психолога на неделю.

5. Психодиагностическая документация.

6. Краткие планы и программы проводимых занятий.

В ходе своей работы в школе психологу приходится выпол­нять различные функции и овладевать разнообразными форма­ми их осуществления. Это консультация, социально-психоло-


гический тренинг, психолого-педагогический консилиум и др. Остановимся на некоторых из них.

Консультация - одна из основных форм работы школьного психолога. Она может носить диагностический, стимулирую­щий, рекомендательный характер, служить средством повыше­ния психолого-педагогической грамотности педагогов и роди­телей. По форме проведения консультации могут быть аноним­ные (телефон доверия), очные, индивидуальные, групповые (группа учащихся, педагогов, родителей, семья) .

Консультация по телефону доверия обеспечивает оператив­ность общения, щадящие условия, психологическую поддержку клиента. Не всякий учитель, ученик, родитель, не способный самостоятельно разрешить возникшие конкретные трудности и преодолеть состояние психологического дискомфорта, будет де­монстрировать свою беспомощность. Многие остро нуждающи­еся в психологической помощи предпочитают обращаться к не­знакомому, невидимому специалисту, арбитру, советнику. На помощь этой категории людей психолог приходит через теле­фон доверия. Анализируя ситуацию, делая определенные выво­ды и давая конкретные советы, он не должен спешить, навязы­вать свое мнение. Гораздо лучше дать возможность собеседни­ку самому сделать те же выводы. Очень часто клиент ожидает лишь одобрения уже принятого им решения, нуждается в том, чтобы его убедили, используя объективные подходы. Вполне вероятно, в отдельных случаях психолог не может оказать кон­кретной помощи. Тогда его советы будут направлены на то, чтобы успокоить человека, показать, что безысходность его по­ложения мнимая. Многие клиенты ждут простого сочувствия и соучастия . Поэтому участливое отношение, искренний ин­терес к личным проблемам, доверительность психолога во всех типах консультаций имеют первостепенное значение. Консуль­тативная помощь психолога, так же как и медицинская, пред­полагает избавление от страданий, причина которых коренится в сфере общения .

Знакомство с клиентом во время устного психологического консультирования начинается с короткой встречи, за время ко­торой выслушивается жалоба клиента, составляется впечатле­ние о нем на основе его поведения и характера общения с пси­хологом. Спонтанно рассказанная жалоба обладает определен­ной структурой, в которой можно выделить локус (на кого или на что жалуется клиент), самодиагноз (чем объясняет природу


того или иного нарушения), проблему (что хотел бы изменить в ситуации, но не может) и запрос (какую конкретную помощь он ждет от психолога). В приложении № 4 мы приводим обра­зец карты приема, которую может использовать психолог в се­мейном консультировании.

Возрастно-психологическое консультирование учащихся - самостоятельное направление деятельности школьного психо­лога. Цель таких систематических консультаций - контроль за ходом психического развития учащихся на основе представле­ний о нормативном содержании периодизации этого процесса. Основными задачами этого типа консультирования являются следующие :

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвую­
щих в воспитании, в проблеме возрастных и индивидуальных
особенностей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различными
отклонениями и нарушениями психического развития и направ­
ление их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у
детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здо­
ровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.

6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми,
родителями, педагогами.

7. Психолого-педагогическое просвещение населения.

АЛГОРИТМ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с
родителями, специалистами, педагогами, установление контак­
та с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение инфор­
мации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутри­
семейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здо­
ровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.


6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Итоги консультирования резюмируются в психологическом диагнозе, в котором отражен уровень актуального развития ре­бенка и определяется его прогноз.

1. Уровень актуального развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее
нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины.

2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего
развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.
Предлагаем использовать в ходе консультирования разрабо­
танную нами возрастную карту развития (см. табл.).

Возрастная карта


Возрастной период

Младший школьный возраст (6-

Средний школьный возраст (11-15)


Ведущая деятельность

Интимно-лич­ностное обще­ние в процессе ОПД и обуче­ния


Продолжение

Психические новообразования

Возникновение внутреннего плана действий, за­крепление произвольности, устойчивых форм по­ведения и деятельности. Развитие нового позна­вательного отношения к действительности. Формирование позиций школьника, развитие об­щественной направленности. Первоначальное складывание характера.

Чувство взрослости, стремление к самостоятель­ности.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанатиза. Стремление к обще­нию, оценка товарищеских и дружеских отноше­ний как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, сексуаль­ные переживания, интерес к противоположному полу.

Повышенная возбудимость, частая смена настро­ений, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общении, потребность в самоут­верждении, в деятельности, имеющей личностный смысл.

Возрастной период

Раннее дет­ство (0-3)

Дошколь­ный воз­раст (3-6)


Ведущая деятельность

Непосредствен­ное эмоцио­нальное обще­ние и предмет-но-манипуля-тивная деятель­ность

Ролевая игра


Психические новообразования

Потребность в общении, эмоциональных отноше­ниях.

Развитие речи и наглядно-действенного мышле­ния, овладение прямохождением. Возникновение и развитие отношения к предметам как вещам, имеющим определенное назначение и способ упот­ребления.

Развитие ориентировок: «Что такое?», «Что с этим можно делать?»

Потребность в общественно значимой и обще­ственно оцениваемой деятельности. Первоначаль­ное складывание личности. Формирование пер­вых этических инстанций. Развитие самооценки и притязаний. Преобладание произвольности психических про­цессов, мотивов поведения, связанных с интере­сом к процессу игры. Наибольшая значимость и предопределенность отношений малого круга. Возникновение детской общности.


Интенсивная форма личности (оценочные сужде­ния, принципы, идеалы, убеждения). Форма самосознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, са­мосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации. Гражданские права и обязанности.

Время на индивидуальное консультирование дошкольника - До 45 минут, младшего школьника - до 1 часа, подростка и стар­шего школьника до 1,5 часа. Диагностические данные обрабаты­ваются после консультации, психологический диагноз и назначе­ние могут быть даны на повторной консультации.

Обращение за психологической консультацией обычно свя­зано с наличием у человека проблемы, которую он не в состоя­нии разрешить самостоятельно. Это происходит в случаях, ког­да он не понимает проблемы, не видит ее причин и путей

решения, не верит в свои возможности либо находится в состо­янии стресса, повышенного уровня тревожности, паники.

Психологу-практику важно создать обстановку безопасности для клиента, безоценочного, сочувственного к нему отношения с предоставлением права чувствовать, думать и поступать так, как он считает для себя возможным. Такая позиция не означает полного согласия с клиентом, она лишь выражает стремление психолога понять конкретную индивидуальность, проникнув в ее внутренний мир, понять смысл поступков и переживаний человека, тенденции его личностного развития.

Ориентация на конкретного человека, его проблемы, а не на «человека вообще» способствует целостному представлению пси­холога о человеке. Проблема понимания конкретного человека не решается эклектическим набором исследовательских проце­дур и даже целой батареи тестов. Однако это не означает, что существующие диагностические процедуры бесполезны для прак­тического психолога. Если психолог выявил конкретный симп­том, то оптимальный пугь психокоррекции не в подборе реко­мендаций к выявленному симптому, а в выяснении его места в целостном состоянии личности. Неприятный симптом может оказаться проявлением ценных для личности качеств. Так, из­бавление от тревожности в ряде случаев может привести к пас­сивности, безразличию, благодушию. Поэтому успешность ра­боты психолога зависит от его способности понять человека в целом, опираясь на его отдельные личностные проявления.

Переоценка роли психодиагностических процедур, стремле­ние спрятать свою неуверенность за ними могут нанести не­поправимый вред клиенту. Методики являются лишь инстру­ментом, вспомогательным средством, их объективность весьма условна и связана с интерпретацией исследователя. Именно поэтому начинающему психологу не следует умалять роль дове­рительного общения, интуиции. В ситуации психологического консультирования психолог опирается на свои личностные ре­сурсы и личностные ресурсы своего клиента. Именно поэтому, подводя итоги работы с клиентом, особенно ребенком, лучше переоценить возможности и способности человека, чем недоо­ценить их. Особо это касается тех случаев, когда информация предназначается для учителей и родителей.

Итак, выявив в ходе консультирования определенные синд­ромы, психолог по детерминанте жалобы может определить вид помощи:


1. Психологическая неграмотность родителей - информи­
рование, разъяснение.

2. Искаженные родительские отношения - психокоррекци-
онная работа.

3. Психопатология родителей - направление на лечение.

4. Дисгармония психического развития ребенка - психокор­
рекция.

5. Нарушение личностного развития ребенка - II этап диаг­
ностики, психокоррекция ребенка и родителей.

6. Задержка психического развития ребенка - консультация,
направление к дефектодогу.

7. Психологическое недоразвитие ребенка - направление к
дефекгологу.

8. Повреждение психического развития - направление к пси­
хиатру.

9. Искаженное психическое развитие - направление к пси­
хиатру [ИЗ].

Консилиум - коллективный метод изучения учащихся. Б задачи консилиума входит:

1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и
учении учащихся.

2. Разработка программы воспитательных мер в целях кор­
рекции отклоняющегося развития.

3. Консультация в решении сложных или конфликтных си­
туаций.

Принципы организации работы консилиума: уважение к лич­ности и опора на положительное, «не навреди», интеграция пси­хологического и методического знания, т. е. максимальная пе-дагогизация диагностики.

Систематически действующий, с постоянным составом уча­стников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыследеятельности со специфическим кругом ди-агностико-воспитательных задач .

Диагностическая функция консилиума заключается в изуче­нии социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей уча­щихся, распознавании характера отклонений в их поведении, Деятельности и общении.

Воспитательная функция консилиума включает в себя разра­ботку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-


Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Смысл семейной реабилитации состоит в повышении статуса и ценности ребенка как члена семьи. Сущ­ность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и сверстников, преодолении обструк­ции состояния и психологической незащищенности, диском­форта.

Состав консилиума формируется с -учетом его цели (руково­дитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИДН, специалист-консультант, педагоги, члены родительского коми­тета, желательные для ребенка референтные лица).

Способы подготовки заседания консилиума могут быть раз­ными. Диагностический мозговой штурм, диагностическая це­почка, диагностический монолог используются на подготови­тельном этапе, когда составляется диагностическая карта уча­щегося.

На втором этапе проводится заседание, на которое пригла­шаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргмомент, заслушивание характеристики, ее дополнение чле­нами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педдиагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций.

Документация консилиума включает в себя три наименова­ния: приказ по организации консилиума и его составу на учеб­ный год, журнал консилиума и диагностические карты учащих­ся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит при­мерно следующие графы:

Психолого-педагогический консилиум может рассматривать и более широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, вопросами профотбора


и профконсультации и др. Примерами таких консилиумов мо­гут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональные намерения и возмож­ности учащихся класса».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОНСИЛИУМА ПО ТЕМЕ «ТРУДНЫЙ КЛАСС»

Цель проведения: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся конкретного класса с помощью школь­ной психологической службы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспита­тельных и управленческих мер по устранению этих причин.

Участники: психолог, педагог-специалист, администрация, ру­ководители ШМО, учителя, работающие в данном классе, клас­сный руководитель, представители классного актива.

Подготовительная работа

1. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе
(администрация, руководители методического объединения).

2. Психолого-педагогическое изучение педагогически запу­
щенных учащихся с помощью бесед, анкетирования, наблюде­
ния (психолог, педагоги).

3. Общее знакомство с классом, наблюдение по специальной
программе, беседа с классным руководителем и учителями (пси­
холог, администрация).

4. Изучение межличностных отношений в классе с помощью
социометрической методики и отношения учащихся к отдель­
ным учителям (психолог).

5. Подготовка карты класса и отдельных учащихся с предва­
рительными характеристиками и рекомендациями психолога и
педагога (психолог, школьный врач, педагоги).

6. Согласование хода педконсилиума и условий его проведе­
ния (администрация, психолог, педагоги).

Ход консилиума

1. Психологическая и целевая установка.

2. Выступления участников: поиск психолого-педагогических
причин трудностей в работе с классом и путей их устранения на
конструктивной, доброжелательной основе.

3. Психолого-педагогический анализ поступивших предло­
жений, обсуждение рекомендаций педконсклиума.

1. Изучить межличностные отношения в классе, вы-

явить лидеров, отверженных, определять референт­ные группы, дать рекомендации по формирова­нию классного коллектива и организации КТД

2. Привлечь к занятиям психологической гимнастикой

трудных учащихся этого класса

3. Провести корригирующие занятия с учениками

4. Оказать помощь классному руководителю. Дать

сильного наставника из референтных лиц - учи­телей класса. Контролировать его деятельность

5. Тщательно готовиться к внеклассным мероприяти-

ям, продумывать тему, содержание, план работы, а также способы приобщения трудных ребят, спла­нировать организационные моменты

6. Взаимопосещение. Разработка единых требований.

Ориентация на контактных учителей. Обогащение методики, содержания, перестройка стиля обще­ния, исключение случаев нарушения педагогиче­ской этики

Администрация

7. Решить вопрос о замене учителя русского языка и

литературы

Тренинг - групповая форма работы с различными категори­ями (педагогами, учащимися, родителями, семьей), которая име­ет своей главной целью развитие компетентности общения. Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг чувствительности, ролевого, делового поведения. Каждый тип тренинга имеет и диагностическую за­дачу, которая решается не столько ведущим, сколько самими участниками .

Особое значение в условиях школы имеет тренинг общения. Профессия учителя относится к типу профессий «человек - человек». Предметом труда учителя является другой человек, а одним из основных средств труда является общение. И тем не менее именно педагогическое общение является камнем пре­ткновения современной школы. Коммуникативные способно-


сти учителя (способность адекватно воспринимать другого, точно передавать ему информацию и переживания через слово, инто­нацию речи, мимику, пантомимику, поведение), как правило, развиты слабо.

Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) - развитие социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведе­ния вызывают одобрение, какие -- неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается спо­собность понимать других людей, их взаимоотношения, они учат­ся прогнозировать межличностные события.

Следовательно, эффектами тренинга можно считать следующие:

1. Самодиагностика:

а) получение конкретных сведений о себе;

б) выяснение того, каким человек предстает в глазах других;

в) выяснение того, насколько самостоятельно его идеальное «я».

2. Диагностика:

а) развитие самоанализа;

б) развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно
выражать себя;

в) осознание того, что открытие «я» возможно лишь в кон­
такте с другими.

3. Проверка установок на образы других:

а) развитие понимания позиции другого;

б) формирование чувствительности к невербальным формам
их проявления;

в) развитие умения слушать и понимать другого;

г) психотерапевтическое воздействие.

Группа формируется из педагогов, желающих повысить свой социальный интеллект.

Максимальное количество участников в группе - 25 человек (медиогруппа), оптимальное количество - 7-9 человек (мик­рогруппа).