Признаюсь, для меня эта тема (прохождения срочной службы в Афганистане. - Авт.) долгое время была, если так можно сказать, закрытой, - начал разговор мой собеседник - председатель комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета Михаил Мирончик. - Дело в том, что уже после службы и учебы я пытался устроиться на работу. Во время собеседования особа, которая меня принимала, узнав, что я служил в Афгане, отнеслась к этому негативно, заявив, что, скорее всего, у меня что-то не в порядке с головой…
Работать с этим человеком после таких слов Михаил Владимирович не захотел, о чем сказал нанимателю прямо в лицо. Но впоследствии он старался умалчивать о своей службе. К двум его армейским фотоальбомам, хранящим немало разных воспоминаний, из домашних никто не решался подходить. Только глава семейства, порой ностальгируя по тем временам, друзьям-товарищам, мог в очередной раз пролистать их страницы.
С тех пор Михаила Владимировича еще больше зауважали окружающие, да и самому ему стало легче на душе: отлегло. Он передал для школьного музея личные вещи, связанные со службой, и с тех пор охотно рассказывает подрастающему поколению о том, что служба в армии закаляет характер и делает мальчика мужчиной. Но никогда не желает ребятам такой службы, которая была у него в Афгане.
…Михаил Мирончик в 1983 году поступил на геофак Белорусского государственного университета. Окончив два курса, как и многие другие студенты, был призван в Вооруженные Силы. После ускоренного курса подготовки в «учебке» в Волгоградской области он был направлен для прохождения срочной службы в Афганистан. Вернувшись на Родину, окончил вуз. У Михаила Владимировича две медали - «За боевые заслуги» и «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Все это сухие цифры и факты. На самом же деле те эмоции, которые испытывал парень во время службы, одними словами не передать.
Моя жизнь и жизнь моих товарищей подвергалась опасности каждый день, - со вздохом произносит Михаил Владимирович. - К сожалению, многие из них не вернулись. Меня Бог миловал…
В Афганистане, в частности, в районе Кандагара, Михаил Мирончик выполнял задачи в составе инженерно-саперной роты - начал службу младшим сержантом, в запас увольнялся старшиной. Но не в званиях, наверное, дело, а в том, что, победив свои комплексы и страхи, научившись справляться с психологическими барьерами, он сумел дойти до конца, при этом не потеряв себя и достойно справившись со всеми возложенными задачами.
Главной нашей задачей было обеспечение личного состава водой, - продолжил свой рассказ мой собеседник. - Дело осложнялось тем, что большую часть времени подразделение дислоцировалось в пустыне. Чтобы добраться до ближайшего водоема, закачать в резервуар воду для фильтрации и дальнейшей выдачи военнослужащим, нужно было пройти немалый путь под пулями душманов, которые постоянно обстреливали нас.
Кроме того, из-за острой нехватки специалистов, а также большого количества раненых и убитых именно Михаилу Мирончику было доверено разбираться с работой специальной техники, с серьезной системой фильтрации воды, процедурой ее очистки. Ответственность на нем лежала немалая, ведь бывало и такое, что душманы отравляли водоемы. Все это нужно было учитывать. Сам процесс выдачи воды тоже был непрост. По словам Михаила Владимировича, он и двое его подчиненных порой работали сутками, сменяя друг друга на пару часов.
Вспомнил мой собеседник и 1 января 1986 года, когда в пустыне выпал снег. В тот день ему и его товарищам предстояло выдвинуться в ущелье за 11 километров от района сосредоточения к ближайшему водоему. БТР, водовозка и МАЗ уже были готовы отправиться в путь, как в палаточный городок прибежал афганец и сообщил, что всю ночь «духи» минировали дорогу, по которой собирались двигаться бойцы. Эта случайность спасла жизнь нашим солдатам.
Но не всем так везло. Многие не вернулись «из-за речки». Так, Михаил Владимирович потерял там друга Николая Доманцевича, он погиб за год до увольнения в запас. Уже после возвращения на родину старшина запаса Михаил Мирончик навестил родственников Николая, выразил соболезнование, рассказал о том, как достойно служил тот на благо Отечества…
Слушая ветерана-«афганца», я невольно задумался о том, насколько же тяжело приходилось солдатам в то время, в реальных боевых условиях. И ведь они справлялись! Не говоря о том, что возвращались из армии настоящими мужчинами, героями своего времени. Мою мысль поддержал и мой собеседник:
Да, это была очень жесткая школа жизни. Но я не жалею, что прошел ее. Я стал твердым, несломленным, уравновешенным, вдумчивым, научился в такие молодые годы ценить жизнь. Все это помогало мне в дальнейшем - принимать важные решения, делать правильный выбор, расти.
Поговорили мы с председателем комитета по образованию Мингорисполкома и о современной армии, нынешних солдатах, которые, слава богу, имеют возможность служить в мирной стране, зачастую - в том же городе, в котором жили и учились до получения повестки. Понимают ли эти ребята, насколько им повезло?..
Как я писал выше, в 1990 году Михаил Мирончик окончил БГУ, после чего работал заместителем директора по воспитательной работе в СШ № 110, учителем географии в СШ № 207 и 187. В 2005–2011 гг. являлся директором средней школы № 11 и гимназии № 56 города Минска. В 2010‑м Михаил Мирончик окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь.
Михаил Владимирович провел аналогию службы в армии с образовательным процессом. Так, в школах, как и в армейских подразделениях, за молодыми специалистами закрепляются опытные, которые оказывают всяческую поддержку молодежи.
В целом, пройдя службу, имея определенный опыт, я считаю, что каждый молодой человек должен быть морально и физически подготовлен к службе в армии, и начинать эту подготовку нужно еще в школах, - добавил мой собеседник. - Именно поэтому мы создали на базе минских школ центры допризывной подготовки, о которых на раз писала и ваша газета…
Сейчас Михаил Владимирович - майор запаса. Дело в том, что он окончил военную кафедру с получением первого офицерского звания. Очередные ему присваивались согласно установленным срокам. У офицера запаса взрослые дочь и сын, есть и внук - Семён, ему два с половиной годика. Уверен, когда Семён подрастет, он будет гордиться своим дедом, настоящим защитником Отечества.
Майор Андрей Бокза, «Ваяр»,
[email protected], фото из личного архива Михаила Мирончика
Навигация по записям
Выпуск № 30
Поиск:
Архив выпусков:
Рубрики
В этот день в 1989 г. последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударьи под Термезом – завершился вывод советских войск из Афганистана. Война длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней. О патриотическом воспитании молодежи, афганском синдроме и втором дне рождения – в откровенной беседе с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком. Михаил Владимирович прошел через горнило той войны. И хотя этого факта в своей биографии он не скрывал, долгое время отказывался говорить с журналистами на тему службы в Афганистане. Да и в семье Мирончика такие разговоры до сих пор под запретом. Может, внуку дедушка расскажет, когда тот подрастет…
Когда Михаила Мирончика в 2012 году назначили на нынешнюю должность, на одном популярном интернет-портале появилась статья: «Афганец» возглавил комитет по образованию Мингорисполкома». Попытка корреспондента зацепить читателей броским заголовком отозвалась болью в сердце…
– И вот спустя годы вы сняли табу с афганской темы. Почему?
– Понял, что был неправ, когда всячески пытался перевернуть эту страницу своей жизни. Подтолкнуло к такому решению и активное обсуждение в СМИ молодежной инициативы к Дню святого Валентина. В традиционно патриотическом для Беларуси феврале вдруг сместились акценты: вместо бесед о доблести и чести – валентинки кумирам… Ведь обычно в феврале в минских школах проходит декада военно-патриотического воспитания. Начинается она с Дня памяти воинов-интернационалистов и завершается Днем защитников Отечества. К слову, впервые я рассказал о военном прошлом школьникам. Работал тогда директором 11-й школы. Однажды в мой кабинет вместе с классным руководителем пришли десятиклассники, у которых я вел уроки географии: «У нас есть к вам серьезное предложение». Я насторожился. А дело было вот в чем: объявили республиканский конкурс, посвященный военно-патриотической тематике. И ребята пришли просить меня рассказать об армейской службе. Не смог им отказать. Итогом наших бесед стал интересный проект с мультимедийной презентацией. Тогда я впервые увидел в глазах школьников живой интерес к этой теме и глубокое уважение к военным, служившим в Афганистане. Авторы проекта стали призерами конкурса. К сожалению, с каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше. Считаю, что воины-интернационалисты могут послужить достойным примером патриотизма, мужества, доблести, чести для подрастающего поколения.
– Тема афганской войны находит свое отражение не только во встречах с ребятами, но и в экспозициях школьных музеев.
–В минских школах сегодня функционируют 115 музеев различного профиля, в том числе и посвященные войне в Афганистане – в школах № 66 и 119, гимназии № 9. В 2014-м к 25-летию со Дня вывода советских войск из Афганистана во 2-й школе открылся Музей чести и доблести воинов-интернационалистов, а в прошлом году в 223-й – музей «Память». В других учреждениях образования афганской теме посвящены отдельные экспозиции. Но сегодня недостаточно только собирать материалы и организовывать выставки. Воспитательный аспект лежит гораздо глубже. Мы не должны быть безразличными к живым людям, к семьям погибших, для которых память и простое человеческое внимание – на вес золота. Патриотизм начинается с малого. Это чувство надо воспитывать, и тому способствуют встречи учащихся, членов советов музеев с ветеранами войны в Афганистане. В прошлом году такая общегородская встреча прошла в Доме кино. В 2016-м ее формат изменится: воины-интернационалисты станут гостями и членами жюри секции «Афганское эхо» во время II Городских краеведческих чтений, которые пройдут в марте в гимназии № 41. Считаю, что юноша должен быть подготовлен морально и физически к службе в армии. Поэтому в каждом районе на базе одной из школ созданы центры допризывной подготовки. В летнее время работают военно-патриотические лагеря. Армия – это хорошая школа жизни, ее должен пройти каждый парень, если позволяет здоровье.
– Правда, что однажды вам отказали в приеме на работу из-за афганского эпизода в биографии?
– Не совсем так. В конце 1990-х я пришел устраиваться заместителем директора по воспитательной работе в одну из минских школ. Заместитель главы районной администрации, курировавшая социальные и идеологические вопросы, ознакомившись с моим личным делом, спросила, нет ли у бывшего «афганца» проблем с психикой, можно ли такому детей доверить? Для меня этот вопрос прозвучал как оскорбление. «Извините, я не хочу с вами работать», – сказал и ушел. Действительно, многие ребята вернулись из Афгана покалеченными. Что помогло выстоять мне? Меня призвали в армию после второго курса географического факультета БГУ. И такой предмет, как психология, успел изучить, худо-бедно научился работать над собой, анализировать происходящее. Возможно, это помогло мне не сломаться, как тем, кто попал в афганскую мясорубку сразу после школьной скамьи. Возможно, если бы в то время в армии были психологи, многие молоденькие солдатики смогли бы устоять перед мощным психическим давлением войны. Не скрою, мой характер изменился очень резко. Взбалмошному домашнему мальчику пришлось в одночасье возмужать. Сначала ускоренная учебка в городе Волжске, где все студенты из Минска служили в одной роте. Конечно, разговоры ходили всякие. Но пока самолет не приземлился в Кабуле, не осознавал, что меня ждет Афган. С ноября 1985-го по май 1987-го служил в 70-й бригаде в Кандагаре. Мама долго не знала, что я там. Берег ее, потому и не говорил. В тот год, когда меня призвали в армию, умер отец, и мама тяжело переживала его смерть. Писал ей, что служу в Монголии. Когда мать узнала правду, поначалу упрекала меня: как ты мог утаить? А позже призналась: если бы сразу узнала, вряд ли бы пережила. В то время в СССР уже почти все знали о «черных тюльпанах»…
– Каким запомнился Афганистан?
– Угнетала сама природа: серые мрачные горы, вокруг сплошная пустыня. Изнуряющая жара летом и продувающий насквозь зимой, засыпающий песком ветер-афганец… Первые три года после возвращения домой я даже летом ходил в куртке, мне было холодно. Однажды выпал снег – редкое явление в пустыне. Это было 1 января 1986 года. Почему запомнил? Тот день стал моим вторым рождением. Наша бригада все никак не могла выехать, почему-то тянули время. И вот к нам прибегает запыхавшийся афганский солдат и говорит, что всю дорогу, по которой мы собирались двигаться, ночью заминировали душманы. Задержись он на несколько минут, мы бы с вами сейчас не разговаривали. В воронку от взрыва фугасной мины можно танк вместить…
Во время службы в Афганистане. Михаил Мирончик второй слева в самом верхнем ряду
– Страшно было осознать, что находились в шаге от смерти?
–Страшно было, когда, демобилизовавшись, домой улетал. Накануне душманы сбили самолет с нашими ребятами. А в Беларуси меня ждали мама, сестра, невеста… Вдали от родины, семьи ощущаешь страшную тоску. Как в той песне: «Разумею цяпер, чаму з выраю жураўлi на Палессе ляцяць». Рядом с близкими можно любые невзгоды пережить, плечом к плечу. Первое время дома часто снилась война, просыпался в холодном поту. А потом вспомнил свои юношеские сны, в которых, как оказалось, видел Афган. На войне обостряются все чувства, сильно воинское братство. Как у мушкетеров: один за всех и все за одного. Бывало, уходили на боевые операции на целый месяц. Питались из одного котелка и солдаты, и офицеры. Поскольку служил в инженерно-саперной роте, боевых потерь было очень много. Сапер ведь ошибается только один раз. Меня ангел-хранитель спасал, не иначе. Но многих товарищей я потерял. По возвращении в Беларусь поехал в Рогачев навестить семью друга. Николай Доманцевич погиб в конце мая 1986-го. Он, видимо, предчувствовал, что домой не вернется. Была у военных такая традиция – за год до дембеля приобретали чемоданчик-дипломат и постепенно наполняли его всякими вещами, сувенирами. Как-то раз я спросил Колю: «А ты собираешься дипломат покупать?» – «Думаю, что он мне может не пригодиться», – ответил он. В книге «Память» есть глава о Доманцевиче, там фото с биографией и мое письмо, которое я написал его матери, когда Николай погиб. С теми, кто выжил, и сегодня поддерживаю связь. Когда пришел работать в комитет, заново познакомился с бывшим политруком нашей бригады Владимиром Ильичом Шоковым. Пару лет назад мы занимались созданием музеев афганской славы. И вот входит в мой кабинет мужчина, чье лицо кажется знакомым. С тех пор тесно общаемся.
Не скрою, 15 февраля для меня морально тяжелый день. Только в последние годы начал ходить на остров Мужества и Скорби…
Дополнительная информация
Михаил Мирончик служил в Афганистане с 1985 по 1987 г. Награжден медалями «За боевые заслуги» и «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».
Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.
Столичную систему образования можно сравнить с одной большой экспериментальной площадкой. В прошлом учебном году в Минске стартовал проект «Электронная школа ». В Лицее БГУ функционирует «Виртуальная школа ». Пять столичных школ участвуют в эксперименте по внедрению отраслевой системы оплаты труда педагогов. В минских школах открываются интегрированные классы для детей с расстройствами аутистического спектра . На базе минских учебных заведений созданы площадки по апробации независимой аттестации школьников за курс базовой школы. В микрорайоне «Маяк» введена в строй экспериментальная школа - уникальная не только для Минска, но и для всей Беларуси. Об инновациях и «подводных камнях», без которых никогда не обходится внедрение нового, мы беседуем с председателем Комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком .
- Михаил Владимирович, вот уже более года в учреждениях образования города проходит апробация системы «электронный журнал-дневник» и электронной карты учащегося. Можно ли уже делать какие-то выводы?
Результаты апробации показали высокую заинтересованность всех участников образовательного процесса, вовлеченных в проект. Когда эксперимент запускался, для него специально подбирались учебные заведения с различным уровнем материально-технического обеспечения, чтобы увидеть те моменты, которые нужно дорабатывать, развивать и позиционировать как дальнейший путь развития в плане информатизации учреждений образования. Например, для внедрения электронной карты учащегося требуется наличие определенной инфраструктуры в школе. Внедрить электронные журналы и дневники оказалось проще, чем сделать из карточки учащегося не простой электронный пропуск в школу и ключ авторизации в компьютерном зале, а встроить ее в инфраструктуру «Умного города». Чтобы школьник имел возможность пользоваться самыми разными полезными сервисами: задействовать карточку в городском пассажирском транспорте, расплачиваться за питание в школьной столовой... К тому же требуется грамотная разъяснительная работа и доведение до родителей информации, что это не тотальное слежение за детьми, не нарушение их прав, не вторжение на их личную территорию. Сейчас решаются организационные вопросы с Минсктрансом и Главным управлением потребительского рынка Мингорисполкома: что они должны сделать со своей стороны, а что должны сделать школа и банк. Рассчитываем, что к концу 2015 года все школы будут оборудованы нужными техническими устройствами и смогут внедрить электронную карточку.
Что касается второй части проекта, то наиболее высокий уровень заинтересованности к отмене бумажного дневника проявили учащиеся, отметив удобство в получении актуальной информации по домашним заданиям и школьным событиям в любое время при помощи любого персонального компьютерного устройства, подключенного к интернету. Проект показал также активное участие в системе и интерес к ней родителей, которые могут не только смотреть оценки своих детей, но и получать файлы с комментариями учителя. У педагога есть возможность объяснить, почему, например, он поставил ребенку ту или иную оценку.
Мы убедились, что один из самых важных аспектов для успешного внедрения в образовательный процесс системы «электронный журнал-дневник » - это внедрение базового пакета доступа к электронному журналу, что позволяет создать основу для централизованного предоставления услуг всем участникам образовательного процесса. А сдерживает внедрение электронного журнала так называемая «двойная бухгалтерия» и выполнение учителем двойной работы - необходимость заполнения электронного и бумажного журналов. Отмена бумажных журналов стала бы настоящим облегчением для учителя.
Сегодня стоит проблема серьезной технической поддержки сетей школ - IT-специалистов не хватает . Не всегда хватает мощности интернет-подключения. Возникают вопросы с мобильностью педагогов. Было бы хорошо оснастить учителей планшетами , чтобы они не теряли время для внесения всех нужных сведений. Это было бы хорошим мотивирующим средством для педагогов и одновременно подняло бы их имидж. Но для этого требуется привлечение спонсорских средств. Требуется также принятие на уровне страны положения о дистанционном обучении в системе общего среднего образования.
- «Умные» устройства из сферы высоких технологий все активнее прописываются в наших школах: интерактивные доски, интерактивные панели, электронные микроскопы, планшеты и электронные книги... А не получится ли так, что современные технологии захватят школьников больше, чем учебный материал?
Современный школьник сегодня воспринимает все гаджеты цифрового мира как естественную для него среду . Для подрастающего поколения процесс усвоения технологий происходит без проблем, причем независимо от гуманитарных или технических наклонностей школьника, в то время как старшему поколению приходится себя преодолевать, чтобы усвоить технические навыки. Поэтому, когда учитель не использует в образовательном процессе IT-технологии, возникает ситуация разрыва между поколениями и недоразумения, что в итоге негативно сказывается и на качестве образования.
- А как в столице дела с внедрением профильного обучения на старшей ступени школы?
В текущем учебном году в 195 из 368 десятых классов школ, гимназий и лицеев изучение отдельных предметов ведется на повышенном уровне. В гимназиях открыто 136 профильных классов и 59 классов - в школах. 75 классов имеют физико-математическое направление (1596 учащихся), 83 - филологическое (1956 учащихся), 15 - химико-биологическое (364 учащихся), 3 - обществоведческое и 2 - экономическое. Также действуют 17 мультипрофильных классов и классов с двумя моделями.
Если посмотреть, как учащиеся десятых классов распределились по направлениям обучения, то около 44% из них выбрали филологическое направление, почти 42% - физико-математическое, 10,8% - химико-биологическое и 1,7% - обществоведческое и историко-правоведческое.
- На августовском форуме педагогических работников вы подняли очень злободневную тему - сужение белорусского сегмента в образовательном пространстве столицы и исчезновение в некоторых районах города белорусскоязычных классов и групп. Позволю себе вас процитировать: «Безусловно, гораздо проще сократить, закрыть, ликвидировать. Между прочим, молодых родителей, которые хотели бы учить детей по-белорусски, в городе много». Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы белорусский язык вернулся в наши школы?
Я говорил, что в этом вопросе очень многое зависит от личной позиции руководителя учреждения образования. В Минске действует пять гимназий с белорусским языком обучения , которые очень достойно выполняют миссию по возрождению и сохранению не только белорусского языка, но и культурных традиций. Однако очевидно, что для города с почти двухмиллионным населением этого недостаточно.
В столице действует достаточно развитая сеть белорусскоязычных групп в детских садах . Но родители, отдавая ребенка в белорусскоязычный сад, должны быть уверены, что затем ребенок сможет продолжить обучение на белорусском языке в школе, лицее, колледже, ВУЗе. Должна сохраняться преемственность в обучении. С молодыми родителями, которые хотели бы учить своих детей по-белорусски, надо работать.
Хочу отметить, что в учреждениях общего среднего образования проводится много мероприятий по популяризации белорусского языка. Для учащихся 6-10 классов проходит городская интернет-олимпиада по учебным предметам «Белорусский язык» и «Белорусская литература». Для учащихся 9-11 классов организуется городской конкурс работ исследовательского характера (конференция) по белорусскому языку и литературе.
Проведен городской поэтический конкурс, посвященный 100-летию со дня рождения Максима Танка. В рамках городского фестиваля художественного и интеллектуального творчества «Поклонимся великим тем годам » прошел конкурс чтецов произведений белорусских писателей на тему Великой Отечественной войны.
Регулярно проводятся встречи с белорусскими писателями, организовано издание настенных газет, журналов, посвященных жизни и творчеству белорусских писателей, вопросам развития белорусского языка и литературы. Проводятся викторины, литературные конкурсы, утренники, праздники, тематические вечеринки, посвященные творчеству белорусских писателей... И все-таки белорусский сегмент в образовательном пространстве столицы нужно расширять, поскольку формирование у молодого поколения национального самосознания неразрывно связано с уважительным отношением к родному языку.
- На том же форуме министр образования обратил внимание на то, что в минских школах не очень озабочены восстановлением педагогических кадров. Мол, учителя не агитируют за профессию педагога. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?
Полагаю, что сегодня нужно говорить вообще о престиже педагогической профессии и статусе педагогов в обществе. Согласен с тем, что каждый настоящий педагог должен подготовить себе смену. И лучшей агитацией является профессиональная деятельность педагога . На недавней встрече с молодыми педагогами в рамках Минского молодежного фестиваля педагогических идей и решений я интересовался, кто или что привело их в профессию. И практически каждый говорил, что был в их жизни педагог, на которого хотелось быть похожим...
- Минск - город больших возможностей, в том числе и в плане трудоустройства. Что в столице делается для того, чтобы остановить отток молодых педагогов из учреждений образования?
Во-первых, молодой педагог, пришедший в учреждение образования, должен почувствовать, что его там действительно ждали. Значение имеет абсолютно все: как встретили его в педагогическом коллективе, какие создали условия... Естественно, что у педагога-новичка возникает много вопросов при подготовке к уроку, при заполнении документации, организации воспитательной работы. Не бросили ли его наедине с этими проблемами?
Поэтому в каждом учреждении образования в начале учебного года за молодыми специалистами закрепляются наставники из круга наиболее опытных педагогов, которые помогают молодым коллегам в их профессиональном становлении. В учреждениях образования, где работают более трех молодых педагогов, организуется работа школы молодого учителя. Своеобразным отчетом работы школы учителя-новичка стали уже традиционные педагогические марафоны : во Фрунзенском районе столицы это «Золотые крупицы педагогического опыта », в Октябрьском - «День молодого учителя », в Ленинском - «Вести с уроков молодых педагогов », в Партизанском - «Первая проба ».
Сегодня мы делаем ставку на молодежь: школа должна наполниться энергией молодых! Современной школе требуются неординарные и многогранные молодые педагоги. В конце октября уже в третий раз прошел Минский молодежный фестиваль педагогических идей и решений. Хочется верить, что в системе столичного образования навсегда сохранится традиция, идущая от фестиваля - бережного, внимательного отношения к молодому учителю, оказания ему всяческой поддержки.
Молодежь волнует жилищный вопрос. Три года назад Комитету по образованию было выделено 120 мест в общежитии по улице Гинтовта . Надеемся, что педагогам будут предоставлять и арендное жилье .
Безусловно, материальные атрибуты - важны, но они - не единственный критерий престижности нашей профессии. Я вообще считаю, что престижной нашу профессию делают сами педагоги - люди, выполняющие самую важную миссию на Земле. Только уверенный в себе человек может вызывать уважение у других. Учитель должен быть для учеников авторитетом, объектом для подражания, а родители должны стать нашими партнерами. Учитель - это не просто профессия, а жизненное кредо.
Надежда Николаева. Газета «Звязда», 25 ноября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/11/62036.html