Изучить ключевые умения читательской деятельности и определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения. Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха). В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения. Учитывать индивидуальные особенности детей.
1 уровень: нетрудные в содержательном и лексическом отношении тексты 2 уровень: нетрудные в содержательном отношении тексты, в которых встречаются новые, ещё непонятные ребёнку слова 3 уровень: предлагаются тексты: описание, рассуждение, повествование со скрытым смыслом 4 уровень: большие по объёму и более сложные тексты: описание, рассуждение, повествование со скрытым смыслом
Определять тему и основную мысль текста; задавать вопросы по сюжету, отвечать на поставленные вопросы; делить текст на смысловые части; составлять план; сопоставлять и осмысливать поступки героев; выражать своё отношение к героям и обосновывать его; читать наизусть лирические стихи; выделять и объяснять из контекста и с помощью словаря непонятные слова; отмечать ключевые слова; передавать смысл прочитанного; находить в тексте фрагменты (отрывок, эпизод, выражение, слова) на заданную тему.
Подробно или кратко излагать прочитанный текст (можно опираться на план), соблюдая логику пересказа; при кратком пересказе придерживаться главной мысли; составлять план произведения; пересказывать от разных лиц; высказывать и обосновывать оценочные суждения.
Индивидуальное чтение текста; чтение и пересказ в малой группе или в паре; составление плана в паре, краткий пересказ текста (при обучении краткому пересказу); выбор фрагмента произведения в паре, составление плана, пересказ фрагмента (при обучении выборочному пересказу) индивидуальное, парное или групповое творческое завершение пересказа (рекомендуется использовать отрывки изучаемых прозаических произведений, которые можно продолжить или изменить, предать содержание от другого лица или в иной логике).
Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний и ударений; соблюдение норм литературного произношения; читать сознательно; делать логические ударения; соблюдать паузы; находить и соблюдать нужную интонацию, в т. ч. передавать голосом эмоциональное состояние героя.
Работа над скороговорками - можно выделять цветным мелом в записи скороговорок буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа, например: Сенька с Санькой вёз Соньку на санках. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. - начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую, например: Из - под Костромы, из - под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.
Формирования трёх умений · Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния. · Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание). · Ставить логическое ударение в предложении. Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Как меняется смысл предложения? Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, « логически ударное » слово уточняет смысл всего предложения.
Набор Тает снег. 2. Идет дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. 6. Поле опустело. Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко). - запишите предложения в обратном порядке; - запишите только второе и пятое предложения; - запишите предложения с третьего по шестое.
Ученик должен уметь: различать элементы книги (титульный лист, обложка, автор, заглавие, оглавление, иллюстрация); различать типы издания (художественное произведение, сборник, собрание сочинений, учебник, периодическая печать, справочник, энциклопедия); различать жанры произведений (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, былина); различать виды информации (художественная, научно - популярная, деловая и пр.) соблюдать правила обращения с книгой.
К освоению произведений, ученик переходит только после успешного завершения предыдущего уровня; нужно учитывать связи между ключевыми умениями читательской деятельности; одно и то же произведение можно использовать для формирования разных ключевых умений, неоднократно возвращаясь к нему, решая те или иные задачи; учитель должен учитывать индивидуальные особенности учеников; создавать « ситуацию успеха », в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их; только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков литературного чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Совершенствование техники чтения Учитель начальных классов Ткаченко Татьяна Валерьевна
- Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
- Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением.
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная разминка
- Чтение чистоговорок
- Проговаривание скороговорок
- Фонетическая зарядка
- Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
- В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
- АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ… АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ… З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ… Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С… Ба-бя бо-бё бу-бю бэ-бе бы-би За-зя зо-зё зу-зю зэ-зе зы-зи Тра-тро-тру-три бра-бро-бру-бри
- Чтение чистоговорок. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – молока дадим ежу. Ло-ло-ло – на улице тепло. Му-му-му – молока кому? Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко.
- Чтение и четкое проговаривание скороговорок Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки. От топота копыт пыль по полю летит. Шел Егор через двор с топором чинить забор. Проворонила ворона вороненка.
- Самолёты взлетают: у-у-у.
- Машины едут: ж-ж-ж.
- Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
- Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
- Муха бьётся в стекло: з-з-з.
- Помоги слову найти последнюю букву. СЛО З ГЛА М СТО К ГРО Н КРИ Л ПЛО Б ГРИ В
- Найди букву, расположенную в ряду букв. В БЯЪЬВЫР
- Соедини точки. Какие буквы получились? . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Скопируй. Допиши. Прочитай
- Прочитай слова, написанные большими буквами. СнОоМс
- Допиши буквы. Прочитай заштрихованные слова.
- Найди среди букв слова. О К Р С О М Д Л Ю С Т Ъ Ш И Т Р А В А Й Соотнеси слово и изображение. лиса белка
- Игра «Заполним квадраты» Учитель открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрывается. Дети стараются запомнить буквы и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что и на классном квадрате.
- Слитное прочтение двух стоящих рядом букв. Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой! Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! Эй! Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э
- Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов Ага бай сам шар пах Аут баз бык бер вон Выя дар дом бей ели Ему Зея сею уже зал Ива тик хил зим лиф Тих бия кар лих люк Ляп миф мул мыс мер Нас нет нищ нот гну
- Чтение буквосочетаний с несколькими согласными в конце слова. Бокс борт борщ верх волк Гонг диск Ейск зюйд Иезд Лувр люфт лязг матч мозг Непр порт корт пунш Рижт Факт финт фунт шурф щедр и др.
- Чтение наиболее трудных однослоговых слов. Вверх взмах взнос взмыл вклад Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд Монстр перст пёстр пункт склад Смысл спорт столб стаж треск Хвост Холмс штамп штурм
- Чтение двуслоговых слов. Аббат бедных браво Абсурд без фар брикет Аган белый бронза Фразы для чтения. Я вверх вёз хлеб. Жнец ждал. Плох дом. На наш дом грач сел.
- При систематическом подходе в использовании этих упражнений ожидается положительная динамика в развитии навыка чтения у детей.
Слайд 1
Система заданий для овладения навыком чтения и дальнейшего его совершенствования.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП № 5 г.Котельнич Кировская обл.
Пинаева Л.Д.
Слайд 2
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.
И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
Слайд 3
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Слайд 4
В период обучения грамоте каждый учитель сталкивается со следующими трудностями:
разноуровневая подготовка учеников к обучению при поступлении в школу; часть учеников владеют приёмами чтения, часть не знают букв алфавита.
учащиеся, имеющие учебные возможности ниже среднего, не могут при обычной методике обучения грамоте своевременно овладеть навыками беглого, правильного, выразительного чтения, что ведёт к отставанию и по другим предметам.
отсутствие у некоторых учащихся интереса к учёбе.
Слайд 5
Методику выработки беглого чтения разработал В. Н. Зайцев
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях
Слайд 6
Рекомендации В. Н. Зайцева по выработке беглого чтения.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Жужжащее чтение.
Ежеурочные пятиминутки чтения.
Чтение перед сном.
Режим щадящего чтения.
Многократность чтения.
Приём стимулирования учащихся.
Слайд 7
Группы упражнений способствующие обучению чтению и направленные на
развитие речевого аппарата и развивающие четкость произношения;
расширение оперативного поля чтения, развитие памяти и внимания;
;
развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях;
развитие внимания к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения;
развитие скорости чтения при чтении вслух и молча.
Слайд 8
Развитие речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Фонетическая зарядка
Слайд 9
Дыхательная гимнастика
Обрызгайте белье водой
(в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Артикуляционная гимнастика
АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ… АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ… З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ… Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С… Ба-бя бо-бё бу-бю бэ-бе бы-би За-зя зо-зё зу-зю зэ-зе зы-зи Тра-тро-тру-три бра-бро-бру-бри
Слайд 10
Чтение чистоговорок.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – молока дадим ежу. Ло-ло-ло – на улице тепло. Му-му-му – молока кому? Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко.
Чтение и четкое проговаривание скороговорок
Утром, присев на пригорке, учат сороки
скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.
Слайд 11
Фонетическая зарядка
Самолёты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся в стекло: з-з-з.
Помоги слову найти последнюю букву.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Слайд 12
Развитие речевого аппарата, активизация органов речи.
Выполни по образцу.
«Окошко" широко открыть рот - "жарко" закрыть рот - "холодно"
Изобрази разговор животных.
у-у-у-у
Слайд 13
Работа над развитием зрительной памяти и восприятия
Найди букву, расположенную в ряду букв.
В
БЯЪЬВЫР
Соедини точки. Какие буквы получились?
. . . . . .
. . . . .
. . . . . . . .
Скопируй. Допиши. Прочитай
Прочитай слова, написанные большими буквами.
СнОоМс
Слайд 14
Допиши буквы.
Прочитай заштрихованные слова.
Найди среди букв слова.
О К Р С О М Д Л Ю
С Т Ъ Ш И Т Р А В А Й
Соотнеси слово и изображение.
лиса
белка
Слайд 15
Развитие памяти, внимания и расширение оперативного поля чтения
Прием фотографирования слов. Лев, мак, слон, тигр. На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.
Игра «Заполним квадраты»
Учитель открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрыватся. Дети стараются запомнить буквы и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что и на классном квадрате.
У
А
Н
Слайд 16
Поймай выделенное слово.
Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак
ЛАПА липа, лапа, папа, лиса
Игра «Буква-хозяйка»
рама раки каша Саша Маша
Слайд 17
Расширение поля зрения.
Смотри на цифру. Читай слоги.
Р 1 О
Н 2 У
С 3 Е
Н 4 И
К 5 У
Соедини слоги.
Прочитай слова.
Слайд 18
Развитие правильности, безошибочности восприятия текста
Что изменилось?
кони-кино
сон-нос
липа-пила
слон-стон
рак-мак
раки-руки
Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
.. лесень..вёкла.. лакат..калка.. ровод..колько..рятки..мелость
Слайд 19
Развитие правильности, безошибочности восприятия текста
Исправь букву в словах.
Соедини начало и конец слова
Пе яс
Са чер
По пог
Ру нал
Ве чей
Чем различаются слова в каждом столбике?
ЛУК – ЖУК
РОТ – КРОТ
БИЛ – БЫЛ
МЫЛ – МЫЛО
Слайд 20
Развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях
Прочитай слова наоборот.
КЛОП КОКС КРАП НАСОС
Занимательные модели.
_ е _ (мел, сел, лес)
е_ _ _ (еда, ели, ела)
е_ _ _ _ (енот, езда)
_ е_ _ _ (леса, пела)
Слова - невидимки.
Я толстоногий и большой. С_ _ _.
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.
На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .
А я – конечный результат. _ _ _ _.
(Ответ: слон, стон, стог, итог).
Слайд 21
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову
Чтение слов на карточке за короткое время.
вода, вата, море, лето, корова, собака, молоко
лодка, цветок, пирамида, бабочка, чистота
Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи
Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение. Родина, родной, родимый, родитель, родить. Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу, выспросить.
Чтение слов, записанных пирамидкой.
бури снег ветры весна ураганы ручьи разыграйся побежали заморозить зазеленела
Слайд 22
Развитие скорости чтения при чтении вслух и молча
Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
Ом он ос от ох ош уж ум ус ух!
Эй! Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян
Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов
Ага бай сам шар пах
Аут баз бык бер вон
Выя дар дом бей ели
Ему Зея сею уже зал
Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк
Ляп миф мул мыс мер
Нас нет нищ нот гну
Упражнения, направленные на формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками.
«Буксир». Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспеть за учителем.
«Молния». По команде «Молния» дети начинают читать на максимальной скорости, а по какому-либо сигналу (например, удар карандаша по столу) дети продолжают читать текст, но уже «про себя».
Слайд 26
«Спринт».
Памятка для чтения – спринт:
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрее.
Ответь на вопросы к тексту.
Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают «про себя» текст. При этом в процессе всего чтения им нужно плотно сжимать губы и зубы. У учителя должен быть контрольный вариант каждого текста с просчитанным количеством слов.
После прекращения чтения, учитель проходит по рядам и отмечает то слово, на котором остановился каждый ученик, затем задаёт вопросы на осознание прочитанного.
Слайд 27
Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. ,Помогает в этом методика авторов И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева. На каждом уроке использую следующие приемы:
чтение за диктором;
чтение в парах, групповое чтение;
Слайд 28
Заключение
При систематическом подходе в использовании этих упражнений ожидается положительная динамика в развитии навыка чтения у детей, обогащение словарного запаса, грамматических категорий, познавательных процессов.
Cлайд 1
Формирование техники чтения обучающихся, воспитанников через использование различных методик и приёмов обучения.Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/28/27676/389/img15.jpg)
Формирование навыка оптимального чтения у учеников 1-4 классов с использованием приемов динамического чтения. Подготовила Костенко Светлана Ивановна учитель начальных классов МБОУСОШ №9 х. Гречаная Балка
- «динамическим чтением» - это умение человека не только быстро читать, но и интенсивно мыслить, глубже понимать и прочнее усваивать информацию.
- Суть методики динамического чтения сводится к тому, что путем многократного творческого повторения различных упражнений, нацеленных на воспитание внимания, организацию памяти, развитие фантазии и воображения, активизации мыслительной деятельности, вырабатываются рациональные навыки и умения работы с текстом. Человек учится из потока воспринимаемой информации точно и экономно отбирать необходимое, осмысливать и усваивать.
- «звуковой барьер» - проговаривание текста про себя, так называемая артикуляция, когда при произнесении звука работают речедвигательные органы (гортань, язык, зубы, губы); при проговаривании глаз долго задерживается на одном слове, хотя он способен моментально фотографировать целые комплексы графической информации;
- малое поле зрения (возвращение назад, к прочитанному);
- недостаточная мобилизация внимания;
- пассивность памяти;
- вялый механизм мыслительной деятельности, отсутствие навыков предвосхищения (смысловой догадки).
- подбирать разнообразные упражнения, развивающие оперативную память,
- устойчивость внимания, расширяющие поле зрения, активизирующие мыслительную деятельность;
- использовать разные виды чтения - вслух, жужжащее чтение, про себя с подавлением артикуляции, чтение «по кочкам», «на буксире», в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
- В конце каждого урока чтения необходимо оставлять 3-4 минуты для самозамера скорости чтения: ребята в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник.
- Важно помнить, что быстро читают те ученики, которые читают много. Использовать в течение каждого урока 5 минут для чтения.
- лес завод
- час месяц
- товарищ пенсионер
- тетрадь тяжеловоз
- Добры бобры идут в боры.
- Сыпь песочек в желтенький черепочек.
- На болоте на лугу стоит миска творогу. Прилетели две тетери, поклевали - улетели.
- произнесение гласных по образцу: Г, ГГ, ГГГ (до пяти составляющих);
- произнесение согласных в сочетании с гласными по образцу: СГ, ГС, ГСГ, ССГ
- Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
- еу ад аж ай ам ап ар ах! ей ел ем
- ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
- ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эх!
- Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр
- ага бай сам шар пах
- аут баз бык бэр вон
- выя дар дом бей ели
- ему зея сею уже зал
- ива тик хил зим лиф
- тих бия кар лих люк
- ляп миф мул мыс мэр
- Влип враз врач вред все втуз
- Где глуп граф грач грех гриф
- Джаз дни дней дров друг ждал
- Жрец звон злой знак зной клев
- Фразы для чтения:
- Класс встал у парт. Мой друг щедр.
- Вверх взмах взнос взмыл вклад
- Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
- Монстр перст пестр пункт склад
- Смысл спорт столб страж треск
- а) предложения со звукопроизносительным продолжением гласных стихотворная форма);
- б) слоговое произношение с последующим проговариванием предложения
- (стихотворная форма);
- в) чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями звуков типа
- орка – орца
- орта – орга
- г) чтение слов с разным начальным содержанием;
- д) чтение труднопроизносимых слов;
- И швец, и жнец, и на дуде игрец.
- Летели три вороны, черны, пестроголовы.
- Три вороны на воротах, три сороки на пороге.
- «С разбега»
- В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
- шли три попа, три Прокопия попа, Прокопьевича шли
- шли, вдруг перед ними река широка, как Ока, да не Ока.
- А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе,
- копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы,
- рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы.
- У страха глаза велики – пуганая ворона куста боится.
- 1. Упражнение на определение лишних букв, слогов, слов:
- а, у, р, о, ы;
- ма, ра, ла, ны, са;
- речка, река, ручей, ручка, ручеек.
- 2. Упражнения на определение, что в словах общего и чем они различаются:
- мел – мель,
- мал – мял,
- чистота – частота,
- девушка – дедушка.
- 3. Какие слова спрятались?
- а) «Обратное» чтение: ецнлос, ансев, цясем.
- б) «Три в одном»:
- бродия, мешоколад, сарайон.
- а) Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда;
- б) используя данные таблицы согласных, учащиеся читают первый ряд
- с одним гласным, второй – с другими
- А, о, у, ы, и, э
- природа-погода-сода-мода-свобода-порода-колода-ода
- или игры «Доскажи словечко»:
- Прыгал птенчик по дорожке.
- И клевал большие... (крошки)
- Самая маленькая птичка - колибри. Она размером с бабочку.
- Самое большое животное на земле - слон. Он достигает в высоту трех метров.
- Крошечная птичка и огромный слон живут в теплых странах.
- Задание: прочитайте первое предложение, громко проговаривая слова; далее - шепотом, далее - про себя, стараясь читать только глазами, прижав к губам указательный палец, чтобы исключить артикуляцию.
- Затем прочитать текст хором, по группам, с целью выравнивания темпа чтения в классе.
- Игра «слова рассыпались». Предлагается собрать слова: ЙВО (вой) РУОТ (утро) ИЛА (лай) ЕНОБ (небо) АБЛ (бал)
- Составь пословицы на основе следующих «рассыпанных слов»:
- плох, книга, да, хороша, чтец.
- Решение: Хороша книга, да плох чтец.
- «Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, и ему все еще хотелось есть». Читаем, делая скачок глазами, через слово, при этом увеличивается скорость движения глаз, увеличивается поле восприятия информации.
- 8. Чтение с установкой на скорость. Прочитайте в течение пяти минут с максимальной скоростью и без пропусков какую-то часть текста. После чтения устно воспроизведите его основное содержание.
- Даются 10 слов, обычно существительных, никак между собой не связанных. На их основе с использованием любых других слов следует написать короткое сочинение, грустное или смешное, за определенное время, (до 5 минут).
- а) марка - маска - каска - качка - кочка - почка - почта;
- б) лес - лев - лов - лоб - боб - бор;
- Для достижения совершенствования техники чтения в своей работе я использую упражнения этих педагогов.
- «Финиш» - дети как можно быстрее читают молча текст до определенного слова или словосочетания. Сознательность чтения проверяется с помощью контрольных вопросов по содержанию прочитанного. Упражнение используется для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию.
- «Фотоглаз» - обучающиеся должны найти заданное слово среди тех, которые демонстрируются. Упражнение развивает фиксационное поле.
- «Буксир» - Учитель громко читает текст вслух, изменяя скорость от 80 до 160 слов в минуту. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Упражнение развивает скорость и гибкость чтения.
- «Молния» - чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной для обучающегося скорости.
Ф.И. учащихся |
|||||
Андреев Андрей |
|||||
Анохин Кирилл |
|||||
Арутюнян Жасмина |
|||||
Дубакова Ирина |
|||||
Зверев Денис |
|||||
Кулиева Мария |
|||||
Мартысь Владимир |
|||||
Матвиенко Валентина |
|||||
Мельник Александр |
|||||
Огуля Виктория |
|||||
Прохорова Александра |
|||||
Пшиков Константин |
|||||
Свиле Валентина |
|||||
Сорокина Полина |
|||||
Судницына Олеся |
|||||
Финько Светлана |
|||||
Шандрак Александра |