В журнале "Русский язык" (№1 2015 г.) ИД "Первое сентября" опубликованы дидактические материалы для подготовки к выполнению этого задания. Авторы рекомендаций Е.А.Гингель и А.Г.Нарушевич.

В новой демоверсии* КИМов единого государственного экзамена по русскому языку 2015 г. изменен формат ряда заданий, одно из них теперь выглядит следующим образом.

Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматичес­кими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. Получив начальное домашнее

образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б. Все, кто читал пушкинского «Бориса Году­нова», помнит бродягу Варлаама.

В. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г. Благодаря повышения уровня

обслуживания в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д. Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном»

1. Неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом.

2. Нарушение связи между подлежащим и ска­зуемым.

3. Нарушение в построении предложения с несо­гласованным приложением.

4. Ошибка в построении предложения с одно­родными членами.

5. Неправильное построение предложения с дее­причастным оборотом.

6. Нарушение в построении предложения с при­частным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с кос­венной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

В предшествующей демоверсии в аналогич­ном задании необходимо было указать в ответе номер одного из 4-х предложений, в котором нарушена синтаксическая норма. В новой версии задания 5 предложений, и в каждом из них содержится грамматическая ошибка. Вы­пускнику необходимо выявить ошибки и по­нять их причину, затем установить соответс­твие, при этом в перечне ошибок предложено не 5 вариантов, а 7, что, безусловно, затрудня­ет выполнение задания. Чтобы выявить нару­шенную норму и верно «поставить диагноз», нужно хорошо разобраться в том, что собой представляет каждая из семи позиций второго столбца задания.

Кодификатор фиксирует умения выпускни­ков, в том числе и умение выполнять различные виды анализа:

Оценивать письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;

Разграничивать варианты норм, преднаме­ренные… нарушения языковых норм**.

И при выполнении задания 25 (часть 2, сочи­нение-рассуждение) весьма важно умение «при­менять в практике речевого общения основные… грамматические нормы современного русского литературного языка» и «редактировать собственный текст».**

Неудивительно, что задание № 7 экзаменаци­онной работы отнесено к высокому уровню слож­ности. За его верное выполнение можно получить 5 из максимальных 55 первичных баллов.

В Спецификации сказано: «За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошиб­ка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный от­вет, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение».

Таким образом, для учеников важно приобрес­ти умение увидеть ошибку (нарушение литера­турной нормы); умение исправить ошибку в со­чинении; назвать вид ошибки из предложенного списка, выполняя задание № 7.

А для учителей еще более актуальной стала за­дача находить и использовать действенные мето­ды и приемы, чтобы научить детей видеть ошибки и понимать причину, вызывающую их (задание № 7), а в сочинении – исправлять различные ви­ды ошибок, т.е. редактировать собственный текст.

Для экспертов важно объективно оценить ра­боту ученика.

Если приемы выявления ошибок, их причин, а также виды правки станут привычными, превра­тятся в устойчивый навык, то и выполнение рас­сматриваемого задания, и работа над языком сочи­нения-рассуждения будут более эффективными.

Мы предлагаем материал, который поможет учителям подготовить учеников к выполнению этого задания и будет способствовать совершенствованию речевой культуры выпускников. Синтаксические нормы – это правила построения синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. В содержание заданий, проверяющих усвоение этих норм, включены примеры различных синтаксических ошибок: необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками. Рассмотрим типичные виды синтаксических ошибок.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

При употреблении падежных форм существительных с предлогом часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины ); не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов );

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );

3) неправильный выбор предлога: партнер в игре в теннис (правильно: партнер по игре в теннис ).

После предлога по в значении « после чего-либо» имя существительное употребляется в предложном падеже: по приезде в город, по возвращении домой; после предлогов благодаря, согласно, вопреки в дательном падеже: согласно приказу, вопреки прогнозу.

2. Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением.

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты».

Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты». Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Например: Те , кто согласился с этим решением, об этом пожалел (правильно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели ). Здесь главное предложение « перебивается» находящимся внутри него придаточным. При подлежащем главного предложения в конструкциях те, кто и все, кто сказуемое ставится во множественном числе: те пожалели .

В придаточном предложении относительное местоимение кто употребляется с глаголами в форме единственного числа: кто согласился? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое ставится в единственном числе.

4. Нарушение способа выражения сказуемого, например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму иллюстрированы.

5. Ошибки в построении предложения с однородными членами :

1) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: Новая статья напечатана не только в газетах, а также в глянцевых журналах (правильно: …не только в газетах, но и в глянцевых журналах );

2) неправильное расположение компонентов двойного союза: Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране (правильно: …за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране );

3) пропуск предлога: Предлагают туристические поездки в Турцию, Египет, Малайзию, Кубу (правильно: в Турцию, Египет, Малайзию, на Кубу );

4) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: Тема сочинения может быть раскрыта на примере произведений различных поэтов: А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок (правильно:…А.Пушкина, С.Есенина, А.Блока );

5) нарушение управления при однородных членах: два и более однородных члена должно требовать от общего зависимого слова одинакового падежа и предлога: например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?).

Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее .

6) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты: Это был человек, знавший себе цену и который никому не давал себя в обиду (правильно: … человек, знавший себе цену и никому не дававший себя в обиду… или … человек, который знал себе цену и никому не давал себя в обиду ).

6. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например: Я бродил по улицам, заросших одуванчиками и цветущей травой (неверно выбран падеж причастия; правильно: …по улицам (каким?), заросшим… ).

Причиной ошибки может быть также неверный порядок слов в предложении: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес (определяемое слово не должно находиться внутри определения; правильно: Статья, опубликованная в газете… или Опубликованная в газете статья…).

7. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Воробьевы горы (я приехал и отправился ).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… );

2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно (правильно: Когда я приехал в Москву… );

3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой рабочие проверяют оборудование. )

8. Ошибки при построении сложного предложения, например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился – придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью , например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю – при переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает , а не просто предполагает .

Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли: Учитель спросил, что успеем ли мы закончить работу на этой неделе.

Деепричастный и причастный обороты – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки употребления этих речевых конструкций с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот - речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы - Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:

  • Действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже).

    Примеры ошибок : Заваривая чай , у него упала чашка. Убирая в комнате , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок : Наблюдая за облаками , мне было спокойно. Выйдя на улицу , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок : Решив задачу , я буду отдыхать. Посещая выставки , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок : Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот - речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы - Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок : Игрушки, украшаемые новогоднюю елку , красиво переливались (правильно : украшавшие ). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно : собранных ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок : Обласканное поле солнцем зеленело (правильно : поле, обласканное солнцем , зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно : скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы .

    Примеры ошибок : Нам бы мебель, сделанную бы на заказ . Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие? );
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры :
Роман Достоевского, читаемый во многих странах , был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах - причастный оборот, отвечает на вопрос - какой? , согласуется с существительным роман , в предложении является обособленным определением). Заваривая чай , она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай - деепричастный оборот, отвечает на вопрос - что делая? , зависит от глагола-сказуемого добавляет , в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 37.

Задание № 7.Грамматические ошибки

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому) другу

вопреки (чему) ожиданию

согласно (чему?) расписанию

    Предлог «ПО» управляет предложным падежом:

по приездЕ в Казань

по истечениИ срока

по прибытиИ домой

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).

Запомните правила:

1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.

А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов(меньшинство поддержало оратора).

Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих(ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).

В). Множественное число в остальных случаях:

    Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).

    Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей (если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).

    Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).

    Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).

Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях: Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.

    Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.

Например: Много лет прошло со дня окончания школы.

    Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.

Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.

    Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него

(никто, кое-кто и д.т.)

Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.

    Если в качестве подлежащего выступают составные числительные, последнее слово в котором - ОДИН + существительное.

Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

    Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (Им.п.)

Моя мама работает на фабрике « Заря».

    Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:

Я восхищаюсь « Войной и миром» (Тв.п.)

Она работает на « Заре» (П.п.)

Какая же бывает ошибка в задании № 7?

Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).

Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»(верно: книгу « Война и мир»).

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых: Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом: Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей (верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей). Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог: Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив: Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.

Правильное употребление деепричастного оборота:

Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.Например:Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)

Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение. Например: Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).

Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ. Например: Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.

Примеры неправильного употребления деепричастного оборота : Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием). Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).

6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.

Например:

Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).

Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.

Например: Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).

7.Неправильное построение предложения с косвенной речью Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.

Примеры. Неверно: Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).

Верно:Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом приводит к тому, что смысл сказанного теряется. Чтобы избегать грубых ошибок, нужно изучить правило. Итак, что такое причастный оборот?

Определение

Рассмотрим для начала такой пример: «съеденная шоколадка». В данном словосочетании главным компонентом является имя существительное, а зависимым - причастие. Поэтому от главного слова мы можем поставить вопрос к зависимому: «Какая?»

Обратите внимание на следующий пример: «съеденная ребенком» . Теперь главным компонентом выступает слово «съеденная» , от которого мы ставим вопрос: «Кем?» Можно расширить словосочетание: «съеденная ребенком за завтраком». И поставим еще один вопрос: «Когда?»

Таким образом, определение причастного оборота будет следующим: это причастие с зависимыми словами. В первом случае мы имели дело с одиночным причастием, а во втором - с оборотом.

А какова функция слова «шоколадка» ? Это определяемое слово, оно не входит в причастный оборот. При этом располагаться оно может как перед причастием с зависимыми словами, так и после него:

  • шоколадка, съеденная ребенком ;
  • съеденная ребенком шоколадка.

Оборот нельзя отделять от определяемого слова другими членами предложения.

Пунктуация

Когда нужно обособлять причастный оборот? Правило имеет три важных пункта.

1. Если он стоит после определяемого слова. Телефон, купленный в прошлом году.

Для сравнения: Купленный в прошлом году телефон. Если оборот расположен перед определяемым словом, запятая не требуется.

2. Если он относится к местоимению. Измученный длительной дорогой, он едва держался на ногах.

3. Если он имеет дополнительное значение причины. Прибывший по приказу госпожи, слуга покорно ждал новых распоряжений. (Почему слуга прибыл? Потому что его позвала госпожа).

Однородные обороты не разделяют запятой. Цветы, сорванные на лугу и поставленные в вазу, наполнили гостиную весенним ароматом.

Упражнения на обособление

Мы выяснили, когда нужно выделять запятыми причастный оборот. Упражнения помогут закрепить полученные знания.

1. Определите, в котором из двух предложений следует обособлять оборот:

  1. Сочинение написанное школьником. - Написанное школьником сочинение.
  2. Сорванное с дерева яблоко. - Яблоко сорванное с дерева.
  3. Вышитые на скатерти цветы. - Цветы вышитые на скатерти.
  4. Тетрадь намокшая под дождем. - Намокшая под дождем тетрадь.
  5. Ненароком разбитая ваза. - Ваза разбитая ненароком.
  1. В первом.
  2. Во втором.
  3. Во втором.
  4. В первом.
  5. Во втором.

2. Сделайте причастный оборот необособленным, где это возможно:

  1. Он держал в руках книгу, прочитанную год назад.
  2. Путник смотрел на небо, усеянное звездами.
  3. На стене висела картина, написанная неизвестным художником.
  4. Окутанный воспоминаниями, он едва сдерживал слезы.
  5. Все с удивлением смотрели на слугу, вбежавшего в комнату.
  6. Актер с благодарностью смотрел на зрителей, бурно аплодирующих его мастерству.

Ответ: в 4 пункте обособление обязательно.

Синтаксическая роль

Разберем такое предложение: «Написанный роман был оценен по достоинству». Здесь «роман» исполняет роль подлежащего, а «написанный» - определения. Переделаем одиночное причастие в оборот.

«Роман, написанный в прошлом столетии неизвестным писателем, наконец-то был по достоинству оценен». Разумеется, причастие выступает определением. А как быть с остальными компонентами? Да, здесь присутствуют разные части речи, и они отвечают на разные вопросы. Однако мы не можем разделить причастный оборот. Правило говорит о том, что причастие со всеми зависимыми словами является определением. Почему? Потому что каждый компонент помогает описывать качество по действию определяемого слова.

Графическое обозначение

Научимся рисовать схему простого предложения, усложненного причастным оборотом. Возьмем его в квадратные скобки. Определяемое слово сокращается как ОС. Оборот обозначают двумя вертикальными линиями. Внутри чертят волнистую линию, поскольку он исполняет синтаксическую роль определения.

Схема для необособленного оборота представлена на картинке ниже.

А это обозначение обособленного оборота.

Не забывайте, что в схеме все знаки препинания сохраняются.

Как определить границу оборота

Рассмотрим еще два предложения.

«Рыцарь, гордо разъезжавший по ристалищу, готовился вступить в бой».

«Кот, громко мурлыкавший на коленях у хозяйки, окинул вошедшего гостя оценивающим взглядом».

Эти примеры более сложные. Причастные обороты находятся в середине предложения. Нужно определить их границу, чтобы правильно расставить знаки препинания.

Сначала нужно найти причастие. В первом предложении это «разъезжавший» . Теперь следует определить, есть ли зависимые слова. Для этого ставим вопросы от причастия:

  • «как?» - гордо;
  • «где?» - по ристалищу.

Это и есть граница оборота, поскольку к остальным словам не получится поставить вопросы.

Аналогично разберем второй пример. Главный компонент - «мурлыкавший». Ставим вопросы:

  • «как?» - еле слышно;
  • «где?» - на коленях у хозяйки.

Попробуем переставить определяемое слово. «Еле слышно мурлыкавший на коленях у хозяйки кот…». Это нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Его смысл трудно понять, и его неудобно произносить. Поэтому длинные обороты нужно ставить после ОС, чтобы разбить фразу на отдельные логические блоки.

Упражнения на поиск оборота

Найдите и правильно выделите запятыми причастные обороты.

  1. Телефон давно забытый в сумке неожиданно зазвонил.
  2. Снежинки тихо опускавшиеся на ее теплую ладонь сразу таяли.
  3. Смех время от времени доносящийся из верхней комнаты разжигает во мне любопытство.
  4. Мужчина нервно прохаживавшийся по просторному залу периодически смотрел на дверь.
  5. Юноша задумчиво любовавшийся звездным небом был похож на сказочного персонажа.
  6. Языки огня жадно доедающие последние кусочки письма горят как никогда ярко.
  7. Перстень надетый на палец девушки дрожащей рукой ее возлюбленного заблестел на солнце.
  8. Улыбка время от времени появлявшаяся на ее лице очаровывала окружающих.
  • «давно забытый в сумке»;
  • «тихо опускавшиеся на ее теплую ладонь»;
  • «время от времени доносящийся из верхней комнаты»;
  • «нервно прохаживавшийся по просторному залу»;
  • «задумчиво любовавшийся звездным небом»;
  • «жадно доедавшие последние кусочки письма»;
  • «надетый на палец девушки дрожащей рукой ее возлюбленного»;
  • «время от времени появлявшаяся на ее лице».

Ошибки в построении причастных оборотов

Если по смыслу сказуемое и причастный оборот означают действия, которые происходят в один промежуток времени, то ставить их нужно в одном времени.

Неправильно:

Секретарь, печатавший доклад, периодически смотрит на часы.

Правильно:

Секретарь, печатающий доклад, периодически смотрит на часы.

Секретарь, печатавший доклад, периодически смотрел на часы.

В первом предложении использован оборот в прошедшем времени, хотя сказуемое стоит в настоящем времени.

Причастный оборот и определительное придаточное предложение

Причастный оборот можно заменить определительным придаточным предложением без потери смысла.

Мальчик, вбежавший в комнату, держал в руках котенка. - Мальчик, который вбежал в комнату, держал в руках котенка.

Употребление причастных оборотов более характерно для художественно стиля. В разговорном лучше использовать придаточные предложения. Это звучит естественно и не пафосно.

Правила построения предложений с причастными оборотами

Обороты следует грамотно вплетать в предложения, чтобы не потерять общий смысл высказывания. Разберем самые распространенные ошибки.

1. Причастие с зависимыми словами отделено от ОС

Неправильно: Книга была очень популярна, написанная неизвестным автором. Налицо нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Правильно: Книга, написанная неизвестным автором, была очень популярна.

2. ОС разбивает оборот

Неправильно: Появившиеся капельки росы ранним утром блестели на солнце.

Правильно: Появившиеся ранним утром капельки росы блестели на солнце.

3. Причастный оборот не может стоять в сослагательном наклонении

Неправильно: Мой друг решил не исполнять на концерте песню, вызвавшую бы неоднозначную реакцию слушателей.

Правильно: Мой друг решил не исполнять на концерте эту песню, поскольку она могла бы вызвать неоднозначную реакцию слушателей.

4. Причастие должно быть согласовано с определительным словом в роде, числе и падеже

Неправильно: Он подошел к одной из женщин, отдыхавшим на крыльце. Это распространенное нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Правильно: Он подошел к одной из женщин, отдыхавших на крыльце.

5. Оборот и определительная часть сложноподчиненного предложения не могут быть однородными конструкциями

Неправильно: Певица, прибывшая в город и которая планировала дать концерт в местном театре, неожиданно отменила выступление.

Правильно: Певица, которая прибыла в город и планировала дать концерт в местном театре, неожиданно отменила выступление .

Упражнения на закрепление

Мы детально изучили тему «Причастный оборот». Упражнения помогут вспомнить пройденный материал.

Расставьте правильно знаки препинания.

  1. Странник измученный от долгого путешествия под палящим солнцем жадно пил прохладную воду.
  2. Потрясенный услышанной новостью он долго не мог прийти в себя.
  3. Тронутая его словами Ольга отпустила обиду.
  4. Покрытый глазурью торт выглядел аппетитно.
  5. Мучимый угрызениями совести Николай решил во всем признаться.
  6. Осколки разбитой вдребезги вазы разлетелись по полу.
  7. Озадаченный рассказом друга он начал нервно шагать по комнате.
  8. Тетрадь намокшая под дождем все еще хранила в себе остатки стихов.

В следующем задании вам нужно правильно составить причастный оборот. Подберите подходящее грамматическое время.

  1. Девушка, (рассматривать) витрины магазинов, была одета в серое платье.
  2. Студенты, бодро (шагать) по улице, громко смеются.
  3. Луч солнца, (пробиться) из-за туч, коснулся земли.
  4. Музыкант, (играть) на пианино, пытался сосредоточиться.
  5. Старик, (сидеть) в кресле, неохотно оторвался от книги.
  6. Художник, (рисовать) картину, с головой ушел в работу.

Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Гид подошел к группе туристов, с нетерпением ожидавшим начала экскурсии.
  2. Пес, лежавший в будке и который лениво оглядывал двор, внезапно насторожился.
  3. Ехавшая карета по дороге внезапно остановилась.
  4. Наброшенное пальто на плечи явно было дорогим.
  5. Посетитель, сидевший за столиком и который пил чай, уже собрался уходить.
  6. Он радушно встретил друзей, приехавшим издалека.
  7. Ярко сверкающая луна на небе освещает наш путь.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в . Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением » в случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может быть названа «Нарушение согласования », поскольку определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:

  • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
  • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
  • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.

Предложение:

Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный вариант:

Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

Предложение:

Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2:

Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

Предложение:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».

Верный вариант:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

Предложение:

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Верный вариант 2:

Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса . Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе