«Мозговая атака» применяются в качестве средства генерирования идей для целей идентификации возможных причин неудач и потенциальных возможностей улучшения качества. «Мозговая атака» была придумана А. Ф. Осборном в США и широко используется при построении причинно-следственных диаграмм Исикавы типа «рыбий скелет» и с другими основными, новыми и комплексными инструментами управления качеством, рассматриваемыми в главах 3, 4 и 5.

Задачей «мозговой атаки» является не допустить исключения из поля зрения возможных причин брака или путей улучшения качества.

«Мозговая атака» длится 1-1,5 часа и включает в себя следующее :

1. Организатор создает группу из 5-9 человек, знакомых с той областью деятельности, где возникла проблема.

Примечание. Желательно, чтобы в эту группу наряду со специалистами, глубоко знающими проблему, входили специалисты из смежных (близких) областей знаний.

2. Ясно, но не слишком конкретно (чтобы не сузить область поиска возможных решений) объявляется задача для проведения «мозговой атаки».

Примечшшя:

1. На этом этапе целесообразно специалистов, впервые участвующих в «мозговой атаке», ознакомить с основным содержанием и этапами предстоящей работы, рассмотренными ниже.

2. Полезно обратиться к участникам «мозговой атаки» с просьбой о том, чтобы они при появлении даже, казалось бы, самых бредовых идей незамедлительно и не задумываясь делились ими с участниками «мозговой атаки», так как именно кажущиеся бредовыми идеи (которые не могут прийти в голову специалистам, глубоко знающим проблему) во многих случаях позволяют найти неожиданное и наиболее эффективное решение проблемы.

3. Все члены группы выступают по очереди и высказывают по одной идее, что позволяет создать обстановку соревнования в процессе работы (возможен вариант, когда каждый участник в течение 5-15 минут записывает свои предложения на листе бумаги).

4. По возможности члены группы развивают и дополняют идеи, высказанные другими участниками.

Примечание. На этом этапе не допускается какая-либо критика или простое обсуждение высказанных идей - разрешается только поддержка и углубление высказанных предложений.

5. Высказанные идеи записывают (например, на специально подготовленных карточках), так, чтобы все их видели.

6. Процесс выдвижения идей продолжается до тех пор, пока не прекратится их поток.

7. Высказанные идеи группируются, например, с использованием мнемонического приема 4М... 6М или по другим соображениям.

8. Все высказанные идеи обсуждаются и рассматриваются для уточнения их формулировок, правильности включения в конкретную группу причин и формирования результатов работы, например, диаграммы Исикавы типа «рыбья кость».

«Мозговой штурм» в отличие от «мозговой атаки» длится 3-4 часа (половина рабочего дня), «мозговая осада» - от одного до нескольких рабочих дней.

Например, «мозговая осада» может включать в себя шесть «мозговых атак», каждая из которых, возможно, будет посвящена построению одной из шести «больших костей» диаграммы Исикавы, отражающих влияние на качество:

персонала;

Машин, станков и оборудования;

Сырья, материалов, комплектующих;

Технологий производства;

Средств измерения и методов контроля;

Производственной и окружающей среды.

«Атака разносом» , как это следует из ее названия, направлена на критический анализ, например, подготовленного проекта. При «атаке разносом» все внимание коллектива должно быть направлено исключительно на поиск имеющихся недостатков предмета анализа, высказывание положительных отзывов и какая-либо поддержка запрещены. Во избежание психологических срывов и душевных травм нежелательно присутствие авторов проекта при анализе результатов их работы с применением «атаки разносом».

Помимо «мозговой атаки» «штурма, осады» и «атаки разносом», в качестве инструментов и методов генерации идей (используемых как при поиске причин неудач, так и при разработке предложений по усовершенствованию имеющихся процессов) могут быть применены :

1. Письменный вариант «мозговой атаки», предусматривающий непосредственное изложение идей в письменной форме с использованием карточек или стендов .

В случае использования карточек они передаются (циркулируют) среди участников работы для добавления сопутствующих идей или расширения ранее высказанных идей.

Во втором варианте идеи записывают на больших досках или стендах. При этом участники работы ходят около стендов, расставленных в помещении, и добавляют сопутствующие идеи, развивают идеи, предложенные другими, добавляют новые элементы.

Недостаток письменного варианта: сложно обеспечить анонимность высказанных идей и предложений. 2. Метод анкетирования Кроуфорда можно рассматривать как специфический случай письменного варианта «мозговой атаки» с использованием карточек, когда нет циркуляции карточек среди участников работы. За счет этого легко обеспечивается анонимность высказанных предложений и идей.

После завершения работы идеи сортируются на классы одним человеком. Получившийся итоговый документ, в котором выполнено предварительное суммирование всех идей, уже может открыто обсуждаться специалистами, входящими в состав группы.

Достоинство метода анкетирования Кроуфорда: он может применяться в случаях, когда имеются конфликты в группе специалистов, выдвигающих идеи.

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

1. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».



В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, явился знаменитый мозговой штурм (он же мозговая атака, он же брэйнсторминг), созданный Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века.
Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. В поиске удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. И это хорошо, ибо в обычных, «нетворческих» ситуациях избавляет от необходимости лишний раз думать. Например, когда Вам нужно купить данный журнал, Вы, не испытывая творческих мук, вынимаете деньги из кармана и покупаете журнал.



Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений (перечитайте пример по водку в начале данной статьи). В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми – опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства и т.п. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то по крайней мере увеличить их количество.

Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть чётко сформулирована.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
* Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Типичные ошибки:
1. Смешение штурма и совещания

Часто процедуру мозгового штурма изображают примерно так: собрались менеджеры по персоналу. Посидели пару часов, в свободной обстановке поговорили на тему мотивации. Посмеялись. И выписали на доску 3 идеи.

Таким образом, мозговым штурмом назвают некое развязное совещание а-ля посиделки творческой интеллигенции в курилке.

ОШИБКА! Мозговой штурм – это не совещание, не диспут и не сеанс психотерапии. Коллективное провозглашение банальностей по команде ведущего «Ну, товарищи, смелее, высказывайтесь, у нас на повестке дня мозговой штурм» по определению не может дать нового качества идей (а это то, что на самом деле требуется, если, конечно, обсуждается не вопрос «куда нам поехать на выходные», а сложная профессиональная проблема).

2. Сложная задача не раздроблена на более простые.

О чем часто забывают при решении творческих задач: задачи эти бывают очень разных уровней сложности. Условно говоря, 1-й уровень сложности (имеется в ввиду известная классификация творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера): придумать слоганчик для рыбного киоска на рынке. А если проблема очень сложная?

Например, «разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы». Задача явно распадается на множество нетривиальных подзадач: «Как найти спонсоров?», «Как организовать работу агитаторов?» «Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?» и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке «Как победить на выборах», то и получим в результате что-нибудь вроде «устроить государственный переворот».

Мозговой штурм, вероятно, эффективен при решении относительно простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи.

Понятно вместе с тем, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.

3. Отсутствие разогрева.

Как мы уже написали, для начала штурма недостаточно бодрого возгласа Ведущего "Смелее, выдавайте Ваши неожиданные идеи!". Представьте себе, что штурм проводится на некой фирме. Участники штурма – усталые, отягощенные проблемами люди, кто-то из них только что пообедал, у кого-то болит голова. Среди участников - и руководители, и подчиненные (часто пишут, что участники должны быть примерно одинаковы по статусу, на практике это не всегда возможно). И от ведущего требуется в частности, чтобы на какое-то время подчиненный забыл, что он подчиненный.

Чтобы «выровнять» участников, привести их в нужное эмоциональное состояние, нужна, во-первых, соответствующая обстановка.

Специалисты советуют:

* погасить свет и проводить штурм при свечах.
* проводить штурм (если это возможно) ночью, после 24:00.
* перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка (я серьезно!).

Далее, чтобы обсуждение «завелось», как и в спорте, необходима разминка, или разогрев, так называемое "психологическое выравнивание" участников. С этой целью вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной). Скажем, очень легко спровоцировать обсуждение, если начать с вопроса: “Как звали Александра Сергеевича Пушкина?” Затем берется долларов пятьдесят – и раздается по доллару, за любую реплику участника с места. По свидетельствам очевидцев, во время такой процедуры в коммерческих фирмах некоторые участники начинают счастливо хохотать. Вот тут и начинается основная тема.

* Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
* Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
* Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Mозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

* участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
* члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов, и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма, ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленной задачи, причем как логичные, так и абсурдные.

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются и у участников начинают возникать необычные идеи. Все идеи записываются ведущим.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

4. «Пусть каждый выскажется».

В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть либо участники высказываются по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, либо процессом руководит ведущий, вызывая участников по именам.

ОШИБКА! По свидетельству специалистов, один из признаков того, что мозговой штурм запустился – люди начинают орать и перебивать друг друга. Причем кричат примерно следующее: «Рваный башмак!..», «Телефонная будка!», «Ресторан в виде башмака!» и прочие бессвязности. Это как раз значит, что цель штурма достигается – подсознание пробито, и участники выплескивают дальние ассоциации.

Так вот в данной ситуации попытки соблюдать регламент угробят всю процедуру на корню.

Вспомним передачу «Что? Где? Когда?» – ведь и там «знатоки» переходят на крик; представьте себе, что было бы, если бы капитан команды предоставлял слово по очереди каждому из знатоков.

Подчеркну еще раз, что мозговой штурм проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание); задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Это существенно разные вещи.

5. Ведение протокола на доске.

Типичная «книжная» рекомендация – записывать выдвигаемые идеи на доске или в блокноте. Это проделывает ассистент, либо сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею: «Буклет с плесенью? Смелая, неожиданная мысль!»…

ОШИБКА! Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно!

Поэтому запись «от руки» исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры.

6. Отсутствие запасных ходов.

Что делать, если штурм, несмотря на старательный разогрев, не запустился или начинает «тухнуть»? На этот случай у Ведущего должны быть наготове запасные приемы, помогающие вновь разжечь обсуждение.

В арсенале профессионалов есть множество подобных способов.

Например, используют т.н. «провокаторов». Такой провокатор (это один из участников штурма) держит в руках список неких произвольных слов, которые он периодически выкрикивает: «Горчица! Буклет с горчицей! Плесень! Буклет с плесенью! Инфузории!..» - опять-таки, с целью стимулирования у участников дальних ассоциаций.

Другой возможный вариант стимулирования, когда провокатор –молодая привлекательная девушка. И когда участник-мужчина выкрикивает какую-либо идею – девушка страстно восклицает: «Какой ты классный, как ты классно сказал! Какой ты умный!» и т.п.

Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.

7. Не забыть «выключить» штурм

Штурм не только важно запустить, его необходимо еще и «выключить».

Лет 15 назад, в одном из регионов Советского Союза, под флагом новых веяний, проводились масштабные творческие игры – выездные, многолюдные, многодневные. И в течение нескольких дней участники не ели, не спали, и – кто-то, возможно, впервые в жизни! – серьезно нагружали свои мозговые извилины. Так вот, такую нагрузку выдержали не все, и у нескольких участников буквально «поехала крыша». Им было уже не выйти из этого состояния.

Конечно, вероятность, что подобное произойдет в течение короткого мозгового штурма, невелика, но (особенно если среди участников есть люди эмоционально неустойчивые) очень важно в конце процедуры мягко, аккуратно вывести их из состояния «творческого экстаза».

8. Отсутствие процедуры анализа полученных идей.

Допустим, штурм удачно завершен, и мы получили какое-то количество более-менее адекватных идей.

Конечно, 150 идей – малореальная цифра (вероятно, речь идет о числе вообще всех реплик, выкрикиваемых участниками).Естественно, членораздельных идей будет существенно меньше. И тут наступает этап критики, когда отбираются и дожимаются наиболее удачные идеи. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи. Например, идея буклета с плесенью – это, конечно, целое направление в авангардном искусстве, но для реальных целей все же неактуально, и идею приходится отложить.

10 отличий хорошего мозгового штурма:

1. Группа может состоять из 6-12 человек. Если участников больше, есть смысл разбить их на две группы, если меньше, эффективность мозгового штурма, скорее всего, будет низкой. Пригласите в группу разных людей, не обязательно все они должны быть профессионалами в заданной теме, главное, чтобы это были яркие, интересные, энергичные люди. Не приглашайте троллей и теплохладных.
2. Один из участников (не руководитель) выбирается ведущим, задача которого - следить за соблюдением правил и напоминать о ним участникам.
3. Еще один человек выбирается для фиксации идей. Все высказанные идеи должны быть записаны, никакого отбора на этом этапе вести не нужно. Параллельно можно вести аудиозапись.
4. Если члены группы незнакомы с техникой, будет полезно вначале провести 10-минутную разогревающую сессию на простую тему (дизайн затычки для ванной), во время которой отработать «узкие места» группы.
5. Позволены любые идеи, даже самые нелепые и смешные. Не позволены высказывания типа «не хватит денег», «не примет начальство», «не купят потребители» и так далее. На сессии действует полный и безоговорочный запрет на критику.
6. На время штурма участники снимают с себя все должностные полномочия. Руководителю вообще лучше сходить на это время в кино, и уж во всяком случае - не садиться во главе стола и не ставить оценок.
7. Не нужно углубляться в развитие высказанной идеи, достаточно её кратко сформулировать.
8. Продолжительность сессии - 20-30 минут. Желательно заканчивать сессию на всплеске активности, а не вследствие ее полного упадка.
9. По окончании мозгового штурма список идей раздаётся участникам, чтобы они могли его пополнять идеями, которые часто продолжают возникать по окончании сессии.
10. Классификация, развитие и оценка идей проводится позже (и иногда другой группой).

Наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества - синектика (предложена В. Дж. Гордоном), которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная.

Виды аналогий

1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Как технология, позволяющая получать новые идеи для бизнеса, была разработана в 1953 г. американским изобретателем, психологом и предпринимателем А. Осборном. Этот вид организованных групповых дискуссий оказался довольно эффективным для генерации оригинальных идей.

Задолго до Осборна похожая стратегия использовалась на парусных судах. В трудных, опасных ситуациях созывался корабельный совет, на котором по порядку высказывались все. Причем предложение своего решения проблемы выдвигал сначала юнга, а потом, по возрастанию ранга доходила очередь до капитана. Прозвучавшие идеи обсуждались, для воплощения в реальность выбирались лучшие.

Мозговая атака. В чем суть?

Сущность «брейнсторминга» заключается в «стихийном» (следует из названия) разрушении имеющихся стереотипов, создании абсолютно новых решений, шаблонов.

Благодаря групповой форме взаимодействия участников мозгового штурма возможность высказаться получает каждый.

Мозговая атака, в зависимости от разновидности, имеет 2-3 этапа:

  • Выдвижение идей (возможны любые предложения, мысли, даже фантастические). Запрещена любая критика.
  • Обсуждение прозвучавших предложений. Отбор, ранжирование лучших идей.
  • Выбор самой удачной идеи / генерация новой на основе списка лучших мыслей.

Преимущества и недостатки стратегии «мозговой штурм»

Как избежать минусов, применяя мозговую атаку? Учесть психологические особенности учащихся, сформировать группы из детей разного уровня учебной подготовленности, четко спланировать направления поиска.

Виды мозговой атаки

Существует несколько разновидностей мозговой атаки / штурма (МШ):

  • классический/ прямой (описание выше);
  • теневой;
  • обратный;
  • комбинированный;
  • индивидуальный;
  • челночный;
  • МШ на доске;
  • «соло» ;
  • визуальный;
  • брейнрайтинг.

Характеристика разновидностей мозгового штурма, примеры их использования

Обратный мозговой штурм

Ученикам предъявляется образец выполненной работы с определенным количеством недостатков, недочетов. Задача участников дискуссии:

  • найти недостатки,
  • разработать план/ проект новой работы, где недочеты будут устранены.

Например, детям предлагается неудачный пример скворечника. Вместе они определят, в чем ошибки мастера, разработают чертеж «правильного» скворечника.

На уроке географии ученикам выдается макет местности, топографическая карта этой же местности с ошибочным размещением объектов. Предлагается короткая история о заблудившейся девочке, которой нужно было, пользуясь картой, пройти от леса до реки и т.д. Почему девочка заблудилась? Найдите ошибки в обозначениях на карте, составьте правильную карту местности.

Теневой МШ

Существование такого вида мозгового штурма обусловлено психологическими особенностями отдельных учащихся, которые не в состоянии во время дискуссии проявить свои творческие способности. В таком случае, класс делится на две группы: активную, теневую. Активная группа генерирует идеи, представители «теневого кабинета» молчат, наблюдают со стороны, письменно фиксируют возникающие в ходе обсуждения собственные предложения.

Следующим этапом записи обеих групп передаются экспертам, которые осуществляют выборку наилучших идей, улучшают понравившиеся или разрабатывают новые на основе предоставленных предложений.

Комбинированный МШ

Прямой, обратный, теневой мозговой штурм могут использоваться в различных комбинациях.

Чтобы активизировать, усилить мыслительную деятельность участников, применяют двойную прямую мозговую атаку . Работа по одной проблеме осуществляется на двух уроках, интервал между ними должен быть в несколько дней. В промежутке между первым и вторым прямым мозговым штурмом подсознание продолжает генерировать идеи.

Комбинацию обратного и прямого мозгового штурма применяют для анализа выполненной работы, выявления ее недостатков на первом этапе, разработки принципиально нового проекта на втором этапе.

Индивидуальный мозговой штурм

Мозговая атака индивидуального типа схожа с коллективным прямым брейнстормингом. Один человек генерирует, записывает собственные идеи (4-9 мин.). Анализ, выборку лучших идей желательно делать через несколько дней.

Этот метод можно комбинировать с коллективным мозговым штурмом. Первый этап: запись собственных идей по проблеме — в качестве домашнего задания перед уроком, на котором планируется групповое обсуждение того же вопроса (второй этап).

Челночный МШ

Эта разновидность мозговой атаки придумана для людей, чьи критические способности не дают развить собственные идеи. С учетом этих особенностей класс делится на группы . Одна группа, разработав свои предложения, передает их группе «критиков». После обработки, улучшения самых перспективных идей, задача доопределяется, передается вновь первой группе. Такой взаимообмен идеями можно проводить в классной параллели.

МШ на доске

Идеально подходит для этапа целеполагания на уроке по ФГОС . Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся высказывают свои предположения по поводу темы, задач урока, способов их достижения, пунктов плана работы. Результаты мозговой атаки учитель фиксирует на доске.

«Соло»

Этот вид мозгового штурма может быть как индивидуальным, так и коллективным. Учитель задает глобальный вопрос, информацию по которому ученики будут собирать в течение всего периода изучения определенной темы в учебнике. Возникающие идеи, предложения дети фиксируют на специальных карточках / в тетради. Запустить «штурм» можно в начале темы, а результаты обсудить в конце.

Визуальный МШ

Суть метода в зарисовке возникающих идей. Пример: ученикам предлагается изречение, наиболее полно отражающее суть / проблему урока.

Первый этап: Дети в группах обсуждают смысл фразы, делают к ней иллюстрацию, вкладывая в нее свое понимание проблемы. Это может быть коллаж идей.

Второй этап: представители каждой группы выходят к доске, показывают свои зарисовки, аргументируют такое изображение изречения.

Третий этап: совместно выдвигаются идеи, содержащие наилучшие предложения, делается общая зарисовка.

Брейнрайтинг

Принцип технологии брейнрайтинга отличается от прямого мозгового штурма, тем, что все участники записывают идею на листке бумаге, далее каждый передает свой листок следующему, тот прочитывает, дописывает свою мысль, возникшую после прочтения. Весь процесс должен занимать не более 15 минут. Обсуждение и критика идей начинается только после последней записи.

Использование стратегии мозговой атаки в соответствии с новым ФГОС вполне оправдано. Технология развивает самостоятельность учеников, познавательную активность, повышает учебную мотивацию. Используются разные формы работы: индивидуальный, групповой, коллективный. Применение мозгового штурма возможно на любом этапе урока, если такой тип работы способствует достижению поставленной цели.

Источники информации

  • 1) Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Панфилова А.П.
  • 2) Попова М.Н. "Приемы и стратегии в педагогических технологиях на различных этапах урока. Мозговой штурм" http://nsportal.ru/ https://goo.gl/N6BWhb

Техника мозговой атаки представляет собой отбор группы квалифицированных экспертов, которые делятся на две подгруппы. Первая генерирует идеи, а вторая их анализирует. Идея, получившая большое количество голосов, считается правильной.

Концепция мозговой атаки

Мозговую атаку изобрел Алекс Осборн. Он полагал, что люди бояться высказывать неординарные решение из-за возможной последующей критики. Именно поэтому на мозговых штурмах запрещено критиковать новые . Такие тренинги проводятся с целью коллективного поиска новых решений. За 20-40 минут группа успевает получить большое количество новых идей и предложений. Участники должны генерировать идеи в благожелательной и дружелюбной атмосфере. Только таким путем можно получить действительно качественный результат. Ведущий имеет гибкий план управления и следит за процессом. Также он стимулирует возникновение повышенного эмоционального уровня участников. В процессе создания идей, группа должна фиксировать заметки, чтобы на анализе фантастических идей создать реальные технические предложения.

Виды мозговой атаки

1. Прямая мозговая атака . Перед творческой группой могут ставиться разные задачи, но в результате участники должны получить решение или установить причины, которые мешают его осуществлению. Задача мозгового штурма представляет собой краткое изложение. Это может быть какая-либо проблемная ситуация. Оптимальное число участников должно составлять 5-12 человек. Предложенные идеи обсуждаются, после чего принимается решение.

2. Обратная мозговая атака . Этот вид атаки отличается тем, что новые идеи не предлагаются. Обсуждаются и критикуются только уже имеющиеся, т.е. группа пытается устранить наличие дефектов в существующих идеях. В процессе дискуссии участники должны ответить на вопросы:

  • что необходимо улучшить;
  • какие имеются недостатки;
  • что получится в результате;
  • на что необходимо обратить внимание.

3. Двойная мозговая атака . Сначала проводится прямая атака. Затем делается перерыв. Он может составлять несколько часов или дней. После этого прямая мозговая атака повторяется для принятия окончательного решения. В группе присутствуют 20-60 человек. Они заранее получают пригласительные билеты. Сессия проходит не менее 5-6 часов. Задачи обсуждаются в непринужденной обстановке.

4. Метод конференции идей . Готовится специальное совещание, участники которого приглашаются на два-три дня. Они проводят мозговой штурм с перерывами и быстро решают поставленную задачу. Данный метод часто проводится в какой-либо стране с целью сбора остальных участников с других стран.

5. Метод индивидуального мозгового штурма . Участник может поочередно играть роль генератора идей и критика. В остальных видах мозговой атаки участники делятся на две группы. Самые лучшие результаты получаются при чередовании различных методов штурма.

6. Метод теневой атаки . Участники процесса записывают свои идеи на бумаге. Затем они подвергаются критике и оценке. Многие считают данный подход не слишком эффективным, поскольку групповое обсуждение стимулирует выработку новых идей. Но также бытует мнение, что именно в письме человек может грамотно, четко и кратко изложить все свои мысли. При этом экономится время, а количество идей возрастает.

Теперь вы знаете, как проводить . Если вы слышите об этом впервые, у вас может возникнуть вопрос: «Кто и когда использовал мозговую атаку?». Так, этим приемом пользовались известные предприниматели, руководители и изобретатели, например, Стив Джобс, Джин Рон, Роберт Керн и многие другие.

Среди множества методов генерации идей и развития творческого мышления особо выделяется метод мозговой атаки (другое название ). Он пользуется огромной популярностью во всем мире. Использование метода позволяет находить решения сложных задач и помогает раскрыть личностный потенциал. Как правило, метод применяют в крупных коллективах на совещаниях, когда возникает необходимость найти оптимальное решение той или иной проблемы.

Метод был разработан в 1930 году. Его автором является американский ученый Алекс Осборн. Он предложил свою методику руководителям предприятий с целью наиболее эффективного планирования предпринимательской деятельности. В 1953 году А. Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение», автор описал разработанные им приемы, и которая быстро завоевала популярность среди менеджеров предприятий. Многие крупные бизнесмены с уважением относятся к методу и с успехом практикуют его, отмечая при этом повышение эффективности труда, рост прибыли, появление большого количества новых, интересных идей.

Суть метода состоит в следующем: работники и руководители предприятия собираются вместе. Перед ними ставится задача, которую нужно решить. Каждый участник группы может предлагать свои варианты решения, выдвигать гипотезы, строить предположения, обсуждать результаты, оспаривать предложения других участников. В ходе процесса начинают появляться новые идеи и предложения.

Алекс Осборн

К созданию метода А. Осборна подтолкнула ситуация, возникшая на предприятии, где он работал. Компания столкнулась с проблемой нехватки креативных идей, хотя интеллектуальный и творческий потенциал имелся в достаточном объеме. Ученый начал разбираться в проблеме и пришел к выводу, что причиной сложившейся ситуации является закрытый характер выработки и принятия управленческих решений, поскольку в этом процессе участвуют только опытные специалисты. Но ход их мысли, как правило, является шаблонным, хотя сами они этого не замечают. Остальные сотрудники, не имеющие соответствующей специализации, не принимают участия в поиске решений. Осборн предложил допустить к процессу обсуждения неспециалистов, которые могут подать нестандартные идеи. Также он разделил процесс работы над проблемой на два этапа: предложение идей и их анализ и отбор. Важным условием обсуждения Осборн считал отсутствие ограничений в творческой активности участников. Так родился метод мозговой атаки.

Виды мозговой атаки

Существует несколько видов мозговой атаки: прямая, обратная, теневая и индивидуальная.

  • Прямая мозговая атака является самой распространенной разновидностью метода и используется для быстрого решения актуальной проблемы. Она подходит для обсуждения самых важных вопросов, касающихся развития предприятия, внедрения новых проектов и пр. Внесение в обычные планерки и совещания элемента деловой игры позволяет раскрыть интеллектуальный потенциал сотрудников. Кроме того, данный метод улучшает психологический климат в коллективе.
  • Обратная мозговая атака эффективна в том случае, когда принятое ранее решение оказалось несостоятельным и требуется срочно придумать другое. В ходе обсуждения участники должны активно оспаривать идеи друг друга. Споры и вступление в полемику приветствуются. Метод обратной мозговой атаки можно применять для преодоления неразрешимых противоречий, которые требуют основательного вмешательства. Участники обсуждения могут высказывать любые предложения без ограничений. Данный подход является очень эффективным.
  • Теневая мозговая атака разработана для людей, которые не могут заниматься творчеством в коллективе. Для реализации метода группа участников делится на две подгруппы. Одна подгруппа ведет активное обсуждение, высказывает идеи и оспаривает их. Другая подгруппа не принимает активного участия в обсуждении, а исполняет роль наблюдателей. Каждый участник второй подгруппы записывает на бумагу идеи, возникающие в его голове под влиянием работы активной группы. Список идей, придуманных и активной и теневой группой, передают экспертам для оценки, доработки и дальнейшего развития.
  • Индивидуальная мозговая атака подходит для человека, переживающего профессиональный или творческий кризис. Прием прекрасно подходит для активизации идей не только в коллективе, но и у отдельного человека. Во время индивидуальной подхода человек ведет диалог с самим собой, выдвигает самые разнообразные идеи, сам оценивает их. Этот способ работает довольно эффективно и помогает преодолеть творческий кризис. Его можно использовать в качестве метода принятия решения в условиях ограниченного времени.

Как метод реализуется на практике

Вся работа выполняется в три этапа:

  1. Подготовительный этап. На этом этапе проводится подготовка к мозговому штурму. Прежде всего, выбирают ведущего группы, который должен формулировать задачи и цели метода, подбирать участников для последующих этапов и решать все организационные вопросы.Участников обсуждения делят на две группы: «генераторов» и «аналитиков». В первую группу входят активные сотрудники с развитым креативным мышлением. Во вторую группу включают экспертов, хорошо разбирающихся в теме обсуждения. Они проводят оценку идей, выдвинутых первой группой. В некоторых случаях создается третья, дополнительная группа – «генераторы контридей».
  2. Основной этап (генерирование идей). Основной этап работы длится приблизительно 15-20 минут. В это время происходит активный поиск идей. Полностью процесс мозговой атаки занимает 1,5-2 часа. Все идеи, выдвигаемые участниками группы, тщательно записываются. В процессе генерации руководитель группы всячески поддерживает участников, стараясь максимально активизировать их творческое мышление. Он может приводить примеры самых безумных идей, чтобы подтолкнуть к процессу остальных.
  3. Завершающий этап (подведение итогов). На этом этапе собранные предложения представляют группе «аналитиков» для анализа, систематизации и оценки их жизнеспособности. Проводится отбор наиболее интересных и конструктивных вариантов и составляется их перечень.

Правила проведения мозговой атаки

Оптимальное количество участников – 6-12 человек. Хорошо, если в группу будут входить не только опытные сотрудники, но и молодые, которые еще не имеют жестких стереотипов мышления. Группы должны быть смешанными и состоять из мужчин и женщин. Нужно постараться, чтобы разница в возрасте и служебном статусе участников не была слишком большой. Рекомендуется иногда вводить в группы новых людей, которые могут внести свежие, нестандартные идеи.

Количество активных и умеренных членов в группе должно быть примерно одинаковым. Для проведения мозговой атаки нужно выбрать отдельную комнату или зал совещаний, где ничего не будет мешать процессу. Удобнее всего проводить обсуждение за круглым столом.

Руководитель должен постараться создать непринужденную обстановку, которая позволит участникам чувствовать себя свободно. Для этого можно использовать юмор и другие приемы. Все идеи нужно фиксировать на бумаге или записывать на диктофон.

Руководитель тоже принимает участие в процессе генерации идей. Задача руководителя – освободить участников группы от шаблонного мышления и подтолкнуть их к творческому поиску. Нередко процесс генерации идей у участников обсуждения продолжается и после завершения собрания. В этом случае руководитель должен собрать группу через несколько дней и зафиксировать придуманные ими идеи.

Условия успешного проведения мозговой атаки

В процессе обсуждения не допускается критика выдвигаемых идей. Даже самая фантастическая и необычная идея должна быть записана. Это способствует активизации мышления у членов группы. Участники должны постараться придумать как можно больше предложений.

Суть метода мозговой атаки состоит в том, чтобы избавить участников от шаблонного мышления и заставить их мыслить нестандартно. Только в этом случае метод будет эффективным. Важно не качество идей, а их количество. В общей сложности, за 20 минут работы группа может создать около 100 идей. При грамотной организации процесса возможен и более высокий результат – 200-250 идей.

Все идеи записываются, так чтобы участники обсуждения могли их видеть. Удобнее всего записывать их маркерами на больших листах бумаги или на специальной доске. После того как все идеи собраны и записаны, членам группы нужно дать передышку, чтобы они смогли отдохнуть от умственной работы. На этом этапе часто продолжается работа над задачей на бессознательном уровне и может происходить реорганизация идей.

Достоинства и недостатки метода

Метод мозговой атаки, как и любой метод генерации идей, обладает рядом достоинств и недостатков.

Достоинства :

  • активизируется творческое мышление;
  • процесс коллективного обсуждения сближает участников группы и учит их эффективно работать в команде;
  • процесс поиска идей избавляет от лени, шаблонного мышления, пассивности, подталкивая даже самых неактивных членов к творческому процессу;
  • метод прост в использовании, его правила легко понять всем участникам процесса, кроме того, его проведение не требует специального оборудования и условий.

Недостатки :

  • из-за поощрения любых, даже самых фантастических идей, члены группы могут уйти в сторону от реальной проблемы;
  • среди выдвигаемых вариантов бывает непросто найти по-настоящему практичный вариант;
  • наиболее опытные и активные участники могут начать претендовать на лидерство и стараться продвигать свои идеи, как наиболее продуктивные.

Применение метода мозговой атаки поможет руководителю раскрыть интеллектуальный потенциал своих подчиненных и направить его на поиск новых, креативных идей, способных улучшить эффективность работы производства.